Башкирские музыкальные инструменты презентация

Содержание


Презентации» Образование» Башкирские музыкальные инструменты
Башкирские музыкальные инструментыБашкирские музыкальные инструменты
 
 
 
   
 
 В последниеИстория башкирских музыкальных инструментов
 
 Упоминания о старинных башкирских музыкальных инструментахКурай- традиционный духовой инструмент
 Ученые считают, что курай изобрели ещё вВряд ли можно назвать более популярный и более любимый башкирским народомКубыз 
      Одним из древних музыкальныхВ Башкортостане наиболее распространен самозвучащий инструмента  "Агас-кубыз" – деревянный кубыз (башк. агас – дерево)Легенда о кубызе
  
  О происхождении кубыза в народеМандолина и скрипка
  Из струнных музыкальных инструментов наибольшее распространение в Республике имеют мандолина и скрипка. 
  НаДомбра - думбыра, кыл - кубыз, ятаган  
 Кыл-кубыз (kыл kумыз) -Гармонь
  Есть и такой музыкальный инструмент, который считают своим национальнымГармонь  и баян   
 Первые упоминания о гармони относятся к концу XIX века
 Наигрыши, исполняемые на гармонях,Зурна
 Зурна является одним из традиционных музыкальных инструментов. 
 Данный музыкальныйДунгур, думбурзяк, награ - ударные инструменты
        Согласно многовековой традиции башкиры вБашкиры издавна живут в дружбе с представителями различных народов. Благодаря этому



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Башкирские музыкальные инструменты


Слайд 2
Описание слайда:
Башкирские музыкальные инструменты   В последние годы возрастает интерес к истории и фольклору. Выступления певцов, кураистов, кубызистов, исполнителей на гармониках, домбре и многочисленных инструментальных ансамблей показывают стремление башкир к сохранению традиций народного исполнительского искусства и национальных инструментов. Башкирский народный инструментарий состоит: из ныне существующих (курай, кубыз, думбыра), вышедших из употребления (кыл-кубыз, сорнай, борго, дунгур, думбурзяк, награ, шакылдак, ятаган) проникших в быт в XIX веке инструментов европейского происхождения (тальянка, мандолина, скрипка).

Слайд 3
Описание слайда:
История башкирских музыкальных инструментов Упоминания о старинных башкирских музыкальных инструментах - курае, кубызе, домбыре, кыл-кубызе, сорнае - встречаются в эпосе, преданиях, народных песнях и сказках.   Многие башкирские музыкальные инструменты известны лишь по историческим источникам и редко сохранившимся экземплярам. К таким инструмента относится зурна (сорнай). Этот сигнальный охотничий инструмент из рога животного, с 2-4 пальцевыми отверстиями, был мундштучный и язычковый. На звуки сорная (сигнального инструмента) народ собирался на народные праздники, йыйын-собрания. Другой духовой инструмент борго, изготавливался из дерева, имел коническую форму, длину около 700 мм, 1-2 пальцевых отверстия (иногда отверстий не было).   Ударным инструментом, напоминающим бубен, служил дунгур. Деревянный обруч обтягивался кожей с одной или с двух сторон. К основе прикреплялись парные серебряные монеты. По дунгуру ударяли пальцами и ладонью.   Гармонь попала в Башкирию вместе в переселенцами из центральных губерний России во второй половине XIX века. Широко распространена гармоника в западном, северо-западном, северо-восточном регионах республики, а также у пермских и мензелинских башкир. Хорошие гармонисты, как мужчины, так и женщины, пользуются в республике большим уважением и находятся в центре праздничных событий. На думбыре в давние времена играли сэсэны-сказители. Под аккомпанемент этого струнного щипкового инструмента пели эпические песни, в кубаирах прославляли подвиги батыров, воспевали красоту родной земли. Другой струнный инструмент — кыл-кубыз — родственник скрипки, только при игре он к плечу не прикладывался, а ставился на колено вертикально.

