Риторика и аргументация презентация

Содержание


Презентации» Философия» Риторика и аргументация
РИТОРИКА И АРГУМЕНТАЦИЯ (основы риторики и теории аргументации)
 Доц. Анатолий ИвановичЛитература
 Логика. Учебник для бакалавров / ред. Мигунов А.И., Микиртумов И.Б.,РИТОРИКА  
 Риторика и политика в античной ГрецииРиторика и политика в античной Греции
 “Наука об оратор­ском искусстве иРиторика и политика в античной Греции
 “...что может быть в нашемРиторика и политика в античной Греции
 «Риторика – филологическая дисциплина, изучающаяРиторика и политика в античной Греции
 «…Искусство эффективной коммуникации»
 ?
 ИскусствоРиторика и политика в античной Греции
 Нас интересует прежде всего вРиторика и политика в античной Греции
 Почему именно античности мы обязаныРиторика и политика в античной Греции
 Античная культура это, прежде всего,Риторика и политика в античной Греции
 Не та речь, которая звучит,Риторика и политика в античной Греции
 Становление античной демократии.
 Ж.-П.Вернан ПроисхождениеИсократ (436 до н.э. – 338 до н.э.)
 Демосфен (383 доРиторика и политика в античной Греции
 Два периода наибольшего расцвета античногоС.С. Аверинцев: В центре греческой культуры - две силы, пребывающие в“Греческий разум формировался не столько в ходе обращения людей с объектами,Диалогический принцип 
 как основа формирования разумаАнтичная риторика как система
 Гаспаров М. Л. Античная риторика как система.//Античная риторика как система
 Три рода красноречия: 
 торжественное, 
 включалоАнтичная риторика как система
 Три источника и три цели красноречия:
 ИсточникиАнтичная риторика как система
 Риторическая разработка речи насчитывала пять главных частей:Античная риторика как система
 «Все силы и способности оратора служат выполнениюАнтичная риторика как система
 Риторическая разработка речи насчитывала пять главных частей:Античная риторика как система
 «Даже в таких вещах, которые более всегоНахождение (inventio)
 Классификация вопросов:
 - по отношению к оратору, 
 вопросыПо отношению к слушателям вопросы делятся на: 
 По отношению кНахождение (inventio)
 По отношению к предмету вопросы делятся по трем основаниям:Нахождение (inventio)
 По характеру содержания вопросы делятся на 4 типа, статуса:Нахождение (inventio)
 При статусе установления 
 В судебном красноречии за несомненнуюНахождение (inventio)
 При статусе определения
 В судебном красноречии за несомненную величинуНахождение (inventio)
 При статусе оценки 
 В судебном красноречии за несомненнуюНахождение (inventio)
 Классификация вопросов:
 по отношению к оратору,
 по отношению кНахождение (inventio)
 Места (др.-греч.τόπος; лат. locus) – способы связи между спорнымНахождение (inventio)
 Средством утвердить свой взгляд на спорный предмет были доказательстваСиллогизм (греч. συλλογισμός) – вид дедуктивного умозаключения, в котором из двухНахождение (inventio)Нахождение (inventio)Расположение материала (dispositio)
 Вступление (внимание, предварительные понимание и сочувствие)
 Изложение (ясностьАнтичная риторика как система
 Риторическая разработка речи насчитывала пять главных частей:Словесное выражение (elocutio)
 Четыре главных требования к элокуции:
 Правильность
 	Ясность
 		Уместность
Словесное выражение (elocutio)
 Фигуры – все выражения, отступавшие от некоторой нормы,«Вот приблизительно каковы приемы, - а их может быть и ещеСловесное выражение (elocutio)
 Фигуры – все выражения, отступавшие от некоторой нормы,Словесное выражение (elocutio)
 “Слова оратора должны способствовать стройности и достоинству речи,Словесное выражение (elocutio)Словесное выражение (elocutio)
 Фигуры слова:
 фигуры прибавления
 фигуры убавления
 фигуры перемещенияСловесное выражение (elocutio)
 Тропы (или фигуры переосмысления) – фигуры, с помощьюСловесное выражение (elocutio)
 Новалис (Фридрих фон Гарденберг (1772-1801))
 «Чем больше поэзии,Словесное выражение (elocutio)
 4 основных тропа.
 Перенос значения по сходству даетСловесное выражение (elocutio)
 Учение об отборе слов
 Основные критерии отбора слов:
Словесное выражение (elocutio)
 Теория сочетания словСловесное выражение (elocutio)
 Теория сочетания слов4. Memoria – запоминание
 Френсис Йейтс Искусство памяти. М., 1997.
 5.



