Транспортная задача. Двухиндексные задачи линейного программирования презентация

Содержание


Презентации» Математика» Транспортная задача. Двухиндексные задачи линейного программирования
Двухиндексные задачи линейного программированияВ пунктах производства A1, A2, ..., Am имеется однородный груз вВ зависимости от соотношения между суммарными запасами груза и суммарными потребностямиПри ограничениях
 Оптимальным решением задачи является матрицаТранспортная задача как задача линейного программирования может быть решена симплексным методом,На складах A1, А2, А3 имеются запасы продукции в количествах 90,Проверим, является ли задача закрытой:
 Проверим, является ли задача закрытой:Рассмотрим один из методов — метод минимального тарифа:
 Рассмотрим один изПри распределении грузов может оказаться, что количество занятых клеток меньше, чемНайдем исходное опорное решение методом наименьшего тарифа:
 Найдем исходное опорное решениеНайденное исходное опорное решение проверяется на оптимальность методом потенциалов.
 Найденное исходноеОбозначим Δij = ui + vj - cij. 
 Обозначим ΔijПроверим найденное опорное решение на оптимальность, добавив в таблицу столбец uiВычисляем оценки свободных клеток:
 Вычисляем оценки свободных клеток:
 Получили оценку Δ13Переход к другому опорному решению осуществляется перераспределением грузов, перемещая их изСтроим цикл для клетки (1,3), имеющей положительную оценку. У вершин циклаУ вершин со знаком (—) выбираем минимальный груз, он равен 60.Построим цикл для клетки с положительной оценкой Δ21 = 1:
 ПостроимВсе оценки свободных клеток отрицательные, следовательно, найденное решение оптимальное. 
 ВсеПри открытой транспортной задаче сумма запасов не совпадает с суммой потребностей
При введении фиктивного участника открытая транспортная задача становится закрытой и решаетсяПризнак наличия альтернативного оптимума в ТЗ: равенство нулю хотя бы однойНа трех складах имеется мука в количестве 60, 130 и 90Решение (кратко). 
 Решение (кратко).Решение (кратко). 
 Решение (кратко).Так как Δ33 = 0, то задача имеет альтернативный оптимум иТеперь Δ14 = 0, получили еще одно решение:
 Теперь Δ14 =Найдем элементы матрицы общего решения:
 Найдем элементы матрицы общего решения:
 Итак,



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Двухиндексные задачи линейного программирования


Слайд 2
Описание слайда:
В пунктах производства A1, A2, ..., Am имеется однородный груз в количестве соответственно a1, a2,…, am. В пунктах производства A1, A2, ..., Am имеется однородный груз в количестве соответственно a1, a2,…, am. Этот груз необходимо доставить в пункты назначения B1, В2, …., Вn в количестве соответственно b1, b2,..., bn. Стоимость перевозки единицы груза (тариф) из пункта Ai в пункт Bj равна cij. Требуется составить план перевозок, позволяющий вывезти все грузы и имеющий минимальную стоимость.

Слайд 3
Описание слайда:

Слайд 4
Описание слайда:
В зависимости от соотношения между суммарными запасами груза и суммарными потребностями в нем транспортные задачи могут быть закрытыми и открытыми. В зависимости от соотношения между суммарными запасами груза и суммарными потребностями в нем транспортные задачи могут быть закрытыми и открытыми.   Если   задача называется закрытой. Если то открытой.

Слайд 5
Описание слайда:
При ограничениях Оптимальным решением задачи является матрица

Слайд 6
Описание слайда:
Транспортная задача как задача линейного программирования может быть решена симплексным методом, однако наличие большого числа переменных и ограничений делает вычисления громоздкими. Поэтому для решения транспортных задач разработан специальный - распределительный метод, имеющий те же этапы, что и симплексный метод, а именно: Транспортная задача как задача линейного программирования может быть решена симплексным методом, однако наличие большого числа переменных и ограничений делает вычисления громоздкими. Поэтому для решения транспортных задач разработан специальный - распределительный метод, имеющий те же этапы, что и симплексный метод, а именно: нахождение исходного опорного решения; проверка этого решения на оптимальность; переход от одного опорного решения к другому.

Слайд 7
Описание слайда:
На складах A1, А2, А3 имеются запасы продукции в количествах 90, 400, 110 т соответственно. Потребители В1, В2, B3 должны получить эту продукцию в количествах 140, 300, 160 т соответственно. Найти такой вариант прикрепления поставщиков к потребителям, при котором сумма затрат на перевозки была бы минимальной. Расходы по перевозке 1 т продукции заданы матрицей (ден. ед.) На складах A1, А2, А3 имеются запасы продукции в количествах 90, 400, 110 т соответственно. Потребители В1, В2, B3 должны получить эту продукцию в количествах 140, 300, 160 т соответственно. Найти такой вариант прикрепления поставщиков к потребителям, при котором сумма затрат на перевозки была бы минимальной. Расходы по перевозке 1 т продукции заданы матрицей (ден. ед.)

