УМК ПНШ. Инновационные подходы к программам начального общего образования презентация

Содержание


Презентации» Образование» УМК ПНШ. Инновационные подходы к программам начального общего образования
Инновационные подходы к программам начального общего образования
 В целевой установке начальногоУМК «Перспективная начальная школа»
 Результат многолетней работы сотрудников РАН, МГПУ, АПКЦели изучения математики в начальной школе (стандарты второго поколения и УМКЦели изучения математики в стандартах второго поколения и в УМК «ПНШ»
Основное содержание (стандарты и УМК «ПНШ»)
 «Числа и величины», «Арифметические действия»,Стандарты второго поколения
 В результате освоения предметного содержания курса у учащихсяОсновное содержание примерной программы
 Основное содержание примерной программы представлено в двух«Тематическое планирование» (стандарты и УМК «ПНШ»)
 1. Расширяет представления о математических«Тематическое планирование» (стандарты и УМК «ПНШ»)
 2. Усиление геометрической направленности курса«Тематическое планирование» (стандарты и УМК «ПНШ»)
   Третий вариант ориентированОрганизация внеурочной деятельности учащихся
 Стандарты 
 В сборник включены «Рекомендации поУМК «Перспективная начальная школа»
 Основная дидактическая идея курса – через рассмотрениеОтличительная особенность курса математики УМК «ПНШ»
 Практическая направленность: при введении новыхМетодическое основание курса математики УМК «ПНШ»
 Рассмотрение традиционных вопросов с использованиемУМК «Перспективная начальная школа»
 Изучение арифметического материала остается стержнем всего курса,Арифметическая линия
 Изучение чисел
 - Натуральные числа от 1 до 10Арифметическая линия
 Числа от 1 до 5 и число 0 изучаютсяЧисло 1
 Это число должно восприниматься детьми, как количественная характеристика единичногоЧисло 0
 Это число рассматривается как численность пустого множества, т.е. числоЧисла 2,3,4,5
 Эти числа вводятся по одной схеме, сначала детям предлагается1  2  3  4   5Числа то 6 до 9
 Их возникновение имеет аддитивную природу, т.е.6    7    8  Порядковые числа
 Параллельно с введением чисел на количественной основе предлагается детямДействия над числами (действие сложения)
 Теоретическая основа-объединение непересекающихся множеств (в логикеДействия над числами
 После введения действия сложения можно говорить о суммеДействия над числами действие вычитания
 Теоретическая основа – «вычитание подмножества» (связанаДействия сложения и вычитания
 В дальнейшем сложения и вычитания осуществляются параллельно.
Сложение и вычитание
 Тесная связь между этими действиями: с одной стороны,Свойства сложения и вычитанияПросчеты при планировании уроков УМК «ПНШ»
 В подборе содержания урока (основнойКаждому ученику должна быть предоставлена возможность:Алгоритмическая линия (решение арифметических сюжетных задач)
 Курс математики имеет прикладную направленностьОписание алгоритма решения задачи
 По действиям (по шагам) с пояснениями;
 ВФормирование умения решать задачи
 Учащиеся должны научиться работать с текстом иОбучение решению задачи Методические подходы:
 Традиционные: составление краткой записи;
 Нетрадиционные: моделированиеКраткая запись задачиСхемыТаблица и краткая запись задачи
 Такая форма записи имеет целый рядКруговые схемы. Составные задачи на сложение и вычитаниеГрафическое моделирование (диаграмма сравнения)
 Диаграмма сравнения устроена так, что в ееЗадачи с недостающими и избыточными данными
 Это направление в работе сЗадачи, в которых известен результат сравнения
 Разностное сравнениеЗадачи на куплю-продажу, на движение и на работу 
 Изучение зависимостиЗадачи на нахождение части от величины и величины по его частиЗадачи на процесс движения



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:


Слайд 2
Описание слайда:
Инновационные подходы к программам начального общего образования В целевой установке начального обучения – от усвоения знаний, умений, навыков к формированию универсальных учебных действий, обеспечивающих умение школьников учиться; В изложении учебного материала в учебниках – от изолированного изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания в общий контекст системы межпредметных связей; В технологии – от урочной системы обучения к интегрированной системе урочной и внеурочной деятельности, которая стала неотъемлемой частью образовательного процесса в школе; В новом содержании программных требований к результатам обучения – наряду с требованиями к усвоению предметных ЗУНов заложены требования к формированию УУД, необходимых учащимся при решении учебных творческих задач, в практической деятельности и повседневной жизни; В дифференциации содержания – в балансе основного и ознакомительного материалов, способствующем расширению кругозора младших школьников.

