Здоровье ребенка: дефиниции, критерии, методология изучения презентация

Содержание


Презентации» Медицина» Здоровье ребенка: дефиниции, критерии, методология изучения
Здоровье ребенка: дефиниции, критерии, методология изучения
 Доцент С.Н.ШишацкаяАктуальность 
 За последние два десятилетия в Российской Федерации одним изАктуальность 
 В России наблюдается высокая распространенность регулярного курения, которая средиПонятие здоровья
 В Современной литературе существует более ста определений и подходовДефиниции здоровья
 Здоровье – полное физическое, психическое и социальное благополучие, аДефиниции здоровья
 Под нормой или здоровьем понимают такую форму жизнедеятельности организма,Составляющие здоровья
   Каждая составляющая играет свою определенную роль вЗдоровье ребенка-это
 отсутствие причин и факторов риска, препятствующих оптимальному развитию иЗдоровье ребенка
 Понятие здоровья ребёнка, несмотря на широкое использование в повседневномДефиниции Здоровья ребенка
  Здоровье ребёнка есть его индивидуальное физическое, психическое,Дефиниции здоровья ребёнка 
  определяемое здоровье ребёнка раскрывается через егоПродолжение 
 В приведённом определении отличительные особенности сущности детского здоровья рассматриваютсяОтправным пунктом для медико-социальной интерпретации здоровья является определение ВОЗ
 Здоровье –Оценка  здоровья
 Здоровье отдельного человека
 Групповое здоровье -здоровье малых социальныхОценка общественного здоровья
 Для оценки рекомендуются следующие показатели:
 Отчисление валового национальногоФакторы определяющие общественное здоровье
 Социально-экономические ( условия труда, жилищные условия, материальноеЗдоровье обусловлено
 В 50% и более- условиями и образом жизни 
Факторы,  влияющие на состояние здоровья детей
 Климато-географические 
 Экологические (20-25%)
Факторы, определяющие состояние здоровья детей
 Наследственность (20%)
 Токсические (курение, алкоголь, наркотики)Дети – это наши инвестиции в общество будущего. От их здоровьяОхрана здоровья детей
  Рассматривается как функция государства, реализуемая методами государственнойХорошее состояние здоровья детей и подростков является одним из источников социальногоС. М. Тромбах называет следующие признаки, определяющие здоровье:
  1) наличиеКРИТЕРИИ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА
  I группы здоровья 
  II физическое развитие (здесьМОНИТОРИНГ
 Мониторинг здоровья детского населения – это констатация данных, имеющихся вМОНИТОРИНГ
 Констатация состояния здоровья данной возрастной группы без дальнейших выводов;
 ЛонгитудинальныйПриказы Министерства здравоохранения
 Приказ МЗ СССР от 30.05.86 № 770 «ОПлановая диспансеризацияПлановая диспансеризацияПлановая диспансеризацияКомплексная оценка состояния   Критерии:  1. А - анамнезКомплексная оценка состояния здоровья  проводится согласно приказу МЗ РФ №I.НАСЛЕДСТВЕННЫЙ АНАМНЕЗ  Родословная должна содержать информацию о родственных отношениях вНАСЛЕДСТВЕННЫЙ АНАМНЕЗ  Оценка индекса отягощенности: от 0 до 0,2 -II.СОЦИАЛЬНЫЙ АНАМНЕЗ  1. Полнота семьи 2. Возраст родителей 3. ОбразованиеIII.БИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАМНЕЗ  1. Антенатальный период - возраст родителей - профессиональныеIII.БИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАМНЕЗ  2. Интранатальный период - патология беременной (нефропатия, преэклампсия,III.БИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАМНЕЗ  3. Неонатальный период (до 28 дней) - состояниеIII.БИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАМНЕЗ  4. Периоды грудного и раннего возраста - помесячныеЦентильный метод Коридор № 1 (до 3 центиля). Область «очень низкихСоматотип определяется по сумме трех коридоров. Сумма до 10 – микросомияМетод ориентировочных формул   ОКРУЖНОСТЬ ГОЛОВЫ  1. Дети первогоМетод ориентировочных формул   ОКРУЖНОСТЬ ГРУДИ  1. Дети 1-гоПрибавка длины и массы тела у детей первого года жизниНЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ  Основные линии нервно-психического развития детейНЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Группы НПРНЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕНЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕРезистентностьКритерии включения детей в группу часто болеющих (В.Ю.Альбицкий, А.А.Баранов)Для детей до 5-летнего возраста характерен Т-хелпер-2-тип иммунного ответаУровень функционирования основных систем организма
  — Критерий, характеризующий здоровье детейУровень функционирования основных систем организма
 При оценке функционального состояния организма детейОценка состояния здоровья детей и подростков проводится 
  на основеПериодичность профилактических осмотров детей и подростков ( декретированные сроки): 
 передЭтапы профилактического медицинского осмотра детей и подростков: 
 – Доврачебный. ПроводитсяГруппы здоровья 
 I группа. Здоровые дети – дети, не имеющиеГруппу здоровья определяет педиатр, учитывая осмотры специалистов
 При исследовании состояния здоровьяКомплексная оценка с определением группы здоровья проводится по совокупности перечисленных критериев.Первая (I) группа здоровья объединяет детей
  не имеющих отклонений поВторую (II) группу здоровья составляют также здоровые дети,
  но имеющиеДля отнесения детей раннего и дошкольного возраста ко II группе здоровьяТретья (III) группа здоровья
  объединяет больных детей с наличием хроническихЧетвертая (IV) группа включает в себя детей 
  с хроническимиПятая (V) группа –
 дети с тяжелыми хроническими заболеваниями, тяжелыми врожденнымиПри отнесении детей ко 2 – 5 группам здоровья не обязательноГруппы риска детей:
 (Методические рекомендации МЗ РСФСР 1988г, Иваново)
 1. НарушениеФорма заключения о состоянии здоровья ребенка включает:
 заключительный диагноз (основной иРегистрация результатов профилактических осмотров
 Индивидуальные данные о результатах профилактического осмотра ребенкаРегистрация результатов профилактических осмотров (продолжение)
 На основании результатов профилактического осмотра каждомуОсновное внимание уделяется оптимальному физическому и психологическому развитию с момента зачатияЗаконодательные документы Российской Федерации:
 1. Федеральный закон № 3185-1 от 02.07.19925. Приказ Министерства здравоохранения РФ и Министерства образования РФ № 186/27211. Приказ Министерства здравоохранения РФ № 621 от 30.12.2003 года «О



