Русский народный костюм презентация

Содержание


Презентации» МХК» Русский народный костюм
Русский народный костюм
 На протяжении веков большую часть населения России составлялиНародный костюм создавался с учетом того, что он не должен сковыватьВ древности в качестве пеленки сыну служила рубаха отца, а дочериНа Руси никогда не ходили «распояской», а завязанный пояс сопровождал человекаМужской костюм
 Мужской костюм во всех областях России был более унифицирован,Основу мужского костюма составляли рубаха и порты (штаны) . Порты Традиционной верхней одеждой был кафтан и его разновидности: полукафтанье, зипун. КафтанИз дубленой овчины шили тулупы, одевавшиеся поверх другой верхней одежды. БогатойЖенский костюм
 Русский народный женский костюм в разных губерниях иногда сильноСарафан считается исконно русской женской одеждой. В действитель-ности сарафан известен наСарафанный комплект обычно включал в себя: рубаху, собственно сарафан, пояс иНа иллюстрации к сказке «Василиса Прекрасная» И.Я. Билибин изобразил Василису одетойВ холодную погоду русские женщины надевали душегрею (или душегрейку). Это былаГоловные уборы
 Образ русской красавицы не мог считаться полным без головногоСамым распространенным головным убором девушки был платок. В старину девушки могли



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Русский народный костюм На протяжении веков большую часть населения России составляли крестьяне, которые сохраняли именно национальную культуру, поэтому и русский народный костюм дошел до нашего времени как костюм в первую очередь крестьянский, хотя было время, когда в нем ходили и купцы, и бояре, и другие сословия.


Слайд 2
Описание слайда:
Народный костюм создавался с учетом того, что он не должен сковывать движений человека. Он защищал в жару и холод, был удобен при любых погодных условиях. Конструкция костюма часто не требовала употребления ножниц и большого мастерства от швеи, так как, изготовляя ткань, крестьянка рассчитывала ее на конкретный вид одежды. Верхнюю одежду не застегивали на пуговицы, а подпоясывали кушаком. Это делалось специально, чтобы любой член семьи мог ее надеть. Широкий запах одежды служил карманом. Полы женской одежды шились такой ширины, чтобы в них можно было завернуть ребенка.

Слайд 3
Описание слайда:
В древности в качестве пеленки сыну служила рубаха отца, а дочери — рубаха матери. Она служила оберегом, защитой от злых сил. По этой же причине рубаш-ки мальчикам и девочкам шили не из нового полотна, а из старой одежды. Свою рубаху нельзя было продавать, считалось, что с рубахой продашь и свое счастье, поэтому всегда так ценились люди, готовые отдать (подарить) последнюю рубашку. Рубаха обладала магической силой — если кто-то хотел причинить зло своему недругу, то достаточно было лишь на время завладеть его рубахой и произнести над ней заклинания, то есть навести порчу. Женская рубаха отличалась от мужской тем, что была длиной до пят. Ее изготовляли с прямым вырезом на груди, без воротника или с низким воротничком-стойкой. Готовя праздничную рубаху, деревенские рукодельницы старались показать всё, на что они способны. Рукава, плечи, ворот и подол рубахи украшались вышивкой и мелкой аппликацией в виде геометрического орнамента. В рубахах, без другой одежды, женщины выходили на покос. Покосные рубахи чаще всего были белыми.

Слайд 4
Описание слайда:
На Руси никогда не ходили «распояской», а завязанный пояс сопровождал человека всю жизнь. Особенно неприличным считалось молиться Богу без пояса, обедать или спать без него. В народе говорили, что без пояса ходить грех. По поверью, подпоясанного человека бес боится; подпоясанного и леший в лес не заведет. Поэтому пояс весь был украшен символами, обладающими защитными свойствами, но и без них он представлял собой окружность (солярный знак) и являлся оберегом. Отсутствие пояса считалось признаком принадлежности к загробному миру. Например, считалось, что русалки одеты в белые рубахи, но обязательно без пояса. Детям пояс несколько раз оборачивали вокруг талии, так как он служил оберегом пупа, через который ребенок был соединен с матерью чревом. Пояс считался священным предметом, так как дарился каждому при крещении. Часто новорожденного в течение первых сорока дней не подпоясывали, и лишь спустя шесть недель крестная мать приносила ему в подарок поясок, рубашку и крестик. Эти предметы символизировали вхождение ребенка в мир людей. Известны разные пояса: вязаные, плетеные и тканые, украшенные на концах кистями, бахромой, лентами и бисером.

Слайд 5
Описание слайда:
Мужской костюм Мужской костюм во всех областях России был более унифицирован, чем женский, так как виды тяжелой физической работы под открытым небом были по сути одинаковы. В свободное от полевых работ время крестьяне отправлялись на заработки, они общались с жителями других губерний, с горожанами и многое перенимали друг у друга.