Слайд 3
Описание слайда:
УМК «Перспективная начальная школа» Результат многолетней работы сотрудников РАН, МГПУ, АПК и ППРО, а так же сотрудников РАО. Программа прошла экспертизу в 2002 году в Министерстве образования РФ., полностью соответствует стандартам второго поколения.

Слайд 4
Описание слайда:
Цели изучения математики в начальной школе (стандарты второго поколения и УМК «ПНШ») Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей: Математическое развитие младших школьников: использование математических представлений для описания окружающих предметов, процессов, явлений; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации.

Слайд 5
Описание слайда:
Цели изучения математики в стандартах второго поколения и в УМК «ПНШ» Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей: Освоение начальных математических знаний. Формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики: вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания, вариантов); понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций; работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений. Проявлять математическую готовность к продолжению образования. Воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знаниями в повседневной жизни.

Слайд 6
Описание слайда:
Основное содержание (стандарты и УМК «ПНШ») «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с данными»

Слайд 7
Описание слайда:
Стандарты второго поколения В результате освоения предметного содержания курса у учащихся формируются общие учебные умения и способы познавательной деятельности; осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения; развиваются организационные умения: планирование этапов предстоящей работы, определение последовательности учебных действий; осуществление контроля и оценка их правильности, поиск путей преодоления ошибок. В процессе обучения математике школьник учится участвовать в совместной деятельности при решении математических задач (распределять поручения для поиска доказательств, выбора рационального способа, поиска и анализа информации), проявлять инициативу и самостоятельность. Организуя обучение, целесообразно использовать дифференцированный подход к учащимся. Это способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает их посильное отношение к учебе. (работа в парах и тетради для самостоятельной работы)

Слайд 8
Описание слайда:
Основное содержание примерной программы Основное содержание примерной программы представлено в двух частях: собственно содержание курса математики в начальной школе и основные виды учебной деятельности школьника. Преломление видов деятельности в предметном содержании отражено в тематическом планировании в графе «Характеристика деятельности учащихся» Раздел «Тематическое планирование» представлен тремя вариантами: базовым вариантом и двумя вариантами с расширенным изучением отдельных разделов курса.

Слайд 9
Описание слайда:
«Тематическое планирование» (стандарты и УМК «ПНШ») 1. Расширяет представления о математических отношениях и закономерностях окружающего мира, расширяет эрудицию, воспитывает математическую культуру;

Слайд 10
Описание слайда:
«Тематическое планирование» (стандарты и УМК «ПНШ») 2. Усиление геометрической направленности курса во втором варианте планирования способствует более углубленному рассмотрению вопросов, связанных с геометрией.

Слайд 11
Описание слайда:
«Тематическое планирование» (стандарты и УМК «ПНШ») Третий вариант ориентирован на развитие умения работать с информацией. В нем расширен раздел, посвященный работе с данными. Школьники учатся самостоятельно составлять различные схемы, инструкции работать с таблицей (чтение и заполнение таблицы), диаграммой (чтение диаграмм)и т.д.

Слайд 12
Описание слайда:
Организация внеурочной деятельности учащихся Стандарты В сборник включены «Рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся» по математике. Внеурочная деятельность направлена на расширение и углубление математических представлений учащихся начальной школы и предполагает три направления: участие в кружковой работе, факультативных занятиях и проектную деятельность.

