Возрастные аспекты взаимодействия участников дорожно-транспортной среды презентация

Содержание


Презентации» Образование» Возрастные аспекты взаимодействия участников дорожно-транспортной среды
Возрастные аспекты  взаимодействия участников дорожно- транспортной средыРебенок на дороге – от младшего дошкольника к школьнику
 Что можетЧто требуется от ребенка в дорожно-транспортной среде?
 ЧТО ИМЕННО он делает,Восприятие
 Обнаружить потенциальные источники опасности [организованный визуальный поиск, избирательность внимания, оценкаМышление
 Судить о степени опасности/безопасности [использование прошлого опыта и прогнозирование вероятногоЭтапы обучения
 Знания: транспорт может быть опасен 
 Поведение: действия и правила,Младшие дошкольники
 Развиваются сенсорные эталоны (цвета, формы, звуки…)
 Наглядно-действенное мышление
 КризисЧему можно учить
 Что транспорт бывает опасен и почему (например, машинаПоложительные требования
 «Не перебегай дорогу», «Нельзя вырывать руку» – а чтоКак можно учить
 Семейные ритуалы [именно ритуал как привычная последовательность действий,Познавательный эгоцентризм
 Трудно встать на позицию другого: «подумай, как мама волнуется!»Старшие дошкольники
 Управление своим поведением при помощи речи
 Сюжетно-ролевая игра помогаетЧему можно учить
 Правилам поведения на дороге [правила не всегда будутКак можно учить
 Обсуждение правил перехода дороги, выбора места и т.д.Младшие школьники
 В 7-8 лет способность к концентрации внимания достигает необходимогоМладшие школьники
 Формируется понятийное мышление: к 10 годам в понятие «безопасногоРазличия в опыте
 Без опыта самостоятельного перехода дороги понятия о безопасностиРазличия в опыте: примерная градация
 Привозят родители на машине
 Приводят родители
Чему можно учить
 Последствия автомобильных аварий
 Ответственность водителей перед остальными участникамиЧему можно учить
 Обсуждать сценарии, в которых дети принимают самостоятельные решения.
Как можно учить
 Практика: самостоятельность под контролем
 Учет зоны ближайшего развитияРазвитие представлений об ответственности
 Дошкольники: «ничего не испортить, никого не поранить»Как дети понимают самое серьезное последствие неосторожности – смерть?«Взрослое» (естественно-научное) понимание смерти
 Необратимость 
 Отсутствие функционирования (неподвижность, отсутствие телесныхНеобратимость
 В разговоре демонстрируют понимание – с 5 лет
 Невербальными методамиОтсутствие функционирования
 К 4-6 годам отличают мертвых и спящих животных
 УУниверсальность
 Понимание универсальности возникает между 6 и 9 годами, примерно доПричинность
 Самый сложный для понимания компонент. Например, дети могут объяснять смертьСтановление «взрослого» понятия смерти
 В целом завершается к 10 годам
 РазвиваетсяОценка риска и принятие решений в дорожной ситуации подростками
 Возрастные особенностиНо сначала – несколько слов о взрослых
 Ведь взрослый – этоОбыденные представления о риске
 Случайная угроза (катастрофические события)
 «Невидимая» угроза, оНеопределенность…
 …тесно связана с риском:
 Неопределенность вероятности наступления ситуации
 Неопределенность исходаКогнитивные искажения в оценке риска
 Неоправданный оптимизм
 Доступность (ориентация на запомнившиесяКогнитивные искажения в оценке риска (2)
 «Ошибка подтверждения»
 Предпочтение того, чтоТеперь – о самих подросткахПодростки
 На первый план выходит общение со сверстниками
 Потребность во взрослом«Личный миф»
 Осознав свою уникальность, подросток чувствует себя «главным героем» вПодростки: отношение к обучению безопасности
 Думают, что уже все знают, аОсобенности оценки рисков
 Оценивают риски (вероятность их наступления) довольно точно
 ВНЕ считают себя неуязвимыми, но…
 Рискуют чаще взрослых
 Подростки, практикующие рискованноеВозможное объяснение
 При высоком риске (смерть / инвалидность)
 Подростки взвешивают «за»Выводы
 Подростки не так уж наивны
 Неэффективно просто пугать их негативнымиЧему можно учить
 Нужно помочь им обсудить влияние последствий на своюКак можно учить
 Проектная деятельность и молодежные движения («изменить мир»
 ЛичныеИзменение поведения
 Как замотивировать подростков и взрослых на более безопасные действия?Формирование поведения на дорогеМотивация
 Хочу – важность изменений в жизни человека (Почему? Зачем? ДляСтадии мотивации к изменениямСтадия спокойствия
 Человека не беспокоит его поведение; выгоды в его глазахСтадия сомнения
 Человек испытывает двойственность по поводу изменений. Находится в нерешительности.Стадия планирования и подготовки 
 Человек принимает решение измениться и делаетСтадия действия
 Человек пробует вести себя по-новому в течение 3—6 месяцев
Стадия поддержки
 Человек длительное время (от 6 месяцев до 5 летВопросы?
 Спасибо за внимание!