Слайд 6
Описание слайда:
Основу мужского костюма составляли рубаха и порты (штаны) . Порты шились из неотбеленной ткани, домашней крашенины или из пестряди и собирались на поясе на шнурок-гашник. Пестрядь — пестрая ткань из пряжи, выкрашенной в разные цвета. Из ткани в клетку шили рубахи, а из полосатой ткани — штаны, которые назывались «синеполосые».

Слайд 7
Описание слайда:
Традиционной верхней одеждой был кафтан и его разновидности: полукафтанье, зипун. Кафтан был приталенным , с узкими рукавами и с небольшим стоячим или отложным воротником . Полукафтанье — укороченный (выше колен) кафтан.

Слайд 8
Описание слайда:
Из дубленой овчины шили тулупы, одевавшиеся поверх другой верхней одежды. Богатой одеждой считалась шуба. Она шилась мехом внутрь, а сверху обшивалась дорогой тканью. Шуба — предмет русского костюма, но пользовались ею отнюдь не бедные люди. Самой распространенной обувью были лапти, закреплявшиеся на ноге лыковыми оборами — веревками, крепившимися к заднику лаптя и накрест обматывавшими голень поверх холстинных или суконных онучей. Зажиточные крестьяне к концу XIX в. ходили в смазанных дегтем кожаных сапогах с голенищами в складку, а сельские богачи носили лакированные сапоги с жесткими голенищами в форме бутылок.

Слайд 9
Описание слайда:
Женский костюм Русский народный женский костюм в разных губерниях иногда сильно различался фасоном и деталями. Связано это было с тем, что женщина редко отлучалась из дома и, как правило, была мало знакома с чужими обычаями. Поэтому именно она являлась хранительницей традиций, в том числе и в области костюма.

Слайд 10
Описание слайда:
Сарафан считается исконно русской женской одеждой. В действитель-ности сарафан известен на Руси лишь с XVI в., и до первой половины XVII в. так называлась мужская одежда. Слово «сарафан» произошло от персидского « serapa », что означало «почетная одежда». Дело в том, что привезенные дорогие восточные костюмы всегда подвергались так называемому второму крою, и название «сарафан» сначала закрепилось за особенно дорогой и нарядной одеждой царя и бояр. Со временем это название перешло на женский костюм, а затем стало означать не ткань, а фасон одежды. Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их берегли, надевали по самым большим праздникам несколько раз в год и передавали по наследству. Праздничная одежда украшалась вышивкой, узорным ткачеством, различными нашивками. На Севере для украшения использовали речной жемчуг и рубленый перламутр.

Слайд 11
Описание слайда:
Сарафанный комплект обычно включал в себя: рубаху, собственно сарафан, пояс и передник. Так называлась одежда, состоящая из двух не сшитых длинных полотнищ ткани, собранных на шнурок, их повязывали выше груди или на талии. Иногда передники делали с грудкой. В некоторых губерниях девушки могли надевать передник прямо поверх рубахи вместо сарафана. В Поволжье передник называли запоном.

Слайд 12
Описание слайда:
На иллюстрации к сказке «Василиса Прекрасная» И.Я. Билибин изобразил Василису одетой в занавеску. Занавеской называлась длинная туникообразная одежда с рукавами и с прямоугольным вырезом сзади до лопаток. Надевалась она через голову. По подолу и краям рукавов занавеска также украшалась вышивкой.

Слайд 13
Описание слайда:
В холодную погоду русские женщины надевали душегрею (или душегрейку). Это была короткая свободная кофта, собранная в верхней части в мелкие складки. Душегрея была очень пышной в нижней части и лишь немного прикрывала талию. Шили ее из прямоугольного куска ткани, могли простегивать ватой и украшать мехом. В «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина: «…на крыльце стоит его старуха в дорогой собольей душегрейке…». Разновидностью душегреи была епанечка (епаничка) — короткая утепленная кофточка без рукавов и воротника, державшаяся на бретельках .

Слайд 14
Описание слайда:
Головные уборы Образ русской красавицы не мог считаться полным без головного убора. Девушки на Руси до замужества могли ходить с непокрытой головой, а волосы необходимо было заплетать в одну косу .

Слайд 15
Описание слайда:
Самым распространенным головным убором девушки был платок. В старину девушки могли также украшать голову лентой, а по праздникам надевали головные уборы разной формы: и плоские, и ажурные с прорезями, с зубцами. Их называли венцы, почелки, перевязки, ширинки, кокошники, коруны .

Слайд 16
Описание слайда:


Скачать презентацию на тему Русский народный костюм можно ниже:

Похожие презентации