Справедливость как философская проблема презентация

Содержание


Презентации» Шаблоны, фоны презентаций» Справедливость как философская проблема
Справедливость  как философская проблема
 Горбатов В.В.
 НИУ ВШЭ, 2012Содержание
 Содержание и смысл справедливости
 Общая и частная справедливость
 Виды справедливости
Справедливость
 Аристотель: правосудность (т.е. справедливость) есть «полная добродетель, [взятая] однако неСправедливость
 ОбщаяСправедливость как добродетель общества
 Платон: справедливость есть выражение идеи государства/общества какВиды справедливости
 Уравнивающая (арифметическое, или количественное равенство)
 Разделяющая (геометрическое равенство, илиВиды справедливости
 Аристотель: распределительное право, с чем все согласны, должно учитывать(Таблица из книги Б.Н. Кашникова «Либеральные теории справедливости и политическая практикаПарадигмы справедливости
 Воздающая (Г. Гегель, И. Фихте, Г. Харт, Дж. Фейнберг)
Теория общественного договора
 Т. Гоббс «Левиафан» (1651)
 Естественное состояние – «bellumТеория справедливости Канта
 Индивиды не просто автономны (как у Локка илиГегелевская философия права
 История – «прогресс духа в осознании свободы»
 Всеобщая«Теория справедливости» Дж. Ролза (1971)
 Метод рефлективного равновесия
 Наши суждения оОбстоятельства договора
 Объективные
 Относительная недостаточность распределяемых ресурсов
 Субъективные
 Рациональность: индивиды стремятсяСправедливость с точки зрения теории игр
 Рациональные автономные индивиды должны придерживатьсяТеорема фон Неймана о минимаксе
 Дж. Фон Нейман (1928):
 Рассматриваются игрыДилемма заключенного
 Двух заключенных, А и Б, обвинили в совместно совершенномДж. Ролз: общая концепция справедливости
 Ролз считает, что участники гипотетического договораПринципы справедливости по Ролзу
 Каждый индивид должен обладать равным правом в«Анархия, государство и утопия» (1974) Роберта Нозика
 Старая либеральная идея «государствоНеолиберализм Роберта Нозика
 Теория справедливости должна опираться не на понятие «достоинствКлассификация принципов справедливости
 Согласно Нозику, любые принципы конечного состояния, а темАргумент «от Уилта Чемберлена»
 Пусть произошло распределение благ в соответ-ствии сПринципы справедливости по Нозику
 Принцип справедливости приобретения 
 люди имеют правоНедостатки теории справедливости Нозика
 Самоопределение требует не только свободы, но и



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Справедливость как философская проблема Горбатов В.В. НИУ ВШЭ, 2012


Слайд 2
Описание слайда:
Содержание Содержание и смысл справедливости Общая и частная справедливость Виды справедливости Парадигмы справедливости Теория общественного договора Право и справедливость в немецком идеализме Либеральная теория справедливости Дж. Ролза Неолиберальная теория справедливости Р. Нозика

Слайд 3
Описание слайда:
Справедливость Аристотель: правосудность (т.е. справедливость) есть «полная добродетель, [взятая] однако не безотносительно, но в отношении к другому [лицу]. Поэтому правосудность часто кажется величайшей из добродетелей и ей дивятся больше, чем свету вечерней и утренней звезды» Дж. Ролз: «справедливость есть первая добродетель общественных институтов»

Слайд 4
Описание слайда:
Справедливость Общая

Слайд 5
Описание слайда:
Справедливость как добродетель общества Платон: справедливость есть выражение идеи государства/общества как такового (безусловный приоритет целого над частями) «Есть ли у нас для государства зло более того, которое расторгает его и делает многим вместо одного, или добро более того, которое связует его и делает одним?» Справедливость не есть воздаяние каждому должного (напр., несправедливо наказывать душевнобольных) делание добра друзьям и делание зла врагам (делание зла врагам ни в каком случае не может быть справедливым) то, что сильный считает для себя полезным (взгляд многих софистов), потому что если атлету полезна говядина, то это не значит, что такая пища "полезна и справедлива" для слабейшего физически, а, кроме того, сильный может требовать и неполезного

Слайд 6
Описание слайда:
Виды справедливости Уравнивающая (арифметическое, или количественное равенство) Разделяющая (геометрическое равенство, или пропорциональное неравенство)

Слайд 7
Описание слайда:
Виды справедливости Аристотель: распределительное право, с чем все согласны, должно учитывать известное достоинство, правда, “достоинством” не все называют одно и то же: сторонники демократии – свободу, сторонники олигархии – богатство, иные – благородное происхождение, а сторонники аристократии – добродетель Если отношения уравнивающей справедливости являются бинарными, то распределительная справедливость предполагает тернарные отношения В первом случае два противостоящих друг другу лица равноправны, во втором – одно из этих трех лиц в качестве начальника налагает на двух других обязательства или предоставляет им преимущества

