Деревенская проза» в русской литературе презентация

Содержание


Презентации» Образование» Деревенская проза» в русской литературе
«Деревенская проза»  в русской литературе
 Урок литературы в 11 классе
Русская проза в 50—90-е годы
        — Проза о Великой Отечественной войне 50—90-х«Деревенская» проза
 На протяжении ХХ века, во времена революций, войн, НЭПа,«Деревенская» проза
 Ставший позднее одним из самых полноводных потоков советской литературыЖизнь и судьба русской деревни в истории послереволюционной России: 
        — «Год«Деревенская» проза
 В большой доле материал этих писателей был – деревенскаяФ. Абрамов писал: 
 «Деревня – это глубины России, почва, наАвторы произведений деревенской прозы воссоздают традиционную русскую деревню: старые избы, церковь,«Писатели делают это не для того, чтобы нарисовать наивную идиллическую картину,Женщинам выпадала нелегкая доля. Но нельзя сказать, что все женщины, описанныеВ. Шукшин в «Калине красной» показывает нам образ многострадальной матери, которойОдин из американских критиков, Д. Лоуи, признавал, что Матрёна в повести«Человек трудолюбивой души» 
 Как эти слова раскрывают глубину и цельность«Деревенская проза» заняла в русской литературе ХХ века значительное место именноВопросы для обобщающей беседы: 
    1. Назовите произведенияЛитература
 https://infourok.ru/derevenskaya-proza-kak-fenomen-russkoy-literaturi-1332272.html
 Художественный мир современной прозы. – М.:Наука, 1983. – 191



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
«Деревенская проза» в русской литературе Урок литературы в 11 классе (Тараканова Н.Г., учитель русского языка и литературы МБОУ СШ №8 с углубленным изучением отдельных предметов г.Кстово Нижегородской обл.)


Слайд 2
Описание слайда:
Русская проза в 50—90-е годы       — Проза о Великой Отечественной войне 50—90-х гг.       — «Деревенская» проза 60—80-х гг..       — Нравственные искания прозаиков этих лет.

Слайд 3
Описание слайда:
«Деревенская» проза На протяжении ХХ века, во времена революций, войн, НЭПа, русская культура менялась, перестраивалась, ломалась с десяток раз. К 1950-ым годам стало ясно, что самой незащищенной, в условиях исторических ломок оказывается деревня и ее жители. Появившаяся в это период проза о деревне стала существенным звеном литературного процесса. Её создатели были первыми, кто уже на рубеже 60 – 70-х годов остро почувствовал дефицит духовности, кто первым оценил её как главную тенденцию времени в настойчивом поиске пути утверждения «традиционной нравственности».

Слайд 4
Описание слайда:
«Деревенская» проза Ставший позднее одним из самых полноводных потоков советской литературы последних десятилетий получил название «деревенской прозы». Казалось бы, единственное, что объединяет творения столь различных, несхожих между собой писателей, как В. Овечкин, Е. Дорош, В. Солоухин, А. Яшин, И. Акулов, М. Алексеев, В. Тендряков, Ф. Абрамов, В. Белов, С. Залыгин, В. Астафьев, В. Шукшин, Б. Можаев, В. Распутин, – это тема: речь идет о произведениях, рассказывающих о русском селе.

Слайд 5
Описание слайда:
Жизнь и судьба русской деревни в истории послереволюционной России:       — «Год великого перелома» и его отражение в романах М. Шолохова «Поднятая целина», Б. Можаева «Мужики и бабы», В. Белова «Кануны».       — Роль русского крестьянства в годы Великой Отечественной войны.       — Судьба русского крестьянства в годы послевоенного лихолетья. Матрена (А. Солженицын. «Матренин двор»), тетка Дарья (А. Твардовский. «По праву памяти»), Катерина (В. Белов. «Привычное дело»), Настена (В. Распутин. «Живи и помни») — художественные открытия «деревенской» прозы.

Слайд 6
Описание слайда:
«Деревенская» проза В большой доле материал этих писателей был – деревенская жизнь, и сами они выходцы из деревни, поэтому (а отчасти из-за снисходительного самодовольства культурного круга, и не без зависти к удавшейся вдруг чистоте нового движения) эту группу стали звать деревенщиками. А правильно было бы назвать их нравственниками, ибо суть их литературного переворота – возрождение традиционной нравственности, а сокрушенная вымирающая деревня была лишь естественной наглядной предметностью.

