Методы научного познания презентация

Содержание


Презентации» Образование» Методы научного познания
Методы научного познанияМетод
 Метод – это совокупность способов, с помощью которых достигается цель.Методы научного познания
 Проблема методов научного познания возникает уже в древности,Научные методы
 Принято выделять общенаучные и конкретно-научные методы; эмпирические и теоретические.Общенаучные методы
 анализ и синтез;
 индукция и дедукция;
 абстрагирование;
 обобщение;
 сравнение;
Анализ и синтез
 Анализ – это метод познания, позволяющий разделить предметИндукция и дедукция
 Движение от частного к общему, от единичных фактовАбстрагирование
 Отвлечение от неких несущественных в данном контексте свойств и отношенийОбобщение
 Логический процесс перехода от единичного к общему, от менее общегоСравнение
 метод сопоставления двух и более объектов (явлений, идей, результатов исследованийИсторический метод
 Исторический метод – метод исследования, основанный на изучении возникновения,Моделирование
 Воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном дляКлассификация
 Разделение всех изучаемых предметов на какие-то группы в соответствии соЭмпирические методы (методы чувственного познания)
 наблюдение;
 эксперимент;
 описание;
 измерение.Наблюдение
 Целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал дляЭксперимент
 Изучение каких-либо явлений путем активного воздействия на них при помощиЭксперимент проводят:
 Эксперимент проводят:
 - при необходимости отыскать у объекта ранееПреимущества экспериментального изучения объекта по сравнении с наблюдением состоят в том,Опрос
 На первом этапе сбора информации может использоваться метод опроса.
 ОпросОпрос – это ведущий метод в изучении сознания (установок, ориентаций, мотивов,Описание
 Фиксирование данных наблюдения или эксперимента с помощью определенных систем обозначений.Измерение
 Определение основных характеристик объектов с помощью соответствующих измерительных приборов. ЧащеИспользуя эмпирические методы научного исследования ученые накапливают первичный эмпирический материал, которыйТеоретические методы
 формализация;
 аксиоматизация;
 гипотетико-дедуктивный метод.Формализация
 Отображение результатов мышления в точных понятиях или утверждениях. Она обычноАксиоматизация
 Построение теорий на основе неких аксиом. Этот метод имеет давнююГипотетико-дедуктивный метод
 Выдвижение некоторых утверждений в качестве гипотез и проверка этихСпасибо за внимание!



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Методы научного познания


Слайд 2
Описание слайда:
Метод Метод – это совокупность способов, с помощью которых достигается цель.

Слайд 3
Описание слайда:
Методы научного познания Проблема методов научного познания возникает уже в древности, но особенно остро ставится в Новое время, в период поиска оптимальных способов научного познания.

Слайд 4
Описание слайда:
Научные методы Принято выделять общенаучные и конкретно-научные методы; эмпирические и теоретические. В одном и том же исследовании может использоваться целая группа методов.

Слайд 5
Описание слайда:
Общенаучные методы анализ и синтез; индукция и дедукция; абстрагирование; обобщение; сравнение; исторический метод; моделирование; классификация.

Слайд 6
Описание слайда:
Анализ и синтез Анализ – это метод познания, позволяющий разделить предмет на части с целью его детального изучения. Синтез, наоборот, является следствием соединения отдельных частей или рис предмета в единое целое.

Слайд 7
Описание слайда:
Индукция и дедукция Движение от частного к общему, от единичных фактов к общим положениям (индукция) или, напротив, движение от общего к частному, от одних утверждений к другим на основе законов логики (дедукция).

Слайд 8
Описание слайда:
Абстрагирование Отвлечение от неких несущественных в данном контексте свойств и отношений изучаемого явления. Процесс абстрагирования является необходимым условием образования самых различных понятий. Более того, всякое познание вообще связано с процессами абстрагирования. Без них невозможны раскрытие сущности, логическое проникновение в глубь предмета.

Слайд 9
Описание слайда:
Обобщение Логический процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему знанию. Получение обобщенного знания означает более глубокое отражение действительности, проникновение в её сущность.

Слайд 10
Описание слайда:
Сравнение метод сопоставления двух и более объектов (явлений, идей, результатов исследований и т. п.), выделение в них общего и различного с целью классификации и типологии.

Слайд 11
Описание слайда:
Исторический метод Исторический метод – метод исследования, основанный на изучении возникновения, формирования и развития объектов в хронологической последовательности.

Слайд 12
Описание слайда:
Моделирование Воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для его изучения (модели). Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т.п. Между моделью и объектом, интересующим исследователя, должно существовать известное подобие.

