Типология трудностей первого года обучения. Диагностика математической деятельности первоклассника. (Занятие 3) презентация

Содержание


Презентации» Образование» Типология трудностей первого года обучения. Диагностика математической деятельности первоклассника. (Занятие 3)
Диагностика трудностей первого года обучения
 Занятие 3. Типология трудностей первого годаТипология трудностей первого года обученияТеоретическая модель школьной адаптации (Т.В.Дорожевец):
 Теоретическая модель школьной адаптации (Т.В.Дорожевец):
 академическаяА. Л. Венгер выделяет - три уровня адаптации детей к школе.
Варианты развития первоклассника
 1 - Ученики с личностной неготовностью к обучению:2 - Преобладающая интеллектуальная неготовность к обучению приводит к неуспешности учебныхГ. Г. Кравцов и Е. Е. Кравцова выделяют типичные трудности адаптацииМ.Мартин (M.E.Martin) и К.Уолтман-Гринвуд (С. Waltham-Greenwood) - основные характеристики семей, вПервый год школьного обучения – самый трудный. 
 Первый год школьноготрудности:
 стресс от структурирования времени и соблюдения режима
 стресс ограничения времени
2. Новые ролевые отношения 
  2. Новые ролевые отношения 
трудности
 Непонимание особой роли учителя как следствие несформированной внутренней позиции школьника3. Необходимость постоянного выполнения школьных правил
 3. Необходимость постоянного выполнения школьныхтрудности
 Отсутствие навыка последовательного выполнения правила
 Сложности саморегуляции во всех сферах4. Освоение и принятие школьной системы оценок и отметок как неизбежныхтрудности
 Невротизирующее, часто судьбоносное влияние отметок, потенциальный источник психологической травмы
 НевротичноеА.Л.Венгер - 3 варианта развития первоклассников:
 А.Л.Венгер - 3 варианта развития2.  Негативистическая демонстративность (поиск негативного внимания) Ребенок ведет себя манерно, утрированные эмоциональные«Уход от реальности» - сильная потребность во внимании, но реализовать ееТрудности первого года обучения 
 Трудности первого года обучения 
 (СалминаДиагностика«Запрещенные слова» (Д.Б. Эльконин, модификация Е.Е. Кравцовой и Е.Л. Горловой)
 ДиагностикаЕсли ребенок не может выполнить задание правильно (допускает ошибки более чем1. Тебя зовут … ()?
 1. Тебя зовут … ()?
 2.1. Твоя фамилия ... (верный вариант)?
 1. Твоя фамилия ... (верныйЗасчитываются все ответы, кроме слов «да», «нет», «черный», «белый». Слова «угу»,Качественная оценка:
 Качественная оценка:
 время уяснения инструкции;
 время обдумывания ответа;
 сохранениеМетодика «Вставь картинку» (Е.Е. Кравцова, Е.Л. Горлова) 
 Цель: диагностика уменияМетодика может проводиться только в индивидуальном варианте.
 Методика может проводиться толькоИнструкция: Перед тобой карточки с различными картинками. Посмотри внимательно, к какойПо характеру ответов ребенка определяется уровень овладения ребенком ситуацией по следующей6 лет - в основном 1 уровень, ситуативное отношение к выполнениюДиагностика  математических умений
 Базовые математические операции: 
 Понимание количественных отношенийпробы:
 На числовой ряд:
 «Посчитай до 10 и обратно»
 4 -Проба на последовательность чисел:
 Проба на последовательность чисел:
 «Назови соседей числаЧисловой ряд + знание чисел 
 Числовой ряд + знание чиселСравнение множеств 
 Сравнение множеств 
 «В этих кругах у меня4 – верный ответ.
 4 – верный ответ.
 3 - помощьПонятия «столько же», «больше», «меньше»
 Понятия «столько же», «больше», «меньше»
 Нарисуй4 – рисует верно;
 4 – рисует верно;
 3 - помощьВозьми из коробочки столько палочек, сколько показывает это число (4, 7)
Счет, пересчитывание
 Счет, пересчитывание
 Сосчитай человечков 
 2 – верно 
Сосчитай звездочки
 Сосчитай звездочки
 2 – верно 
 1 – числовойПорядковый счет
 Порядковый счет
 Покажи четвертого, девятого, одиннадцатого человечка
 2 –Покажи третью пуговку во втором ряду и
 Покажи третью пуговку во2 - верное выполнение;
 2 - верное выполнение;
 1 - сПонятия «все», «некоторые», «каждый»
 Понятия «все», «некоторые», «каждый»
 Покажи некоторые пуговки;Сложение
 Сложение
 Сосчитай, сколько всего предметов на двух картинках
 