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Возрастные аспекты взаимодействия участников дорожно- транспортной среды


Слайд 2
Описание слайда:
Ребенок на дороге – от младшего дошкольника к школьнику Что может и умеет в каждом возрасте? Чему и как учить?

Слайд 3
Описание слайда:
Что требуется от ребенка в дорожно-транспортной среде? ЧТО ИМЕННО он делает, когда переходит дорогу, выходит из автобуса…?

Слайд 4
Описание слайда:
Восприятие Обнаружить потенциальные источники опасности [организованный визуальный поиск, избирательность внимания, оценка скорости/времени] Координировать информацию от разных органов чувств с разных направлений

Слайд 5
Описание слайда:
Мышление Судить о степени опасности/безопасности [использование прошлого опыта и прогнозирование вероятного будущего] Быть готовым взять на себя тот или иной риск

Слайд 6
Описание слайда:
Этапы обучения Знания: транспорт может быть опасен  Поведение: действия и правила, обеспечивающие безопасность Выбор: оценка риска и выбор безопасной стратегии поведения

Слайд 7
Описание слайда:
Младшие дошкольники Развиваются сенсорные эталоны (цвета, формы, звуки…) Наглядно-действенное мышление Кризис 3 лет: «Я сам» Уже есть сложившиеся предпочтения, включая представления о неприятном (и это может быть, например, детское автокресло…)

Слайд 8
Описание слайда:
Чему можно учить Что транспорт бывает опасен и почему (например, машина быстрее человека, она твердая…) Как ориентироваться в объектах на дороге (не только визуально: игра в распознавание звуков – сирена скорой помощи, гудение двигателя, звонок велосипеда…) Кто является главным взрослым, обучающим безопасности на дороге в этом возрасте?

Слайд 9
Описание слайда:
Положительные требования «Не перебегай дорогу», «Нельзя вырывать руку» – а что тогда делать? Можете ли вы привести 2-3 примера положительных требований к ребенку при переходе дороги?

Слайд 10
Описание слайда:
Как можно учить Семейные ритуалы [именно ритуал как привычная последовательность действий, а на «алгоритм»] Наглядные «эксперименты» на игрушках [но ждать, что это изменит поведение, еще рано]

Слайд 11
Описание слайда:
Познавательный эгоцентризм Трудно встать на позицию другого: «подумай, как мама волнуется!» - работает плохо Буквально не понимают, что другой человек из-за препятствия может не видеть того, что видит сам ребенок

Слайд 12
Описание слайда:
Старшие дошкольники Управление своим поведением при помощи речи Сюжетно-ролевая игра помогает осваивать социальные роли Развитие фантазии дает почву страхам Наглядно-образное мышление. Развивается способность действовать по инструкции, но понятийное мышление еще не сформировалось

Слайд 13
Описание слайда:
Чему можно учить Правилам поведения на дороге [правила не всегда будут гибко использоваться ребенком в нестандартных ситуациях] Как делать выбор (например, места для перехода)

Слайд 14
Описание слайда:
Как можно учить Обсуждение правил перехода дороги, выбора места и т.д. с родителями Ролевые игры [ребенку проще выполнять правила, играя роль «контролирующего» лица]

Слайд 15
Описание слайда:
Младшие школьники В 7-8 лет способность к концентрации внимания достигает необходимого уровня. Развиваются оптимальные стратегии ориентировки в ситуации. Оценка отношений расстояния и скорости (как быстро приблизится машина) развивается до 11-12 лет.

Слайд 16
Описание слайда:
Младшие школьники Формируется понятийное мышление: к 10 годам в понятие «безопасного места для перехода» включают не только формальные правила (например, «зебру»), но и систему условий (например, отсутствие машин, закрывающих обзор)

Слайд 17
Описание слайда:
Различия в опыте Без опыта самостоятельного перехода дороги понятия о безопасности того действия формируются медленнее -> нужны самостоятельные пробы под наблюдением взрослых Все больше детей родители подвозят на занятия на личном транспорте -> в принципе мало опыта в качестве пешехода Как это влияет на качество жизни детей?

Слайд 18
Описание слайда:
Различия в опыте: примерная градация Привозят родители на машине Приводят родители Родители провождают до сложного участка, дальше идет сам Идет сам в сопровождении более опытных сверстников Идет полностью сам А как приходят и уходят ваши ученики?

