Фельетон презентация

Содержание


Фельетон
 Характеристика жанрового содержания. Классификация фельетонов.
 Поэтика фельетонаПредмет изображения
 Внутреннее противоречие (содержания и формы, действий и целей, причинАлкей, Архилох. НГ, 11 февраля 2016 Повесть о "Лыжне России" иПовесть о "Лыжне России" и о том, что спортсмены должны поддерживатьФельетонный факт???
 Нет фельетонного факта, есть фельетонное осмысление, т.е. выявление внутреннегоФельетонный метод
 Способ изображения в фельетоне – создание комического образа.
 КомическоеВиды комического.
 Два основных вида: сатира и юмор.
 Юмористический фельетон.
 Предмет:Определение жанра
 «Фельетон - это малая художественно-публицистическая форма, характерная для периодическойКлассификация фельетона. По предмету изображения
 
 Адресный - посвящен конкретному Классификация фельетонов.  По подходу к осмыслению факта 
 Публицистический фельетон:
Технология и приемы создания фельетонного образа
 Факт сознательно деформируется фельетонистом дляПриемы сатирического заострения
 Гипербола - резкое преувеличение 
 Гротеск - фантастическоеВиды образов в фельетоне
 образ персонажа 
 образ явления, или образ-тезис.Образ персонажа
 Сатирический образ менее индивидуализирован, чем очерковый. Здесь важны типическиеОбраз явления
 Образ-тезис, или образ обобщенно-отрицательного понятия, возникает в фельетоне, построенномПриемы создания образа
 Сатирическое заострение (на уровне детали, фрагмента или целогоПриемы сатирического заострения
 Гипербола - резкое преувеличение 
 Гротеск - фантастическоеКомпозиция фельетона
 Основной композиционной особенностью фельетона называют ассоциативность, т.е. сопоставление событий,Ассоциативный фельетон
 Ассоциативный фельетон строится по принципу разросшейся малой темы. 
Фабульный фельетон
 Построен на последовательном развитии действия: от экспозиции к завязке,Позиция автора в фельетоне
 Главная особенность проявления авторской позиции в фельетонеПозиция автора в фельетоне
 В современном фельетоне преобладает близкий к сказовойРазновидности образа автора по отношению к материалу
 1) автор – участникОсобенности интонационно-речевого построения фельетона
 В качестве одной из основных стилевых характеристикСредства разговорности
 Монологи и диалоги песронажей
 Просторечия, диалектизмы, жаргонизмы, а такжеЭкспрессивность фельетонного стиля.
 Другая важная особенность фельетонного стиля связана с экспрессивностьюФормы игрового использования слова
 Каламбур («альфа-банк – альфа-банка»). 
 Парадокс (совмещениеЗадание к экзамену
 Найти в текущей периодике 2 фельетона с разными



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Фельетон Характеристика жанрового содержания. Классификация фельетонов. Поэтика фельетона


Слайд 2
Описание слайда:
Предмет изображения Внутреннее противоречие (содержания и формы, действий и целей, причин и следствий и т.д.)

Слайд 3
Описание слайда:
Алкей, Архилох. НГ, 11 февраля 2016 Повесть о "Лыжне России" и о том, что спортсмены должны поддерживать губернатора Куйвашева Буду краток. Пока лживые игило-бандеровские клеветники плачут по каким-то якобы снесенным киоскам возле метро (что за киоски? какое такое метро?), российский народ собирается на лыжню. И это правильно: зима. Все силы НАТО брошены на то, чтобы зимой в России была засуха и пожары, а летом метели, но мы все равно сильнее. Ударил февраль – все на лыжню. А если быть совсем скрупулезно точным, то на гонку «Лыжня России – 2016». В Свердловской области этот спортивный форум, сообщают ученые из местной администрации, будет особенно интересным. На местах, поговаривают, получен приказ подготовить плакаты, написанные вручную, с лозунгами в поддержку курса, реализуемого губернатором и правительством Свердловской области.

Слайд 4
Описание слайда:
Повесть о "Лыжне России" и о том, что спортсмены должны поддерживать губернатора Куйвашева Хорошо как сформулировали, а? Я думаю даже поехать и лично поддержать губернатора Евгения Куйвашева. Секретарша моя Ребекка Кузьминична училась в художественной школе, пусть сидит и пишет плакаты. Например, такие: «Лыжник! Следуй, как терминатор, курсом, который проложил губернатор». Или: «Нет правительства мудрее нашего. Нет губернатора краше Куйвашева!» Ну, или что-то в этом роде. Или еще проще: «Курс – наш!» Мне кажется, кстати, что идея эта настолько хороша, что нужна по всей России и не только на лыжных гонках. Пусть наши пловцы плывут с плакатами. Пусть гимнастки выступают не с лентами и обручем, а с лозунгами в поддержку правильности курса Партии и Правительства. И фигуристки с фигуристами. Что это они друг дружку обнимают, как сексуальные маньяки какие-то? Пусть стяги держат, пусть катаются с перетяжками, на которых написаны патриотические высказывания. О спорт, ты не только мир и борьба за мир, ты еще и агитация и пропаганда. А то ишь. 