Слайд 4
Описание слайда:
Курай- традиционный духовой инструмент Ученые считают, что курай изобрели ещё в каменном веке. Курай представляет собой разновидность флейты. На открытом воздухе звуки курая разносятся далеко вокруг. Курай  получил свое название от зонтичного растения (курай, дягиль, дудник) с полым стеблем и длиной около 1 м, который шел на его изготовление. «Зонтик" курая изображен на гербе и флаге Республики Башкортостан.  На протяжении многих веков без этого инструмента не обходился ни один праздник. Курай используется как сольный инструмент и великолепно звучит в ансамбле.    Инструмент имеет пять отверстий:  4 на передней части и 1 на тыльной для большого пальца. …Слушая курай в поле или среди гор, нельзя не почувствовать, что этот инструмент гармонично сливается с природой, словно он ее органическая часть.   Лев Лебединсий           

Слайд 5
Описание слайда:

Слайд 6
Описание слайда:

Слайд 7
Описание слайда:
Вряд ли можно назвать более популярный и более любимый башкирским народом инструмент, чем курай, который, не имеет себе аналогов по своеобразию и тембру звучания! Это чисто национальное изобретение, насчитывающее десятки столетий и являющееся целым пластом жизни, от которого невозможно отделить культуру народа! Вряд ли можно назвать более популярный и более любимый башкирским народом инструмент, чем курай, который, не имеет себе аналогов по своеобразию и тембру звучания! Это чисто национальное изобретение, насчитывающее десятки столетий и являющееся целым пластом жизни, от которого невозможно отделить культуру народа! Основная и традиционная особенность игры на курае, это умение играть грудным голосом. Легкий свист «прощается» только начинающим исполнителям. Профессионалы исполняют мелодию проникновенно, нежно и звучно, пропуская ее через грудь. Любимым кураистом всего башкирского народа, признанным виртуозом игры на курае в XX веке был Ишмулла Дильмухаметов. Сегодня призанным виртуозом игры является Азат Аиткулов, Президент Союза кураистов, заслуженный артист России, народный артист Республики Башкортостан, лауреат Государственной премии имени Салавата Юлаева. Популярность курая в Башкортостане так велика, что на нем играет и «стар», и «млад». На заключительном концерте съезда кураистов самому молодому исполнителю было 6 лет, самому старшему 83 года. Ежегодно проводится Республиканский конкурс кураистов.

Слайд 8
Описание слайда:

Слайд 9
Описание слайда:
Кубыз Одним из древних музыкальных инструментов, распространенных и в наше время является кубыз.    Инструмент известен в мире под многими названиями, его внешний вид может быть весьма разнообразным, но единым остается способ звукозвлечения и предназначение - сольное музицирование. Сегодня в Башкирии пользуются популярностью инструменты мастеров и исполнителей Р.Загретдинова из Уфы, М.Давлетбаева из Салавата, З.Халилова из Кумертау и др.

Слайд 10
Описание слайда:
В Башкортостане наиболее распространен самозвучащий инструмента  "Агас-кубыз" – деревянный кубыз (башк. агас – дерево) и "Тимер-кубыз" – железный кубыз (башк. тимер – железо). В Башкортостане наиболее распространен самозвучащий инструмента  "Агас-кубыз" – деревянный кубыз (башк. агас – дерево) и "Тимер-кубыз" – железный кубыз (башк. тимер – железо). На Тимер-кубызе в Республике играют повсеместно. И хотя считается, что это детский и женский инструмент, лучше всего на нем играют мужчины. Металлический кубыз представляет собой дужку с язычком посередине. При игре инструмент зажимают губами и придерживают левой рукой, приблизив к зубам. Язычок защипывают пальцем правой руки, приводя его в состояние вибрации. Агас-кубыз долгое время считался исчезнувшим инструментом. Но в 1985 году удалось найти исполнительницу на агас-кубызе в Мечетлинском районе Республики.

