Теоретические подходы к экспертизе инновационной педагогической деятельности презентация

Содержание


Презентации» Образование» Теоретические подходы к экспертизе инновационной педагогической деятельности
Теоретические подходы к экспертизе инновационной педагогической деятельностиВиды инновацийТворческий характер  проектирования
   Творческий характер проектировочной работы означает,Основы организации экспертизы в образовании 
 Экспертиза (франц. expertise, от лат.Экспертиза
 Цель экспертизы - оценка какого-либо дей­ствия, процесса, случившегося либо текущегоПедагогическая экспертиза 
 Педагогическая экспертиза - совокупность процедур, необходимых для полученияТри цели экспертизыКак возникает экспертиза?
 Заказ на экспертную деятельность возникает, когда происходит существенноеКоллектив разрабатываетВозникновение экспертизы
 	Ситуация, в которой возникает необходимость проведения экспертизы образовательного учреждения,Оценка в экспертизе
 	Помимо экспертизы собственно инновации (инновационного проекта) желательна такжеСтруктура аппарата экспертизыСостав экспертной группы.
 	Экспертиза реализационного потенциала инновационной проектной деятельности проводится минимумПринципы организации экспертизыПринципы организации экспертизыПри проведении экспертизы инновационных проектов руководствоваться следующими принципами:
 в открытости иТипология экспертизы инновационной деятельностиНормоконтролирующая экспертиза
 	Применительно к инновационной деятельности нормакоитролирующую экспертизу целесообразно использовать, когдаКвалифицирующая (интерпретирующая) экспертиза
 	Ее появление связано с возникновением и развитием разнообразныхДегустационная экспертиза
 	экспертиза инновационной деятельности (продукта), осуществляемая исходя из Суждения, вкусаПонимающая экспертиза
 	Основной функцией этой экспертизы становится не квалификация или оценкаКаждая из них представляет собой идеальный тип, который в реальной практикеПонятие экспертных оценок
 	Экспертные оценки - это количественные и/или порядковые оценкиФормы экспертизыХарактеристика форм экспертизы
 Индивидуальная экспертиза может проводиться отдельным специалистом-профессионалом по конкретномуЭтапы проведения экспертизыХарактеристика этапов экспертизы
 целеполагающий, на котором необходимо сформировать и обосновать задачуМетоды экспертной деятельности 
 Метод - это совокупность способов и приемовМетоды экспертной деятельностиМетоды решения сложных проблем
 	Для решения наиболее сложных проблем, особенно вНаиболее востребуемые методы
 	Для изучения инноваций в образовании используются разнообразные методыХарактеристика методов
 Наблюдение. Любое эмпирическое исследование, в том числе и экспертизаЭтапы проведения экспертизыКто такие эксперты?
 	Эксперты - это люди, заслуживающие доверия (а некачества эксперта
 	компетентность   заинтересованность деловитость   креативность(способность решатьВыбор эксперта
 Проблема выбора экспертов имеет два аспекта - выбор отдельногоГрупповая экспертиза.
 	Групповая (коллективная) экспертиза. Формирование экспертной группы является сложнейшей задачей,Способы оценки качеств экспертов
 	По мнению авторов применяют четыре основных методаМетоды отбора методов
 	По мнению Г. Г. Азгальдова 
 эвристические методХарактеристики методов
 Эвристические методы оценки, к которым относятся методы самооценки иКритерии экспертизы 
 	Критерий - признак, на основании которого производятся оценка,Классификация критериев экспертизыКритерии экспертизыПроцедура проведения экспертизыОрганизация и проведение экспертизы 
 	
    
 	ОрганизационнуюЗаказчик устанавливает необходимость экспертизы, формулиру­ет задание на ее проведение по утвержденнымОрганизатор разрабатывает программу проведения экспертизы, осуществляет поиск экспертов и заключает договораИсполнитель экспертизы (эксперт) изучает непосредственно представ­ ленный ему объект, формирует своюПо усмотрению заказчика или организатора экспертизы оценка сложных в том илиЭкспертное заключение служит основанием для приемки результатов экспертизы заказчиком и входитКонкретное применение результатов проведенной экспертизы относится к компетенции ее заказчика, действующегоФорма и порядок представления результатов экспертизы
 	Заключение экспертной комиссии
 Инновационный проектФорма и порядок представления результатов экспертизы
 Значимость инновации с точки зренияЗаключение экспертизы.
 	На основе заключения экспертизы инновационного проекта могут быть
 	вынесены



