Сочинение о роли сказуемого в речи презентация

Содержание


Презентации» Русский язык» Сочинение о роли сказуемого в речи
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося лингвиста Ф,И,Буслаева: «Вся сила сужденияСказуемое, его типы и способы выражения 
 Сказуемое — главный членПростое глагольное сказуемое
 Простое глагольное сказуемое выражено одной из следующих глагольныхСоставное глагольное сказуемое
        СоставноеОбратите внимание!
   Не являются составными глагольными сказуемые, выраженные:
 1) составнойСоставное именное сказуемоеСоставное именное сказуемое
   Именная часть составного именного сказуемого можетСвойства сказуемого как структурно-семантического компонента предложения
 Входит в структурную схему предложенияСмысловые функции сказуемого
 1) Устанавливает подлежащее как носителя признака, присущего ему;
В двусоставном предложении именно через сказуемое выражаются основные грамматические значения предложенияРаботаем вместе(1)День был душный, безветренный,  и  мальчишки не находили себе места. (2)Спастись    (32)Сейчас Санька взял бодягу у Феди из рук  и  потер себеЕсли подлежащее обозначает конкретный предмет – сказуемое имеет значение физического действия,Работаем с текстом
 Найдите в тексте предложения с разными типами сказуемого,Сказуемое делает выражение мысли законченной, заключает в себе высказывание.
  Литература
 Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю.Современный русский язык. В 3 ч. Ч.



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:


Слайд 2
Описание слайда:
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося лингвиста Ф,И,Буслаева: «Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения».  Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося лингвиста Ф,И,Буслаева: «Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения».  Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с предложенного высказывания. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 

Слайд 3
Описание слайда:

Слайд 4
Описание слайда:
Сказуемое, его типы и способы выражения Сказуемое — главный член предложения, который обозначает действие, признак, качество, состояние предмета, названного подлежащим, грамматически зависит от подлежащего и отвечает на вопросы что делает предмет? каков предмет? что с ним происходит? кто он такой? что он такое? и др. Сказуемое обладает не только лексическим значением, т.е. называет действие, признак, состояние, свойство, качество того предмета, который обозначен подлежащим, но и выражает грамматическое значение наклонения и времени (то есть основное грамматическое значение предложения — предикативность). Лексическое (вещественное) и грамматическое значения сказуемого могут быть выражены в одном или в двух компонентах. В соответствии с этим сказуемые делятся на простые и составные.

Слайд 5
Описание слайда:
Простое глагольное сказуемое Простое глагольное сказуемое выражено одной из следующих глагольных форм: Формой настоящего, прошедшего или будущего времени изъявительного наклонения: Всюду переливаются электрические огни (Глад.). Формой условного наклонения: - «Спать бы шел, а гостю б покой дал», - донесся с печки тихий голос хозяйки (Б. Пол.). 3) Формой повелительного наклонения: Позвольте мне говорить о своей любви, не гоните меня прочь, и это одно будет для меня величайшим счастьем (Ч.). 4) Формой инфинитива: Не расти траве после осени, не цвести цветам зимой по снегу (Кольц.).

Слайд 6
Описание слайда:
Составное глагольное сказуемое Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола и инфинитива. В роли вспомогательных могут выступать: 1. Глаголы, обозначающие начало, продолжение, конец действия, названного инфинитивом: бросить (кончить), кончить, начать, начинать, остаться, перестать, прекратить, приняться, продолжать, стать и др.: Учитель прекратил объяснять новую тему, но мы продолжали шуметь, 2. Глаголы с модальным значением, выражающие различные оттенки модальности: возможность, невозможность, предрасположенность к действию, способность: мочь, научиться, потрудиться, разучиться, суметь, уметь и др.: Я разучился плавать после долгой жизни в пустыне. желание, стремление, решение, старание: дерзнуть, желать, мечтать (хотеть), намереваться, осмелиться, отказываться, пробовать, пытаться, стараться, хотеть и др.: Налим тяжело ворочает хвостом и старается вырваться 3. В роли вспомогательных глаголов могут выступать и фразеологические сочетания с модальным значением: гореть желанием (хотеть), изъявить желание (захотеть), сделать усилие (попытаться) и т. п.