 
аналогично:Количественный счет
 Количественный счет
 В стопке 5 монет, к ним добавилиСосчитай мячики (в треугольнике, по кругу, в букве Ш)
 Сосчитай мячикиСостав числа
 Состав числа
 А теперь я тебе дам 7 палочек.Выделение признаков объектов 
 Выделение признаков объектов 
 Я назову признаки,Сохранение объема
 Сохранение объема
 Нарисуй, сколько будет воды, если ее перелить2 – верное выполнение;
 2 – верное выполнение;
 1 – рисуетНарисуй воду в этой банке, когда ее переворачивали 
 Нарисуй воду4 – верное выполнение;
 4 – верное выполнение;
 3 – ошибкиСохранение площади
 Сохранение площади
 Одинаковую ли часть на листе займут эти2 – верное выполнение;
 2 – верное выполнение;
 1 – считаетНа этом лугу пасется корова (показывается бумажный квадрат). На другом лугуСохранение времени
 Сохранение времени
 А) На глазах у ребенка синхронно передвигаютКлассификация
 Классификация
 Разложи фигурки по своим домикам4 - верное самостоятельное выполнение;
 4 - верное самостоятельное выполнение;
 3Включение
 Включение
 В этом букете разные цветы: васильки и ромашки. ЧегоЗакономерность 
 Закономерность 
 Продолжи узор4 – выполнены все задания
 4 – выполнены все задания
 3Построение схемы к задаче
 Построение схемы к задаче
 Мише мама купилаРешение задач
 Решение задач
 Теперь реши эту задачу
 4 - выполняетЧисловой ряд
 Числовой ряд
 Покажи на линейке число 5
 1 –Балльные оценки по отдельным заданиям не суммируются, в заключении, составленном поДомашнее задание
 Провести на генеральном испытуемом минимум одну методику на диагностику



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Диагностика трудностей первого года обучения Занятие 3. Типология трудностей первого года обучения. Диагностика математической деятельности первоклассника К.пс.н., доцент А.В. Фокина


Слайд 2
Описание слайда:
Типология трудностей первого года обучения

Слайд 3
Описание слайда:
Теоретическая модель школьной адаптации (Т.В.Дорожевец): Теоретическая модель школьной адаптации (Т.В.Дорожевец): академическая адаптация - степень соответствия поведения ребенка нормам школьной жизни; социальная адаптация - успешность вхождения ребенка в новую социальную группу одноклассников; личностная адаптация – уровень принятия ребенком самого себя как представителя новой социальной общности («я — школьник»), выражается в виде самооценки, уровня притязаний, стремления к самоизменению.

Слайд 4
Описание слайда:
А. Л. Венгер выделяет - три уровня адаптации детей к школе. А. Л. Венгер выделяет - три уровня адаптации детей к школе. 1. Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, требования воспринимает адекватно; материал усваивает легко; глубоко и полно овладевает материалом; решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает учителя; выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, готовится ко всем урокам; поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает в классе высокое статусное положение. 2. Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, посещение школы не вызывает у него отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи; сосредоточен и внимателен при выпол­нении заданий, поручений, указаний взрослого, но при контро­ле с его стороны; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками. 3. Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе; часто жалуется на нездоровье; есть подавленное настроение и нарушения дисциплины; объясняемый материал усваивает фрагментарно; самостоятельная работа с затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; для понимания нового и решения задач по образцу требуется помощь учителя и родите­лей; общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

Слайд 5
Описание слайда:
Варианты развития первоклассника 1 - Ученики с личностной неготовностью к обучению: проявляют детскую непосредственность, на уроке отвечают одновременно, не поднимая руки и перебивая друг друга, делятся с учителем своими соображениями и чувствами. Они обычно включаются в работу только при непосредственном обращении к ним учителя, а в остальное время отвлекаются, не следя за происходящим в классе, нарушают дисциплину. Обычно завышенная СО, обижаются на замечания, жалуются, что уроки неинтересные, школа плохая, учительница злая.

