Своеобразие лирики Бориса Леонидовича Пастернака

Содержание


Презентации» Литература» Презентация Своеобразие лирики Бориса Леонидовича Пастернака
Алтаева Мария Георгиевна
   учитель русского языка и литературы
 МБУОШ-ИМетодическая разработка урока литературы 
 в 11 классеТема урока: «Своеобразие лирики    Бориса   ЛеонидовичаЦель и задачи урока:
    Цели: через стихотворения БорисаПлан урока:
  1. Организационный момент (3 мин).
  2. Для достижения поставленных цели и задач на уроке использовались следующие методы:Использована литература:
 Л.В.Байбородова, В.В.Белкина. Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: изд-воХод урока.
  1.Организационный момент урока.
   1.1. Проверка готовности1.Организационный момент урока. 
 Вводное слово учителя: Серебряный век русской поэзии.2 этап: подготовка учащихся к основному этапу урока усвоения знаний. 
Вопросы:
  Вопросы:
 Какие  ассоциации возникали у вас при прослушивании2.2 Реализация домашнего задания. 
   Сообщение учащегося с показом3. Этап усвоения новых знаний      3.1 Анализ стихотворения  «Февраль.Достать чернил и плакать» (1912г) 
 1.Исследовательская работа в группах.
 Задания группам. 
 1 группа: Какие образыЗаполните таблицу..Социализация №1. Заслушиваются ответы групп. Выступает 1 человек от группы. ИтогЭтап первичной проверки понимания изученного. Цель: установить правильность и осознанность изученногоАктуализация.
 Совпало ли ваше представление о феврале с тем, что описал3.2 Анализ стихотворений «Ландыши», «На ранних поездах»(1941), «Опять весна»(1941).
  Задание для 1 группы:
 1. Какие чувства, ассоциации вызывает у васЗадание для 2 группы:
 1. Выделите конкретные детали, подробности поездки лирическогоЗадание для 3 группы:
 1. На каких образах сосредоточили вы своёСоциализация. 
         2 группа:
 «Боготворит» простых людей (образы баб, слобожан, учащихся, слесарей);
 ЛирическийСоциализация
          4. Этап закрепления знаний  в практической (творческой) деятельности.
 Написать миниатюру5. Итоговая социализация Цель: выразить своё представление о произведении через создание6. Этап обобщения знаний. 
    Слово учителя: 7. Этап подведения итогов. 
    Цель: дать качественнуюРефлексия.  Задание: высказываться одним предложением, выбирая начало фразы.
 сегодня яДомашнее задание:
 1. Чтение стихов Пастернака  «Определение поэзии»,
  Модель синквейна.
 Пастернак — слово-ассоциация.
 Два слова — определения (прилагательные, причастия,



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Алтаева Мария Георгиевна учитель русского языка и литературы МБУОШ-И «Угутская школа-интернат» 2012 г.


Слайд 2
Описание слайда:
Методическая разработка урока литературы в 11 классе

Слайд 3
Описание слайда:
Тема урока: «Своеобразие лирики Бориса Леонидовича Пастернака»

Слайд 4
Описание слайда:
Цель и задачи урока: Цели: через стихотворения Бориса Пастернака создать эмоциональную атмосферу, способствующую включению каждого ученика в процесс собственного личностного развития, личностной мотивации. Задачи: обучающие - познакомить с основными этапами жизни Б.Пастернака; Осуществить первичное знакомство с лирикой Б. Пастернака; формирование знаний об особенностях поэтического мира Б. Л. Пастернака. развивающие - создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся; способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков, ассоциативного мышления, умения выделять главное; формирование коммуникативных качеств личности. воспитательные - способствовать приобщению к культурному наследию; формирование эстетического вкуса; воспитание культуры умственного труда.

Слайд 5
Описание слайда:
План урока: 1. Организационный момент (3 мин). 2. Подготовка учащихся к основному этапу урока:(10 мин.) 2.1 Индуктор; 2.2 Реализация домашнего задания: выступление учащихся о биографии Б. Пастернака, сопровождаемое презентацией. 3. Этап усвоения знаний. В творческой мастерской (15 мин) 3.1 Анализ стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!» 3.2 Анализ стихотворений «Ландыши», «На ранних поездах», «Опять весна». 4. Этап закрепления в практической деятельности: написание сочинения-миниатюры (7мин.) 5. Этап обобщения: (4 мин) 5.1 Итоговая социализация. 6. Подведение итогов (2) 7. Рефлексия (2 мин) 8. Домашнее задание. (2 мин)

Слайд 6
Описание слайда:
Для достижения поставленных цели и задач на уроке использовались следующие методы: Метод «ключевых слов»; Метод исследования; Метод смысловых ассоциаций; Практический; Словесный; Наглядный.

