Социальная работа в разных моделях ее теоретического обоснования презентация

Содержание


Презентации» Образование» Социальная работа в разных моделях ее теоретического обоснования
Социальная работа в разных моделях ее теоретического обоснованияК началу 90-х годов в научной литературе обозначились несколько моделей теоретическогоПсихолого-ориентированные теории социальной работыПсиходинамическая модель (сформировалась на основе психоанализа) - ее отличает пассивное, воспринимающееОсновополагающие принципы: 
 Задача социального работника заключается в устранении внешних негативныхСоциальная работа с точки зрения психоанализа включает несколько относительно самостоятельных этапов:Гуманистическая модель человека строится на основных принципах гуманистической психологии:  
В рамках гуманистической психологии возникли так называемые недирективные методы воздействия наЧтобы оказать помощь себе и другим требуется: 
 1. Осознание иСоциолого-ориентированные теории социальной работыРазрешающая модель предусматривает достижение следующих целей:  
 помочь субъектам помощиТеории социальной работы комплексной или междисциплинарной ориентацииКогнитивная модель Основные принципы:
 – субъекты помощи могут быть лучше всего– взаимодействие личности с внешним миром есть активный процесс, основными аспектамиОсновным способом решения социальных проблем является когнитивное обучение, которое проходит четыреКогнитивный подход ориентируется на рациональные аспекты поведения человека и обустройства средыСущность социальных технологийПодходы к определению сущности социальных технологий  
 Социальные технологии −Технологизация социальных процессов подразумевает: 
 1) разделение, расчленение процесса на внутреннеКлассификация социальных технологий по масштабности:
 глобальные социальные технологии, цель которых —по степени новизны:
 инновационные социальные технологии — это методы и приемыОсновные направления социальной работы с различными группами населения и главные ееОбщие технологии социальной работыСоциальная диагностика.
 Социальное прогнозирование.
 Социальное проектирование.
 Социальное консультирование.Социальная диагностика — это процесс исследова­ния социального объекта, явления путем распознаванияНаиболее общая модель ведения социальной диагностики состоит из трех основных этапов:Эффективное ведение социальной диагностики предполагает соблюдение ее важнейших принципов: 
 объективность,Систему методов социальной диагностики условно можно подразделить на две основные группы:Консультирование - профессиональная служба, которая оказывает услуги с помощью квалифицированных иКонсультирование дает возможность комплексно и объективно оценить стоящие впереди проблемы иЭтапы консультирования : 
 1. подготовительный этап - установление контакта;
 2.Основные направления деятельности 
 1. Информационное обеспечение. Оно включает в себяОсновные направления деятельности 
 2. Социально-психологическое направление. Основными целями в этойОсновные направления деятельности 
 3. Обучающее консультирование. Сюда входит: 
 -Основные направления деятельности 
 4. Юридическое консультирование. Его цель: дать исчерпывающуюПроцесс консультирования не ставит своей целью создание совершенно нового человека, он



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Социальная работа в разных моделях ее теоретического обоснования


Слайд 2
Описание слайда:
К началу 90-х годов в научной литературе обозначились несколько моделей теоретического обоснования социальной работы: психолого-ориентированные теории социальной работы; социолого-ориентированные теории социальной работы; теории социальной работы комплексной или междисциплинарной ориентации.

Слайд 3
Описание слайда:
Психолого-ориентированные теории социальной работы

Слайд 4
Описание слайда:
Психодинамическая модель (сформировалась на основе психоанализа) - ее отличает пассивное, воспринимающее поведение субъекта помощи и активную лечащую роль социального работника. Основополагающие принципы: Влечения и желания не всегда осознаются человеком и часто плохо контролируются, что приводит к возникновению проблем. Возникшие проблемы дают толчок так называемой смещённой агрессии, когда человек для ослабления состояния внутреннего напряжения переносит агрессию на другого. Этим «другим» становятся либо близкие люди, либо «чужие» социальные группы, либо всё общество. Человека с проблемой необходимо научить психологически защищаться в негативных обстоятельствах и снимать психологическую защиту там, где она препятствует нормальному существованию. Если человек попадает в угрожающие его личности условия, он бессознательно пытается защитить собственную психику от болезненных чувств и эмоций. Такое состояние приводит к неадекватному поведению и препятствует принятию правильных решений.

Слайд 5
Описание слайда:
Основополагающие принципы: Задача социального работника заключается в устранении внешних негативных обстоятельств или их смягчении и в том, чтобы помочь индивиду самому защититься и снять тревогу. Субъект помощи развивается, взаимодействуя со средой обитания, поэтому при работе с субъектом помощи необходимо учитывать социально-экономическое положение и социальный статус субъекта помощи. Социальный работник должен учитывать, насколько в процессе осуществления конкретной помощи психологическое социальное воздействие на субъекта помощи оказывается для него полезным. Акцент в деятельности социального работника делается на понимании того, что думает субъект помощи, какова его персональная ситуация, в чем уникальность человека в кризисной ситуации.

