Зачем нужны обращения

Содержание


Презентации» Русский язык» Презентация Зачем нужны обращения
Сочинение-рассуждение  на лингвистическую тему «ЗАЧЕМ НУЖНЫ  ОБРАЩЕНИЯ?»
 Из опытаТип урока: урок применения знаний,  развитие речи.
  
 
ГИА, задание С2.1Что же такое обращение?
 Обращение- это слово или сочетание слов, называющееФУНКЦИИ ОБРАЩЕНИЙОсобенности обращенийВыделение обращений
  *Обращения вместе со всеми относящимися к ним словамиВНИМАНИЕ!Укажем предложения с обращениями
 Жизнь прекрасна.
 Жизнь, как ты прекрасна!
 ЧтоОсобые случаи!Исключения 
 Личные местоимения ты и вы могут сами по себеУпотребим обращения
 1. Научись использовать обращения в различных речевых ситуациях:
 разговорНапишем сочинение-рассуждение
       Тема: «Зачем нужныРабота с текстом
 Выписываем обращения.
     (1) ЯРабота с обращениями 
 Определяем значение обращений, их роль в тексте.
Работа с обращениями
     Группируем обращения.
 1. ОтношениеПодготовка к рассуждению.
 ОПОРА
 Запишите вопрос задания: «Прав ли Витя, утверждая,Композиция сочиненияВарианты вступления
 Начать можно с
 1) фразы, принадлежащей герою дискуссии, иОсновная часть
 Виды аргументов:
 1) прямое доказательство (прямое указание на необходимостьВывод
 В заключение сочинения возможно использование следующих клише 
 Все сказанноеТребования к экзаменационному сочинению-рассуждению
 Вы можете писать работу в научном илиВариант сочинения
      Я не могу согласитьсяДомашнее задание:
 Пользуясь алгоритмами написания сочинения- рассуждения и вариантом готового сочинения,Литература 
 Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «ЗАЧЕМ НУЖНЫ ОБРАЩЕНИЯ?» Из опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ Бужаниновская СОШ Сергиево-Посадского района Московской области Бурак О.В.


Слайд 2
Описание слайда:
Тип урока: урок применения знаний, развитие речи. Цель: обучение школьников написанию сочинения- рассуждения на лингвистическую тему «Зачем нужны обращения?»в рамках подготовки к ГИА. Задачи: Формирование умения характеризовать синтаксические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями за счет осмысления основных функция обращений. Формирование умения составлять собственное высказывание на лингвистическую тему, пользуясь алгоритмами и вариантом сочинения. Развитие творческой, речевой и мыслительной активности.

Слайд 3
Описание слайда:
ГИА, задание С2.1

Слайд 4
Описание слайда:
Что же такое обращение? Обращение- это слово или сочетание слов, называющее того к кому обращена речь.

Слайд 5
Описание слайда:
ФУНКЦИИ ОБРАЩЕНИЙ

Слайд 6
Описание слайда:
Особенности обращений

Слайд 7
Описание слайда:
Выделение обращений *Обращения вместе со всеми относящимися к ним словами выделяются запятыми. Рисуй, художник вдохновенный, картины родины моей. *Если обращение , стоящее в начале предложения, должно произноситься с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак. Мой друг! Отчизне посвятим Души прекрасные порывы. *Частица о, стоящая перед обращением, не отделяется от него никаким знаком. Разбуди меня завтра рано, о моя терпеливая мать. *Однородные обращения, соединенные союзом и или да, запятой не разделяются. Здравствуйте, хлопцы да девчата!

Слайд 8
Описание слайда:
ВНИМАНИЕ!

Слайд 9
Описание слайда:
Укажем предложения с обращениями Жизнь прекрасна. Жизнь, как ты прекрасна! Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? Под окном склонила ветки тонкая рябина. Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь. О Волга, колыбель моя. Широко раскинулась матушка Волга. Распахни мне объятья свои , густолистый развесистый лес. Лес теснее сомкнул свои ряды.

Слайд 10
Описание слайда:
Особые случаи!

Слайд 11
Описание слайда:
Исключения Личные местоимения ты и вы могут сами по себе выполнять функцию обращения, заменяя собой название лица, к которому обращена речь. В этом случае они выделяются запятыми. Пример: Эй, ты, не спи!

Слайд 12
Описание слайда:
Употребим обращения 1. Научись использовать обращения в различных речевых ситуациях: разговор по телефону; поздравление; деловое письмо. 2. Правильно распространите обращения.

Слайд 13
Описание слайда:
Напишем сочинение-рассуждение Тема: «Зачем нужны обращения?»