Слайд 5
Описание слайда:
Фельетонный факт??? Нет фельетонного факта, есть фельетонное осмысление, т.е. выявление внутреннего противоречия и осмысления его посредством сатиры или юмора.

Слайд 6
Описание слайда:
Фельетонный метод Способ изображения в фельетоне – создание комического образа. Комическое - эстетическая категория, подразумевающая отражение в искусстве явлений, содержащих несоответствие, несообразность и оценку их посредством смеха.

Слайд 7
Описание слайда:
Виды комического. Два основных вида: сатира и юмор. Юмористический фельетон. Предмет: бытовые и психологические коллизии, недостатки не фатальны Характер смеха: смех не разоблачает, юмор призван показать неоднозначность явления Сатирический фельетон. Предмет: глубокие социальные противоречия, негативные явления социальной жизни. Характер смеха: сатира обличает, высмеивает и уничтожает (сарказм) свой объект. Синтетические разновидности комического: лиро-ирония, черный юмор, трагикомедия.

Слайд 8
Описание слайда:
Определение жанра «Фельетон - это малая художественно-публицистическая форма, характерная для периодической печати и отличающаяся злободневностью тематики, сатирической заостренностью или юмором" (ЛЭ, 1939 г).

Слайд 9
Описание слайда:
Классификация фельетона. По предмету изображения Адресный - посвящен конкретному факту, сюжет такого фельетона строится от факта к постановке проблемы и обобщению. Безадресный фельетон предполагает разработку проблемы с привлечением фактов-иллюстраций.

Слайд 10
Описание слайда:
Классификация фельетонов. По подходу к осмыслению факта Публицистический фельетон: это логический тип построения композиции, преобладание прямой авторской оценки и внешнего правдоподобия в изображении ситуации и действующих лиц. Беллетризированный фельетон: Преобладает аллегорическое осмысление материала, связанное с непрямой авторской оценкой фабульное построение или монолог персонажа Разнообразие приемов построения образа: портрет, деталь, речевая характеристика.

Слайд 11
Описание слайда:
Технология и приемы создания фельетонного образа Факт сознательно деформируется фельетонистом для того, чтобы выявить комическое. Этот процесс называется «сатирическое заострение». Важно, чтобы эта доминирующая черта позволила воссоздать узнаваемый социальный тип. В этом случае происходит сатирическая типизация.

Слайд 12
Описание слайда:
Приемы сатирического заострения Гипербола - резкое преувеличение Гротеск - фантастическое преувеличение Пародирование - утрированное подражание Литота - резкое преуменьшение Используются на уровне детали (гиперболическая деталь, реплика) и на уровне всего текста (развернутая гипербола - факт дописывается возможными гипертрофированными последствиями).

Слайд 13
Описание слайда:
Виды образов в фельетоне образ персонажа образ явления, или образ-тезис.

Слайд 14
Описание слайда:
Образ персонажа Сатирический образ менее индивидуализирован, чем очерковый. Здесь важны типические черты. Поэтому психологические характеристики и мотивировки заменяются, как правило, логической целесообразностью, связанной с задачами публицистического обличения. Наблюдается тяготение к созданию образов-масок, oбpaзов-категорий и образов-понятий. Нередко в качестве таких масок используются образы литературных персонажей. Герой фельетона сопоставляются с этим персонажем, приобретая узнаваемые черты и превращаясь в сатирический образ-маску.

Слайд 15
Описание слайда:
Образ явления Образ-тезис, или образ обобщенно-отрицательного понятия, возникает в фельетоне, построенном на обобщении разрозненных фактов, на изучении нескольких конкретных социальных ситуаций. Понятие может быть олицетворено, опредмечено, а может быть и определенной логической категорией. В фельетоне И.Ильфа и Е.Петрова «Директивный бантик» таким образом-тезисом становится директивный бантик как знак косности, неумения и нежелания работать. Разновидность образа-тезиса - персонифицированное понятие. В этом случае понятие становится завершением усилий по созданию типического сатирического образа. Образы-маски превращаются в образы-символы. Классическим образцом может служить фельетон «Равнодушие» Ильфа и Петрова. Все описанные в фельетоне ситуации символически объединены в образе человека из ведомости, который вобрал в себя черты демагога, мещанина и себялюбца.

Слайд 16
Описание слайда:
Приемы создания образа Сатирическое заострение (на уровне детали, фрагмента или целого текста) Портретная характеристика (подчеркивает главное комическое несоответствие, не такая развернутая как в очерке) Речевая характеристика (персонажи «проговариваются», противоречие между собственной незначительностью и претензией на авторитетность).

