Теория международных отношений: введение в предмет презентация

Содержание


Презентации» Разное» Теория международных отношений: введение в предмет
Лекция 1: Теория международных отношений: введение в предмет 
 1. ОБЪЕКТ1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ТМО.  
 Ключевым термином в названии1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ТМО. 
 Т.М.О. как научная и учебная1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ТМО. 
 Теория международных отношений занимает особое1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ТМО. 
 Итак, ТМО – дисциплина сравнительно1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ТМО. 
 Существует вполне определенная проблема идентификации1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ТМО. 
 Так, одни рассматривают его с1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ТМО. 
 Анализируя данную категорию, следует учесть,1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ТМО. 
 Под внесоциальной средой следует понимать1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ТМО. 
 Социальная среда определяет наиболее значимо1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ТМО. 
 Современная трактовка ТМО – вся1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ТМО. 
 Более широкое понятие, чем «государство»,1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ТМО. 
 Определяющей чертой международных отношений продолжают1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ТМО. 
 При этом она носит междисциплинарный2. ТМО И СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА МО.  
 Незнание теории заставляет2. ТМО И СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА МО. 
 Один – основан на2. ТМО И СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА МО. 
 Облик м.о. постоянно меняется.2. ТМО И СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА МО. 
 Создаются межправительственные и неправительственные2. ТМО И СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА МО. 
 Моргентау предупреждал об опасности2. ТМО И СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА МО. 
 Ни одна из теорий2. ТМО И СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА МО. 
 Дадим определение наиболее часто2. ТМО И СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА МО. 
 Начало XXI в. с2. ТМО И СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА МО. 
 Огромное влияние на мировую3. ПРОБЛЕМА МЕТОДА В ТМО.  
 Проблема метода – одна3. ПРОБЛЕМА МЕТОДА В ТМО. 
 Для изучения международных отношений применяют3. ПРОБЛЕМА МЕТОДА В ТМО. 
 На первое место следует сначала3. ПРОБЛЕМА МЕТОДА В ТМО. 
 Наблюдение. Оно состоит из трех3. ПРОБЛЕМА МЕТОДА В ТМО. 
 Внешнее наблюдение – это наблюдение3. ПРОБЛЕМА МЕТОДА В ТМО. 
 Изучение документов. Это второй вид3. ПРОБЛЕМА МЕТОДА В ТМО. 
 Для аналитиков наиболее доступными являются3. ПРОБЛЕМА МЕТОДА В ТМО. 
 Вместе с тем широко используются3. ПРОБЛЕМА МЕТОДА В ТМО. 
 Сравнение. Этот метод наиболее общий3. ПРОБЛЕМА МЕТОДА В ТМО. 
 В то же время сравнительный3. ПРОБЛЕМА МЕТОДА В ТМО. 
 Кроме   аналитических методов3. ПРОБЛЕМА МЕТОДА В ТМО. 
 Контент-анализ. В самом общем виде3. ПРОБЛЕМА МЕТОДА В ТМО. 
 Далее частота этих словосочетаний и3. ПРОБЛЕМА МЕТОДА В ТМО. 
 Ивент-анализ. Это метод анализа событийных3. ПРОБЛЕМА МЕТОДА В ТМО. 
 Сама систематизация материала и ее3. ПРОБЛЕМА МЕТОДА В ТМО. 
 Когнитивное (когнитивный – связанный с3. ПРОБЛЕМА МЕТОДА В ТМО. 
 Эксперимент. Этот метод преследует задачу3. ПРОБЛЕМА МЕТОДА В ТМО.
 Наконец, третья группа методов, наиболее сложных,3. ПРОБЛЕМА МЕТОДА В ТМО.
 Дельфийский метод. Это метод изучения проблем3. ПРОБЛЕМА МЕТОДА В ТМО.
 Построение сценариев. Этот метод состоит в3. ПРОБЛЕМА МЕТОДА В ТМО.
 Затем – выдвигаются гипотезы о предполагаемыхРекомендуемая учебная литература
 Цыганков, Андрей Павлович. Социология международных отношений : анализРекомендуемая учебная литература
 Цыганков, Павел Афанасьевич. Теория международных отношений : учебникРекомендуемая учебная литература
 Новиков Г. Теории международных отношений. – Иркутск, 1996.
Рекомендуемая учебная литература
 Мировая политика и международные отношения : [учебное пособие



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Лекция 1: Теория международных отношений: введение в предмет 1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ТМО. 2. ТМО И СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА МО. 3. ПРОБЛЕМА МЕТОДА В ТМО.


