Стилистические, жанровые и композиционные особенности поэмы А. А. Блока «Двенадцать»

Содержание


Презентации» Литература» Презентация Стилистические, жанровые и композиционные особенности поэмы А. А. Блока «Двенадцать»
Стилистические, жанровые и композиционные особенности  поэмы  А. А. БлокаЦель урока: показать полемический характер поэмы, её художественные особенности; повторение понятий:«Сегодня я – гений!».
  «Двенадцать» - какие бы они ниКонтрастность произведенияКонтрастность произведения
   О. Парамонов (автор проекта «ХХ век глазамиКонтрастность произведения
  Основа содержания поэмы − 
 «буря» в мореИсторические и политические предпосылки создания поэмы
   Блок в своихГерои поэмы
 Герои обрисованы лаконично и выразительно. 
 Образное сравнение: «старушка,Единство замысла и композиции
   Внешне поэма построена в соответствииОбраз Христа 
 Появление Христа, может 
 быть, залог будущего 
Стилистика,  жанровое своеобразие поэмы
 «Двенадцать» - эпическая 
 поэма, как«Музыка революции»
  «Слушайте музыку 
 революции», − призывал Блок. В«Музыка революции»
 В поэме звучат интонации марша.
 Слышен городской романс.
 ЧастоОбразы - символы
  Ветер, вьюга, снег – 
 постоянные блоковские«…почему Христос?» 
   «Блок вовсе не «благословлял» революцию этимВопросы по теме:
 Как вы считаете, почему поэт так высоко оценилВыполните тест: Какие жанры словесно-музыкального творчества заимствованы  А. Блоком вПроверьте себяДомашнее задание
 :выучить наизусть зачин поэмы «Двенадцать» (1 гл. до словИсточники:
 Н. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе. 11 класс. –



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Стилистические, жанровые и композиционные особенности поэмы А. А. Блока «Двенадцать».


Слайд 2
Описание слайда:
Цель урока: показать полемический характер поэмы, её художественные особенности; повторение понятий: стиль, жанр, композиция, символ; определить отношение автора к событиям революции 1917 года. План урока: Контраст как основное средство изображения в поэме. Исторические и политические предпосылки создания поэмы. Система образов Единство замысла и композиции Стилистика и жанровое своеобразие поэмы. Образы-символы. Контроль знаний.

Слайд 3
Описание слайда:
«Сегодня я – гений!». «Двенадцать» - какие бы они ни были – это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью». А. Блок (январь 1918 г.)

Слайд 4
Описание слайда:
Контрастность произведения

Слайд 5
Описание слайда:
Контрастность произведения О. Парамонов (автор проекта «ХХ век глазами русских поэтов») – заслуженный учитель России - вспоминает: «Когда я прочитал эту поэму монгольскому студенту, с котором мы встретились во время моей учебы в Ленинграде, он, плохо знавший русский язык, сказал: “Это буран в степи”.

Слайд 6
Описание слайда:
Контрастность произведения Основа содержания поэмы − «буря» в море жизни. Строя ее сюжет, Блок широко использует прием контраста: «Черный вечер./Белый снег…», - резкое противопоставление двух миров – «черного» и «белого», старого и нового.

Слайд 7
Описание слайда:
Исторические и политические предпосылки создания поэмы Блок в своих стихах предчувствовал пробуждение России, приветствовал его очистительный приход, потому что жизнь настоящая была для него невозможна. Когда он завершил эту поэму в январе 1918 года, то достаточно строгий к себе записал в своём дневнике: “Сегодня я гений”

Слайд 8
Описание слайда:
Герои поэмы Герои обрисованы лаконично и выразительно. Образное сравнение: «старушка, как курица,/кой-как перемотнулась через сугроб»; Речевая характеристика: «Предатели! Погибла Россия!/Должно быть, писатель - /Вития…»; Хлесткий эпитет и оксюморон: «А вот и долгополый - /Сторонкой за сугроб…/Что нынче невеселый,/Товарищ поп?»; Двенадцать героев составляют один отряд: «В зубах – цигарка, примят картуз, /На спину б надо бубновый туз!» - коротко и ясно – «тюрьма по ним плачет». Подробнее показана Катька. Здесь и внешность: «зубки блещут жемчугом»­, «больно ножки хороши», «толстоморденькая», и образ жизни: «у ей керенки есть в чулке»

Слайд 9
Описание слайда:
Единство замысла и композиции Внешне поэма построена в соответствии с названием: она состоит из двенадцати глав. Но если мы обратимся к героям поэмы, то снова обнаружим связь с названием: в центре событий - 12 патрулирующих красноармейцев, которые в заключении поэмы, следуя за Христом, ассоциируются с 12-ю апостолами.

