Спиноза. Этика презентация

Содержание


Презентации» Философия» Спиноза. Этика
Презентация по философии на тему: «Спиноза. Этика»
 Липецк, 2014Биография Бенедикта СпинозыБенедикт Спиноза являлся уроженцем Амстердама, где появился на свет 24 ноябряСпинозе близка философия Декарта, он разделяет его рационалистический метод физические представления.Главные произведения Спинозы
 «Краткий трактат о Боге»
 «О человеке и его«Этика» 
 «Этика» была окончена в 1675 году, но увидела свет«Этика» включает в себя широко понимаемую философскую метафизику, повествующую о природе,Этика, доказанная в геометрическом порядке и разделенная на пять частей:
 I.I. О Боге
 Спиноза излагает того, что должно быть необходимым следствиемСпиноза раскрывает природу Бога (как субстанции) и его следующие свойства (Качества субстанции:
 - имеет внутреннюю (а не внешнюю, как модусы) причинуТеоремы по Спинозе
 Всякая теорема Спинозы состоит из изложения содержания теоремыТеоремы 
 Кроме Бога, никакая субстанция не может ни существовать, ниАксиомы по Спинозе
 Спиноза понимает аксиомы так же, как их понимаютАксиомы
 «Знание действия зависит от знания причины и заключает в себеII. О природе и происхождении души
 В этом разделе исследуются вопросыТеоремы
 «Сущности человека не присуща субстанциальность, иными словами, субстанция не составляетАксиомы
 Человек мыслит.
  Мы не чувствуем и не воспринимаем никаких другихIII. О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ПРИРОДЕ АФФЕКТОВ
 рассматриваются проблемы антропологии и психологии;Аффекты
 Аффекты - состояния тела, которые увеличивают или уменьшают способность самогоТеоремы
 Кто воображает, что то, что он ненавидит, уничтожается, будет чувствоватьIV. О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАБСТВЕ, ИЛИ О СИЛАХ АФФЕКТОВ
 В этом разделеПонятия из данного раздела:
 Под добром я понимаю то, что, какТеоремы
 Ненависть никогда не может быть хороша.
 Превозношение легко делает превозносимогоV. О МОГУЩЕСТВЕ РАЗУМА, ИЛИ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СВОБОДЕ 
 Спиноза говорит:
Теоремы
 Душа может достигнуть того, что все состояния тела или образыЗаключение
 Спиноза использует математические понятия и технику в глобальных философских вопросахВ своем главном философском труде всей жизни «Этике» Спиноза пытается ответитьИ через познание добра и зла, как понятий отражающих аффекты радостиЗначение философии Спинозы
 Оценить полной мерой действительное величие и значение философииВлияние Спинозы
 Влияние Спинозы на последующее развитие проблематики свободы философствования иДругие философы о Спинозе
 Однажды при встрече Г. В. Плеханов не"Обоснованность своих убеждений он ( Спиноза) доказал не только с помощью



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Презентация по философии на тему: «Спиноза. Этика» Липецк, 2014


Слайд 2
Описание слайда:
Биография Бенедикта Спинозы

Слайд 3
Описание слайда:
Бенедикт Спиноза являлся уроженцем Амстердама, где появился на свет 24 ноября 1632 г., в семье преуспевающего торговца. Когда в 1654 г. умер отец, Барух вместе с братом принял на себя управление семейной фирмой. Первоначальное образование он получил в семиклассном еврейском училище. В 1656 г. его изгоняют из общины, наложив проклятие. Спиноза отказывается от иудаизма, намеревается посвятить себя философии. Главные интересы Спинозы были направлены на изучение и разработку философских проблем, хотя он также интересовался и вопросами математики.

Слайд 4
Описание слайда:
Спинозе близка философия Декарта, он разделяет его рационалистический метод физические представления. В 1664 г. издает сочинение, посвященное декартовской философии. Оно стало единственным прижизненным изданием, подписанным его собственным именем и принесло ему известность, сделало в глазах просвещенной общественности крупным мыслителем. Значительное влияние на Спинозу оказали также идеи Джордано Бруно, Томаса Гоббса, Маймонида.

Слайд 5
Описание слайда:
Главные произведения Спинозы «Краткий трактат о Боге» «О человеке и его счастье» «Трактат о совершенствовании разума и о пути, которым лучше всего направляться к истинному познанию вещей» «Этика» «Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом».