Слайд 14
Описание слайда:
Работа с текстом Выписываем обращения. (1) Я не мог спорить с Савельичем. (2)Деньги, по моему обещанию, находились в полном его распоряжении. -(3)Хорошо,- сказал я хладнокровно, если не хочешь дать полтину, то вынь ему что-нибудь из моего платья. (4)Он одет слишком легко.(5) Дай ему мой заячий тулуп. -(6)Помилуй, батюшка Петр Андреич! -сказал Савельич. –(7)Зачем ему твой заячий тулуп? (8)Он его пропьет, собака, в первом кабаке. -(9)Это, старинушка, уж не твоя печаль, -сказал мой бродяга, -пропью ли я или нет. (10)Его благородие мне жалует шубу с своего плеча: его на то барская воля, а твое холопье дело не спорить, а слушаться. -(11)Бога ты не боишься, разбойник! -отвечал ему Савельич сердитым голосом.- (12)Ты видишь, что дитя ещё не смыслит, а ты его и рад обобрать, простоты его ради. (13)Зачем тебе барский тулупчик? (14)Ты и не напялишь его на свои плечища. -(15)Прошу не умничать,- сказал я своему дядьке,- сейчас неси сюда тулуп. -(16)Господи Владыка!- простонал мой Савельич.- заячий тулуп почти новенький! (17)И добро бы кому, а то пьянице оголтелому!

Слайд 15
Описание слайда:
Работа с обращениями Определяем значение обращений, их роль в тексте. Батюшка Петр Андреич. (Привлечь внимание к собеседнику, побудить его слушать). Собака. (Выразить отношение к говорящему) Старинушка. (Отразить речевую культуру человека) Разбойник (Выразить отношение к говорящему) Господи Владыка. (Отразить речевую культуру человека)

Слайд 16
Описание слайда:
Работа с обращениями Группируем обращения. 1. Отношение говорящего к собеседнику: разбойник, собака. 2. Привлечение внимания к собеседнику, побуждение к слушанию: батюшка Петр Андреич. 3. Отражение речевой культуры человека: старинушка, Господи Владыка

Слайд 17
Описание слайда:
Подготовка к рассуждению. ОПОРА Запишите вопрос задания: «Прав ли Витя, утверждая, что обращения не нужны в нашей речи?» Запишите ответ на него: «Я считаю, что обращения имеют важное значение в нашей речи». Запишите ПОТОМУ ЧТО и подберите аргументы, иллюстрируя их примерами из текста.

Слайд 18
Описание слайда:
Композиция сочинения

Слайд 19
Описание слайда:
Варианты вступления Начать можно с 1) фразы, принадлежащей герою дискуссии, и её комментария; 2) согласия или несогласия с одним из участников лингвистического спора; 3) вопроса; 4) собственного высказывания; 5) предложения, констатирующего актуальность темы.

Слайд 20
Описание слайда:
Основная часть Виды аргументов: 1) прямое доказательство (прямое указание на необходимость явления); 2)доказательство от противного (что произошло бы, если бы явление отсутствовало?). Способы грамматической связи : вводные слова: во-первых, во-вторых… союзы: однако, хотя, потому что, так как, для того чтобы… лексические, местоимённые повторы; синонимы.

Слайд 21
Описание слайда:
Вывод В заключение сочинения возможно использование следующих клише Все сказанное позволяет сделать следующий вывод… Подводя итог сказанному, можно сделать вывод… Можно убедиться в том, что…; В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что… Примеры из текста стали убедительным доказательством того, что… Следовательно, таким образом, итак, в заключение, как видим…

Слайд 22
Описание слайда:
Требования к экзаменационному сочинению-рассуждению Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане. Вы можете писать работу от своего имени или от имени Вити. Работа должна отличаться смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - отсутствие логических ошибок, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста. Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. (Из демоверсии)

Слайд 23
Описание слайда:
Вариант сочинения Я не могу согласиться с Витей, который утверждает, что обращения- это избыточная информация, которая только мешает нам. Уверена, что их можно сделать своими друзьями, которые помогут привлечь внимание собеседника и побудить его слушать, выразить отношения к говорящему, указать на степень родства и социальный статус человека, олицетворить неодушевленные предметы, отразить речевую культуру человека. Хорошими помощниками стали обращения писателю А.С.Пушкину в повести «Капитанская дочка». В 8-м и 11-м предложениях по обращениям :собака и разбойник мы понимаем, как относится Савельич к вожатому. В предложении №9 благодаря обращению «старинушка», мы можем сказать о речевой культуре человека. А в предложении № 6 обращение служит для привлечения внимания к собеседнику ( батюшка Петр Андреич). Примеры из текста являются убедительным доказательством того, что без обращений нам не обойтись.

Слайд 24
Описание слайда:
Домашнее задание: Пользуясь алгоритмами написания сочинения- рассуждения и вариантом готового сочинения, допишите свою работу. Удачи!

Слайд 25
Описание слайда:
Литература Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. М.: Просвещение, 2008. Дейкина А.Д., Журавлева Л.И., Пахнова Т.М. Практикум по русскому языку. – М.: Вербум, 2004. Демонстрационный вариант экзаменационной работы для проведения в 2011 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009. Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к итоговой аттестации: учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации. – Ростов н/Д: Легион, 2008. Сиденко Н.В. Русский язык. 8 класс: Поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2005. Хлебинская Г.Ф. Русский язык. 11 класс. Синтаксис простого и сложного предложения. – М.: ОНИКС 21 век, 2009.


Презентация на тему Зачем нужны обращения доступна для скачивания ниже:

Похожие презентации