Слайд 6
Описание слайда:
Социальная работа с точки зрения психоанализа включает несколько относительно самостоятельных этапов: изучение проблем, которые имеет субъект помощи; анализ особенностей социального положения и психического склада субъекта помощи; установление контакта между социальным работником и субъектом помощи; осмысление основных событий жизни субъекта помощи, влияния их на проблемы, которые переживает человек; планирование согласованных действий социального работника и субъекта помощи на основе завоевания доверия последнего; современная деятельность социального работника и субъекта помощи по разрешению его проблем.

Слайд 7
Описание слайда:
Гуманистическая модель человека строится на основных принципах гуманистической психологии: принцип целостности личности – опора на уникальный характер переживаний человека; принцип позитивности человеческой природы – переносит внимание на изучение здоровых, творческих индивидов, которые имеют проблемы, но в состоянии их решить самостоятельно; принцип развития – ставит необходимость реализации потенций, заложенных в человека; принцип активности – человек должен быть самодостаточным и активным, при этом его активность должна проявляться в настоящем, которое может быть не идеальным, но в этом настоящем человек должен научиться жить.

Слайд 8
Описание слайда:
В рамках гуманистической психологии возникли так называемые недирективные методы воздействия на личность. В соответствии с этими методами каждый человек сам становится несчастным, и сам же может стать счастливым.

Слайд 9
Описание слайда:
Чтобы оказать помощь себе и другим требуется: 1. Осознание и принятие ответственности за свои мысли и поступки. 2. Доверие к себе. 3. Ощущение собственной уникальности. 4. Знание своих индивидуальных особенностей. 5. Принятие себя таким, какой ты есть.

Слайд 10
Описание слайда:
Социолого-ориентированные теории социальной работы

Слайд 11
Описание слайда:
Разрешающая модель предусматривает достижение следующих целей: помочь субъектам помощи увидеть и осмыслить себя как агентов, способных к поиску решений существующих проблем; содействовать восприятию субъектом помощи социального работника как специалиста, имеющего знания и умения, которые могут быть полезными ему; воспринимать субъектом помощи социального работника как партнера в решении некоторого круга своих проблем; помочь воспринимать властную, полномочную структуру организации социальной помощи, общества в целом, как сложную и частично открытую влиянию.

Слайд 12
Описание слайда:
Теории социальной работы комплексной или междисциплинарной ориентации

Слайд 13
Описание слайда:
Когнитивная модель Основные принципы: – субъекты помощи могут быть лучше всего поняты, когда они преодолевают препятствия в личной и общественной жизни; – субъект помощи должен осуществлять самостоятельный рациональный контроль над своим поведением; – субъекты помощи сами конструирует социальную реальность в соответствии с тем, что они узнали и осознали; – восприятие субъекта помощи не должно рассматриваться как ошибочное; оно есть лишь отличное; – методы работы с субъектом помощи должны быть не жесткими, а обучающими;

Слайд 14
Описание слайда:
– взаимодействие личности с внешним миром есть активный процесс, основными аспектами которого являются следующие виды деятельности: – субъект помощи приобретает уверенность в жизни посредством адаптации к социальным реальностям, в процессе которой, меняясь, человек изменяет социальную реальность; – адаптация – приспособление к внешнему миру с одновременной реализацией собственных целей; – стабилизация – сохранение равновесия между внутренней и внешней системами, несмотря на изменяющиеся обстоятельства; – интервенциональная деятельность – стремление к достижению определенных изменений внешней среды в соответствии с внутренними целями.

Слайд 15
Описание слайда:
Основным способом решения социальных проблем является когнитивное обучение, которое проходит четыре последовательные стадии: – «дискриминационная» – стадия осознания и постижения проблем внешнего мира; – «концептуальная» – стадия изучения идей и символов, используемых субъектом помощи в процессе обработки информации; – «принципиальная» — стадия изучения системы ценностей и внутреннего «я» (самости); – стадия «решения проблемы», которая является своеобразным синтезом предыдущих стадий.

Слайд 16
Описание слайда:
Когнитивный подход ориентируется на рациональные аспекты поведения человека и обустройства среды его обитания, делая акцент на рациональные аспекты индивидуальной субъектности личности.

Слайд 17
Описание слайда:
Сущность социальных технологий

Слайд 18
Описание слайда:
Подходы к определению сущности социальных технологий Социальные технологии − деятельность, в результате которой достигается поставленная цель и измеряется объект деятельности (Н. Стефанов). Социальные технологии − «элемент механизма управления» и «средство перевода абстрактного языка науки... на конкретный язык... достижения поставленных целей» (В. Афанасьев). Социальные технологии − «способ реализации... конкретного сложного процесса путем расчленения его на систему исследовательских взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются однозначно...» (М. Марков). Социальные технологии − «совокупность знаний о способах и средствах организации социальных процессов, сами эти действия, позволяющие достичь поставленной цели» (А. Зайцев). Социальные технологии − инновационная система методов выявления и использования скрытых потенциалов социальной системы, получения оптимального социального результата при наименьших управленческих издержках (В. Иванов).

