Работа с текстом как основа формирования универсальных учебных действий презентация

Содержание


Презентации» Педагогика» Работа с текстом как основа формирования универсальных учебных действий
Психологи утверждают, что школьники усваивают
  
 10% от того, что ониРабота с текстом как основа формирования универсальных учебных действий 
 ВажнейшуюУчить не знаниям, а мышлению и способностям.
    Метапредметные учебно-информационные умения
       Необходимо сформироватьЗадания 
 Задания 
 на анализ предложенного материала;
 на формулировку тезиса;
Метапредметные результаты образовательной деятельности
    Способы деятельности, применимые какЗадания 15.1-15.3 проверяют не только умения, необходимые в области русского языка,Анализируем формулировки тем
 Анализ поможет ученику 
 осознать основной круг вопросов,15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания…: «….». Аргументируя свой ответ, приведите(1)С того самого дня, как сыну передалось моё давнее увлечение марками,(21)- Потерял?! - всхлипнул я и в предынфарктном состоянии опустился наОбратите внимание!
 Нельзя отождествлять образ рассказчика с образом автора! 
 Задание 15.2
     Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как выЭтапы работы над заданием 15.2
 I. Анализ фрагмента текста - этапПриёмы работы с текстом
 Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить иКак понять смысл текста?
 Выделить в тексте главное (помощь -ключевые слова,Структура сочинения
 Тезис - то, что выпускник будет раскрывать в сочинении;Кульминация и развязка как опорные точки композиции текста
   Работаем с текстом
 Психологические проблемы 
 
 «Кончилась спокойная жизнь».
 Почему альбом с марками можно назвать «целым миром»?
   ФилателистыПочему сын «щедро подарил» этот мир «другому» ?
 Причина 1.
 «ЭтоОпределяем идею текста
    «Сначала – очень жалел, аПишем сочинение
 1) Раскроем тему текста и сформулируем тезис:
  Памятка «Как работать над сочинением (15.2)»
 Внимательно прочитайте текст.
 Вдумайтесь вОбразец работы с памяткой
 Вдумайтесь в смысл вопроса, на который вамОбразец работы с памяткой
 Сформулируйте собственное мнение 
   оОбразец работы с памяткой
 
 5.  Проверьте композицию сочинения: это



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:


Слайд 2
Описание слайда:
Психологи утверждают, что школьники усваивают   10% от того, что они читают;  26% от того, что они слышат; 30% от того, что они видят; 50% от того, что они видят и слышат; 70% от того, что они обсуждают с другими; 80% от того, что основано на личном опыте; 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают; 95% от того, чему они обучаются сами.

Слайд 3
Описание слайда:
Работа с текстом как основа формирования универсальных учебных действий Важнейшую роль в формировании УУД играет работа с текстом. Навык чтения - фундамент всего образования. Уровни работы с текстом: 1.   Воспроизведение, комментированное чтение, нахождение сведений. 2.   Анализ: выделение главной мысли, составление плана, тезисов, вопросов, схем, таблиц, написание выводов, поиск причинно-следственных связей, компрессия (сжатие текста), подбор примеров. 3.   Творчество: иллюстрирование, рецензирование, написание сочинений.

Слайд 4
Описание слайда:
Учить не знаниям, а мышлению и способностям. «Известно, что все приемы мышления сводятся к ограниченному числу основных и что количество различных способностей также невелико. Наконец, различные приемы мышления встречаются в одном и том же предмете, значит, занятие одним из них должно подготовить к другим. Разве мы не убеждены в том, что общее образование должно сделать ученика способным ко всякой умственной работе?» Латышев В.А. Руководство к преподаванию арифметики. СПб., 1880

Слайд 5
Описание слайда:
Метапредметные учебно-информационные умения Необходимо сформировать у учащихся метапредметные учебно-информационные умения: извлекать информацию из различных источников; составлять план; отбирать материал по заданной теме; составлять письменные тезисы; подбирать цитаты; составлять таблицы, схемы, графики и пр.

Слайд 6
Описание слайда:
Задания Задания на анализ предложенного материала; на формулировку тезиса; на аргументацию; на установление причинно-следственных связей; на поиск информации в исходном тексте, художественном, научном, историческом источнике, окружающем мире; на систематизацию материала; на формулировку понятия и т.п

Слайд 7
Описание слайда:
Метапредметные результаты образовательной деятельности Способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Слайд 8
Описание слайда:
Задания 15.1-15.3 проверяют не только умения, необходимые в области русского языка, но и общеучебные умения: Задания 15.1-15.3 проверяют не только умения, необходимые в области русского языка, но и общеучебные умения: умение адекватно понимать информацию прочитанного текста умение использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи При этом неслучайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения своей работы, используя прочитанный текст: воспитание культуры доказательного аргументированного рассуждения выступает важнейшей задачей современной школы.

Слайд 9
Описание слайда:
Анализируем формулировки тем Анализ поможет ученику осознать основной круг вопросов, которые нужно раскрыть в сочинении, определить основную мысль (идею) будущего текста, продумать аргументацию и т.д. Формулировка темы сочинения - прообраз, компрессия будущего текста.