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Теоретические подходы к экспертизе инновационной педагогической деятельности


Слайд 2
Описание слайда:
Виды инноваций

Слайд 3
Описание слайда:
Творческий характер проектирования Творческий характер проектировочной работы означает, что проектирование никогда не может быть на все 100% деятельностью рациональной и осознанной: в процессах генерации идей есть очень много от работы бессознательного психического, того, что одни психологи называют подсознанием, а другие сверхсознанием.

Слайд 4
Описание слайда:
Основы организации экспертизы в образовании Экспертиза (франц. expertise, от лат. expertus - опытный) - исследование специалистом (экспертом) каких-либо вопросов, решение ко­торых требует специальных познаний в области науки, техники, искус­ства и т. п. (Сов. энцикл. словарь. - М.: Сов. энцикл., 1984). Экспертиза - исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, с последующим представлением мотивированного заключения. Экспертиза - оценка состояния, выявляющая общественную значимость инициативы, ее потенциал реализации, особенность включения данной инициативы в региональную образовательную ситуацию. Экспертиза имеет сво­ей целью также определение возможных направлений движения данной ин­новации, форм ее существования и воздействия на региональную ситуацию.

Слайд 5
Описание слайда:
Экспертиза Цель экспертизы - оценка какого-либо дей­ствия, процесса, случившегося либо текущего или который только предпола­гается совершить или создать; оценка качества продукта или проекта по оп­ределенным результатам; Объект экспертизы - деятельность по разработке, реализации проекта или вещественные характеристики, результат проектной деятельности; Предмет экспертизы - документы, описанные результаты, практическая деятельность, опыт; Средства экспертизы - как интуитивные, так и сложившиеся или сформированные в результате опыта; Процедура экспертизы - соорганизация опытных специалистов (экспертов); Продукт экспертизы - заключение экспертов после согласования по параметрам (критериям), предложенным для экспертизы

Слайд 6
Описание слайда:
Педагогическая экспертиза Педагогическая экспертиза - совокупность процедур, необходимых для получения коллективного мнения в форме экспертного суждения (или оценки) о педагогическом объекте (явлении, процессе). Теоретическая база педагогической экспертизы - методы экспертных оценок. Экспертная деятельность может быть рассмотрена в качестве особого типа исследовательской деятельности, где объектом изучения является развивающаяся педагогическая практика.

Слайд 7
Описание слайда:
Три цели экспертизы

Слайд 8
Описание слайда:
Как возникает экспертиза? Заказ на экспертную деятельность возникает, когда происходит существенное изменение педагогической деятельности - развивается инновационная педагогическая практика. И тогда перед разработчиками встает ряд вопросов: что предполагается сделать или что нового происходит в педагогической деятельности? в чем сущность того нового, что делается в образовательной практике в сравнении с прежним? какую проблему можно снять, если работать по-новому?

Слайд 9
Описание слайда:
Коллектив разрабатывает

Слайд 10
Описание слайда:
Возникновение экспертизы Ситуация, в которой возникает необходимость проведения экспертизы образовательного учреждения, характеризуется наличием инновационной педагогической деятельности. То есть, когда педагогический коллектив учреждения начинает делать нечто новое, отличное от общеизвестного, или переносит известную практику в новые условия.

Слайд 11
Описание слайда:
Оценка в экспертизе Помимо экспертизы собственно инновации (инновационного проекта) желательна также экспертиза потенциала участников, вовлеченных в рассматриваемую инновационную деятельность. Необходима оценка: во-первых, способности участников инновационного проекта детально разработать инновационную идею вплоть до ее воплощения; во-вторых, ресурсного обеспечения, как материально-технического, так и кадрового, то есть определение жизнеспособности инновационного проекта.