Слайд 19
Описание слайда:
Чему можно учить Последствия автомобильных аварий Ответственность водителей перед остальными участниками движения Влияние сверстников и как ему не поддаваться, если понимаешь, что тебе предлагают большой риск

Слайд 20
Описание слайда:
Чему можно учить Обсуждать сценарии, в которых дети принимают самостоятельные решения. Правило для дошкольника: если мяч укатился на дорогу, стой на тротуаре. Сценарий для школьника: мяч укатился на дорогу и остановился посередине. Пешеходного перехода рядом нет, машины ездят часто. Что вы будете делать?

Слайд 21
Описание слайда:
Как можно учить Практика: самостоятельность под контролем Учет зоны ближайшего развития (учить тому, что еще не может сам, но уже может с помощью взрослого) Учитывать навыки, которые пригодятся в будущем (готовим до подросткового возраста, до покупки мопеда…)

Слайд 22
Описание слайда:
Развитие представлений об ответственности Дошкольники: «ничего не испортить, никого не поранить» [явные последствия] Младшие школьники: «избегать ошибок, ведущих к авариям» [причинно-следственные связи] Подростки и взрослые: «предвидеть и предотвращать рискованные ситуации»

Слайд 23
Описание слайда:
Как дети понимают самое серьезное последствие неосторожности – смерть?

Слайд 24
Описание слайда:
«Взрослое» (естественно-научное) понимание смерти Необратимость Отсутствие функционирования (неподвижность, отсутствие телесных функций, невозможность чувствовать) Универсальность: всеобщность, неизбежность и непредсказуемость Причинность

Слайд 25
Описание слайда:
Необратимость В разговоре демонстрируют понимание – с 5 лет Невербальными методами – даже раньше (с 3 лет) С возрастом понимание необратимости «ухудшается», размывается

Слайд 26
Описание слайда:
Отсутствие функционирования К 4-6 годам отличают мертвых и спящих животных У детей появляются идеи о посмертном «существовании без тела», независимо от религиозности их окружения. Они не могут представить себе, что значит «не думать», «не испытывать эмоции» и предполагают, что эти процессы продолжаются…

Слайд 27
Описание слайда:
Универсальность Понимание универсальности возникает между 6 и 9 годами, примерно до 9 лет дети верят, что можно найти способ избежать смерти

Слайд 28
Описание слайда:
Причинность Самый сложный для понимания компонент. Например, дети могут объяснять смерть близких своим плохим поведением.

Слайд 29
Описание слайда:
Становление «взрослого» понятия смерти В целом завершается к 10 годам Развивается нелинейно Имеет большие индивидуальные различия (и у взрослого может быть более «детским», чем у подростка) Точно неизвестно, что развивается раньше – понимание смертности других или собственной смертности (или одновременно)

Слайд 30
Описание слайда:
Оценка риска и принятие решений в дорожной ситуации подростками Возрастные особенности

Слайд 31
Описание слайда:
Но сначала – несколько слов о взрослых Ведь взрослый – это эталон, с которым сравнивают подростка, и до которого ему надо «дорасти»

Слайд 32
Описание слайда:
Обыденные представления о риске Случайная угроза (катастрофические события) «Невидимая» угроза, о которой информируют специалисты («вредные» продукты…) Баланс потерь и приобретений (азартные игры…) Источник переживаний от преодоления опасной ситуации и себя в ней (экстремальный спорт…)

Слайд 33
Описание слайда:
Неопределенность… …тесно связана с риском: Неопределенность вероятности наступления ситуации Неопределенность исхода

Слайд 34
Описание слайда:
Когнитивные искажения в оценке риска Неоправданный оптимизм Доступность (ориентация на запомнившиеся яркие примеры / часто повторяющуюся информацию в СМИ…) Репрезентативность (представления о «типажах», подверженных этому риску)

Слайд 35
Описание слайда:
Когнитивные искажения в оценке риска (2) «Ошибка подтверждения» Предпочтение того, что уже есть: Защита первоначальной точки зрения Большая готовность рисковать, чтобы защитить себя от потерь (а не приобрести что-то новое)

Слайд 36
Описание слайда:
Теперь – о самих подростках

Слайд 37
Описание слайда:
Подростки На первый план выходит общение со сверстниками Потребность во взрослом – в наставнике, который видит в подростке не ребенка, а молодого взрослого, «подмастерье» Изменения самооценки, стремление к самопознанию

Слайд 38
Описание слайда:
«Личный миф» Осознав свою уникальность, подросток чувствует себя «главным героем» в своей истории, преувеличивает свои возможности и неуязвимость, свою значимость для других. Всегда ли это так? Соотносится ли это с вашим опытом?

