Краеведение

Содержание


Презентации» География» Презентация Краеведение
КРАЕВЕДЕНИЕ
 Учитель географии, МАОУ «Экспериментальный лицей»Научно-образовательный комплекс»
 Громова Оксана ВалерьевнаИСТОРИЯ, СОДЕРЖАНИЕ,  ФОРМЫ И МЕТОДЫ КРАЕВЕДЕНИЯ
 ИСТОРИЯ, СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ Исловарь русского языка С. И. Ожегова: 
 словарь русского языка С.Краеведческие исследования по охвату территории могут быть:
 субрегиональные (краеведческие исследования территорииА.С.Барков писал:
 Краеведение есть комплекс научных дисциплин, различных по содержанию икраеведение не только изучает, но и оценивает значительность событий, ценность памятников,Это не только наука, но и деятельность: 
 созидательная деятельность, направленнаявывод : «краеведение»- это изучение своей «малой» Родины её природы, этнографии,Предметом краеведческого исследования
 может быть край в целом, отдельные районы, населенныеИстория краеведения 
 В 1718 г. Петр I издал указ, вНаучное краеведение начало развиваться с середины XVIII века. 
 В 1761«Истории государства российского» 
 «Истории государства российского» 
 Н.М. Карамзина. 
На рубеже XIX–XX столетий получило распространение и само понятие «краеведение» (доПервое десятилетие Советской власти называют «золотым десятилетием» развития краеведения.
 В разныхВ январе 1922 г.
 при Академии наук было создано Центральное бюроТо, что мы называем «37-м годом», для краеведения наступило еще вНесколько оживилась краеведческая работа в годы Великой Отечественной войны (1941—1945), ноСозданный в конце 80-х годов Советский фонд культуры одним из главныхПеред современным краеведением стоят следующие задачи:
 – изучение и охрана природыОсновными функциями краеведческой деятельности являются:
 Научно-исследовательская функция – организация и проведениеДокументирующая функция – сохранение и рациональное использование памятников природы, материальной иОбразовательно-воспитательная функция – сохранение и передача традиций, обучение и воспитание детейОрганизационная функция – объединение людей по интересам, организация досуга.
 Организационная функцияТуристско – походная
 Она дает возможность изучать край, собирать краеведческие материалыЭкскурсионная
 Во время экскурсии человек имеет возможность познакомиться с природными объектами,Архивная
 В архивных документах, старых периодических изданиях содержится масса интересной информации,Музейная
 Знакомство с краем в этом случае основано на материалах экспозицийМетоды изучения края:
  литературный 
 картографический
 архивный
 статистический
 экспедиционный (полевыеЛитературный метод
 связан с использованием различных печатных источников информации об изучаемойКартографический метод
 Предполагает работу с картой в целях изучения пространственных сочетанийСтатистический метод
 заключается в сборе количественных показателей и их обработке. 
Визуальный метод —
 это непосредственное наблюдение (обозрение), зарисовка, фотографирование или видеосъемкаМетод полевых исследований
 часто применяется для изучения природных условий, геологического строенияМетод анкетирования
 (опрос местных жителей) 
 позволяет выяснить сведения о происходившихМетодику  исследования края можно разделить на 4 основных этапа: 
По организационной форме краеведение делится:государственное
 К государственному краеведению относится работа по изучению края, выполняемая краеведческимиучебное
 В школьном краеведении главная роль принадлежит учащимся под руководством учителя.общественное
 В общественном краеведении принимают участие общественные организации: Русское географическое общество,Направления краеведения
 Историческое краеведение изучает прошлое края, памятники истории. 
 ОбъектамиПриродоведческое краеведение 
 Оно изучает как отдельные компоненты природы, так иЭкономическое краеведение
 Основными объектами экономического краеведения являются:
 хозяйство края в целом,Искусствоведческое краеведение 
 Объекты искусствоведческого краеведения можно разделить на две группы:
Искусствоведческое краеведение изучает: 
 природные условия, экономику и хозяйство края, приведшиеКраеведение по содержанию
 историческим, 
 географическим, 
 литературным, 
 этнографическим,
 биологическим,
Источники краеведения
 1. Краеведческая библиография – основной источник сведений о вышедшей3. Статистические сведения – 
 3. Статистические сведения – 
 в5. Архивные документы
 5. Архивные документы
 Центром их хранения являются архивы:Спасибо за внимание!Задание: 
 1. Является ли предложенный материал результатом краеведческого исследования?
 2.