Слайд 11
Описание слайда:

Слайд 12
Описание слайда:
Легенда о кубызе О происхождении кубыза в народе сложена легенда: «Однажды бедный пастух-сирота Бикбай смастерил себе кубыз из клена и научился играть на нем плясовые мелодии. Когда молодежь выезжала в поле, то пела и плясала под его кубыз.… Как-то Бикбая пригласили на йыйын. Когда он играл на кубызе, то все девушки плясали под его музыку, а старшая дочь бая Гульсум непрерывно на него смотрела. Бикбаю тоже нравилась эта девушка. В знак своего расположения он подарил ей свой кубыз». В легенде говорится об инструменте из клена. Хотя в Башкортостане в прошлом кубызы изготавливались из гусиного пера, гусиной косточки и даже из верблюжьего копыта.   До XX века кубыз был женским и детским инструментом. Собираясь на «аулак», женщины обычно брали с собой кубыз и тайком музицировали на нем. Тихое звучание инструмента давало возможность играть, не привлекая внимания посторонних. Благодаря этому он был в прошлом инструментом башкирской женщины. Башкирская женщина не имела права громко говорить и петь, а кубыз давал ей возможности, выражать свои чувства в музыке. С другой стороны, кубыз настолько мал, что хранение его не представляла трудностей.

Слайд 13
Описание слайда:

Слайд 14
Описание слайда:
Мандолина и скрипка  Из струнных музыкальных инструментов наибольшее распространение в Республике имеют мандолина и скрипка.  На них играют повсеместно: на праздниках, в быту, на самодеятельной сцене и даже на уроках музыки в национальных средних школах. Профессионального обучения на мандолине нет, данный инструмент – яркий представитель устного инструментального творчества.  Мандолина и  скрипка в Башкирии – инструменты сольной традиции, но на них не редкость игра в ансамбле с  кураем, кубызом, баяном, ударными.              С 1985 года ведется  реконструкция башкирской «думбыры» (предшественника мандолины) и смычкового «кыл-кубыза» (разновидности вертикальной скрипки).  Удалось восстановить и их  репертуар – преимущественно аккомпанемент к пению песен исторического или мистического содержания (Кубаиры, Харнау,  Хар-харнау и др.). Намболее удачные варианты инструментов связаны с именами мастеров В.Шугаюпова, А.Овчинникова и А.Владимирова.  

Слайд 15
Описание слайда:
Домбра - думбыра, кыл - кубыз, ятаган   Кыл-кубыз (kыл kумыз) - струнный смычковый инструмент. Корпус деревянный, дека из кожи, длинна около 600 мм. Имеет 2-3-жильные струны, смычок из конского волоса на древке. В древности кыл-кубыз применяли баксы (шаманы) для изгнания духов при лечении больных, исполняя ритуальные песни харнау (hарнау). В 1994 открылся класс кыл-кубыза в Уфимском училище искусств (УУИ). Ятаган (ятаган) - струнный щипковый инструмент. Корпус деревянный, продолговатый, в виде ящика длиной около 1000 мм. На верхней деке натянуты семь жильных (медных) струн, под которыми имеются подвижные подставки, при помощи которых изменяется высота звука. Несколько слов о названии инструмента “Домбра-думбыра”. Есть много версий, из которых можно отметить наиболее точную. Практически все аналогичные названия происходят от арабского слова “Танбур”, что со времен Дервиш-Али в вольном переводе считается “...Тан - сердце, бура - терзать”. Башкирский вариант имеет русское написание “Думбыра”, где “ы” часто опускается (“Думб(ы)ра”), а “У” заменяется на “О” (“Домб(ы)ра”), что продиктовано национальной грамматикой и региональными диалектами. Думбыра - достаточно известный башкирский народный музыкальный инструмент… На думбыре играют в популярных ансамблях "Караван-сарай", "Дервиш". Ее применяют в государственном академическом ансамбле народного танца им. Ф. Гаскарова и в государственом оркестре башкирских народных инструментов.