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
РИТОРИКА И АРГУМЕНТАЦИЯ (основы риторики и теории аргументации) Доц. Анатолий Иванович Мигунов


Слайд 2
Описание слайда:
Литература Логика. Учебник для бакалавров / ред. Мигунов А.И., Микиртумов И.Б., Федоров Б.И. М., «Проспект», 2014. (Часть III. Логическая прагматика. Основы теории аргументации) Еемерен Ф.Х. ван, Гроотендорст Р. , Хенкеманс Ф.С. Аргументация: анализ, проверка, представление. СПб, 2002. Аристотель. Риторика //Античные риторики / Под. ред. А.А. Тахо-Годи. М., 1978. Аристотель. Топика // Соч. в четырех томах. М., 1978. Т.2. Гаспаров М.Л. Античная риторика как система //Античная поэтика. М., 1991. (Цицерон, 1972) Цицерон Марк Туллий. Об ораторе // Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996. Лотман Ю.М. Риторика. // Его же. Избранные статьи. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн, 1992. С. 167 – 183. Поварнин С.И. Искусство спора. О теории и практике спора. М., 1918, 1923, (“Вопросы философии”, 1990, №3), 1993 и др. годов издания. Шопенгауэр А. Эристическая диалектика // Логика и риторика. Хрестоматия. Минск, 1997.

Слайд 3
Описание слайда:

Слайд 4
Описание слайда:
РИТОРИКА Риторика и политика в античной Греции

Слайд 5
Описание слайда:
Риторика и политика в античной Греции “Наука об оратор­ском искусстве и шире - о художественной прозе вообще” Главная же ее часть - “учение о словесном выражении - растворилась в стилистике как части теории литературы, а остальные раз­делы потеряли практическое значение; само слово “риторика” приобрело одиозный оттенок напыщенного пустословия”

Слайд 6
Описание слайда:
Риторика и политика в античной Греции “...что может быть в нашем (ученом) досуге, в нашей приватной жизни приятней, что слаще, что пригодней для человечности, чем пользоваться красноречием, которое исполнено сентенциями, утончено острыми шутками и любезностью и не заключает ничего грубого, ничего нелепого и неотесанного”.

Слайд 7
Описание слайда:
Риторика и политика в античной Греции «Риторика – филологическая дисциплина, изучающая способы построения художественно выразительной речи, прежде всего прозаической и устной; близко соприкасается с поэтикой и стилистикой» Лингвистический энциклопедический словарь (Топоров В.Н., 1990)

Слайд 8
Описание слайда:
Риторика и политика в античной Греции «…Искусство эффективной коммуникации» ? Искусство убеждающей речи Искусство художественно выразительной речи Искусство рождения мысли

Слайд 9
Описание слайда:
Риторика и политика в античной Греции Нас интересует прежде всего в анализе риторики: что такое риторика для ее античных теоретиков; как формировалась и видоизменялась европейская риторическая традиция; в чем состоит антропологический смысл риторики; отношение риторического слова и истины как проявляется природа риторического слова в различных типах дискурса.

Слайд 10
Описание слайда:
Риторика и политика в античной Греции Почему именно античности мы обязаны возникновением и формированием риторики как искусства речи? Античная культура это, прежде всего, культура устного слова. Сократ об «ужасной особенности письменности», «…поистине сходной с живописью: ее порождения стоят как живые, а спроси их – они очень величественно молчат. То же самое и с сочинениями. Думаешь, будто они говорят, как мыслящие, а если кто, желая усвоить, спросит о чем-нибудь из того, что они говорят, они всегда твердят одно и то же» Платон. Федр. 275 d-e.

Слайд 11
Описание слайда:
Риторика и политика в античной Греции Античная культура это, прежде всего, культура устного слова. Тот же, кто понимает, «такой человек находит, что только в речах наставительных, произносимых ради обучения и, по существу, начертываемых в душе... есть ясность и совершенство, стоящие стараний. О таких речах он скажет, что они словно родные его сыновья – Платон. Федр. 278 a-b.

Слайд 12
Описание слайда:
Риторика и политика в античной Греции Не та речь, которая звучит, а та, которая рождается в разуме, которая является свидетельством разума, которая и есть форма разума.