Слайд 2
Описание слайда:
1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ТМО. Ключевым термином в названии дисциплины является категория «международные отношения», по своему смыслу, гораздо сложнее и шире, чем «межгосударственные отношения». Она в своем английском варианте была введена в научный оборот знаменитым британским философом и политиком Дж. Бентамом в конце 18-нач. 19 вв.

Слайд 3
Описание слайда:
1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ТМО. Т.М.О. как научная и учебная дисциплина имеет свои отечественные традиции, сформировавшись позднее, чем на Западе. Определенным толчком в развитии исследований Т.М.О. в России стала дискуссия 1969 г. по вопросам теории и методологии, которая развернулась в журнале «Мировая экономика и международные отношения».

Слайд 4
Описание слайда:
1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ТМО. Теория международных отношений занимает особое место в преподавании. Это -теоретическая основа многих дисциплин. Она является той базой, на которой происходит осмысление конкретных политических событий в области международных отношений.

Слайд 5
Описание слайда:
1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ТМО. Итак, ТМО – дисциплина сравнительно новая наука и вместе с тем дисциплина, входящая в учебную программу подготовки специалистов в области международных отношений как общепрофессиональная дисциплина.

Слайд 6
Описание слайда:
1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ТМО. Существует вполне определенная проблема идентификации объекта в теории международных отношений Само понятие «международные отношения» все усложняется, следствием этого процесса являются дискуссии по поводу его содержания. Разные авторы очень по-разному трактуют сам объект ТМО.

Слайд 7
Описание слайда:
1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ТМО. Так, одни рассматривают его с позиций материальной реальности, как реально происходящие события в международной жизни; другие же исходят из неких сущностных характеристик; третьи – требуют признать факт отсутствия такого объекта, по крайней мере, в материальном смысле и т.д.

Слайд 8
Описание слайда:
1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ТМО. Анализируя данную категорию, следует учесть, что сами м.о. постоянно развиваются и эволюционируют. На динамику м.о. оказывает существенное влияние внешняя среда – внесоциальная и социальная.

Слайд 9
Описание слайда:
1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ТМО. Под внесоциальной средой следует понимать саму природу, то есть, то, что существовало изначально до появления социальных, человеческих отношений и общества. Само влияние внесоциальной среды на м.о. особенно ярко можно проследить на примере геополитики, т.е. влияния географического фактора.

Слайд 10
Описание слайда:
1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ТМО. Социальная среда определяет наиболее значимо систему м.о. Сфера ее проявления несколько шире, чем просто общественные отношения. Фактически – это все то, что создано человеком – политические, экономические, идеологические, технологическ5ие и иные связи и отношения.

Слайд 11
Описание слайда:
1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ТМО. Современная трактовка ТМО – вся совокупность имеющегося знания о международных отношениях. Что касается объекта ТМО – то в данном случае в качестве такого выступают главные акторы , т.е. участники международных отношений, и прежде всего – государства.

Слайд 12
Описание слайда:
1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ТМО. Более широкое понятие, чем «государство», - это категория пространства. Само «пространство» может трактоваться чрезвычайно широко. Это– и территориальное пространство, и политическое пространство, проявляющееся в рамках не только государства, а также культурное и информационное пространство и т.д

Слайд 13
Описание слайда:
1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ТМО. Определяющей чертой международных отношений продолжают оставаться политические отношения. Их исследование – главный предмет ТМО. Исследование предполагает изучение терминологии, методов изучения, основных парадигм и школ. Все это обуславливает применимость к нашей дисциплине термина «международно-политическая наука».

