Теория системной динамической локализации высших психических функций. Лекция 4 презентация

Содержание


Презентации» Образование» Теория системной динамической локализации высших психических функций. Лекция 4
Тольяттинский Государственный Университет 
  ТЕОРИЯ 
 СИСТЕМНОЙ ДИНАМИЧЕСКОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ 
Теория системной динамической локализации высших психических функций, разработанная Л.С.Выготским и А.Р.Лурия,Высшие психические функции – понятие, введенное Л.С.Выготским, - обозначает сложные специфическиЛокализация – это привязка функции к месту. Это ответы на вопросы:Все ВПФ приобретаются на базе элементарных, данных человеку от рождения функций:
Над ощущениями, которые обеспечиваются анализаторами, надстраиваются более сложные процессы, это иПолучается, что ВПФ требуют совместного участия связанных между собой разных модальностей,В этой теории подчеркнут динамический характер локализации. Динамичность обусловлена тем, чтоПризнак социальности определен тем, что первоначально любая ВПФ реализуется как формаНа первых этапах формирование ВПФ опирается на относительно простые сенсорные иПроизвольность высших психических функций - возможность сознательного управления психическими функциями (илиТаким образом, выделено четыре основных признака ВПФ:
 – системность, 
 -Итак, согласно теории системной динамической локализации высших психических функций человека, каждаяДалее Лурия водит понятие "первичных нарушений" функциональной системы - как нарушение"Третичные нарушения" работы функциональной системы связаны с компенсационными перестройками, то есть1. Проблема локализации - основная проблема, она связана с выявлением и



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Тольяттинский Государственный Университет ТЕОРИЯ СИСТЕМНОЙ ДИНАМИЧЕСКОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ


Слайд 2
Описание слайда:
Теория системной динамической локализации высших психических функций, разработанная Л.С.Выготским и А.Р.Лурия, составляет центральный раздел в понятийном аппарате отечественной нейропсихологии. Она обладает большой теоретической и практической ценностью, позволяя не только объяснять разнообразную клиническую феноменологию, но и предсказывать новые факты и планировать новые исследования. Теория системной динамической локализации высших психических функций, разработанная Л.С.Выготским и А.Р.Лурия, составляет центральный раздел в понятийном аппарате отечественной нейропсихологии. Она обладает большой теоретической и практической ценностью, позволяя не только объяснять разнообразную клиническую феноменологию, но и предсказывать новые факты и планировать новые исследования.

Слайд 3
Описание слайда:
Высшие психические функции – понятие, введенное Л.С.Выготским, - обозначает сложные специфически человеческие психические процессы. Высшие психические функции – понятие, введенное Л.С.Выготским, - обозначает сложные специфически человеческие психические процессы. Они возникают на основе «натуральных» (природных, которые человек имеет от рождения) психических функции, и приобретаются в процессе жизни в результате обучения и воспитания. К ВПФ относятся восприятие, память, мышление, речь, воображение, внимание.

Слайд 4
Описание слайда:
Локализация – это привязка функции к месту. Это ответы на вопросы: какой области головного мозга, какая функция соответствует; какой вклад вносит каждый участок мозга в осуществлении целостной психической функции. В свое время были осуществлены открытия Полем Брока моторного центра речи (отвечает за осуществление речевых движений) и Карлом Вернике сенсорной зоны речи в височной доли левого полушария (отвечает за понимание речи других людей). И тогда ученые предположили, что каждой ВПФ соответствует специализированный отдел в мозге. Это направление в науке получило название «узкий локализационизм». Локализация – это привязка функции к месту. Это ответы на вопросы: какой области головного мозга, какая функция соответствует; какой вклад вносит каждый участок мозга в осуществлении целостной психической функции. В свое время были осуществлены открытия Полем Брока моторного центра речи (отвечает за осуществление речевых движений) и Карлом Вернике сенсорной зоны речи в височной доли левого полушария (отвечает за понимание речи других людей). И тогда ученые предположили, что каждой ВПФ соответствует специализированный отдел в мозге. Это направление в науке получило название «узкий локализационизм».

Слайд 5
Описание слайда:
Все ВПФ приобретаются на базе элементарных, данных человеку от рождения функций: Все ВПФ приобретаются на базе элементарных, данных человеку от рождения функций: безусловных рефлексов (врожденные движения ручек, ножек, рефлекс схватывания и др.); ощущений, получаемых с помощью анализаторов - зрительного, слухового, тактильного, вкусового, обонятельного. Совокупность видов деятельности, в основе которых лежит тот или иной анализатор, называется модальностью.

