Сущность, структура и специфика профессиональной деятельности учителя. (Тема 1) презентация

Содержание


Презентации» Педагогика» Сущность, структура и специфика профессиональной деятельности учителя. (Тема 1)
Сущность, структура и специфика профессиональной деятельности учителяДеятельность – активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живоеВ процессе осуществления деятельности: 1) создаются материальные условия жизни человека, удовлетворяютсяОтличительные черты деятельности 
 
 
 
 
 
 предметность Условия эффективности деятельности:
  1. Субъективные условия:
 а) наличие у субъектаУсловия эффективности деятельности:
  2. Объективные условия:
 а) убедительная мотивация, четкаяУсловия эффективности деятельности
 3. Ресурсные условия:
 а) материально-техническое обеспечение деятельности: материалы,Профессиональная деятельность – это ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физическихСтруктура педагогической деятельности
 Структура педагогической деятельностиКонструктивная деятельность связана с проектированием деятельности учителя и своей деятельности. 
II. Организаторская деятельность предусматривает организацию своей и детской деятельности. 
 II.III. Коммуникативная деятельность направлена на организацию взаимоотношений учителя и учащихся, взаимоотношенийIV. Гностическая деятельность – это деятельность, которая требует постоянного анализа своейКонструктивная деятельность предполагает отбор и композицию учебного материала, планирование и построениеКомпоненты профессиональной готовности:
 - психологическая готовность – установка на работу вВиды педагогической деятельности
 
 
  
  Непрофессиональная  Признаки профессиональной педагогической деятельности: 
 ею занимается человек, обладающий необходимыми знаниямиОтличие видов деятельностиПрофессиограмма педагога – это идеальная модель учителя, преподавателя, воспитателя, эталон, вСтруктура профессионально-значимых качеств личности по Крутецкому: 
 1. Мировоззрение личности;
 2.I. Психолого-педагогические умения.
 I. Психолого-педагогические умения.
 1. Читать и анализировать специальнуюII. Профессионально-личностные качества.
 1. Потребность в самопознании.
 2. Самостоятельность.
 3. ТрудолюбиеIII. Частно-методические умения.
 III. Частно-методические умения.
 
 1. Планировать, отбирать, синтезироватьIV. Коммуникативно-организаторские умения.
 IV. Коммуникативно-организаторские умения.
 1. Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношенияV. Исследовательские умения.
 V. Исследовательские умения.
 1. Выявлять проблему, определять объект,Способности - индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условиемВиды способностей
   Общие – развитие познавательных процессов памяти, восприятия,Компоненты педагогических способностей:  
 1. Конструктивные способности – проявляются вКлассификация общих педагогических способностей  (по В.А. Крутецкому, Е.Г. Балбасовой)Структура дидактических способностей учителя начальных классовСтруктура дидактических способностей учителя начальных классовСтруктура дидактических способностей учителя начальных классовСтруктура дидактических способностей учителя начальных классовСтруктура дидактических способностей учителя начальных классовСтруктура дидактических способностей учителя начальных классовСтруктура дидактических способностей учителя начальных классовУровни способностейКомпоненты пригодности человека к работе (по Е.А. Климову)
 гражданские качества,
 отношениеПрофессиональная готовность – результат и цель профессиональной подготовки
 Компоненты профессиональной подготовки:
Система показателей профессиональной готовности к педагогической деятельности
 Содержание потребностей и мотивацииУровни профессиональной готовности (Н.Д.Хмель)
 Житейский уровень (внимание учителя сосредоточено на содержанииПрофессиональная пригодность –выражение профессиональной компетентности учителя на своем высшем уровне, органически



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Сущность, структура и специфика профессиональной деятельности учителя


Слайд 2
Описание слайда:
Деятельность – активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект, и удовлетворяет таким образом свои потребности Деятельность – активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект, и удовлетворяет таким образом свои потребности (Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова.-М., 1996)

Слайд 3
Описание слайда:
В процессе осуществления деятельности: 1) создаются материальные условия жизни человека, удовлетворяются естественные желания; 2) развивается духовный мир человека; реализуются его культурные потребности; 3) реализуется личностный потенциал человека, достигаются жизненные цели; 4) создаются условия для самореализации человека в системе общественных отношений; 5) происходит научное познание окружающего мира, самопознание и саморазвитие; 6) осуществляется преобразование окружающего мира.