Слайд 6
Описание слайда:
2 - Преобладающая интеллектуальная неготовность к обучению приводит к неуспешности учебных действий, невозможности понять и выполнить требования учителя и, следовательно, к низким оценкам. При интеллектуальной неготовности возможны разные варианты развития детей. Своеобразным вариантом является вербализм («пустословие»; ненаполненность слова понятием; резкое преобладание развития вербальной сферы над другими сторонами психического развития ребенка) 2 - Преобладающая интеллектуальная неготовность к обучению приводит к неуспешности учебных действий, невозможности понять и выполнить требования учителя и, следовательно, к низким оценкам. При интеллектуальной неготовности возможны разные варианты развития детей. Своеобразным вариантом является вербализм («пустословие»; ненаполненность слова понятием; резкое преобладание развития вербальной сферы над другими сторонами психического развития ребенка)

Слайд 7
Описание слайда:
Г. Г. Кравцов и Е. Е. Кравцова выделяют типичные трудности адаптации первоклассников к школе, связанные с неправильным отношением ребенка к ситуации обучения: Г. Г. Кравцов и Е. Е. Кравцова выделяют типичные трудности адаптации первоклассников к школе, связанные с неправильным отношением ребенка к ситуации обучения: - непонимание ребенком специфической позиции учителя, его профессиональной роли; - недостаточное развитие навыков общения со сверстниками; - специфическое отношение первоклассника к своим способностям и возможностям, деятельности и ее результатам.

Слайд 8
Описание слайда:
М.Мартин (M.E.Martin) и К.Уолтман-Гринвуд (С. Waltham-Greenwood) - основные характеристики семей, в которых воспитывается ребенок, отказывающийся посещать школу: М.Мартин (M.E.Martin) и К.Уолтман-Гринвуд (С. Waltham-Greenwood) - основные характеристики семей, в которых воспитывается ребенок, отказывающийся посещать школу: - наличие невротических расстройств у одного или обоих ро­дителей; - высокая тревожность матери; - отсутствие отца либо его неучастие в воспитании ребенка; - единственный ребенок в семье. - патология беременности и родов; - черепно-мозговые травмы; - хронические заболевания; - расстройства нервно-психической сферы; - общая ослабленность ребенка; - задержка функционального созревания.

Слайд 9
Описание слайда:
Первый год школьного обучения – самый трудный. Первый год школьного обучения – самый трудный. Школа – новый особенный мир: 1) Новые временные требования - фиксированный школьный ритм, основанный на чередовании уроков (45 минут) и перемен (10-20 минут); - различия в моделях поведения на уроке и перемене: четко определенная манера поведения ученика в классе и более спонтанное поведение на перемене

Слайд 10
Описание слайда:
трудности: стресс от структурирования времени и соблюдения режима стресс ограничения времени трудности переключения с одного типа поведения на другой, трудности чередования игры / учебной деятельности перегрузки (эмоциональные, интеллектуальные и физические) нарушение режима и организации учебных и внеучебных занятий нарушения психического и физического здоровья неадекватная оценка ситуации в обучении (режим «перемена» или «урок»?)

Слайд 11
Описание слайда:
2. Новые ролевые отношения 2. Новые ролевые отношения особые социально-ролевые отношения на уроке должна сформироваться особая ролевая позиция ученика, которая помогает привыкнуть к авторитарному стилю обучения в начальной школе новые отношения с ровесниками, опосредованные учебной деятельностью

Слайд 12
Описание слайда:
трудности Непонимание особой роли учителя как следствие несформированной внутренней позиции школьника Непонимание составляющих роли школьника Перенос отношений с родителями и другими значимыми взрослыми на отношения с педагогом и /или оппозиционность прошлого опыта общения с взрослыми и общения с учителем Эмоциональные и поведенческие трудности, связанные с авторитарностью педагога (с его непоследовательностью, попустительством, демократичностью) Неспособность войти в коллектив (отвержение, агрессия, асинхронии развития и т.д.) отсутствие непосредственной родительской защиты в конфликтах с учителем и одноклассниками.