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Здоровье ребенка: дефиниции, критерии, методология изучения Доцент С.Н.Шишацкая


Слайд 2
Описание слайда:
Актуальность За последние два десятилетия в Российской Федерации одним из последствий неблагоприятных изменений в различных сферах жизнедеятельности общества стало ухудшение здоровья детей, в том числе рост хронических форм соматической патологии и психических расстройств; повышение частоты врождённых пороков развития; «возрождение» старых инфекций (туберкулёз, болезни, передаваемые половым путём) и актуализация новых (ВИЧ, гепатит С); распространение алкоголизма, наркомании; снижение показателей физического развития и т.д.

Слайд 3
Описание слайда:
Актуальность В России наблюдается высокая распространенность регулярного курения, которая среди мальчиков 13-15 лет в среднем по регионам России составляет 25,4%, среди девочек – 20,9%. В Российской Федерации еженедельно употребляют алкоголь до 17,7 % юношей и 4,2 % девушек, что может свидетельствовать о формировании в дальнейшем физиологической зависимости у значительного числа подростков

Слайд 4
Описание слайда:
Понятие здоровья В Современной литературе существует более ста определений и подходов к понятию «здоровье» Здоровье-это отсутствие болезней Здоровье и норма – понятия тождественны Здоровье как единство морфологических, психоэмоциональных и социально-экономических констант

Слайд 5
Описание слайда:
Дефиниции здоровья Здоровье – полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ (1948г.) Здоровье — понятие специальное для живых организмов, оно выражает качественно особое состояние живого организма как целого в каждый отдельный момент его существования Здоровье человека может быть определено как онтогенетически связанную способность взаимодействующих систем организма обеспечивать развертывание и реализацию генетических программ безусловно-рефлекторных, инстинктивных процессов, генеративных функций, умственной деятельности и фенотипического поведения направленных на социальную и культурную сферы жизни

Слайд 6
Описание слайда:
Дефиниции здоровья Под нормой или здоровьем понимают такую форму жизнедеятельности организма, которая обеспечивает ему наиболее совершенную деятельность и адекватные условия существования (В.П.Петленко,1977 ) Здоровье на протяжении жизни человека формируется в зависимости от возрастных особенностей развития органов и систем, от характера взаимодействия организма со средой, от специфики социально обусловленной деятельности. Здоровье — это вершина, на которую человек должен подняться сам». И. Брехман(основатель валеологии)

Слайд 7
Описание слайда:
Составляющие здоровья Каждая составляющая играет свою определенную роль в формировании здоровья каждого человека.

Слайд 8
Описание слайда:
Здоровье ребенка-это отсутствие причин и факторов риска, препятствующих оптимальному развитию и достижению к взрослому периоду жизни максимальных биологических детерминированных уровней как физического, так и интеллектуального и нравственного совершенства, максимальной по длительности, безболезненной и социально плодотворной жизни

Слайд 9
Описание слайда:
Здоровье ребенка Понятие здоровья ребёнка, несмотря на широкое использование в повседневном педиатрическом обиходе, а также в официальных документах и нормативных правовых актах, до настоящего времени не имеет общепринятого научно обоснованного определения

Слайд 10
Описание слайда:
Дефиниции Здоровья ребенка Здоровье ребёнка есть его индивидуальное физическое, психическое, умственное, культурное, духовное, нравственное и социальное развитие, не ограниченное экзогенными или/и эндогенными (генетическими) условиями и факторами.

