Технология формирования самостоятельности мышления у детей дошкольного возраста презентация

Содержание


Презентации» Педагогика» Технология формирования самостоятельности мышления у детей дошкольного возраста
Технология формирования самостоятельности мышления у детей дошкольного возраста 
 
 Т.И.Бабаева,План  
 Проблема формирования самостоятельности мышления дошкольников в психолого-педагогических исследованиях.
Литература 
 Формирование самостоятельности мышления у детей дошкольного возраста /сост. И. В. Охулкова.1. Проблема формирования самостоятельности мышления дошкольников в психолого-педагогических исследованиях  Показатели самостоятельности мышления (Т.И.Бабаева) 
 Умение:
 поставить цель деятельности;
 осуществить элементарное1.3. Характеристика самостоятельности мышления
 В качестве  синонима самостоятельности мышления нередкоПознавательный интерес стимулирует самостоятельность мышления ребёнка, заставляя его размышлять, делать выводы,С самостоятельностью мышления связаны качества ума:
 С самостоятельностью мышления связаны качестваСамостоятельность мышления связана с творчеством:
 Самостоятельность мышления связана с творчеством:
 Большинство2. Негативные явления в работе воспитателей
 Часто задание детям предъявляется вОбщее: 
 Общее: 
 Ребенок в педагогическом процессе является в большинстве3. Компоненты и уровни проявления самостоятельности мышления (И.В.Охулкова)
  Компоненты самостоятельностиЭмоционально-мотивационно-волевой компонент
 Наличие положительных эмоций, которые побуждают его к сосредоточению наОсобенности мыслительных операций и интеллектуальных действий
 Принимает и ставит цель, видитОсобенности принятия помощи взрослого
    Этот компонент имеет разбросанностьРечевой компонент
 Ребенок способен: 
 объяснить необходимость операций и действий, направленныхХарактеристика уровней I уровень (самый высокий) 
 1.1. Задача привлекает ребенкаII уровень 
 1.1. Задачу принимает сразу, стремится узнать новое. ПоложительныеIII уровень
 1.1.Интерес и положительные эмоции вызывают не познавательное, а игровоеIV уровень
 1.1. Ребенок равнодушен к ситуации, не принимает задачу, посколькуV уровень (самый низкий) 
 Ребенок не принимает задачи ни при4. Методика формирования самостоятельности мышления
 4.1. Самостоятельность мышления формируется в деятельности
2. В игровой деятельности самостоятельность проявляется как инициатива: 
 2. В3. Деятельность по экспериментированию (Л.А.Венгер, Н.Н.Подьяков и др.) позволяет ребёнку:
 «почувствовать4.2. Методы и приемы формирования продуктивного самостоятельного мышления
 групповой поиск, поощряющий4.3. Средства формирования самостоятельного мышления
 Различные наглядные средства: 
 инструкционные карты,4.4. Этапы формирования самостоятельности мышления
 . Цель -.
 . Цель -.Задачи и игры 1 этапа
 1.Научить детей не бояться своего вариантаИгра «Домик цифр»
   Перед детьми «городок цифр». Иллюстрации с«Петушок с семьёй»Задачи и игры 2 этапа
 1. Самостоятельно организовывать индивидуальное поле деятельности,Игра «Снеговики»
 Ребенок выбирает модель снеговика с пришитым карманом для сбора«Где живет муравей» 
 В лесу муравьи построили целый городок. На«Сколько лет улиточке?» 
 Материал: модели улиток. Ракушка разделена на отдельныеЭвристические игры  3 этапа
 1.Способ выполнения опосредован разными областями знаний.Где живет зайчиха
 Материал: заячий городок
 Зайчики ждут свою маму, котораяКто где живет?
 В сказочном городе гроза. Тучи нависли над каждымНайди листочек
   Листья отличаются по цвету, форме, количеству изображенныхНайди портрет
 Игровая ситуация: художник нарисовал геометрические фигуры. 
 Фигуры пришлиКаждый жучок под свой листок
   Игровая задача: детям предлагаетсяНайди гусенице сапожки
 Игровая задача – гусеницы ходили по лужам иОсьминоги
 На морском дне живет семейство осьминогов пап. Пришли большие осьминоги,Спасибо за внимание!



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Технология формирования самостоятельности мышления у детей дошкольного возраста Т.И.Бабаева, И.В.Охулкова, М.Н.Силаева, И.Т. Мышьякова, У.В. Ульенкова и др.