Слайд 12
Описание слайда:
Структура аппарата экспертизы

Слайд 13
Описание слайда:
Состав экспертной группы. Экспертиза реализационного потенциала инновационной проектной деятельности проводится минимум по двум направлениям - продуктивному (предметному) и деятельностному. В состав экспертной группы включаются: по предметному направлению - специалист, обладающий опытом и авторитетом в заявленном направлении инновации; по деятельностному направлению - специалист, обладающий опытом анализа деятельности, выявления средств и целей инновационной работы.

Слайд 14
Описание слайда:
Принципы организации экспертизы

Слайд 15
Описание слайда:
Принципы организации экспертизы

Слайд 16
Описание слайда:
При проведении экспертизы инновационных проектов руководствоваться следующими принципами: в открытости и публичности экспертных действий и решений; направленности экспертных действий, мнений и суждений на дальнейшее продвижение и развитие инновационных практик и экспери­мента; обязательности ее проведения в случаях, установленных действующими правовыми актами, приказами и распоряжениями Министерства образования РФ, органов управления образованием; системности организации экспертной работы и единства ее нормативно-методологического обеспечения; независимости и правовой защищенности участников экспертного процесса, их компетентности и заинтересованности в получении объективных результатов; научной и экономической обоснованности экспертных оценок, их ориентации на мировой уровень развития науки и техники, норм и правил безопасности, требований стандартов; объективности принимаемых заключений по результатам экспертизы; гласности экспертизы при условии сохранения государственной, служебной и коммерческой тайны в соответствии с действующим законодательством.

Слайд 17
Описание слайда:
Типология экспертизы инновационной деятельности

Слайд 18
Описание слайда:
Нормоконтролирующая экспертиза Применительно к инновационной деятельности нормакоитролирующую экспертизу целесообразно использовать, когда речь идет об экспертизе пакета документов при аттес­тации и аккредитации учебных заведений, экспертизе образовательных программ, экспертизе деятельности учебного заведения с целью присуждения ему статуса (лицея, гимназии, колледжа) или открытия на его базе экспериментальной площадки, а соответственно, и определения не­обходимых составляющих (научных, кадровых, технических, материаль­ных и т. п.) и необходимой новизны для соответствия этому статусу.

Слайд 19
Описание слайда:
Квалифицирующая (интерпретирующая) экспертиза Ее появление связано с возникновением и развитием разнообразных образо­вательных инициатив. Новая целевая система требует и соответствующей критериально-оценочной базы. Применительно к инновационным проектам и инновационной деятельности мы можем говорить о квалифицирующей экспертизе (ее применении), когда инновация заключается в переносе уже имеющегося опыта в новые условия, реанимации прошлого опыта, комплексном использовании различных апробированных методик (техник) или переносе разработок из других наук в педагогическую практику.

Слайд 20
Описание слайда:
Дегустационная экспертиза экспертиза инновационной деятельности (продукта), осуществляемая исходя из Суждения, вкуса эксперта, то есть исходной модели оценки педагогических явлений. Она строится на авторитете и опыте эксперта, на его ощущении, что это интересно или значимо, оригинально или в данном случае необходимо. Отсутствие эталона или его неэксплицированность ведут к возникновению эксперт­ной деятельности по типу «дегустации». Дегустационный тип экспертизы принципиально не формализуем и неотделим от личности носителя. В данном случае достаточно серьезное и большое внимание уделяется подбору опытного и квалифицированного специалиста.

Слайд 21
Описание слайда:
Понимающая экспертиза Основной функцией этой экспертизы становится не квалификация или оценка инновационное™ проекта, а его дора­ботка и доведение до уровня восприятия. При этом решающее значение приобретает не экспертная интерпретация, а помощь автору в самовыра­жении, становлении своего собственного уникального опыта. И здесь глав­ное - позволить себе понимать другого, уметь встать на его позицию.

