Благовест в образах Русская икона

Содержание


Презентации» МХК» Презентация Благовест в образах Русская икона
Благовест в образах
 Русская иконаДолгое время к иконам незаслуженно не проявляли интереса. Но во второйОсобенности иконы
 Христианство делило мир на дольний (земной) и горний (небесный).«Подобает быти живописцу…»
 Написание иконы сопровождалось особыми обрядами. Необходимо было очиститьКак создавалась икона
 Технология изготовления икон вырабатывалась веками сначала в Византии,Основные этапы создания иконыСначала готовили доску. Предпочтение отдавали липовым. Иногда соединяли две доски, еслиПосле того, как доска была высушена, на нее натягивали пропитанную жидкимИкону опять сушили, наносили особый грунт, левкас, приготовленный из смеси мелаМастер, глава артели, наносил углем контур будущего рисунка, «знаменил» икону. 
Затем золотили фон, венцы и приступали к работе с красками. 
Сначала писали платье, пейзаж. Такое письмо называлось «доличным» (лик – лицо,Затем самый опытный и почитаемый мастер рисовал лицо, волосы, бороды. ЭтоРаботали темперными красками. Их приготавливали из природных материалов: минералов, глины. КраскиНаписанную икону покрывали олифой, приготовленной из конопляного масла, накладывая ее слойКанон 
 В своей работе иконописцы пользовались специальными руководствами, подлинниками. ПодлинникиЦвет на иконе
 Золото символизировало Божественный свет.
 Голубой был цветом небаЦвет одежд на иконе мог меняться, но одеяние Христа – вишневыйИкона на Руси почиталась. Ее можно было встретить не только вРабота изографаРусская иконография 
 Иконография – это описание икон. Иконописец строго придерживался«Богоматерь Одигитрия (наставница)» 
  «Богоматерь Одигитрия (наставница)»Оранта – молящаяся. Погрудное изображение с младенцем в медальоне – Знамение;Елеуса – милующая (Умиление)
 Елеуса – милующая (Умиление)Ни в одном из Евангелий не описывается внешность Иисуса Христа. НоСпас Емманул
 Спас ЕмманулСпас Вседержатель (Пантократор)
 Спас Вседержатель (Пантократор)Спас в Силах; 
 Спас в Силах; 
 Спас на тронеСпас Нерукотворный 
 Спас НерукотворныйИсточники 
 http://aliksandar.livejournal.com/68442.html?view=490842#t490842
 http://kolizejinfo.ru/forum/22-324-1
 О.К.Кутас «История русской культуры от славян до



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Благовест в образах Русская икона


Слайд 2
Описание слайда:
Долгое время к иконам незаслуженно не проявляли интереса. Но во второй половине XIX века впервые решили «заглянуть» под многочисленные слои не раз «поновленных» икон. И…о чудо! Под черным слоем олифы, потемневшей от свечной сажи, открылись яркие удивительные образы русской иконописи. Долгое время к иконам незаслуженно не проявляли интереса. Но во второй половине XIX века впервые решили «заглянуть» под многочисленные слои не раз «поновленных» икон. И…о чудо! Под черным слоем олифы, потемневшей от свечной сажи, открылись яркие удивительные образы русской иконописи.

Слайд 3
Описание слайда:
Особенности иконы Христианство делило мир на дольний (земной) и горний (небесный). Икону можно назвать «окном» в мир горний. Через икону верующий должен соединить свое земное существование с небесным. Поэтому и цвет, и предметы, и выбранные для изображения сюжеты несут глубокий смысл. Даже перспектива на иконе обратная, т. е. обращена не во внутрь изображаемого пространства, как на картине, а во вне, на смотрящего. Поэтому, если долго смотреть на икону, искренне молясь, она как бы «входит» в того, кто обратил к ней свои молитвы. Изображенное на иконе может вмещать в себя не одно, а несколько событий, которые могли происходить в разное время или вне времени, в вечности.

