Архитектура Софийского собора

Содержание


Презентации» МХК» Презентация Архитектура Софийского собора
Архитектура Софийского собора.Зарождение…
    Сохранившиеся памятники архитектуры свидетельствуют о высоком уровнеПервоначально все эти постройки были деревянными. Такой была 13-купольная новгородская София,Русские мастера, взяв за основу крестово-купольную композицию, внесли в неё элементыПерестройка 1685-1707 гг. сильно изменила его первоначальный облик. Были надстроены галереиСофийский собор производил исключительное впечатление. Расположенный на высоком берегу Днепра, блестяВнутренняя отделка храма неразрывно связана с архитектурной формой, она усиливает впечатлениеМного места в киевской Софии занимают фрески. Техника фрески давала возможностьПамятники древнерусской архитектуры свидетельствуют о высоком развитии строительного дела в государстве.Приведенные материалы свидетельствуют о высоком уровне развития материальной и духовной культуры



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Архитектура Софийского собора.


Слайд 2
Описание слайда:

Слайд 3
Описание слайда:
Зарождение… Сохранившиеся памятники архитектуры свидетельствуют о высоком уровне строительной техники, мастерстве живописцев, тонком художественном вкусе народных умельцев. Шедевры древнерусской архитектуры вызывают восхищение простотой и благородством форм, оригинальным решением строительных вопросов, богатством внутренней отделки. С принятием христианства начинается сооружение храмов и монастырей.

Слайд 4
Описание слайда:
Первоначально все эти постройки были деревянными. Такой была 13-купольная новгородская София, построенная в 989 году, таким же был храм Бориса и Глеба начала 11 века в Вышгороде. С развитием феодального государства росли и требования к такого рода сооружениям. Они призваны были стать действенным средством пропаганды православия, должны были подчеркивать мощь и величие великокняжеской власти. Наряду с деревянными постройками начинают возводить сооружения из камня. Каменное строительство в определенной степени возникло под воздействием Византии, где к 10-11 векам были достигнуты большие успехи в строительстве каменных храмов и выработаны более или менее устоявшиеся типы культовых сооружений.

Слайд 5
Описание слайда:
Русские мастера, взяв за основу крестово-купольную композицию, внесли в неё элементы русской деревянной архитектуры, придали храмам многоглавие и пирамидальность. Древнейшим, хорошо сохранившимся памятником древнерусской архитектуры является киевский Софийский собор. Он относится ко времени бурной строительной деятельности Ярослава Мудрого, когда, помимо Софии, в Киеве возводятся Золотые ворота, церковь Богородицы, Юрьев монастырь, когда Ярослав церкви «ставил… по городам и иным местам». Сам собор был задуман не только как главный храм создавшейся русской митрополии, но и как центр общественной и культурной жизни, как символ политического могущества Ярослава Мудрого.

Слайд 6
Описание слайда:

Слайд 7
Описание слайда:
Перестройка 1685-1707 гг. сильно изменила его первоначальный облик. Были надстроены галереи с двумя башнями и куполами, заложены наружные входы в башни, стены собора подведены под один карниз; древним низким параболическим куполам придана характерная для Украины 17 века грушевидно-барочная форма. Фасад собора был оштукатурен и побелен, на западной и восточной частях стен появились барочные фронтоны, а купола и главки были позолочены. Софийский собор имел так называемое «позакомарное» покрытие. Закомары представляли собой полукруглое завершение верхней части стены церкви, соответствующее внутренней форме свода. Боковые нефы и западную часть храма занимали поднятые над полом хоры. Наличие хоров во многих храмах Древнерусского государства было характерным явлением. Они предназначались для князя, его семьи и феодальной знати. Хоры как бы отделяли их от общей массы, возвышали над подданными, приближая к богу.

