Средства речевой выразительности презентация

Содержание


Презентации» Русский язык» Средства речевой выразительности
Средства речевой выразительности Задание А6
 Автор: Крюкова М.А., учитель МОУ «СОШДля того чтобы справиться с заданием А6, необходимо владеть теорией, аМетафора
 Метафора
 Олицетворение
 Эпитет
 Сравнение
 Гипербола
 Литота
 Антитеза
 Анафора
 Параллелизм
 ГрадацияМетафора 
 Это слово в переносном смысле. 
 Чаще всего выражаетсяНаделение неодушевлённых предметов 
 Наделение неодушевлённых предметов 
 признаками и свойствамиОбразное определение предмета или действия. 
 Образное определение предмета или действия.Сопоставление одного предмета с другим. Сравнение 
 Сопоставление одного предмета сПреувеличение. 
 Преувеличение. 
 Например: Я тебе миллион раз говорил.Преуменьшение. 
 Преуменьшение. 
 Например: Ваш шпиц, прелестный шпиц, 
 Противопоставление, основанное на 
 Противопоставление, основанное на 
 параллелизме.
 Например: ОниЭто повтор звуков слов или оборотов в 
 Это повтор звуковПовтор смежных грамматических 
 Повтор смежных грамматических 
 конструкций для подчёркиванияУсиление значения слов благодаря эффекту 
 Усиление значения слов благодаря эффектуНеобычный порядок слов. 
 Необычный порядок слов. 
 При необычном порядкеЭто вопрос, который ставится с целью 
 Это вопрос, который ставитсяПодчёркнутое обращение к кому-нибудь с 
 Подчёркнутое обращение к кому-нибудь сКосвенное упоминание объекта путем не 
 Косвенное упоминание объекта путем неОбразное обозначение предмета по одному 
 Образное обозначение предмета по одномуСлова, используемые в повседневно-
 Слова, используемые в повседневно-
 бытовой сфере общения.
Намеренное повторение одного и того же 
 Намеренное повторение одного иСлова с одинаковым корнем.
 Слова с одинаковым корнем.
 Например: ленивый, ленится,Сочетание несочетаемого.
 Сочетание несочетаемого.
 Например: живой труп, пленница свободы,
  Устойчивые сочетания слов.
 Устойчивые сочетания слов.
 Например: за тридевять земель
 Образцы взяты из контрольно-тренировочных тестов
 К образцам заданий прилагаются ответы.Кормили плохо, вечно хотелось есть.
 Кормили плохо, вечно хотелось есть.
 УткаПомните, он корчил рожи, а вы ему сказали, что у негоПеред глазами его вдруг встало лицо Марины...
 Перед глазами его вдруг«Серёжка смотрит на неё, но видит не стадион, а 
 «Серёжка«И он готов ради этого работать день 
 «И он готов«Вообще мои родители то и дело обвиняли нас обоих в 
«За пятёрочками Наталья не гонялась, 
 «За пятёрочками Наталья не гонялась,Задание 1 - 4
 Задание 1 - 4
 Задание 2 -Желаю 
 Желаю 
 сдать 
 экзамен
 на «5»!



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Средства речевой выразительности Задание А6 Автор: Крюкова М.А., учитель МОУ «СОШ № 99» г. Омска 2010 год


Слайд 2
Описание слайда:
Для того чтобы справиться с заданием А6, необходимо владеть теорией, а именно знать определения средств речевой выразительности, а также уметь видеть их в тексте. Для того чтобы справиться с заданием А6, необходимо владеть теорией, а именно знать определения средств речевой выразительности, а также уметь видеть их в тексте. Данная презентация содержит не только теоретический материал по теме, но и образцы экзаменационных заданий.

Слайд 3
Описание слайда:
Метафора Метафора Олицетворение Эпитет Сравнение Гипербола Литота Антитеза Анафора Параллелизм Градация

Слайд 4
Описание слайда:
Метафора Это слово в переносном смысле. Чаще всего выражается глаголами, существительными Например: Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнём, то сжимаясь в непроглядную тьму.

Слайд 5
Описание слайда:
Наделение неодушевлённых предметов Наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека. Например: Заговорили наши орудия. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.

Слайд 6
Описание слайда:
Образное определение предмета или действия. Образное определение предмета или действия. Чаще всего выражаются прил. и нар. Например: Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она. НО: не являются эпитетами прил., указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики. Например: дубовый листок (дубовый – НЕ эпитет), осенний день (осенний – НЕ эпитет)

Слайд 7
Описание слайда:
Сопоставление одного предмета с другим. Сравнение Сопоставление одного предмета с другим. Сравнение может быть представлено: а) формой сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО (в значении союза КАК) Например: Хорошо и тепло, как зимой у печки, И берёзы стоят, как большие свечки. б) сравнительным придаточным предложением Например: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду. в) существительным в Т.п. Например: Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.

Слайд 8
Описание слайда:
Преувеличение. Преувеличение. Например: Я тебе миллион раз говорил.

Слайд 9
Описание слайда:
Преуменьшение. Преуменьшение. Например: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка.

Слайд 10
Описание слайда:
Противопоставление, основанное на Противопоставление, основанное на параллелизме. Например: Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лёд и пламень.