Слайд 2
Описание слайда:
План Проблема формирования самостоятельности мышления дошкольников в психолого-педагогических исследованиях. 1.1. Понятие и показатели самостоятельности мышления. 1.2. Структура. 1.3. Характеристика самостоятельности мышления. Негативные проявления в работе педагогов при обучении дошкольников. Компоненты и уровни проявления самостоятельности мышления. Методика формирования самостоятельности мышления у детей дошкольного возраста 4.1. Виды деятельности, в которых формируется самостоятельность мышления. 4.2. Методы и приемы формирования продуктивного самостоятельного мышления. 4.3. Средства формирования самостоятельного мышления. 4.4. Этапы формирования самостоятельности мышления.

Слайд 3
Описание слайда:
Литература Формирование самостоятельности мышления у детей дошкольного возраста /сост. И. В. Охулкова. – Н.Новгород, 2001. Бабаева, Т. И. Развитие самостоятельности как фактор подготовки детей к обучению в школе //Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей. – СПб, 2000. Силаева М.Н., Мышьякова И.Т. Использование проблемного обучения для развития самостоятельности мышления старших дошкольников //Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей. – СПб, 2000.

Слайд 4
Описание слайда:
1. Проблема формирования самостоятельности мышления дошкольников в психолого-педагогических исследованиях  

Слайд 5
Описание слайда:

Слайд 6
Описание слайда:
Показатели самостоятельности мышления (Т.И.Бабаева) Умение: поставить цель деятельности; осуществить элементарное планирование; реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели; Способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач; Стремление к решению задач без помощи со стороны других людей

Слайд 7
Описание слайда:

Слайд 8
Описание слайда:
1.3. Характеристика самостоятельности мышления В качестве синонима самостоятельности мышления нередко используется продуктивное мышление. Репродуктивное мышление всегда предполагает известную степень самостоятельности действий (А.И.Сорокина, З.И.Калмыкова и др.). На пути открытия нового и оригинального знания являются тормозом, направляющим мысль по старому руслу, а значит, не стимулируют самостоятельность мысли, её оригинальность, неповторимость (А.А.Вербицкий, Е.Н.Веракса, Л.Эльконинова и др.).

Слайд 9
Описание слайда:
Познавательный интерес стимулирует самостоятельность мышления ребёнка, заставляя его размышлять, делать выводы, преодолевать трудности, в целом повышая тем самым продуктивность интеллектуальной деятельности; Познавательный интерес стимулирует самостоятельность мышления ребёнка, заставляя его размышлять, делать выводы, преодолевать трудности, в целом повышая тем самым продуктивность интеллектуальной деятельности; Развитие самостоятельности мышления является фактором подготовки детей к обучению в школе (Т. И. Бабаева); Самостоятельность мышления связана с речью: А.Н. Сорокина в качестве главного критерия активности и самостоятельности мышления дошкольников выделяет их вопросы. Важным показателем самостоятельности мышления является наличие собственного мнения (Н.Н. Подьяков, У.В. Ульенкова и др.).

Слайд 10
Описание слайда:
С самостоятельностью мышления связаны качества ума: С самостоятельностью мышления связаны качества ума: Гибкость ума прослеживается в способности изменить направления мысли в зависимости от обстоятельств; Взаимосвязь самостоятельности мышления и осознанности как качества ума проявляется в возможности выразить в слове результат деятельности; Устойчивость ума предполагает сформированность внутреннего плана действий; Взаимосвязь самостоятельности мышления и глубины ума прослеживается в необходимости выделять существенные признаки изучаемого объекта.

Слайд 11
Описание слайда:
Самостоятельность мышления связана с творчеством: Самостоятельность мышления связана с творчеством: Большинство авторов рассматривает самостоятельность мышления в качестве важнейшего компонента творчества (М.А.Данилов, Д.Б.Богоявленская и др.). Значительная роль в этом процессе принадлежит подражательности ребёнка дошкольного возраста. Функция самостоятельности мышления для развития творчества заключается в способности ребёнка иметь «свою точку зрения» на вещи (А.М.Матюшкин, Н.Н.Поддъяков и др.). Самостоятельность мышления рассматривается как вершина творческой деятельности (И.Монлар).

Слайд 12
Описание слайда:
2. Негативные явления в работе воспитателей Часто задание детям предъявляется в категорической форме. Не совсем верно применяется правило «поднятой руки». Задача, решаемая на занятии, как правило, не является предметом детских разговоров после занятия. Педагог не делает «открытым» конец занятия. Не всегда умеет работать с ошибочными ответами детей на занятии.

