Юрий Анатольевич Иванов Рассказ «Знамя полка»

Содержание


Презентации» Литература» Презентация Юрий Анатольевич Иванов Рассказ «Знамя полка»
Юрий Анатольевич Иванов
 Юрий Анатольевич Иванов
 Рассказ «Знамя полка»В 5 классе вы читали повесть Юрия Анатольевича Иванова «Крылатая Анюта»
Рассказ «Знамя полка» написан в 1969году и напечатан в 1972 вПрототип
 Был ли прототип у героя рассказа?
 Да. Василий Мельников, фронтовик-инвалид.Иллюстрация к р. «Знамя полка»Композиция рассказа
   На какие части по содержанию можно разделитьВ содержании рассказа две части: изображение жизни героя Романа Сизова до1 часть
 Какие эпизоды из довоенной жизни ты считаешь самыми интереснымиПеречитаем эпизод
 
  «Медведь рявкнул, встал на дыбы и пошёлРомка знал, что ему надо победить, чтобы не принести горе Катюше.Что ещё помогло Роману в его довоенной жизни приготовиться к тяжёлымКогда Ромка стал ходить в школу, то на всю жизнь полюбил2 часть
 Какое задание получил Роман Сизов с товарищами? Почему ониСоставьте план для краткого пересказа событий, которые начинаются словами: «Ромка иплан
 1.Гибель товарищей.
 2.Знамя спрятано.
 3.Неравная схватка.
 4.Допрос.
 5.Поединок с чемпиономПоработаем с текстом. «Лакуна» (пропуск в тексте)
 Фашисты продолжали __________, светомФашисты _______на него по одному, по трое. Ромка сбивал их ____________,_______,У автора так
        Как писатель показал, что, даже оказавшись один в окружении фашистов, русскийКогда Ромку заставили бороться с «победителем армии фюрера», он решает: «БудуПодумай.
   Роман Сизов оказался в сложнейшей ситуации, когда для«Чтобы вынести знамя, чтобы увидеть далекую сибирскую тайгу и Катюшу, нужноПодумай над образом героя
  Какие качества в характере героя хочетЛюбовь к Родине (патриотизм: патрия – латинский - родина)
 Любовь кВы прочитали рассказ о подвиге. Подумайте, что же такое подвиг? 
Из толкового словаря
 «Подвиг – героический, самоотверженный поступок.»
 Но героизм –Смысл рассказа
 Мы видим, что для автора важно показать не толькоСмысл рассказа
 Если бы русские люди не были готовы к войнеПоэт  Юрий Анатольевич Иванов
 Юрий Анатольевич Иванов пишет не только«О жизнь, тебя боготворю!»
 О жизнь, тебя боготворю!
 Как сердце радугой…Земля, как много над тобой 
 …Земля, как много над тобойПодумаем
 Каким чувством проникнуто это стихотворение?
 Какими языковыми средствами рождается данное«Крылатые люди» (отрывок)
 О, как всё просто под луной,
 И какВ чем смысл этого стихотворения?
 В чем смысл этого стихотворения?
 Как



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Юрий Анатольевич Иванов Юрий Анатольевич Иванов Рассказ «Знамя полка»


Слайд 2
Описание слайда:
В 5 классе вы читали повесть Юрия Анатольевича Иванова «Крылатая Анюта» Юрий Анатольевич долго жил в Шушенском. Он был директором этнографического музея-заповедника. Потом переехал в Сизую, где создавал музей своего друга, Ивана Сергеевича Ярыгина, и был его первым директором. Все годы Юрий Анатольевич писал стихи, рассказы, очерки о людях, рядом с которыми жил и работал.

Слайд 3
Описание слайда:
Рассказ «Знамя полка» написан в 1969году и напечатан в 1972 в шушенской газете «Ленинская искра» Интервью с автором. - Почему был написан рассказ? - Тогда (после войны прошло 25 лет) военная тема была близка всем. Участники войны не считали себя героями. После фронта взялись за строительство. Поэтому кому-то надо было сохранить память о их подвигах. Молодёжь возглавила движение «Никто не забыт, ничто не забыто!» Собирали фронтовые письма, награды, воспоминания, создавали музеи.

