Специфика научного познания презентация

Содержание


Презентации» Философия» Специфика научного познания
Специфика научного познанияНаука
 Форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний, постижение истиныСпецифика научного познания
 Постижение истины
 объективный характер
 рациональность
 логичность
 доказательность 
Демаркация
 Демаркация – определение критериев различения истинного и ложного, научного иФальсификация
 Фальсифицируемость- принципиальная опровержимость любого научного положения. 
 Фальсификация – поискВерификация
 Верификация – установление достоверности научных знаний опытным путем.Структура научного познания
 Объект 
 Субъект
 Цель познания
 Средства познания
 УсловияУровни научного познания
 Эмпирический:
 Изучение 
 отдельных 
 сторон объекта, основанноеПроблемная ситуация
 Проблемная ситуация выражается: 
 в конфликте новых фактов иПроблемная ситуация
 Проблемная ситуация задаёт общую схему решения и критерий, поНаучная проблема
 	Научная проблема – система знания, главное место в которойСпособы решения проблемы  
 1. Проблема решается в рамках тойСпособы решения проблемы
 3. Проблема оставляется будущим поколениям исследователей.
 4. ПроблемаГипотеза
 Гипотезы строятся тогда, когда возникает насущная потребность понять ряд новыхГипотеза
 Форма мышления, представляющая собой обоснованное предположение.
 В зависимости от объектаОбщая гипотеза
 Форма мышления, представляющая собой научно обоснованное предположение о причинах,Частная гипотеза
 Форма мышления, представляющая собой научно обоснованное предположение
 для объясненияЕдиничная гипотеза
 Форма мышления, представляющая собой научно обоснованное предположение для объясненияПять этапов построения и подтверждения гипотезы
 1. Выделение группы феноменов, которыеНаучная теория
  Система понятий и высказываний об определённой области действительности,Логические операции при создании теории
 
 
 
 Абстрагирование - отвлечениеЛогические операции при создании теории 
 Аналогия - умозаключение на основанииМетоды научного познания
 Метод (от греч. «путь») – способ деятельности, совокупностьМетоды научного познания
 Эмпирические:
 наблюдение
 эксперимент
 сравнение
 измерение
 описаниеНаблюдение
 Наблюдение – целенаправлен-
 	ное изучение явления в естественных условиях.ЭкспериментФормализация
 	Формализация – отражение знания с помощью символов и формул.Аксиоматический метод
 Аксиоматический метод – преобразование исходных положений (аксиом)
 	в доказуемыеЗадание
 Специфика научного познания (5-10 пунктов)
 Анализ научной проблемы: от гипотезыСпасибо    за внимание!



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Специфика научного познания


Слайд 2
Описание слайда:
Наука Форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний, постижение истины и открытие объективных законов действительности

Слайд 3
Описание слайда:
Специфика научного познания Постижение истины объективный характер рациональность логичность доказательность системность специальные знания и терминология прогностика

Слайд 4
Описание слайда:
Демаркация Демаркация – определение критериев различения истинного и ложного, научного и ненаучного знания. Критерий демаркации науки и не-науки - Фальсифицируемость.

Слайд 5
Описание слайда:
Фальсификация Фальсифицируемость- принципиальная опровержимость любого научного положения. Фальсификация – поиск эмпирического опровержения научных знаний.

Слайд 6
Описание слайда:
Верификация Верификация – установление достоверности научных знаний опытным путем.

Слайд 7
Описание слайда:
Структура научного познания Объект Субъект Цель познания Средства познания Условия познания Результат познания (знание)

Слайд 8
Описание слайда:
Уровни научного познания Эмпирический: Изучение отдельных сторон объекта, основанное на опыте, и логическое осмысление фактов

Слайд 9
Описание слайда:
Проблемная ситуация Проблемная ситуация выражается: в конфликте новых фактов и имеющихся теорий; в принципиальных различиях подходов к решению конкретных научных проблем.

Слайд 10
Описание слайда:
Проблемная ситуация Проблемная ситуация задаёт общую схему решения и критерий, по которому решение будет оценено как правильное.

