Системные отношения в лексике презентация
Содержание
- 2. Понятие о системе Понятие о системе Особенности лексической системы Парадигматические отношения
- 3. Формирование целостного учения о лексике как системе связано в отечественном языкознании
- 4. обусловлены особенностями лексической системы: обусловлены особенностями лексической системы: Словарный состав
- 5. Серия аргументов общенаучного, психолингвистического и собственно лингвистического характера в пользу системности
- 6. Система – любое сложное единство, в котором могут быть выделены составные
- 7. Система – «известным образом организованное иерархическое целое, обладающее структурой и воплощающее
- 8. Множество элементов (субстанция) Множество элементов (субстанция) Отношения между элементами (структура) Функции
- 9. В свете данных психолингвистики становится очевидной психологическая реальность
- 10. ЧЕРНЫЙ: белый 76; кот 72; день, кофе 40; цвет 35; ворон
- 11. ДРУГ: верный 69; враг 47; детства 33; мой 28; товарищ 27;
- 12. МАГАЗИН: пустой 44; закрыт 32; продукты 23; продовольственный 22; очередь 21;
- 13. В кругу собственно лингвистических аргументов в пользу системности лексики важным является
- 14. На лексическом уровне со всей очевидностью проявляется действие закона асимметричного дуализма
- 15. В лексике обнаруживаются те же виды системных отношений, что и в
- 16. Наиболее типичным проявлением системности лексики являются семантические группировки слов Наиболее типичным
- 17. С опорой на разные виды лексико-системных связей строятся дефиниции значений слов
- 18. Антонимы частично представлены в толковых словарях (как дополнительное средство раскрытия ЛЗ).
- 19. Антонимы представлены в «Словаре синонимов русского языка» А.П.Евгеньевой. Антонимы представлены в
- 20. На микроуровне (внутрисловные отношения: семная структура слова, ССС) На микроуровне (внутрисловные
- 21. Молодой человек Молодой человек Молодое дерево Молодой сыр Молодой задор
- 22. Не существует изолировано, а только в системе, вступая в различные смысловые
- 23. Ассоциативно-деривационные (эпидигматические отношения) Д.Н.Шмелёв Ассоциативно-деривационные (эпидигматические отношения) Д.Н.Шмелёв
- 24. Парадигматические отношения Парадигматические отношения Синтагматические (молодой человек и др.) Деривационные (молодой,
- 25. Парадигматические связи основаны на том, что в значениях разных слов присутствуют
- 26. Классы слов – это максимальные формы проявления парадигматических отношений в лексической
- 27. Слова принадлежат к одному классу при наличии у них общих характеристик.
- 28. Характеристики эти разнообразны: Характеристики эти разнообразны: Формальные Семантические Системные Функциональные
- 29. Слово может входить в разные классы. Слово может входить в разные
- 30. Лексико-грамматический класс непереходных глаголов Лексико-грамматический класс непереходных глаголов Лексико-семантический класс (ЛСГ)
- 31. Красный, желтый, серый, коричневый и др. Красный, желтый, серый, коричневый и
- 32. Столярные инструменты: рубанок, стамеска, пила, топор… Столярные инструменты: рубанок, стамеска, пила,
- 33. Семантическое поле Семантическое поле ФСК Лексико-семантическая группа Тематическая группа Синонимический ряд
- 34. Самым большим классом лексического характера является лексико-семантическая группа. Она характеризуется наличием
- 35. Глаголы говорения: говорить (устно выражать свои мысли), сообщать, заявлять (ставить в
- 36. Ворковать, стрекотать, трещать, шушукаться, грызться, рявкнуть, шипеть, долбить, чеканить, пилить, любезничать,
- 37. Класс слов одной части речи, имеющих в своих ЛЗ достаточно общий
- 38. Интегральная сема Интегральная сема Дифференциальные семы Глагол идентификатор Ядро и периферия
- 39. Выполняют однотипные синтаксические функции Выполняют однотипные синтаксические функции Сочетаются с определенными
- 40. Разговаривать, беседовать, говорить, толковать кто? с кем? о чем? как?