Слайд 13
Описание слайда:

Слайд 14
Описание слайда:
УМК «Перспективная начальная школа» Основная дидактическая идея курса – через рассмотрение частного к пониманию общего для решения частного. Знакомство с тем или иным математическим понятием осуществляется при рассмотрении конкретной реальной ситуации, соответствующий анализ которой позволяет обратить внимание ученика на суть данного математического понятия. (Пример: переместительное свойство сложения и умножения 1 кл. ч. 2, стр.8; 2 кл., ч.1, стр.100)

Слайд 15
Описание слайда:
Отличительная особенность курса математики УМК «ПНШ» Практическая направленность: при введении новых понятий анализируется реальная правдоподобная ситуация (Пример: знакомство с понятием площади 3кл. Стр.52,53) Прикладной характер текстовых сюжетных задач, которые можно решить опираясь на те понятия и умения, которые узнали раньше (Пример: 3кл. Стр.78)

Слайд 16
Описание слайда:
Методическое основание курса математики УМК «ПНШ» Рассмотрение традиционных вопросов с использованием нетрадиционных подходов (чему учить и как учить?). Традиционный перечень вопросов рассматриваемый нетрадиционным способом Научный подход к изучению предмета (принцип научности). (Пример: изучение чисел первого десятка в учебниках М.И.Моро 2 кл.стр.46 - понятие «произведение»)

Слайд 17
Описание слайда:
УМК «Перспективная начальная школа» Изучение арифметического материала остается стержнем всего курса, осуществляется с возможным паритетом теоретической и прикладной составляющих, а в вычислительном плане особое внимание уделяется способам и технике устных вычислений. Особенностью изучения арифметических действий в настоящем курсе является строгое следование математической сути этого понятия (действие сложения вводится после знакомства с числами от 1 до 5).

Слайд 18
Описание слайда:
Арифметическая линия Изучение чисел - Натуральные числа от 1 до 10 и число 0 (1-е полугодие 1-го класса); От 0 до 20 (2-е полугодие 1-го класса); Целые числа от 0 до 100 и «круглые» числа до 1000 (2-й класс); Целые числа от 0 до 999999 (3-й класс); Целые числа от 0 до 1000000 и дробные числа (4-й класс)

Слайд 19
Описание слайда:
Арифметическая линия Числа от 1 до 5 и число 0 изучаются на количественной основе. Числа от 6 до 10 на аддитивной основе с опорой на число 5. Числа второго десятка и все остальные натуральные числа изучаются на основе принципов нумерации (письменной и устной) десятичной системы счисления.

Слайд 20
Описание слайда:
Число 1 Это число должно восприниматься детьми, как количественная характеристика единичного объекта. Число 1 является, с одной стороны, базой для построения всех других чисел, с другой – несет на себе философскую нагрузку (нет абсолютно одинаковых предметов, каждый индивидуален и представлен в единственном числе). Совокупность из нескольких единичных предметов – новая количественная реальность. (Именно такой взгляд на окружающую действительность нашел отражение в канторовской теории множеств) См.стр.24,25,26,27

Слайд 21
Описание слайда:
Число 0 Это число рассматривается как численность пустого множества, т.е. число , которое позволяет ответить на вопрос: сколько у нас имеется того, чего у нас нет? Объяснять ребенку суть пустого множества предлагается на основе противопоставления с единичным множеством, которое является непустым См.стр.30,31,32,33

Слайд 22
Описание слайда:
Числа 2,3,4,5 Эти числа вводятся по одной схеме, сначала детям предлагается рассмотреть ситуацию, в которой фигурирует множество, жестко количественно связано с данным числом (эталонное множество): 2-крылья птицы,3-тройка лошадей,4-лапы у кошки,5-пальцы на руке. Каждое из этих чисел предлагается рассматривать как единый образ. См.стр.35,36,40,46,50

Слайд 23
Описание слайда:
1 2 3 4 5

Слайд 24
Описание слайда:
Числа то 6 до 9 Их возникновение имеет аддитивную природу, т.е. основано на сложении. Поэтому сначала на множестве изученных чисел (0,1,2,3,4,5,) вводится операция сложения (объединение непересекающихся множеств). Стр. 58,62,66,70

