Татары в Саратовской области презентация

Содержание


Презентации» Медицина» Татары в Саратовской области
Татары в Саратовской области
 Подготовили обучающиеся 6б класса МБОУ «СОШ №19»Листаю исторические книги,
 Листаю исторические книги,
 Над летописями за полночь сижу,
Согласно данным статистического сборника "Национальный состав и владение языками, гражданство", изданногоТатары являются коренным этносом Саратовского Поволжья, начиная с IV в. н.э.Национальный костюм
 Отражает традиции тюркских племен: широкая и длинная рубаха (кулмэк)Самобытность жен. костюму придавало декоративное оформление. Вплоть до кон. 19 в.В кон. 19 – нач. 20 вв. формируется национальный (нормализованный) костюмТрадиционные занятия татар — пашенное земледелие и скотоводство. Для татар характернаТатарские деревни (аулы) в основном располагались вдоль рек. 
 Татарские деревниЧем-то он привлёк к себе мой взгляд.  Этот дом, чтоИздавна славились татары своим умением строить дома из дерева, это мог"Дом без печи что голова без мозгов", — говорит татарская пословица.Вдоль печи стояла лавка. Это самое почётное место в комнате иНациональная кухня
 При всем многообразии татарского стола предпочтение всегда отдавалось мясуТатарская солянка
 http://www.gastronom.ru/recipe/13886/solyanka-po-tatarskiФОЛЬКЛОР
 В устном народном творчестве татар представлены эпос, сказки, легенды, байты,Татарский народный танецКУБЫЗ
 Кубыз — щипковый музыкальный инструмент (разновидность варгана) башкир и волжскихСабантуй
 Праздник Сабантуй известен в нашей стране и за ее пределами.Сабантуй («сабан туе») в переводе означает «праздник плуга». Он не имеетПусть мы такие разные –
 Пусть мы такие разные –
 УСписок источников 
 Материалы Саратовского областного этнографического музея.
 Названа самая "молодая"



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Татары в Саратовской области Подготовили обучающиеся 6б класса МБОУ «СОШ №19» в рамках школьного фестиваля национальных культур


Слайд 2
Описание слайда:
Листаю исторические книги, Листаю исторические книги, Над летописями за полночь сижу, Исследуя деяния великих – Во всем одно и то же нахожу. Одни и те же пламенные мысли, Один и тот же мудрости завет: В служении отечеству смысл жизни. Все остальное суета сует. (Н. Палькин)

Слайд 3
Описание слайда:
Согласно данным статистического сборника "Национальный состав и владение языками, гражданство", изданного по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года , всего в области было указано 148 национальностей. Из 2,5 миллиона человек, проживающих на ее территории, не назвали национальную принадлежность почти 65 тысяч человек. Больше всего на территории региона проживает русских – более 2 миллионов человек (почти 88%). Далее по убыванию: казахи – 76 тысяч (3%), татары – почти 53 тысячи (2,2%), украинцы – около 42 тысяч (1,7%), армяне – почти 24 тысячи (1%), азербайджанцы – около 15 тысяч (0,6%) , 12 тысяч – чуваши (0,5%), 11 тысяч – мордва (0,4%). Согласно данным статистического сборника "Национальный состав и владение языками, гражданство", изданного по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года , всего в области было указано 148 национальностей. Из 2,5 миллиона человек, проживающих на ее территории, не назвали национальную принадлежность почти 65 тысяч человек. Больше всего на территории региона проживает русских – более 2 миллионов человек (почти 88%). Далее по убыванию: казахи – 76 тысяч (3%), татары – почти 53 тысячи (2,2%), украинцы – около 42 тысяч (1,7%), армяне – почти 24 тысячи (1%), азербайджанцы – около 15 тысяч (0,6%) , 12 тысяч – чуваши (0,5%), 11 тысяч – мордва (0,4%).