Слайд 8
Описание слайда:
(Таблица из книги Б.Н. Кашникова «Либеральные теории справедливости и политическая практика России») (Таблица из книги Б.Н. Кашникова «Либеральные теории справедливости и политическая практика России»)

Слайд 9
Описание слайда:
Парадигмы справедливости Воздающая (Г. Гегель, И. Фихте, Г. Харт, Дж. Фейнберг) Возмездие, восстановление равновесия, восстановление права Оцениваются единичные действия единичных людей Распределительная (Т. Гоббс, Дж. Локк, И. Бентам, Дж.Ст. Милль – либерализм) Соразмерное распределение дефициентных благ и рациональное разрешение связанных с ним конфликтов Оценивается система распределения в целом Меновая (Ф. Хайек – либертарианство, анархизм) Все, что требуется от государства, это противодействие обману и насилию, обо всем остальном люди позаботятся сами Оцениваются единичные взаимодействия (обмены)

Слайд 10
Описание слайда:
Теория общественного договора Т. Гоббс «Левиафан» (1651) Естественное состояние – «bellum omnium conta omnes» Общественный договор заключается из страха ( авторитарная монархия), с ним возникают и права Дж. Локк «Второй трактат о правлении» (1689) Индивиды обладают естественными правами (на жизнь, собственность и достижение счастья) от рождения, и способны создать гражданское общество еще до создания государства Они заключают общественный договор из «общего желания» Этот договор отчуждает в пользу государя лишь отдельные права, связанные с необходимостью самозащиты, но он же возлагает на него обязанности защищать естественные права индивидов ( либеральная монархия) Руссо «Об общественном договоре» (1762) Индивиды в Е.С. обладают интересами, но не собственностью Договор заключается для общественной пользы, а не для охраны прав собственности Свобода возможна лишь через прямую демократию и народный суверенитет(  либеральная республика)

Слайд 11
Описание слайда:
Теория справедливости Канта Индивиды не просто автономны (как у Локка или Юма), но и обладают автономной моралью, которая имеет надежный фундамент в их собственном и в то же время универсальном для всех разуме Общественный договор должен быть приемлем для равных и свободных граждан, каждый из которых руководствуется категорическим императивом Общество больше не представляет собой «кооперативное предприятие в индивидуальных целях», поскольку в кантовском «царстве целей» нет противоречия между индивидуальным и общественным Идея равноправного союза народов, который бы оказывал помощь слабым («К вечному миру»)

Слайд 12
Описание слайда:
Гегелевская философия права История – «прогресс духа в осознании свободы» Всеобщая свобода требует, чтобы субъектив-ные устремления индивида были подчинены нравственному долгу, права гражданина — соотнесены с его обязанностями перед государством, а свобода личности — согласована с необходимостью Гражданское общество — это объединение индивидов «на основе их потребностей и через правовое устройство в качестве средства обеспечения безопасности лиц и собственности» Преступление является выражением частной воли, отрицающей право Наказание является «отрицанием отрицания», в котором право должно восстановить себя путем возмездия за его нарушение

Слайд 13
Описание слайда:
«Теория справедливости» Дж. Ролза (1971) Метод рефлективного равновесия Наши суждения о справедливости должны находиться в равновесии с нашими же принципами справедливости Метод гипотетического контрактуализма «Договор» у Ролза, в отличие от предшествующей договорной традиции, применяется не для легитимации политического режима, но играет эвристическую роль теста на желательность и достижимость принципов

Слайд 14
Описание слайда:
Обстоятельства договора Объективные Относительная недостаточность распределяемых ресурсов Субъективные Рациональность: индивиды стремятся к максимизации своих благ Ограниченный альтруизм: индивиды лишены зависти (не являются эгоистами, но вполне «равнодушны к судьбе других») Заинтересованность в первичных благах: есть некоторые блага, которых рациональные индивиды не могут не желать: права и свободы, богатство, власть, здоровье, разум и т.д. Занавес неведения: никто из договаривающихся не знает, как различные альтернативы (статус, интеллект, способности и пр.) смогут повлиять на их частный случай

Слайд 15
Описание слайда:
Справедливость с точки зрения теории игр Рациональные автономные индивиды должны придерживаться стратегии максимина Максимин – максимизирует минимальный результат для каждой альтернативы выбирается наилучший ход игрока 1 при наихудшем (для 1) ходе игрока 2 Минимакс – минимизирует максимальный результат для каждой альтернативы выбирается наихудший (для 1) ход игрока 2 при наилучшем ходе игрока 1 Если оба игрока ведут себя разумно, то выигрыш игрока 1 должен быть не меньше, чем максимин, и не больше, чем минимакс Максимакс – максимизирует максимальный результат для каждой альтернативы выбирается наилучший ход игрока 1 при наилучшем (для 1) ходе игрока 2

