Презентация, доклад «Словарь детской речи» В.И. Харченко


Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему «Словарь детской речи» В.И. Харченко. Презентация на заданную тему содержит 32 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Презентации» Русский язык» «Словарь детской речи» В.И. Харченко
500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
«Словарь детской речи» В.И. Харченко «Словарь детских словообразовательных инноваций» Стеллы Л. Цейтлин

Слайд 2
Описание слайда:
Заведующий кафедрой русского языка и методики преподавания,  доктор филологических наук, профессор В. И. Харченко

Слайд 3
Описание слайда:
Рецензенты: Рецензенты: Доктор филологических наук, профессор А. Т. Хроленко. Кандидат психологических наук, доцент Н. И. Исаева.

Слайд 4
Описание слайда:
Словарь адресован родителям, воспитателям, учителям, ученым, Словарь адресован родителям, воспитателям, учителям, ученым, занимающимся вопросами детской речи. Словарь содержит 3536 слов (5207 словоупотреблений. Возрастной интервал информантов: от 2 до 14 лет. Материал: материалы собственной картатеки детских высказываний, составленной автором и коллегами по кафедре. Не привлекался материал из известных рубрик «Говорят дети».

Слайд 5
Описание слайда:
Содержание Как создавался словарь Как построена словарная статья В защиту детской ошибки Речь вашего ребёнка

Слайд 6
Описание слайда:
Особенности словаря, отмеченные автором Словарь отражает восприятие детьми некоторых понятий. Словарная статья, помимо сугубо языковой, содержит и энциклопедическую информацию. В словаре отражаются различные стороны детской речи: усвоение грамматических форм, словотворчество, необычное словоупотребление, восприятие фразеологизма, придумывание загадок, воспроизведение детского фольклора.

Слайд 7
Описание слайда:
При возрастном интервале информантов от 2 до 14 лет особенно широко освещены в словаре высказывания детей не только 4—6-летнего розраста, но также 7—9-летних детей. При возрастном интервале информантов от 2 до 14 лет особенно широко освещены в словаре высказывания детей не только 4—6-летнего розраста, но также 7—9-летних детей. В словаре полнее представлена речь мальчиков. Диалоги в словарных иллюстрациях — это по преимуществу диалоги ребенка и взрослого.

Слайд 8
Описание слайда:
Детское словотворчество «Общедетские слова»

Слайд 9
Описание слайда:
Как построена словарная статья Словарная статья фиксирует усвоение понятий, усвоение значений, (иногда первое и второе) . Комментарии авторов предельно сжаты, детские высказывания воспроизведены с максимальной точностью. Все необходимые пояснения автора в самой ткани высказывания даны в круглых скобках. Словарные статьи в словаре расположены в алфавитном порядке, а иллюстрационный материал в хронологической последовательности.

Слайд 10
Описание слайда:
Словарная статья может содержать Лингвистически правильные вопросы, уточняющие объём понятия, обозначаемого данням словом

Слайд 11
Описание слайда:
Детское формотворчество, изобретение грамматических форм (краткий комментарий дан под литерой «Ф») Детское формотворчество, изобретение грамматических форм (краткий комментарий дан под литерой «Ф»)

Слайд 12
Описание слайда:
Детское словотворчество (объясняется значение слова) Детское словотворчество (объясняется значение слова) Ненормативное словоупотребление (обычно без пояснений)

Слайд 13
Описание слайда:
Фразеологизмы с данным ключевым словом, загадки, придуманные детьми. (Пометка «Фраз»). Фразеологизмы с данным ключевым словом, загадки, придуманные детьми. (Пометка «Фраз»).

Слайд 14
Описание слайда:

Слайд 15
Описание слайда:
Ошибки, включённые в словарь Искажения грамматических форм («дровов», «создадит») Сугубо детские употребления слов («А когда про воду говорят дождь?») Употребление слов в несвойственном им значении («А у рыбных женщин икра есть?»)

Слайд 16
Описание слайда:
Детское словотворчество дублирует «взрослый» язык В Древнерусском языке: «плитный», «вывлечь», «выскок». В говорах и диалектах: «куплять», «льзя», «молоковый». Дублирует слова другого славянского языка: «спаситель» в значении «спасатель» в Болгарском языке.