Слайд 10
Описание слайда:
Образ Христа Появление Христа, может быть, залог будущего света, символ лучшего, справедливости, любви, знак веры. Он «и от пули невредим», и он мертвый – «в белом венчике из роз». «Двенадцать стреляют в него, пусть «невидимого».

Слайд 11
Описание слайда:
Стилистика, жанровое своеобразие поэмы «Двенадцать» - эпическая поэма, как будто составленная из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро сменяющих одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета, выразительность эпизодов, из которых складывается поэма, передают неразбериху, которая царила и на улицах, и в умах.

Слайд 12
Описание слайда:
«Музыка революции» «Слушайте музыку революции», − призывал Блок. В поэме и звучит эта музыка. Прежде всего, «музыка» у Блока – метафора, выражение «духа», звучание стихии жизни. Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами, иногда с нерифмованным стихом.

Слайд 13
Описание слайда:
«Музыка революции» В поэме звучат интонации марша. Слышен городской романс. Часто встречается частушечный мотив. Прямо процитирована революционная песня. Бросаются в глаза лозунги: «Вся власть Учредительному Собранию!»

Слайд 14
Описание слайда:
Образы - символы Ветер, вьюга, снег – постоянные блоковские мотивы. Символика: цвета: «Черный вечер. /Белый снег», кровавый флаг; число «двенадцать»; старый мир - «пес безродный»; новый мир – двенадцать красногвардейцев, образ Христа.

Слайд 15
Описание слайда:
«…почему Христос?» «Блок вовсе не «благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!» (А. Горелов).

Слайд 16
Описание слайда:
Вопросы по теме: Как вы считаете, почему поэт так высоко оценил свое собственное сочинение (обращение к эпиграфу)? Подберите в тексте поэмы доказательства тезиса исследователя творчества А. А. Блока Л. Дологополова: «Блок создал новую форму эпической поэмы, и новизна формы находилась в прямой зависимости с новизной содержания. Философия революционной эпохи, как ее понимал Блок, была воплощена в «Двенадцати в совершенно новой поэтической системе, которая нашла свое отражение в новых ритмах, в новой стилистике, в лексике».

Слайд 17
Описание слайда:
Выполните тест: Какие жанры словесно-музыкального творчества заимствованы А. Блоком в поэме «Двенадцать? (соедините соответствия стрелками)

Слайд 18
Описание слайда:
Проверьте себя

Слайд 19
Описание слайда:
Домашнее задание :выучить наизусть зачин поэмы «Двенадцать» (1 гл. до слов «...И буржуй на перекрестке в воротник упрятал нос»).

Слайд 20
Описание слайда:
Источники: Н. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе. 11 класс. – М.: «ВАКО», 2005 год, стр.: 232-237. С. В. Ломтев, А. В. Терновский. А. А. Блок. Стихотворения. Поэма. – М.: Издательский дом «Дрофа», 2001 год, стр.: 56-61. «Русская литература ХХ века. 11 класс» под редакцией В. В. Агеносова. – М.: Издательский дом «Дрофа», 1998 год, стр.: 90-94. Энциклопедия для детей. (То м 27). Великие люди мира./ под ред. М. Аксёнова и др. – М.: Мир энциклопедий Аванта +. Астрель, 2006, стр.:261, 263 WWW.Shahatovo.ru. http://solsand.by.ru./blok − 12. html.


Презентация на тему Стилистические, жанровые и композиционные особенности поэмы А. А. Блока «Двенадцать» доступна для скачивания ниже:

Похожие презентации