Слайд 4
Описание слайда:
«Подобает быти живописцу…» Написание иконы сопровождалось особыми обрядами. Необходимо было очистить и свой дух, и тело, а только потом приступать к работе. Поэтому перед работой над иконой долго постились, молились Богу. После шли в баню, переодевались в чистую одежду. Стоглавый Собор православной церкви в 1551 году требовал: «Подобает быти живописцу смирену, кротку, благоговейну, не празднословцу, не смехотворцу; не сварливу, не завистливу, не пьянице, не грабежнику, не убийце, но и паче же хранити чистоту душевную и телесную…»

Слайд 5
Описание слайда:
Как создавалась икона Технология изготовления икон вырабатывалась веками сначала в Византии, потом на Руси. Из Византии были заимствованы многие приемы, но со временем были наработаны и свои собственные.

Слайд 6
Описание слайда:
Основные этапы создания иконы

Слайд 7
Описание слайда:
Сначала готовили доску. Предпочтение отдавали липовым. Иногда соединяли две доски, если икона была большой. Отступив от края, вырезали рамку - канавку – ковчег. Сначала готовили доску. Предпочтение отдавали липовым. Иногда соединяли две доски, если икона была большой. Отступив от края, вырезали рамку - канавку – ковчег.

Слайд 8
Описание слайда:
После того, как доска была высушена, на нее натягивали пропитанную жидким рыбьим клеем холстину – поволоку. После того, как доска была высушена, на нее натягивали пропитанную жидким рыбьим клеем холстину – поволоку.

Слайд 9
Описание слайда:
Икону опять сушили, наносили особый грунт, левкас, приготовленный из смеси мела и клея, а потом полировали поверхность. Икону опять сушили, наносили особый грунт, левкас, приготовленный из смеси мела и клея, а потом полировали поверхность.

Слайд 10
Описание слайда:
Мастер, глава артели, наносил углем контур будущего рисунка, «знаменил» икону. Мастер, глава артели, наносил углем контур будущего рисунка, «знаменил» икону.

Слайд 11
Описание слайда:
Затем золотили фон, венцы и приступали к работе с красками. Затем золотили фон, венцы и приступали к работе с красками.

Слайд 12
Описание слайда:
Сначала писали платье, пейзаж. Такое письмо называлось «доличным» (лик – лицо, образ). Сначала писали платье, пейзаж. Такое письмо называлось «доличным» (лик – лицо, образ).

Слайд 13
Описание слайда:
Затем самый опытный и почитаемый мастер рисовал лицо, волосы, бороды. Это «личное» письмо. Затем самый опытный и почитаемый мастер рисовал лицо, волосы, бороды. Это «личное» письмо.

Слайд 14
Описание слайда:
Работали темперными красками. Их приготавливали из природных материалов: минералов, глины. Краски растирали на хлебном квасе или просто на воде, добавляя яичный желток. Такие краски были яркими, непрозрачными. Работали темперными красками. Их приготавливали из природных материалов: минералов, глины. Краски растирали на хлебном квасе или просто на воде, добавляя яичный желток. Такие краски были яркими, непрозрачными.

Слайд 15
Описание слайда:
Написанную икону покрывали олифой, приготовленной из конопляного масла, накладывая ее слой за слоем. Теперь икону на несколько месяцев выставляли на свет сохнуть, чтобы образовалась тонкая защитная пленка. Жизнь такой иконы 60 – 80 лет. Затем пыль и свечная копоть превращали ее в «черную доску». Написанную икону покрывали олифой, приготовленной из конопляного масла, накладывая ее слой за слоем. Теперь икону на несколько месяцев выставляли на свет сохнуть, чтобы образовалась тонкая защитная пленка. Жизнь такой иконы 60 – 80 лет. Затем пыль и свечная копоть превращали ее в «черную доску».

Слайд 16
Описание слайда:
Канон В своей работе иконописцы пользовались специальными руководствами, подлинниками. Подлинники были «лицевые» и «толковые». В них были собраны образцы рисунков и технические наставления. Отступление от подлинника было невозможно, в нем прописывалось все: и поза нарисованных святых, и их лица, и цвет одежды. То есть работа мастера подчинялась определенным правилам, канонам.

Слайд 17
Описание слайда:
Цвет на иконе Золото символизировало Божественный свет. Голубой был цветом неба и чистоты. Вишневый носил объединяющее начало. Он включал в себя два цвета: красный – начало спектра, и фиолетовый – его конец. Красный – это Божественный огонь, кровь жертвы Христовой и мучеников за веру, цвет царей – пурпур. Символ юности и цветения – зеленый цвет. Цвет Бога – белый. Он подобен свету, он вмещает в себя все цвета, подобно тому, как Бог объемлет весь мир. Черный – цвет сокровенных Божьих тайн.