Слайд 13
Описание слайда:
3. Необходимость постоянного выполнения школьных правил 3. Необходимость постоянного выполнения школьных правил Знание правил, регулирующих разные стороны школьной жизни Умение соблюдать правила Произвольность познавательных процессов и поведения Постоянное увеличение числа правил Влияние соблюдения правила на отметку Стратегически – воспитание подчинения

Слайд 14
Описание слайда:
трудности Отсутствие навыка последовательного выполнения правила Сложности саморегуляции во всех сферах деятельности Незнание / непонимание правил Бессмысленное подчинение правилам Слабое овладение новыми навыками Негативная оценка педагогом , ровесниками, часто - родителями Восприятие взрослым непослушания как трудности – без попыток понять смысл непослушания Правила – способ унифицирования, единообразия; часто транслируются без понимания, что именно и зачем они должны передать ученикам , на каких ценностях это основывается

Слайд 15
Описание слайда:
4. Освоение и принятие школьной системы оценок и отметок как неизбежных и постоянных критериев успешности 4. Освоение и принятие школьной системы оценок и отметок как неизбежных и постоянных критериев успешности Знание и понимание системы отметок и их критериев Разделение мотивации познания, обучения и отметок Способность адекватно принять отметку (хорошую и плохую)

Слайд 16
Описание слайда:
трудности Невротизирующее, часто судьбоносное влияние отметок, потенциальный источник психологической травмы Невротичное отношение взрослых к отметкам Тревожность, связанная с отметкой; часто более строгая оценка себя, чем это сделал учитель Драматичное восприятие отметок и некоторых знаков учителя («См», звездочка, печать, галочка) Зависимость положения в классе и чувства успеха от оценки → отметка – предмет стремления и желания Настороженное отношение взрослых к похвале, оценке динамики достижения; сравнение детей друг с другом, родительские амбиции

Слайд 17
Описание слайда:
А.Л.Венгер - 3 варианта развития первоклассников: А.Л.Венгер - 3 варианта развития первоклассников: 1) Тревожность - приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебной работой ребенка со стороны учителя и родителей.  Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценкой снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий. Взрослые, недовольные низкой продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на неудачах, что усиливает эмоциональный дискомфорт.

Слайд 18
Описание слайда:
2.  Негативистическая демонстративность (поиск негативного внимания) Ребенок ведет себя манерно, утрированные эмоциональные реакции - средство достижения главной цели - обратить на себя внимание, получить ободрение. Главная проблема - недостаток похвалы. Негативизм распространяется не только на нормы дисциплины, но и на учебные требования. Источник демонстративности - недостаток внимания взрослых или избалованность, . гипертрофированная потребность в эмоциональных контактах. 2.  Негативистическая демонстративность (поиск негативного внимания) Ребенок ведет себя манерно, утрированные эмоциональные реакции - средство достижения главной цели - обратить на себя внимание, получить ободрение. Главная проблема - недостаток похвалы. Негативизм распространяется не только на нормы дисциплины, но и на учебные требования. Источник демонстративности - недостаток внимания взрослых или избалованность, . гипертрофированная потребность в эмоциональных контактах.

Слайд 19
Описание слайда:
«Уход от реальности» - сильная потребность во внимании, но реализовать ее в театрализованной форме не могут из-за тревожности. Малозаметны, опасаются вызвать неодобрение, стремятся к выполнению требований. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию тревожности и пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. Эти особенности обычно сочетаются с инфантильностью, отсутствием самоконтроля. Не нарушая дисциплины, не мешая работать другим, они «витают в облаках». Любят фантазировать. В мечтах и фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего признания. В некоторых случаях фантазия проявляется в художественном или литературном творчестве. Но всегда в фантазировании, в отстраненности от учебной работы отражается стремление к успеху и вниманию. В этом же заключается и уход от не удовлетворяющей ребенка реальности. «Уход от реальности» - сильная потребность во внимании, но реализовать ее в театрализованной форме не могут из-за тревожности. Малозаметны, опасаются вызвать неодобрение, стремятся к выполнению требований. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию тревожности и пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. Эти особенности обычно сочетаются с инфантильностью, отсутствием самоконтроля. Не нарушая дисциплины, не мешая работать другим, они «витают в облаках». Любят фантазировать. В мечтах и фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего признания. В некоторых случаях фантазия проявляется в художественном или литературном творчестве. Но всегда в фантазировании, в отстраненности от учебной работы отражается стремление к успеху и вниманию. В этом же заключается и уход от не удовлетворяющей ребенка реальности.