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
КРАЕВЕДЕНИЕ Учитель географии, МАОУ «Экспериментальный лицей»Научно-образовательный комплекс» Громова Оксана Валерьевна


Слайд 2
Описание слайда:
ИСТОРИЯ, СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ КРАЕВЕДЕНИЯ ИСТОРИЯ, СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ КРАЕВЕДЕНИЯ

Слайд 3
Описание слайда:
словарь русского языка С. И. Ожегова: словарь русского языка С. И. Ожегова: «Краеведение-изучение отдельных местностей страны с точки зрения их географических, культурно-исторических, экономических, этнографических особенностей». Край: 1) Предельная линия (край одежды, стакан до краев) 2) Страна, область (теплые края, в наших краях) 3) В России Адм-Тер. единица, обычно имеющая в своем составе автономную область (Красноярский край)

Слайд 4
Описание слайда:
Краеведческие исследования по охвату территории могут быть: субрегиональные (краеведческие исследования территории своего муниципального района) - региональные (краеведческие исследования на территории области) - межрегиональные (краеведческие исследования на территории России, стран СНГ).

Слайд 5
Описание слайда:
А.С.Барков писал: Краеведение есть комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края.

Слайд 6
Описание слайда:
краеведение не только изучает, но и оценивает значительность событий, ценность памятников, красоту пейзажей, выявляет общее для страны и края, а также особенные черты, присущие только ему. краеведение не только изучает, но и оценивает значительность событий, ценность памятников, красоту пейзажей, выявляет общее для страны и края, а также особенные черты, присущие только ему.

Слайд 7
Описание слайда:
Это не только наука, но и деятельность: созидательная деятельность, направленная на сохранение природных и культурно-исторических богатств края, и популяризаторская – деятельность, открывающая что-то совершенно новое, ценное широкой публике.

Слайд 8
Описание слайда:
вывод : «краеведение»- это изучение своей «малой» Родины её природы, этнографии, материальной и духовной культуры, быта. Причем это не только предмет школьного образования, но и каждый уважающий себя человек должен знать о событиях, происходивших на его земле. вывод : «краеведение»- это изучение своей «малой» Родины её природы, этнографии, материальной и духовной культуры, быта. Причем это не только предмет школьного образования, но и каждый уважающий себя человек должен знать о событиях, происходивших на его земле.

Слайд 9
Описание слайда:
Предметом краеведческого исследования может быть край в целом, отдельные районы, населенные пункты, памятные места, отдельные здания, жизнь людей в её развитии, во всех многообразных её проявлениях и результатах и т.п.

Слайд 10
Описание слайда:
История краеведения В 1718 г. Петр I издал указ, в котором предписывалось о всех любопытных находках докладывать царю и награждать за поиск древностей в своем крае;

Слайд 11
Описание слайда:
Научное краеведение начало развиваться с середины XVIII века. В 1761 г. М.В.Ломоносов (1711—1765) предпринял одну из первых попыток краевых исследований с участием местного населения, в том числе и детей. Им была составлена Академическая анкета, в которые входили сведения о минеральных богатствах России, а также вопросы по истории городов и губерний. На основе этих анкет Ломоносов издал труд «Топографические известия, служащие для полного географического описания Российской Империи».

Слайд 12
Описание слайда:
«Истории государства российского» «Истории государства российского» Н.М. Карамзина. В начале XIX века получают распространение такие жанры, как описание путевых впечатлений, путеводители, очерки о памятниках старины. Появляются институты, университеты, научные общества, которые начинают проводить научные исследования, организуют экспедиции. От Герцена и декабристов пошла традиция участия политических ссыльных в изучении края своей ссылки. Позднее среди сосланных народников оказались организаторы научных экспедиций, периодических изданий, музеев.

Слайд 13
Описание слайда:
На рубеже XIX–XX столетий получило распространение и само понятие «краеведение» (до 1917 г. – «родиноведение»). На рубеже XIX–XX столетий получило распространение и само понятие «краеведение» (до 1917 г. – «родиноведение»).

Слайд 14
Описание слайда:
Первое десятилетие Советской власти называют «золотым десятилетием» развития краеведения. В разных городах создавались музеи, краеведческие общества, которых к 1929 насчитывалось около 2 тысяч.

Слайд 15
Описание слайда:
В январе 1922 г. при Академии наук было создано Центральное бюро краеведения с Санкт-Петербургским и Московским отделениями. (В 1937 г. было ликвидировано)

Слайд 16
Описание слайда:
То, что мы называем «37-м годом», для краеведения наступило еще в 1929-30 гг. Массовое разрушение старинных, особенно церковных, зданий влекло за собой наказание тех, кто видел в них памятники культуры и истории, боролся за их сохранение. К середине 30-х гг. были ликвидированы оставшиеся краеведческие организации, закрыты многие музеи. Многие краеведы были репрессированы.