Слайд 4
Описание слайда:
Прототип Был ли прототип у героя рассказа? Да. Василий Мельников, фронтовик-инвалид. Я слышал его рассказы о фронте в Балахте, на моей малой родине в детские годы. В военной биографии Василия Мельникова был и поединок с немцем, и знамя, и переправа через реку раненым, и спасение.

Слайд 5
Описание слайда:
Иллюстрация к р. «Знамя полка»

Слайд 6
Описание слайда:
Композиция рассказа На какие части по содержанию можно разделить рассказ?

Слайд 7
Описание слайда:
В содержании рассказа две части: изображение жизни героя Романа Сизова до войны; В содержании рассказа две части: изображение жизни героя Романа Сизова до войны; описание подвига Романа на фронте.

Слайд 8
Описание слайда:
1 часть Какие эпизоды из довоенной жизни ты считаешь самыми интересными и яркими? Зачем автор вносит их в рассказ? Почему Роман смог победить медведя?

Слайд 9
Описание слайда:
Перечитаем эпизод «Медведь рявкнул, встал на дыбы и пошёл на маленького, по сравнению с ним, человека. Ромка вскинул ружьё, нажал спуск, но механизм предал его - осечка, а потом ещё осечка. Он знал, что шатун не пощадит. Бежать было невозможно - догонит. Медведь был уже в пяти шагах от него. Но Ромку обожгла мысль: «А Катюша?». Он сорвал с головы меховую шапку и ловко бросил её прямо в передние лапы медведя. Зверь на несколько секунд отвлёкся. За эти секунды Ромка успел выхватить нож и, нырнув под медведя, ударить его прямо в сердце».

Слайд 10
Описание слайда:
Ромка знал, что ему надо победить, чтобы не принести горе Катюше. Он считал, что надо бороться до конца, не сдаваться. Это давало ему силы, стремление действовать, уверенность в себе. И в трудной ситуации пригодились его находчивость, ловкость, сила. Ромка знал, что ему надо победить, чтобы не принести горе Катюше. Он считал, что надо бороться до конца, не сдаваться. Это давало ему силы, стремление действовать, уверенность в себе. И в трудной ситуации пригодились его находчивость, ловкость, сила.

Слайд 11
Описание слайда:
Что ещё помогло Роману в его довоенной жизни приготовиться к тяжёлым фронтовым испытаниям? Что ещё помогло Роману в его довоенной жизни приготовиться к тяжёлым фронтовым испытаниям?

Слайд 12
Описание слайда:
Когда Ромка стал ходить в школу, то на всю жизнь полюбил уроки быстрого движения, смекалки и силы. По пятам ходил за учителем, и тот постепенно стал готовить из него атлета. Ромка приходил к нему домой и до пота упражнялся с гирями. Сверчевский научил его приемам борьбы, бокса, акробатики. Пришло время, и Ромка, тайком от родителей, стал купаться с учителем в проруби. В деревне ему уже не находилось равных в борьбе. Клал на лопатки и парней, и кряжистых мужиков, которые, подвыпив, хвастали своей силой. Когда Ромка стал ходить в школу, то на всю жизнь полюбил уроки быстрого движения, смекалки и силы. По пятам ходил за учителем, и тот постепенно стал готовить из него атлета. Ромка приходил к нему домой и до пота упражнялся с гирями. Сверчевский научил его приемам борьбы, бокса, акробатики. Пришло время, и Ромка, тайком от родителей, стал купаться с учителем в проруби. В деревне ему уже не находилось равных в борьбе. Клал на лопатки и парней, и кряжистых мужиков, которые, подвыпив, хвастали своей силой.

Слайд 13
Описание слайда:
2 часть Какое задание получил Роман Сизов с товарищами? Почему они оказались на вражеском берегу?