Слайд 14
Описание слайда:
1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ТМО. При этом она носит междисциплинарный характер. Многие смежные дисциплины «питают» ТМО, а именно: история международных отношений, политология, социология и т.д. Вопрос о том, нужна ли теория в практике международных отношений представляет собой один из многих аспектов общей проблемы – проблемы соотношения теории и практики, науки и ее объекта.

Слайд 15
Описание слайда:
2. ТМО И СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА МО. Незнание теории заставляет руководствоваться «здравым смыслом», который нередко оборачивается повторением хорошо известных и подробно описанных в научной литературе ошибок. Один из крупнейших корифеев реализма Ганс Моргентау различал 2 вида отношения ТМО к практике м.о.

Слайд 16
Описание слайда:
2. ТМО И СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА МО. Один – основан на дедуктивных принципах и проявляется в стремлении сформулировать законы, которым должен подчиняться весь ход международной политики. Другой – увеличение надежности предвидения и избавление от непредсказуемости в политике на основе реализации объективных факторов международных отношений.

Слайд 17
Описание слайда:
2. ТМО И СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА МО. Облик м.о. постоянно меняется. Как показывает история, политики всегда пытались и будут пытаться сделать их не только не менее предсказуемыми, но и более управляемыми. С этой целью создаются универсальные и региональные международные институты.

Слайд 18
Описание слайда:
2. ТМО И СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА МО. Создаются межправительственные и неправительственные организации, развивается международное право, которые основаны на общепринятых нормах поведения. Многие принципы, которыми руководствуются международные объединения, исходят из идей либерализма.

Слайд 19
Описание слайда:
2. ТМО И СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА МО. Моргентау предупреждал об опасности одностороннего подхода к практике международных отношений. В своей работе “A New Foreign Policy For the United States” он писал: «внешняя политика, добивающаяся триумфа одной-единственной идеологии, всегда приводила к особенно фанатичным и кровавым войнам, продолжающимся до тех пор, пока не были уничтожены приверженцы противостоящей идеологии».

Слайд 20
Описание слайда:
2. ТМО И СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА МО. Ни одна из теорий или парадигм не может иметь самостоятельного значения, а тем более претендовать на то, чтобы служить руководством к действию. Общая картина ТМО, в том числе и в ее отношении к практике международных взаимодействий, может быть получена только с учетом всей их совокупности.

Слайд 21
Описание слайда:
2. ТМО И СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА МО. Дадим определение наиболее часто встречающемуся в политико-правовых науках понятию: «парадигма – это совокупность целого ряда идей или общих допущений, разделяемых научным сообществом ».

Слайд 22
Описание слайда:
2. ТМО И СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА МО. Начало XXI в. с предельной остротой свидетельствует: в международных отношениях, а значит и в Т.М.О., происходят кардинальные изменения. Все более острый характер приобретают проблемы природных ресурсов, международного терроризма, серьезные перемены происходят в сфере государственной политики и т.д.

Слайд 23
Описание слайда:
2. ТМО И СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА МО. Огромное влияние на мировую политику оказывают разного рода конфликты – религиозные, национальные, территориальные. Следовательно поэтому общая теоретическая картина международных взаимодействий может быть получена только с учетом всей совокупности накопленных знаний, когда наряду с новыми продолжают сохранять свое значение и устоявшиеся подходы, теории и взгляды.

Слайд 24
Описание слайда:
3. ПРОБЛЕМА МЕТОДА В ТМО. Проблема метода – одна из наиболее актуальнейших в ТМО. Понимание метода в ТМО усложняется в связи с тем, что сама теория играет практическую роль, выступая в качестве метода. Следует уяснить еще одно обстоятельство: в социально-политических науках, в том числе в ТМО, не существует каких-либо специфических, только данной дисциплине присущих, методов и приемов.

Слайд 25
Описание слайда:
3. ПРОБЛЕМА МЕТОДА В ТМО. Для изучения международных отношений применяют большинство общенаучных методов, которыми пользуются ученые при исследовании тех или иных общественных отношений В то же время для анализа м.о. существуют и особые, специальные методологические подходы, поскольку мировые международные процессы обладают своей спецификой.