Слайд 11
Описание слайда:
Дефиниции здоровья ребёнка определяемое здоровье ребёнка раскрывается через его комплекс форм развития приведенные в дефиниции здоровья ребёнка понятия физического, психического, умственного, культурного, духовного, нравственного, социального развития обозначены в статьях 17, 23, 27, 32 Конвенции о правах ребёнка

Слайд 12
Описание слайда:
Продолжение В приведённом определении отличительные особенности сущности детского здоровья рассматриваются в его взаимодействии с понятием «развитие», фиксирующим единство изменчивости и устойчивости. При этом речь идет не об изменчивости вообще, присущей всякому движению, а об изменении, связанном с возникновением новых структур, их усложнением (онтогенез).

Слайд 13
Описание слайда:
Отправным пунктом для медико-социальной интерпретации здоровья является определение ВОЗ Здоровье – полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ (1948г.) Здоровье людей –качество социальное

Слайд 14
Описание слайда:
Оценка здоровья Здоровье отдельного человека Групповое здоровье -здоровье малых социальных или этнических групп Здоровье населения – административно-территориальная единица Общественное здоровье- здоровье общества, популяции в целом

Слайд 15
Описание слайда:
Оценка общественного здоровья Для оценки рекомендуются следующие показатели: Отчисление валового национального продукта на здравоохранение Доступность медико-социальной помощи Охват медицинской помощью Уровень иммунизации населения Степень обследования беременных квалифицированным персоналом Состояние питания детей Уровень детской смертности Средняя продолжительность предстоящей жизни Гигиеническая грамотность населения В медико-социальных исследованиях используют также: Демографические показатели Заболеваемость и инвалидность Физическое развитие

Слайд 16
Описание слайда:
Факторы определяющие общественное здоровье Социально-экономические ( условия труда, жилищные условия, материальное благосостояние и т.д.) Социально-биологические ( возраст родителей, пол, течение антенатального периода и тд.) Экологические и природно-климатические (загрязнение среды обитания, среднегодовая температура, уровень солнечной радиации и тд.) Организационные и медицинские ( уровень и организация медицинской помощи)

Слайд 17
Описание слайда:
Здоровье обусловлено В 50% и более- условиями и образом жизни В 20-25%- состоянием (загрязнением) внешней среды

Слайд 18
Описание слайда:
Факторы, влияющие на состояние здоровья детей Климато-географические Экологические (20-25%) Социально-экономические условия проживания населения России Степени его миграции Этнические особенности Культурные особенности

Слайд 19
Описание слайда:
Факторы, определяющие состояние здоровья детей Наследственность (20%) Токсические (курение, алкоголь, наркотики) Образование (гиподинамия, статические позы, напряжение зрения) Экологические (20-25%) Здравоохранение (10%)

Слайд 20
Описание слайда:
Дети – это наши инвестиции в общество будущего. От их здоровья и того, каким образом мы обеспечиваем их рост и развитие, включая период отрочества, до достижения ими зрелого возраста, будет зависеть уровень благосостояния и стабильности в странах Европейского региона в последующие десятилетия.

Слайд 21
Описание слайда:
Охрана здоровья детей Рассматривается как функция государства, реализуемая методами государственной политики и представляющая собой научно обоснованную систему мер, направленных на социально-правовую (первичную) и медицинскую (вторичную и третичную) профилактику болезней, обеспечение беспрепятственного доступа каждого ребёнка к пользованию наиболее совершенными услугами системы здравоохранения, включая современные эффективные, высокотехнологичные средства и виды лечения болезней и восстановления здоровья в условиях, способствующих достижению максимально результата. Данное определение соответствует положениям Конвенции о правах ребёнка (статьи 2, 3, 6, 24).

Слайд 22
Описание слайда:
Хорошее состояние здоровья детей и подростков является одним из источников социального и экономического развития.

Слайд 23
Описание слайда:
С. М. Тромбах называет следующие признаки, определяющие здоровье: 1) наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний; 2) уровень достигнутого физического и нервно-психического развития и степени его гармоничности; 3) уровень функционирования основных систем организма; 4) степень сопротивляемости организма неблагоприятным  воздействиям.  Эти  критерии  здоровья учитываются врачами при обследовании детей и подростков и при оценке состояния их здоровья.

Слайд 24
Описание слайда:
КРИТЕРИИ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА  I группы здоровья  II физическое развитие (здесь и далее — ФР) и степень его гармоничности. Отклонения в ФР могут быть вызваны рядом причин: неправильным питанием, наличием каких-либо заболеваний, плохой регуляцией роста со стороны нервной и эндокринной систем, а также отсутствием условий, способствующих росту костей и мышц (мало движений, отсутствие достаточного количества сна). Иногда бывает «конституционально низкий рост».  III критерий здоровья — нервно-психическое развитие ребенка. IV критерий здоровья — это степень резистентности (инфекционной устойчивости) организма по кратности острой заболеваемости  V критерий здоровья — уровень основных функций, характеризующих постоянство внутренней среды организма. показателей функционального состояния организма: уровень гемоглобина, показатели анализов мочи, функциональные пробы, пробы на выносливость и др.  VI критерий — наличие или отсутствие хронических заболеваний 

Слайд 25
Описание слайда:
МОНИТОРИНГ Мониторинг здоровья детского населения – это констатация данных, имеющихся в настоящее время, возможность формирования методов управления здоровьем на основе прогнозирования неблагоприятных и благоприятных факторов, влияющих на состояние здоровья в определенных возрастных группах.