Слайд 17
Описание слайда:
Приемы сатирического заострения Гипербола - резкое преувеличение Гротеск - фантастическое преувеличение Пародирование - утрированное подражание Литота - резкое преуменьшение Используются на уровне детали (гиперболическая деталь, реплика) и на уровне всего текста (развернутая гипербола - факт дописывается возможными гипертрофированными последствиями).

Слайд 18
Описание слайда:
Композиция фельетона Основной композиционной особенностью фельетона называют ассоциативность, т.е. сопоставление событий, фактов, явлений по ассоциации. Ассоциативность позволяет ввести малую тему фельетона, т.е. конкретную ситуации или персонажа, в контекст темы большой – актуальной и общезначимой социальной проблемы. На этом переключении темы малой в большую и строится фельетон. По типу композиционного построения фельетоны делят на ассоциативный и фабульный.

Слайд 19
Описание слайда:
Ассоциативный фельетон Ассоциативный фельетон строится по принципу разросшейся малой темы. Ассоциативный зачин: цитата, анекдот, шутка, историческая реминисценция, метафора. Важно дать броскую ассоциацию, которая позволит ввести в фельетон «большую тему». Роль подобного ассоциативного трамплина может взять на себя заголовок или эпиграф. Разросшаяся малая тема. В начале – конкретное событие, потом – цепочка ассоциаций.

Слайд 20
Описание слайда:
Фабульный фельетон Построен на последовательном развитии действия: от экспозиции к завязке, потом через развитие действия - к кульминации и развязке. Такие фельетоны появились благодаря вхождению в публицистику писателей – И.Ильфа и Е.Петрова, М.Зощенко. Особенность - экспозиция и завязка предельно сокращены.

Слайд 21
Описание слайда:
Позиция автора в фельетоне Главная особенность проявления авторской позиции в фельетоне связана с тем, что, как правило, она скрыта за маской, за фигурой условного повествователя. Рассказчик в фельетоне – это условный, игровой персонаж, позиция которого не всегда или не полностью совпадает с позицией автора. Поэтому считается, что по отношению к фельетону понятие «автор» трансформируется в понятие «повествователь». Мы можем говорить о присутствии в фельетоне героя-повествователя. Особенно наглядно эта особенность фельетона проявляется в так называемых фельетонах-сказах (Зощенко, Зорич, Ильф и Петров, Булгаков)

Слайд 22
Описание слайда:
Позиция автора в фельетоне В современном фельетоне преобладает близкий к сказовой манере прием – повествование от первого лица, когда позиции повествователя и автора не отождествлены. В этом случае повествователь – это близкий позиции самого фельетониста, иронично оценивающий изображаемые события рассказчик. Он не тождественен автору, но близок ему по многим интеллектуальным и биографическим подробностям, появляющимся в тексте (Д.Быков). Однако встречается и сказовый вариант построения авторской позиции (Всеволод Емелин)

Слайд 23
Описание слайда:
Разновидности образа автора по отношению к материалу 1) автор – участник события (Всеволод Емелин); 2) автор – наблюдатель события (Д.Быков, Тиртей); 3) автор – активный комментатор (Д.Быков); 4) автор – нейтральный повествователь (Жванецкий). Во всех этих вариантах автор скрывается за маской героя-рассказчика. Это образ носителя речи, а не образ автора. Он может быть предельно условным рассказчиком, а может быть персонифицирован. Условный рассказчик лишен каких-либо отчетливых персональных черт, персонифицированный рассказчик наделен именем, биографией, профессиональным статусом.

Слайд 24
Описание слайда:
Особенности интонационно-речевого построения фельетона В качестве одной из основных стилевых характеристик фельетона называют разговорность его интонационного и лексического построения. Он всегда рассчитан на тесный контакт с читателем и поэтому всегда отмечен живой разговорной интонацией.

Слайд 25
Описание слайда:
Средства разговорности Монологи и диалоги песронажей Просторечия, диалектизмы, жаргонизмы, а также сбивчивость и экспрессивность устной речи становятся действенным средством комедийной характеристики. Имитация интонации спонтанной устной речи

Слайд 26
Описание слайда:
Экспрессивность фельетонного стиля. Другая важная особенность фельетонного стиля связана с экспрессивностью фельетонного слова, которая играет определяющую роль в выражении авторской позиции. Важнейшими средством создания комического в фельетоне становятся разные формы игрового использования слова.

Слайд 27
Описание слайда:
Формы игрового использования слова Каламбур («альфа-банк – альфа-банка»). Парадокс (совмещение несочетаемого, алогизм. Горячий лед) Ирония (Солдаты уже два дня стоят в поле. Они очень благодарны)

Слайд 28
Описание слайда:
Задание к экзамену Найти в текущей периодике 2 фельетона с разными типами композиционного построения (ассоциативный и фабульный). Сделать письменный анализ по плану: 1.Тема фельетона (Образ= КРС/МОП) 2. Определить тип фельетона (используя все виды классификаций) 3. Приемы построения образа (таблица).


Скачать презентацию на тему Фельетон можно ниже:

Похожие презентации