Слайд 17
Описание слайда:
Встречается в художественных и публицистических текстах: Встречается в художественных и публицистических текстах: «Светлота» (Н.С. Лесков) «Тихость» (Б. Шергин) «Упадать» (К.Д. Ушинский) «Глубокость» (В.Г. Белинский)

Слайд 18
Описание слайда:
Важность изучения детской речи Словарь детской речи - словарь смысловых и словообразовательных фондов Русского языка. В речи детей отражается этапность развития языка. (дублирование во «взрослом» языке) Детская речь позволяет исследовать соотношение общего и особенного в языке – уникальное слово одного может повторяться у других. Дети поставлены в естественные условия незнания языка. Сопоставление детских речевых ошибок с ошибками лиц, изучающих РКИ и РКН даёт возможность построить опережающие методики, исключающие типичные ошибки.

Слайд 19
Описание слайда:
Стелла Наумовна Цейтлин Основоположник научной школы российской онтолингвистики.

Слайд 20
Описание слайда:
Детские словообразовательные инновации - лексические единицы, имеющие статус слова, самостоятельно сконструированные ребенком и отсутствующие в общем употреблении (в нормативном, т. е. "взрослом" языке). Детские словообразовательные инновации - лексические единицы, имеющие статус слова, самостоятельно сконструированные ребенком и отсутствующие в общем употреблении (в нормативном, т. е. "взрослом" языке).

Слайд 21
Описание слайда:
Цель издания: выявить и показать внутриязыковую запрограмированность детских словообразовательных инноваций. Аудитория: Представленные в словаре материалы будут интересны не только для лингвистов, но и для психологов, логопатологов, педагогов, занимающихся проблемами коррекции речи и ее развития, а также для многочисленной армии любознательных родителей. Возрастной интервал информантов: от 3 до 8 лет.

Слайд 22
Описание слайда:
Материал: Словарь составлен на основе Фонда данных детской речи, создаваемого усилиями сотрудников Лаборатории детской речи РГПУ им. А.И.Герцена (Санкт-Петербург). Основу картотеки детских речевых инноваций составляют материалы, собранные С.Н. Цейтлин в 1970-1989. Большую помощь в сборе материала оказали студенты Частично использованы м. журналов «Семья и школа», «Дошкольное воспитание» и др., а также м. опубликованных родительских дневников. Архивные материалы К.И. Чуковского

Слайд 23
Описание слайда:
Содержание Предисловие Основные сведенья о словаре: Состав словаря Структура словарной статьи Виды словообразовательных инноваций, представленных в словаре, и способы объяснения словообразовательного механизма

Слайд 24
Описание слайда:

Слайд 25
Описание слайда:
Структура словарной статьи Сконструированное ребёнком слово – заголовок. Толкование слова, выявляющее связь со словообразовательным значением. Сначала общее значение, затем частное. Семантический эквивалент нормативного языка указан после слов «то же, что». Одно и то же сочетание морфем со сходным лексическим, сконструированное разными детьми, публикуется в одной словарной статье. Контекст, в котором было употреблено слово. Имя, первая буква фамилии и возраст ребёнка. Справочный раздел – словообразовательная справка, краткий лингвистический комментарий.

Слайд 26
Описание слайда:
Все инновации (кроме образованных от вымышленных производящих или от слов другого языка) – потенциальные компоненты современного РЯ. Все инновации (кроме образованных от вымышленных производящих или от слов другого языка) – потенциальные компоненты современного РЯ. Как правило, исп. Словообразовательные модели имеющиеся в русском языке. Слово нормативного языка – базовое. Прямое словообразование: Инновация – производное. Обратное словообразование: Инновация – производящее. Заменительное словообразование Инновация – сопроизводное.

Слайд 27
Описание слайда:
Словообразовательный формант - это наименьшее в формальном и семантическом отношении словообразовательное средство (средства) из числа тех средств, которыми данное мотивированное слово отличается от мотивирующих. Например, глагол накрахмалить отличается от крахмалить префиксом на-, а от слова крахмал - суф. -и1- и преф. на-; формантом слова накрахмалить является преф. на-.

Слайд 28
Описание слайда:
Одноморфемный формант Одноморфемный формант

Слайд 29
Описание слайда:
При необходимости включаются отсылки к аналогично образованным словам. Помета: «ср.» Слова же «по аналогии» значат, что наблюдается воздействие одной единичной словообразовательной пары. При необходимости включаются отсылки к аналогично образованным словам. Помета: «ср.» Слова же «по аналогии» значат, что наблюдается воздействие одной единичной словообразовательной пары. Рука – рукав рука + ав Нога – ногав нога + ав В словообр. Справке указаны производящие слова и элементы, участвующие в образовании инноваций. Знак «+» – способ соединения элементов. Чередования звуков показаны в скобках и отмечаются стрелкой.

Слайд 30
Описание слайда:

Слайд 31
Описание слайда:

Слайд 32
Описание слайда:


Скачать презентацию на тему «Словарь детской речи» В.И. Харченко можно ниже:

Похожие презентации