Сущность, закономерности, принципы процесса воспитания и самовоспитания презентация

Содержание


Презентации» Педагогика» Сущность, закономерности, принципы процесса воспитания и самовоспитания
Сущность, закономерности, принципы процесса воспитания и самовоспитанияПлан
 Проблема определения воспитания
 Задачи воспитания
 Направления воспитания
 Закономерности воспитания
 ПринципыЛитература
 Азаров Ю.П.Искусство воспитывать М. 1985
 Артеменко З.В, Завадская Ж.В. ФормыВведениеПроблема воспитания
 «От всякого воспитания, друг мой, спасайся на всех парусах»Современные проблемы воспитания
 Низкий уровень общей культуры молодежи
 Приоритет материальных ценностейПедагогические причины этого
 Низкий уровень профессиональной компетентности педагогов
 Функциональный подход кПример Г.Остера
 Если вы с утра решили
 Хорошо себя вести
 СмелоВ чем суть воспитанности человека?
 Знание правил поведения в обществе
 ГуманноеВоспитание
 В широком смысле воспитание – деятельность по приобщению человека кВ узком смысле
 – воспитание - специально организованное целенаправленное взаимодействие педагогаВоспитание по Ш.А.Амонашвили
 Генетически означает: в – ось - питание
 питаниеЗначение школы в воспитании
 «Школа», по нынешним научным определениям, означает: «Учебно-воспитательноеРоль учителя в воспитании
 Слово «Учитель», по нынешним словарям, преподаватель, тот,Пример урока Ш.А.Амонашвили
 Урок был посвящен теме мудроречия. Я записывал наПодходы к воспитанию
 как создание условий для развития личности;
  какСущность воспитанияПринципы воспитанияПсихологический механизм воспитания
 Перевод внешнего (объективного) в область сознания человека, егоПоследовательность воспитания
 1. Стимул поведения и деятельности человека – стимулировать потребность2. Мотив
 поведения и деятельности:
 Убедить в личной или общественной значимостиВыбор, реализация, превращение
 программы действий по которой будет реализован мотив.
 4.Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи РБ 
 Цель воспитанияЗадачи воспитания
 формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания детей и учащейсяИдеологическое воспитание
 определяется приоритетами развития белорусского общества и является основой всегоГражданское и патриотическое воспитание
 направленное на формирование у уч-ся активной гражданскойПоликультурное воспитание, направленное на формирование толерантного отношения к представителям других культур, национальностей,Содержание
 включает усвоение многоплановых ценностей и традиций, подготовку к межкультурному взаимодействию.Духовно-нравственное воспитание
  направленное на приобщение уч-ся к общечеловеческим и национальнымСодержание духовно-нравственного воспитания
 включает в себя формирование у обучающихся представлений оНаправление воспитания
 Эстетическое воспитание.
 Направленное на формирование у уч-ся эстетического вкуса,Воспитание психологической культуры
 направленное на формирование потребности в саморазвитии и социальномСодержание
 направлено на развитие эмоционально-ценностной сферы личности, творческого потенциала и ресурсныхНаправления воспитания
 Воспитание культуры 
 здорового образа жизни, 
 направленное наТрудовое и профессиональное воспитание
 направлено на формирование ценностного отношения к труду,Содержание
 формирование профессиональной культуры личности, понимания пользы труда, потребности в трудовойСемейное и гендерное воспитание
 направленное на формирование ответственного отношения к семье,Содержание
 включает знания о правовых основах брачно-семейных отношений, об основных функцияхНаправление воспитания
 Экологическое воспитание, направленное на формирование ценностного отношения к природе;Экономическое воспитание
 направлено на формирование экономической культуры личности, характеризующейся владением базиснымиСодержание
 Реализуется посредством развития молодежного предпринимательства, приобщения детей и молодежи кВоспитание культуры безопасной жизнедеятельности
 направленное на формирование поведения в социальной иСодержание
 приобщение обучающихся к соблюдению правил безопасности, приобретение знаний и навыковВоспитание культуры быта и досуга
 направленное на формирование у обучающихся ценностногоСодержание
 направлено на осознание детьми и учащейся молодежью значимости культуры бытаОсобенности процесса воспитания
 формирование самосознания в процессе ведущих видов деятельности; 
Особенности воспитания
 становление характера в играх, межличностном общении и домашнем труде,Диалектика процесса воспитания