Слайд 11
Описание слайда:
Это повтор звуков слов или оборотов в Это повтор звуков слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание. Например: Имя твоё – птица в руке, Имя твоё – льдинка на языке…

Слайд 12
Описание слайда:
Повтор смежных грамматических Повтор смежных грамматических конструкций для подчёркивания их единства и образности. Например: Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие…

Слайд 13
Описание слайда:
Усиление значения слов благодаря эффекту Усиление значения слов благодаря эффекту нарастания. Например: Сейте разумное, доброе, вечное…

Слайд 14
Описание слайда:
Необычный порядок слов. Необычный порядок слов. При необычном порядке слов: а) подлежащее стоит после сказуемого б) прилагательное после существительного в) наречие после глагола Например: Вот нахмурил царь брови чёрные. (Обычный порядок слов: Вот царь нахмурил брови чёрные.)

Слайд 15
Описание слайда:
Это вопрос, который ставится с целью Это вопрос, который ставится с целью усиления утверждения и на него не требуется ответа. Например: На кого не действует новизна?

Слайд 16
Описание слайда:
Подчёркнутое обращение к кому-нибудь с Подчёркнутое обращение к кому-нибудь с целью усиления выразительности. Например: О Русь моя! Жена моя!

Слайд 17
Описание слайда:
Косвенное упоминание объекта путем не Косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания. Например: ночное светило = луна или Люблю тебя, Петра творенье! = Люблю тебя, Санкт-Петербург!"

Слайд 18
Описание слайда:
Образное обозначение предмета по одному Образное обозначение предмета по одному из его признаков. Например: Все флаги будут в гости к нам. (флаги – то есть корабли)

Слайд 19
Описание слайда:
Слова, используемые в повседневно- Слова, используемые в повседневно- бытовой сфере общения. Например: реветь, дочурка, продажный

Слайд 20
Описание слайда:
Намеренное повторение одного и того же Намеренное повторение одного и того же слова, так выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание. Например: Лениво дышит полдень мглистый, Лениво катится река. И в тверди пламенной и чистой Лениво тают облака.

Слайд 21
Описание слайда:
Слова с одинаковым корнем. Слова с одинаковым корнем. Например: ленивый, ленится, лентяй

Слайд 22
Описание слайда:
Сочетание несочетаемого. Сочетание несочетаемого. Например: живой труп, пленница свободы, светлая тьма

Слайд 23
Описание слайда:
Устойчивые сочетания слов. Устойчивые сочетания слов. Например: за тридевять земель как кошка с собакой вешать лапшу на уши

Слайд 24
Описание слайда:
Образцы взяты из контрольно-тренировочных тестов К образцам заданий прилагаются ответы.

Слайд 25
Описание слайда:
Кормили плохо, вечно хотелось есть. Кормили плохо, вечно хотелось есть. Утка была некрупная, молодая. Всё равно толку не добьёмся, нас восемь человек, а она такая маленькая. Поворачивая голову по сторонам, она смотрела на нас изумлёнными бусинками глаз.

Слайд 26
Описание слайда:
Помните, он корчил рожи, а вы ему сказали, что у него способности? Помните, он корчил рожи, а вы ему сказали, что у него способности? Здесь жила Мария Петровна, его учительница по математике, как же он сразу о ней не подумал, не вспомнил! - Мария Петровна, - тихо сказал Павел Георгиевич, - вы меня узнаёте? Когда Сафонов вошёл в родной городок, окраины встретили его длинными тенями от старых тополей; ветви яблонь, обогретых солнцем, свешивались через заборы.

Слайд 27
Описание слайда:
Перед глазами его вдруг встало лицо Марины... Перед глазами его вдруг встало лицо Марины... Она была ему другом, и как же посмел он сейчас так думать... Благодаря Марине Лёня никогда не чувствовал себя чужим в этой семье... Марина сидела на крылечке и с нетерпением ждала сына.

Слайд 28
Описание слайда:
«Серёжка смотрит на неё, но видит не стадион, а «Серёжка смотрит на неё, но видит не стадион, а каменные стены римского Колизея. Сейчас он не ученик средней школы, он – отважный гладиатор. На нём не штаны и куртка, а кованые доспехи». Гипербола Метафора Антитеза Сравнительный оборот

Слайд 29
Описание слайда:
«И он готов ради этого работать день «И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук». Эпитет Олицетворение Синтаксический параллелизм Фразеологизмы

Слайд 30
Описание слайда:
«Вообще мои родители то и дело обвиняли нас обоих в «Вообще мои родители то и дело обвиняли нас обоих в нечёткости: мы нечётко сообщали, кто звонил маме и отцу по телефону и что передавали в «Последних известиях», нечётко выполняли режим дня». Лексический повтор Эпитет Олицетворение Метафора

Слайд 31
Описание слайда:
«За пятёрочками Наталья не гонялась, «За пятёрочками Наталья не гонялась, а они сами к ней липли». Лексика разговорного стиля Эпитет Олицетворение Гипербола

Слайд 32
Описание слайда:
Задание 1 - 4 Задание 1 - 4 Задание 2 - 4 Задание 3 - 2 Задание 4 – 3 (антитеза) Задание 5 – 4 (фразеологизмы) Задание 6 – 1 (лексический повтор) Задание 7 – 1 (лексика разговорного стиля)

Слайд 33
Описание слайда:
Желаю Желаю сдать экзамен на «5»!


Скачать презентацию на тему Средства речевой выразительности можно ниже:

Похожие презентации