Слайд 20
Описание слайда:
Трудности первого года обучения Трудности первого года обучения (Салмина Н.Г., Филипова О.Г.): Несформированность произвольной организации деятельности Трудности математической деятельности Трудности речевой деятельности Трудности графической деятельности

Слайд 21
Описание слайда:
Диагностика

Слайд 22
Описание слайда:
«Запрещенные слова» (Д.Б. Эльконин, модификация Е.Е. Кравцовой и Е.Л. Горловой) Диагностика умения действовать по вербальному правилу в речевом плане (да / нет не говорить, черное / белое не надевать) Включает: уяснение инструкции; анализ вопроса; выбор нужного ответа; соотнесение ответа с правилом игры; ответ на вопрос экспериментатора; проверка правильности ответа; коррекция.

Слайд 23
Описание слайда:
Если ребенок не может выполнить задание правильно (допускает ошибки более чем в 1/2 случаев), ему предлагается в помощь карточка-средство: Если ребенок не может выполнить задание правильно (допускает ошибки более чем в 1/2 случаев), ему предлагается в помощь карточка-средство:

Слайд 24
Описание слайда:
1. Тебя зовут … ()? 1. Тебя зовут … ()? 2. Ты мальчик? 3. Ты ходишь в школу (в д/с)? 4. Ты любишь ходить в школу (д/с)? 5. Ты живешь далеко от школы (д/с)? 6. Ты любишь мороженое? 7. Какого цвета бывает мороженое? 8. Ты ел черное мороженое? 9. Ты умеешь ходить на руках? 10. А летать умеешь? 11. Твой папа любит играть в куклы?

Слайд 25
Описание слайда:
1. Твоя фамилия ... (верный вариант)? 1. Твоя фамилия ... (верный вариант)? 2. Ты ходишь на работу? 3. Ты взрослый? 4. Ты живешь в лесу? 5. Ты любишь конфеты? 6. Конфеты сладкие? 7. Ты ел горькие конфеты? 8. Конфеты можно есть с супом? 9. Ты умеешь ходить по потолку? 10. А прыгать до неба умеешь? 11. Твоя бабушка любит прыгать через скакалочку? 12. Летом снег бывает?

Слайд 26
Описание слайда:
Засчитываются все ответы, кроме слов «да», «нет», «черный», «белый». Слова «угу», слова с отрицанием не считаются верным ответом. Засчитываются все ответы, кроме слов «да», «нет», «черный», «белый». Слова «угу», слова с отрицанием не считаются верным ответом. Высокий уровень выполнения задания для детей 7-8 лет - от 22 до 25 верных ответов. Средний уровень - от 17 до 21 верного ответа. Низкий уровень - 16 и менее верных ответов.

Слайд 27
Описание слайда:
Качественная оценка: Качественная оценка: время уяснения инструкции; время обдумывания ответа; сохранение инструкции в процессе выполнения задания. качество ответов; динамика выполнения заданий (темп, ритм); устойчивость выполнения (к концу серии не наблюдается увеличения числа неверных ответов). замечает ошибку; исправляет ошибку; исправляет ошибку при указании на нее экспериментатора.

Слайд 28
Описание слайда:
Методика «Вставь картинку» (Е.Е. Кравцова, Е.Л. Горлова) Цель: диагностика умения действовать вне контекста ситуации, произвольно менять замысел ситуации, занимать надситуативную позицию. Развитие произвольности зависит и от развития воображения. Развитие надситуативности необходимо для планирования, прогнозирования. Ситуации, представленные на картинке, могут быть интерпретированы по-разному, в зависимости от того, какая картинка выбирается для дополнения.