Слайд 14
Описание слайда:
Составьте план для краткого пересказа событий, которые начинаются словами: «Ромка и два его товарища благополучно добрались до нужных координат. Минут через десять они нашли знамя». Составьте план для краткого пересказа событий, которые начинаются словами: «Ромка и два его товарища благополучно добрались до нужных координат. Минут через десять они нашли знамя».

Слайд 15
Описание слайда:
план 1.Гибель товарищей. 2.Знамя спрятано. 3.Неравная схватка. 4.Допрос. 5.Поединок с чемпионом армии фюрера. 6. «Надо что-то придумать…» 7.В ледяной воде. 8.Спасительная лодка.

Слайд 16
Описание слайда:
Поработаем с текстом. «Лакуна» (пропуск в тексте) Фашисты продолжали __________, светом ракет уничтожая спасительную для разведчика темноту. Чтобы____________, Ромка вытащил из-за пазухи знамя, сунул ____________и присыпал землей. Двое фашистов бросились на него сзади. Одного Ромка___________ножом, другого болевым приемом. Теперь, ___________, разведчик бросился к реке.

Слайд 17
Описание слайда:
Фашисты _______на него по одному, по трое. Ромка сбивал их ____________,_______, _______, ___________. ____________такой ловкостью и силой, некоторые отскакивали в сторону, предоставляя право получать увечья более храбрым. Фашисты _______на него по одному, по трое. Ромка сбивал их ____________,_______, _______, ___________. ____________такой ловкостью и силой, некоторые отскакивали в сторону, предоставляя право получать увечья более храбрым. Когда гитлеровцы поняли, что перед ними какой-то _________человек, они __________в кольцо и стали медленно его__________. Ромка понял, что ему не уйти, и с еще большим _____________ ____________выскакивающих к нему смельчаков. И тут на него бросилось несколько человек. Но и они не могли повалить русского парня. Он стоял крепко, ____

Слайд 18
Описание слайда:
У автора так У автора так Фашисты продолжали паниковать, светом ракет уничтожая спасительную для разведчика темноту. Чтобы не рисковать, Ромка вытащил из-за пазухи знамя, сунул под валун и присыпал землей. Его заметили. Двое фашистов бросились на него сзади. Одного Ромка успокоил ножом, другого болевым приемом. Теперь, не маскируясь, разведчик бросился к реке. Фашисты лезли на него по одному, по трое. Ромка сбивал их кулаками, ножом, головой, ногами. Ошарашенные такой ловкостью и силой, некоторые отскакивали в сторону, предоставляя право получать увечья более храбрым. Когда гитлеровцы поняли, что перед ними какой-то необычный человек, они сомкнулись в кольцо и стали медленно его сжимать. Ромка понял, что ему не уйти, и с еще большим ожесточением ломал выскакивающих к нему смельчаков. Ромка напружинился, готовый к последнему броску. И тут же на него бросилось несколько человек. Но и они не могли повалить русского парня. Он стоял крепко, как сибирский кедр.

Слайд 19
Описание слайда:
Как писатель показал, что, даже оказавшись один в окружении фашистов, русский разведчик не теряет присутствия духа (подбери синоним к этому выражению). Как писатель показал, что, даже оказавшись один в окружении фашистов, русский разведчик не теряет присутствия духа (подбери синоним к этому выражению).

Слайд 20
Описание слайда:
Когда Ромку заставили бороться с «победителем армии фюрера», он решает: «Буду бороться, может, какая польза выйдет Когда Ромку заставили бороться с «победителем армии фюрера», он решает: «Буду бороться, может, какая польза выйдет

Слайд 21
Описание слайда:
Подумай. Роман Сизов оказался в сложнейшей ситуации, когда для другого человека не было бы никакой надежды остаться в живых и спасти знамя. А у него, у сибирского парня, всё получилось. Что помогло ему? Как об этом говорит автор?

