Презентация, доклад Теоретические подходы к экспертизе инновационной педагогической деятельности


Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Теоретические подходы к экспертизе инновационной педагогической деятельности. Презентация на заданную тему содержит 54 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Презентации» Образование» Теоретические подходы к экспертизе инновационной педагогической деятельности
500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Теоретические подходы к экспертизе инновационной педагогической деятельности

Слайд 2
Описание слайда:
Виды инноваций

Слайд 3
Описание слайда:
Творческий характер проектирования Творческий характер проектировочной работы означает, что проектирование никогда не может быть на все 100% деятельностью рациональной и осознанной: в процессах генерации идей есть очень много от работы бессознательного психического, того, что одни психологи называют подсознанием, а другие сверхсознанием.

Слайд 4
Описание слайда:
Основы организации экспертизы в образовании Экспертиза (франц. expertise, от лат. expertus - опытный) - исследование специалистом (экспертом) каких-либо вопросов, решение ко­торых требует специальных познаний в области науки, техники, искус­ства и т. п. (Сов. энцикл. словарь. - М.: Сов. энцикл., 1984). Экспертиза - исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, с последующим представлением мотивированного заключения. Экспертиза - оценка состояния, выявляющая общественную значимость инициативы, ее потенциал реализации, особенность включения данной инициативы в региональную образовательную ситуацию. Экспертиза имеет сво­ей целью также определение возможных направлений движения данной ин­новации, форм ее существования и воздействия на региональную ситуацию.

Слайд 5
Описание слайда:
Экспертиза Цель экспертизы - оценка какого-либо дей­ствия, процесса, случившегося либо текущего или который только предпола­гается совершить или создать; оценка качества продукта или проекта по оп­ределенным результатам; Объект экспертизы - деятельность по разработке, реализации проекта или вещественные характеристики, результат проектной деятельности; Предмет экспертизы - документы, описанные результаты, практическая деятельность, опыт; Средства экспертизы - как интуитивные, так и сложившиеся или сформированные в результате опыта; Процедура экспертизы - соорганизация опытных специалистов (экспертов); Продукт экспертизы - заключение экспертов после согласования по параметрам (критериям), предложенным для экспертизы

Слайд 6
Описание слайда:
Педагогическая экспертиза Педагогическая экспертиза - совокупность процедур, необходимых для получения коллективного мнения в форме экспертного суждения (или оценки) о педагогическом объекте (явлении, процессе). Теоретическая база педагогической экспертизы - методы экспертных оценок. Экспертная деятельность может быть рассмотрена в качестве особого типа исследовательской деятельности, где объектом изучения является развивающаяся педагогическая практика.

Слайд 7
Описание слайда:
Три цели экспертизы

Слайд 8
Описание слайда:
Как возникает экспертиза? Заказ на экспертную деятельность возникает, когда происходит существенное изменение педагогической деятельности - развивается инновационная педагогическая практика. И тогда перед разработчиками встает ряд вопросов: что предполагается сделать или что нового происходит в педагогической деятельности? в чем сущность того нового, что делается в образовательной практике в сравнении с прежним? какую проблему можно снять, если работать по-новому?

Слайд 9
Описание слайда:
Коллектив разрабатывает

Слайд 10
Описание слайда:
Возникновение экспертизы Ситуация, в которой возникает необходимость проведения экспертизы образовательного учреждения, характеризуется наличием инновационной педагогической деятельности. То есть, когда педагогический коллектив учреждения начинает делать нечто новое, отличное от общеизвестного, или переносит известную практику в новые условия.

Слайд 11
Описание слайда:
Оценка в экспертизе Помимо экспертизы собственно инновации (инновационного проекта) желательна также экспертиза потенциала участников, вовлеченных в рассматриваемую инновационную деятельность. Необходима оценка: во-первых, способности участников инновационного проекта детально разработать инновационную идею вплоть до ее воплощения; во-вторых, ресурсного обеспечения, как материально-технического, так и кадрового, то есть определение жизнеспособности инновационного проекта.