Слайд 16
Описание слайда:

Слайд 17
Описание слайда:

Слайд 18
Описание слайда:

Слайд 19
Описание слайда:
Гармонь Есть и такой музыкальный инструмент, который считают своим национальным башкиры, татары, русские, чуваши, марийцы, удмурдцы, мордва, и многие другие. Это – гармонь. «Гармонь» происходит от греческого слова «гармония» - созвучие, музыкальное согласие, благозвучие. Уже более 160 лет существует гармоника, интереснейший музыкальный инструмент с необычным звучанием и своеобразным тембром, простой в обращении, компактный и удивительно интернациональный. В Башкирии наибольшее распространение получили два типа гармоники: гармонь «саратовская» и «тальянка».

Слайд 20
Описание слайда:
Гармонь  и баян   Первые упоминания о гармони относятся к концу XIX века Наигрыши, исполняемые на гармонях, своеобразны. Мелодии, исполняются в неторопливом темпе, часто в движении шагом и пением характерных такмаков-частушек. Хорошие гармонисты, как мужчины, так и женщины, пользуются в республике большим уважением и находятся в центре праздничных событий. Баян – самая совершенная гармоника. По сравнению с другими регионами России освоение баяна в Башкортостане началось со значительным опозданием. Кроме традиционного исполнительства на баяне в Республике ведется академическое обучение от музыкальной школы до академии искусств. В Уфе сложилась школа башкирских баянистов, известная во всем мире своими лауреатами Международных конкурсов и фестивалей.

Слайд 21
Описание слайда:

Слайд 22
Описание слайда:
Зурна Зурна является одним из традиционных музыкальных инструментов. Данный музыкальный инструмент известен под следующими названиями: джурна, зурр, сарна, сорна, и сернай. Музыкальный инструмент состоит из трубы, которая имеет конусообразную форму. На конце трубы, для того, чтобы издавать звук, прикрепляется свисток, называемый «сипси». На верхней части трубы имеется шесть отверстий, в нижней части же имеется одно отверстие. Левой рукой прикрывают отверстия, которые расположены близко ко рту, а правой рукой прикрывают остальные отверстия. Главной особенностью зурны является то, что ее звук слышен из далека. Сам инструмент является одним из редких музыкальных инструментов, распространенных в мире. Звук зурны силен и ярок. Из-за того, что зурна имеет сильный звук, на ней играют в основном на открытом воздухе, во время деревенских празднества, при проводах в армию и прочее. Музыка зурны сопровождается барабанным боем. Размеры инструмента меняются от 60 см до 30 см.

Слайд 23
Описание слайда:
Дунгур, думбурзяк, награ - ударные инструменты        Согласно многовековой традиции башкиры в качестве ударных использовали бытовые предметы: подносы, ведра, щипцы и др. для аккомпанемента к пению и танцам. Дунгур (донгор) - ударный инструмент типа бубна. Деревянный круглый обруч диаметром 300-400 мм, высотой около 1000 мм, с обеих (с одной) сторон обтянут кожаной мембраной. По кругу корпуса установлены двойные серебряые монеты. При игре ударяют пальцами и ладонью. Думбурзяк (дэмбэрзэк) - ударный инструмент типа большого барабана. Цилиндрическая деревянная бочка диаметром около 400 мм, высотой около 700 мм. Снизу натянута мембрана, к середине которой прикреплен пучок конских волос. При натягивании и отпускании волоса издаются низкие, глухие звуки. Есть единичные случаи использования ударных инструментов, заимствованный у славянских народов, как например, «Думбурзяк» ( инструмент, похожий на украинский «Бугай» - бочку с конским хвостом)

Слайд 24
Описание слайда:
Башкиры издавна живут в дружбе с представителями различных народов. Благодаря этому башкирский народ бережет и сохраняет свою музыкальную культуру, но в то же время охотно заимствует музыкальные инструменты и наигрыши у соседних народов, адаптируя их согласно своим национальным традициям. Башкиры издавна живут в дружбе с представителями различных народов. Благодаря этому башкирский народ бережет и сохраняет свою музыкальную культуру, но в то же время охотно заимствует музыкальные инструменты и наигрыши у соседних народов, адаптируя их согласно своим национальным традициям.


Скачать презентацию на тему Башкирские музыкальные инструменты можно ниже:

Похожие презентации