Дисциплина «История экономических учений» Тема 2. Возникновение и развитие презентация

Содержание


Презентации» Образование» Дисциплина «История экономических учений» Тема 2. Возникновение и развитие
Дисциплина «История экономических учений» Тема 2.  Возникновение и развитие классическойОбщие признаки и отличительные черты классической школы и меркантилизма
 Экономическое учениеОбщие признаки и отличительные черты классической школы и меркантилизмаЭтапы развития классической политэкономии
 1. Конец XVII – начало XVIII в.
Уильям Петти (1623 – 1687)Экономические взгляды У. Петти
 Родоначальник классической школы в Англии.
 Сторонник экономическогоПьер Буагильбер (1646-1714)Экономические взгляды П. Буагильбера 
 Родоначальник классической политэкономии во Франции. 
Адам Смит (1723 – 1790)Экономические взгляды А. Смита
 Величайший английский ученый-экономист мануфактурного периода. 
 ОсновнойВыгоды разделения труда видел: а) в повышении производительности труда; б) вДавид Рикардо (1772–1823)Экономические взгляды Д. Рикардо
 Классик политической экономии Англии, последователь Адама Смита.
Сторонник количественной теории денег, увязывал изменение их стоимости как товаров сЖан Батист Сэй (1767–1832)Экономические взгляды Ж.-Б. Сэя
 Продолжатель творческого наследия А.Смита во Франции, абсолютизировавшийВерил в гармонию интересов классов общества в условиях рыночных экономических отношений.Томас Роберт Мальтус (1766–1834)Экономические взгляды Т. Мальтуса
 Представитель классической политической экономии Англии. 
 ОсновнойНаселение увеличивается в геометрической прогрессии, а производство продуктов потребления – вДжон Стюарт Милль (1806–1873)Экономические взгляды Дж. С. Милля
 Английский экономист, один из завершителей классическойБогатство определял как сумму покупаемых и продаваемых на рынке благ.
 СоциальнаяКарл Генрих Маркс (1818-1883)Экономические взгляды К. Маркса
 Немецкий экономист и философ, родоначальник марксистского направления.
Товар – элементарная клетка капиталистического способа производства, в которой отражаются всеРазработал учение о базисе и надстройке. Базис — это материальное производство,Экономические концепции  немецкой социал-демократии  (Э.Бернштейн, К.Каутский, Р.Гильфердинг)
 Избрали путьЭ.Бернштейн (1850-1932)Экономические взгляды Э. Бернштейна
 Рассматривал социализм и как идеал справедливого общественногоК.Каутский (1854-1938)Экономические взгляды К. Каутского
 Признавал справедливость критики Э.Бернштейном многих положений марксизма.
Ультраимпериализм – политика индустриально развитых стран, стремящихся расширить свое влияние вР.Гильфердинг (1877-1941)Экономические взгляды Р. Гильфердинга
 Монополии ведут к нивелировке, устраняют неравномерность развития



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Дисциплина «История экономических учений» Тема 2. Возникновение и развитие классической политической экономии


Слайд 2
Описание слайда:
Общие признаки и отличительные черты классической школы и меркантилизма Экономическое учение А. Смита. Экономическое учение Д. Рикардо. Экономические взгляды смитианцев (Ж.Б. Сэй, Т.Мальтус, Дж.С. Милль). Политическая экономия К. Маркса и экономические концепции социал-демократии.

Слайд 3
Описание слайда:
Общие признаки и отличительные черты классической школы и меркантилизма

Слайд 4
Описание слайда:

Слайд 5
Описание слайда:
Этапы развития классической политэкономии 1. Конец XVII – начало XVIII в. Англия – Уильям Петти, Франция – Пьер Буагильбер Физиократия – середина XVIII в. 2. Вторая половина XVIII в. Адам Смит – великий ученый-экономист Англии 3. Первая половина XIХ в. Последователи А. Смита: англичане – Давид Рикардо, Томас Мальтус, Н.Сеньор; французы – Жан Батист Сэй и Фенимор Бастиа 4. Вторая половина XIX в. Англия – Джон Стюарт Милль Германия – Карл Маркс

Слайд 6
Описание слайда:
Уильям Петти (1623 – 1687)

Слайд 7
Описание слайда:
Экономические взгляды У. Петти Родоначальник классической школы в Англии. Сторонник экономического либерализма. Считал частную собственность священной и неприкосновенной. Основоположник статистико-экономического анализа, организатор статистической службы в Англии. Богатство образуют не только драгоценные металлы и камни (включая деньги), но и земли страны, дома, корабли и даже домашняя обстановка. «Труд есть отец и активный принцип богатства, а земля – его мать». Стоимость товара создается трудом по добыче серебра. Стоимость товара обусловлена участием в его создании труда и земли. Рыночная стоимость участка земли равна сумме 21-годичной ренты. Зарплата рабочих – минимум средств для существования рабочего и его семьи.