Слайд 4
Описание слайда:
Отличительные черты деятельности предметность социальность сознательность

Слайд 5
Описание слайда:
Условия эффективности деятельности: 1. Субъективные условия: а) наличие у субъекта деятельности ярко выраженной потребности и устойчивых мотивов её осуществления, принятие им цели и программы действий; б) опыт организации и осуществления деятельности; в) соответствие содержания и характера деятельности индивидуальным особенностям субъекта; г) эмоционально-психологическое и физическое состояние субъекта.

Слайд 6
Описание слайда:
Условия эффективности деятельности: 2. Объективные условия: а) убедительная мотивация, четкая постановка цели, рациональное планирование, контроль, объективная оценка; б) благоприятный нравственно-психологический климат; в) соответствующие стандартам производственно-бытовые и санитарно-гигиенические условия деятельности.

Слайд 7
Описание слайда:
Условия эффективности деятельности 3. Ресурсные условия: а) материально-техническое обеспечение деятельности: материалы, организация рабочего места, приспособления; б) информационное обеспечение деятельности; в) кадровое обеспечение деятельности: компетентные руководители, организаторы, исполнители.

Слайд 8
Описание слайда:
Профессиональная деятельность – это ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность существования и развития. Профессиональная деятельность – это ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность существования и развития.

Слайд 9
Описание слайда:
Структура педагогической деятельности Структура педагогической деятельности

Слайд 10
Описание слайда:
Конструктивная деятельность связана с проектированием деятельности учителя и своей деятельности. Конструктивная деятельность связана с проектированием деятельности учителя и своей деятельности. Сюда относится следующие педагогические действия: а) формулировка педагогической цели; б) диагностика уровня образованности учеников; в) выбор содержания учебного материала; г) выбор методов обучения; д) проектирование своих действий и действий учеников.

Слайд 11
Описание слайда:
II. Организаторская деятельность предусматривает организацию своей и детской деятельности. II. Организаторская деятельность предусматривает организацию своей и детской деятельности. Педагогические умения: а) установление дисциплины и рабочей обстановке на уроке; б) стимулирование деятельности учеников; в) организация своей деятельности по изложению учеником материала; г) организация своего поведения в реальных условиях; д) организация деятельности учеников; е) организация контроля, педагогического воздействие и коррекция.

Слайд 12
Описание слайда:
III. Коммуникативная деятельность направлена на организацию взаимоотношений учителя и учащихся, взаимоотношений школьников в коллективе. III. Коммуникативная деятельность направлена на организацию взаимоотношений учителя и учащихся, взаимоотношений школьников в коллективе. Педагогические действия: а) установление правильных взаимоотношений с учениками; б) осуществление учебно-воспитательной работы.

Слайд 13
Описание слайда:
IV. Гностическая деятельность – это деятельность, которая требует постоянного анализа своей деятельности, а также хода, развития и формирования личности детей (гностик – сомневающийся). IV. Гностическая деятельность – это деятельность, которая требует постоянного анализа своей деятельности, а также хода, развития и формирования личности детей (гностик – сомневающийся). Педагогические действия: а) анализ результатов обучения и воспитания; б) выявление отклонений результата от поставленных целей; в) анализ причин этих отклонений; г) проектирование мер по устранению этих причин; д) творческий поиск новых методов обучения и воспитания.

Слайд 14
Описание слайда:
Конструктивная деятельность предполагает отбор и композицию учебного материала, планирование и построение педагогического процесса (содержательная функция); планирование своих действий и действий учащихся (оперативная функция); проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса (материальная функция). Конструктивная деятельность предполагает отбор и композицию учебного материала, планирование и построение педагогического процесса (содержательная функция); планирование своих действий и действий учащихся (оперативная функция); проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса (материальная функция). Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направлены на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива, организацию совместной деятельности. Коммуникативная деятельность предполагает установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, педагогами школы, представителями общественности, родителями. Перцептивная деятельность направлена на проникновение во внутренний мир человека. Коммуникативно-операциональная – предполагает активное использование средств педагогической техники. Собственно коммуникативная функция направлена на установление педагогически целесообразных отношений. Исследовательская деятельность предполагает научный подход к педагогическим явлениям, владение умениями эвристического поиска и методами научно-педагогического исследования, в том числе анализа собственного опыта и опыта других учителей. Контрольно-оценочный (рефлексивный) компонент предполагает организацию «обратной связи», позволяющей своевременно получать информацию о соответствии полученных результатов планировавшимся задачам.