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Сущность, закономерности, принципы процесса воспитания и самовоспитания


Слайд 2
Описание слайда:
План Проблема определения воспитания Задачи воспитания Направления воспитания Закономерности воспитания Принципы воспитания

Слайд 3
Описание слайда:
Литература Азаров Ю.П.Искусство воспитывать М. 1985 Артеменко З.В, Завадская Ж.В. Формы воспитательной работы с молодежью. Мн. 1994 Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии. Под ред.Н.Е.Щурковой.М.1998 Гавриловец К.В.Воспитание человечности Мн. 1985.Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М. 1989 Коротов В.М. Развитие воспиталеьных функций коллектива. М. 1974 Рожков М.И., Байбародова Л.В. Теория и методика воспитания.Владос. 2004 А.К. Колеченко Психология и технология воспитания. С.Пб 2006.А.Б.Боссарт Парадоксы возраста и воспитания. М. 1991. Прудко Т.М. Патриотическое воспитание школьников Гр. 2005. С.Д.Поляков Реалистическое воспитание М.2004 В помощь классному руководителю.Сост. Минич О.А Мн.2005 Воспитать гражданина Сост. Т.Е.Заводова, Ю.А.Лежнева Гуманистические воспитательные системы: вчера и сегодня. Под ред. Н.Л.Селивановой М. 1998Н.Е .Щуркова Н.Е. Классное руководство. Настольная книга учителя. М. 1999.

Слайд 4
Описание слайда:
Введение

Слайд 5
Описание слайда:
Проблема воспитания «От всякого воспитания, друг мой, спасайся на всех парусах» -Ф.Вольтер «Из всех насилий, творимых человечеством над людьми, убийство – наименьшее. Тягчайшее же – воспитание» - М.Волошин

Слайд 6
Описание слайда:
Современные проблемы воспитания Низкий уровень общей культуры молодежи Приоритет материальных ценностей над духовными Отсутствие интереса к классике, непонимание подлинного искусства Дефицит чувств в отношениях с окружающими Низкий уровень культуры поведения в общественных местах Сквернословие Широкое распространение вредных привычек Ранние половые связи Неуважительное отношения к людям пожилого возраста, другого пола, другой национальности, вероисповедания. Несоблюдение правил личной гигиены

Слайд 7
Описание слайда:
Педагогические причины этого Низкий уровень профессиональной компетентности педагогов Функциональный подход к воспитанию Словесное воздействие на учащихся Приоритет авторитарного стиля, личностно отчужденного воспитания Низкий социальный статус педагога Формализм в работе классного руководителя, его перегруженность Отсутствие постоянного мониторинга воспитания

Слайд 8
Описание слайда:

Слайд 9
Описание слайда:
Пример Г.Остера Если вы с утра решили Хорошо себя вести Смело в шкаф себя ведите И ныряйте в темноту Там ни папы нет, ни мамы Только папины штаны Там никто не крикнет громко: «Прекрати, не смей, не тронь!» Там гораздо проще будет, Не мешая никому, Целый день себя прилично И порядочно вести (Остер)

Слайд 10
Описание слайда:
В чем суть воспитанности человека? Знание правил поведения в обществе Гуманное отношение к людям Следование общечеловеческим ценностям Служение людям Профессионализм в своем деле

Слайд 11
Описание слайда:
Воспитание В широком смысле воспитание – деятельность по приобщению человека к социальному опыту; социализация личности. Институтом воспитания в этом случае – среда – школа, улица, семья, неформальные группы, СМИ

Слайд 12
Описание слайда:

Слайд 13
Описание слайда:
В узком смысле – воспитание - специально организованное целенаправленное взаимодействие педагога и воспитанника по овладению социальным и духовным опытом и отношениями

Слайд 14
Описание слайда:

Слайд 15
Описание слайда:
Воспитание по Ш.А.Амонашвили Генетически означает: в – ось - питание питание духовной оси. А эта ось питается образами.