Слайд 7
Описание слайда:
Ф. Абрамов писал: «Деревня – это глубины России, почва, на которой выросла и расцвела наша культура. Вместе с тем научно-техническая революция, в век которой мы живем, коснулась деревни очень основательно. Техника изменила не только тип хозяйствования, но и самый тип крестьянина... Вместе со старинным укладом уходит в небытие нравственный тип. Традиционная Россия переворачивает последние страницы своей тысячелетней истории. Интерес ко всем этим явлениям в литературе закономерен... Сходят на нет традиционные ремесла, исчезают местные особенности крестьянского жилища, которые складывались веками... Серьезные потери несет язык. Деревня всегда говорила на более богатом языке, чем город, сейчас эта свежесть выщелачивается, размывается...»

Слайд 8
Описание слайда:
Авторы произведений деревенской прозы воссоздают традиционную русскую деревню: старые избы, церковь, кладбище, озеро или реку, лес, баню, грибы, ягоды и березы.

Слайд 9
Описание слайда:
«Писатели делают это не для того, чтобы нарисовать наивную идиллическую картину, - пишет исследователь Катлин Партэ, – а чтобы показать, что деревня умирает вместе со стариками. Поскольку деревни покидались, модернизировались или поглощались в результате укрупнения, то все в них, от стариков-крестьян до лаптей, окрашено ощущением утраты. Молодое поколение не унаследовало умения, вкусов или терпения, которые не позволили бы разорваться цепи деревенской жизни... Такие опоры, как дом и родина, приносящая удовлетворение работа, почтение к природе, деревенская солидарность, исчезли; гармония, лад уступили место разладу» «Писатели делают это не для того, чтобы нарисовать наивную идиллическую картину, - пишет исследователь Катлин Партэ, – а чтобы показать, что деревня умирает вместе со стариками. Поскольку деревни покидались, модернизировались или поглощались в результате укрупнения, то все в них, от стариков-крестьян до лаптей, окрашено ощущением утраты. Молодое поколение не унаследовало умения, вкусов или терпения, которые не позволили бы разорваться цепи деревенской жизни... Такие опоры, как дом и родина, приносящая удовлетворение работа, почтение к природе, деревенская солидарность, исчезли; гармония, лад уступили место разладу»

Слайд 10
Описание слайда:

Слайд 11
Описание слайда:

Слайд 12
Описание слайда:

Слайд 13
Описание слайда:

Слайд 14
Описание слайда:
Женщинам выпадала нелегкая доля. Но нельзя сказать, что все женщины, описанные в произведениях, посвященных деревне - сильные, молодые. У В. Распутина в повести «Последний срок» мы встречаем на смертном одре старуху Анну. Практически с самой первой страницы повести читателю становится известно, что в скором времени старуха умрет. Анна живет в ожидании детей. Живет их радостями, печалью, счастьем. Подобный типаж женщины распространен. И не только в деревне: многострадальная мать, терпящего от своего дитя равнодушие, злость, закрывающая глаза на его многочисленные недостатки и ждущая, что еще чуть-чуть и дитя станет лучше. Самопожертвование – главный мотив русской души. Женщинам выпадала нелегкая доля. Но нельзя сказать, что все женщины, описанные в произведениях, посвященных деревне - сильные, молодые. У В. Распутина в повести «Последний срок» мы встречаем на смертном одре старуху Анну. Практически с самой первой страницы повести читателю становится известно, что в скором времени старуха умрет. Анна живет в ожидании детей. Живет их радостями, печалью, счастьем. Подобный типаж женщины распространен. И не только в деревне: многострадальная мать, терпящего от своего дитя равнодушие, злость, закрывающая глаза на его многочисленные недостатки и ждущая, что еще чуть-чуть и дитя станет лучше. Самопожертвование – главный мотив русской души.

Слайд 15
Описание слайда:
В. Шукшин в «Калине красной» показывает нам образ многострадальной матери, которой ее же дети приносят боль. Показывает своеобразно, через сына, наконец-то сумевшего понять, что же есть мать. Что она продолжает любить сына. Что ни на секунду не может забыть о нем. «Старушка опять закивала сухой головой, хотела, видно, скрепиться и не заплакать, но слезы закапали ей на руки, и она скоро вытерла глаза фартуком… Зависла в избе тяжелая тишина...» В. Шукшин в «Калине красной» показывает нам образ многострадальной матери, которой ее же дети приносят боль. Показывает своеобразно, через сына, наконец-то сумевшего понять, что же есть мать. Что она продолжает любить сына. Что ни на секунду не может забыть о нем. «Старушка опять закивала сухой головой, хотела, видно, скрепиться и не заплакать, но слезы закапали ей на руки, и она скоро вытерла глаза фартуком… Зависла в избе тяжелая тишина...» Женские характеры в центре внимания писателей «деревенщиков». Безвестные, простые, но великие в своих деяниях, чувствах и мыслях. Отношения между матерью и детьми отражены во многих произведениях