Слайд 22
Описание слайда:
Каждая из них представляет собой идеальный тип, который в реальной практике экспертизы образует переплетения. Часто их невозможно развести, вычленить. Их мысленное различие связано с за­дачей развития инновационных практик образования. Сложность и многовариантность педагогических проектов и практик должны быть обеспечены не менее дифференцированными экспертными процедурами. Совокупность представленных моделей (процедур) экспертизы позволяет в достаточной мере организовать научно обоснованную экспертную оценку инновационных проектов (практик)

Слайд 23
Описание слайда:
Понятие экспертных оценок Экспертные оценки - это количественные и/или порядковые оценки процессов или явлений, не поддающихся непосредственному измерению. Основываются они на суждениях специалистов.

Слайд 24
Описание слайда:
Формы экспертизы

Слайд 25
Описание слайда:
Характеристика форм экспертизы Индивидуальная экспертиза может проводиться отдельным специалистом-профессионалом по конкретному предметному направлению содержания в соответствии с уже существующими нормативами или специально разработанными критериями. Примером может слу­жить экспертиза образовательной программы учебного заведения, кон­цепции, учебного плана, программы. Коллективная экспертиза предполагает коллективную оценку группой профессионалов представленных инновационных продуктов, когда требуется совместное обсуждение и оценка новых, спорных или вызывающих сомнение составляющих экспертируемого объекта. Комплексная экспертиза - экспертиза миогопредметная или многопрофессиональная, когда инновационный продукт разработан на сты­ке различных наук и требует компетентной оценки специалистов различных направлений. Эта экспертиза предполагает специально разра­ботанную технологию ее организации и проведения, требующую дополнительного согласования специалистов различных направлений.

Слайд 26
Описание слайда:
Этапы проведения экспертизы

Слайд 27
Описание слайда:
Характеристика этапов экспертизы целеполагающий, на котором необходимо сформировать и обосновать задачу экспертизы, определить ее специфические особенности, выделить показатели экспертирования, выбрать тип экспертизы и критерии оценки; проектирующий, на котором создается проект экспортирования в самом широком понимании этого слова. Как? Кто? Когда? Где? Зачем?; статистический, на котором собираются сведения об объекте экспертизы и его окружении, проводится систематизация полученных данных и их дальнейшая оценка; оценочный, на котором выносятся и обсуждаются решения по рассматриваемому объекту, составляется и выносится экспертное заключение.

Слайд 28
Описание слайда:
Методы экспертной деятельности Метод - это совокупность способов и приемов развития научного знания. Методы исследования должны быть уже определены на этапе подготовки к. экспертной деятельности. Цель науки и заключается в том, чтобы при помощи доступных, точных, современных и надежных методов объяснить явления, их сущность, важность, причинные связи и т. п.

Слайд 29
Описание слайда:
Методы экспертной деятельности

Слайд 30
Описание слайда:
Методы решения сложных проблем Для решения наиболее сложных проблем, особенно в условиях неопределенности, которые возникают в условиях дефицита информации или неустойчивости развития - используются методы, основанные на опыте и интуиции

Слайд 31
Описание слайда:
Наиболее востребуемые методы Для изучения инноваций в образовании используются разнообразные методы сбора данных. Наиболее востребуемые из них: наблюдение; анализ документов, опрос (интервьюирование, анкетирование, социометрический опрос).

Слайд 32
Описание слайда:
Характеристика методов Наблюдение. Любое эмпирическое исследование, в том числе и экспертиза инноваций, должно начинаться с наблюдения и анализа документов, имеющихся по изучаемой проблеме. Хронологически наблюдение является первым методом, применяемым многими отраслями науки, в том числе и экспертной деятельностью. Под наблюдением понимают непосредственное целенаправленное восприятие и регист­рацию явлений и процессов. Анализ документов. Как уже отмечалось, экспертизу инновационной деятельности необходимо начинать с наблюдения и анализа документов, имеющихся по изучаемой проблеме. Под документами понимаются специально созданные носители информации об организации и ее членах. Документ (от лат. documentum - свидетельство) — материальный носитель записи с зафиксированной на нем информацией, предназначенной для ее передачи во времени и пространстве (Сов. энцикл. словарь. - М: Сов. энцикл., 1984). Опрос. Одним из самых распространенных в исследовании являет­ся метод опроса. Опрос предполагает получение ответов на задаваемые экспертом вопросы. Особенность этого метода состоит в том, что источником информации выступает словесное сообщение, суждение опрашиваемого. Опрос позволяет получить информацию о ценностных ориентациях, мнениях и оценках членов организации, мотивах их поведения, организационном климате и т. д.