Слайд 13
Описание слайда:
Риторика и политика в античной Греции Становление античной демократии. Ж.-П.Вернан Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988 (1 фр. изд. - 1962) “Возникает необходимость составления речей, имеющих четко отточенную форму антитетических доказательств. Таким образом, устанавливается тесная связь и взаимозависимость между политикой и логосом (словом). Политическое искусство состоит, по сути дела, в умении владеть речью; и логос с самого начала осознает себя, свои правила, свою эффективность через политическую функцию”

Слайд 14
Описание слайда:
Исократ (436 до н.э. – 338 до н.э.) Демосфен (383 до н.э. – 322 до н.э.) ХАРИЗМА (греч. charisma - божественный дар, благодать, милость) - наделенность (во мнении определенного круга приверженцев или последователей) какого-либо лица свойствами исключительности, сверхъестественности, непогрешимости или святости.

Слайд 15
Описание слайда:
Риторика и политика в античной Греции Два периода наибольшего расцвета античного красноречия приблизительно совпадают с двумя периодами подъема рабовладельческой демократии. В Греции - это V-IV вв. до н.э., в Афинах – это время Исократа и Демосфена; в Риме - это I в. до н.э., время Цицерона.

Слайд 16
Описание слайда:
С.С. Аверинцев: В центре греческой культуры - две силы, пребывающие в постоянном конфликте, но и в контакте, в противостоянии, но и во взаимной соотнесенности: воспитание мысли и воспитание слова - философия, ищущая истины, и риторика, ищущая убедительности. Аверинцев С.С. Античный риторический идеал и культура Возрождения. // Античное наследие в культуре Возрождения. Сб. статей. М., 1984. С. 352.

Слайд 17
Описание слайда:
“Греческий разум формировался не столько в ходе обращения людей с объектами, сколько во взаимоотношениях самих людей. Он развивался не столько в связи с техникой, посредством которой воздействуют на внешний мир, сколько благодаря технике, которая воздействует на других и основным средством которой служит язык, а именно: политике, риторике, дидактике. Иначе говоря, греческий разум был устремлен на воспитание, совершенствование и образование людей, а не на преобразование природы”. “Греческий разум формировался не столько в ходе обращения людей с объектами, сколько во взаимоотношениях самих людей. Он развивался не столько в связи с техникой, посредством которой воздействуют на внешний мир, сколько благодаря технике, которая воздействует на других и основным средством которой служит язык, а именно: политике, риторике, дидактике. Иначе говоря, греческий разум был устремлен на воспитание, совершенствование и образование людей, а не на преобразование природы”. Вернан Ж.-П. Указ.соч. С. 158-159.

Слайд 18
Описание слайда:
Диалогический принцип как основа формирования разума

Слайд 19
Описание слайда:
Античная риторика как система Гаспаров М. Л. Античная риторика как система.// Античная поэтика. М., 1991. (Гаспаров М.Л. Цицерон и античная риторика. В кн. Цицерон М.Т. Три трактата об ораторском искусстве. 1972, 1994.), Козаржевский А.Ч. Античное ораторское искусство. M., 1980; 2-е издание: М. Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. Корнилова Е.Н. Риторика – искусство убеждать. Своеобразие публицистики античной эпохи. М., 1998.

Слайд 20
Описание слайда:
Античная риторика как система Три рода красноречия: торжественное, включало речи хвалебные и порицательные (хорошее – дурное) совещательное речи убеждающие и разубеждающие (полезное – вредное) судебное. речи обвинительные и защитительные (справедливое – несправедливое)

Слайд 21
Описание слайда:
Античная риторика как система Три источника и три цели красноречия: Источники – природное дарование, теоретическое обучение и практическое упражнение. Цели красноречия – убедить, усладить и взволновать.

Слайд 22
Описание слайда:
Античная риторика как система Риторическая разработка речи насчитывала пять главных частей: inventio - нахождение материала, dispositio - расположение материала, elocutio - словесное выражение, memoria - запоминание и actio - произнесение.

