В.Г. Распутин. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники презентация

Содержание


Презентации» Образование» В.Г. Распутин. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники
Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своёИстория создания
 «Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил другойИстория создания
 Рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое. Не зная оИстория создания
 Автобиография – это последовательное изложение самим говорящим или пишущимТема и идея рассказа
 Тема произведения - жизнь в послевоенные годы.Лидия Михайловна Молокова -прототип героини Распутина
 "Лидия Михайловна, как и вЛидия Михайловна МолоковаПолуторка – (разг.) Грузовая машина грузоподъёмностью в 1,5 тонны.
 Полуторка –Вопросы
 О чем говорит название рассказа?
 От чьего лица ведется повествование?Вопросы
 Почему герой рассказа начал играть в «чику»?
 Как относятся кВопросы
 Как ведёт себя герой на следующий день после драки?
 КакВопросы
 Какой представлялась мальчику Лидия Михайловна?
 Какой приём применяет автор вПроверочная работа по тексту 
  1. Во сколько лет началасьЛидия Михайловна
 Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая,Поразмышляем…
 Какими чертами обладала Лидия Михайловна? Приведите цитаты из текста.
 ЧтоГлавный герой
 Посмотреть, конечно, было на что: перед ней крючился наВопросы
 Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своимХарактеристика главных героев
 нравственная стойкость;
 жажда знаний;
 чувство собственного достоинства.Выводы
 Удивительно, но Лидия Михайловна, оказывается, не помнила, что она похожимВыводыПонятие «УРОК»
 Работа, заданная на определенный срок. Она задала себе урок.
Смысл названия
 Слово «урок» в названии рассказа имеет два значения. Во-первых,Окончание рассказа говорит о том, что даже после расставания связь междуИтоги
 В рассказе «Уроки французского»      Создаем синквейн
 Доброта
 Душевная, искренняя
  Направляет, наставляет, учит.
  Доброе



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:


Слайд 2
Описание слайда:
Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя. Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя.

Слайд 3
Описание слайда:
История создания «Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил другой учительнице – Анастасии Прокопьевне Копыловой. Когда я узнал ее, она уже проработала в школе долгие годы, но ни тогда, ни позже не видел я в ее глазах того жесткого выражения, для которого вроде уже настала пора. Рассказ был впервые опубликован в 1973 г. в нашей иркутской комсомольской газете «Советская молодежь» в номере, посвященном памяти Александра Вампилова. Анастасия Прокопьевна – его мать. Глядя в лицо этой удивительной женщине, нестареющей, доброй и мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той и с другой».

Слайд 4
Описание слайда:
История создания Рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое. Не зная о том, как прошло детство писателя, чем оно было заполнено, невозможно глубоко, с полным пониманием читать его произведения. После окончания начальной школы в родной деревне Распутин хотел продолжать учебу. Но школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась только в районном центре Усть-Уда, а это – пятьдесят километров от дома. Надо перебираться туда жить одному, без родителей, без семьи. Это была очень серьёзная перемена в жизни. К тому же, как напишет потом В.Распутин, «до того никто из нашей деревни в районе не учился . Я был первым».

Слайд 5
Описание слайда:
История создания Автобиография – это последовательное изложение самим говорящим или пишущим основных этапов его жизни. «Там мне ничего не пришлось выдумывать, – говорил Распутин. – Всё это происходило со мной. За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в своё время они сделали для меня». Прототип – конкретная историческая личность, послужившая отправной точкой для создания образа

Слайд 6
Описание слайда:
Тема и идея рассказа Тема произведения - жизнь в послевоенные годы. Идея рассказа «Уроки французского»: самоотверженная и бескорыстная доброта - вечная человеческая ценность.

Слайд 7
Описание слайда:
Лидия Михайловна Молокова -прототип героини Распутина "Лидия Михайловна, как и в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение... Она представлялась мне возвышенным, почти неземным существом. Была в нашей учительнице та внутренняя независимость, которая оберегает от ханжества. Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками доброты".

Слайд 8
Описание слайда:
Лидия Михайловна Молокова

Слайд 9
Описание слайда:
Полуторка – (разг.) Грузовая машина грузоподъёмностью в 1,5 тонны. Полуторка – (разг.) Грузовая машина грузоподъёмностью в 1,5 тонны. Райцентр. Город или село – центр административного района внутри области. Облигации. Билет государственного займа. (Государственный выигрышный заём).

Слайд 10
Описание слайда:
Вопросы О чем говорит название рассказа? От чьего лица ведется повествование? Почему? О каком времени пишет автор? Как жилось в деревне? Когда и как началась у героя самостоятельная жизнь? Какие испытания ожидали его?

Слайд 11
Описание слайда:
Вопросы Почему герой рассказа начал играть в «чику»? Как относятся к этой игре Вадик и рассказчик? Почему Вадик и Птаха избили его? Найдите слова, передающие его состояние в этот момент.