Слайд 13
Описание слайда:
Классификация Разделение всех изучаемых предметов на какие-то группы в соответствии со значимыми для данного исследования признаками. Классификация предназначена для постоянного использования в какой-либо науке или области практической деятельности. Обычно в качестве оснований деления в классификации выбирают признаки, существенные для данных предметов, объектов.

Слайд 14
Описание слайда:
Эмпирические методы (методы чувственного познания) наблюдение; эксперимент; описание; измерение.

Слайд 15
Описание слайда:
Наблюдение Целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования. Предполагает возможность использования приборов и инструментов, компенсируя таким образом естественную ограниченность человеческих органов чувств.

Слайд 16
Описание слайда:
Эксперимент Изучение каких-либо явлений путем активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования. С развитием науки и техники сфера эксперимента неуклонно расширяется.

Слайд 17
Описание слайда:
Эксперимент проводят: Эксперимент проводят: - при необходимости отыскать у объекта ранее неизвестные свойства; - при проверке правильности теоретических построений; - при демонстрации явления.

Слайд 18
Описание слайда:
Преимущества экспериментального изучения объекта по сравнении с наблюдением состоят в том, что: Преимущества экспериментального изучения объекта по сравнении с наблюдением состоят в том, что: во время эксперимента является возможность изучать явление «в чистому виде», устранив побочные факторы, скрывающие основной процесс; в экспериментальных условиях можно исследовать свойства объектов; существует возможность повторяемости эксперимента, то есть проведения испытания столько раз, сколько в этом есть необходимость.

Слайд 19
Описание слайда:
Опрос На первом этапе сбора информации может использоваться метод опроса. Опрос (анкетирование, интервьюирование, тестирование) – это метод сбора информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) общения исследователя (интервьюера) и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов респондента на вытекающие из цели и задач исследования вопросы, заданные исследователем.

Слайд 20
Описание слайда:
Опрос – это ведущий метод в изучении сознания (установок, ориентаций, мотивов, интересов, ожиданий) людей. Опрос – это ведущий метод в изучении сознания (установок, ориентаций, мотивов, интересов, ожиданий) людей. Его значение важно в исследовании социальных явлений и процессов, которые малодоступны непосредственному наблюдению, а также в тех случаях, когда исследуемая проблема или явление слабо изучены, отсутствует или крайне ограничена документальная информация о них.

Слайд 21
Описание слайда:
Описание Фиксирование данных наблюдения или эксперимента с помощью определенных систем обозначений. Описание производится как путем обычного языка, так и специальными средствами, составляющими язык науки (символы, матрицы, графики и т.д.).

Слайд 22
Описание слайда:
Измерение Определение основных характеристик объектов с помощью соответствующих измерительных приборов. Чаще всего это определение веса, длины, координат, скорости и т.п. материальных объектов. В конечном счете измерение сводится к сравнению измеряемой величины с некоторой однородной с ней величиной, принятой в качестве единицы или эталона.

Слайд 23
Описание слайда:
Используя эмпирические методы научного исследования ученые накапливают первичный эмпирический материал, который требует дальнейшей обработки и обобщения, что осуществляется уже на теоретическом уровне анализа. Используя эмпирические методы научного исследования ученые накапливают первичный эмпирический материал, который требует дальнейшей обработки и обобщения, что осуществляется уже на теоретическом уровне анализа.

Слайд 24
Описание слайда:
Теоретические методы формализация; аксиоматизация; гипотетико-дедуктивный метод.

Слайд 25
Описание слайда:
Формализация Отображение результатов мышления в точных понятиях или утверждениях. Она обычно осуществляется посредством того, что с изучаемыми объектами, явлениями, процессами данной области действительности определенным образом сопоставляются некоторые материальные конструкции, обладающие относительно устойчивым характером и позволяющие в силу этого выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.

Слайд 26
Описание слайда:
Аксиоматизация Построение теорий на основе неких аксиом. Этот метод имеет давнюю историю, восходящую ещё к Древней Греции. В современных условиях аксиоматизация производится путём целого ряда последовательных логических операций.

Слайд 27
Описание слайда:
Гипотетико-дедуктивный метод Выдвижение некоторых утверждений в качестве гипотез и проверка этих гипотез с помощью фактов. Оценка исходной гипотезы на основе такой процедуры носит достаточно сложный и многоступенчатый характер, так как только длительный процесс испытания гипотезы может привести к обоснованному её принятию и обоснованному неприятию или опровержению.

Слайд 28
Описание слайда:
Спасибо за внимание!


Скачать презентацию на тему Методы научного познания можно ниже:

Похожие презентации