Слайд 6
Описание слайда:
«Этика» «Этика» была окончена в 1675 году, но увидела свет только после его смерти, в «Посмертном издании», осуществленном его друзьями в 1677 году. Но судьба этой работы оказалась весьма трагичной. Всего через несколько месяцев спустя публикация была запрещена и не переиздавалась до 19 века)

Слайд 7
Описание слайда:
«Этика» включает в себя широко понимаемую философскую метафизику, повествующую о природе, субстанции, Боге, о человеке — его теле и душе, чувствах и разуме, а также и о собственно этико-нравственных проблемах. Но к этике в узком смысле она не сводится. Для понимания этой работы Спинозы, как, впрочем, и ряда других его произведений, следует учесть, как именно развертывается в них философствование. Спиноза берет на вооружение так называемый геометрический метод. Что означает: Спиноза сначала дает основные определения (например, определения Бога), затем — аксиомы; после этого четко и лаконично формулируются теоремы и дается их (краткое или развернутое) доказательство. Для Спинозы человеческое бытие ничем не отличается от природного бытия. Проблемы морали сосредоточены у него вокруг понятий добра и зла.

Слайд 8
Описание слайда:
Этика, доказанная в геометрическом порядке и разделенная на пять частей: I. О Боге. II. О природе и происхождении души. III. О происхождении и природе аффектов. IV. О человеческом рабстве или о силе аффектов. V. О могуществе разума или о человеческой свободе».

Слайд 9
Описание слайда:
I. О Боге Спиноза излагает того, что должно быть необходимым следствием сущности Бога, существа вечного и бесконечного. Определения: Субстанция – это то, что “существует в себе и представляется само через себя”. Атрибут – это характеристика субстанции, а точнее то, “что ум представляет в субстанции как составляющее ее сущность”. causa sui – Спиноза понимает то, “сущность чего заключает в себе существование”. Состояние субстанции Спиноза называет модусом. Бог - это субстанция, состоящая из “бесконечно многих атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность”.

Слайд 10
Описание слайда:
Спиноза раскрывает природу Бога (как субстанции) и его следующие свойства ( атрибуты): он необходимо существует; он един; он существует и действует только по причине заключенной в нем самом; он составляет свободную причину всех вещей, причем причину имманентную; все существует в боге и зависит от него; без него ничего не может существовать, ни быть представлено; все предопределено, причем не из свободы божественной воли, а из абсолютной природы бога, т.е. его абсолютного могущества.

Слайд 11
Описание слайда:
Качества субстанции: - имеет внутреннюю (а не внешнюю, как модусы) причину самой себя; - существует; - самостоятельна и независима от кого-либо; - бесконечна в пространстве и времени; - вечна (несотворима и неуничтожима); - обладает множеством свойств (атрибутов), основные из которых — мышление и протяжение (в данном случае мышление и протяжение — свойства всей субстанции, а не отдельных модусов, как у Декарта); - неподвижна.

Слайд 12
Описание слайда:
Теоремы по Спинозе Всякая теорема Спинозы состоит из изложения содержания теоремы и ее доказательства. В доказательство могут входит такие вспомогательные элементы, как: леммы (вспомогательные теоремы) схолии (пояснения к тексту) королларии (следствия, выводы)

Слайд 13
Описание слайда:
Теоремы Кроме Бога, никакая субстанция не может ни существовать, ни быть представлена. Бог, или субстанция, состоящая из бесконечно многих атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность, необходимо существует. Вещи не могли быть произведены Богом никаким другим образом и ни в каком другом порядке, чем произведены.

Слайд 14
Описание слайда:
Аксиомы по Спинозе Спиноза понимает аксиомы так же, как их понимают и в геометрии – как утверждения, не требующие доказательств. Спиноза придает своим аксиомам абсолютное значение. Единственное подтверждение их правильности – собственное мнение Спинозы.

Слайд 15
Описание слайда:
Аксиомы «Знание действия зависит от знания причины и заключает в себе последнее». «Все, что существует, существует или само в себе, или в чем-либо другом». «Истинная идея должна быть согласна со своим объектом». «Что не может быть представляемо через другое, должно быть представляемо само через себя» «Сущность всего того, что может быть представлено несуществующим, не заключает в себе существования.»

Слайд 16
Описание слайда:
II. О природе и происхождении души В этом разделе исследуются вопросы метафизики, гносеологии и онтологии: взаимоотношение тела и души; параллелизм телесного и мыслительного атрибутов; разновидности идей; способы познания и три его рода (чувственное, рассудочное, интуитивное) ; различие образов, слов и идей; вечность (aetemitas) и время (длительность — duratio); соотношение воли и разума.