Слайд 12
Описание слайда:
Вопросы Как ведёт себя герой на следующий день после драки? Как учительница выясняет, что случилось с героем? Какие чувства испытывает герой? Какие качества героя проявляются в этом эпизоде?

Слайд 13
Описание слайда:
Вопросы Какой представлялась мальчику Лидия Михайловна? Какой приём применяет автор в описании учительницы? Как меняется интонация учительницы и настроение мальчика во время разговора после уроков? Почему Лидия Михайловна заставила героя заниматься дополнительно? Какие чувства испытывает герой в квартире учительницы? Какие черты характера проявляет герой?

Слайд 14
Описание слайда:
Проверочная работа по тексту 1. Во сколько лет началась самостоятельная жизнь героя? 2. Что дал дядя Илья нашему герою, когда выиграл четыреста рублей по облигациям? 3. Что для мальчика было самым страшным, когда он приходил из школы и оставался один? 4. Почему герою рассказа необходимо было пить молоко? 5. Как называлась игра на деньги? 6. Что делал герой с деньгами, которые выигрывал? 7. Кто первым затеял драку? 8. Какая река протекала в деревне, где была мать нашего героя? 9. Во второй раз на что герою нужен был рубль? 10. «Я знал, что иду на ………….., но меньшим ……………… было раз и навсегда смириться с тем, что меня избили и выгнали» (ВСТАВЬ СЛОВО)

Слайд 15
Описание слайда:
Лидия Михайловна Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде своей, и в своей молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё….; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне.

Слайд 16
Описание слайда:
Поразмышляем… Какими чертами обладала Лидия Михайловна? Приведите цитаты из текста. Что бы вы выбрали: иметь деньги, но не иметь друзей или иметь друзей, но при этом мало денег? Почему? Хотели бы вы помочь герою, как помогла ему Лидия Михайловна?

Слайд 17
Описание слайда:
Главный герой Посмотреть, конечно, было на что: перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зелёных штанах со следами вчерашней драки.

Слайд 18
Описание слайда:
Вопросы Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником? Чем закончилась игра? Как ведёт себя Лидия Михайловна в разговоре с директором? Почему не объяснила свой поступок директору?

Слайд 19
Описание слайда:
Характеристика главных героев нравственная стойкость; жажда знаний; чувство собственного достоинства.

Слайд 20
Описание слайда:
Выводы Удивительно, но Лидия Михайловна, оказывается, не помнила, что она похожим же, как в рассказе, образом отправляла мне посылку с макаронами….Но, поразмыслив, я понял, что удивительного тут в сущности нет ничего: истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает… Добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила.

Слайд 21
Описание слайда:
Выводы

Слайд 22
Описание слайда:
Понятие «УРОК» Работа, заданная на определенный срок. Она задала себе урок. Учебная работа, задания, которые даются ученику для приготовления к следующему занятию. Готовить урок. Учить уроки. Учебное занятие по какому-либо предмету, а также отведенное для него время. Урок литературы. То, из чего можно сделать выводы, извлечь что-либо поучительное на будущее. Жизненный урок. Перен. Устар. Поучения, наставления. Онегин, помните ль тот час, Когда в саду, в аллее нас Судьба свела, и так смиренно Урок ваш выслушала я.

Слайд 23
Описание слайда:
Смысл названия Слово «урок» в названии рассказа имеет два значения. Во-первых, это учебный час, посвященный отдельному предмету, во-вторых, это нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего. Определяющим для понимания замысла рассказа становится именно второе значение этого слова. Уроки доброты и сердечности, преподанные Лидией Михайловной, мальчик запомнил на всю свою жизнь. Литературовед Семенова называет поступок Лидии Михайловны «высшей педагогикой», «той, что пронзает сердце навсегда и светит чистым, простодушным светом естественного примера, … перед которым стыдно за все свои взрослые отступления от самого себя». Нравственное значение рассказа - в воспевании вечных ценностей - доброты и человеколюбия.

Слайд 24
Описание слайда:
Окончание рассказа говорит о том, что даже после расставания связь между людьми не нарушается, не исчезает: «Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка… в ней лежали макароны и три красных яблока…Раньше я видел их только на картинке, но догадался, что это они».

Слайд 25
Описание слайда:
Итоги В рассказе «Уроки французского» В.Г. Распутин повествует о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки. Мальчик привлекает ясностью, цельностью, неустрашимостью души, а ведь ему намного труднее жить, намного труднее устоять, чем учительнице. Герой один в чужой стороне, он постоянно голоден, но все равно ни за что не склонится ни перед Вадиком, ни перед Птахой, которые избивают его в кровь, ни перед Лидией Михайловной, которая хочет ему добра. В мальчике сочетаются светлая веселая, свойственная детству беззаботность, любовь к игре, вера в доброту людей и недетские серьезные размышления о бедах, принесенных войной.

Слайд 26
Описание слайда:
Создаем синквейн Доброта Душевная, искренняя Направляет, наставляет, учит. Доброе отношение к людям - смысл жизни.


Скачать презентацию на тему В.Г. Распутин. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники можно ниже:

Похожие презентации