Речевое развитие дошкольников. (Лекция 3) презентация

Содержание


Презентации» Педагогика» Речевое развитие дошкольников. (Лекция 3)
Речевое развитие дошкольников
 Лектор: Терехова Светлана Егоровна, 
  кан. пед.Образовательные области:
 социально-коммуникативное развитие;
 познавательное развитие; 
 речевое развитие;
 художественно-эстетическое развитие;
Речевое развитие: 
 овладение речью как средством общения и культуры; 
Требования к результатам освоения образовательной программы ДО:
 ребенок достаточно хорошо владеетДошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становленияРазвитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется её практическое употребление вВ развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный ростРечевой навык – это речевое действие, достигшее степени совершенства, способность осуществитьРазличают четыре вида речевых умений:
  1. Умение говорить, т. е.Задачи речевого развития  в дошкольном возрасте:
  - формирование звуковойМетоды работы 
   по развитию речи дошкольниковМетод обучения по образцу (имитационный):
 - обучение произношению, интонациям; 
 -Метод проблемный: 
        Метод коммуникативный:
 Метод коммуникативный:
 - беседы (например, как вести себя сРечевые упражнения, словесные игры, чтение и обсуждение литературных произведений, инсценировки, игры-драматизации,Курганская Л.М. Я умею. Ты умеешь. Мы умеем говорить! Диагностика речевогоПриёмы работы 
 на разных этапах 
 развития речи детейДети младшего дошкольного возраста
 Дети младшего дошкольного возраста
   Развитие лексики
 Развитие лексики
 В 1,5 года – менее 50 слов.
Руководство развитием детского словаря рекомендуют начинать не с обучения новым словам,Дети среднего дошкольного возраста
    Развитие звуковой стороны речи:
Развитие звуковой стороны речи: обучение звуко-слоговому анализу
 Изучение гласных и согласныхПоследовательность анализа слова:
 Правильно произнеси слово и послушай его.
 Произнеси словоДети старшего дошкольного возраста 
 Словарная работа
 Работа над литературными произведениямиСпасибо за внимание!



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Речевое развитие дошкольников Лектор: Терехова Светлана Егоровна, кан. пед. наук, доцент ОГАОУ ДПО «БелИРО»


Слайд 2
Описание слайда:
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Слайд 3
Описание слайда:
Речевое развитие: овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой; понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Слайд 4
Описание слайда:
Требования к результатам освоения образовательной программы ДО: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли; может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения; может выделять звуки в словах; у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Слайд 5
Описание слайда:
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.

Слайд 6
Описание слайда:
Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется её практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению.

Слайд 7
Описание слайда:
В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.  В период от рождения ребенка до 7 – 10 лет формируются и активно развиваются речевые умения и навыки.

Слайд 8
Описание слайда:
Речевой навык – это речевое действие, достигшее степени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту или иную операцию. Речевые навыки включают внешнее оформление (произношение, членение фраз, интонирование) и внутреннее (выбор падежа, рода, числа и т. п.). Речевое умение – особая способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых навыков. А.А. Леонтьев считает, что речевые умения носят творческий характер и представляют собой комбинирование языковых единиц, применение их в любых ситуациях общения.

Слайд 9
Описание слайда:
Различают четыре вида речевых умений: 1. Умение говорить, т. е. излагать свои мысли в устной форме; 2. Умение аудировать (понимать речь в её звуковом оформлении); 3. Умение излагать свои мысли в письменной речи; 4. Умение читать (понимать речь в её графическом изображении).

Слайд 10
Описание слайда:
Задачи речевого развития в дошкольном возрасте: - формирование звуковой культуры, фонематического слуха; - развитие лексики; - формирование грамматики речи; - развитие связной речи дошкольников; - обучение детей дошкольного возраста общению и речевому этикету; - знакомство с различными жанрами детской литературы

Слайд 11
Описание слайда:
Методы работы по развитию речи дошкольников

Слайд 12
Описание слайда:
Метод обучения по образцу (имитационный): - обучение произношению, интонациям; - составление предложений по образцу, выразительное чтение наизусть; - составление текстов разного типа (описание, повествование, рассуждение); - пересказ литературных произведений.

Слайд 13
Описание слайда:
Метод проблемный: - вопросы, творческие задания; - упражнения, дидактические игры и др.