Слайд 16
Описание слайда:

Слайд 17
Описание слайда:
Один из американских критиков, Д. Лоуи, признавал, что Матрёна в повести Солженицына становится современной святой, символом достоинства и праведности. Женские персонажи анализируются чаще всего на примере героинь А. Солженицына и В. Распутина Один из американских критиков, Д. Лоуи, признавал, что Матрёна в повести Солженицына становится современной святой, символом достоинства и праведности. Женские персонажи анализируются чаще всего на примере героинь А. Солженицына и В. Распутина

Слайд 18
Описание слайда:
«Человек трудолюбивой души» Как эти слова раскрывают глубину и цельность нравственного мира крестьянина?

Слайд 19
Описание слайда:
«Деревенская проза» заняла в русской литературе ХХ века значительное место именно потому, что была генетически связана с народным самосознанием в широком смысле этого понятия. Её отличительной чертой является рассмотрение этических и эстетических проблем в неразрывной связи с социально-психологическими проблемами не только в национальных, но и общечеловеческих масштабах, осознание писателем собственного призвания как высокого духовного служения. «Деревенская проза» заняла в русской литературе ХХ века значительное место именно потому, что была генетически связана с народным самосознанием в широком смысле этого понятия. Её отличительной чертой является рассмотрение этических и эстетических проблем в неразрывной связи с социально-психологическими проблемами не только в национальных, но и общечеловеческих масштабах, осознание писателем собственного призвания как высокого духовного служения.

Слайд 20
Описание слайда:
Вопросы для обобщающей беседы: 1. Назовите произведения 60—80-х годов, которые связаны с понятием «деревенская» проза. Какие из них были прочитаны вами? 2. Что общего в биографии писателей, которых было принято называть «деревенщиками»? Чем был продиктован их интерес к деревенской жизни, к судьбам крестьянства России? 3. Какое место в произведениях Ф. Абрамова, В. Распутина, В. Астафьева занимают лирические пейзажи? Выразительно прочитайте их. 4. Какие герои «деревенской» прозы нарисованы с явной симпатией? Чем они привлекли внимание к себе? 5. Какой смысл писатели вкладывали в слова «лад», «зов земли»? 6. Какой смысл содержат в себе слова: «Россия, которую мы потеряли»?

Слайд 21
Описание слайда:
Литература https://infourok.ru/derevenskaya-proza-kak-fenomen-russkoy-literaturi-1332272.html Художественный мир современной прозы. – М.:Наука, 1983. – 191 с. Бочарова А. Г., Белая Г. А. Современная русская советская литература. – М.: Просвещение, 1987. – 256 с. Белая Г.А. Перепутье // Вопросы литературы . – 1987. – №12. – С.13 А. М. Минакова Современная советская «деревенская проза» и традиции фольклора (В. Белов, В. Распутин, В. Шукшин): автореферат С.3 Женские образы в деревенской прозе. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ulduz.su/ru/rossiya/novosti/kultura/3866-zhenskie-obrazy-v-derevenskoj-proze.html Бочарова А. Г., Белая Г. А. Современная русская советская литература. – М.: Просвещение, 1987. – 256 с. Партэ К. Деревенская проза: светлое прошлое. – Изд. ТГПУ, 2004. – С. 204 Чеканникова И.М. Русская «деревенская проза» в англо-американской славистике: автореф. дисс.на соиск. уч.степ.канд. фил.наук: 10.01.01. – Томск, 2005. – 27 с. Деревенская проза 60-90 годов. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.bukinistu.ru/russkaya-literatura-hh-veka/derevenskaya-proza-60-90-godov.html Большакова А. Ю. Феномен деревенской прозы (вторая половина ХХ в.) : дисс….докт. фил. наук : 10.01.01. – М., 2002. – 403 с. Чеканникова И.М. Русская «деревенская проза» в англо-американской славистике: автореф. дисс.на соиск. уч.степ.канд. фил.наук: 10.01.01. – Томск, 2005. – 27 с. Женские образы в деревенской прозе. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ulduz.su/ru/rossiya/novosti/kultura/3866-zhenskie-obrazy-v-derevenskoj-proze.html Чеканникова И.М. Русская «деревенская проза» в англо-американской славистике: автореф. дисс.на соиск. уч.степ.канд. фил.наук: 10.01.01. – Томск, 2005. – 27 с. http://www.school-russia.prosv.ru/metod/churavl11/12.htm Фото с Яндекса


Скачать презентацию на тему Деревенская проза» в русской литературе можно ниже:

Похожие презентации