Слайд 16
Описание слайда:
Значение школы в воспитании «Школа», по нынешним научным определениям, означает: «Учебно-воспитательное заведение». Генетический смысл этого понятия: Школа есть латинское слово «скале», что в переводе означает «лестница». Это есть лестница для духовно-нравственного и мировозренческого восхождения человека, а носителем её является учитель.

Слайд 17
Описание слайда:
Роль учителя в воспитании Слово «Учитель», по нынешним словарям, преподаватель, тот, который учит какому-либо предмету. Генетический смысл этого слова более глубокий и благородный: Учитель – это душа, даритель Света.

Слайд 18
Описание слайда:
Пример урока Ш.А.Амонашвили Урок был посвящен теме мудроречия. Я записывал на доске много разных мудрых высказываний: «В начале было Слово», пословицы и поговорки, над которыми надо было размышлять. предложил детям расшифровать записи с помощью рунного алфавита и применить их в мудрых высказываниях.Это был урок развития речи, духовности, утверждения личности. После того как урок закончился, я попрощался и оставил троих. Я им сказал, что они на этом уроке восхитили меня. Сказал, что мечтаю сейчас о том, чтобы спустя десять, пятнадцать лет, когда я буду очень старым, если, конечно, буду жив, встретиться с вами, с одаренными, мыслящими людьми, которые несут мудрость в себе и дарят мудрость другим. Я пожал каждому руку, двое ушли сразу, а третий остался. Спрашиваю: «А в чем дело?» А он мне говорит: «Я вам что-то хочу сказать». Я держу в руке микрофон и говорю: «Давай, скажи». «Нет, без микрофона», – говорит он. И потом, сунув свои губы прямо мне в ухо, шепчет: «Спасибо вам, на этом уроке я нашел смысл жизни». Само слово: смысл жизни, это словосочетание, вообще на уроке не произносилось. И об этом не говорили, я и не думал, что веду детей к познанию смысла жизни

Слайд 19
Описание слайда:
Подходы к воспитанию как создание условий для развития личности; как организация целенаправленной деятельности; как приобщение к мировой культуре; как управление процессом последовательного, целенаправленного изменения личности.

Слайд 20
Описание слайда:
Сущность воспитания

Слайд 21
Описание слайда:

Слайд 22
Описание слайда:
Принципы воспитания

Слайд 23
Описание слайда:
Психологический механизм воспитания Перевод внешнего (объективного) в область сознания человека, его поведения и деятельность (субъективное)

Слайд 24
Описание слайда:
Последовательность воспитания 1. Стимул поведения и деятельности человека – стимулировать потребность человека в усвоении правила, качества и т.п. Стимул – атрибут внешнего воздействия на человека (педагогическое требование, моральное правило, литературный образ, идеалы, эмоциональная реакция, ситуации)

Слайд 25
Описание слайда:
2. Мотив поведения и деятельности: Убедить в личной или общественной значимости и ценности конструктивного поведения. Мотив – внутренний побудитель человека при осознании и принятии им стимула (для чего мне это надо, что даст, что изменит)

Слайд 26
Описание слайда:
Выбор, реализация, превращение программы действий по которой будет реализован мотив. 4. Реализация программы действия (осуществляется в деятельности , упражнениях, привлекая знания, эмоции, волю) 5. Превращение привычных действий, поведения в свойство личности

Слайд 27
Описание слайда:
Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи РБ Цель воспитания – формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося

Слайд 28
Описание слайда:
Задачи воспитания формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания детей и учащейся молодежи на основе государственной идеологии; подготовка к самостоятельной жизни и труду; формирование нравственной, эстетической и экологической культуры; культуры безопасности жизнедеятельности; овладение знаниями, ценностями и навыками здорового образа жизни; формирование культуры семейных отношений; создание условий для актуализации предприимчивости, инициативы, успешного саморазвития и самореализации личности.