Слайд 10
Описание слайда:
15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания…: «….». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. 15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете выражение: «….». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Слайд 11
Описание слайда:

Слайд 12
Описание слайда:

Слайд 13
Описание слайда:

Слайд 14
Описание слайда:

Слайд 15
Описание слайда:

Слайд 16
Описание слайда:
(1)С того самого дня, как сыну передалось моё давнее увлечение марками, и у меня кончилась спокойная жизнь. (2)Я снова стал вести существование дикого охотника за марками... (1)С того самого дня, как сыну передалось моё давнее увлечение марками, и у меня кончилась спокойная жизнь. (2)Я снова стал вести существование дикого охотника за марками... (3)Я выменивал, выклянчивал, покупал, нервничал… (4) - Ну что ты волнуешься? (5)У мальчика это возрастная болезнь вроде кори. (6)Переломный этап в психике. (7)Это пройдет!- убеждала меня жена. (8)Пройдет... (9)Святое материнское заблуждение! (10)Если бы она знала, что из заначек, которые теперь значительно превышали мои былые дофилателистические потребности, можно было бы купить ей давно обещанную шубку, она не говорила бы так легкомысленно… (11)Филателистические бури продолжали расшатывать корпус нашего семейного корабля и вызывали всё усиливающуюся финансовую течь. (12)И во всем были виноваты марки! (13)В конце концов я смирился: они заставляли нас с сыном нырять в разные словари и справочники, каждый раз позволяли чувствовать себя первооткрывателями. (14)Мне уже мерещилась мировая известность моего выдающегося собирателя... (15)- Ну-с, брат, - обратился я как-то к сыну после вечернего чая, в блаженном предвкушении потирая руки. (16) - Мне удалось выцарапать две прелюбопытнейшие марочки Британской Гвианы. (17)Доставай-ка свой альбомчик... (18)- Понимаешь, папа... - сын посмотрел на меня распахнутыми до дна глазами. (19)- Я давно хотел тебе сказать....(20)У меня нет альбома...

Слайд 17
Описание слайда:
(21)- Потерял?! - всхлипнул я и в предынфарктном состоянии опустился на диван. (21)- Потерял?! - всхлипнул я и в предынфарктном состоянии опустился на диван. (22) - Ну что ты, папочка! - снисходительно пожал плечами сын, видимо, несколько шокированный такой вопиющей глупостью родителя. (23)- Просто у меня сейчас нет альбома. (24)- Ага... - радостная догадка осенила меня. (25)- Ты на время дал посмотреть его своему товарищу? (26)Молодец! (27)А далеко он живет, этот твой товарищ?! (28)- Папа... (29)Это мальчик, у которого парализованы обе ноги, над ним шефствует наша школа. (30)Он не может ходить, понимаешь, - совсем не может! (31)Никуда не может ездить…. (32)Разве в его коляске далеко уедешь? (33)Я подарил ему свой альбом…(34)Ты не будешь очень на меня сердиться, а, пап? (35)Я ведь могу пойти и в музей, и на стадион, и в кино, и потом, попозже, съездить в другие страны... (36)- А ты не жалеешь о своем альбоме? - безжалостно спросил я. (37)- Только честно? (38)- Да, папа, жалею... (39)Сначала – очень жалел, а теперь - чуть-чуть жалею... (40)Видишь ли, он так обрадовался, что даже заплакал. (41)Понимаешь, не кричал, не смеялся, а заплакал. (42)Неужели от радости тоже можно плакать?(43) А, пап? (44)И мне теперь очень-очень хорошо... (45)Так ты не сердишься? (46)Ну что я мог сказать? (47)У него в руках был целый мир - он щедро подарил его другому. (48)Это был мой сын, и он стал взрослым. (49)Поэтому я не обнял его и не поцеловал, как раньше, а только молча протянул ему руку. (50)И мы обменялись крепким понимающим рукопожатием... (По Л.Куклину)

Слайд 18
Описание слайда:
Обратите внимание! Нельзя отождествлять образ рассказчика с образом автора! В частности, «я» в повествовании – всегда «я» рассказчика, но не автора. Автор может сделать рассказчиком кого угодно, в том числе и самого себя. Но в композиции произведения даже самый близкий образу автора образ рассказчика все же останется образом рассказчика. Позиция автора и героя-рассказчика могут не совпадать, поэтому, если поступок героя, описанный в тексте, объективно заслуживает отрицательной (положительной) оценки, автор, скорее всего, оценивает его так же.

Слайд 19
Описание слайда:
Задание 15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете выражение: «У него в руках был целый мир - он щедро подарил его другому». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Слайд 20
Описание слайда:
Этапы работы над заданием 15.2 I. Анализ фрагмента текста - этап понимания: определить и понять предмет анализа; сформулировать тезис; дать пояснения к тезису. II. Интерпретация фрагмента текста - этап объяснения: объяснить смысл фрагмента текста; обосновать (подтвердить) высказанное суждение о смысле фрагмента текста примерами-аргументами из текста. III. Вывод - этап обобщения: личностное отношение к герою, к теме или проблеме текста.

