Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина презентация

Содержание


Презентации» Образование» Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина
Свободолюбивая  лирика А.С. ПушкинаОбраз лирического героя Пушкина  - это духовно богатая и свободолюбиваяСвобода для А. Пушкина
 Свобода – вольность, воля, высшее общественное благо
«К Лицинию» (1815)   …Я сердцем римлянин, кипит в грудиБелинский писал:  «Пушкин от всех предшествовавших ему поэтов отличается именноВольнолюбивая лирика Пушкина
 1817 – «Вольность»
 1818 – «К Чаадаеву»
 1819Ода «Вольность» (1817)
 Хочу воспеть Свободу миру,
 На  тронах  поразить порок.3 часть: Пушкин подкрепляет историческими примерами мысль о том, что правители,1 Вывод: 
 	1 Вывод: 
 	Поэт убежден, что страной долженПЕРИФРАЗА
 -  троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких –«К Чаадаеву» (1818) 
 По жанру это стихотворение - послание, обращенное2 Вывод: 
 2 Вывод: 
 понимание свободы связано с жизнью«Деревня» (1819) 
 	стихотворение композиционно делится на две части и построеноВ чем отличие стихотворения «Деревня» от оды «Вольность»?
 В чем отличиеНастроение разочарованности слышится и в голосе лирического героя стихотворения «Погасло дневное«К морю» (1824)
 Элегия завершает романтический период пушкинского творчества. Она какДекабристские организации.  
 “Союз спасения” (1816-1817 гг.) Петербург – 30Николай: “Посылали ли Вы своему родственнику Пушкину письмо о готовящемся восстании?”
Послание «В Сибирь»  (“Во глубине сибирских руд”) (1827) 
 Мой«Арион» (1827) 
 Нас было много на челне;
 Иные парус напрягали,
Философское понимание свободы не уводит Пушкина от "прежних гимнов", от былых"Анчар"(1828) 
 Философская притча. Как понимаете термин?
 Композиционный прием – контраст.Общие выводы:
 Тема свободы является основной в творчестве Пушкина и претерпеваетДомашнее задание
 Анализ одного из стихотворений по плану
 «К морю»



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина


Слайд 2
Описание слайда:

Слайд 3
Описание слайда:
Образ лирического героя Пушкина - это духовно богатая и свободолюбивая личность, преданная делу свободы, готовая пожертвовать личной свободой во имя общего дела, ощущающая противоречия между свободолюбивыми романтическими мечтаниями и реальной действительностью, протестующая против деспотизма, верящая в торжество справедливости, философски осмысляющая проблему свободы.

Слайд 4
Описание слайда:
Свобода для А. Пушкина Свобода – вольность, воля, высшее общественное благо Свобода – основа дружбы Свобода – условие творчества Свобода – абсолютная, общечеловеческая ценность, она вне времени и пространства, в ней возможность и перспектива преодоления несовершенств жизни.

Слайд 5
Описание слайда:
«К Лицинию» (1815) …Я сердцем римлянин, кипит в груди свобода, Во мне не дремлет дух великого народа. Пушкин впервые коснулся вопроса российского «политического быта». Несмотря на то что в стихотворении поэт обращается к Риму, все вопросы обращены к русскому человеку: О Ромулов народ, скажи, давно ль ты пал? Кто вас поработил и властью оковал? Квириты гордые под иго преклонились. Кому ж, о небеса, кому поработились?

Слайд 6
Описание слайда:
Белинский писал: «Пушкин от всех предшествовавших ему поэтов отличается именно тем, что по его произведениям можно следить за постепенным развитием его не только как поэта, но вместе с тем как человека и характера. Стихотворения, написанные им в одном году, уже резко отличаются и по содержанию и по форме от стихотворений, написанных в следующем»

Слайд 7
Описание слайда:
Вольнолюбивая лирика Пушкина 1817 – «Вольность» 1818 – «К Чаадаеву» 1819 – «Деревня» 1820 – «Погасло дневное светило» 1822 – «Узник» 1824 – «К морю» 1827 – «В Сибирь» (“Во глубине сибирских руд”) 1827 – «Арион» 1828 – «Анчар»

Слайд 8
Описание слайда:
Ода «Вольность» (1817) Хочу воспеть Свободу миру, На  тронах  поразить порок.

