«Словарь детской речи» В.И. Харченко презентация

Содержание


Презентации» Русский язык» «Словарь детской речи» В.И. Харченко
«Словарь детской речи» В.И. Харченко
 «Словарь детских словообразовательных инноваций» Стеллы Л.Заведующий кафедрой русского языка и методики преподавания,  доктор филологических наук, профессорРецензенты: 
 Рецензенты: 
 Доктор филологических наук, профессор 
 А. Т.Словарь адресован родителям, воспитателям, учителям, ученым, 
 Словарь адресован родителям, воспитателям,Содержание
 Как создавался словарь
 Как построена словарная статья
 В защиту детскойОсобенности словаря, отмеченные автором
 Словарь отражает восприятие детьми некоторых понятий. СловарнаяПри возрастном интервале информантов от 2 до 14 лет особенно широкоДетское словотворчество
 «Общедетские слова»Как построена словарная статья
 Словарная статья фиксирует усвоение понятий, усвоение значений,Словарная статья может содержать
 Лингвистически правильные вопросы, уточняющие объём понятия, обозначаемогоДетское формотворчество, изобретение грамматических форм (краткий комментарий дан под литерой «Ф»)
Детское словотворчество (объясняется значение слова) 
 Детское словотворчество (объясняется значение слова)Фразеологизмы с данным ключевым словом, загадки, придуманные детьми. (Пометка «Фраз»).
 ФразеологизмыОшибки, включённые в словарь 
 Искажения грамматических форм («дровов», «создадит»)
 СугубоДетское словотворчество дублирует «взрослый» язык 
 В Древнерусском языке: «плитный», «вывлечь»,Встречается в художественных и публицистических текстах: 
 Встречается в художественных иВажность изучения детской речи
 Словарь детской речи - словарь смысловых иСтелла Наумовна Цейтлин
   Основоположник научной школы российской онтолингвистики.Детские словообразовательные инновации - лексические единицы, имеющие статус слова, самостоятельно сконструированныеЦель издания: выявить и показать внутриязыковую запрограмированность детских словообразовательных инноваций.
 Аудитория:Материал:
 Словарь составлен на основе Фонда данных детской речи, создаваемого усилиямиСодержание
 Предисловие
 Основные сведенья о словаре: 
 Состав словаря
 Структура словарнойСтруктура словарной статьи
 Сконструированное ребёнком слово – заголовок. 
 Толкование слова,Все инновации (кроме образованных от вымышленных производящих или от слов другогоСловообразовательный формант
   - это наименьшее в формальном и семантическомОдноморфемный формант
 Одноморфемный формантПри необходимости включаются отсылки к аналогично образованным словам. Помета: «ср.» Слова



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
«Словарь детской речи» В.И. Харченко «Словарь детских словообразовательных инноваций» Стеллы Л. Цейтлин


Слайд 2
Описание слайда:
Заведующий кафедрой русского языка и методики преподавания,  доктор филологических наук, профессор В. И. Харченко

Слайд 3
Описание слайда:
Рецензенты: Рецензенты: Доктор филологических наук, профессор А. Т. Хроленко. Кандидат психологических наук, доцент Н. И. Исаева.

Слайд 4
Описание слайда:
Словарь адресован родителям, воспитателям, учителям, ученым, Словарь адресован родителям, воспитателям, учителям, ученым, занимающимся вопросами детской речи. Словарь содержит 3536 слов (5207 словоупотреблений. Возрастной интервал информантов: от 2 до 14 лет. Материал: материалы собственной картатеки детских высказываний, составленной автором и коллегами по кафедре. Не привлекался материал из известных рубрик «Говорят дети».

Слайд 5
Описание слайда:
Содержание Как создавался словарь Как построена словарная статья В защиту детской ошибки Речь вашего ребёнка

Слайд 6
Описание слайда:
Особенности словаря, отмеченные автором Словарь отражает восприятие детьми некоторых понятий. Словарная статья, помимо сугубо языковой, содержит и энциклопедическую информацию. В словаре отражаются различные стороны детской речи: усвоение грамматических форм, словотворчество, необычное словоупотребление, восприятие фразеологизма, придумывание загадок, воспроизведение детского фольклора.