Слайд 23
Описание слайда:
Античная риторика как система «Все силы и способности оратора служат выполнению следующих пяти задач: во-первых, он должен приискать содержание для своей речи; во-вторых, расположить найденное по порядку, взвесив и оценив каждый довод; в-третьих, облечь и украсить все это словами; в-четвертых, укрепить речь в памяти; в-пятых, произнести ее с достоинством и приятностью»

Слайд 24
Описание слайда:
Античная риторика как система Риторическая разработка речи насчитывала пять главных частей: inventio - нахождение материала, dispositio - расположение материала, elocutio - словесное выражение, memoria - запоминание и actio - произнесение.

Слайд 25
Описание слайда:
Античная риторика как система «Даже в таких вещах, которые более всего зависят от природных данных, я увидел способы использовать науку: ведь и для произношения речи и для запоминания существуют правила хоть и краткие, но полезные для упражнений; я познакомился и с ними. Вот чем приблизительно и исчерпывается содержание всей науки, излагаемой в этих учебниках. Если бы я сказал, что она вовсе бесполезна, это было бы ложью. В ней есть для оратора некоторые указания, что он должен иметь в виду и на что обращать внимание, чтобы не слишком удаляться от своей задачи. Но я все эти правила понимаю так: не правилам знаменитые ораторы, обязаны своим красноречием, а сами правила явились как свод наблюдений над приемами, которыми красноречивые люди ранее пользовались бессознательно. Не красноречие, стало быть, возникло из науки, а наука — из красноречия. Впрочем, я уже сказал, что науки я вовсе не отвергаю: если для красноречия она и не обязательна, то для общего образования она небесполезна»

Слайд 26
Описание слайда:
Нахождение (inventio) Классификация вопросов: - по отношению к оратору, вопросы делятся на общедоступные, которые не требуют от оратора специальных знаний, и специальные, то есть те, которые требуют профессионального знакомства с конкретным предметом

Слайд 27
Описание слайда:
По отношению к слушателям вопросы делятся на: По отношению к слушателям вопросы делятся на:

Слайд 28
Описание слайда:
Нахождение (inventio) По отношению к предмету вопросы делятся по трем основаниям:

Слайд 29
Описание слайда:
Нахождение (inventio) По характеру содержания вопросы делятся на 4 типа, статуса:

Слайд 30
Описание слайда:
Нахождение (inventio) При статусе установления В судебном красноречии за несомненную величину принимается закон, а за сомнительную – поступок. Реконструкция события совершается в три приема: - хотел ли обвиняемый совершить вменяемый ему в вину поступок; - мог ли обвиняемый совершить этот поступок; - совершил ли обвиняемый этот поступок. В торжественном краноречии не применяется. В совещательном остается только второй пункт: можем ли сделать то, по поводу чего совещаемся?

Слайд 31
Описание слайда:
Нахождение (inventio) При статусе определения В судебном красноречии за несомненную величину принимается поступок, а за сомнительную – закон. В совещательном красноречии статус определения сводился к уточнению формулировок. В торжественном красноречии определение превращается в описание, главную часть парадной речи.

Слайд 32
Описание слайда:
Нахождение (inventio) При статусе оценки В судебном красноречии за несомненную величину принимаются и закон и поступок, а за сомнительную – мотивы, двигавшие обвиняемым. Здесь возможны 4 варианта отклонения обвинения: абсолютное оправдание поступка; относительное оправдание поступка; относительное оправдание лица; умаление поступка. В совещательной речи определяется ценностная характеристика обсуждаемого дела; В торжественном красноречии статус оценки превращается в утверждение, главную установку парадной речи.

Слайд 33
Описание слайда:
Нахождение (inventio) Классификация вопросов: по отношению к оратору, по отношению к слушателям по отношению к предмету по степени сложности по степени конкретности по характеру содержания

Слайд 34
Описание слайда:
Нахождение (inventio) Места (др.-греч.τόπος; лат. locus) – способы связи между спорным положением и бесспорным, дающие убедительную реконструкцию спорного предмета (например, поступка).

Слайд 35
Описание слайда:
Нахождение (inventio) Средством утвердить свой взгляд на спорный предмет были доказательства (argumenta).

Слайд 36
Описание слайда:
Силлогизм (греч. συλλογισμός) – вид дедуктивного умозаключения, в котором из двух высказываний (посылок) с необходимостью следует новое высказывание (заключение) Все слоны боятся мышей. Это животное мышей не боится. Это животное не слон. Аналитический силлогизм. Диалектический силлогизм. Риторический силлогизм (Энтимема).