Слайд 29
Описание слайда:

Слайд 30
Описание слайда:
Идеологическое воспитание определяется приоритетами развития белорусского общества и является основой всего содержания воспитания, представляет собой неотъемлемый элемент всех направлений воспитания, направленных на формирование целостной, нравственно зрелой, политически грамотной, сознательно участвующей в социальной жизни общества личности, способной на адекватное отношение к происходящему в мире и стране событиям, культурному и научному наследию, историческим достижениям, понимание себя, своего места в обществе; обеспечивает формирование знания основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности;

Слайд 31
Описание слайда:
Гражданское и патриотическое воспитание направленное на формирование у уч-ся активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической и информационной культуры;

Слайд 32
Описание слайда:
Поликультурное воспитание, направленное на формирование толерантного отношения к представителям других культур, национальностей, вероисповеданий и др.;

Слайд 33
Описание слайда:
Содержание включает усвоение многоплановых ценностей и традиций, подготовку к межкультурному взаимодействию. Поликультурное воспитание основывается на принципах толерантности, уважения к иным народам и культурам, равенства и сосуществования социальных групп, представителей рас, религий, этносов.

Слайд 34
Описание слайда:
Духовно-нравственное воспитание направленное на приобщение уч-ся к общечеловеческим и национальным ценностям.

Слайд 35
Описание слайда:
Содержание духовно-нравственного воспитания включает в себя формирование у обучающихся представлений о нравственных основах общества, развитие нравственных чувств (совестливости, сочувствия и сопереживания, любви, доверия и расположения к людям; долга и др.), воспитание высоких моральных качеств (доброты, милосердия, честности, справедливости, скромности и деликатности, трудолюбия и др.), формирование норм поведения (вежливости, тактичности, человеческого достоинства, уважения к старшим, соблюдение правил этикета и др.).

Слайд 36
Описание слайда:
Направление воспитания Эстетическое воспитание. Направленное на формирование у уч-ся эстетического вкуса, развитие чувства прекрасного и безобразного

Слайд 37
Описание слайда:
Воспитание психологической культуры направленное на формирование потребности в саморазвитии и социальном взаимодействии психологической культуры

Слайд 38
Описание слайда:
Содержание направлено на развитие эмоционально-ценностной сферы личности, творческого потенциала и ресурсных возможностей личности; формирование умений и навыков эффективной адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности; развитие коммуникативных способностей; коррекцию личностного развития и поведения; стимулирование процессов самопознания и самосовершенствования, стремления к самореализации.

Слайд 39
Описание слайда:
Направления воспитания Воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на формирование навыков здорового образа жизни, осознание значимости здоровья как ценности, физическое совершенствование

Слайд 40
Описание слайда:
Трудовое и профессиональное воспитание направлено на формирование ценностного отношения к труду, социальной значимости профессиональной деятельности; выработку качеств трудолюбия, ответственности, самостоятельности, конкурентоспособности, инициативности, предприимчивости, стремления к достижению более высоких результатов. В основе трудового воспитания лежит деятельность, включающая умственную и физическую активность по достижению конкретных результатов

Слайд 41
Описание слайда:
Содержание формирование профессиональной культуры личности, понимания пользы труда, потребности в трудовой деятельности, культуры трудовой деятельности в современных условиях, поэтапное развитие у обучающихся трудовых умений и навыков, осознание ими трудовой и умственной активности как условия социальной и личностной успешности, ознакомление с возможностями личностного и профессионального становления и их роли в успешной деятельности рабочих и специалистов.