Слайд 9
Описание слайда:
3 часть: Пушкин подкрепляет историческими примерами мысль о том, что правители, которые не соблюдают законов, обречены на гибель (казнь французского короля Людовика XVI, насильственная смерть Павла  I): 3 часть: Пушкин подкрепляет историческими примерами мысль о том, что правители, которые не соблюдают законов, обречены на гибель (казнь французского короля Людовика XVI, насильственная смерть Павла  I): Самовластительный  злодей! Тебя, твой трон  я ненавижу, Твою погибель, смерть детей С жестокой радостию вижу… 4 часть: обращается к царям с призывом склониться «под сень надёжную Закона», заключительные строки оды призывают нынешних монархов учесть уроки истории, так как только в этом случае их правление будет долгим и славным: Склонитесь первые главой Под сень надежную закона, И станут вечной стражей трона Народов вольность и покой

Слайд 10
Описание слайда:
1 Вывод: 1 Вывод: Поэт убежден, что страной должен править просвещенный монарх, то есть человек, который понимает, какую ответственность он несет за каждый свой поступок, какая великая миссия на него возложена. Основным условием счастливой жизни народа, по мнению Пушкина, является "с вольностью святой законов мощных сочетанье".

Слайд 11
Описание слайда:
ПЕРИФРАЗА -  троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких – «самовластительный злодей» (Наполеон) Найдите примеры еще: Свободы гордая певица (муза); Стражи трона (армия); тираны мира (цари);

Слайд 12
Описание слайда:
«К Чаадаеву» (1818) По жанру это стихотворение - послание, обращенное к другу поэта, «товарищу» по делу освобождения, - Чаадаеву, и в этом послании слышны политические нотки: Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!

Слайд 13
Описание слайда:
2 Вывод: 2 Вывод: понимание свободы связано с жизнью сердца, с представлением о чести, долге, с прекрасными порывами «нетерпеливой» души. Образ России связан с надеждой прекрасного будущего. Она как спящий богатырь, который воспрянет ото сна.

Слайд 14
Описание слайда:
«Деревня» (1819) стихотворение композиционно делится на две части и построено по принципу антитезы:

Слайд 15
Описание слайда:
В чем отличие стихотворения «Деревня» от оды «Вольность»? В чем отличие стихотворения «Деревня» от оды «Вольность»? «Вольность» – общее понимание свободы, а «Деревня» - конкретное – жизнь крепостных крестьян. Почему автор предпочел деревню городу и оправдались ли его предположения? 3 Вывод: поэт мечтает увидеть народ неугнетённым, свободным, но это возможно в свободной стране. Уповает поэт на царя.

Слайд 16
Описание слайда:
Настроение разочарованности слышится и в голосе лирического героя стихотворения «Погасло дневное светило», написанном в 1820 году:     Шуми, шуми, послушное ветрило,     Волнуйся подо мной, угрюмый океан.     Лети, корабль, неси меня к пределам дальным     По грозной прихоти обманчивых морей. Настроение разочарованности слышится и в голосе лирического героя стихотворения «Погасло дневное светило», написанном в 1820 году:     Шуми, шуми, послушное ветрило,     Волнуйся подо мной, угрюмый океан.     Лети, корабль, неси меня к пределам дальным     По грозной прихоти обманчивых морей.

