Сущность понятий: ЖИЗНЬ, КРИТЕРИИ ЖИЗНИ, УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ

Содержание


Презентации» Биология» Презентация Сущность понятий: ЖИЗНЬ, КРИТЕРИИ ЖИЗНИ, УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ
Тема проекта: “Сущность понятий:
 ЖИЗНЬ, 
 КРИТЕРИИ ЖИЗНИ, 
  УРОВНИПроект можно применять при изучении следующих тем:
 * Клетка-структурная и функциональнаяОсновополагающий вопрос:
 
 
  “Что  живое 
  Проблемный вопрос:
 Почему понятие «ЖИЗНЬ» 
  является трудноопределяемым 
 вДидактические цели проекта:
 Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности,умение увидетьМетодические задачи:
   * Освоить понятия: 
   -Темы исследовательских работ:
 *Выявление сущности понятия «ЖИЗНЬ», критериев жизни, уровней организацииЧто такое жизнь?
 Ф.Энгельс:”Жизнь есть способ существования белковых тел, и этотКритерии жизни:
 Обмен веществ
 Cамовоспроизводство
 Рост и развитие
 Саморегуляция
 Раздражимость
 Движение
Уровни организации жизни:
 Биосферный
 Биогеоценотический
 Популяционно – видовой
 Организменный
 Ткано –Исследование особенностей эукариотической клетки.
    
  1. Исследование особенностей прокариотической клетки.
 1.    Рассмотрите цианобактерии вКлетка-ячейка жизни.
 Прокариоты
 Не обладают четко оформленным ядром и типичным
 хромосомнымИсследование движения в пространстве живых организмов.
  1. Рассмотрим под микроскопомИсследование процесса движения веществ в клетке.
     
Исследование процесса раздражимости.
   1. Рассмотрите под микроскопом препарат сувойки,Все ли живые организмы имеют клеточную структуру?
 Все ли живые организмыСтроение вирусов.
 Сердцевина - генетический материал (ДНК либо РНК), 
 Внедрение ДНК в тело бактерии вирусом  вирусом Bacteriofag T4ВирусыИсследования показали, 
 что особенности вирусов противоречат некоторым критериям живой материи.



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Тема проекта: “Сущность понятий: ЖИЗНЬ, КРИТЕРИИ ЖИЗНИ, УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ”. Авторы: учитель Ондрина Г.А., учащиеся: Наумов Д.Н.,Соколов Д.Н.,Зорин М.А.


Слайд 2
Описание слайда:
Проект можно применять при изучении следующих тем: * Клетка-структурная и функциональная единица жизни. * Процессы жизнедеятельности живых организмов на примере Простейших. * Надцарство Прокариоты. * Надцарство Эукариоты. * Царства живой природы. * Тип Простейшие. * Вирусы. * Уровни организации жизни.

Слайд 3
Описание слайда:
Основополагающий вопрос: “Что живое делает живым?”

Слайд 4
Описание слайда:
Проблемный вопрос: Почему понятие «ЖИЗНЬ» является трудноопределяемым в науке?

Слайд 5
Описание слайда:
Дидактические цели проекта: Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности,умение увидеть проблемную область и найти пути её разрешения,развивать возможности информационных технологий,умение работать в команде для достижения общих целей.

Слайд 6
Описание слайда:
Методические задачи: * Освоить понятия: - Жизнь. - Клетка – структурная и функциональная единица жизни. - Критерии жизни. - Уровни организации жизни. * Научить выявлять признаки живых систем на примере Протистов.

Слайд 7
Описание слайда:
Темы исследовательских работ: *Выявление сущности понятия «ЖИЗНЬ», критериев жизни, уровней организации жизни. (Выполнил Чуйков А.) *Исследование особенностей эукариотической клетки. (Лабораторная работа). *Исследование особенностей прокариотической клетки. (Лабораторная работа). *Клетка- ячейка жизни. (Выполнил Соколов Д. Н.) *Исследование движения в пространстве живых организмов. (Лабораторная работа). *Исследование процесса движения веществ в клетке. (Лабораторная работа). *Исследование процесса раздражимости. (Лабораторная работа). *Вирусы – неклеточная форма жизни (Выполнил Наумов Д.Н.)

Слайд 8
Описание слайда:
Что такое жизнь? Ф.Энгельс:”Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел”. В это определение вошли два важных положения: 1)Жизнь тесно связана с белками. 2)Непременное условие жизни – постоянный обмен веществ,c прекращением которого прекращается и жизнь. М.В.Волькенштейн определяет это понятие так: “Живые тела , существующие на Земле , представляют собой открытые саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы , построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот”.