Слайд 42
Описание слайда:
Семейное и гендерное воспитание направленное на формирование ответственного отношения к семье, браку, воспитанию детей; осознанных представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе.

Слайд 43
Описание слайда:
Содержание включает знания о правовых основах брачно-семейных отношений, об основных функциях и закономерностях развития современной семьи, ролевом поведении в семье, особенностях воспитания детей; навыки конструктивного поведения в типичных семейно-бытовых ситуациях, взаимодействия с ближайшим и удаленным окружением (супругами, детьми, возможными родственниками, друзьями); проявление уважения и заботы о близких и старшем поколении; изучение своей родословной.

Слайд 44
Описание слайда:
Направление воспитания Экологическое воспитание, направленное на формирование ценностного отношения к природе;

Слайд 45
Описание слайда:
Экономическое воспитание направлено на формирование экономической культуры личности, характеризующейся владением базисными основами экономических знаний, раскрывающих мировоззренческую сущность человеческого капитала, сформированными умениями и навыками деловой активности, самостоятельной трудовой жизни, организации собственного дела, готовностью принимать оптимальные решения в реальной жизнедеятельности, развитием таких социально востребованных личностных качеств, как инициатива, предприимчивость, самостоятельность, ответственность, уверенность в себе, стремление к достижениям и полноценной самореализации.

Слайд 46
Описание слайда:
Содержание Реализуется посредством развития молодежного предпринимательства, приобщения детей и молодежи к социально значимой деятельности через создание и функционирование учебных фирм, компаний, технопарков, бизнес-инкубаторов, старт-ап центров и т.д. Стимулирующую роль в реализации содержания экономического воспитания призваны играть соревновательные мероприятия: конкурсы, фестивали, старт-апы, форумы и т.д.

Слайд 47
Описание слайда:
Воспитание культуры безопасной жизнедеятельности направленное на формирование поведения в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни

Слайд 48
Описание слайда:
Содержание приобщение обучающихся к соблюдению правил безопасности, приобретение знаний и навыков действий в случае возникновения опасных или чрезвычайных ситуаций. В процессе воспитания происходит формирование представления о необходимости соблюдения мер безопасности, неприятие нарушений правил безопасности жизнедеятельности, формирование знаний в области безопасности жизнедеятельности, обучение действиям в случае возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций.

Слайд 49
Описание слайда:
Воспитание культуры быта и досуга направленное на формирование у обучающихся ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время

Слайд 50
Описание слайда:
Содержание направлено на осознание детьми и учащейся молодежью значимости культуры быта в собственной жизни и жизни окружающих людей, на воспитание человека-хозяина, способного успешно справляться с бытовыми задачами, возникающими в процессе повседневной жизнедеятельности.

Слайд 51
Описание слайда:
Особенности процесса воспитания формирование самосознания в процессе ведущих видов деятельности; усвоение нравственного опыта взрослых в процессе общения, наблюдения и подражания; формирование оценочного отношения к себе и окружающим; появление и закрепление новых мотивов деятельности и интересов в сюжетно-ролевых играх; освоение основных бытовых умений, навыков самообслуживания; формирование представлений о культуре безопасности жизнедеятельности; получение первоначальных представлений о труде взрослых, профессиях, о личностных качествах людей разных профессиях;

Слайд 52
Описание слайда:
Особенности воспитания становление характера в играх, межличностном общении и домашнем труде, потребности заботиться о близких; сочетание в воспитании национального и общечеловеческого на основе народной педагогики, приобщение к народным традициям в процессе их изучения, участия в национальных праздниках; реализация принципа взаимодействия семейного и общественного воспитания.

Слайд 53
Описание слайда:
Диалектика процесса воспитания


Скачать презентацию на тему Сущность, закономерности, принципы процесса воспитания и самовоспитания можно ниже:

Похожие презентации