Слайд 8
Описание слайда:

Слайд 9
Описание слайда:
Софийский собор производил исключительное впечатление. Расположенный на высоком берегу Днепра, блестя свинцовыми куполами, он как бы господствовал над окрестностями. Открытые арки галерей связывали храм с окружающей природой, а декоративные ниши, полуколонны, шиферные карнизы и другие украшения в сочетании с цветовой гаммой стен и общим обликом здания оставляли след в памяти и сердце человека. Если внешний вид киевской Софии был прекрасен, тоне менее великолепны, богаты и парадны были внутренние помещения собора. Благодаря умелой внутренней композиции храма внимание вошедшего приковывалось прежде всего к алтарной части и пространству под центральным куполом, в центре которого помещено было изображение Христа-Вседержителя. Мозаика покрывала всю центральную часть храма. Даже сейчас, когда сохранилось далеко не все, мозаики покрывают и все подкупольное пространство, предалтарные столбы и алтарную часть. Стены храма, своды и столбы сверху донизу были расписаны фресками. Льющийся сверху, сквозь неширокие проемы окон, свет играет многообразными красками мозаики, создает полумрак под хорами.

Слайд 10
Описание слайда:
Внутренняя отделка храма неразрывно связана с архитектурной формой, она усиливает впечатление монументальности сооружения. Одним из шедевров Софии является фигура божьей матери – Марии - Оранты, выполненная в мозаике и помещенная на «конхе», внутренней, сферической поверхности апсиды. В молитвенной позе, с поднятыми вверх руками, Мария обращается к Христу. Стоит она на широком помосте, украшенном драгоценными камнями. Различных оттенков синие одежды с черными складками выделяются из общей массы золотой смальты. Яркий, преобладающий в мозаике золотой цвет умело сочетался с приглушенными теплыми тонами мрамора, шифера.

Слайд 11
Описание слайда:

Слайд 12
Описание слайда:
Много места в киевской Софии занимают фрески. Техника фрески давала возможность на длительное время сохранять роспись, однако она требовала от художника большого мастерства и четкости в работе. Фрески писались водяными красками, хорошо впитывавшими в сырую поверхность грунтовки. И хотя в них не было той яркости, блеска и разнообразия, как в мозаике, фресковая живопись киевской Софии достигла большой выразительности. Исследования показали, что в древности фресковая живопись покрывала все стены и своды храма, пристройки, башни, галереи. Но затем от пожаров, разорений и небрежения часть фресок погибла, часть была забелена и записана. Фрески башен киевской Софии являются уникальными памятниками светской живописи Древнерусского государства. Манера исполнения этих фресок несколько своеобразна. Канонические положения религиозного письма требовали создания статической композиции. В светской же росписи мы видим динамику и пространственность в построении фигур и композиции, стремление показать движение человека, скачущих коней, бегущих зверей и т. д. Вполне возможно, что росписи светского реалистического характера применялись и в княжеских дворцах Древней Руси.

Слайд 13
Описание слайда:
Памятники древнерусской архитектуры свидетельствуют о высоком развитии строительного дела в государстве. Освоив передовую для того времени строительную технику Византии, заимствовав первоначальный византийский тип крестово – купольного храма, русские зодчие сумели внести в архитектуру приёмы, выработанные практикой деревянного строительства, творчески применительно к местным задачам и условиям.

Слайд 14
Описание слайда:
Приведенные материалы свидетельствуют о высоком уровне развития материальной и духовной культуры Древней Руси. Приведенные материалы свидетельствуют о высоком уровне развития материальной и духовной культуры Древней Руси. История этой культуры связана неразрывно с историей создавшего её народа. Истоки её уходят в глубь веков, она впитала в себя опыт и традиции восточнославянских племён. Развитие феодальных отношений, формирование древнерусской народности повлекло за собой изменения в области древнерусской культуры. Принятие и утверждение христианства способствовало развитию письменности и просвещения, литературы, ярко проявившихся в последующем в новых исторических условиях.


Презентация на тему Архитектура Софийского собора доступна для скачивания ниже:

Похожие презентации