Слайд 22
Описание слайда:
«Чтобы вынести знамя, чтобы увидеть далекую сибирскую тайгу и Катюшу, нужно победить его», - думал Ромка. Он смело нырнул под офицера, как когда-то под медведя… «Чтобы вынести знамя, чтобы увидеть далекую сибирскую тайгу и Катюшу, нужно победить его», - думал Ромка. Он смело нырнул под офицера, как когда-то под медведя… Судьба знамени и судьба полка зависели только от него, разведчика Романа Сизова. «Шлепнут сейчас, и никто добрым словом не помянет, - рассуждал он обостренным сознанием. - Растяпа, скажут, а то еще хуже. Ведь целый полк опозорю, расформируют... А что домой напишут?.. Нет, надо что-то придумать...»

Слайд 23
Описание слайда:
Подумай над образом героя Какие качества в характере героя хочет подчеркнуть писатель?

Слайд 24
Описание слайда:
Любовь к Родине (патриотизм: патрия – латинский - родина) Любовь к Родине (патриотизм: патрия – латинский - родина) Верность присяге. Чувство ответственности перед боевыми товарищами. Мужество и готовность к самопожертвованию. Понимание, что надо идти до конца, то есть использовать все возможности.

Слайд 25
Описание слайда:
Вы прочитали рассказ о подвиге. Подумайте, что же такое подвиг? Вы прочитали рассказ о подвиге. Подумайте, что же такое подвиг? Чем героический поступок отличается от других поступков людей?

Слайд 26
Описание слайда:
Из толкового словаря «Подвиг – героический, самоотверженный поступок.» Но героизм – это не просто отчаянная храбрость. Подвигом называют героический поступок, который совершается для людей и связан с самопожертвованием, то есть с жертвованием своими интересами ради других.

Слайд 27
Описание слайда:
Смысл рассказа Мы видим, что для автора важно показать не только то, как совершается подвиг, но и то, почему человек смог победить в сложнейшей ситуации, собрав все свои физические и духовные силы. Писатель считает, что человек должен быть готов к совершению подвига. Героями не рождаются – героями становятся. К подвигу человек готовит себя с детства и всю жизнь. Герои остаются в памяти живых.

Слайд 28
Описание слайда:
Смысл рассказа Если бы русские люди не были готовы к войне физически, они не смогли бы победить. ( об этом говорит довоенное прошлое героя) До войны молодёжь занималась в оборонно-массовых обществах «ГТО» - «Готов к труду и обороне»

Слайд 29
Описание слайда:
Поэт Юрий Анатольевич Иванов Юрий Анатольевич Иванов пишет не только рассказы и повести, то есть прозу, но и стихи. Он поэт. О чём его стихи? Читайте и думайте.

Слайд 30
Описание слайда:
«О жизнь, тебя боготворю!» О жизнь, тебя боготворю! Как сердце радугой играет! Я гимны радости пою И землю милую молю: Пусть никогда не умирает! Пусть светлым звоном серебра Поют в лесах святые птицы… Благословенная игра! И всем влюблённым до утра Весною пусть не спится…

Слайд 31
Описание слайда:
…Земля, как много над тобой …Земля, как много над тобой Мечей зависло ядовитых, И если грянет адов бой… Но верь: спасёт тебя любовь! Не улетай с её орбиты!

Слайд 32
Описание слайда:
Подумаем Каким чувством проникнуто это стихотворение? Какими языковыми средствами рождается данное чувство? Во что верит поэт?

Слайд 33
Описание слайда:
«Крылатые люди» (отрывок) О, как всё просто под луной, И как под мудрым солнцем сложно: Пойми же, человек чудной, Талантливый – он как святой. Жить без талантов невозможно. …Молюсь от имени землян: Людей крылатых шлите, Боги! Без них темно и по утрам, Без них не жить двуногим нам И не найти из тьмы дороги.

Слайд 34
Описание слайда:
В чем смысл этого стихотворения? В чем смысл этого стихотворения? Как поэт Иванов воспринимает жизнь? Что он считает самым важным в ней?


Презентация на тему Юрий Анатольевич Иванов Рассказ «Знамя полка» доступна для скачивания ниже:

Похожие презентации