Слайд 26
Описание слайда:
МОНИТОРИНГ Констатация состояния здоровья данной возрастной группы без дальнейших выводов; Лонгитудинальный мониторинг, который предполагает определение состояния здоровья возрастных групп в динамике, начиная с периода новорожденности с прогнозом состояния здоровья от предыдущей возрастной группы к последующей.

Слайд 27
Описание слайда:
Приказы Министерства здравоохранения Приказ МЗ СССР от 30.05.86 № 770 «О порядке проведения всеобщей диспансеризации» (с изменениями от 12 сентября 1997 г.) Приказ МЗ СССР от 4.10.80 № 1030 «Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений» (с изменениями от 5 ноября, 8 декабря 1980 г., 20 января, 16 мая 1983 г., 2 февраля, 19 ноября, 14 декабря 1984 г., 15 марта, 15 апреля, 22, 24 июля, 7 августа, 5 сентября 1985 г., 30 мая, 9 июня, 30 сентября 1986 г., 8 января, 20 июня, 26 июля, 5, 8 сентября 1988 г., 14 декабря 1990 г., 11 февраля 1994 г., 3 февраля, 3 июля 1995 г., 25 февраля, 5, 7 октября 1998 г.) Приказ Минздравсоцразвития России №307 от 28 апреля 2007 г. «О стандарте диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни»

Слайд 28
Описание слайда:
Плановая диспансеризация

Слайд 29
Описание слайда:
Плановая диспансеризация

Слайд 30
Описание слайда:
Плановая диспансеризация

Слайд 31
Описание слайда:
Комплексная оценка состояния Критерии: 1. А - анамнез 2. Фр – оценка физического развития 3. НПР – оценка нервно-психического развития 4. ФСС – функциональное состояние органов и систем 5. Р – резистентность 6. Хз – наличие или отсутствие хронических заболеваний, врожденных пороков развития

Слайд 32
Описание слайда:
Комплексная оценка состояния здоровья проводится согласно приказу МЗ РФ № 621 от 30.12.2003г в эпикризные сроки: - 1 год - на первом патронаже новорожденного, 1, 3, 6, 9, 12 мес; - 2 год - 1 г 3 мес, 1г 6 мес, 1 г. 9 мес,2 г - 3 год - 2 г 6 мес., 3 года, - далее 1 раз в год и отражается в истории развития ребенка (Ф 112У), карте ребенка в ДДУ и школе (Ф 26-У).

Слайд 33
Описание слайда:
I.НАСЛЕДСТВЕННЫЙ АНАМНЕЗ Родословная должна содержать информацию о родственных отношениях в семье, числе кровных родственников в каждом поколении, их возрасте, состоянии здоровья и причинах смерти. И.О.– индекс отягощенности генеалогического анамнеза И.О.=

Слайд 34
Описание слайда:
НАСЛЕДСТВЕННЫЙ АНАМНЕЗ Оценка индекса отягощенности: от 0 до 0,2 - низкая отягощенность от 0,3 до 0,5 – умеренная отягощенность от 0,6 до 0,8 – выраженная отягощенность от 0,9 и выше – высокая отягощенность Пример заключения: И.О.=9/13=0,7 Выраженная отягощенность, направленность риска обусловлена предрасположенностью к аллергическим и гастроэнтерологическим заболеваниям.

Слайд 35
Описание слайда:
II.СОЦИАЛЬНЫЙ АНАМНЕЗ 1. Полнота семьи 2. Возраст родителей 3. Образование и профессия родителей 4. Психологический микроклимат в семье 5. Вредные привычки 6. Жилищно-бытовые условия 7. Материальная обеспеченность семьи 8. Санитарно-гигиенические условия 9. Религиозная принадлежность

Слайд 36
Описание слайда:
III.БИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАМНЕЗ 1. Антенатальный период - возраст родителей - профессиональные вредности - вредные привычки матери - семейное положение - образование - наличие хронических заболеваний (инфекции в анамнезе, пороки сердца, гипертоническая болезнь, заболевания почек, диабет и др. эндокринопатии, анемия, коагулопатии, заболевания глаз, психические заболевания и др.) - отягощенность акушерско-гинекологического анамнеза (аборты, преждевременные роды, мертворождения, аномалии развития и генетические заболевания у предшествующих детей, бесплодие, заболевания ЖПО, патология настоящей беременности и др.)