Слайд 7
Описание слайда:
Использована литература: Л.В.Байбородова, В.В.Белкина. Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005. Ерёмина Т.Я. Мастерские по литературе. 11 класс. Методическое пособие. СПб.: «Паритет», 2004. Пастернак Б.Л. Стихотворения. Проза. – М.: «Олимп»; ООо «Издательство АСТ», 2000.-(Школа классики); Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., “Народное образование”, 1998. http:// festival.1september.ru http:// l-chigir.narod.ru

Слайд 8
Описание слайда:
Ход урока. 1.Организационный момент урока. 1.1. Проверка готовности класса к уроку 1.2. Организация учащихся на учебную деятельность

Слайд 9
Описание слайда:
1.Организационный момент урока. Вводное слово учителя: Серебряный век русской поэзии. Вот опять на нашем пути изучения литературы встретилось это понятие. И это не случайно, ведь Серебряный век – это рождение ярких индивидуальностей, гениальных открытий. Среди блестящего созвездия имен имя поэта, о котором мы поведем с вами разговор, занимает одно из центральных мест. Мы поведем сегодня разговор о Борисе Леонидовиче Пастернаке – крупнейшем русском писателе и поэте, поднявшемся над годами забвения, над неприязнью и неприятием, над нелюбовью и ненавистью. Его наследие входит в сокровищницу русской и мировой культуры. Оно завоевало любовь и признанием самых взыскательных и строгих ценителей поэзии. Поэтому приглашаю вас перелистать страницы жизни великого поэта, познакомиться с его замечательными стихами. Но мы, знакомясь со стихами поэта, все-таки постараемся проникнуть в секреты мастерства художника слова. Также вы будете учиться мыслить свободно, самостоятельно выстраивая свои знания.

Слайд 10
Описание слайда:
2 этап: подготовка учащихся к основному этапу урока усвоения знаний. 2.1 Индукция (наведение) Учитель: Перед тем как начать урок, я предлагаю вам прослушать романс «Свеча горела на столе, свеча горела…» на стихи Б.Пастернака «Зимняя ночь» в исполнении Ирины Сказиной.

Слайд 11
Описание слайда:
Вопросы: Вопросы: Какие ассоциации возникали у вас при прослушивании романса ? Какие картины вы видите? Что вы думаете о человеке, сочинившем такие стихи? Какой смысл вложен автором «Зимней ночи» в образ горящей свечи?

Слайд 12
Описание слайда:
2.2 Реализация домашнего задания. Сообщение учащегося с показом презентации по биографии Б.Л.Пастернака.

Слайд 13
Описание слайда:
3. Этап усвоения новых знаний и способов действий. Цель: создать содержательные и организационные условия для восприятия и осмысления учащимися изучаемого материала через работу в группах. Объединение учащихся в группы для поиска ответа на проблемный вопрос.

Слайд 14
Описание слайда:
3.1 Анализ стихотворения «Февраль.Достать чернил и плакать» (1912г) 1. Какие ассоциации вызывает у вас слово «февраль»? 2. Не вспомните ли вы, каким видят февраль художники-пейзажисты? 3. Каким увидел Грабарь февраль? 4. Чем поразил февраль Г.Г. Нисского? Выразительное чтение стихотворения наизусть. (чтение сопровождается видеорядом)

Слайд 15
Описание слайда:

Слайд 16
Описание слайда:
Исследовательская работа в группах. Задания группам. 1 группа: Какие образы использует поэт в этом стихотворении? 2 группа: Какие краски преобладают? 3 группа: Прокомментируйте звуковой ряд стихотворения.

Слайд 17
Описание слайда:
Заполните таблицу..

Слайд 18
Описание слайда:
Социализация №1. Заслушиваются ответы групп. Выступает 1 человек от группы. Итог социализации – корректировка учителем работы группы.

Слайд 19
Описание слайда:
Этап первичной проверки понимания изученного. Цель: установить правильность и осознанность изученного материала. Сделаем выводы: Ощущается приближение скорой весны; Природа наполнена музыкой обновления; Поэт обретает способность слагать «стихи навздрыд».