Слайд 17
Описание слайда:
Теоремы «Сущности человека не присуща субстанциальность, иными словами, субстанция не составляет форму человека» «Первое, что составляет действительное (актуальное) бытие человеческой души, есть не что иное, как идея некоторой отдельной вещи, существующей в действительности (актуально)» «Идеи отдельных вещей, или модусов, не существующих в действительности, должны содержаться в бесконечной идее Бога точно так же, как формальные сущности отдельных вещей, или модусов, содержатся в его атрибутах». «Человеческая душа имеет адекватное познание вечной и бесконечной сущности Бога».

Слайд 18
Описание слайда:
Аксиомы Человек мыслит.  Мы не чувствуем и не воспринимаем никаких других отдельных вещей, кроме тел и модусов мышления.  Такие модусы мышления, как любовь, желание и всякие другие так называемые аффекты души, могут существовать только в том случае, если в том же самом индивидууме существует идея вещи любимой, желаемой и т.д. Но идея может существовать и в том случае, если бы никакой другой модус мышления и не существовал. Сущность человека не заключает в себе необходимого существования, т.е. в порядке природы является возможным как то, чтобы тот или другой человек существовал, так и то, чтобы он не существовал.

Слайд 19
Описание слайда:
III. О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ПРИРОДЕ АФФЕКТОВ рассматриваются проблемы антропологии и психологии; В связи с учением об аффектах вновь обсуждается проблема психофизического параллелизма; Вскрывается зависимость активных и пассивных аффектов (страстей) от лежащих в их основе адекватных и неадекватных идей; преимущественная зависимость пассивных аффектов от внешних вещей, а активных — от самой души и присущих ей понятий.

Слайд 20
Описание слайда:
Аффекты Аффекты - состояния тела, которые увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствуют ей или ограничивают ее, а вместе с тем и идеи этих состояний. Всего Спиноза выделяет 48 аффектов и подразделяет их на два класса: аффекты удовольствия-неудовольствия ( счастье, любовь, сострадание, надежда, страх, ненависть и тд) аффекты желания ( желание, зависть).

Слайд 21
Описание слайда:
Теоремы Кто воображает, что то, что он ненавидит, уничтожается, будет чувствовать удовольствие. Кто воображает, что то, что он любит, уничтожается, будет чувствовать неудовольствие, если же оно сохраняется, - будет чувствовать удовольствие. Если мы любим какой-либо подобный нам предмет (res), то мы стремимся, насколько возможно, сделать так, чтобы и он нас любил.

Слайд 22
Описание слайда:
IV. О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАБСТВЕ, ИЛИ О СИЛАХ АФФЕКТОВ В этом разделе Спиноза говорит о силе аффектов(страстей) , определяющей человеческое рабство, человеческое бессилие перед воздействием бесчисленного количества аффектов. Также поднимет вопросы этики, но только в более узком смысле: стремление к самосохранению проблема добра и зла подлинная добродетель стремления и способности человека руководствоваться разумом.

Слайд 23
Описание слайда:
Понятия из данного раздела: Под добром я понимаю то, что, как мы наверное знаем, для нас полезно. Под злом же - то, что, как мы наверное знаем, препятствует нам обладать каким-либо добром. Я называю единичные вещи случайными, поскольку мы, обращая внимание на одну только их сущность, не находим ничего, что необходимо полагало бы их существование или необходимо исключало бы его. Под противоположными аффектами я буду разуметь в дальнейшем такие аффекты, которые влекут человека в различные стороны, хотя бы они были и одного и того же рода, как, например, чревоугодие и скупость, составляющие виды любви и противоположные друг другу не по природе, но по случайным обстоятельствам. Под целью, ради которой мы что-либо делаем, я разумею влечение.

Слайд 24
Описание слайда:
Теоремы Ненависть никогда не может быть хороша. Превозношение легко делает превозносимого человека гордым. Раскаяние не составляет добродетели, иными словами, оно не возникает из разума; но тот, кто раскаивается в каком-либо поступке, вдвойне жалок или бессилен. Гордость (gloria) не противна разуму, но может возникать из него. Всего в данном разделе Спиноза приводит 73 теоремы.

Слайд 25
Описание слайда:
V. О МОГУЩЕСТВЕ РАЗУМА, ИЛИ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СВОБОДЕ Спиноза говорит: о силе разума над аффектами. В чем состоит свобода или блаженство души.  как могущество разума может привести человека к свободе. каким образом можно совершенствовать разум. о проблеме бессмертия человеческой души.