Слайд 8
Описание слайда:
Пьер Буагильбер (1646-1714)

Слайд 9
Описание слайда:
Экономические взгляды П. Буагильбера Родоначальник классической политэкономии во Франции. Критиковал меркантилизм, обосновал необходимость реформ. Богатство страны заключается не в физической массе денег, а во всем многообразии полезных благ и вещей. Обосновал трудовую теорию стоимости. Считал возможным упразднение денег, нарушающих, на его взгляд, обмен товаров по «истинной» стоимости. Абсолютизировал роль сельского хозяйства в экономическом росте страны, отрицал реальное значение промышленности и торговли в приумножении имущественного богатства.

Слайд 10
Описание слайда:
Адам Смит (1723 – 1790)

Слайд 11
Описание слайда:
Экономические взгляды А. Смита Величайший английский ученый-экономист мануфактурного периода. Основной труд:«Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). Сторонник экономического либерализма. Осуждал меркантилистское мышление. Сущностью и природой богатства считал труд. Ввел понятия «экономический человек» и «невидимая рука». Главную задачу политэкономии как науки видел в увеличении богатства страны и ее могущества.

Слайд 12
Описание слайда:
Выгоды разделения труда видел: а) в повышении производительности труда; б) в улучшении качества продукции; в) в повышении эффективности производства. Труд делил на производительный (создает новую ценность (стоимость) и непроизводительный труд (ценности не создает). От трудовой теории стоимости перешел к теории издержек производства, включая зарплату рабочих и прибыль капиталистов. Среди функций денег особо выделял функцию средства обращения. Связывал тенденцию изменения заработной платы с текущим состоянием национального хозяйства. «Богатство» общества зависит: а) от уровня разделения труда; б) от доли населения, занятого производительным трудом; в) от производительности труда.

Слайд 13
Описание слайда:
Давид Рикардо (1772–1823)

Слайд 14
Описание слайда:
Экономические взгляды Д. Рикардо Классик политической экономии Англии, последователь Адама Смита. Сторонник экономического либерализма. Обосновал тенденцию к понижению заработной платы. Приверженец трудовой теории стоимости, однако, при определении меновой стоимости предлагал учитывать редкость и невосполнимость товара.

Слайд 15
Описание слайда:
Сторонник количественной теории денег, увязывал изменение их стоимости как товаров с их (денег) количеством в обращении. Считал, что в условиях свободной конкуренции прибыль также имеет тенденцию к понижению. Разработал теорию дифференциальной ренты с учетом плодородия почвы. Разработал на основе трудовой теории стоимости «принцип сравнительных затрат или преимуществ». Выступал за международное разделение труда и специализацию.

Слайд 16
Описание слайда:
Жан Батист Сэй (1767–1832)

Слайд 17
Описание слайда:
Экономические взгляды Ж.-Б. Сэя Продолжатель творческого наследия А.Смита во Франции, абсолютизировавший идеи своего кумира об экономическом либерализме, стихийном рыночном механизме хозяйствования. Основой его учения являлась теория трех факторов: 1) земля; 2) капитал; 3) труд. Первым высказался о равноправном участии всех факторов производства в создании стоимости товара. Стоимость товара складывалась из стоимости затраченного на него труда, объема платы за землю и за капитал.

Слайд 18
Описание слайда:
Верил в гармонию интересов классов общества в условиях рыночных экономических отношений. «Закон Сэя»: при соблюдении обществом всех принципов экономического либерализма производство (предложение) будет порождать адекватное потребление (спрос). Считал деньги орудием обмена. Придерживался неограниченной свободной конкуренции предпринимателей и недопустимости никаких проявлений протекционизма, возведя эти принципы в ранг абсолюта.

Слайд 19
Описание слайда:
Томас Роберт Мальтус (1766–1834)

Слайд 20
Описание слайда:
Экономические взгляды Т. Мальтуса Представитель классической политической экономии Англии. Основной труд: «Опыт о законе народонаселения» (1798). Сводил причину бедности к простому соотношению темпа прироста населения с темпом прироста жизненных благ, определяющих прожиточный минимум. Каждому человеку необходимо заботиться о себе самому и полностью отвечать за свою непредусмотрительность.

Слайд 21
Описание слайда:
Население увеличивается в геометрической прогрессии, а производство продуктов потребления – в арифметической. И тогда из-за перенаселения бедность может стать уделом всего человечества. «Железный закон заработной платы» Стоимость определял издержками производства, включая прибыль. Непроизводительные слои общества представляют собой совокупность «третьих лиц», содействующих и созданию, и реализации общественного продукта. Возможны не только частные, но и общие кризисы, но все они – явления временные.