Слайд 18
Описание слайда:
Цвет одежд на иконе мог меняться, но одеяние Христа – вишневый хитон (рубаха) и голубой плащ – гиматий и вишневое покрывало – мафорий Богоматери были всегда неизменны. Цвет одежд на иконе мог меняться, но одеяние Христа – вишневый хитон (рубаха) и голубой плащ – гиматий и вишневое покрывало – мафорий Богоматери были всегда неизменны.

Слайд 19
Описание слайда:
Икона на Руси почиталась. Ее можно было встретить не только в храме или в доме, но и на перекрестках дорог, у ручья или родника, на городской стене, на воинском знамени. Ее первую спасали во время пожара из пламени. Ее нельзя было купить, а только выменять на деньги, нельзя выбросить, если она пришла в негодность, нужно было закопать в землю, или пустить по течению реки ликом вверх, или сжечь на перекрестке после молебна. Икона на Руси почиталась. Ее можно было встретить не только в храме или в доме, но и на перекрестках дорог, у ручья или родника, на городской стене, на воинском знамени. Ее первую спасали во время пожара из пламени. Ее нельзя было купить, а только выменять на деньги, нельзя выбросить, если она пришла в негодность, нужно было закопать в землю, или пустить по течению реки ликом вверх, или сжечь на перекрестке после молебна. Многие иконы прославлены совершенными чудесами. Они исцеляли болеющих, многократно защищали города от врагов, оберегали Русь от бед.

Слайд 20
Описание слайда:
Работа изографа

Слайд 21
Описание слайда:

Слайд 22
Описание слайда:

Слайд 23
Описание слайда:

Слайд 24
Описание слайда:

Слайд 25
Описание слайда:
Русская иконография Иконография – это описание икон. Иконописец строго придерживался канона, особых разработанных правил, образцов. Поэтому все сюжеты, изображаемые на иконах, можно сгруппировать в несколько композиционных типов. Так на Руси известно более трехсот изображений Богоматери. Все это многообразие можно уложить в три основных типа

Слайд 26
Описание слайда:
«Богоматерь Одигитрия (наставница)» «Богоматерь Одигитрия (наставница)»

Слайд 27
Описание слайда:
Оранта – молящаяся. Погрудное изображение с младенцем в медальоне – Знамение; без младенца в полный рост – Великая Панагия (Всесвятая). Оранта – молящаяся. Погрудное изображение с младенцем в медальоне – Знамение; без младенца в полный рост – Великая Панагия (Всесвятая).

Слайд 28
Описание слайда:
Елеуса – милующая (Умиление) Елеуса – милующая (Умиление)

Слайд 29
Описание слайда:
Ни в одном из Евангелий не описывается внешность Иисуса Христа. Но то, как выглядел Иисус, всегда интересовало христиан. Впервые образ Иисуса Христа появился в живописи катакомб. Ни в одном из Евангелий не описывается внешность Иисуса Христа. Но то, как выглядел Иисус, всегда интересовало христиан. Впервые образ Иисуса Христа появился в живописи катакомб. Ныне известное каноническое изображение Христа утверждается только в 836 году. Икон, изображающих Иисуса Христа, немного: Богомладенец с Богоматерью, Спас Емануил, Спас Вседержатель, Спас Нерукотворный.

Слайд 30
Описание слайда:
Спас Емманул Спас Емманул

Слайд 31
Описание слайда:
Спас Вседержатель (Пантократор) Спас Вседержатель (Пантократор)

Слайд 32
Описание слайда:
Спас в Силах; Спас в Силах; Спас на троне

Слайд 33
Описание слайда:
Спас Нерукотворный Спас Нерукотворный

Слайд 34
Описание слайда:
Источники http://aliksandar.livejournal.com/68442.html?view=490842#t490842 http://kolizejinfo.ru/forum/22-324-1 О.К.Кутас «История русской культуры от славян до великорусов». Учебное пособие»


Презентация на тему Благовест в образах Русская икона доступна для скачивания ниже:

Похожие презентации