Слайд 13
Описание слайда:
Общее: Общее: Ребенок в педагогическом процессе является в большинстве случаев объектом педагогического воздействия взрослых. Обучение детей на занятиях носит преимущественно репродуктивный характер.

Слайд 14
Описание слайда:
3. Компоненты и уровни проявления самостоятельности мышления (И.В.Охулкова) Компоненты самостоятельности мышления старших дошкольников: Эмоционально-мотивационно-волевой компонент. Особенности мыслительных операций и интеллектуальных действий. Принятие помощи взрослого при выполнении заданий повышенной трудности. Речевой компонент.

Слайд 15
Описание слайда:
Эмоционально-мотивационно-волевой компонент Наличие положительных эмоций, которые побуждают его к сосредоточению на задаче, вызывают необходимость узнать новое; Ориентировка на сущностные признаки задачи; Предпочтение познавательного развлекательному; Устойчивый интерес к познавательной задаче на всем протяжении деятельности; Не отказывается от продолжения деятельности в случае ошибочного решения, стремится самостоятельно исправить ошибку.

Слайд 16
Описание слайда:
Особенности мыслительных операций и интеллектуальных действий Принимает и ставит цель, видит необходимость применения знаний в определенной ситуации; Производит большое количество разнообразных по характеру исследовательских действий, все они подчинены цели; Осуществляет поиск своим путем, проявляет изобретательность в выборе путей и способов; Использует большое количество материала в процессе информационного поиска; Самостоятельно переносит найденное в другие условия.

Слайд 17
Описание слайда:
Особенности принятия помощи взрослого Этот компонент имеет разбросанность по критериям: Отказ от помощи; Частичное принятие помощи; Полное принятие помощи, когда взрослый вынужден дать ребенку способ выполнения задания. Но в любом случае самостоятельность мышления - не стихийно образующееся качество ума, ее формирование происходит в процессе целенаправленного руководства со стороны взрослого.

Слайд 18
Описание слайда:
Речевой компонент Ребенок способен: объяснить необходимость операций и действий, направленных на решение задачи, обосновать их правомерность, адекватно оценить полученный результат; В случае обнаружения ошибочных действий по ходу решения, получения неправильного результата, ребенок способен к: пересмотру своих действий, переосмыслению решения, высказыванию про все это в развернутой речи, объективной оценке.

Слайд 19
Описание слайда:
Характеристика уровней I уровень (самый высокий) 1.1. Задача привлекает ребенка сразу. Положительные эмоции вызывает познавательная задача, ее новизна, нестандартность. Сложившаяся ситуация сразу же заинтересовывает ребенка. Он испытывает потребность узнавать новое. Для решения задачи готов прекратить любую другую деятельность. 1.2. При выполнении заданий повышенной трудности (зона ближайшего развития) способен самостоятельно преодолевать интеллектуальное напряжение до завершения решения задачи. 1.3. Если допускает ошибку, то замечает самостоятельно. В этих случаях процесса поиска не прекращает, изменяет лишь ход мысли, осуществляет постоянный самоконтроль по ходу деятельности. 1.4. Мотивация деятельности связана с познавательной задачей («мне нравится думать»).

Слайд 20
Описание слайда:

Слайд 21
Описание слайда:

Слайд 22
Описание слайда:

Слайд 23
Описание слайда:
II уровень 1.1. Задачу принимает сразу, стремится узнать новое. Положительные эмоции вызваны познавательной стороной задачи, однако они менее устойчивы по сравнению с предыдущим уровнем. Для решения задачи ребенок готов прекратить другой вид деятельности, но не сразу, не с таким ярко выраженным желанием. 1.2. Способен преодолеть интеллектуальное напряжение, но не до конца выполнения работы. При одной-двух неудачных попытках уровень познавательной активности снижается. Необходима дополнительная стимуляция.

Слайд 24
Описание слайда:

Слайд 25
Описание слайда:

Слайд 26
Описание слайда:

Слайд 27
Описание слайда:
III уровень 1.1.Интерес и положительные эмоции вызывают не познавательное, а игровое подержание задачи. Привлекает не процесс «думанья», а игра. Возможна ориентировка на познавательную задачу, но при помощи взрослого. 1.2. Интеллектуальное напряжение, необходимое для решения задачи, самостоятельно не возникает, требуются дополнительные и многократные стимулирующие действия взрослого.