Слайд 12
Описание слайда:
Структура аппарата экспертизы

Слайд 13
Описание слайда:
Состав экспертной группы. Экспертиза реализационного потенциала инновационной проектной деятельности проводится минимум по двум направлениям - продуктивному (предметному) и деятельностному. В состав экспертной группы включаются: по предметному направлению - специалист, обладающий опытом и авторитетом в заявленном направлении инновации; по деятельностному направлению - специалист, обладающий опытом анализа деятельности, выявления средств и целей инновационной работы.

Слайд 14
Описание слайда:
Принципы организации экспертизы

Слайд 15
Описание слайда:
Принципы организации экспертизы

Слайд 16
Описание слайда:
При проведении экспертизы инновационных проектов руководствоваться следующими принципами: в открытости и публичности экспертных действий и решений; направленности экспертных действий, мнений и суждений на дальнейшее продвижение и развитие инновационных практик и экспери­мента; обязательности ее проведения в случаях, установленных действующими правовыми актами, приказами и распоряжениями Министерства образования РФ, органов управления образованием; системности организации экспертной работы и единства ее нормативно-методологического обеспечения; независимости и правовой защищенности участников экспертного процесса, их компетентности и заинтересованности в получении объективных результатов; научной и экономической обоснованности экспертных оценок, их ориентации на мировой уровень развития науки и техники, норм и правил безопасности, требований стандартов; объективности принимаемых заключений по результатам экспертизы; гласности экспертизы при условии сохранения государственной, служебной и коммерческой тайны в соответствии с действующим законодательством.

Слайд 17
Описание слайда:
Типология экспертизы инновационной деятельности

Слайд 18
Описание слайда:
Нормоконтролирующая экспертиза Применительно к инновационной деятельности нормакоитролирующую экспертизу целесообразно использовать, когда речь идет об экспертизе пакета документов при аттес­тации и аккредитации учебных заведений, экспертизе образовательных программ, экспертизе деятельности учебного заведения с целью присуждения ему статуса (лицея, гимназии, колледжа) или открытия на его базе экспериментальной площадки, а соответственно, и определения не­обходимых составляющих (научных, кадровых, технических, материаль­ных и т. п.) и необходимой новизны для соответствия этому статусу.

Слайд 19
Описание слайда:
Квалифицирующая (интерпретирующая) экспертиза Ее появление связано с возникновением и развитием разнообразных образо­вательных инициатив. Новая целевая система требует и соответствующей критериально-оценочной базы. Применительно к инновационным проектам и инновационной деятельности мы можем говорить о квалифицирующей экспертизе (ее применении), когда инновация заключается в переносе уже имеющегося опыта в новые условия, реанимации прошлого опыта, комплексном использовании различных апробированных методик (техник) или переносе разработок из других наук в педагогическую практику.

Слайд 20
Описание слайда:
Дегустационная экспертиза экспертиза инновационной деятельности (продукта), осуществляемая исходя из Суждения, вкуса эксперта, то есть исходной модели оценки педагогических явлений. Она строится на авторитете и опыте эксперта, на его ощущении, что это интересно или значимо, оригинально или в данном случае необходимо. Отсутствие эталона или его неэксплицированность ведут к возникновению эксперт­ной деятельности по типу «дегустации». Дегустационный тип экспертизы принципиально не формализуем и неотделим от личности носителя. В данном случае достаточно серьезное и большое внимание уделяется подбору опытного и квалифицированного специалиста.

Слайд 21
Описание слайда:
Понимающая экспертиза Основной функцией этой экспертизы становится не квалификация или оценка инновационное™ проекта, а его дора­ботка и доведение до уровня восприятия. При этом решающее значение приобретает не экспертная интерпретация, а помощь автору в самовыра­жении, становлении своего собственного уникального опыта. И здесь глав­ное - позволить себе понимать другого, уметь встать на его позицию.