Слайд 37
Описание слайда:
III.БИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАМНЕЗ 2. Интранатальный период - патология беременной (нефропатия, преэклампсия, эклампсия, раннее излитие околоплодных вод, слабость родовой деятельности, быстрые роды, родостимуляция, узкий таз и др.) - патология плаценты и пуповины (предлежание, преждевременная отслойка плаценты, обвитие пуповины) - патология плода - оперативные вмешательства (кесарево сечение, акушерские щипцы, общая анестезия в родах, домашние роды) -характер околоплодных вод - состояние плода в родах

Слайд 38
Описание слайда:
III.БИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАМНЕЗ 3. Неонатальный период (до 28 дней) - состояние ребенка при рождении (доношенность, зрелость, оценка по шкале Апгар) - родовая травма - время первого прикладывания к груди, сосательная активность, характер вскармливания в роддоме - время отделения пуповинного остатка и характер заживления пупочной ранки - потеря веса - вакцинации БЦЖ и гепатита В - взятие крови на ФКУ и гипотиреоз - сроки выписки из родильного дома и диагноз при выписке - заболевание ребенка до 28 дней жизни

Слайд 39
Описание слайда:
III.БИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАМНЕЗ 4. Периоды грудного и раннего возраста - помесячные прибавки - характер вскармливания - сроки введения прикормов - перенесенные заболевания - профилактика рахита - сроки прорезывания зубов - состоит ли ребенок на «Д»-учете и диагноз - имелось ли отставание в психо-моторном развитии - профилактические прививки - аллергологический анамнез

Слайд 40
Описание слайда:
Центильный метод Коридор № 1 (до 3 центиля). Область «очень низких величин», встречающихся у здоровых детей редко (не чаще 3%). Коридор № 2 ( от 3 до 10 центиля) Область «низких величин», встречающихся у 7% здоровых детей. Коридор № 3 ( от 10 до 25 центиля) Область величин « ниже среднего», свойственных 15% здоровых детей данного пола и возраста. Коридор № 4 (от 25 до 75 центиля) Область «средних величин», свойственнных 50 % здоровых детей и поэтому наиболее характерных для данной возрастно-половой группы. Коридор № 5 (от 75 до 90 центиля). Область величин «выше среднего», свойственная 15% здоровых детей. Коридор № 6 (от 90 до 97 центиля) Область «высоких величин», свойственная 7% здоровых детей. Коридор № 7 (от 97 центиля) Область «очень высоких величин», свойственных не более чем 3% здоровых детей.

Слайд 41
Описание слайда:
Соматотип определяется по сумме трех коридоров. Сумма до 10 – микросомия 11 – 15 –мезосомия 16 – 21 –макросомия Гармоничность развития определяется на основании разности между максимальным и минимальным показателями коридоров. Разность 0-1 – развитие гармоничное 2 – дисгармоничное 3 – резко дисгармоничное

Слайд 42
Описание слайда:
Метод ориентировочных формул ОКРУЖНОСТЬ ГОЛОВЫ 1. Дети первого года жизни: окружность головы 6-месячного ребенка равна 43 см, на каждый недостающий месяц из 43 следует вычесть 1,5 см, на каждый последующий - прибавить 0,5 см. 2. Дети от 2 до 15 лет: окружность головы в 5 лет равна 50 см; на каждый недостающий год вычесть 1 см, на каждый превышающий год прибавить 0,6 см.

Слайд 43
Описание слайда:
Метод ориентировочных формул ОКРУЖНОСТЬ ГРУДИ 1. Дети 1-го года жизни: окружность грудной клетки 6-месячного ребенка равна 45 см, на каждый недостающий месяц из 45 следует вычесть 2 см, на каждый последующий — прибавить 0,5 см. 2. Дети от 2 до 15 лет: окружность груди в 10 лет равна 63 см, для детей до 10 лет используется формула 63—1,5 (10—n), для детей старше 10 лет— 63 + 3 см (n—10), где n — число лет ребенку.

Слайд 44
Описание слайда:
Прибавка длины и массы тела у детей первого года жизни

Слайд 45
Описание слайда:
НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Основные линии нервно-психического развития детей

Слайд 46
Описание слайда:
НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Группы НПР

Слайд 47
Описание слайда:

Слайд 48
Описание слайда:

Слайд 49
Описание слайда:

Слайд 50
Описание слайда:

Слайд 51
Описание слайда:

Слайд 52
Описание слайда:

Слайд 53
Описание слайда:
НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Слайд 54
Описание слайда:
НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Слайд 55
Описание слайда:

Слайд 56
Описание слайда:

Слайд 57
Описание слайда:

Слайд 58
Описание слайда:

Слайд 59
Описание слайда:

Слайд 60
Описание слайда:
Резистентность

Слайд 61
Описание слайда:
Критерии включения детей в группу часто болеющих (В.Ю.Альбицкий, А.А.Баранов)

Слайд 62
Описание слайда:
Для детей до 5-летнего возраста характерен Т-хелпер-2-тип иммунного ответа

Слайд 63
Описание слайда:
Уровень функционирования основных систем организма — Критерий, характеризующий здоровье детей и подростков с позиций морфологической и функциональной зрелости организма с учетом возрастных особенностей. У ряда детей и подростков при отсутствии какого-либо заболевания могут выявляться функциональные отклонения. Причины формирования данных отклонений различные: быстрый темп роста и развития в определенные возрастные периоды (у детей в 6—7 лет,  в   11 —13 лет у девочек  и  в   13—15 лет у мальчиков), что приводит к несоответствию структуры и функции органов и систем; воздействие несоответствующих возможностям детей и подростков больших учебных, спортивных нагрузок; неблагоприятные семейно-бытовые условия и др.