Слайд 29
Описание слайда:
Методика может проводиться только в индивидуальном варианте. Методика может проводиться только в индивидуальном варианте. Материал: 10 сюжетных картинок, к каждой из которых подбирается картинка с изображением соответствующего объекта

Слайд 30
Описание слайда:
Инструкция: Перед тобой карточки с различными картинками. Посмотри внимательно, к какой из этих картинок можно добавить недостающий предмет. Положи маленькие карточки рядом с соответствующей большой картинкой. (После того как ребенок выполнит задание, маленькие карточки собираются.) А теперь попробуй положить по-другому. Можно это сделать? Инструкция: Перед тобой карточки с различными картинками. Посмотри внимательно, к какой из этих картинок можно добавить недостающий предмет. Положи маленькие карточки рядом с соответствующей большой картинкой. (После того как ребенок выполнит задание, маленькие карточки собираются.) А теперь попробуй положить по-другому. Можно это сделать?

Слайд 31
Описание слайда:

Слайд 32
Описание слайда:

Слайд 33
Описание слайда:

Слайд 34
Описание слайда:

Слайд 35
Описание слайда:
По характеру ответов ребенка определяется уровень овладения ребенком ситуацией по следующей схеме (Е.Л. Горлова):

Слайд 36
Описание слайда:

Слайд 37
Описание слайда:
6 лет - в основном 1 уровень, ситуативное отношение к выполнению задания (зависимость от ситуации). 6 лет - в основном 1 уровень, ситуативное отношение к выполнению задания (зависимость от ситуации). 7 лет – обычно 2 уровень, когда происходит переструктурирование ситуаций, но все еще сохраняется зависимость от прошлого опыта ребенка («Так бывает»). 8-11 лет – способность занять надситуативную позицию, поровну 2 и 3 уровень.

Слайд 38
Описание слайда:
Диагностика математических умений Базовые математические операции: Понимание количественных отношений (столько же, =, >, <) Сравнение Умение использовать мерку и понимание, что при разных мерках счета (напр., стаканом или ложкой) итоговое число м.б. разным Логические операции Символический компонент Понимание, что одно и то же число можно выразить по-разному (иначе сложности с освоением состава числа) Умение определять некоторое число объектов, не сосчитывая (гештальт). Для всех разное, зависит и от того, насколько упорядочены объекты

Слайд 39
Описание слайда:
пробы: На числовой ряд: «Посчитай до 10 и обратно» 4 - без ошибок; 3 – обратно неуверенно, 1-2 ошибки; 2 – обратно плохо считает, 3—4 ошибки; 1 – только прямой счет; 0 - не выполняет

Слайд 40
Описание слайда:
Проба на последовательность чисел: Проба на последовательность чисел: «Назови соседей числа 4» «Какое число стоит перед числом 7? После числа 7?» «Между какими числами находится число 5?» 3 - уверенно, сразу называет; 2 - помощь типа 1 («с этой стороны и с той стороны»); 1 - помощь типа 2 (наглядная, т.н. материальная); 0 - не выполняет

Слайд 41
Описание слайда:
Числовой ряд + знание чисел Числовой ряд + знание чисел «Вставь в окошечки недостающие цифры» 4 - выполняет; далее снимается по 1 баллу за каждую ошибку

Слайд 42
Описание слайда:
Сравнение множеств Сравнение множеств «В этих кругах у меня квадратики. Какой круг отличается от всех других? Почему?»

Слайд 43
Описание слайда:
4 – верный ответ. 4 – верный ответ. 3 - помощь 1 (сосчитай квадратики в этих кругах); 2 - помощь 2 (найди одинаковые круги); 1 - помощь 3 (В каком круге другое количество квадратиков?); 0 - не отвечает

Слайд 44
Описание слайда:
Понятия «столько же», «больше», «меньше» Понятия «столько же», «больше», «меньше» Нарисуй такой круг, чтобы в нем было столько же фигурок, сколько в этом (стимульный материал как к предыдущей пробе) Нарисуй такой круг, чтобы в нем было меньше фигурок, чем в этом. Нарисуй такой круг, чтобы в нем было больше фигурок, чем в этом

Слайд 45
Описание слайда:
4 – рисует верно; 4 – рисует верно; 3 - помощь 1 (Чтобы было столько же (меньше, больше, чем здесь) фигурок) 2 - помощь 2 (Сколько здесь фигурок? А сколько у тебя?) 1 - помощь 3 (Сколько тебе нужно нарисовать, чтобы было столько же (меньше, больше); 0 - не выполняет