Слайд 26
Описание слайда:
3. ПРОБЛЕМА МЕТОДА В ТМО. На первое место следует сначала отнести наиболее распространенные – аналитические методы исследования, т.е. методы анализа ситуации. Они применяются для накопления и первичной систематизации данных: это наблюдение, изучение документов, сравнение.

Слайд 27
Описание слайда:
3. ПРОБЛЕМА МЕТОДА В ТМО. Наблюдение. Оно состоит из трех составляющих: субъекта, объекта и средств наблюдения. Существует непосредственное наблюдение, а также опосредованное, т.е. с применением какого-либо инструментария (аппаратуры). Оно бывает внешним и включенным.

Слайд 28
Описание слайда:
3. ПРОБЛЕМА МЕТОДА В ТМО. Внешнее наблюдение – это наблюдение во время интервью корреспондентов или же работы спецкоров в иностранных государствах Включенное – это, когда наблюдатель является сам участником того или иного международного события, например, переговоров. Главный недостаток данного метода – большая роль субъективных факторов.

Слайд 29
Описание слайда:
3. ПРОБЛЕМА МЕТОДА В ТМО. Изучение документов. Это второй вид аналитических методов. Особенностью данного метода является то, что у «неофициального» исследователя может и не быть доступа к источникам закрытой информации( в отличие от военных экспертов или же работников госбезопасности). .

Слайд 30
Описание слайда:
3. ПРОБЛЕМА МЕТОДА В ТМО. Для аналитиков наиболее доступными являются официальные документы: сообщения пресс-службы дипломатических и военных ведомств, информация о визитах, уставные документы, заявления наиболее влиятельных политиков и т.д.

Слайд 31
Описание слайда:
3. ПРОБЛЕМА МЕТОДА В ТМО. Вместе с тем широко используются и неофициальные средства информации: семейные архивы, неопубликованные дневники, частные интервью и пр. Большую роль в сборе данных играют т.н. иконографические документы: фото, кинофильмы, лозунги и т.д.

Слайд 32
Описание слайда:
3. ПРОБЛЕМА МЕТОДА В ТМО. Сравнение. Этот метод наиболее общий для многих дисциплин. Его цель – сравнить между собой государства и их отдельные признаки (территорию, население, темпы роста ВПК, военный потенциал, уровень добычи нефти и т.д.).

Слайд 33
Описание слайда:
3. ПРОБЛЕМА МЕТОДА В ТМО. В то же время сравнительный анализ дает возможность получить научно значимые выводы, даже путем сравнения несходства явлений или же неповторимости ситуации.

Слайд 34
Описание слайда:
3. ПРОБЛЕМА МЕТОДА В ТМО. Кроме аналитических методов исследования существует еще экспликативные (от лат. еxplicatio – разъяснение) методы, к ним относятся: 1) контент-анализ, 2) ивент-анализ, 3) когнитивное картирование, 4) эксперимент.

Слайд 35
Описание слайда:
3. ПРОБЛЕМА МЕТОДА В ТМО. Контент-анализ. В самом общем виде – это систематизированное изучение содержания письменного или же устного текста с фиксацией наиболее часто встречающихся выражений и сюжетов.

Слайд 36
Описание слайда:
3. ПРОБЛЕМА МЕТОДА В ТМО. Далее частота этих словосочетаний и сюжетов сравнивается с их частотой употребления в других письменных и устных сообщениях известных политиков, на основе чего делается вывод о политической направленности содержания изучаемого текста.

Слайд 37
Описание слайда:
3. ПРОБЛЕМА МЕТОДА В ТМО. Ивент-анализ. Это метод анализа событийных данных, когда обрабатывается публичная (открытая) информация по определенным группам или классам понятий: кто говорит, что говорит, по отношению к кому, когда.

Слайд 38
Описание слайда:
3. ПРОБЛЕМА МЕТОДА В ТМО. Сама систематизация материала и ее дальнейшая обработка состоит в следующем: выделяются специальные блоки: 1) субъект-инициатор (кто), 2) сюжет (что), 3) субъект-мишень (по отношению к кому), 4) время событий (когда).