Слайд 33
Описание слайда:
Этапы проведения экспертизы

Слайд 34
Описание слайда:
Кто такие эксперты? Эксперты - это люди, заслуживающие доверия (а не только обладающие знанием) благодаря своему опыту, интуиции и ответственному поведению в аналогичных ситуациях. Именно эксперты производят оценки соответствия сложившегося положения дел тем задачам, которые необходимо решить.

Слайд 35
Описание слайда:
качества эксперта компетентность заинтересованность деловитость креативность(способность решать творческие задачи) положительное отношение к экспертизе отсутствие склонности к конформизму (чрезмерное следование авторитету) объективность способность к анализу широту и конструктивность мышления чувство коллективизма самокритичность.

Слайд 36
Описание слайда:
Выбор эксперта Проблема выбора экспертов имеет два аспекта - выбор отдельного эксперта и выбор группы (коллектива) экспертов

Слайд 37
Описание слайда:
Групповая экспертиза. Групповая (коллективная) экспертиза. Формирование экспертной группы является сложнейшей задачей, которая решается в процессе организации и проведения экспертизы. Привлечение к экспертизе группы специалистов предъявляет специфические требования к выбору каждого эксперта. При групповой (коллек­тивной) экспертизе группа должна насчитывать такое количество экспер­тов, которое вселяло бы уверенность в то, что они смогут дать заключе­ние по всем вопросам, рассматриваемым в процессе экспертизы. В экспертную группу, осуществляющую экспертизу инновационной педагогической деятельности, желательно включать специалистов, способных проводить ее с учетом самых разнообразных сторон исследуемой проблемы. Поэтому целесообразно, чтобы в экспертной группе были представлены специалисты разных научных направлений и школ, включая теоретиков и практиков.

Слайд 38
Описание слайда:
Способы оценки качеств экспертов По мнению авторов применяют четыре основных метода отбора экспертов: на основании самооценки: на основании результатов прошлой экспертной деятельности: на основании определения компетентности: на основании оценки группой каждого специалиста - кандидата

Слайд 39
Описание слайда:
Методы отбора методов По мнению Г. Г. Азгальдова эвристические метод оценки; статистические метод оценки; тестовые методы; документальный (рейтинговый) метод оценки; комбинированный метод оценки.

Слайд 40
Описание слайда:
Характеристики методов Эвристические методы оценки, к которым относятся методы самооценки и взаимооценки, основаны на предположении, что представление у окружающих экспертов о данном эксперте достаточно правильно отражает его качество. Статистические методы оценки экспертов основаны на предположении, что показания эксперта как своеобразного измерительного прибора имеют случайную и систематическую погрешности. К этой груп­пе относятся: отклонение индивидуальной экспертной оценки от коллективной и воспроизводимость индивидуальной оценки через опре­деленный промежуток времени. Тестовые методы - получение экспертных оценок в результате специальных испытаний экспертов. Документальные (рейтинговые) методы оценки основаны на предположении о том, что некоторые документальные данные (характеристики) об эксперте могут характеризовать его качество как экспер­та. Например: содержание и количество публикаций, участие в между­народных семинарах и симпозиумах, стаж педагогической и научной деятельности. Комбинированные методы оценки основаны на некоем обобщении оценок, полученных разными методами.

Слайд 41
Описание слайда:
Критерии экспертизы Критерий - признак, на основании которого производятся оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки.