Слайд 28
Описание слайда:

Слайд 29
Описание слайда:

Слайд 30
Описание слайда:

Слайд 31
Описание слайда:
IV уровень 1.1. Ребенок равнодушен к ситуации, не принимает задачу, поскольку познавательный интерес отсутствует. Игровой интерес, привлекающий внимание к задаче, неустойчив. Его привлекает яркость оформления материала. 1.2. Способен сосредоточить некоторые силы на выполнении задания повторного характера, но под влиянием внешних обстоятельств. 1.3. Затруднения вызывает не только ошибка, но и сам процесс «думанья». Не замечает ошибочных выводов.

Слайд 32
Описание слайда:

Слайд 33
Описание слайда:

Слайд 34
Описание слайда:

Слайд 35
Описание слайда:
V уровень (самый низкий) Ребенок не принимает задачи ни при каких попытках взрослого вызвать к ней интерес. Не проявляет интереса даже к ситуации предъявления задания. Не привлекает ребенка и занимательная форма его предъявления. Свое поведение не мотивирует. Помощь взрослого не принимает. Не задает никаких вопросов. Фонд действенных знаний очень беден. Переноса нет. Спорные ситуации ребенка не привлекают вовсе.

Слайд 36
Описание слайда:
4. Методика формирования самостоятельности мышления 4.1. Самостоятельность мышления формируется в деятельности В поисковой деятельности (Л.М.Маневцова, О.Л.Князева) ребёнок получает возможность: самостоятельно изменить ситуацию в нужном ему направлении, осуществлять выбор с учётом своих интересов, проявить индивидуальность, реализовать себя, действовать в соответствии со своими потребностями.

Слайд 37
Описание слайда:
2. В игровой деятельности самостоятельность проявляется как инициатива: 2. В игровой деятельности самостоятельность проявляется как инициатива: в выборе темы игры или в процессе изображения действий, в процессе работы с предметами заместителями, при выполнении ролевых обязательств, при сочетании индивидуальных и коллективных форм самостоятельности и др. Используются: дидактические, обучающие (Ф.Н.Блехер, А.И.Сорокина, А.А.Столяр и др.), сюжетно-дидактические (А.А.Смоленцева, Н.Я.Большунова и др.), занимательные (З.А.Михайлова, Б.П.Никитин).

Слайд 38
Описание слайда:
3. Деятельность по экспериментированию (Л.А.Венгер, Н.Н.Подьяков и др.) позволяет ребёнку: «почувствовать вкус» новых неожиданных сведений об окружающих предметах и явлениях, самостоятельно управлять тем или иным явлением по своему усмотрению, самостоятельно обнаруживать новые ходы решения задач, их доказательности

Слайд 39
Описание слайда:
4.2. Методы и приемы формирования продуктивного самостоятельного мышления групповой поиск, поощряющий неожиданные варианты решения проблемы; «синектика» - использование приёмов по аналогии, метафор, сравнений при создании оригинальных идей; метод моделирования; приемы самоконтроля, самопроверки, самооценки; разнообразные проблемные ситуации; переход от прямых приемов (показ, объяснение) к косвенным (совет, аналогия, обращение к личному опыту) и др.

Слайд 40
Описание слайда:
4.3. Средства формирования самостоятельного мышления Различные наглядные средства: инструкционные карты, схемы, предметные и графические модели, алгоритмы действий (Т.И. Бабаева). Сложность позиции взрослого при руководстве самостоятельностью мышления в том, что: с одной стороны, необходимо организовать мышление субъекта, а с другой – оставить за ним право на самостоятельную идею.

Слайд 41
Описание слайда:
4.4. Этапы формирования самостоятельности мышления . Цель -. . Цель -.

Слайд 42
Описание слайда:
Задачи и игры 1 этапа 1.Научить детей не бояться своего варианта решения, воспитывать уверенность в себе, ощущение «самостоятельности». 2.Активно пропагандировать оригинальность своей мысли другим детям и взрослому. 3.Проявлять интерес к другим детям и результатам их деятельности. Научить детей уважать чужое мышление, отличное от собственного. Игры: «Разноцветные цифры», «Домик цифр», «Девочка в лесу», «Веселая карусель», «Петушок с семьей» и др.

Слайд 43
Описание слайда:
Игра «Домик цифр» Перед детьми «городок цифр». Иллюстрации с домами отличаются по композиционному расположению и цветовой гамме. Нет ни одной одинаковой иллюстрации. Сзади каждой иллюстрации помещаются фишки – числовые фигуры. На каждой иллюстрации – цифры от 0 до 9, которые нужно найти.