Слайд 22
Описание слайда:
Джон Стюарт Милль (1806–1873)

Слайд 23
Описание слайда:
Экономические взгляды Дж. С. Милля Английский экономист, один из завершителей классической политической экономии. Основной труд – «Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложения к социальной философии» (1848). Принял рикардианский взгляд на предмет политической экономии, выдвинув на первый план «законы производства» и «законы распределения». Первые неизменны и заданы техническими условиями. А вторые – различны и зависят от обычаев общества. Придерживался концепции «нейтральности» денег и количественной теории денег.

Слайд 24
Описание слайда:
Богатство определял как сумму покупаемых и продаваемых на рынке благ. Социальная несправедливость не связана с правом частной собственности как таковой, а следует преодолевать злоупотребления ею. Социальные реформы Дж.С.Милля: а) уничтожение наемного труда при помощи кооперативной производительной ассоциации; б) социализация земельной ренты при помощи земельного налога; в) ограничение неравенства богатства при помощи ограничения права наследования.

Слайд 25
Описание слайда:
Карл Генрих Маркс (1818-1883)

Слайд 26
Описание слайда:
Экономические взгляды К. Маркса Немецкий экономист и философ, родоначальник марксистского направления. Основоположник модельного метода в экономике. Его главный труд «Капитал» (первый том – 1867). Выделил капиталистический способ производства и соответствующие ему отношения производства и обмена. Капиталистический способ производства историчен и сменяем с точки зрения материалистического понимания истории.

Слайд 27
Описание слайда:
Товар – элементарная клетка капиталистического способа производства, в которой отражаются все закономерности капиталистического общества. В условиях капитализма товарно-денежные отношения приобретают всеобъемлющий характер, то есть все основные элементы производства, в том числе предметы труда, средства труда и рабочая сила превращаются в товар. В основе стоимости товара лежит только один источник (один производительный фактор) – труд. Положение о двойном характере труда.

Слайд 28
Описание слайда:
Разработал учение о базисе и надстройке. Базис — это материальное производство, сочетание производительных сил и производственных отношений. Надстройка — совокупность политических, правовых, религиозных институтов общества (вторична, зависима от базиса). Выделял две формы земельной ренты: дифференциальную и абсолютную. Товаром в условиях капиталистического способа производства является не труд, а рабочая сила. Под прибавочной стоимостью понимал стоимость, созданную сверх стоимости рабочей силы и безвозмездно присвоенную капиталистом.

Слайд 29
Описание слайда:
Экономические концепции немецкой социал-демократии (Э.Бернштейн, К.Каутский, Р.Гильфердинг) Избрали путь защиты коренных интересов трудящихся – путь постепенной трансформации капиталистического общества в социализм посредством реформ, а не революций.

Слайд 30
Описание слайда:
Э.Бернштейн (1850-1932)

Слайд 31
Описание слайда:
Экономические взгляды Э. Бернштейна Рассматривал социализм и как идеал справедливого общественного устройства, и как постоянный процесс улучшения положения «индивида». Считал, что профсоюзное и кооперативное движение способствуют улучшению положения рабочего класса. Отверг учение Маркса о классовой борьбе, о диктатуре пролетариата, о пролетарской революции. Реформы, проводимые систематически, в конечном счете изменят суть капитализма и постепенно преобразуют его в социализм. Сторонник «народного капитализма», создаваемого прежде всего путем распространения среди широких слоев населения акций предприятий.

Слайд 32
Описание слайда:
К.Каутский (1854-1938)

Слайд 33
Описание слайда:
Экономические взгляды К. Каутского Признавал справедливость критики Э.Бернштейном многих положений марксизма. Кризисы перепроизводства рассматривал как необходимое условие оптимального функционирования капиталистического хозяйственного механизма, а не как доказательство его скорого краха.

Слайд 34
Описание слайда:
Ультраимпериализм – политика индустриально развитых стран, стремящихся расширить свое влияние в мире через соглашения, чтобы объединить в «мировые тресты» все крупные промышленные и финансовые капиталистические структуры. Это будет началом новой, мирной эры в истории капитализма, когда возникнет новый тип межгосударственного союза капиталистических стран. Стадия ультраимпериализма пока не наступила и условия для социалистической революции не созрели.

Слайд 35
Описание слайда:
Р.Гильфердинг (1877-1941)

Слайд 36
Описание слайда:
Экономические взгляды Р. Гильфердинга Монополии ведут к нивелировке, устраняют неравномерность развития и являются ячейками организованного капитализма, увеличивают шансы для регулирования экономики. Придерживался теории организованного капитализма. Обосновал возможность «врастания» капитализма в социализм.


Скачать презентацию на тему Дисциплина «История экономических учений» Тема 2. Возникновение и развитие можно ниже:

Похожие презентации