Слайд 46
Описание слайда:
Возьми из коробочки столько палочек, сколько показывает это число (4, 7) Возьми из коробочки столько палочек, сколько показывает это число (4, 7) 4 – верное выполнение, далее снимается по 1 баллу за каждую ошибку

Слайд 47
Описание слайда:
Счет, пересчитывание Счет, пересчитывание Сосчитай человечков 2 – верно 1 – числовой ряд произносит верно, но ошибки при пересчитывании; 0 - не может сосчитать, не знает порядок чисел (путает или попускает числа)

Слайд 48
Описание слайда:
Сосчитай звездочки Сосчитай звездочки 2 – верно 1 – числовой ряд произносит верно, но ошибки при пересчитывании; 0 - не может сосчитать, не знает порядок чисел (путает или попускает числа)

Слайд 49
Описание слайда:
Порядковый счет Порядковый счет Покажи четвертого, девятого, одиннадцатого человечка 2 – верный показ; 1 - одна-две ошибки; 0 - не выполняет

Слайд 50
Описание слайда:
Покажи третью пуговку во втором ряду и Покажи третью пуговку во втором ряду и четвертую пуговку в пятом ряду

Слайд 51
Описание слайда:
2 - верное выполнение; 2 - верное выполнение; 1 - с помощью (показываем, где ряды, а где пуговки в рядах) - верное выполнение хотя бы в одном из случаев; 0 – неверное выполнение

Слайд 52
Описание слайда:
Понятия «все», «некоторые», «каждый» Понятия «все», «некоторые», «каждый» Покажи некоторые пуговки; каждую пуговку; все пуговки 2 – верное выполнение; 1 – показывает все как каждую; 0 - не выполняет

Слайд 53
Описание слайда:
Сложение Сложение Сосчитай, сколько всего предметов на двух картинках 2 – выполняет верно в зрительном или вербальном плане 1 – выполняет верно в материальном плане (пересчитывает пальцем) 0 – не выполняет

Слайд 54
Описание слайда:
аналогично:

Слайд 55
Описание слайда:
Количественный счет Количественный счет В стопке 5 монет, к ним добавили еще вот эти монетки (3). Сколько стало монеток? В мешке 4 яблока, к ним добавили еще 2. сколько всего стало яблок в мешке? 4 – пересчитывает блоком (5 +2) 3 – пересчитывает по одному (5 + 1 + 1…)

Слайд 56
Описание слайда:
Сосчитай мячики (в треугольнике, по кругу, в букве Ш) Сосчитай мячики (в треугольнике, по кругу, в букве Ш) 4 - без ошибок; 3 – случайная ошибка при пересчете в Ш или в треугольнике; 2 - не фиксирует начала в круге; 1 - счет приблизительный во всех трех случаях; 0 - не выполняет

Слайд 57
Описание слайда:

Слайд 58
Описание слайда:
Состав числа Состав числа А теперь я тебе дам 7 палочек. Из каких чисел можно составить число 7? Помощь: Взрослый выполняет сам первый вариант: 6 и 1, затем 5 и 2 и т.д. 2 – выполняет сам все варианты; 1 – выполняет при поддержке или с помощью; 0 - не выполняет Можно добавить: разделить палочки на две части (напр., 4 и 3), спросить: а сколько теперь? (сохранение количества)

Слайд 59
Описание слайда:
Выделение признаков объектов Выделение признаков объектов Я назову признаки, а ты угадай предмет: круглый, красный, кислый 2 – называет предмет (возможны варианты); 1 – помощь (подсказки взрослого типа «растет на дереве») 0 - не выполняет Для развивающей работы: игра «трехлитровая банка»

Слайд 60
Описание слайда:
Сохранение объема Сохранение объема Нарисуй, сколько будет воды, если ее перелить из этой банки в другую - из широкой в узкую

Слайд 61
Описание слайда:
2 – верное выполнение; 2 – верное выполнение; 1 – рисует уровень выше, но не точно; 0 - не выполняет

Слайд 62
Описание слайда:
Нарисуй воду в этой банке, когда ее переворачивали Нарисуй воду в этой банке, когда ее переворачивали

Слайд 63
Описание слайда:
4 – верное выполнение; 4 – верное выполнение; 3 – ошибки незначительные; 2 – верное решение в двух случаях; 1 – верное решение в одном случае; 0 – неверное выполнение

Слайд 64
Описание слайда:
Сохранение площади Сохранение площади Одинаковую ли часть на листе займут эти группы квадратиков?