Слайд 4
Описание слайда:
Татары являются коренным этносом Саратовского Поволжья, начиная с IV в. н.э. Бату хан, первый правитель государства Золотая Орда (50-е годы XIII века), основал на южной окраине современного Саратова город Укек. На территории Среднего и Нижнего Поволжья в XIII-XV вв. существовали сотни татарских городов и поселений. После присоединения данной территории к Российскому государству в середине XVI века татарские мурзы и крестьяне приняли активное участие в колонизации обширных земель Поволжья. В конце XVIII в. по рекам Уза, Сура, Терешка и др. возникли десятки татарских деревень. В Саратовской губернии в конце XIX столетия насчитывалось около 60 таких деревень, а численность населения достигала 95 000 человек. Все они относились к военному сословию. На сегодняшний день, по данным всероссийской переписи населения, в Саратовской области проживает 65 000 лиц татарской национальности. Татары являются коренным этносом Саратовского Поволжья, начиная с IV в. н.э. Бату хан, первый правитель государства Золотая Орда (50-е годы XIII века), основал на южной окраине современного Саратова город Укек. На территории Среднего и Нижнего Поволжья в XIII-XV вв. существовали сотни татарских городов и поселений. После присоединения данной территории к Российскому государству в середине XVI века татарские мурзы и крестьяне приняли активное участие в колонизации обширных земель Поволжья. В конце XVIII в. по рекам Уза, Сура, Терешка и др. возникли десятки татарских деревень. В Саратовской губернии в конце XIX столетия насчитывалось около 60 таких деревень, а численность населения достигала 95 000 человек. Все они относились к военному сословию. На сегодняшний день, по данным всероссийской переписи населения, в Саратовской области проживает 65 000 лиц татарской национальности.

Слайд 5
Описание слайда:

Слайд 6
Описание слайда:
Национальный костюм Отражает традиции тюркских племен: широкая и длинная рубаха (кулмэк) и штаны с широким шагом (как у мужчин, так и у женщин), бишметы, прямоспинные зыбыны, шубы (тун), тулупы (толып). Этнич. традиции прослеживаются и в др. элементах одежды, в частности в головных уборах. Преемственность обнаруживается, напр., в полусферических муж. шапках татар и древнетюркских племен.

Слайд 7
Описание слайда:
Самобытность жен. костюму придавало декоративное оформление. Вплоть до кон. 19 в. бытовали оригинальные жен. туникообразные рубахи из домашней пестряди, украшенные вокруг ворота и по низу подола лоскутными узорами. Жен. головной убор сохранил такие ранние элементы, как чеч-каб (волосник) и полотенцеобразные тастары, украшенные вышивкой, выполненной в технике золотошвейной глади; жен. украшения из монет (бака и др.), шапочка кашпау, нагрудники фирта (пирта), перевязь буйтомар также придавали жен. традиц. одежде чокающих мишарей оригинальность. Самобытность жен. костюму придавало декоративное оформление. Вплоть до кон. 19 в. бытовали оригинальные жен. туникообразные рубахи из домашней пестряди, украшенные вокруг ворота и по низу подола лоскутными узорами. Жен. головной убор сохранил такие ранние элементы, как чеч-каб (волосник) и полотенцеобразные тастары, украшенные вышивкой, выполненной в технике золотошвейной глади; жен. украшения из монет (бака и др.), шапочка кашпау, нагрудники фирта (пирта), перевязь буйтомар также придавали жен. традиц. одежде чокающих мишарей оригинальность.