Слайд 25
Описание слайда:
6 7 8 9 10 Новое число получается как результат сложения числа 5 с числами 1,2,3,4,5 и рассматривается как численность соответствующих множеств, жестко связанных с этим числом. (стр.58,62,66,70) Такой подход согласуется во-первых, с понятной и доступной процедурой счета на пальцах; во-вторых, готовит детей к введению чисел второго десятка, только роль числа 5 будет выполнять число10; в-третьих, дает нам возможность в дальнейшем обогатить арсенал приемов устных вычислений 8+6=(5+3)+(5+1)=(5+5)+(3+1)= =10+4=14

Слайд 26
Описание слайда:
Порядковые числа Параллельно с введением чисел на количественной основе предлагается детям усвоить и порядковые числительные, привлекая героев сказки «про Козленка, который умел считать до десяти».(см.методич.пособ.стр.11) См. 1 кл.,ч.1, стр.27,37,41,47,51,59,77

Слайд 27
Описание слайда:
Действия над числами (действие сложения) Теоретическая основа-объединение непересекающихся множеств (в логике подачи материала и в подходе к построению и анализу соответствующей ситуации)(52) Сложение – это операция над числами: кроме двух чисел, которые нужно сложить, должно присутствовать и третье число, которое получится в результате сложения. Если нет результата, то нет и действия. Сложение - объединение двух множеств. В результате сложения должно получиться число, которое будет являться количественной характеристикой объединения непересекающихся множеств.

Слайд 28
Описание слайда:
Действия над числами После введения действия сложения можно говорить о сумме чисел как о записи , в которой указывается , что над данными числами нужно выполнить действие сложения; о слагаемых как о числах, которые нужно сложить, и о значении суммы как о числе, которое получается в результате сложения данных чисел. (1кл.,ч.1, стр.54,55)

Слайд 29
Описание слайда:
Действия над числами действие вычитания Теоретическая основа – «вычитание подмножества» (связана с использованием диаграмм Эйлера-Венна для моделирования соответствующей ситуации.) Вычитание-это операция над числами : кроме числа, которое вычитают, должно обязательно присутствовать и третье число, которое получается в результате вычитания. Нет результата, то нет и действия! В основу вычитания чисел положено вычитание множества из подмножества Стр.80,81

Слайд 30
Описание слайда:
Действия сложения и вычитания В дальнейшем сложения и вычитания осуществляются параллельно. Теоретическое обоснование – взаимосвязь между этими действиями Сложение и вычитание изучается по двум направлениям: Изучение различных свойств этих операций; Совершенствование вычислительных умений учащихся за счет изучения «новых» способов вычислений

Слайд 31
Описание слайда:
Сложение и вычитание Тесная связь между этими действиями: с одной стороны, вычитая из значения суммы одно из слагаемых, мы получаем другое слагаемое, а с другой, - прибавляя к значению разности вычитаемое, мы получаем уменьшаемое. В этом и состоим взаимообратность операций сложения и вычитания. Значимость данного свойства объясняется тем, что , во-первых, на его основе можно обучать учащихся выполнять вычитание; во-вторых, на основе этого свойства учащиеся в дальнейшем будут формулировать правила нахождения неизвестного слагаемого и неизвестного уменьшаемого; в-третьих, это свойство можно использовать для проверки правильности выполнения действий сложения и вычитания.

Слайд 32
Описание слайда:
Свойства сложения и вычитания

Слайд 33
Описание слайда:
Просчеты при планировании уроков УМК «ПНШ» В подборе содержания урока (основной недочет – привлечение дополнительных материалов и использование организационных форм, не запланированных учебником и , как показала практика работы, не способствующих реализации предусмотренных в УМК внутрипредметных и межпредметных связей ); В логике подачи нового материала (основной недочет – учитель не придерживается методики объяснения нового материала, предложенной учебником. Тем самым не реализуется прием пошагового предъявления нового материала, рассчитанный на самостоятельное открытие детьми правила, закономерности или причин того или другого явления). В организации урока (основной недочет – увлечение формами работы, переоценка значимости которых приводит к снижению детской активности и самостоятельности при формировании общих учебных умений, навыков и способов деятельности) Субъектно-объектные отношения (учитель-ученик)

Слайд 34
Описание слайда:

Слайд 35
Описание слайда:
Каждому ученику должна быть предоставлена возможность:

Слайд 36
Описание слайда:
Алгоритмическая линия (решение арифметических сюжетных задач) Курс математики имеет прикладную направленность (умение применять полученные знания на практике) Важно не только научить решать задачи, но и правильно формулировать их. Под решением задачи понимается запись (описание) алгоритма, дающего возможность выполнить требование задачи (получение ответа задачи относится прежде всего к области вычислительных умений)

Слайд 37
Описание слайда:

Слайд 38
Описание слайда:
Описание алгоритма решения задачи По действиям (по шагам) с пояснениями; В виде числового выражения, которое рассматривается, как свернутая форма описания по действиям, но без пояснений; В виде буквенного выражения (в некоторых случаях в виде формулы или в виде уравнения)

Слайд 39
Описание слайда:
Формирование умения решать задачи Учащиеся должны научиться работать с текстом и иллюстрациями: определить, является ли текст задачей, установить связь между данными и искомым, определить последовательность шагов по установлению значения искомого. Проведение различных преобразований текста и наблюдение за теми изменениями в ее решении , которые возникли в результате этих преобразований: дополнение текстов до задачи, представление одной и той же задачи в разных формулировках; упрощение или усложнение исходной задачи; поиск особых случаев изменения исходных данных, приводящих к упрощению решения; установление задач, которые можно решить при помощи уже решенной задачи, что в дальнейшем становится основой классификации задач по сходству математических отношений, заложенных в них.

Слайд 40
Описание слайда:
Обучение решению задачи Методические подходы: Традиционные: составление краткой записи; Нетрадиционные: моделирование с помощью схемы, составленной на основе диаграммы Эйлера-Венна; графическое моделирование (диаграммы сравнения); составление краткой записи в виде таблицы; схемы, на которой каждая из двух неизвестных величин изображается в виде полосы определенной длины (полосы расположены так, что образуют общую полосу, которая образует сумму этих величин).

Слайд 41
Описание слайда:
Краткая запись задачи

Слайд 42
Описание слайда:
Схемы

Слайд 43
Описание слайда:
Таблица и краткая запись задачи Такая форма записи имеет целый ряд преимуществ: Запись в виде таблицы более системна и информативна; Учащиеся постоянно учатся работать с таблицей; Учащиеся готовятся к использованию таблицы при осуществлении краткой записи с пропорциональными величинами; Таблица – пропедевтика изучения функциональной зависимости

Слайд 44
Описание слайда:
Круговые схемы. Составные задачи на сложение и вычитание

Слайд 45
Описание слайда:
Графическое моделирование (диаграмма сравнения) Диаграмма сравнения устроена так, что в ее конструкции задействован луч, что позволяет готовить учащихся к изучению системы координат; Диаграммы сравнения – это очень востребованный в настоящее время графический способ представления числовых данных (диаграммы можно видеть на экранах телевизора, в периодической печати и т.д.); С помощью диаграмм сравнения можно наглядно представить как процедуру увеличения, так и процедуру уменьшения в несколько раз

Слайд 46
Описание слайда:
Задачи с недостающими и избыточными данными Это направление в работе с понятием «задача» связано с проведением различных преобразований имеющего текста и наблюдением за теми изменениями в ее решении, которые возникают в результате этих преобразований. Различные способы получения недостающих данных: действия, связанные с получением недостающих данных путем счета или измерения; Действия, которые заключены в получении необходимой информации из дополнительных источников

Слайд 47
Описание слайда:
Задачи, в которых известен результат сравнения Разностное сравнение

Слайд 48
Описание слайда:
Задачи на куплю-продажу, на движение и на работу Изучение зависимости между величинами (прямопропорциональный характер); Математическая природа таких величин, как «цена», «скорость», «производительность » единая; Задачи на куплю-продажу, на движение, и на работу рассматриваются с опорой на аналогию (общая математическая сущность) Правильное употребление терминов и наименований

Слайд 49
Описание слайда:
Задачи на нахождение части от величины и величины по его части

Слайд 50
Описание слайда:
Задачи на процесс движения


Скачать презентацию на тему УМК ПНШ. Инновационные подходы к программам начального общего образования можно ниже:

Похожие презентации