Слайд 39
Описание слайда:
3. ПРОБЛЕМА МЕТОДА В ТМО. Когнитивное (когнитивный – связанный с мышлением, сознанием) картирование. Этот метод направлен на анализ того, как тот или иной политический деятель воспринимает определенную политическую проблему. Этот метод решает задачу выявления основных понятий, которыми оперирует политик и определения имеющихся между ними причинно-следственных связей.

Слайд 40
Описание слайда:
3. ПРОБЛЕМА МЕТОДА В ТМО. Эксперимент. Этот метод преследует задачу создания искусственной ситуации с целью проверки теоретических гипотез, выводов и положений. Это один из основных методов, применяемых в естественных науках. В социально-политических науках наиболее широкое распространение получил такой его вид, как имитационные игры

Слайд 41
Описание слайда:
3. ПРОБЛЕМА МЕТОДА В ТМО. Наконец, третья группа методов, наиболее сложных, именуется прогностическими. Подробнее об этих методах речь пойдет позднее. Пока лишь перечислим наиболее применяемые в современной ТМО: спектральный анализ, построение сценариев, компьютерная симуляция, моделирование, системный подход, наконец, дельфийский метод.

Слайд 42
Описание слайда:
3. ПРОБЛЕМА МЕТОДА В ТМО. Дельфийский метод. Это метод изучения проблем международных отношений несколькими независимыми друг от друга экспертами. Он предполагает систематическое обсуждение тех или иных параметров проблемы, а также контроль, на основе которых вырабатывается неким общим международным органом окончательная оценка и практические рекомендации.

Слайд 43
Описание слайда:
3. ПРОБЛЕМА МЕТОДА В ТМО. Построение сценариев. Этот метод состоит в построении идеальных (т.е. мыслительных) моделей вероятного развития событий. На основе анализа существующей ситуации выдвигаются гипотезы, затем производится их анализ и отбор главных факторов, влияющих по мнению экспертов на дальнейшее развитие событий.

Слайд 44
Описание слайда:
3. ПРОБЛЕМА МЕТОДА В ТМО. Затем – выдвигаются гипотезы о предполагаемых фазах эволюции отобранных факторов в течение последующих 10-15-ти лет. На третьем же этапе осуществляется сопоставление факторов и на их основе выдвигается и описывается ряд гипотез (сценариев) , соответствующих каждому из них.

Слайд 45
Описание слайда:
Рекомендуемая учебная литература Цыганков, Андрей Павлович. Социология международных отношений : анализ российских и западных теорий : [учебное пособие] / А.П. Цыганков, П.А. Цыганков. - М. : Аспект-Пресс, 2006. - 236 [1] с. Библиогр.: с. 224-235.

Слайд 46
Описание слайда:
Рекомендуемая учебная литература Цыганков, Павел Афанасьевич. Теория международных отношений : учебник для вузов / П. А. Цыганков. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Гардарики, 2007. - 557 c. : ил. - (Disciplinae). Прил.: Некоторые международные принципы, доктрины, теории ; Международные организации, договоры и соглашения. - Библиогр. в конце глав. - Указ. имен.: с. 544- 551. - Указ. предм.

Слайд 47
Описание слайда:
Рекомендуемая учебная литература Новиков Г. Теории международных отношений. – Иркутск, 1996. Международные отношения: теории, конфликты, движения, организации : [учебное пособие / П.А. Цыганков [и др.] ; под ред. П.А. Цыганкова. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М [и др.], 2007. - 319 c. Дугин А.Г. Международные отношения: парадигмы, теории, социология. –М.: Академический проект, 2013. П.А. Цыганков. Теория международных отношений. – М.: Юрайт, 2016.

Слайд 48
Описание слайда:
Рекомендуемая учебная литература Мировая политика и международные отношения : [учебное пособие / С.А. Ланцов [и др.] ; под ред. С.А. Ланцова, В.А. Ачкасова. - СПб.[и др.] : Питер, 2007. - 443 c. - (Учебное пособие). Авт. указаны на с. 12. - 300 лучших учебников для высшей школы. - Библиогр. в конце глав.


Скачать презентацию на тему Теория международных отношений: введение в предмет можно ниже:

Похожие презентации