Зарождение и развитие педагогической традиции в Древней Руси и Московском государстве (X-XVI вв.)

Содержание


Презентации» Педагогика» Презентация Зарождение и развитие педагогической традиции в Древней Руси и Московском государстве (X-XVI вв.)
Презентацию подготовила 
 учитель МБОУ «Верх-Обская СОШ им. М. С. Евдокимова»
Воспитательные традиции Древней Руси.За длительное время своей истории славяне выработали свою практику воспитания, создалиТруд- основа жизни славян.       Забота о здоровье и физическом развитии детей имела особое значение.
 СредстваИсторические предания, легенды, былины воспитывали гордость за своё отечество, формировали патриотическоеПедагогическое наследие древних славян- устное народное творчество.
 Песни   Первые нравственные заповеди детства: 
 -почитание старших;
 - главенствующая роль отца;
Византийское влияние. 
     
 Принятие христианства.Важнейшей основой просвещения на Руси послужила христианская вера ( дата крещенияВладимир Равноапостольский ставил по городам церкви и повелел отдавать детей «наПервоначальные русские школы имели две цели: приготовить для церкви сведущих служителейШколы получили значение как христианские, педагогические и благотворительные учреждения.
 Внутреннее устройствоДисциплина в древнерусской школе была разумная и кроткая.
 Учителя назывались книжниками,Учебные пособия: патерики  (жизнеописание разных святых); изборники; повести и рассказыПервый педагогический памятник – «Поучение» Владимира Мономаха.
 Владимир Мономах (1053-1125) –Владимир Мономах в «Поучении» выделяет три идеи: отношение к Богу, отношенияМономах считал, что успех воспитания зависит от совокупности многообразных воспитательных средствРазвитие образования в Московском государстве.Татарское нашествие истребило первые успехи образованности и христианского общежития, повсеместно принизилоВ монастырях притаились остатки книжного образования и нравственных сил, которые поддерживалиРусь, отрезанная татарами от Византии, а Польшей- от образованной Европы всёС XV в. в борьбе с татарами окрепла Москва и понемногуНовгородский епископ Геннадий хлопочет об учреждении начальных училищ, чтобы обучать священников.Максим Грек (1480-1556) исправляет испорченные безграмотными писцами богослужебные книги и стараетсяЦарь Иван Васильевич на Стоглавом соборе (1551) повелевает:
 -по всем городамВ 1553 году, благодаря энергичному ходатайству перед царем митрополита Макария, появляетсяОдним из выдающихся произведений русской литературы XVI в., являвшегося основным сводом«Домострой» вобрал в себя многовековой уклад, традиции, опыт русской семьи, сохранилЮго-западная Русь, составившая с Литвою Великое Княжество Литовское, опередила северо-восточную РусьС 1569 года начало решительно проявляться польское влияние – в смыслеЦерковные братства: Львовское, Киевское, Луцкое и др. стали заводить училища (братскиеПервое из этих училищ было основано в Остроге князем Константином ОстрожскимВ 1589 году было учреждено высшее училище «Школа эллино-славянского и латино-польскогоСпасибо за внимание!



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Презентацию подготовила учитель МБОУ «Верх-Обская СОШ им. М. С. Евдокимова» Ларионова Е.А.


Слайд 2
Описание слайда:
Воспитательные традиции Древней Руси.

Слайд 3
Описание слайда:
За длительное время своей истории славяне выработали свою практику воспитания, создали свою культуру, которая выросла из глубин трудовой жизни народа.

Слайд 4
Описание слайда:
Труд- основа жизни славян. Детей рано включали в трудовую деятельность, воспитывали трудолюбие, развивали трудовые умения и навыки.

Слайд 5
Описание слайда:
Забота о здоровье и физическом развитии детей имела особое значение. Средства физического воспитания: - закаливание; - подвижные игры; - физический труд.

Слайд 6
Описание слайда:
Исторические предания, легенды, былины воспитывали гордость за своё отечество, формировали патриотическое сознание. В подвигах героев подрастающее поколение находило проявление лучших духовных качеств человека.

Слайд 7
Описание слайда:
Педагогическое наследие древних славян- устное народное творчество. Песни Потешки Сказки Загадки Пословицы Былины Глубочайший нравственный смысл этих произведений служит фундаментом, на котором строится эстетический мир ребенка.

Слайд 8
Описание слайда:
Первые нравственные заповеди детства: -почитание старших; - главенствующая роль отца; -уважение к матери; -осознание сыновнего долга; -обязанность беречь достоинство; - быть благодарным людям.

Слайд 9
Описание слайда:
Византийское влияние. Принятие христианства.

Слайд 10
Описание слайда:
Важнейшей основой просвещения на Руси послужила христианская вера ( дата крещения Руси 988г.). Она определила нравственный характер народной жизни. Христианская вера сообщила религиозно-церковное направление русской жизни.

Слайд 11
Описание слайда:
Владимир Равноапостольский ставил по городам церкви и повелел отдавать детей «на учение книгам». Ярослав Мудрый покровительствовал учению книжному. При нём начинаются на Руси монастыри с училищами.

Слайд 12
Описание слайда:
Первоначальные русские школы имели две цели: приготовить для церкви сведущих служителей и научить русских людей догмам веры и христианской нравственности. Обучение велось и в мужских, и в женских монастырях. В монастырях получали христианское воспитание и «книжное образование» сироты и дети бедных родителей.

Слайд 13
Описание слайда:
Школы получили значение как христианские, педагогические и благотворительные учреждения. Внутреннее устройство школ и училищ соответствовало византийским образцам, первые учителя были, по преимуществу, греки.