Слайд 22
Описание слайда:
Каждая из них представляет собой идеальный тип, который в реальной практике экспертизы образует переплетения. Часто их невозможно развести, вычленить. Их мысленное различие связано с за­дачей развития инновационных практик образования. Сложность и многовариантность педагогических проектов и практик должны быть обеспечены не менее дифференцированными экспертными процедурами. Совокупность представленных моделей (процедур) экспертизы позволяет в достаточной мере организовать научно обоснованную экспертную оценку инновационных проектов (практик)

Слайд 23
Описание слайда:
Понятие экспертных оценок Экспертные оценки - это количественные и/или порядковые оценки процессов или явлений, не поддающихся непосредственному измерению. Основываются они на суждениях специалистов.

Слайд 24
Описание слайда:
Формы экспертизы

Слайд 25
Описание слайда:
Характеристика форм экспертизы Индивидуальная экспертиза может проводиться отдельным специалистом-профессионалом по конкретному предметному направлению содержания в соответствии с уже существующими нормативами или специально разработанными критериями. Примером может слу­жить экспертиза образовательной программы учебного заведения, кон­цепции, учебного плана, программы. Коллективная экспертиза предполагает коллективную оценку группой профессионалов представленных инновационных продуктов, когда требуется совместное обсуждение и оценка новых, спорных или вызывающих сомнение составляющих экспертируемого объекта. Комплексная экспертиза - экспертиза миогопредметная или многопрофессиональная, когда инновационный продукт разработан на сты­ке различных наук и требует компетентной оценки специалистов различных направлений. Эта экспертиза предполагает специально разра­ботанную технологию ее организации и проведения, требующую дополнительного согласования специалистов различных направлений.

Слайд 26
Описание слайда:
Этапы проведения экспертизы

Слайд 27
Описание слайда:
Характеристика этапов экспертизы целеполагающий, на котором необходимо сформировать и обосновать задачу экспертизы, определить ее специфические особенности, выделить показатели экспертирования, выбрать тип экспертизы и критерии оценки; проектирующий, на котором создается проект экспортирования в самом широком понимании этого слова. Как? Кто? Когда? Где? Зачем?; статистический, на котором собираются сведения об объекте экспертизы и его окружении, проводится систематизация полученных данных и их дальнейшая оценка; оценочный, на котором выносятся и обсуждаются решения по рассматриваемому объекту, составляется и выносится экспертное заключение.

Слайд 28
Описание слайда:
Методы экспертной деятельности Метод - это совокупность способов и приемов развития научного знания. Методы исследования должны быть уже определены на этапе подготовки к. экспертной деятельности. Цель науки и заключается в том, чтобы при помощи доступных, точных, современных и надежных методов объяснить явления, их сущность, важность, причинные связи и т. п.

Слайд 29
Описание слайда:
Методы экспертной деятельности

Слайд 30
Описание слайда:
Методы решения сложных проблем Для решения наиболее сложных проблем, особенно в условиях неопределенности, которые возникают в условиях дефицита информации или неустойчивости развития - используются методы, основанные на опыте и интуиции

Слайд 31
Описание слайда:
Наиболее востребуемые методы Для изучения инноваций в образовании используются разнообразные методы сбора данных. Наиболее востребуемые из них: наблюдение; анализ документов, опрос (интервьюирование, анкетирование, социометрический опрос).

Слайд 32
Описание слайда:
Характеристика методов Наблюдение. Любое эмпирическое исследование, в том числе и экспертиза инноваций, должно начинаться с наблюдения и анализа документов, имеющихся по изучаемой проблеме. Хронологически наблюдение является первым методом, применяемым многими отраслями науки, в том числе и экспертной деятельностью. Под наблюдением понимают непосредственное целенаправленное восприятие и регист­рацию явлений и процессов. Анализ документов. Как уже отмечалось, экспертизу инновационной деятельности необходимо начинать с наблюдения и анализа документов, имеющихся по изучаемой проблеме. Под документами понимаются специально созданные носители информации об организации и ее членах. Документ (от лат. documentum - свидетельство) — материальный носитель записи с зафиксированной на нем информацией, предназначенной для ее передачи во времени и пространстве (Сов. энцикл. словарь. - М: Сов. энцикл., 1984). Опрос. Одним из самых распространенных в исследовании являет­ся метод опроса. Опрос предполагает получение ответов на задаваемые экспертом вопросы. Особенность этого метода состоит в том, что источником информации выступает словесное сообщение, суждение опрашиваемого. Опрос позволяет получить информацию о ценностных ориентациях, мнениях и оценках членов организации, мотивах их поведения, организационном климате и т. д.