- 41. Просить выпрашивать вымаливать клянчить канючить цыганить
- 42. Сплетничать – судачить – шушукаться – шептаться… Сплетничать – судачить –
- 43. Секретничать – шушукаться – шептаться… кто? с кем? Секретничать – шушукаться
- 44. Браниться – грызться – цапаться – лаяться – собачиться … из-за
- 45. Критерии отнесения к ядру Нейтральная лексема Широкая сочетаемость Частотность Разговаривать,
- 46. Глаголы обработки: долбить, чеканить, молоть, молотить, пилить, точить… Глаголы обработки: долбить,
- 47. ЛСГ и ТГ ЛСГ и ТГ ЛСГ и ФСК ЛСГ и
- 48. «Тематические группы слов оказываются при ближайшем рассмотрении также и лексико-семантическими» (Д.Шмелёв)
- 49. Зоонимы: медведь, волк, лиса, слон, заяц, лев, осел… Зоонимы: медведь, волк,
- 50. Сходные словообразовательные возможности: лиса – лисий; лисёнок. Сходные словообразовательные возможности: лиса
- 51. Развивают переносные метафорические значения «о человеке» (формируют группу зооморфизмов) Развивают переносные
- 52. Сходный словообразовательный потенциал: попугайничать, свинячить, обезьянничать, ишачить, петушиться… Сходный словообразовательный потенциал:
- 53. Различия ЛСГ и ТГ обусловлены характером значений слов их составляющих, соотношением
- 54. Слова с конкретной семантикой, максимально детерминированной особенностями реальных предметов (денотатов), образуют
- 55. Слова с обобщенными значениями, которые в большей степени детерминированы мышлением (факторами
- 56. Степень структурированности в ЛСГ выше, чем в ТГ Степень структурированности в
- 57. ЛСГ глаголов поведения отражают опыт говорящих о межличностных отношениях, фиксируя в
- 58. Глаголы поведения, будучи связанными по своей семантике с обозначением негативных поступков
- 59. единством категориально-лексических сем: единством категориально-лексических сем: денотативной семы «вести
- 60. Благодаря дифференциальным признакам внутри группы можно выделить следующие подгруппы: Благодаря дифференциальным
- 61. "вызывать, создавать внешний беспорядок, возмущать окружающих" (бузить, скандалить, дебоширить, хулиганить) "вызывать,
- 62. Семантическое своеобразие глаголов поведения проявляется Семантическое своеобразие глаголов поведения проявляется
- 63. Функциональные особенности этих глаголов заключаются в следующем: Функциональные особенности
- 64. Они говорят, что я хулиганил… А ты не горячись… Оба
- 65. Уже в самих глаголах содержится информация о том, как именно, с
- 66. В ходе изучения ЛСГ именно в функциональном аспекте лингвисты заметили, что
- 67. Все будут спорить, говорить, кипятиться. Лиза жеманилась, говорила сквозь зубы… Он
- 68. В этих однородных рядах употребляются глаголы поведения, говорения, эмоционального состояния и
- 69. Этот элемент ЛЗ у данных глаголов не является ведущим, он присутствует
- 70. Изыскания в этой области направлены на изучение суперпарадигм классов слов,
- 71. ФСК множество слов одной части речи (глаголов, например) предикатов,
- 72. Полевая концепция языка получила широкое распространена.
- 73. множество слов, покрывающих определенную область человеческого знания и, следовательно, связанных по
- 74. Поле эмоций - это слова разных частей речи, в семантике которых
- 75. Характерной особенностью любых полей является то, что значения в них рассматриваются
- 76. Итак, ПОЛЕ: Итак, ПОЛЕ: множество элементов, связанных системными отношениями
- 77. я сегодня злой я сегодня злой она такая злая он ко
- 78. выделяются ядерные и периферийные элементы (ядерные связанные со специфической функцией поля,
- 79. она такая злая характеристика личности она такая злая характеристика
- 80. граница между ядром и периферией размыта граница между ядром и периферией
- 81. Идеографические, или понятийные Идеографические, или понятийные тематические ассоциативные словари
- 82. Русский семантический словарь: Опыт автоматического построения тезауруса: от понятия к слову
- 83. Лексическая основа русского языка: Комплексный учебный словарь/ Под ред. В. В.
- 84. Толковый словарь русских глаголов: Идеографическое описание /Под ред. Л. Г. Бабенко
- 85. M.Moliner. Diccionario de uso del espanol, t. 1-2. Madrid, 1966
- 86. В радиусе не менее шестидесяти километров от озера...все знали господина Зоммера,
- 87. Он часто покидал дом до рассвета... и возвращался ...лишь поздно ночью...
- 88. Когда мы, дети, в половине восьмого утра, сонные, как осенние мухи,
- 89. ...г.З. надевал... полотняную рубашку цвета жженого сахара и короткие штаны..., из
- 90. ... его палка не была обычной прогулочной тростью... служила ему как
- 91. Через каждые три шага г.З. выбрасывал вперед правую руку с палкой,
- 92. Но куда вели эти странствия? Какова была цель этих бесконечных марш-бросков?