Слайд 15
Описание слайда:
Компоненты профессиональной готовности: - психологическая готовность – установка на работу в школе, сформированная направленность на педагогическую деятельность; - научно-теоретическая готовность – это необходимый объем психолого-педагогических и специальных знаний для педагогической деятельности; - практическая готовность – наличие сформированных на требуемых уровнях профессионально-педагогических умений и навыков; - психофизиологическая готовность – это наличие соответственных предпосылок для педагогической деятельности, овладение определенной учительской специальностью, сформированностью профессионально-значимых качеств личности; - физическая готовность – это соответствие состояния здоровья и физического развития требованиям педагогической деятельности и профессиональной работоспособности.

Слайд 16
Описание слайда:
Виды педагогической деятельности Непрофессиональная Профессиональная педагогическая педагогическая деятельность деятельность

Слайд 17
Описание слайда:
Признаки профессиональной педагогической деятельности: ею занимается человек, обладающий необходимыми знаниями и умениями; для ее реализации существуют определенные формы: урок, занятие; эта деятельность преследует определенную цель; цель определяет содержание обучения, воспитания; результаты педагогической деятельности регулярно проверяются.

Слайд 18
Описание слайда:
Отличие видов деятельности

Слайд 19
Описание слайда:

Слайд 20
Описание слайда:
Профессиограмма педагога – это идеальная модель учителя, преподавателя, воспитателя, эталон, в котором представлены основные качества личности, которыми он должен обладать, знания, умения и навыки, необходимые для выполнения своих профессиональных функций. Профессиограмма педагога – это идеальная модель учителя, преподавателя, воспитателя, эталон, в котором представлены основные качества личности, которыми он должен обладать, знания, умения и навыки, необходимые для выполнения своих профессиональных функций.

Слайд 21
Описание слайда:
Структура профессионально-значимых качеств личности по Крутецкому: 1. Мировоззрение личности; 2. Положительное отношение к педагогической деятельности; 3. Педагогические способности; 4. Профессионально-педагогические знания, умения и навыки

Слайд 22
Описание слайда:
I. Психолого-педагогические умения. I. Психолого-педагогические умения. 1. Читать и анализировать специальную психолого-педагогическую литературу. 2. Самостоятельно анализировать педагогические явления. 3. Анализировать передовой педагогический опыт. 4. Проводить самоанализ. 5. Проявлять эмпатию к учащимся. 6. Организовать себя, управлять своим состоянием.

Слайд 23
Описание слайда:
II. Профессионально-личностные качества. 1. Потребность в самопознании. 2. Самостоятельность. 3. Трудолюбие и прилежание. 4. Самокритичность. 5. Дисциплинированность. 6. Культура поведения и общения.

Слайд 24
Описание слайда:
III. Частно-методические умения. III. Частно-методические умения. 1. Планировать, отбирать, синтезировать и конструировать учебный материал по специальности. 2. Стимулировать и организовывать разные формы внеклассной воспитательной работы. 3. Анализировать уроки и внеклассные мероприятия. 4. Оценивать действия школьников и свою работу. 5. Разрабатывать дидактический материал к урокам и занятиям. 6. Мобилизовать учащихся на познавательную деятельность.

Слайд 25
Описание слайда:
IV. Коммуникативно-организаторские умения. IV. Коммуникативно-организаторские умения. 1. Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными учениками, группами, ученическими коллективами. 2. Создавать благоприятный микроклимат, располагать к себе учеников 3. Регулировать внутри коллективные отношения школьников. 4. Ориентироваться в изменившихся условиях, перестраивать свое поведение. 5. Уметь декламировать, петь, танцевать, поддерживать беседу.