Слайд 8
Описание слайда:
В кон. 19 – нач. 20 вв. формируется национальный (нормализованный) костюм татар. Из женской одежды исчезает туникообразная рубаха с лоскутными узорами, тастарный комплекс головного убора с волосником (чеч-каб); появляются новые, отвечающие требованиям времени и моды элементы и в целом новый стиль одежды; у мужчин это верхняя одежда кыска казаки (короткая казаки), сшитая из фабричной шерстяной ткани черного цвета, головной убор кэлэпуш (тюбетейка усеченной формы), обувь европейского образца (штиблетки), а у женщин – широкое с пышными оборками платье и прилегающий к талии камзол, а также иной комплекс жен. головного убора (бархатный калфачек и шелковый с длинными кистями фабричный платок) и обуви (башмачки или ичиги на каблуках). В кон. 19 – нач. 20 вв. формируется национальный (нормализованный) костюм татар. Из женской одежды исчезает туникообразная рубаха с лоскутными узорами, тастарный комплекс головного убора с волосником (чеч-каб); появляются новые, отвечающие требованиям времени и моды элементы и в целом новый стиль одежды; у мужчин это верхняя одежда кыска казаки (короткая казаки), сшитая из фабричной шерстяной ткани черного цвета, головной убор кэлэпуш (тюбетейка усеченной формы), обувь европейского образца (штиблетки), а у женщин – широкое с пышными оборками платье и прилегающий к талии камзол, а также иной комплекс жен. головного убора (бархатный калфачек и шелковый с длинными кистями фабричный платок) и обуви (башмачки или ичиги на каблуках).

Слайд 9
Описание слайда:
Традиционные занятия татар — пашенное земледелие и скотоводство. Для татар характерна особая любовь к лошади — как следствие кочевого прошлого. Вплоть до наших дней сохранились такие промыслы, как золотое шитье, вышивка тамбуром, кожаная мозаика, резьба по камню и дереву и многое др. Традиционные занятия татар — пашенное земледелие и скотоводство. Для татар характерна особая любовь к лошади — как следствие кочевого прошлого. Вплоть до наших дней сохранились такие промыслы, как золотое шитье, вышивка тамбуром, кожаная мозаика, резьба по камню и дереву и многое др.

Слайд 10
Описание слайда:
Татарские деревни (аулы) в основном располагались вдоль рек. Татарские деревни (аулы) в основном располагались вдоль рек.

Слайд 11
Описание слайда:
Чем-то он привлёк к себе мой взгляд. Этот дом, что рублен топором И желтеет будто янтарём; Не красой хором или палат, Чем же он привлёк к себе мой взгляд? В нём венцы сосновые просты, И простой топор тесал бревно, Но его работникам дано Что-то от душевной красоты, Хоть венцы сосновые просты. Чем-то он привлёк к себе мой взгляд. Этот дом, что рублен топором И желтеет будто янтарём; Не красой хором или палат, Чем же он привлёк к себе мой взгляд? В нём венцы сосновые просты, И простой топор тесал бревно, Но его работникам дано Что-то от душевной красоты, Хоть венцы сосновые просты. Хасан Туфан

Слайд 12
Описание слайда:
Издавна славились татары своим умением строить дома из дерева, это мог почти каждый крестьянин. А вот украшением домов, ворот, заборов занимались специалисты — плотники. Топор, пила, рубанок, долото и другие инструменты в руках искусного плотника превращали дерево в настоящее кружево. В украшенном доме жить его обитателям лучше и веселее — ведь красота делает людей добрыми. Да и строили его мастера с любовью, вот и радовал дом всех своим внешним видом. Издавна славились татары своим умением строить дома из дерева, это мог почти каждый крестьянин. А вот украшением домов, ворот, заборов занимались специалисты — плотники. Топор, пила, рубанок, долото и другие инструменты в руках искусного плотника превращали дерево в настоящее кружево. В украшенном доме жить его обитателям лучше и веселее — ведь красота делает людей добрыми. Да и строили его мастера с любовью, вот и радовал дом всех своим внешним видом.