Слайд 64
Описание слайда:
Уровень функционирования основных систем организма При оценке функционального состояния организма детей и подростков большое значение придается определению функционального состояния сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, крови, нервной системы (частота пульса, дыхания, уровень артериального давления, содержание гемоглобина в крови и др.). Непосредственным отражением функционального состояния ЦНС является поведение ребенка. Оценивается, как ребенок (особенно раннего возраста) спит, бодрствует, какие у него аппетит, настроение, эмоциональное состояние, как он общается с детьми; для детей более старшего возраста важно знать, как они усваивают учебную программу, утомляются ли в процессе занятий. Характеризуя функциональное состояние организма дошкольников, школьников, подростков, надо помнить о половых, возрастных, сезонных колебаниях большинства функциональных показателей, а также о влиянии на их уровень факторов среды. Обычно весной увеличивается число детей со сниженным содержанием гемоглобина в крови, с низким уровнем артериального давления. Специальными исследованиями установлено, что у детей, проживающих в районах с высокой загрязненностью атмосферного воздуха, отмечается учащение пульса, увеличение частоты дыханий, умеренный эритроцитоз, тенденция к повышению содержания гемоглобина в крови.

Слайд 65
Описание слайда:
Оценка состояния здоровья детей и подростков проводится на основе результатов массовых профилактических осмотров организованных детских коллективов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях общего и коррекционного типа, интернатных учреждениях, в учебных заведениях профессионального образования. Массовыми профилактическими осмотрами в декретированные сроки должны быть охвачены дети в возрасте от 3-х до 18 лет.

Слайд 66
Описание слайда:
Периодичность профилактических осмотров детей и подростков ( декретированные сроки): перед поступлением в дошкольное учреждение, за год до поступления в школу, перед поступлением в школу, конец первого года обучения в школе В 10 лет, 12 лет, 14-15 лет, 16 лет и 17 лет. К профилактическим осмотрам привлекаются педагог и психолог

Слайд 67
Описание слайда:
Этапы профилактического медицинского осмотра детей и подростков: – Доврачебный. Проводится ежегодно в образовательном учреждении на основе базовой программы скрининг-тестов. – Врачебный. осмотр педиатром (ежегодно) Осмотр врачами - специалистами (с вышеуказанной периодичностью): хирург, ортопед, детский невролог, офтальмолог, отоларинголог, стоматолог, логопед (детей дошкольного возраста), эндокринолог (с 10 лет), детский гинеколог или уролог/андролог (подростков с 12 лет). На врачебном этапе обследования в обязательном порядке проводятся анализы крови, мочи, кала, электрокардиографическое исследование и флюорография подростков в возрасте 15 и 17 лет. – Специализированный. По показаниям проводится углубленное обследование врачами-специалистами, в т.ч. кардиологом (ревматологом), гастроэнтерологом,нефрологом, аллергологом, пульмонологом, психиатром. Осмотры проводятся в лечебно-профилактических учреждениях по месту жительства детей (подростков), в консультативно-диагностических центрах, в специализированных лечебно-профилактических учреждениях (диспансерах).

Слайд 68
Описание слайда:
Группы здоровья I группа. Здоровые дети – дети, не имеющие отклонений в состоянии здоровья, с нормальными показателями физического и нервно-психического развития, не болевшие за период наблюдения. II группа. Дети, с отягощенным анамнезом, наличием функциональных отклонений, часто болеющие или перенесшие одно тяжелое заболевание с неблагополучным течением реабилитационного периода. III, IV, V группы - дети, имеющие хронические заболевания или врожденные пороки развития в состоянии компенсации, субкомпенсации и декомпенсации.

Слайд 69
Описание слайда:
Группу здоровья определяет педиатр, учитывая осмотры специалистов При исследовании состояния здоровья ребенка учитываются в качестве основополагающих следующие критерии: I критерий – наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе, II критерий – уровень физического развития и степень его гармоничности, III критерий – уровень нервно–психического развития, IV критерий – резистентность организма, V критерий – функциональное состояние органов и систем, VI критерий – наличие или отсутствие хронических болезней или врожденных пороков развития. I критерий обуславливает здоровье, II–VI критерии характеризуют здоровье.

Слайд 70
Описание слайда:
Комплексная оценка с определением группы здоровья проводится по совокупности перечисленных критериев. Группа здоровья дает более широкое представление о состоянии здоровья ребенка, чем диагноз.