Слайд 14
Описание слайда:
Метод коммуникативный: Метод коммуникативный: - беседы (например, как вести себя с незнакомым взрослым человеком; о чем хотели бы узнать; что хотели бы увидеть); - создание речевых ситуаций (например, заблудился в парке; потерялся в магазине; встреча с незнакомым взрослым, с незнакомым мальчиком или девочкой); - ролевые игры, экскурсии; - совместный труд и другие виды деятельности, побуждающие высказаться.

Слайд 15
Описание слайда:
Речевые упражнения, словесные игры, чтение и обсуждение литературных произведений, инсценировки, игры-драматизации, коллективные рассказы, игры-соревнования, литературное творчество, индивидуальная работа с ребенком – все виды образовательной деятельности должны повторяться, чтобы дети могли прочно усвоить произношения звуков и слогов, новые слова и их значения, а также грамматические правила. Речевые упражнения, словесные игры, чтение и обсуждение литературных произведений, инсценировки, игры-драматизации, коллективные рассказы, игры-соревнования, литературное творчество, индивидуальная работа с ребенком – все виды образовательной деятельности должны повторяться, чтобы дети могли прочно усвоить произношения звуков и слогов, новые слова и их значения, а также грамматические правила.

Слайд 16
Описание слайда:
Курганская Л.М. Я умею. Ты умеешь. Мы умеем говорить! Диагностика речевого развития дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений, студентов пед. училищ и пед. факультетов вузов. – Белгород, 2004. – 62 с.

Слайд 17
Описание слайда:
Приёмы работы на разных этапах развития речи детей

Слайд 18
Описание слайда:
Дети младшего дошкольного возраста Дети младшего дошкольного возраста Приемы работы по развитию звуковой стороны речи: Артикуляционные упражнения Упражнения на развитие речевого дыхания Игры со звукоподражанием Дидактические игры Чистоговорки, скороговорки, загадки, пословицы и поговорки, игры-драматизации, стихи и считалки

Слайд 19
Описание слайда:
Развитие лексики Развитие лексики В 1,5 года – менее 50 слов. К 2 годам словарь возрастает в 3 – 5 р. До 1,5 – 2 лет – новые десятки слов, после этого словарь увеличивается в 8 раз за 2 – 3 месяца. В 1,3 года в словаре только существительные; В 1,8 года – 20 % глаголов

Слайд 20
Описание слайда:
Руководство развитием детского словаря рекомендуют начинать не с обучения новым словам, а с активизации имеющегося у детей словарного запаса - с обращения к их опыту. Ребенок иногда объясняет смысл слова с точки зрения детской логики, поэтому надо работать над отработкой умения употреблять слова в соответствии с их действительным смыслом.

Слайд 21
Описание слайда:
Дети среднего дошкольного возраста Развитие звуковой стороны речи: Чистоговорки (сочиняют дети). Скороговорки: «Карл у Клары…», «Во дворе – трава, на траве – дрова». Загадки: «На шесте дворец, во дворце певец», «Днем спит, а ночью летает и прохожих пугает». Пословицы и поговорки. Игры-драматизации. Стихи и считалки.

Слайд 22
Описание слайда:
Развитие звуковой стороны речи: обучение звуко-слоговому анализу Изучение гласных и согласных звуков. Определение места звука в слове (начало, середина, конец) Использование фишек для выполнения звукового анализа: гласный звук согласный звук твердый согласный звук мягкий звонкий звук глухой звук

Слайд 23
Описание слайда:
Последовательность анализа слова: Правильно произнеси слово и послушай его. Произнеси слово по слогам. Выдели (протяни) первый звук в слове, назови его, охарактеризуй. Обозначь выделенный звук фишкой. Протяни (выдели) второй звук в слове, охарактеризуй его. Третий звук и т.д. Прочитай по фишкам слово целиком. Ответь на вопросы: - сколько всего звуков в слове? - сколько гласных? - сколько слогов? - сколько согласных?

Слайд 24
Описание слайда:
Дети старшего дошкольного возраста Словарная работа Работа над литературными произведениями

Слайд 25
Описание слайда:
Спасибо за внимание!


Скачать презентацию на тему Речевое развитие дошкольников. (Лекция 3) можно ниже:

Похожие презентации