Слайд 26
Описание слайда:
Теоремы Душа может достигнуть того, что все состояния тела или образы вещей будут относиться к идее Бога. Бог свободен от пассивных состояний и не подвержен никакому аффекту ни удовольствия, ни неудовольствия Никто не может ненавидеть Бога. Человеческая душа не может совершенно уничтожиться вместе с телом, но от нее остается нечто вечное. Всего Спиноза приводит в этом разделе 42 теоремы

Слайд 27
Описание слайда:
Заключение Спиноза использует математические понятия и технику в глобальных философских вопросах о Боге, человеке, добре и зле и пытается дать им рациональное объяснение. Спиноза хотел перенести методы точных наук на почву философского знания. Вот почему особую важность для него приобретают доказательства. Философ полагал, что только строго научная аргументация способна убедить читателя в достоверности излагаемых сведений.

Слайд 28
Описание слайда:
В своем главном философском труде всей жизни «Этике» Спиноза пытается ответить на вопрос: «Как правильно жить»? Спиноза говорит, что задача человека не оступиться и достойно пройти заданный ему путь. Аффект можно победить только с помощью другого аффекта и что тот единственный аффект, который способен преодолеть аффекты страсти, есть духовная или интеллектуальная любовь человеческой души к своей собственной вечной основе. Каждый человек в своей сущности выражает божественную природу; так что добродетельному, т.е. познавшему свою собственную сущность, достаточно в отношении с другими делать то, что он сам предпочитает.

Слайд 29
Описание слайда:
И через познание добра и зла, как понятий отражающих аффекты радости и печали человек получает возможность соотносить свои деяния с законами природы и, освободившись от рабства, возвышаться к совершенству. По Спинозе человек самой природой оказывается предназначенным добродетели и блаженству. Неразумие - вот единственная причина человеческой порочности. Лично я считаю, что некоторые идеи Спинозы слишком наивны, он не учитывает реальный порядок вещей и считает абсолютно всех людей добрыми и чуткими. Некоторые его мысли кажутся абсурдными: (зло — иллюзия, свобода воли — иллюзия, время — иллюзия), а многие доказательства можно легко опровергнуть, они не всегда кажутся убедительными.

Слайд 30
Описание слайда:
Значение философии Спинозы Оценить полной мерой действительное величие и значение философии Бенедикта Спинозы человечеству, пожалуй, еще только предстоит. Он говорит о том как должны устроить свою жизнь люди ту простую и великую истину, что для разумного человека «для его самосохранения и наслаждения разумной жизнью, нет ничего полезнее, как человек, руководствующийся разумом» и что именно человек - не деньги, не вещи, не слова и тому подобные мнимые ценности - есть для человека высший предмет в универсуме. Рассмотрение нравственных проблем в контексте данного произведения является актуальным, особенно в нынешнее время, когда рационализм и материализм достигает апогея в своем развитии и влиянии на умы.

Слайд 31
Описание слайда:
Влияние Спинозы Влияние Спинозы на последующее развитие проблематики свободы философствования и ее детерминированности сложно переоценить. Имя Спинозы – даже для тех, кто знает о философии лишь понаслышке, – является как бы псевдонимом философии вообще, а Спиноза – подлинной персонификацией философии. Восторженно писали о Спинозе, о его идеях и системе Гёте, Шеллинг, Гегель и ряд других мыслителей.

Слайд 32
Описание слайда:
Другие философы о Спинозе Однажды при встрече Г. В. Плеханов не упустил случая спросить Ф. Энгельса, согласен ли он с тем, как Спиноза решил «великий основной вопрос философии» — проблему отношения мышления и материи. На что Ф. Энгельс в присутствии двух свидетелей ответил: «Конечно, старик Спиноза был вполне прав». "Спиноза – самый благородный и привлекательный из великих философов. Интеллектуально некоторые превосходили его, но нравственно он выше всех". Бертран Рассел. "Я верю в Бога Спинозы, который являет себя в гармонии сущего, но не в Бога, который возится с поступками людей". Альберт Эйнштейн.

Слайд 33
Описание слайда:
"Обоснованность своих убеждений он ( Спиноза) доказал не только с помощью ясного и точного изложения своих рассуждений, но и примером всей своей жизни". Альберт Эйнштейн. «Самый чистый мудрец». Ф. Ницше.

Слайд 34
Описание слайда:


Скачать презентацию на тему Спиноза. Этика можно ниже:

Похожие презентации