Слайд 37
Описание слайда:
Нахождение (inventio)

Слайд 38
Описание слайда:
Нахождение (inventio)

Слайд 39
Описание слайда:
Расположение материала (dispositio) Вступление (внимание, предварительные понимание и сочувствие) Изложение (ясность и четкость, краткость, правдоподобие) Определение темы Доказательство Опровержение Отступление Заключение

Слайд 40
Описание слайда:
Античная риторика как система Риторическая разработка речи насчитывала пять главных частей: inventio - нахождение материала, dispositio - расположение материала, elocutio - словесное выражение, memoria - запоминание и actio - произнесение.

Слайд 41
Описание слайда:
Словесное выражение (elocutio) Четыре главных требования к элокуции: Правильность Ясность Уместность Пышность

Слайд 42
Описание слайда:
Словесное выражение (elocutio) Фигуры – все выражения, отступавшие от некоторой нормы, которая считалась разговорной естественностью.

Слайд 43
Описание слайда:
«Вот приблизительно каковы приемы, - а их может быть и еще больше! – украшающие речь мыслями и словесными оборотами» Цицерон. Об ораторе // Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972. С. 247

Слайд 44
Описание слайда:
Словесное выражение (elocutio) Фигуры – все выражения, отступавшие от некоторой нормы, которая считалась разговорной естественностью. Античность различала тропы и фигуры, а среди фигур речи – фигуры мысли и фигуры слова. Тропы - отдельные слова, употребленные необычным образом. Фигуры – сочетания слов.

Слайд 45
Описание слайда:
Словесное выражение (elocutio) “Слова оратора должны способствовать стройности и достоинству речи, а мысли оратора – ее внушительности. …Разница между построением слов и построением мыслей состоит в том, что при перемене слов словесное построение нарушается, а построение мыслей сохраняется, какими бы словами ни пользоваться” Цицерон Об ораторе. Гл.3.

Слайд 46
Описание слайда:
Словесное выражение (elocutio)

Слайд 47
Описание слайда:
Словесное выражение (elocutio) Фигуры слова: фигуры прибавления фигуры убавления фигуры перемещения

Слайд 48
Описание слайда:
Словесное выражение (elocutio) Тропы (или фигуры переосмысления) – фигуры, с помощью которых слову придается значение, отличное от прямого его значения. (От греч. τροπή (tropē) — поворот, изменение; и от τρέπω (trepō) — повернуть, направить, изменить) Основное назначение: Выявление главной мысли; Придание большей живости выражению; Орнаментальное значение; Облагораживание речи, сокрытие грубых, непристойных мыслей; Обогащение языка с помощью умножения значений слова.

Слайд 49
Описание слайда:
Словесное выражение (elocutio) Новалис (Фридрих фон Гарденберг (1772-1801)) «Чем больше поэзии, тем ближе к действительности» Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М.: Изд. Моск. университета, 1980. Горнфельд А.Г. (1867-1941) «основная ошибка общепринятых воззрений на поэтическую речь, нашедших выражение в учебниках теории словесности, заключается в том, что образность ("изобразительность") считается здесь лишь свойством поэтического слога и изложения, тогда как она составляет сущность поэтического » Потебня А.А. (1835-1891) Мысль не выражается в слове, мысль рождается в слове. "Все слова суть тропы". Гео́рг Кри́стоф Лихтенбе́рг (1742 — 1799): «Книга — это зеркало. И если в него смотрится обезьяна, то из него не может выглянуть лик апостола».

Слайд 50
Описание слайда:
Словесное выражение (elocutio) 4 основных тропа. Перенос значения по сходству дает метафору Перенос значения по смежности дает метонимию Перенос по количеству дает синекдоху Перенос значения по противоположности дает иронию

Слайд 51
Описание слайда:
Словесное выражение (elocutio) Учение об отборе слов Основные критерии отбора слов: употребительность логика авторитет старина

Слайд 52
Описание слайда:
Словесное выражение (elocutio) Теория сочетания слов

Слайд 53
Описание слайда:

Слайд 54
Описание слайда:

Слайд 55
Описание слайда:

Слайд 56
Описание слайда:

Слайд 57
Описание слайда:
Словесное выражение (elocutio) Теория сочетания слов

Слайд 58
Описание слайда:
4. Memoria – запоминание Френсис Йейтс Искусство памяти. М., 1997. 5. Actio - произнесение.


Скачать презентацию на тему Риторика и аргументация можно ниже:

Похожие презентации