Слайд 13
Описание слайда:
"Дом без печи что голова без мозгов", — говорит татарская пословица. "Дом без печи что голова без мозгов", — говорит татарская пословица. И вправду: печь в доме обогревала, освещала комнату, пекла хлебы и пироги, а на её тёплой спине так уютно было зимой и детям, и бабушкам. Татарская печь похожа на русскую, но отличается от неё тем, что сбоку вмазан котёл, в котором варили пищу: суп-лапшу, пельмени, каши. Вот какое сооружение такая печь:

Слайд 14
Описание слайда:
Вдоль печи стояла лавка. Это самое почётное место в комнате и принадлежало оно самым уважаемым в семье старшим — бабушкам и дедушкам. Внутри комнаты мы видим большую лавку — сэке, нары. Вдоль печи стояла лавка. Это самое почётное место в комнате и принадлежало оно самым уважаемым в семье старшим — бабушкам и дедушкам. Внутри комнаты мы видим большую лавку — сэке, нары. Для чего она нужна? На сэке мог стоять самовар — значит, она заменял стол. На сэке сидела и работала пряха. А в уголке лежала гора подушек: значит, на сэке спали ночью. Над сэке люлька: значит, на ней сидела няня и качала малыша. А когда дети подрастали, они играли на сэке в свои игрушки.

Слайд 15
Описание слайда:
Национальная кухня При всем многообразии татарского стола предпочтение всегда отдавалось мясу и блюдам из него. Распространенным мясным кушаньем была куллама, бишбармак.

Слайд 16
Описание слайда:
Татарская солянка http://www.gastronom.ru/recipe/13886/solyanka-po-tatarski

Слайд 17
Описание слайда:
ФОЛЬКЛОР В устном народном творчестве татар представлены эпос, сказки, легенды, байты, песни, загадки, послови­цы и поговорки. Музыкальные инструменты: гармонь-тальянка, курой (типа флейты), кубыз (губной варган), скрипка.

Слайд 18
Описание слайда:
Татарский народный танец

Слайд 19
Описание слайда:
КУБЫЗ Кубыз — щипковый музыкальный инструмент (разновидность варгана) башкир и волжских татар

Слайд 20
Описание слайда:
Сабантуй Праздник Сабантуй известен в нашей стране и за ее пределами. И хотя Сабантуй – мусульманский праздник, но за свою многовековую историю он приобрел столько поклонников, что поистине может называться народным. Сабантуй – сельский праздник и отмечается он в честь окончания весенних полевых работ.

Слайд 21
Описание слайда:
Сабантуй («сабан туе») в переводе означает «праздник плуга». Он не имеет точной календарной даты, все зависит от времени окончания посева. Сабантуй восславляет природу, труд землепашца. Обычно во время праздника, который длится 3 – 5 дней, проводятся сельские ярмарки, свадьбы, молодежные гулянья. Среди обрядов Сабантуя – коллективное угощение кашей, сбор детьми крашеных яиц. В комплекте игр и состязаний – конные скачки, прыжки в длину, лазание по гладкому столбу за укрепленным на верхней перекладине призом, бой мешками на бревне и многое другое. Сабантуй («сабан туе») в переводе означает «праздник плуга». Он не имеет точной календарной даты, все зависит от времени окончания посева. Сабантуй восславляет природу, труд землепашца. Обычно во время праздника, который длится 3 – 5 дней, проводятся сельские ярмарки, свадьбы, молодежные гулянья. Среди обрядов Сабантуя – коллективное угощение кашей, сбор детьми крашеных яиц. В комплекте игр и состязаний – конные скачки, прыжки в длину, лазание по гладкому столбу за укрепленным на верхней перекладине призом, бой мешками на бревне и многое другое.

Слайд 22
Описание слайда:
Пусть мы такие разные – Пусть мы такие разные – У нас одна семья. И дружба народов Не просто слова, Дружба народов На все времена. Пусть на нашей планете Исчезнет вражда, Пусть мирные звезды над небом горят И дружба не знает границ и преград

Слайд 23
Описание слайда:
Список источников Материалы Саратовского областного этнографического музея. Названа самая "молодая" национальность в Саратовской области (http://www.sarinform.ru/news/2013/02/06/91116 ) Татары Саратовской области (www.rtnkaso.ru ) Татарский дом (http://www.tatworld.ru/article.shtml?article=384&section=0&heading=0)


Скачать презентацию на тему Татары в Саратовской области можно ниже:

Похожие презентации