Слайд 8
Описание слайда:
Проверим, является ли задача закрытой: Проверим, является ли задача закрытой:

Слайд 9
Описание слайда:

Слайд 10
Описание слайда:
Рассмотрим один из методов — метод минимального тарифа: Рассмотрим один из методов — метод минимального тарифа: Грузы распределяются в первую очередь в те клетки, в которых находится минимальный тариф перевозок cij. Далее поставки распределяются в незанятые клетки с наименьшими тарифами с учетом оставшихся запасов у поставщиков и удовлетворения спроса потребителей. Процесс распределения продолжают до тех пор, пока все грузы от поставщиков не будут вывезены, а потребители не будут удовлетворены.

Слайд 11
Описание слайда:
При распределении грузов может оказаться, что количество занятых клеток меньше, чем m+n-1. В этом случае задача имеет вырожденное решение. При распределении грузов может оказаться, что количество занятых клеток меньше, чем m+n-1. В этом случае задача имеет вырожденное решение. В этом случае недостающее их число заполняется клетками с нулевыми поставками, такие клетки называют условно занятыми. Нулевые поставки помещают в незанятые клетки с учетом наименьшего тарифа таким образом, чтобы в каждых строке и столбце было не менее чем по одной занятой клетке.

Слайд 12
Описание слайда:
Найдем исходное опорное решение методом наименьшего тарифа: Найдем исходное опорное решение методом наименьшего тарифа: Число занятых клеток в таблице равно m+n-1= 3+3–1=5, т.е. условие невырожденности выполнено.

Слайд 13
Описание слайда:
Найденное исходное опорное решение проверяется на оптимальность методом потенциалов. Найденное исходное опорное решение проверяется на оптимальность методом потенциалов. В распределительную таблицу добавляют строку vj и столбец ui. Числа ui и vj называют потенциалами. Потенциалы ui и vj находят для занятых клеток из равенства ui + vj = cij. Одному из потенциалов дается произвольное значение, например u1 = 0, тогда остальные потенциалы определяются однозначно. Так, если известен потенциал ui, то vj=сij—ui; если известен потенциал vj, то ui=cij–vj.

Слайд 14
Описание слайда:
Обозначим Δij = ui + vj - cij. Обозначим Δij = ui + vj - cij. Эту оценку называют оценкой свободных клеток. Если все Δij ≤ 0, то опорное решение является оптимальным. Если хотя бы одна из оценок Δij > 0, то опорное решение не является оптимальным и его можно улучшить, перейдя от одного опорного решения к другому.

Слайд 15
Описание слайда:
Проверим найденное опорное решение на оптимальность, добавив в таблицу столбец ui и строку vj. Проверим найденное опорное решение на оптимальность, добавив в таблицу столбец ui и строку vj. Полагая u1=0, запишем это в последнем столбце таблицы. Рассмотрим занятую клетку (1,1), для нее выполняется условие u1+ v1 = 2, откуда v1 = 2. Далее рассматриваем последовательность из занятых клеток таблицы, для которых один из потенциалов известен: Для клетки (3,1): u3 + v1 = 3, v1 = 2, откуда u3 = 1. Для клетки (3,3): u3 + v3 = 8, u3 = 1, v3 = 7. Для клетки (2,3): u2 + v3 = 5, v3 = 7, u2 = -2. Для клетки (2,2): u2 + v2 = 1, u2 = -2, v2 = 3. Найденные значения потенциалов заносим в таблицу.

Слайд 16
Описание слайда:

Слайд 17
Описание слайда:
Вычисляем оценки свободных клеток: Вычисляем оценки свободных клеток: Получили оценку Δ13 = 5 > 0, следовательно, исходное опорное решение не является оптимальным и его можно улучшить.

Слайд 18
Описание слайда:
Переход к другому опорному решению осуществляется перераспределением грузов, перемещая их из занятых клеток в свободные: Переход к другому опорному решению осуществляется перераспределением грузов, перемещая их из занятых клеток в свободные: Для свободной клетки с Δij > 0 строится замкнутый цикл (цепь, многоугольник), все остальные вершины которого находятся в занятых клетках; углы прямые. Около свободной клетки цикла ставится знак (+), затем чередуют знаки (—) и (+). У вершин со знаком (—) выбирают минимальный груз. Его прибавляют к грузам, стоящим у вершин со знаком (+), и отнимают от грузов у вершин со знаком (—). В результате перераспределения груза получим новое опорное решение. Это решение проверяем на оптимальность, и т.д. до тех пор, пока не получим оптимальное решение.