Слайд 6
Описание слайда:
Над ощущениями, которые обеспечиваются анализаторами, надстраиваются более сложные процессы, это и есть ВПФ. В процессе овладения различными формами социального поведения между элементарными функциями (сенсорными, моторными) возникают специфические взаимодействия, «сложные сплетения». Эти сплетения складываются в специфические межфункциональные системы. Те участки, которые раньше работали самостоятельно, становятся звеньями единой функциональной системы (например, зрительное восприятие + моторная функция руки = зрительно-моторная координация). Над ощущениями, которые обеспечиваются анализаторами, надстраиваются более сложные процессы, это и есть ВПФ. В процессе овладения различными формами социального поведения между элементарными функциями (сенсорными, моторными) возникают специфические взаимодействия, «сложные сплетения». Эти сплетения складываются в специфические межфункциональные системы. Те участки, которые раньше работали самостоятельно, становятся звеньями единой функциональной системы (например, зрительное восприятие + моторная функция руки = зрительно-моторная координация).

Слайд 7
Описание слайда:
Получается, что ВПФ требуют совместного участия связанных между собой разных модальностей, то есть ВПФ в основном полимодальны. Таким образом, ребенку на ранних этапах развития необходимо обеспечить все разнообразие ощущений и движений, так это служит базой для образования более сложных реакций. Задержки психического развития часто обусловлены не недостаточностью определенных сенсорных зон, а недостаточностью межзональных связей. Получается, что ВПФ требуют совместного участия связанных между собой разных модальностей, то есть ВПФ в основном полимодальны. Таким образом, ребенку на ранних этапах развития необходимо обеспечить все разнообразие ощущений и движений, так это служит базой для образования более сложных реакций. Задержки психического развития часто обусловлены не недостаточностью определенных сенсорных зон, а недостаточностью межзональных связей.

Слайд 8
Описание слайда:

Слайд 9
Описание слайда:

Слайд 10
Описание слайда:
В этой теории подчеркнут динамический характер локализации. Динамичность обусловлена тем, что одна и та же зона мозга может включаться в самые разнообразные ансамбли мозговых областей и динамично менять свою роль. При осуществлении одной функции она работает совместно с одними зонами, а при осуществлении другой – с другими. Это похоже на цветные стеклышки в детской игрушке «калейдоскоп»: стеклышки одни и те же, а изображение меняется в зависимости от их сочетания. Помимо этого динамический характер локализации выражается еще в том, что локализация ВПФ может меняться в процессе онтогенеза во время научения, упражнения. В этой теории подчеркнут динамический характер локализации. Динамичность обусловлена тем, что одна и та же зона мозга может включаться в самые разнообразные ансамбли мозговых областей и динамично менять свою роль. При осуществлении одной функции она работает совместно с одними зонами, а при осуществлении другой – с другими. Это похоже на цветные стеклышки в детской игрушке «калейдоскоп»: стеклышки одни и те же, а изображение меняется в зависимости от их сочетания. Помимо этого динамический характер локализации выражается еще в том, что локализация ВПФ может меняться в процессе онтогенеза во время научения, упражнения.

Слайд 11
Описание слайда:
Признак социальности определен тем, что первоначально любая ВПФ реализуется как форма взаимодействия между людьми. Вначале взрослый с помощью определённого средства управляет поведением ребенка, направляя реализацию его какой-либо "натуральной", непроизвольной функции. На второй стадии ребенок сам уже становится субъектом и, используя данное психологическое орудие, направляет поведение другого. На следующей стадии ребенок начинает применять к самому себе те способы управления поведением, которые другие применяли к нему, и он – к ним. Таким образом, каждая психическая функция появляется на сцене дважды – сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка. Признак социальности определен тем, что первоначально любая ВПФ реализуется как форма взаимодействия между людьми. Вначале взрослый с помощью определённого средства управляет поведением ребенка, направляя реализацию его какой-либо "натуральной", непроизвольной функции. На второй стадии ребенок сам уже становится субъектом и, используя данное психологическое орудие, направляет поведение другого. На следующей стадии ребенок начинает применять к самому себе те способы управления поведением, которые другие применяли к нему, и он – к ним. Таким образом, каждая психическая функция появляется на сцене дважды – сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка.

Слайд 12
Описание слайда:
На первых этапах формирование ВПФ опирается на относительно простые сенсорные и моторные процессы и представляет собой развернутую форму предметной деятельности (действий с предметами). В дальнейшем действия свертываются во внутренний план и становятся умственными. Например, на начальных этапах ребенку нужно было складывая, совмещать палочки друг с другом и пересчитывать их, а затем все эти операции он научается совершать в уме. Свернуть действие во внутренний план позволяет, во-первых, воображение, а во-вторых, словесные обозначения предметов и действий с ними. Ведь взрослый управляет действиями ребенка с помощью определенных знаков – невербальных и вербальных, которые ребенок перенимает. То есть овладение ребенком способностью называть предметы (использовать знак – слово, образ, число) и их значения, и позволяет сворачивать действия с ними из интерпсихического плана в интропсихический (процесс интериоризации). На первых этапах формирование ВПФ опирается на относительно простые сенсорные и моторные процессы и представляет собой развернутую форму предметной деятельности (действий с предметами). В дальнейшем действия свертываются во внутренний план и становятся умственными. Например, на начальных этапах ребенку нужно было складывая, совмещать палочки друг с другом и пересчитывать их, а затем все эти операции он научается совершать в уме. Свернуть действие во внутренний план позволяет, во-первых, воображение, а во-вторых, словесные обозначения предметов и действий с ними. Ведь взрослый управляет действиями ребенка с помощью определенных знаков – невербальных и вербальных, которые ребенок перенимает. То есть овладение ребенком способностью называть предметы (использовать знак – слово, образ, число) и их значения, и позволяет сворачивать действия с ними из интерпсихического плана в интропсихический (процесс интериоризации).