Слайд 42
Описание слайда:
Классификация критериев экспертизы

Слайд 43
Описание слайда:
Критерии экспертизы

Слайд 44
Описание слайда:
Процедура проведения экспертизы

Слайд 45
Описание слайда:
Организация и проведение экспертизы Организационную основу экспертизы составляют отношения между ее субъектами - заказчиками, организаторами, исполнителями, взаимодействующими в рамках выполняемых ими Функций

Слайд 46
Описание слайда:
Заказчик устанавливает необходимость экспертизы, формулиру­ет задание на ее проведение по утвержденным формам и стандартам, обеспечивает своевременное финансирование на проведение экспертных работ и рассматривает представляемые ему официальные экспертные заключения Заказчик устанавливает необходимость экспертизы, формулиру­ет задание на ее проведение по утвержденным формам и стандартам, обеспечивает своевременное финансирование на проведение экспертных работ и рассматривает представляемые ему официальные экспертные заключения

Слайд 47
Описание слайда:
Организатор разрабатывает программу проведения экспертизы, осуществляет поиск экспертов и заключает договора с ними, предоставляет в распоряжение экспертов объект экспертизы и необходимые методические материалы, оказывает комплексную (информационную, техническую, нормативно-правовую) поддержку в работе экспертов на всех ее этапах, подготавливает и представляет заказчику официальное экспертное заключение Организатор разрабатывает программу проведения экспертизы, осуществляет поиск экспертов и заключает договора с ними, предоставляет в распоряжение экспертов объект экспертизы и необходимые методические материалы, оказывает комплексную (информационную, техническую, нормативно-правовую) поддержку в работе экспертов на всех ее этапах, подготавливает и представляет заказчику официальное экспертное заключение

Слайд 48
Описание слайда:
Исполнитель экспертизы (эксперт) изучает непосредственно представ­ ленный ему объект, формирует свою оценку данного объекта, подготавлива­ет и передает организатору экспертизы обоснованное заключение по всем вопросам, указанным в исходных (договорных) документах и заданиях Исполнитель экспертизы (эксперт) изучает непосредственно представ­ ленный ему объект, формирует свою оценку данного объекта, подготавлива­ет и передает организатору экспертизы обоснованное заключение по всем вопросам, указанным в исходных (договорных) документах и заданиях

Слайд 49
Описание слайда:
По усмотрению заказчика или организатора экспертизы оценка сложных в том или ином отношении объектов может проводиться разными экспертами одновременно, независимо от последующего сопо­ставления полученных результатов По усмотрению заказчика или организатора экспертизы оценка сложных в том или ином отношении объектов может проводиться разными экспертами одновременно, независимо от последующего сопо­ставления полученных результатов

Слайд 50
Описание слайда:
Экспертное заключение служит основанием для приемки результатов экспертизы заказчиком и входит в перечень документов, рассматриваемых им при подготовке решений, в интересах которых про­водилась экспертиза Экспертное заключение служит основанием для приемки результатов экспертизы заказчиком и входит в перечень документов, рассматриваемых им при подготовке решений, в интересах которых про­водилась экспертиза

Слайд 51
Описание слайда:
Конкретное применение результатов проведенной экспертизы относится к компетенции ее заказчика, действующего в соответствии со своими полномочиями и существующим законодательством Конкретное применение результатов проведенной экспертизы относится к компетенции ее заказчика, действующего в соответствии со своими полномочиями и существующим законодательством

Слайд 52
Описание слайда:
Форма и порядок представления результатов экспертизы Заключение экспертной комиссии Инновационный проект (идея) имеет реальный или фиктивный характер В инновационном проекте представлена направленность на использование имеющегося опыта или на собственную разработку Стадия, на которой находится в данный момент инновация

Слайд 53
Описание слайда:
Форма и порядок представления результатов экспертизы Значимость инновации с точки зрения важности решаемых в ней задач для региональной образовательной ситуации Общекультурная значимость проблем, вынесенных в задачи Предполагаемые последствия и время, требуемое для реализации

Слайд 54
Описание слайда:
Заключение экспертизы. На основе заключения экспертизы инновационного проекта могут быть вынесены рекомендации относительно научной поддержки и научного обеспечения, методологического и методического обеспечения, образовательной поддержки, финансового обеспечения и других форм обеспечения, статуса экспериментальной площадки различных уровней.


Скачать презентацию на тему Теоретические подходы к экспертизе инновационной педагогической деятельности можно ниже:

Похожие презентации