Слайд 71
Описание слайда:
Первая (I) группа здоровья объединяет детей не имеющих отклонений по всем избранным для оценки критериям здоровья, не болевших или редко болевших за период наблюдения, имеющих отставание в нервно–психическом развитии не более чем на 1 эпикризный срок, а также детей, имеющих единичные морфологические отклонения (аномалии ногтей, деформация ушной раковины и др.), не влияющие на состояние здоровья ребенка и не требующие коррекции.

Слайд 72
Описание слайда:
Вторую (II) группу здоровья составляют также здоровые дети, но имеющие "риск" формирования хронических заболеваний. В раннем возрасте принято выделять 2 подгруппы среди детей со II группой здоровья. II–A “угрожаемые дети”, имеющие отягощенный биологический, генеалогический или социальный анамнез, но не имеющие отклонений по всем остальным критериям здоровья. II–Б группа “риска” – дети, имеющие некоторые функциональные и морфологические изменения, часто болеющие дети (4 и более раз в год), дети с аномалиями конституции и другими отклонениями в состоянии здоровья.

Слайд 73
Описание слайда:
Для отнесения детей раннего и дошкольного возраста ко II группе здоровья можно использовать перечень следующих основных отклонении в развитии и состоянии здоровья ребенок от многоплодной беременности, недоношенность, переношенность, незрелость, перинатальное поражение ЦНС,   внутриутробное инфицирование,   низкая масса тела при рождении, избыточная масса тела при рождении (более 4 кг), рахит (начальный период, 1-я степень, остаточные явления), гипотрофия 1-й ст., дефицит или избыток массы тела 1-й и II-й степени, аномалии конституции (экссудативно–катаральный, лимфатико-гипопластический, нервно–артритический диатезы), функциональные изменения сердечно–сосудистой системы, шумы функциональ-ного характера, тенденция к понижению или повышению АД, изменение ритма и частоты пульса, неблагоприятная реакция на функциональную пробу с мышечной нагрузкой, частые острые заболевания, в т.ч. респираторные, понижение содержания гемоглобина в крови до нижней границы нормы, угроза анемии, тимомегалия, дисфункция ЖКТ – периодические боли в животе, нарушение аппетита и др., вираж туберкулиновых проб, состояние реконвалесценции «после перенесенных острых инфекционных и неинфекционных заболеваний с длительным нарушением общего самочувствия и состояния (в т.ч. острой пневмонии, болезни Боткина, острых нейроинфекций и др.),   состояние после неотложных хирургических вмешательств.

Слайд 74
Описание слайда:
Третья (III) группа здоровья объединяет больных детей с наличием хронических болезней или врожденной патологии в состоянии компенсации, т.е. с редкими, нетяжелыми по характеру течения обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего самочувствия и поведения, редкими интеркуррентными заболеваниями, наличием функциональных отклонений только одной, патологически измененной системы или органа (без клинических проявлений функциональных отклонений других органов и систем).

Слайд 75
Описание слайда:
Четвертая (IV) группа включает в себя детей с хроническими болезнями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, которое определяется наличием функциональных отклонений не только патологически измененного органа, системы, но и других органов и систем, с частыми обострениями основного заболевания с нарушением общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжными реконвалесцентными периодами после интеркуррентного заболевания.

Слайд 76
Описание слайда:
Пятая (V) группа – дети с тяжелыми хроническими заболеваниями, тяжелыми врожденными пороками развития в состоянии декомпенсации, т.е. угрожаемые по инвалидности или инвалиды.

Слайд 77
Описание слайда:
При отнесении детей ко 2 – 5 группам здоровья не обязательно наличие отклонений по всем критериям здоровья, достаточно по одному из них, но может быть и по нескольким. Группа здоровья определяется по самому тяжелому отклонению или диагнозу. 1. Приказ Минздрава России от 30 декабря 2003 г. N 621 2. Приказ Минздравмедпрома РФ от 14 марта 1995 г. № 60 

Слайд 78
Описание слайда:
Группы риска детей: (Методические рекомендации МЗ РСФСР 1988г, Иваново) 1. Нарушение адаптации риск повышенной заболеваемости ОРВИ и нарушений в состоянии здоровья и период социальной адаптации) 2. Патология ЦНС 3. Рахит, анемия и дистрофия 4. Гнойно-септические заболевания в период новорожденности 5. Врожденные пороки развития органов и систем 6. Аллергические заболевания 7. Социальная группа (дети из неблагоприятных микросоциальных условий)

Слайд 79
Описание слайда:
Форма заключения о состоянии здоровья ребенка включает: заключительный диагноз (основной и сопутствующие заболевания); оценку физического, психического и полового развития; группу здоровья; медицинскую группу для занятий физкультурой; допуск к трудовому обучению; ограничения по состоянию здоровья в дальнейшей профессиональной деятельности (для подростков); ограничения по состоянию здоровья годности к военной службе (для подростков); рекомендации по режиму дня, питанию, физическому воспитанию, психолого-педагогическим мероприятиям, иммунопрофилактике, направлению на диспансерное наблюдение к врачам специалистам, дополнительному обследованию и восстановительному лечению.