Слайд 7
Описание слайда:
Обратите внимание! Не являются составными глагольными сказуемые, выраженные: 1) составной формой будущего времени глагола несовершенного вида в изъявительном наклонении: Я завтра буду работать; 2) сочетанием простого глагольного сказуемого с инфинитивом, занимающим в предложении позицию дополнения в случае разных субъектов действия у спрягаемой формы глагола и инфинитива: Все просили ее спеть (все просили, а спеть должна она); 3) сочетанием простого глагольного сказуемого с инфинитивом, который в предложении является обстоятельством цели: Он вышел на улицу погулять.

Слайд 8
Описание слайда:
Составное именное сказуемое

Слайд 9
Описание слайда:
Составное именное сказуемое Именная часть составного именного сказуемого может быть выражена следующими частями речи: существительным: Мой брат – летчик. полным и кратким прилагательным: Лес красив. День будет чудесный. причастием: Экзамены сданы. числительным: Саша будет первым в тройке лидеров. местоимением: Ты станешь моим! наречием: В городе празднично, весело. разными формами степеней сравнения прилагательного и наречия: Мать всех милей!

Слайд 10
Описание слайда:
Свойства сказуемого как структурно-семантического компонента предложения Входит в структурную схему предложения (в группу главных членов); содержит модально-временную характеристику предмета речи (мысли), обозначая его действие или признак; содержит «новое»; выражается спрягаемой формой глагола и именами; занимает позицию после подлежащего; структурно подчиняется подлежащему в двусоставном предложении.

Слайд 11
Описание слайда:
Смысловые функции сказуемого 1) Устанавливает подлежащее как носителя признака, присущего ему; 2) обозначает действие, которое производит подлежащее; 3) обозначает действие, которое подлежащее воспринимает со стороны. Эти смысловые функции сказуемого выражаются в первую очередь глаголом, поскольку именно глагол является основным средством выражения сказуемости. Глагол — единственная часть речи, которая может выражать процесс проявления того или иного признака подлежащего во времени: Вишня спеет. Сказуемое спеет обозначает признак, производимый подлежащим, как процесс в динамике. Вишня спелая. Сказуемое спелая обозначает признак, характеризующий подлежащее, как присущее ему свойство в обстановке статики.

Слайд 12
Описание слайда:
В двусоставном предложении именно через сказуемое выражаются основные грамматические значения предложения - объективная модальность и синтаксическое время. Все эти качества сказуемого фокусируются в глагольной форме, которая и является исходным типом сказуемого. Однако в речевой действительности возникает необходимость разнообразного варьирования способов выражения сказуемого, поскольку общее значение признака дифференцируется как обозначение действия, состояния, свойства, качества, принадлежности и т.д., оформляемое в определенном временном и модальном плане. Для передачи такого содержания и таких синтаксических значений используются разнообразные комбинации глагольных слов и слов других частей речи. Собственно глаголы оказываются самодостаточными для выражения нужного комплекса значений, другие же части речи обычно сочетаются с глаголами, которые в таком случае несут на себе функцию связок, в результате чего «сказуемостная сущность» передается расчлененно: грамматические значения - через глагольную форму, а вещественные - через присвязочный член. Валгина Н.С.

Слайд 13
Описание слайда:
Работаем вместе

Слайд 14
Описание слайда:

Слайд 15
Описание слайда:
(1)День был душный, безветренный,  и  мальчишки не находили себе места. (2)Спастись можно было только на реке. (3)Сюда они  и  собрались. (4)Кто нырял, кто плавал саженками, кто прыгал  с  обрыва.       (5)Санька всунул в рот камышинку, в руки взял большой, тяжелый булыжник  и, погрузившись в воду  с  головой, прошел по песчаному дну реки, изображая водолаза. (6)Потом он вылез из воды  и  лег рядом  с  Федей на горячий песок.    (7)   - Гроза будет, - сказал Федя, посматривая на облака, которые собирались на горизонте то в высокие башни, то в огромные скирды.       (8)- А ты почему знаешь? (9)Облака и  обмануть могут, - заметил Санька.       (10)- Я не только по облакам... (11) Смотри вот: клевер листочки начинает складывать, ласточки над самой водой летают. (12)А цветы  как  пахнут... они всегда перед дождем так.       (13)Горячий песок обжигал тело,  и  мальчишки снова полезли в воду.       (14)Девяткин Петька, измазав все тело черной жидкой грязью, сидел у самой воды и  забрасывал всех вылезающих из речки ошметками грязи. (15)Больше всех,  как  заметил Санька, доставалось Феде. (16)Тот дважды пытался выбраться из реки, но каждый раз Девяткин залеплял ему живот  и  грудь черной,  как  деготь, грязью,  и  Федя вновь лез обмываться.       (17)- Терпи, казак! - добродушно хохотал Девяткин. (18)- В Стожарах грязь целебная,  принимай ванны.      (19) - Ты играй, да не заигрывайся, - подошел к нему Санька.- (20) Чего   пристаешь,  как  репей?       (21)- В опекуны записался! - Девяткин презрительно сплюнул сквозь зубы.- (22) Дружка,  как  телка на веревочке, водишь...       (23)Федя пошарил в корягах, потом подплыл к Девяткину  и  протянул ему влажный губчатый зеленый комок:      (24) - А вот эту штуку знаешь? (25) Тоже целебная. (26) Как  натрешься, так кровь  и  заиграет. (27)Испытай вот...       (28)Девяткин недоверчиво отодвинулся:       (29)- Очень нужно!       (30)- Эх, ты, тины испугался! - засмеялся Санька.       (31)Федя еще на прошлой неделе познакомил Саньку  с  этой речной губкой-бодягой. (1)День был душный, безветренный,  и  мальчишки не находили себе места. (2)Спастись можно было только на реке. (3)Сюда они  и  собрались. (4)Кто нырял, кто плавал саженками, кто прыгал  с  обрыва.       (5)Санька всунул в рот камышинку, в руки взял большой, тяжелый булыжник  и, погрузившись в воду  с  головой, прошел по песчаному дну реки, изображая водолаза. (6)Потом он вылез из воды  и  лег рядом  с  Федей на горячий песок.    (7)   - Гроза будет, - сказал Федя, посматривая на облака, которые собирались на горизонте то в высокие башни, то в огромные скирды.       (8)- А ты почему знаешь? (9)Облака и  обмануть могут, - заметил Санька.       (10)- Я не только по облакам... (11) Смотри вот: клевер листочки начинает складывать, ласточки над самой водой летают. (12)А цветы  как  пахнут... они всегда перед дождем так.       (13)Горячий песок обжигал тело,  и  мальчишки снова полезли в воду.       (14)Девяткин Петька, измазав все тело черной жидкой грязью, сидел у самой воды и  забрасывал всех вылезающих из речки ошметками грязи. (15)Больше всех,  как  заметил Санька, доставалось Феде. (16)Тот дважды пытался выбраться из реки, но каждый раз Девяткин залеплял ему живот  и  грудь черной,  как  деготь, грязью,  и  Федя вновь лез обмываться.       (17)- Терпи, казак! - добродушно хохотал Девяткин. (18)- В Стожарах грязь целебная,  принимай ванны.      (19) - Ты играй, да не заигрывайся, - подошел к нему Санька.- (20) Чего   пристаешь,  как  репей?       (21)- В опекуны записался! - Девяткин презрительно сплюнул сквозь зубы.- (22) Дружка,  как  телка на веревочке, водишь...       (23)Федя пошарил в корягах, потом подплыл к Девяткину  и  протянул ему влажный губчатый зеленый комок:      (24) - А вот эту штуку знаешь? (25) Тоже целебная. (26) Как  натрешься, так кровь  и  заиграет. (27)Испытай вот...       (28)Девяткин недоверчиво отодвинулся:       (29)- Очень нужно!       (30)- Эх, ты, тины испугался! - засмеялся Санька.       (31)Федя еще на прошлой неделе познакомил Саньку  с  этой речной губкой-бодягой.