Слайд 7
Описание слайда:
При возрастном интервале информантов от 2 до 14 лет особенно широко освещены в словаре высказывания детей не только 4—6-летнего розраста, но также 7—9-летних детей. При возрастном интервале информантов от 2 до 14 лет особенно широко освещены в словаре высказывания детей не только 4—6-летнего розраста, но также 7—9-летних детей. В словаре полнее представлена речь мальчиков. Диалоги в словарных иллюстрациях — это по преимуществу диалоги ребенка и взрослого.

Слайд 8
Описание слайда:
Детское словотворчество «Общедетские слова»

Слайд 9
Описание слайда:
Как построена словарная статья Словарная статья фиксирует усвоение понятий, усвоение значений, (иногда первое и второе) . Комментарии авторов предельно сжаты, детские высказывания воспроизведены с максимальной точностью. Все необходимые пояснения автора в самой ткани высказывания даны в круглых скобках. Словарные статьи в словаре расположены в алфавитном порядке, а иллюстрационный материал в хронологической последовательности.

Слайд 10
Описание слайда:
Словарная статья может содержать Лингвистически правильные вопросы, уточняющие объём понятия, обозначаемого данням словом

Слайд 11
Описание слайда:
Детское формотворчество, изобретение грамматических форм (краткий комментарий дан под литерой «Ф») Детское формотворчество, изобретение грамматических форм (краткий комментарий дан под литерой «Ф»)

Слайд 12
Описание слайда:
Детское словотворчество (объясняется значение слова) Детское словотворчество (объясняется значение слова) Ненормативное словоупотребление (обычно без пояснений)

Слайд 13
Описание слайда:
Фразеологизмы с данным ключевым словом, загадки, придуманные детьми. (Пометка «Фраз»). Фразеологизмы с данным ключевым словом, загадки, придуманные детьми. (Пометка «Фраз»).

Слайд 14
Описание слайда:

Слайд 15
Описание слайда:
Ошибки, включённые в словарь Искажения грамматических форм («дровов», «создадит») Сугубо детские употребления слов («А когда про воду говорят дождь?») Употребление слов в несвойственном им значении («А у рыбных женщин икра есть?»)

Слайд 16
Описание слайда:
Детское словотворчество дублирует «взрослый» язык В Древнерусском языке: «плитный», «вывлечь», «выскок». В говорах и диалектах: «куплять», «льзя», «молоковый». Дублирует слова другого славянского языка: «спаситель» в значении «спасатель» в Болгарском языке.

Слайд 17
Описание слайда:
Встречается в художественных и публицистических текстах: Встречается в художественных и публицистических текстах: «Светлота» (Н.С. Лесков) «Тихость» (Б. Шергин) «Упадать» (К.Д. Ушинский) «Глубокость» (В.Г. Белинский)

Слайд 18
Описание слайда:
Важность изучения детской речи Словарь детской речи - словарь смысловых и словообразовательных фондов Русского языка. В речи детей отражается этапность развития языка. (дублирование во «взрослом» языке) Детская речь позволяет исследовать соотношение общего и особенного в языке – уникальное слово одного может повторяться у других. Дети поставлены в естественные условия незнания языка. Сопоставление детских речевых ошибок с ошибками лиц, изучающих РКИ и РКН даёт возможность построить опережающие методики, исключающие типичные ошибки.

Слайд 19
Описание слайда:
Стелла Наумовна Цейтлин Основоположник научной школы российской онтолингвистики.