Слайд 20
Описание слайда:
Актуализация. Совпало ли ваше представление о феврале с тем, что описал Пастернак в лирической миниатюре? Репродукции какой картины ближе образу и настроению, созданному в стихотворении Пастернаком?

Слайд 21
Описание слайда:
3.2 Анализ стихотворений «Ландыши», «На ранних поездах»(1941), «Опять весна»(1941). Выразительное чтение наизусть стихов «Ландыши», «На ранних поездах»(1941), «Опять весна»(1941).

Слайд 22
Описание слайда:
Задание для 1 группы: 1. Какие чувства, ассоциации вызывает у вас слово ландыши, вынесенное в названии? 2. Вызвал ли текст эти ассоциации? 3. Какой мир открывается перед вами и какие чувства он вызывает?

Слайд 23
Описание слайда:
Задание для 2 группы: 1. Выделите конкретные детали, подробности поездки лирического героя в город 2. Какие человеческие черты привлекают поэта в его спутниках? 3. Что он почувствовал, когда очутился в вагоне?

Слайд 24
Описание слайда:
Задание для 3 группы: 1. На каких образах сосредоточили вы своё внимание? 2. Какие средства выразительности использует автор? 3. Какие согласные передают звучание весны?

Слайд 25
Описание слайда:
Социализация. 1 группа: Ландыш душистый, «светлого мая привет; хрупкость, чистота, изящество, сдержанная гордость; У поэта – «с утра жара», «потное плечо», «жары нещадная резня» Природа и человек всматриваются друг в дружку. Тезис: «Вы всматриваетесь друг в дружку».

Слайд 26
Описание слайда:
2 группа: «Боготворит» простых людей (образы баб, слобожан, учащихся, слесарей); Лирический герой всматривается в своих попутчиков и испытывает светлую радость умиления; Тезис: «России неповторимые черты» в лирике Б.Пастернака.

Слайд 27
Описание слайда:
Социализация 3 группа: Пробуждение природы для лирического героя – «поистине новое чудо»; Его внимание останавливается на первой примете весны – проснувшемся весенней ночью ручье. Ручей наделен характером: он «полубезумный болтун»; Образ весны приобретает девичьи черты («ее телогрейка…, плечи, косынка, стан и спина», «это Снегурка»). Тезис: Это поистине новое чудо

Слайд 28
Описание слайда:
4. Этап закрепления знаний в практической (творческой) деятельности. Написать миниатюру на тему: «Необычны ли, удивительны ли, неповторимы ли пастернаковские стихи?» Варианты: 1. «Вы всматриваетесь друг в дружку». 2. «России неповторимые черты». 3. Это «поистине новое чудо»!

Слайд 29
Описание слайда:
5. Итоговая социализация Цель: выразить своё представление о произведении через создание собственного художественного образа. Представление творческих работ учащихся

Слайд 30
Описание слайда:
6. Этап обобщения знаний. Слово учителя: Подведём итоги: в чём особенность поэтики Б.Пастернака? Его поэзия насыщена метафорами; Чрезвычайная сила контакта лирического героя с миром ; Человек и природа стремятся друг к другу ; Пейзаж у поэта сближается со сценами жизнедеятельности людей ; У Пастернака почти нет неологизмов, но его стихотворения производят впечатление лексической новизны.

Слайд 31
Описание слайда:
7. Этап подведения итогов. Цель: дать качественную оценку работы мастерской и отдельных групп, обеспечить усвоение учащимися принципов самореализации и сотрудничества.

Слайд 32
Описание слайда:
Рефлексия. Задание: высказываться одним предложением, выбирая начало фразы. сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… урок дал мне для жизни… мне захотелось…

Слайд 33
Описание слайда:
Домашнее задание: 1. Чтение стихов Пастернака «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво…» (обязательное для всех). 2. Устное сочинение «Поэт и поэзия» по прочитанным стихотворениям.(для более сильных учащихся) 3. Составление синквейна (для слабых учащихся)

Слайд 34
Описание слайда:
Модель синквейна. Пастернак — слово-ассоциация. Два слова — определения (прилагательные, причастия, может быть и существительное). Три слова, отвечающих на вопрос: что делает? (глаголы, деепричастия). Предложение — ваше к нему отношение (из четырёх-пяти слов). Суть первого слова-ассоциации (одно слово или словосочетание).


Презентация на тему Своеобразие лирики Бориса Леонидовича Пастернака доступна для скачивания ниже:

Похожие презентации