Слайд 19
Описание слайда:
Технологизация социальных процессов подразумевает: 1) разделение, расчленение процесса на внутренне взаимосвязанные этапы, фазы, операции; 2) поэтапную координацию действий, направленных на достижение искомого результата; 3) однозначность выполнения включенных в технологию процедур и операций.

Слайд 20
Описание слайда:
Классификация социальных технологий по масштабности: глобальные социальные технологии, цель которых — решение общечеловеческих проблем; региональные социальные технологии - изучают и реализуют закономерности территориальной социальной жизни и планомерных ее изменений. Локальные социальные технологии - применяются для решения местных проблем, которые могут содержать в себе как типичные, так и неповторимые особенности.

Слайд 21
Описание слайда:
по степени новизны: инновационные социальные технологии — это методы и приемы инновационной деятельности, направленные на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию новшеств, которые приводят к качественным изменениям в разных сферах социальной жизни, к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе. рутинные социальные технологии характеризуются такими методами воздействия на социальные процессы, которые основаны на прошлом опыте, отличаются малой наукоемкостью, не мотивируют социальный объект, социальную систему к переменам, изменениям.

Слайд 22
Описание слайда:
Основные направления социальной работы с различными группами населения и главные ее технологии: социальный контроль социальная профилактика социальная терапия социальная реабилитация социальная помощь и защита социальное страхование социальное обслуживание и др.

Слайд 23
Описание слайда:
Общие технологии социальной работы

Слайд 24
Описание слайда:
Социальная диагностика. Социальное прогнозирование. Социальное проектирование. Социальное консультирование.

Слайд 25
Описание слайда:
Социальная диагностика — это процесс исследова­ния социального объекта, явления путем распознавания и изучения причинно-следственных связей, отношений, характеризующих его со­стояние и тенденции развития.

Слайд 26
Описание слайда:
Наиболее общая модель ведения социальной диагностики состоит из трех основных этапов: 1. предварительное ознакомление с объектом, постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, параметров ситуации, выбор показателей методик. 2. измерение и анализ показателей. 3. построение выводов, заключение по диагнозу.

Слайд 27
Описание слайда:
Эффективное ведение социальной диагностики предполагает соблюдение ее важнейших принципов: объективность, принцип комплексного анализа, причинно-следственную обусловленность и др.

Слайд 28
Описание слайда:
Систему методов социальной диагностики условно можно подразделить на две основные группы: методы проведения диагностического исследования; методы анализа диагностической информации, определения приоритетности проблем.

Слайд 29
Описание слайда:
Консультирование - профессиональная служба, которая оказывает услуги с помощью квалифицированных и специально обученных лиц, помогающих выявить существующие проблемы, анализирующих их, разрабатывающих предложения и рекомендации, способствующие решению этих проблем.

Слайд 30
Описание слайда:
Консультирование дает возможность комплексно и объективно оценить стоящие впереди проблемы и решить их как можно лучшим образом.

Слайд 31
Описание слайда:
Этапы консультирования : 1. подготовительный этап - установление контакта; 2. основная стадия – интервью, исповедь (клиент «высказывает все до конца»); 3. стадия интерпретации (клиент и консультант вместе изучают обнаруженные факты и стремятся через них узнать истоки дезадаптации); 4. этап внедрения и строгая проверка правильности выполнения предлагаемых изменений; 5. Завершающий этап включает оценку, конечный отчет, планы на будущее.

Слайд 32
Описание слайда:
Основные направления деятельности 1. Информационное обеспечение. Оно включает в себя предоставление информации: - в достоверной информации в доступной и адекватной форме, - при отсутствии специализированных методик решения проблем, - об опыте решения конкретных ситуаций, и т. д.

Слайд 33
Описание слайда:
Основные направления деятельности 2. Социально-психологическое направление. Основными целями в этой области являются: - помощь при депрессивных состояниях и стрессовых ситуациях; - помощь в переходные периоды, при принятии важных решений; - помощь в конфликтных ситуациях и т. д.

Слайд 34
Описание слайда:
Основные направления деятельности 3. Обучающее консультирование. Сюда входит: - развитие профессиональных навыков и способностей; - обучение методам сбора информации, диагностики и планирования; - обучение использованию новых методов, технологий, программ.

Слайд 35
Описание слайда:
Основные направления деятельности 4. Юридическое консультирование. Его цель: дать исчерпывающую информацию в области права. Здесь важно разъяснить социальному работнику все возможные варианты решения проблемы, их правовые и не правовые последствия и помочь выбрать наиболее приемлемое решение.

Слайд 36
Описание слайда:
Процесс консультирования не ставит своей целью создание совершенно нового человека, он лишь открывает перед ним возможность стать самим собой, т.е. дает стартовый толчок для самостоятельной работы над собой.


Скачать презентацию на тему Социальная работа в разных моделях ее теоретического обоснования можно ниже:

Похожие презентации