Слайд 20
Описание слайда:
Детские словообразовательные инновации - лексические единицы, имеющие статус слова, самостоятельно сконструированные ребенком и отсутствующие в общем употреблении (в нормативном, т. е. "взрослом" языке). Детские словообразовательные инновации - лексические единицы, имеющие статус слова, самостоятельно сконструированные ребенком и отсутствующие в общем употреблении (в нормативном, т. е. "взрослом" языке).

Слайд 21
Описание слайда:
Цель издания: выявить и показать внутриязыковую запрограмированность детских словообразовательных инноваций. Аудитория: Представленные в словаре материалы будут интересны не только для лингвистов, но и для психологов, логопатологов, педагогов, занимающихся проблемами коррекции речи и ее развития, а также для многочисленной армии любознательных родителей. Возрастной интервал информантов: от 3 до 8 лет.

Слайд 22
Описание слайда:
Материал: Словарь составлен на основе Фонда данных детской речи, создаваемого усилиями сотрудников Лаборатории детской речи РГПУ им. А.И.Герцена (Санкт-Петербург). Основу картотеки детских речевых инноваций составляют материалы, собранные С.Н. Цейтлин в 1970-1989. Большую помощь в сборе материала оказали студенты Частично использованы м. журналов «Семья и школа», «Дошкольное воспитание» и др., а также м. опубликованных родительских дневников. Архивные материалы К.И. Чуковского

Слайд 23
Описание слайда:
Содержание Предисловие Основные сведенья о словаре: Состав словаря Структура словарной статьи Виды словообразовательных инноваций, представленных в словаре, и способы объяснения словообразовательного механизма

Слайд 24
Описание слайда:

Слайд 25
Описание слайда:
Структура словарной статьи Сконструированное ребёнком слово – заголовок. Толкование слова, выявляющее связь со словообразовательным значением. Сначала общее значение, затем частное. Семантический эквивалент нормативного языка указан после слов «то же, что». Одно и то же сочетание морфем со сходным лексическим, сконструированное разными детьми, публикуется в одной словарной статье. Контекст, в котором было употреблено слово. Имя, первая буква фамилии и возраст ребёнка. Справочный раздел – словообразовательная справка, краткий лингвистический комментарий.

Слайд 26
Описание слайда:
Все инновации (кроме образованных от вымышленных производящих или от слов другого языка) – потенциальные компоненты современного РЯ. Все инновации (кроме образованных от вымышленных производящих или от слов другого языка) – потенциальные компоненты современного РЯ. Как правило, исп. Словообразовательные модели имеющиеся в русском языке. Слово нормативного языка – базовое. Прямое словообразование: Инновация – производное. Обратное словообразование: Инновация – производящее. Заменительное словообразование Инновация – сопроизводное.

Слайд 27
Описание слайда:
Словообразовательный формант - это наименьшее в формальном и семантическом отношении словообразовательное средство (средства) из числа тех средств, которыми данное мотивированное слово отличается от мотивирующих. Например, глагол накрахмалить отличается от крахмалить префиксом на-, а от слова крахмал - суф. -и1- и преф. на-; формантом слова накрахмалить является преф. на-.

Слайд 28
Описание слайда:
Одноморфемный формант Одноморфемный формант

Слайд 29
Описание слайда:
При необходимости включаются отсылки к аналогично образованным словам. Помета: «ср.» Слова же «по аналогии» значат, что наблюдается воздействие одной единичной словообразовательной пары. При необходимости включаются отсылки к аналогично образованным словам. Помета: «ср.» Слова же «по аналогии» значат, что наблюдается воздействие одной единичной словообразовательной пары. Рука – рукав рука + ав Нога – ногав нога + ав В словообр. Справке указаны производящие слова и элементы, участвующие в образовании инноваций. Знак «+» – способ соединения элементов. Чередования звуков показаны в скобках и отмечаются стрелкой.

Слайд 30
Описание слайда:

Слайд 31
Описание слайда:

Слайд 32
Описание слайда:


Скачать презентацию на тему «Словарь детской речи» В.И. Харченко можно ниже:

Похожие презентации