Слайд 19
Описание слайда:
Строим цикл для клетки (1,3), имеющей положительную оценку. У вершин цикла ставим знаки (+) и (—) Строим цикл для клетки (1,3), имеющей положительную оценку. У вершин цикла ставим знаки (+) и (—)

Слайд 20
Описание слайда:
У вершин со знаком (—) выбираем минимальный груз, он равен 60. У вершин со знаком (—) выбираем минимальный груз, он равен 60. Его прибавляем к грузам, стоящим у положительных вершин, и отнимаем от грузов, стоящих у отрицательных вершин. Получаем новый цикл и новое опорное решение, которое заносим в новую распределительную таблицу для проверки на оптимальность:

Слайд 21
Описание слайда:

Слайд 22
Описание слайда:
Построим цикл для клетки с положительной оценкой Δ21 = 1: Построим цикл для клетки с положительной оценкой Δ21 = 1: Получим новое решение, которое занесем в таблицу Проверим его на оптимальность.

Слайд 23
Описание слайда:

Слайд 24
Описание слайда:
Все оценки свободных клеток отрицательные, следовательно, найденное решение оптимальное. Все оценки свободных клеток отрицательные, следовательно, найденное решение оптимальное. Стоимость транспортных расходов равна

Слайд 25
Описание слайда:
При открытой транспортной задаче сумма запасов не совпадает с суммой потребностей При открытой транспортной задаче сумма запасов не совпадает с суммой потребностей При этом: а) если то объем запасов превышает объем потребления. Для решения задачи вводят фиктивного потребителя, потребности которого равны разности запасов и потребностей. б) если то объем потребления превышает объем запасов, часть потребностей останется неудовлетворенной. Для решения задачи вводим фиктивного поставщика.

Слайд 26
Описание слайда:
При введении фиктивного участника открытая транспортная задача становится закрытой и решается по алгоритму решения закрытых ТЗ. При введении фиктивного участника открытая транспортная задача становится закрытой и решается по алгоритму решения закрытых ТЗ. Фиктивному участнику назначаются тарифы больше или равны наибольшему из всех транспортных тарифов (иногда их считают равными нулю). В целевой функции фиктивный поставщик или потребитель не учитывается.

Слайд 27
Описание слайда:
Признак наличия альтернативного оптимума в ТЗ: равенство нулю хотя бы одной из оценок свободных переменных в оптимальном решении (Xопт1). Признак наличия альтернативного оптимума в ТЗ: равенство нулю хотя бы одной из оценок свободных переменных в оптимальном решении (Xопт1). Сделав перераспределение грузов относительно клетки, имеющей Δij = 0, получим новое оптимальное решение (Хопт2), при этом значение целевой функции (транспортных расходов) не изменится. Если одна оценка свободных переменных равна нулю, то оптимальное решение находится в виде где 0 ≤ t ≤ 1

Слайд 28
Описание слайда:
На трех складах имеется мука в количестве 60, 130 и 90 т, которая должна быть в течение месяца доставлена четырем хлебозаводам в количестве: 30, 80, 60, 110 т соответственно. На трех складах имеется мука в количестве 60, 130 и 90 т, которая должна быть в течение месяца доставлена четырем хлебозаводам в количестве: 30, 80, 60, 110 т соответственно. Составить оптимальный план перевозок, имеющий минимальные транспортные расходы, если стоимость доставки 1 т муки на хлебозаводы задана матрицей

Слайд 29
Описание слайда:
Решение (кратко). Решение (кратко).

Слайд 30
Описание слайда:
Решение (кратко). Решение (кратко).

Слайд 31
Описание слайда:
Так как Δ33 = 0, то задача имеет альтернативный оптимум и одно из решений равно Так как Δ33 = 0, то задача имеет альтернативный оптимум и одно из решений равно Произведем перераспределение грузов относительно клетки (3,3):

Слайд 32
Описание слайда:
Теперь Δ14 = 0, получили еще одно решение: Теперь Δ14 = 0, получили еще одно решение: Данная задача имеет два оптимальных решения Хопт1 и Xопт2, общее решение находится по формуле где 0 ≤ t ≤ 1.

Слайд 33
Описание слайда:
Найдем элементы матрицы общего решения: Найдем элементы матрицы общего решения: Итак, Стоимость транспортных расходов составит L(Хопт) = 1550 усл. ед.


Скачать презентацию на тему Транспортная задача. Двухиндексные задачи линейного программирования можно ниже:

Похожие презентации