- 93. Самым же странным было то, что он никогда не делал никаких
- 94. в тексте представлен фрагмент семантического поля (поле движения) во всем многообразии
- 95. движение однонаправленное (идти, бежать, лететь, плыть, ехать) движение однонаправленное (идти, бежать,
- 96. по скорости (идти, бежать, лететь, мчаться, нестись, тащиться, плестись, брести) по
- 97. Синтагматическими отношениями связаны однотипные единицы, смежно расположенные друг с другом в
- 98. Определяются реальными связями явлений действительности Определяются реальными связями явлений действительности Определяются
- 99. Лексическая сочетаемость проявляется в синтагматических связях, определяемых собственно семантикой слова. Слово
- 100. Капуста Капуста "огородное растение, овощ, завивающий в кочан листья, употребляемые в
- 101. Капуста - листья, поле, грядка, сажать, выращивать, поливать, готовить, есть, угощать,
- 102. капуста -листья, поле, грядка, сажать, выращивать, поливать (согласование по семе "растение")
- 103. Основной закон лексической сочетаемости - это закон семантического согласования, предполагающий повторяемость
- 104. В садах цвели яблони, ветерок дул с поля и чуть шевелил
- 105. присутствует в значениях слов деревья, яблони, ветви, цвести, палисадник присутствует в
- 106. «Семантическое согласование», когда в сочетающихся словах есть общие, совпадающие семы :
- 107. «Семантическое несогласование», когда у сочетающихся слов нет общих сем, но нет
- 108. Сильной позицией (позиция наименьшей обусловленности) для слова является контекст, который поддерживает
- 109. В слабой позиции (позиции наибольшей обусловленности) контекст не поддерживает всех компонентов
- 110. словесно-грамматический (морфологический) словесно-грамматический (морфологический) лексический синтаксический
- 111. Словесно-грамматический, или морфологический, фактор проявляется в соотнесенности слова с грамматическими значениями
- 112. Лексический фактор проявляется в соотнесенности значения слова с семантическими признаками ,
- 113. Специфика лексического контекста проявляется в том, что круг слов, с которыми
- 114. Лексическая сочетаемость может иметь количественную характеристику Лексическая сочетаемость может иметь
- 115. Случаи крайней узости лексической сочетаемости представлены в явлениях так называемого «постоянного
- 116. Синтаксический фактор проявляется в зависимости значения слова от структуры предложения, от
- 117. Разграничивая при анализе грамматические и лексические контекстные факторы, следует учитывать, что
- 118. Так, для реализации в глаголе брать значения «добиваться успеха» необходимо, чтобы
- 119. Основным методом анализа синтагматических отношений в лексике является контекстный анализ. Он
- 120. получить письмо от отца получить письмо от отца получить у бухгалтера
- 121. Позиция места-источника, типичная для глагола, реализуется в предложно-падежных формах от кого,
- 122. Толковые словари Толковые словари Словари синонимов Специальные словари
- 123. «Трепетать... 3. перен. Испытывать страх, робость перед кем-, чем-либо, бояться кого-,
- 124. РОЖЬ. О высоте, густоте, цвете посевов; о степени зрелости. Белёсая (белесая),
- 125. █ К █ Валентность субъекта при обоих синонимах замещается существительным в
- 126. █ С █ Оба синонима сочетаются с определениями, указывающими на большое
- 127. В словарях сочетаемости представлен синтагматический аспект системной характеристики слов. В словарях
- 128. Учебный словарь сочетаемости общественно-политических терминов (с эквивалентами на английском языке)/ Под
- 129. Предназначенный для студентов-иностранцев, изучавших общественно-политические дисциплины в вузах СССР, словарь выразительно
- 130. «Синтагматические отношения реализуют прежде всего коммуникативную функцию языка… Волевой импульс говорящего,
- 131. Почтовые девушки Почтовые девушки Сверхплановый дождишко Персональная внучка Стариковская рысца (Б.Васильев)
- 132. Синтагматика ориентирована не только на выполнение стандартных коммуникативных задач, но и
- 133. - Ну вот, кстати, о зубном враче. То, что он неподкупен,
- 134. В конкретном речевом акте, в синтагматике слово не только реализует свое
- 135. «Ассоциативное поле слова, синтезируя разнонаправленный общественный опыт, многообразные личностные смыслы, выступает
- 136. Вопросы комбинаторной семантики постоянно привлекают внимание лингвистов, но все ещё требуют
- 137. «Проникать, проходить, пробиваться. О свете, запахе, влаге и т.д.: попадать куда-л.»
- 138. И хотя в текстовом использовании, в условиях коммуникативного акта слово выдвигает
- 139. «Ясное дело, лучше, когда ветер шумит в верхушках сосен, когда поскрипывают
- 140. «Ясное дело, лучше, когда ветер шумит в верхушках сосен, когда поскрипывают
- 141. Скачать презентацию
Слайды и текст этой презентации