Слайд 33
Описание слайда:
Этапы проведения экспертизы

Слайд 34
Описание слайда:
Кто такие эксперты? Эксперты - это люди, заслуживающие доверия (а не только обладающие знанием) благодаря своему опыту, интуиции и ответственному поведению в аналогичных ситуациях. Именно эксперты производят оценки соответствия сложившегося положения дел тем задачам, которые необходимо решить.

Слайд 35
Описание слайда:
качества эксперта компетентность заинтересованность деловитость креативность(способность решать творческие задачи) положительное отношение к экспертизе отсутствие склонности к конформизму (чрезмерное следование авторитету) объективность способность к анализу широту и конструктивность мышления чувство коллективизма самокритичность.

Слайд 36
Описание слайда:
Выбор эксперта Проблема выбора экспертов имеет два аспекта - выбор отдельного эксперта и выбор группы (коллектива) экспертов

Слайд 37
Описание слайда:
Групповая экспертиза. Групповая (коллективная) экспертиза. Формирование экспертной группы является сложнейшей задачей, которая решается в процессе организации и проведения экспертизы. Привлечение к экспертизе группы специалистов предъявляет специфические требования к выбору каждого эксперта. При групповой (коллек­тивной) экспертизе группа должна насчитывать такое количество экспер­тов, которое вселяло бы уверенность в то, что они смогут дать заключе­ние по всем вопросам, рассматриваемым в процессе экспертизы. В экспертную группу, осуществляющую экспертизу инновационной педагогической деятельности, желательно включать специалистов, способных проводить ее с учетом самых разнообразных сторон исследуемой проблемы. Поэтому целесообразно, чтобы в экспертной группе были представлены специалисты разных научных направлений и школ, включая теоретиков и практиков.

Слайд 38
Описание слайда:
Способы оценки качеств экспертов По мнению авторов применяют четыре основных метода отбора экспертов: на основании самооценки: на основании результатов прошлой экспертной деятельности: на основании определения компетентности: на основании оценки группой каждого специалиста - кандидата

Слайд 39
Описание слайда:
Методы отбора методов По мнению Г. Г. Азгальдова эвристические метод оценки; статистические метод оценки; тестовые методы; документальный (рейтинговый) метод оценки; комбинированный метод оценки.

Слайд 40
Описание слайда:
Характеристики методов Эвристические методы оценки, к которым относятся методы самооценки и взаимооценки, основаны на предположении, что представление у окружающих экспертов о данном эксперте достаточно правильно отражает его качество. Статистические методы оценки экспертов основаны на предположении, что показания эксперта как своеобразного измерительного прибора имеют случайную и систематическую погрешности. К этой груп­пе относятся: отклонение индивидуальной экспертной оценки от коллективной и воспроизводимость индивидуальной оценки через опре­деленный промежуток времени. Тестовые методы - получение экспертных оценок в результате специальных испытаний экспертов. Документальные (рейтинговые) методы оценки основаны на предположении о том, что некоторые документальные данные (характеристики) об эксперте могут характеризовать его качество как экспер­та. Например: содержание и количество публикаций, участие в между­народных семинарах и симпозиумах, стаж педагогической и научной деятельности. Комбинированные методы оценки основаны на некоем обобщении оценок, полученных разными методами.

Слайд 41
Описание слайда:
Критерии экспертизы Критерий - признак, на основании которого производятся оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки.