Слайд 80
Описание слайда:
Регистрация результатов профилактических осмотров Индивидуальные данные о результатах профилактического осмотра ребенка заносятся в поликлиническую историю развития ребенка (форма 112/у), медицинскую карту ребенка для образовательных учреждений (форма 26/у-2000), медицинскую карту ребенка, воспитывающегося в доме ребенка (форма112-1/у-2000) Общие сведения о результатах профилактических осмотров детей соответствующего возраста, которые ежегодно вносятся в отчетную форму Федерального Государственного статистического наблюдения (форма № 31) В отчетной форме № 31 указывается абсолютное количество детей, у которых при профилактических осмотрах выявлены понижение остроты слуха, понижение остроты зрения, дефект речи, сколиоз и нарушение осанки. Сравнительный анализ ежегодных результатов осмотров позволяет определить (при пересчете в относительные показатели) динамику распространенности указанных заболеваний среди детей и подростков.

Слайд 81
Описание слайда:
Регистрация результатов профилактических осмотров (продолжение) На основании результатов профилактического осмотра каждому ребенку и подростку дается комплексная оценка состояния его здоровья, позволяющая отнести к соответствующей группе здоровья. Отнесение ребенка (подростка) к той или иной группе здоровья осуществляется в соответствии со специальной схемой, утвержденной Приказом Министра здравоохранения Российской Федерации № 621 от 30.12.2003. Увеличение наполняемости первой группы здоровья, куда входят абсолютно здоровые дети и подростки, свидетельствует о благоприятных тенденциях в состоянии здоровья детей (подростков) данного коллектива, уменьшение наполняемости – о неблагоприятных тенденциях

Слайд 82
Описание слайда:

Слайд 83
Описание слайда:
Основное внимание уделяется оптимальному физическому и психологическому развитию с момента зачатия до достижения зрелости. Помощь, предоставляемая детям в ранние годы жизни, оказывает положительное влияние на состояние здоровья на протяжении всей жизни, а также обеспечивает получение непосредственных и очевидных результатов. Ребенок должен иметь возможность расти и развиваться в течение первых двух десятилетий своей жизни с тем, чтобы он мог стать здоровым, социально ответственным и продуктивным молодым членом общества. Данные научных исследований указывают на сильную корреляцию между качеством жизни на ранних этапах развития, включая перинатальный период, и состоянием здоровья на более поздних этапах зрелой жизни.

Слайд 84
Описание слайда:
Законодательные документы Российской Федерации: 1. Федеральный закон № 3185-1 от 02.07.1992 «О психиатрической помощи и правах граждан при ее оказание», 2. Федеральный закон № 5487-1 от 22.07.1993 г. «Основы законодательства по охране здоровья граждан Российской Федерации», 3. Федеральный закон №98 от 18.06.1995 г. «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», 4. Федеральный закон №124 от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»,Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года.

Слайд 85
Описание слайда:
5. Приказ Министерства здравоохранения РФ и Министерства образования РФ № 186/272 от 30.06.1992 года «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях». 6. Приказ Министерства здравоохранения РФ № 60 от 14.03.1995 года «Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов». 7. Приказ Министерства здравоохранения РФ № 151 от 07.05.1998 года «О временных отраслевых стандартах объема медицинской помощи детям» . 8. Приказ Министерства здравоохранения РФ № 154 от 05.05.1999 года «О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста». 9. Приказ Министерства здравоохранения РФ № 241 от 03.07.2000 года «Об утверждении Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений». 10. Приказ Министерства здравоохранения РФ № 371 от 16.10.2001 года «О штатных нормативах медицинского и педагогического персонала детских городских поликлиник (поликлинических отделений) в городах с населением свыше 25 тысяч человек.

Слайд 86
Описание слайда:
11. Приказ Министерства здравоохранения РФ № 621 от 30.12.2003 года «О комплексной оценке состояния здоровья детей». 12. Приказ Министерства здравоохранения РФ № 623 от 30.12.2003 года «Об утверждении «Положения об организации деятельности наркологического кабинета по обслуживанию детского населения». 13. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 310 от 09.12.2004 года «Об утверждении карты диспансеризации ребенка». 14. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 487 от 29.07.2005 года «Об утверждении Порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи». 15. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 28 от 18.01.2006 года «Об организации деятельности врача-педиатра участкового». 16. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 319 от 28.04.2006 года «Об утверждении примерного порядка организации деятельности и структуры детской поликлиники». 17. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 320 от 28.04.2006 года «О внесении изменения в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16 октября 2001 г. № 371». 18. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 56 от 23.01.2007 года «Об утверждении примерного порядка организации деятельности и структуры детской поликлиники».


Скачать презентацию на тему Здоровье ребенка: дефиниции, критерии, методология изучения можно ниже:

Похожие презентации