Слайд 16
Описание слайда:
Теорема фон Неймана о минимаксе Дж. Фон Нейман (1928): Рассматриваются игры с нулевой суммой (выигрыш одного игрока равен проигрышу другого). При этом каждый игрок может выбирать из конечного числа стратегий и считает, что противник действует наилучшим для себя образом Теорема фон Неймана утверждает, что в такой ситуации существует "устойчивая" пара стратегий, для которых достигаемые минимаксы равны Устойчивость стратегий означает, что каждый из игроков, отклоняясь от оптимальной стратегии лишь ухудшает свои шансы

Слайд 17
Описание слайда:
Дилемма заключенного Двух заключенных, А и Б, обвинили в совместно совершенном убийстве, лишили возможности сговора и поставили условие: если сознаются оба, каждый получит пять лет тюрьмы, если сознается один, он получит только год, а другой — десять, если не сознаются оба — каждый получит по два года

Слайд 18
Описание слайда:
Дж. Ролз: общая концепция справедливости Ролз считает, что участники гипотетического договора выберут следующую общую концепцию справедливости: «Все первичные общественные блага – свобода и возможности, доходы и богатства, а также условия самоуважения – должны быть распределены поровну, если только неравное распределение каких-либо или всех этих благ не служит благу наименее преуспевающей части общества» Принцип максимина превращает благо «наименее преуспевающей части общества» в благо, выбираемое всеми. Но является ли оно благом всех?

Слайд 19
Описание слайда:
Принципы справедливости по Ролзу Каждый индивид должен обладать равным правом в отношении общей системы равных основных свобод, соотносимой со свободой всех (принцип равной свободы) Социальные и экономические неравенства должны быть устроены так, чтобы они: относились к позициям и должностям, открытым для всех при условии честного равенства возможностей (принцип честного равенства возможностей) служили благу наименее преуспевающей части общества в соответствии с принципом справедливых сбережений (принцип различия) (принципы перечислены в порядке их приоритета)

Слайд 20
Описание слайда:
«Анархия, государство и утопия» (1974) Роберта Нозика Старая либеральная идея «государство – ночной сторож» «Оправдано существование только минимального государства, функции которого ограничены узкими рамками – защита от насилия, воровства, мошенничества, обеспечение соблюдения договоров и т. п.» Любое государство с более обширными полномочиями «нарушает право человека на личную свободу от принуждения к тем или иным действиям и поэтому не имеет оправдания»

Слайд 21
Описание слайда:
Неолиберализм Роберта Нозика Теория справедливости должна опираться не на понятие «достоинств и заслуг» (merits), а на понятие «правоуполномочения» (entitlement ) Концепция «само-собственности» «человек вправе решить (или разрешить другому) сделать с собой все что угодно...» NB: человека вполне можно использовать как средство, если он дал на это свое согласие Распределительное налогообложение в неминимальном государстве будет эквивалентно использованию людей в качестве средств, т.е. частичному рабству

Слайд 22
Описание слайда:
Классификация принципов справедливости Согласно Нозику, любые принципы конечного состояния, а тем более шаблонные, предполагают перераспределение благ и обязательно нарушают права человека, поскольку вынуждены осуществлять систематическое насилие для своего поддержания

Слайд 23
Описание слайда:
Аргумент «от Уилта Чемберлена» Пусть произошло распределение благ в соответ-ствии с некой схемой конечного состояния (Р1) Представьте великого баскетболиста Уилта Чемберлена, который соглашается подписать контракт лишь при условии, что 25 центов от цены каждого билета достанется лично ему Предположим, что в этом сезоне игру посмотрел 1 млн. человек и Чемберлен положил в карман $250,000, что гораздо больше всех доходов всех остальных – является такое распределение (Р2) несправедливым?

Слайд 24
Описание слайда:
Принципы справедливости по Нозику Принцип справедливости приобретения люди имеют право завладевать собственностью, которая никому не принадлежит Принцип справедливости передачи люди имеют право дарить свою собственность другим или добровольно обмениваться ею с другими Принцип ректификации (исправления) люди обязаны вернуть незаконно полученное владельцу

Слайд 25
Описание слайда:
Недостатки теории справедливости Нозика Самоопределение требует не только свободы, но и ресурсов, которыми люди должны обладать в равной степени Милль: не являясь более рабами по воле закона, громадное большинство населения становятся рабами по воле нищеты, поскольку они прикованы к месту, виду занятий, общине и к воле работодателя и отстранены от радостей жизни по случайному обстоятельству своего рождения Возможно ли правомерное первоначальное приобретение вообще? (Руссо, Маркс) Проблема ректификации: неясно, что следует делать, если в длинную цепь приобретений и передач закралась несправедливость По Нозику, надо дойти до самого начала цепи и проследить, было ли первоначальное приобретение справедливым; но можно ли исправить историческую несправедливость, не нарушая чьих-то прав?


Скачать презентацию на тему Справедливость как философская проблема можно ниже:

Похожие презентации