Слайд 42
Описание слайда:
Классификация критериев экспертизы

Слайд 43
Описание слайда:
Критерии экспертизы

Слайд 44
Описание слайда:
Процедура проведения экспертизы

Слайд 45
Описание слайда:
Организация и проведение экспертизы Организационную основу экспертизы составляют отношения между ее субъектами - заказчиками, организаторами, исполнителями, взаимодействующими в рамках выполняемых ими Функций

Слайд 46
Описание слайда:
Заказчик устанавливает необходимость экспертизы, формулиру­ет задание на ее проведение по утвержденным формам и стандартам, обеспечивает своевременное финансирование на проведение экспертных работ и рассматривает представляемые ему официальные экспертные заключения Заказчик устанавливает необходимость экспертизы, формулиру­ет задание на ее проведение по утвержденным формам и стандартам, обеспечивает своевременное финансирование на проведение экспертных работ и рассматривает представляемые ему официальные экспертные заключения

Слайд 47
Описание слайда:
Организатор разрабатывает программу проведения экспертизы, осуществляет поиск экспертов и заключает договора с ними, предоставляет в распоряжение экспертов объект экспертизы и необходимые методические материалы, оказывает комплексную (информационную, техническую, нормативно-правовую) поддержку в работе экспертов на всех ее этапах, подготавливает и представляет заказчику официальное экспертное заключение Организатор разрабатывает программу проведения экспертизы, осуществляет поиск экспертов и заключает договора с ними, предоставляет в распоряжение экспертов объект экспертизы и необходимые методические материалы, оказывает комплексную (информационную, техническую, нормативно-правовую) поддержку в работе экспертов на всех ее этапах, подготавливает и представляет заказчику официальное экспертное заключение

Слайд 48
Описание слайда:
Исполнитель экспертизы (эксперт) изучает непосредственно представ­ ленный ему объект, формирует свою оценку данного объекта, подготавлива­ет и передает организатору экспертизы обоснованное заключение по всем вопросам, указанным в исходных (договорных) документах и заданиях Исполнитель экспертизы (эксперт) изучает непосредственно представ­ ленный ему объект, формирует свою оценку данного объекта, подготавлива­ет и передает организатору экспертизы обоснованное заключение по всем вопросам, указанным в исходных (договорных) документах и заданиях

Слайд 49
Описание слайда:
По усмотрению заказчика или организатора экспертизы оценка сложных в том или ином отношении объектов может проводиться разными экспертами одновременно, независимо от последующего сопо­ставления полученных результатов По усмотрению заказчика или организатора экспертизы оценка сложных в том или ином отношении объектов может проводиться разными экспертами одновременно, независимо от последующего сопо­ставления полученных результатов

Слайд 50
Описание слайда:
Экспертное заключение служит основанием для приемки результатов экспертизы заказчиком и входит в перечень документов, рассматриваемых им при подготовке решений, в интересах которых про­водилась экспертиза Экспертное заключение служит основанием для приемки результатов экспертизы заказчиком и входит в перечень документов, рассматриваемых им при подготовке решений, в интересах которых про­водилась экспертиза

Слайд 51
Описание слайда:
Конкретное применение результатов проведенной экспертизы относится к компетенции ее заказчика, действующего в соответствии со своими полномочиями и существующим законодательством Конкретное применение результатов проведенной экспертизы относится к компетенции ее заказчика, действующего в соответствии со своими полномочиями и существующим законодательством

Слайд 52
Описание слайда:
Форма и порядок представления результатов экспертизы Заключение экспертной комиссии Инновационный проект (идея) имеет реальный или фиктивный характер В инновационном проекте представлена направленность на использование имеющегося опыта или на собственную разработку Стадия, на которой находится в данный момент инновация

Слайд 53
Описание слайда:
Форма и порядок представления результатов экспертизы Значимость инновации с точки зрения важности решаемых в ней задач для региональной образовательной ситуации Общекультурная значимость проблем, вынесенных в задачи Предполагаемые последствия и время, требуемое для реализации

Слайд 54
Описание слайда:
Заключение экспертизы. На основе заключения экспертизы инновационного проекта могут быть вынесены рекомендации относительно научной поддержки и научного обеспечения, методологического и методического обеспечения, образовательной поддержки, финансового обеспечения и других форм обеспечения, статуса экспериментальной площадки различных уровней.


Скачать презентацию на тему Теоретические подходы к экспертизе инновационной педагогической деятельности можно ниже:

Похожие презентации