Слайд 26
Описание слайда:
V. Исследовательские умения. V. Исследовательские умения. 1. Выявлять проблему, определять объект, предмет, цель, задачи, методы исследования. 2. Подбирать и применять методы и методики изучения личности коллектива. 3. Иметь представления об инновационных технологиях по своей специальности. 4. Организовать эксперимент 5. Обобщать, описывать, литературно оформлять результаты исследований.

Слайд 27
Описание слайда:
Способности - индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения Способности - индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения

Слайд 28
Описание слайда:
Виды способностей Общие – развитие познавательных процессов памяти, восприятия, мышления, воображения – они необходимы для выполнения многих видов деятельности.

Слайд 29
Описание слайда:
Компоненты педагогических способностей: 1. Конструктивные способности – проявляются в желании и умении развивать личность ученика, отбирать и композиционно строить учебный материал, применительно к возрасту и индивидуальным особенностям детей. 2. Организаторские способности – проявляются в умении включать учащихся в различные виды деятельности и умело воздействовать на каждую личность ребенка. 3. Коммуникативные способности – проявляются в умении устанавливать правильные взаимоотношения с детьми, чувствовать настроение всего коллектива, понимать каждого ученика. 4. Гностические способности – позволяют учителю глубоко проникать во внутренний мир школьника и на этой основе изучать его личность.

Слайд 30
Описание слайда:
Классификация общих педагогических способностей (по В.А. Крутецкому, Е.Г. Балбасовой)

Слайд 31
Описание слайда:
Структура дидактических способностей учителя начальных классов

Слайд 32
Описание слайда:
Структура дидактических способностей учителя начальных классов

Слайд 33
Описание слайда:
Структура дидактических способностей учителя начальных классов

Слайд 34
Описание слайда:
Структура дидактических способностей учителя начальных классов

Слайд 35
Описание слайда:
Структура дидактических способностей учителя начальных классов

Слайд 36
Описание слайда:
Структура дидактических способностей учителя начальных классов

Слайд 37
Описание слайда:
Структура дидактических способностей учителя начальных классов

Слайд 38
Описание слайда:
Уровни способностей

Слайд 39
Описание слайда:
Компоненты пригодности человека к работе (по Е.А. Климову) гражданские качества, отношение к труду, к профессии, интересы и склонности к данной области деятельности, общая дееспособность, общие способности, единичные, частные способности

Слайд 40
Описание слайда:
Профессиональная готовность – результат и цель профессиональной подготовки Компоненты профессиональной подготовки: профессионально-педагогические знания, осуществление профессионально-педагогической деятельности, опыт творческой педагогической деятельности, опыт ценностно-эмоциональной ориентации в процессе педагогической деятельности.

Слайд 41
Описание слайда:
Система показателей профессиональной готовности к педагогической деятельности Содержание потребностей и мотивации педагогической деятельности, уровень знаний о сущности профессии. Степень осознания ответственности за результаты педагогической деятельности. Уровень мобилизации и активизации знаний, умений и навыков, профессионально значимых свойств личности. Качество социальных установок на педагогическую деятельность, уровень стабильности профессиональных интересов

Слайд 42
Описание слайда:
Уровни профессиональной готовности (Н.Д.Хмель) Житейский уровень (внимание учителя сосредоточено на содержании преподаваемого предмета) Низкий профессиональный уровень (учитель организует свои действия на основе неполной информации об отдельных педагогических явлениях, полученной путем наблюдений и бесед) Ситуативный уровень (учитель понимает суть педагогических явлений, стремится н6айти их причины, однако уровень обобщения невысок из-за того, что педагог считает планирование работы формальностью). Предмоделирующий уровень (педагог действует вслед за событиями, стремится к развитию, проявляет активность, но результат не достигается из-за нечеткого представления о функциях совместной деятельности) Моделирующий уровень (учитель устанавливает причинно-следственные связи, правильно выбирает средствапедагогического воздействия)

Слайд 43
Описание слайда:
Профессиональная пригодность –выражение профессиональной компетентности учителя на своем высшем уровне, органически сливается с профессиограммой – эталоном. Профессиональная пригодность –выражение профессиональной компетентности учителя на своем высшем уровне, органически сливается с профессиограммой – эталоном. (Н.А. Морева)


Скачать презентацию на тему Сущность, структура и специфика профессиональной деятельности учителя. (Тема 1) можно ниже:

Похожие презентации