Слайд 17
Описание слайда:
Несколько оживилась краеведческая работа в годы Великой Отечественной войны (1941—1945), но это были полевые работы краеведческого характера в пионерских и трудовых лагерях — сбор лекарственных растений для нужд фронта и тыла. Несколько оживилась краеведческая работа в годы Великой Отечественной войны (1941—1945), но это были полевые работы краеведческого характера в пионерских и трудовых лагерях — сбор лекарственных растений для нужд фронта и тыла.

Слайд 18
Описание слайда:
Созданный в конце 80-х годов Советский фонд культуры одним из главных направлений своей работы также определил краеведение.

Слайд 19
Описание слайда:
Перед современным краеведением стоят следующие задачи: – изучение и охрана природы края; – изучение истории и культуры края; – выявление и охрана местных памятников культуры и старины; – пропаганда знаний о крае; – организация выставок, музеев, лекториев, экскурсий.

Слайд 20
Описание слайда:
Основными функциями краеведческой деятельности являются: Научно-исследовательская функция – организация и проведение научных исследований в самых разных областях знаний: естественно-научных, историко-культурных, социально-экономических, выявление и изучение природных, исторических и культурных памятников, разработка и осуществление проектов по обеспечению их сохранности, изучение истории населенных пунктов.

Слайд 21
Описание слайда:
Документирующая функция – сохранение и рациональное использование памятников природы, материальной и духовной культуры, формирование фондов архивов, музеев, банков данных по истории и культуре края. Документирующая функция – сохранение и рациональное использование памятников природы, материальной и духовной культуры, формирование фондов архивов, музеев, банков данных по истории и культуре края.

Слайд 22
Описание слайда:
Образовательно-воспитательная функция – сохранение и передача традиций, обучение и воспитание детей и взрослых. Образовательно-воспитательная функция – сохранение и передача традиций, обучение и воспитание детей и взрослых.

Слайд 23
Описание слайда:
Организационная функция – объединение людей по интересам, организация досуга. Организационная функция – объединение людей по интересам, организация досуга.

Слайд 24
Описание слайда:
Туристско – походная Она дает возможность изучать край, собирать краеведческие материалы во время походов.

Слайд 25
Описание слайда:
Экскурсионная Во время экскурсии человек имеет возможность познакомиться с природными объектами, прикоснуться к истории края.

Слайд 26
Описание слайда:
Архивная В архивных документах, старых периодических изданиях содержится масса интересной информации, зачастую уникальных данных.

Слайд 27
Описание слайда:
Музейная Знакомство с краем в этом случае основано на материалах экспозиций краеведческих и других музеев. Эта форма предполагает также сбор материалов и создание экспозиций краеведческих музеев.

Слайд 28
Описание слайда:
Методы изучения края: литературный картографический архивный статистический экспедиционный (полевые наблюдения) археологические раскопки анкетирование встречи с ветеранами, участниками событий фото и киносъемка, зарисовки, аудиозаписи

Слайд 29
Описание слайда:
Литературный метод связан с использованием различных печатных источников информации об изучаемой территории. Знакомство с литературой важно для того, чтобы получить предварительные знания об исследуемой территории и в своей работе не повторять уже сделанного раньше.

Слайд 30
Описание слайда:
Картографический метод Предполагает работу с картой в целях изучения пространственных сочетаний природных и хозяйственных объектов и факторов на территории края. С карты должно начинаться краеведческое исследование. На карту наносятся его результаты. Составление разных карт — важнейшая заключительная часть исследования.

Слайд 31
Описание слайда:
Статистический метод заключается в сборе количественных показателей и их обработке. Он применяется, например, при изучении погоды (температурный режим, количество осадков и пр.), населения (численность, соотношение городского и сельского населения и пр.), растительности (наличие конкретных видов растений, места их распространения) и в других направлениях научно-познавательной деятельности. Этот метод включает различные виды математической обработки количественных данных, составление таблиц и диаграмм.

Слайд 32
Описание слайда:
Визуальный метод — это непосредственное наблюдение (обозрение), зарисовка, фотографирование или видеосъемка изучаемых предметов и явлений, например наблюдение за ростом растения или развитием птенцов в гнезде, изучение состава геологических пород (их надо ощутить руками и даже понюхать).

Слайд 33
Описание слайда:
Метод полевых исследований часто применяется для изучения природных условий, геологического строения местности, животного и растительного мира, археологии.