Слайд 65
Описание слайда:
2 – верное выполнение; 2 – верное выполнение; 1 – считает квадратики; 0 – неверное выполнение

Слайд 66
Описание слайда:
На этом лугу пасется корова (показывается бумажный квадрат). На другом лугу тоже пасется корова (квадрат того же размера). Трава одинаково густо растет и там, и тут. Одинаково ли травы для коров? На этом лугу пасется корова (показывается бумажный квадрат). На другом лугу тоже пасется корова (квадрат того же размера). Трава одинаково густо растет и там, и тут. Одинаково ли травы для коров? На глазах у ребенка один из квадратов разрезается по диагонали и складывается треугольником. Одинаково ли теперь травы для коров на этих лугах? 2 – верный ответ, 0 – неверный

Слайд 67
Описание слайда:
Сохранение времени Сохранение времени А) На глазах у ребенка синхронно передвигают две машинки от одной линии. Ребенка спрашивают: Одинаковое ли время ехали обе машинки? Б) Одна из машинок двигается быстрее (и проходит большее расстояние), движение обеих машинок начинается и заканчивается одновременно. Вопрос повторяется. 2 – верное выполнение; 0 – неверное выполнение

Слайд 68
Описание слайда:
Классификация Классификация Разложи фигурки по своим домикам

Слайд 69
Описание слайда:

Слайд 70
Описание слайда:
4 - верное самостоятельное выполнение; 4 - верное самостоятельное выполнение; 3 - помощь 1 (найди домик для…) 2 - помощь 2 (где нужно поместить …?) 1 - помощь 3 (куда нужно положить…); 0 - не выполняет

Слайд 71
Описание слайда:
Включение Включение В этом букете разные цветы: васильки и ромашки. Чего в этом букете больше: ромашек или цветов? 2 – верное выполнение, 0 – неверное

Слайд 72
Описание слайда:
Закономерность Закономерность Продолжи узор

Слайд 73
Описание слайда:
4 – выполнены все задания 4 – выполнены все задания 3 – выполнены только три первых задания 2 – выполнены только два задания 1 – выполнено одно задание 0 – не выполнено

Слайд 74
Описание слайда:
Построение схемы к задаче Построение схемы к задаче Мише мама купила 4 яблока и 3 груши. Сколько всего фруктов стало у Миши? Нарисуй рисунок к этой задаче 4 – рисует символами; 3 - рисует яблоки и груши; 2 - помощь 1, 2 (что ты будешь рисовать? Что нам надо сосчитать?) 1 -помощь 3 (нарисуй, сколько было яблок, а сколько груш) 0 - не выполняет

Слайд 75
Описание слайда:
Решение задач Решение задач Теперь реши эту задачу 4 - выполняет самостоятельно; 3 - помощь 1 (о чем спрашивается в задаче?); 2 - помощь 2 (что известно в задаче?); 1 - помощь 3 (что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос?); 0 - не выполняет

Слайд 76
Описание слайда:
Числовой ряд Числовой ряд Покажи на линейке число 5 1 – выполняет О – не выполняет

Слайд 77
Описание слайда:
Балльные оценки по отдельным заданиям не суммируются, в заключении, составленном по результатам диагностики, указываются сформированные и несформированные действия, в соответствии с этим подбираются коррекционные задания, подобные тем, которые вызывали затруднения при обследовании Балльные оценки по отдельным заданиям не суммируются, в заключении, составленном по результатам диагностики, указываются сформированные и несформированные действия, в соответствии с этим подбираются коррекционные задания, подобные тем, которые вызывали затруднения при обследовании

Слайд 78
Описание слайда:
Домашнее задание Провести на генеральном испытуемом минимум одну методику на диагностику уровня произвольности и минимум две пробы на диагностику математических умений, проанализировать, записать результаты


Скачать презентацию на тему Типология трудностей первого года обучения. Диагностика математической деятельности первоклассника. (Занятие 3) можно ниже:

Похожие презентации