Слайд 11
Описание слайда:
Научная проблема Научная проблема – система знания, главное место в которой занимает вопрос или группа вопросов.

Слайд 12
Описание слайда:
Способы решения проблемы 1. Проблема решается в рамках той теории, в которой она возникла. 2. Проблема не решается в рамках теории, в которой она возникла, но создаётся новая теоретическая концепция.

Слайд 13
Описание слайда:
Способы решения проблемы 3. Проблема оставляется будущим поколениям исследователей. 4. Проблема признаётся принципиально неразрешимой.

Слайд 14
Описание слайда:
Гипотеза Гипотезы строятся тогда, когда возникает насущная потребность понять ряд новых явлений, не объяснимых с позиций имеющихся научных теорий, не укладывающихся в современную научную картину мира.

Слайд 15
Описание слайда:
Гипотеза Форма мышления, представляющая собой обоснованное предположение. В зависимости от объекта исследования научные гипотезы можно разделить на общие, частные и единичные.

Слайд 16
Описание слайда:
Общая гипотеза Форма мышления, представляющая собой научно обоснованное предположение о причинах, свойствах или взаимосвязях всего класса описываемых явлений. (эволюционная теория Ч. Дарвина).

Слайд 17
Описание слайда:
Частная гипотеза Форма мышления, представляющая собой научно обоснованное предположение для объяснения свойств или причин части выделенных из класса объектов (поведение животных – представителей класса кошачьих).

Слайд 18
Описание слайда:
Единичная гипотеза Форма мышления, представляющая собой научно обоснованное предположение для объяснения свойств или причин единичных явлений (поведение конкретного животного – представителя класса кошачьих).

Слайд 19
Описание слайда:
Пять этапов построения и подтверждения гипотезы 1. Выделение группы феноменов, которые не укладываются в рамки прежних теорий и требуют объяснения. 2. Построение гипотезы для объяснения этих феноменов. 3. Выведение из данной гипотезы всех вытекающих из нее следствий. 4. Сопоставление выведенных из гипотезы следствий с имеющимися научными данными, законами и апробированными теориями (наблюдение, эксперимент). 5. Отказ от гипотезы (или превращение ее в научную теорию при подтверждении всех выведенных из неё следствий).

Слайд 20
Описание слайда:
Научная теория Система понятий и высказываний об определённой области действительности, дающая ее всесторонний анализ. (теория взаимоотношений полов)

Слайд 21
Описание слайда:
Логические операции при создании теории Абстрагирование - отвлечение от несущественных сторон изучаемого объекта и выделение его существенных черт. Идеализация - создание на основе знания о существующих объектах сходных с ними искусственных моделей.

Слайд 22
Описание слайда:
Логические операции при создании теории Аналогия - умозаключение на основании сходства предметов в одних признаках о возможности сходства их и в других признаках Формализация - операция построения искусственного языка для

Слайд 23
Описание слайда:
Методы научного познания Метод (от греч. «путь») – способ деятельности, совокупность практических и теоретических приемов познания. Методология – система методов и форм научного познания.

Слайд 24
Описание слайда:
Методы научного познания Эмпирические: наблюдение эксперимент сравнение измерение описание

Слайд 25
Описание слайда:
Наблюдение Наблюдение – целенаправлен- ное изучение явления в естественных условиях.

Слайд 26
Описание слайда:
Эксперимент

Слайд 27
Описание слайда:
Формализация Формализация – отражение знания с помощью символов и формул.

Слайд 28
Описание слайда:
Аксиоматический метод Аксиоматический метод – преобразование исходных положений (аксиом) в доказуемые (теоремы) согласно правилам вывода.

Слайд 29
Описание слайда:
Задание Специфика научного познания (5-10 пунктов) Анализ научной проблемы: от гипотезы - к теории.

Слайд 30
Описание слайда:
Спасибо за внимание!


Скачать презентацию на тему Специфика научного познания можно ниже:

Похожие презентации