Слайд 34
Описание слайда:
Метод анкетирования (опрос местных жителей) позволяет выяснить сведения о происходивших в изучаемой местности памятных событиях, изменениях в природе за последние годы.

Слайд 35
Описание слайда:
Методику исследования края можно разделить на 4 основных этапа: – работу с картой; – поиск и изучение всевозможных материалов и документов; – организацию научной экспедиции; – обработку материалов и обобщение результатов исследования.

Слайд 36
Описание слайда:
По организационной форме краеведение делится:

Слайд 37
Описание слайда:
государственное К государственному краеведению относится работа по изучению края, выполняемая краеведческими музеями, библиотеками, отделами культуры в органах муниципального самоуправления

Слайд 38
Описание слайда:
учебное В школьном краеведении главная роль принадлежит учащимся под руководством учителя.

Слайд 39
Описание слайда:
общественное В общественном краеведении принимают участие общественные организации: Русское географическое общество, Общество охраны памятников истории и культуры, Общество охраны природы, а также граждане, самостоятельно изучающие свой край, не объединенные в какие-либо организации.

Слайд 40
Описание слайда:
Направления краеведения Историческое краеведение изучает прошлое края, памятники истории. Объектами исследования -являются памятники, памятные места, связанные с историческими событиями, с деятельностью отдельных личностей, произведения материального и духовного творчества. Задачи - исследование памятников и поиск новых, еще неизвестных. Цель краеведов – увековечить их для истории, сохранить их или сведения о них для потомков.

Слайд 41
Описание слайда:

Слайд 42
Описание слайда:
Природоведческое краеведение Оно изучает как отдельные компоненты природы, так и их взаимосвязи, выявляет типичные явления, характеризующие природу края, и уникальные объекты. Определенная территория изучается по следующему плану: 1. Географическое положение 2. Рельеф 3. Климат 4. Гидроресурсы 5. Почвы 6. Растительный и животный миры

Слайд 43
Описание слайда:
Экономическое краеведение Основными объектами экономического краеведения являются: хозяйство края в целом, отдельные отрасли, предприятия, население края, населенные пункты.

Слайд 44
Описание слайда:
Искусствоведческое краеведение Объекты искусствоведческого краеведения можно разделить на две группы: 1. подлинные произведения искусства, имеющие самостоятельную ценность; 2. памятные места, связанные с жизнью и творчеством деятелей искусства или отраженные в их произведениях.

Слайд 45
Описание слайда:
Искусствоведческое краеведение изучает: природные условия, экономику и хозяйство края, приведшие к возникновению народных художественных промыслов; специфику промыслов: материалы, технику, технологию; связи народного искусства с бытом, обычаями, культурными традициями; утилитарные и эстетические качества изделий, особенности их создания и использования; особенности развития современного народного искусства, традиции.

Слайд 46
Описание слайда:
Краеведение по содержанию историческим, географическим, литературным, этнографическим, биологическим, геологическим и др.

Слайд 47
Описание слайда:
Источники краеведения 1. Краеведческая библиография – основной источник сведений о вышедшей в прошлом и в настоящее время краеведческой литературе. Это могут быть библиографические указатели, каталоги, списки литературы и т. п. 2. Произведения печати – важный источник сведений о крае. Они могут быть связаны с краем тематикой (краеведческая литература), местом издания, авторской принадлежностью (произведения уроженцев края или об их жизни и деятельности). Печатные издания классифицируются как научные, научно–популярные, справочные, библиографические, литературно-художественные.

Слайд 48
Описание слайда:

Слайд 49
Описание слайда:
3. Статистические сведения – 3. Статистические сведения – в основном данные государственной статистики: перепись населения, учет населения – ЗАГС, паспортные отделы милиции. 4. Картографические источники Карты делятся на учебные, справочные и оперативно-справочные (для повседневной практической работы). Карты бывают общегеографические и специализированные. Наука, занимающаяся составлением карт, называется картография.

Слайд 50
Описание слайда:
5. Архивные документы 5. Архивные документы Центром их хранения являются архивы: государственные, региональные (краевые), местные. 6. Устные источники: сказки, предания, былины и т. п. воспоминания и рассказы людей – очевидцев событий фонотеки топонимика 7. Наблюдение объектов и процессов природы – поездки, экскурсии, краеведческие экспедиции.

Слайд 51
Описание слайда:
Спасибо за внимание!

Слайд 52
Описание слайда:
Задание: 1. Является ли предложенный материал результатом краеведческого исследования? 2. Что является предметом исследования? 3. Какие методы исследования использовал автор? 4. Какие источники информации использовал автор в работе над темой?


Презентация на тему Краеведение доступна для скачивания ниже:

Похожие презентации