Слайд 39
Описание слайда:
Подростки: отношение к обучению безопасности Думают, что уже все знают, а дорожная безопасность – тема для детского сада Могут уже иметь опыт рискованного поведения на дороге, о котором не знают взрослые Чувство, что «это не случится со мной» (включая рациональные аргументы – «у меня хорошая реакция»…) Не знают реальной статистики и не ориентируются на нее

Слайд 40
Описание слайда:
Особенности оценки рисков Оценивают риски (вероятность их наступления) довольно точно В некоторых отношениях – даже переоценивают их, хотя в сравнении с другими наблюдается необоснованный оптимизм («я рискую меньше, чем мои сверстники»)

Слайд 41
Описание слайда:
НЕ считают себя неуязвимыми, но… Рискуют чаще взрослых Подростки, практикующие рискованное поведение в одной из сфер жизни, вероятно, рискуют и в других контекстах Почему это происходит?

Слайд 42
Описание слайда:
Возможное объяснение При высоком риске (смерть / инвалидность) Подростки взвешивают «за» и «против» – как при обычных решениях – и могут выбрать рискнуть, если преимущества в их глазах перевешивают Взрослые УЖЕ НЕ взвешивают «за» и «против», а сразу отказываются от такого риска

Слайд 43
Описание слайда:
Выводы Подростки не так уж наивны Неэффективно просто пугать их негативными последствиями Нужно использовать их способность к взвешиванию аргументов и принятию решений, и «сдвинуть» этот процесс в сторону более безопасных решений

Слайд 44
Описание слайда:
Чему можно учить Нужно помочь им обсудить влияние последствий на свою жизнь: Что изменилось бы для тебя в жизни, если бы ты получил травму позвоночника? Нужно дать им конкретные навыки оценки опасности и выхода из ситуаций риска (умение сказать «нет»…) Ответственность водителя в широком контексте (за безопасность людей, за экологию, за комфорт городского пространства…)

Слайд 45
Описание слайда:
Как можно учить Проектная деятельность и молодежные движения («изменить мир» Личные исследования (например, исследование альтернативных маршрутов в школу, на курсы, в институт с учетом покупки того или иного ТС в будущем) Привлечение подростков как экспертов (например, оценка социальной рекламы, уроки для малышей) «Прикладная рискология» в межпредметных связях (можно использовать статистику ДТП в задачах по статистике) Тренинги уверенного поведения (провокация опасного поведения – как пример ситуации, где надо сказать «нет»)

Слайд 46
Описание слайда:
Изменение поведения Как замотивировать подростков и взрослых на более безопасные действия?

Слайд 47
Описание слайда:
Формирование поведения на дороге

Слайд 48
Описание слайда:
Мотивация Хочу – важность изменений в жизни человека (Почему? Зачем? Для чего?) Могу – уверенность в изменении, уверенность в собственных силах (Как я буду это делать?) Буду – намерение начать делать по-новому уже сейчас, приоритет изменения

Слайд 49
Описание слайда:
Стадии мотивации к изменениям

Слайд 50
Описание слайда:
Стадия спокойствия Человека не беспокоит его поведение; выгоды в его глазах значительно превышают риски Задача: Заронить сомнение — способствовать осознанию рисков и проблем, связанных с практикуемой моделью поведения

Слайд 51
Описание слайда:
Стадия сомнения Человек испытывает двойственность по поводу изменений. Находится в нерешительности. Не включает изменения в свои планы на ближайшее будущее Задачи: Определить и развить причины для изменений и риски, связанные с отсутствием изменений. Укреплять самостоятельность и уверенность в собственных силах относительно изменения поведения

Слайд 52
Описание слайда:

Слайд 53
Описание слайда:
Стадия планирования и подготовки Человек принимает решение измениться и делает первые попытки — «пробует воду». Планирует начать изменения уже в ближайшее время (не позже, чем через месяц) Задача: Помочь человеку наметить оптимальный план действий, направленных на изменения

Слайд 54
Описание слайда:
Стадия действия Человек пробует вести себя по-новому в течение 3—6 месяцев Задача: Поддержать начинания

Слайд 55
Описание слайда:
Стадия поддержки Человек длительное время (от 6 месяцев до 5 лет и более) придерживается нового образа поведения Задача: Поддержать клиента в определении факторов срывов и помочь разработать и применить стратегии профилактики срывов

Слайд 56
Описание слайда:
Вопросы? Спасибо за внимание!


Скачать презентацию на тему Возрастные аспекты взаимодействия участников дорожно-транспортной среды можно ниже:

Похожие презентации