Слайд 9
Описание слайда:
Критерии жизни: Обмен веществ Cамовоспроизводство Рост и развитие Саморегуляция Раздражимость Движение Наследственность, изменчивость. Приспосабливаемость

Слайд 10
Описание слайда:
Уровни организации жизни: Биосферный Биогеоценотический Популяционно – видовой Организменный Ткано – органный Клеточный Молекулярный

Слайд 11
Описание слайда:
Исследование особенностей эукариотической клетки. 1. Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты клеток растительной , животной ткани , клеток грибов. 2. Обратите внимание на главный признак эукариот – наличие ядра в цитоплазме каждой клетки. 3. Рассмотрите под микроскопом клеточные оболочки клеток растений , животных и грибов. 4. Сравните строение клеток растений , животных , грибов и сделайте выводы о характерных признаках строения клеток эукариот , а также отметьте строение и функции клеточной оболочки. 5. Зарисуйте рассматриваемые клетки и запишите в тетради выводы из наблюдений.

Слайд 12
Описание слайда:
Исследование особенностей прокариотической клетки. 1. Рассмотрите цианобактерии в пробирках и обратите внимание на характерную сине – зеленую окраску. 2. Поместите кусочек тины на предметное стекло в каплю воды, накройте покровным стеклом и рассмотрите при малом увеличении. 3. Обратите внимание на нити, состоящие из длинного ряда узких сине – зеленых клеток. Зарисуйте нити. 4. Присмотритесь к медленным колебательным движениям цианобактерии. Она получила название осциллятории вследствие ее свойства совершать колебательное движение(осциллляции). 5. Рассмотрите осцилляторию при большом увеличении микроскопа и обратите внимание на то, что в клетках нет ядра, нет хлоропластов. 6. Продумайте выводы о чертах примитивной организации цианобактерий.

Слайд 13
Описание слайда:
Клетка-ячейка жизни. Прокариоты Не обладают четко оформленным ядром и типичным хромосомным аппаратом. (архебактерии, цианобактери, настоящие бактерии)

Слайд 14
Описание слайда:
Исследование движения в пространстве живых организмов. 1. Рассмотрим под микроскопом движение инфузории – туфельки. Чтобы лучше рассмотреть движение ресничек , задержите движение инфузорий. 2. Для более детального рассмотрения органоидов движения на предметное стекло положите несколько нитей тины или волокна ваты. 3. При остановке живых инфузорий – туфелек рассмотрите движение ресничек покрывающих края ротовой впадины. Отметьте значение ресничек в жизни инфузории – туфельки.

Слайд 15
Описание слайда:
Исследование процесса движения веществ в клетке. 1. Приготовьте микропрепарат листа элодеи и рассмотрите его под микроскопом. 2. Нанесите каплю подогретого спирта на микропрепарат. 3. Наблюдайте увеличение скорости движения цитоплазмы.

Слайд 16
Описание слайда:
Исследование процесса раздражимости. 1. Рассмотрите под микроскопом препарат сувойки, для приготовления которого соскребите скальпелем с листа водного растения белый налет. 2. Зарисуйте внешний вид сувойки, состоящей из чашечки и стебелька, представляющих собой одну клетку. 3. Обратите внимание прикрепленный к предмету стебелек сувойки. 4. Проведите опыт: стукните легонько карандашом по столику микроскопа: стебелек сокращается, свертываясь в виде спирали. Стебелек – это сократительная фибрилла.

Слайд 17
Описание слайда:

Слайд 18
Описание слайда:
Все ли живые организмы имеют клеточную структуру? Все ли живые организмы имеют клеточную структуру? Для всех ли живых организмов характерны рассмотренные критерии жизни? Исследуем вирусы…

Слайд 19
Описание слайда:
Строение вирусов. Сердцевина - генетический материал (ДНК либо РНК), Белковая оболочка, которую называют капсидом (от латинского капса - ящик). Она часто построена из идентичных повторяющихся субъединиц - капсомеров. Капсомеры образуют структуры с высокой степенью симметрии. Дополнительная липопротеидная оболочка. Она образована из плазматической мембраны клетки-хозяина и встречается только у сравнительно больших вирусов (грипп, герпес). Капсид и дополнительная оболочка защищает нуклеиновую кислоту и способствуют проникновению вируса в клетку. Полностью сформированный вирус называется вирионом. Схематичное изображение расположения капсомеров в капсиде вирусов. Спиральный тип симметрии имеет вирус гриппа – 1, Кубический тип симметрии у вирусов: герпеса - 2, аденовируса – 3, полиомиелита – 4..

Слайд 20
Описание слайда:
Внедрение ДНК в тело бактерии вирусом вирусом Bacteriofag T4

Слайд 21
Описание слайда:
Вирусы

Слайд 22
Описание слайда:
Исследования показали, что особенности вирусов противоречат некоторым критериям живой материи. На вопрос “Что такое жизнь?” не найден однозначный ответ. Обсудите в группах и предложите варианты новых исследований, которые пополнят знания о многообразии жизни и ее проявлениях.


Презентация на тему Сущность понятий: ЖИЗНЬ, КРИТЕРИИ ЖИЗНИ, УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ доступна для скачивания ниже:

Похожие презентации