Слайд 14
Описание слайда:
Дисциплина в древнерусской школе была разумная и кроткая. Учителя назывались книжниками, уставодержателями, учительными людьми. Учитель был не то, что специалист по части обучения, а близкий народу человек, влиятельное лицо, наставник. Учебные предметы: псалтырь, церковное пение и письмо.

Слайд 15
Описание слайда:
Учебные пособия: патерики (жизнеописание разных святых); изборники; повести и рассказы полуисторического, полусказочного содержания; хождения по святым землям; пчелы – сборники отрывочных научных сведений, поучений, афоризмов, замечаний мудрецов и поэтов; азбуковники – род энциклопедий, лексиконов и справочных книг по всевозможным отраслям знаний.

Слайд 16
Описание слайда:
Первый педагогический памятник – «Поучение» Владимира Мономаха. Владимир Мономах (1053-1125) – внук Ярослава Мудрого, Великий Киевский Князь, государственный деятель, писатель Древней Руси.

Слайд 17
Описание слайда:
Владимир Мономах в «Поучении» выделяет три идеи: отношение к Богу, отношения между властью и её подданными , отношения человека к самому себе и взаимоотношения между людьми. Главное средство воспитания детей Мономах считал образование: « Не забывайте того хорошего, что вы умеете, а чего не умеете, тому учитесь».

Слайд 18
Описание слайда:
Мономах считал, что успех воспитания зависит от совокупности многообразных воспитательных средств , включающих этикет, манеры и тон поведения. Князь разработал систему военно-физического воспитания, которая развивает волевые и нравственные качества человека. Владимир Мономах призывал помнить, что лишь добрые дела спасут людей.

Слайд 19
Описание слайда:
Развитие образования в Московском государстве.

Слайд 20
Описание слайда:
Татарское нашествие истребило первые успехи образованности и христианского общежития, повсеместно принизило дух русских людей.

Слайд 21
Описание слайда:
В монастырях притаились остатки книжного образования и нравственных сил, которые поддерживали в русских людях бодрость и надежду на спасение. С XIV в. летописцы совершенно не упоминали о школах и училищах.

Слайд 22
Описание слайда:
Русь, отрезанная татарами от Византии, а Польшей- от образованной Европы всё больше и больше усваивала черты азиатских нравов. Уменьшилась грамотность не только в простом народе, но даже в духовенстве и среди князей и бояр. В XV в. невозможно было получить образование , так как не было училищ.

Слайд 23
Описание слайда:
С XV в. в борьбе с татарами окрепла Москва и понемногу сделалась новым средоточием политической силы. В северо- восточной Руси начинаются решительные попытки выйти из долгого невежественного застоя.

Слайд 24
Описание слайда:
Новгородский епископ Геннадий хлопочет об учреждении начальных училищ, чтобы обучать священников. В 1499 г. Геннадий собирает и составляет полный список книг Святого Писания.

Слайд 25
Описание слайда:
Максим Грек (1480-1556) исправляет испорченные безграмотными писцами богослужебные книги и старается исправить нравы духовенства. Князь Андрей Курбский убеждает московских бояр не чуждаться науки и не бояться книг.

Слайд 26
Описание слайда:
Царь Иван Васильевич на Стоглавом соборе (1551) повелевает: -по всем городам ставить грамотных и нравственно-благонадёжных священников, у которых в домах и завести училища, чтобы все правильные христиане отдавали им своих детей в учение; -завести грамотных писцов, дурные списки отобрать, сверить с хорошими переводами, переписать без ошибок и разослать по всем церквам.

Слайд 27
Описание слайда:
В 1553 году, благодаря энергичному ходатайству перед царем митрополита Макария, появляется первая типография в Москве.

Слайд 28
Описание слайда:
Одним из выдающихся произведений русской литературы XVI в., являвшегося основным сводом нравственных норм и правил многих поколений, была «Книга, называемая Домостроем, которая содержит в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину – и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам», - таково полное название этого уникального труда.

Слайд 29
Описание слайда:
«Домострой» вобрал в себя многовековой уклад, традиции, опыт русской семьи, сохранил немало ценного, практически полезного для современного человека, семьи, общества.

Слайд 30
Описание слайда:
Юго-западная Русь, составившая с Литвою Великое Княжество Литовское, опередила северо-восточную Русь в образованности. В связи с близостью к Польше и Европе, юго-западная Русь легко заимствовала оттуда научное образование и европейские понятия и обычаи.

Слайд 31
Описание слайда:
С 1569 года начало решительно проявляться польское влияние – в смысле порабощения русской народности, подчинения русского языка польскому, а православия – католицизму. Одиночные усилия не могли остановить поработителей. Понадобились другие средства – общественные.

Слайд 32
Описание слайда:
Церковные братства: Львовское, Киевское, Луцкое и др. стали заводить училища (братские школы) и в них стали давать такое знание, с помощью которого можно было подготовить надежных противников враждебной православию религии.

Слайд 33
Описание слайда:
Первое из этих училищ было основано в Остроге князем Константином Острожским в 1580 году. В 1580-1581 гг. в типографии при училище была напечатана первая полная славянская Библия.

Слайд 34
Описание слайда:
В 1589 году было учреждено высшее училище «Школа эллино-славянского и латино-польского письма» при Богоявленской церкви в Киеве. Здесь главным деятелем был митрополит юго-западной Руси Пётр Могила. В 1631 году школа стала называться Киево-Могилянской академией, а с 1701 года – Киевской академией.

Слайд 35
Описание слайда:
Спасибо за внимание!


Презентация на тему Зарождение и развитие педагогической традиции в Древней Руси и Московском государстве (X-XVI вв.) доступна для скачивания ниже:

Похожие презентации