Слайд 17
Описание слайда:
«К морю» (1824) Элегия завершает романтический период пушкинского творчества. Она как бы стоит "на стыке" двух периодов, так как в ней присутствуют и романтические образы, и черты реализма. Это прощание и с реальным Черным морем, с которым расстается поэт (в 1824 году Пушкина высылают из Одессы в Михайловское, под надзор родного отца), и с морем как романтическим символом абсолютной свободы, и с самим романтизмом, и с собственной юностью. Проанализировать это стихотворение вам предстоит дома.

Слайд 18
Описание слайда:
Декабристские организации. “Союз спасения” (1816-1817 гг.) Петербург – 30 человек. “Союз благоденствия” (1818-1821 гг.) Москва – 200 человек. “Южное общество” (1821-1825 гг.) г. Тульчин, Украина. Руководитель – П.И. Пестель. “Северное общество” (1822-1825 гг.) Петербург. Руководители – С.П. Трубецкой, Н.М. Муравьев, И. Пущин, К. Рылеев.

Слайд 19
Описание слайда:

Слайд 20
Описание слайда:
Николай: “Посылали ли Вы своему родственнику Пушкину письмо о готовящемся восстании?” Николай: “Посылали ли Вы своему родственнику Пушкину письмо о готовящемся восстании?” Пущин: “Я не родственник нашего великого национального поэта Пушкина, а товарищ его по Царскосельскому лицею… Общеизвестно, что Пушкин, автор “Руслана и Людмилы”, был всегда противником тайных обществ и заговоров”.

Слайд 21
Описание слайда:
Послание «В Сибирь» (“Во глубине сибирских руд”) (1827) Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней!

Слайд 22
Описание слайда:
«Арион» (1827) Нас было много на челне; Иные парус напрягали, Другие дружно упирали На руль склонясь, наш кормщик умный В молчании правил грузный челн; А я - беспечной веры полн - Пловцам я пел...

Слайд 23
Описание слайда:
Философское понимание свободы не уводит Пушкина от "прежних гимнов", от былых идеалов. Оно лишь помогает более глубоко осознать жизнь. Философское понимание свободы не уводит Пушкина от "прежних гимнов", от былых идеалов. Оно лишь помогает более глубоко осознать жизнь. 4 Вывод: Пришло понимание, что свободу никому нельзя принести в дар, как мечталось в юности, что свобода начинается с постоянной духовной работы; и ни о какой политической свободе нельзя говорить, пока не обретено духовное освобождение. Лирический герой уверен в том, что достичь гражданской свободы невозможно без чувства внутренней свободы человека.  

Слайд 24
Описание слайда:
"Анчар"(1828) Философская притча. Как понимаете термин? Композиционный прием – контраст. Докажите. Сколько частей в стихотворении? Владыка – раб (какими показаны) Авторское отношение к ним. Как легенда о дереве связана с темой свободы?

Слайд 25
Описание слайда:
Общие выводы: Тема свободы является основной в творчестве Пушкина и претерпевает эволюцию: - провозглашение отвлеченной вольности; - пропаганда, направленная к лицам, обладающим властью; - мотив гуманистической идеи «дарования свободы»; - широкое обобщение и исследование источников рабства и его пагубного влияния на развитие жизни.

Слайд 26
Описание слайда:
Домашнее задание Анализ одного из стихотворений по плану «К морю» «Анчар» План существует в двух вариантах : короткий - только пункты, порядок записи (см. ниже) ; подробный (интерпретация) - в приложенном файле. Его надо ИЗУЧИТЬ, распечатать и вклеить в тетрадь. В нём много информации, которой нужно пользоваться при анализе стихотворений. ПЛАН АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ (КРАТКИЙ): АВТОР, НАЗВАНИЕ, ГОД НАПИСАНИЯ. ТЕМА ЖАНР КОМПОЗИЦИЯ ОСНОВНЫЕ ОБРАЗЫ И МОТИВЫ СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЛЕКСИКА СИНТАКСИС СМЫСЛОВОЙ ИТОГ СТИХОТВОРЕНИЯ


Скачать презентацию на тему Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина можно ниже:

Похожие презентации