Слайд 13
Описание слайда:
Произвольность высших психических функций - возможность сознательного управления психическими функциями (или отдельными их этапами). Произвольное управление высшими психическими функциями предполагает наличие программы, постоянный контроль за ее протеканием и контроль за окончательным результатом деятельности. Произвольное управление психическими функциями предполагает наличие соответствующего мотива, без которого никакая сознательная деятельность невозможна. Произвольность напрямую связана с сознательностью, то есть способностью человека осознавать себя как отдельное явление действительности, ощущать свое активное начало, свое «Я». Произвольность высших психических функций - возможность сознательного управления психическими функциями (или отдельными их этапами). Произвольное управление высшими психическими функциями предполагает наличие программы, постоянный контроль за ее протеканием и контроль за окончательным результатом деятельности. Произвольное управление психическими функциями предполагает наличие соответствующего мотива, без которого никакая сознательная деятельность невозможна. Произвольность напрямую связана с сознательностью, то есть способностью человека осознавать себя как отдельное явление действительности, ощущать свое активное начало, свое «Я».

Слайд 14
Описание слайда:
Таким образом, выделено четыре основных признака ВПФ: – системность, - социальность, - опосредованность, - произвольность.

Слайд 15
Описание слайда:
Итак, согласно теории системной динамической локализации высших психических функций человека, каждая высшая психическая функция обеспечивается мозгом как целым, однако это целое состоит из высоко дифференцированных структур (систем, зон), каждая из которых вносит свой вклад в реализацию функции. Итак, согласно теории системной динамической локализации высших психических функций человека, каждая высшая психическая функция обеспечивается мозгом как целым, однако это целое состоит из высоко дифференцированных структур (систем, зон), каждая из которых вносит свой вклад в реализацию функции.

Слайд 16
Описание слайда:

Слайд 17
Описание слайда:
Далее Лурия водит понятие "первичных нарушений" функциональной системы - как нарушение функциональной системы, связанной с выпадением конкретного звена этой функциональной системы. Далее Лурия водит понятие "первичных нарушений" функциональной системы - как нарушение функциональной системы, связанной с выпадением конкретного звена этой функциональной системы. "Вторичными" или "системными расстройствами" функциональной системы называется расстройство функциональной системы в целом. В тех примерах, которые мы рассматривали, первичным нарушением при поражении ТПО будет нарушение движения из-за потери пространственной ориентировки. При вторичном нарушении движение будет нарушено в целом. Из-за того, что больной не ориентируется в пространстве, он не может в целом правильно выполнять действия, связанные с движением.

Слайд 18
Описание слайда:
"Третичные нарушения" работы функциональной системы связаны с компенсационными перестройками, то есть при поражении определенного звена функциональной системы, возможна ситуация спонтанной перестройки, тогда функциональная система пытается заместить или заменить чем-то пораженное звено. Происходит компенсация с одной стороны. И с другой стороны целенаправленная восстановительная процедура, которая перестраивает функциональную систему.  В этой ситуации функциональная система действует, но действует не традиционным для себя способом. И изменения в деятельности которые возникают, называются третичными расстройствами функциональной системы.

Слайд 19
Описание слайда:

Слайд 20
Описание слайда:
1. Проблема локализации - основная проблема, она связана с выявлением и классификацией зон и областей мозга, отвечающих за отдельные стороны психических, функциональных систем. Квалификация всех зон мозга с точки зрения их участия в протекании психических процессов. 1. Проблема локализации - основная проблема, она связана с выявлением и классификацией зон и областей мозга, отвечающих за отдельные стороны психических, функциональных систем. Квалификация всех зон мозга с точки зрения их участия в протекании психических процессов. 2. Проблема метода.   С помощью каких методов можно исследовать психические функции. Лурия разработал нейропсихологическую методику их изучения больных - набор тестов, зрительных, речевых, двигательных и построена она таким образом, чтобы исследовать разные психические функции. Но они не адекватны новым данным. 3. Проблема объекта. Первоначальным объектом нейропсихологии были больные с локальными поражениями мозга. Но последние исследования показали, что нейропсихологические методы применимы для исследования совершенно, казалось бы здоровых людей, детей, людей в возрасте эволюции. Изучаются мозговые структуры.


Скачать презентацию на тему Теория системной динамической локализации высших психических функций. Лекция 4 можно ниже:

Похожие презентации