Слайд 16
Описание слайда:
    (32)Сейчас Санька взял бодягу у Феди из рук  и  потер себе грудь, но не очень сильно. (33)Грудь вскоре порозовела.         (32)Сейчас Санька взял бодягу у Феди из рук  и  потер себе грудь, но не очень сильно. (33)Грудь вскоре порозовела.      (34)- Хорошо! - похвалил Санька. – (35)Сейчас бы наперегонки  с  кем! -   кинул губку Девяткину: - (36)Ну,  и  теперь слабо?       (37)Подзадоренный Девяткин поднял губку, зачем-то понюхал  и  осторожно провел ею по груди.  (38) - Сильнее надо!  (39)Как  мочалкой в бане, - Санька, не жалея сил, обеими руками принялся натирать Девяткину грудь, плечи, спину.       (40)Прошло несколько минут,  и  тело Девяткина стало быстро краснеть. (41)Вдруг он вскочил, закрутился на месте, словно его обожгли крапивой,  и  бросился на Саньку  и  Федю:       (42)- Вы  что, сговорились?       (43)Те со смехом прыгнули в речку.       (44)- Голова! (45)Это же бодяга!(46) Ею люди от простуды лечатся! - кричал из воды Санька. – (47)Крепче лекарств действует.       (48)А Петька, ругаясь, катался на берегу, вскакивал, швырял в Саньку  и  Федю грязью  и  снова валился на песок.      (49) - В воду лезь, в воду! - посоветовал ему  с  другого берега Федя.(50) - Все пройдет.       (51)Девяткин бултыхнулся в речку,  и  жжение вскоре утихло.(52) Но он еще долго сидел в воде  и  на  чем  свет ругал Федю  и  Саньку, которые не иначе  как  сговорились против него.       (53)К полудню громоздкая, неуклюжая туча, подернутая фиолетовой дымкой, повисла над Стожарами.       (54)Резкий порыв ветра пригнул траву к земле, покрыл реку частой рябью, взвихрил сено на верхушке стога.       (55)Сверкнула белая молния,  с  высоты  с  сухим треском ударил раскат грома, словно где разорвали огромный кусок коленкора,  и  тяжелые косые струи дождя,  как  стрелы, пронзили реку.       (56)Река закипела, забулькала, на ней заплясали фонтанчики воды. (По Мусатову А.)

Слайд 17
Описание слайда:
Если подлежащее обозначает конкретный предмет – сказуемое имеет значение физического действия, свойства, состояния или функции: Девочка танцует. Деревья пожелтели. Сестра была расстроена. Если значение подлежащего – событие, то сказуемое обозначает способ его реализации, отношение к другим событиям: Накрапывал дождь. Дождь прекратился. Тишина нарушалась только лаем собак. Если подлежащее обозначает признак, сказуемое имеет значение оценки признака или проявления его воздействия: Ваша доброта вам же вредит. Бледность ее лица меня поразила. Для обозначения действия предмета используются чаще спрягаемые формы глагола, для обозначения признака - существительные, прилагательные.

Слайд 18
Описание слайда:
Работаем с текстом Найдите в тексте предложения с разными типами сказуемого, укажите номера этих предложений и типы сказуемого. Какую характеристику предмета речи они содержат, что обозначают? Что изменится в содержании указанных Вами предложений, если убрать из них сказуемые? Какой вывод можно сделать на основании предыдущей работы?

Слайд 19
Описание слайда:

Слайд 20
Описание слайда:
Сказуемое делает выражение мысли законченной, заключает в себе высказывание. Сказуемое делает выражение мысли законченной, заключает в себе высказывание. Проверим это утверждение на конкретных примерах из текста Мусатова А. Например, именно сказуемые помогают охарактеризовать жаркий летний день («был душный, безветренный») и состояние мальчиков («не находили себе места»), и только благодаря этому главному члену предложения высказывание приобретает смысловую законченность . И в предложении 4 («Кто нырял, кто плавал саженками, кто прыгал с  обрыва») различные действия мальчишек, пришедших на реку, тоже позволяют увидеть сказуемые. Не будь их, фраза также потеряла бы всякий смысл. Видимо, поэтому Ф. И. Буслаев, известный лингвист, считал, что «вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения».

Слайд 21
Описание слайда:

Слайд 22
Описание слайда:
Литература Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю.Современный русский язык. В 3 ч. Ч. 3. Синтаксис.- М:Просвещение, 1987 Богданова Л.И. Стилистика русского языка и культура речи – М: Флинта, 2011 Долбик Е. Е., Леонович В.А., Супрун-Белевич Л. Р. Современный русский язык : хрестоматия. В 3 ч. Ч. 3.— Минск : БГУ,2010. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. Учебник для вузов. М., «Высшая школа», 1973. Грамматика современного русского литературного языка. М., 1970 Розенталь Д.Э. Современный русский язык. Ч.2. Синтаксис. – М.: Высш. шк., 1979 Руднев А.Г. Синтаксис современного русского языка. – М.: Высш. шк., 1963 Современный русский литературный язык/ Учебник/ П.А. Лекант, Н.Г. Гольцова, В.П. Жуков и др.; Под. ред. П.А.Леканта. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Высш. шк., 1996. http://www.lingvotech.com http://www.ronl.ru/referaty


Скачать презентацию на тему Сочинение о роли сказуемого в речи можно ниже:

Похожие презентации