Слайд 21
Описание слайда:
Приёмы работы с текстом Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для построения плана целесообразно по мере чтения последовательно задавать себе вопрос «О чем здесь говорится?». Прием составления графической схемы. Это способ моделирования логической структуры текста. От плана она отличается тем, что в ней наглядно отражены связи и отношения между элементами. Прием тезирования представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста. Прием составления сводной таблицы позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию. Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста.

Слайд 22
Описание слайда:
Как понять смысл текста? Выделить в тексте главное (помощь -ключевые слова, оценочная лексика и детали); определить микротемы, несущие основную информацию, их функцию; сформулировав основную мысль микротемы, понять ход развития авторской мысли во всем тексте.

Слайд 23
Описание слайда:

Слайд 24
Описание слайда:
Структура сочинения Тезис - то, что выпускник будет раскрывать в сочинении; фраза, которая предложена ему в тексте задания, - основа для формулировки тезиса. Аргументация (доказательства, которые нужно привести в подтверждение высказанной мысли (номера предложений или цитаты из исходного текста). Вывод.

Слайд 25
Описание слайда:
Кульминация и развязка как опорные точки композиции текста Анализ опорных точек – ключ к пониманию логики композиции, а значит, и всей внутренней логики произведения как целого… Опорные точки композиции – это точки наибольшего читательского напряжения. Они часто совпадают с элементами сюжета – кульминацией и развязкой. (А.Б. Есин «Принципы и приемы анализа литературного произведения»)

Слайд 26
Описание слайда:
Работаем с текстом Психологические проблемы «Кончилась спокойная жизнь». «Я снова стал вести существование дикого охотника за марками...» «Я выменивал, выклянчивал, покупал, нервничал…» «Удалось выцарапать две прелюбопытнейшие марочки…»; «Всхлипнул я и в предынфарктном состоянии опустился на диван-кровать».

Слайд 27
Описание слайда:
Почему альбом с марками можно назвать «целым миром»? Филателисты узнают много нового о странах, людях, предметах, событиях и т.д., которые изображены на марках. «Они заставляли нас с сыном нырять в разные словари и справочники, позволяли каждый раз чувствовать себя первооткрывателями». «Мне удалось выцарапать две прелюбопытнейшие марочки Британской Гвианы».

Слайд 28
Описание слайда:
Почему сын «щедро подарил» этот мир «другому» ? Причина 1. «Это мальчик, у которого парализованы обе ноги. Он не может ходить, совсем не может! Никуда не может ездить. Разве в его коляске далеко уедешь?» «Он так обрадовался, что даже заплакал. Не кричал, не смеялся, а заплакал. Неужели от радости тоже можно плакать?»

Слайд 29
Описание слайда:
Определяем идею текста «Сначала – очень жалел, а теперь - чуть-чуть... И мне теперь очень-очень хорошо...»

Слайд 30
Описание слайда:
Пишем сочинение 1) Раскроем тему текста и сформулируем тезис: Филателия – интереснейшее занятие. Рассказывая о поступке сына, отец утверждает: «У него в руках был целый мир - он щедро подарил его другому». Я думаю, смысл этого высказывания таков: мальчик, великодушно отдав любимый альбом с марками больному сверстнику, сделал его жизнь намного интересней.

Слайд 31
Описание слайда:
Памятка «Как работать над сочинением (15.2)» Внимательно прочитайте текст. Вдумайтесь в смысл вопроса, на который вам предстоит ответить, найдите в нём ключевые слова. Найдите в тексте смысловые части, которые помогут вам ответить на поставленный вопрос. Сформулируйте собственное мнение о смысле заданного вопроса. Приведите два примера-аргумента из текста, подтверждающих правильность высказанных вами мыслей. Цитируйте примеры или указывайте в скобках номера предложений. Проверьте композицию сочинения: это должно быть сочинение-рассуждение (тезис, аргументы, вывод). Проверьте, как соотносится ваше письменное высказывание с авторской позицией (идеей текста).

Слайд 32
Описание слайда:
Образец работы с памяткой Вдумайтесь в смысл вопроса, на который вам предстоит ответить, найдите в нём ключевые слова. «целый мир» «щедро подарил его другому» О каком мире идёт речь в тексте? Что заставило сына щедро подарить этот мир другому?

Слайд 33
Описание слайда:
Образец работы с памяткой Сформулируйте собственное мнение о смысле заданного вопроса. «Я считаю, что сын дал возможность парализованному мальчику познать мир с помощью подаренного альбома с марками».

Слайд 34
Описание слайда:
Образец работы с памяткой 5. Проверьте композицию сочинения: это должно быть сочинение-рассуждение (тезис, аргументы, вывод). Все композиционные части в сочинении-рассуждении есть.


Скачать презентацию на тему Работа с текстом как основа формирования универсальных учебных действий можно ниже:

Похожие презентации