Слайд 44
Описание слайда:
«Петушок с семьёй»

Слайд 45
Описание слайда:
Задачи и игры 2 этапа 1. Самостоятельно организовывать индивидуальное поле деятельности, выбирать материал. 2. Предоставить каждому ребенку свободный выбор не только материала, но и направления, объема и темпа работы. 3. Развивать интерес и привычку самоконтроля. На основе самоконтроля адекватно оценивать и регулировать свои действия. Игры: «Снеговики», «Где живет муравей», «Сколько лет улиточке» и др.

Слайд 46
Описание слайда:
Игра «Снеговики» Ребенок выбирает модель снеговика с пришитым карманом для сбора снежинок. Воспитатель, рассматривает снежинки, чтобы выяснить разницу в их оформлении. В оформлении Снежинок имеются и провокационные детали: размер, оттенки цвета, дополнительные лучи и т.д. Игровая задача: собрать снеговикам снежинки по смыслу.

Слайд 47
Описание слайда:

Слайд 48
Описание слайда:

Слайд 49
Описание слайда:

Слайд 50
Описание слайда:
«Где живет муравей» В лесу муравьи построили целый городок. На каждом муравейнике из палочек насекомые смастерили номер муравейника. Воспитатель предлагает расставить муравейники в порядке чисел натурального ряда ("навести порядок в городке"), а затем заселись муравьиный городок ("помочь муравьям найти свой дом"), выполнив вычислительные действия.

Слайд 51
Описание слайда:

Слайд 52
Описание слайда:

Слайд 53
Описание слайда:

Слайд 54
Описание слайда:

Слайд 55
Описание слайда:
«Сколько лет улиточке?» Материал: модели улиток. Ракушка разделена на отдельные участки с числовыми примерами, таким образом, чтобы можно было осуществлять ряд последовательных вычислений.

Слайд 56
Описание слайда:
Эвристические игры 3 этапа 1.Способ выполнения опосредован разными областями знаний. Прослеживается связь математики с другими сторонами развития детей: речевой, сенсорной и т. д. Другими словами, это задача в 2 или 3 действия. 2.Каждая игра содержит дополнительную пошаговую помощь детям. 3. Одна и та же задача содержит разное количество вариантов решения. Такие задания мы называем дивергентными. Игры: «Где живет зайчиха», «Найди дом улитке», «Найди листочек», «Кто где живет» и др.

Слайд 57
Описание слайда:
Где живет зайчиха Материал: заячий городок Зайчики ждут свою маму, которая возвращается с ярмарки.

Слайд 58
Описание слайда:
Кто где живет? В сказочном городе гроза. Тучи нависли над каждым домиком. На каждой тучке изображено разное количество капель. Детям предлагается набор плоских изображений человечков с зонтиками, на которых изображено разное количество капель.

Слайд 59
Описание слайда:

Слайд 60
Описание слайда:
Найди листочек Листья отличаются по цвету, форме, количеству изображенных на них дождевых капель. Воспитатель показывает тучи с разным количеством капель. Нужно догадаться, на какие листочки «тучка сбросила свои капли».

Слайд 61
Описание слайда:
Найди портрет Игровая ситуация: художник нарисовал геометрические фигуры. Фигуры пришли на выставку и не узнают, где их портрет.

Слайд 62
Описание слайда:

Слайд 63
Описание слайда:
Каждый жучок под свой листок Игровая задача: детям предлагается следующая ситуация. На поляне выросли лопухи, под ними поселилось семейство жуков, причем каждый жучок жил под своим листочком. Однажды приползли гусеницы и прогрызли в лопухах дырки. Солнышко пригрело, и у жуков от дырок остались пятна - солнечный загар. Выползли жучки однажды погулять, но пошел дождь. Надо уходить от дождя, а жуки забыли, где их дом. Что делать?

Слайд 64
Описание слайда:

Слайд 65
Описание слайда:

Слайд 66
Описание слайда:
Найди гусенице сапожки Игровая задача – гусеницы ходили по лужам и промочили сапожки. Все сапожки поставили на листочки, чтобы высушить на солнышке. Вопрос: на каком листочке гусеницы сушат свои сапожки?

Слайд 67
Описание слайда:

Слайд 68
Описание слайда:

Слайд 69
Описание слайда:
Осьминоги На морском дне живет семейство осьминогов пап. Пришли большие осьминоги, зовут детей, но они домой идти не хотят. Растерялись папы – не знают, как найти своих детей. Найти маленького осьминожка можно только по количеству лап осьминога, ориентируясь при этом на форму «лап».

Слайд 70
Описание слайда:

Слайд 71
Описание слайда:
Спасибо за внимание!


Скачать презентацию на тему Технология формирования самостоятельности мышления у детей дошкольного возраста можно ниже:

Похожие презентации