ГОСТ презентация

Содержание


ГОСТ
 Выполнили: Буйновская. Е, Любчак. Е, Танатов. А.Стандарты качества окружающей среды - это совокупность единых требований к состоянию природных иВ качестве критериев оценки состояния окружающей среды служат показатели естественного ненарушенного состояния природныхСанитарно-гигиенические показатели устанавливаются исходя из требований экологической безопасности населения, но ониОпределение ГОСТа
 ГОСТ — это государственный стандарт, который формулирует требования государстваНормирование атмосферных загрязнений 
 ГОСТ Р 56165-2014 Качество атмосферного воздуха. МетодНастоящий стандарт устанавливает метод определения и правила установления нормативов допустимых выбросов При нормировании выбросов с учетом экологических нормативов, выраженных в виде среднегодовыхОб утверждении гигиенических нормативов ГН 2.1.6.3492-17 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющихНормирование содержания вредных веществ в почве 
 ГОСТ Р 53381-2009. ПочвыТакже в этом ГОСТе представлены количественные значения для качества питательных грунтовГОСТ Р 50682-94 Почвы. Определение подвижных соединений марганца по методу ПейвеНормирование содержания вредных веществ в водных объектах
 ГОСТ Р 51232-98. ВодаВ данном ГОСТе представлены методы определения содержания некоторых неорганических веществ вТакже методы определения содержания некоторых органических веществ в питьевой воде
 ТакжеГОСТ 17.1.2.04-77 Охрана природы (ССОП). Гидросфера. Показатели состояния и правила таксацииВ ГОСТе представлены показатели качества воды по трофо-сапробным данным 
 Например:По показателю жесткости вода подразделяется на следующие группы:
 По показателю жесткостиПо водородному показателю (рН) пресные, солоноватые и эстуарные воды подразделяются наАналитические методы контроля за состоянием окружающей среды 
 Кондратьев М., УсоваОбщие сведения
 Контроль за состоянием окружающей среды требует анализа воды, почвы,Фотоэлектроколориметрия
 Метод, основанный на поглощении монохроматического света определяемым веществом в видимойСтадии метода
  Приготовление раствора сравнения. Раствором сравнения может быть: 1) растворитель,Окраска светофильтра должна дополнять окраску анализируемого раствора до белой (табл. 1).
Выбор оптимальной толщины поглощающего слоя (длины кюветы). Для выбора оптимальной толщины Выбор интервала концентраций, при которых соблюдается закон Бугера-Ламберта-Бера.
 Готовят серию стандартныхТитриметрический анализ
 Метод количественного или массового анализа, который часто используется в аналитической химии,Атомно-абсорбционная спектрометрия
 Cовременные методики атомно-абсорбционного определения позволяют определить содержание почти 70Принцип действияМасс-спектрометрия с индуктивно-связанной плазмой
 Отличается высокой чувствительностью и способностью определять рядСущность
 Индуктивно-связанная плазма (ИСП):Плазма — это газ, содержащий существенные концентрации ионов иВ спектрометрии ИСП поддерживается в горелке, состоящей из трех концентрических трубок,Атомно-эмиссионная спектроскопия (АЭС): самый распространённый экспрессный высокочувствительный метод идентификации и количественногоПриоритетные контролируемые параметры природной средыКонтроль качества воздухаНормативами качества воздуха определены допустимые пределы содержания вредных веществ как вПредложен ряд комплексных показателей загрязнения атмосферы (совместно несколькими загрязняющими веществами); наиболееКонтроль качества почвыЗагрязненность почвы органическими веществами, в частности отходами производств химических продуктов изКонтроль качества продуктов питанияКонтроль воздействия физических факторовТемпература.ВентиляцияОсвещённость.Контроль воздействия неорганических соединенийКонцепция и структура системы мониторинга в различных государствах, принципы её функционирования
Экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды) — комплексные наблюдения за состоянием окружающейОсновные проблемы организации экологического мониторинга: 
 эколого-хозяйственное районирование;
 выбор «информативных показателей»Виды экологического мониторинга
 По пространственному принципу выделяются: 
 локальный, 
 региональный,По объекту слежения
 По объекту слежения
 Фоновый (базовый),
 Импактный,
 Тематический,
 Территориальный,
По природным компонентам выделяется геологический, атмосферный, гидрологический, геофизический, почвенный, лесной, биологический,Уровни мониторинга
 Низшим иерархическим уровнем является уровень детального мониторинга реализуемого вПравовой механизм обеспечения экологической безопасности должен быть основан на следующих принципах:
4. Включать учет долгосрочных й краткосрочных задач обеспечения экологической безопасности вСистема экологической безопасности
 Законодательство и практика страхования рисков загрязнения окружающей средыЭкологическая оценка
 Экологическая оценка (ЭО) — важный инструмент экологической политики иВ общепринятой международной терминологии ЭО делится на:
 В общепринятой международной терминологииИстория развития экологической оценки делится на три этапа:
 История развития экологическойВ каждой стране на законодательном уровне данный вопрос регулируется по разному,Общая схема проведения экологической оценки учитывает
 1) Краткое описание проектов;
 2)Экологические риски для здоровья населения
 1. Загрязнение воздушного бассейна. 
 Наиболее3. Загрязнение зон отдыха и рекреации.
 3. Загрязнение зон отдыха и6. Наибольший вклад в шумовое загрязнение окружающей среды вносят:
 6. НаибольшийСистема экологического мониторинга должна накапливать, систематизировать и анализировать информацию:
 Система экологическогоЕдиная информационно аналитическая система природопользования и охраны окружающей среды призвана обеспечитьЕИАС природопользования и охраны окружающей среды создается в целях:
 • Основными принципами создания ЕИАС природопользования и охраны окружающей среды являются:
 ••       нормативно правовых и методическихПроектирование, создание и эксплуатацию ЕИАС природопользования и охраны окружающей среды финансируютРоль мониторинга в анализе и предупреждение опасного развития последствий глобальных антропогенныхКомплексный экологический мониторинг окружающей среды - это организация системы наблюдений заЭкологический мониторинг включает в себя наблюдения, оценку и прогноз как антропогенногоГлавные задачи экологического мониторинга - информирование президента и правительства, полномочных представителейПри проведении комплексного экологического мониторинга окружающей среды: 
 - проводится постояннаяСистема комплексного экологического мониторинга предусматривает:
 o выделение объекта наблюдения;
 o обследованиеОсновные цели комплексного экологического мониторинга состоят в том, чтобы на основанииВ системе экологического мониторинга важное значение имеют вопросы мониторинга откликов биотыВследствие циркуляции вредных веществ в биосфере, последние накапливаются в диких иБлагодаря экологическому мониторингу можно решить вопросы миграции и циркуляции антропогенных веществВ основе комплексного мониторинга лежит интегрированный подход, предусматривающий не только наблюденияОбобщение
 Задача экологического мониторинга - изучение биосферы как целостной системы иВ системе экологического мониторинга важное значение имеет обнаружение, слежение и прогнозированиеКонечной целью экологического мониторинга является создание единой автоматизированной системы управления природными



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
ГОСТ Выполнили: Буйновская. Е, Любчак. Е, Танатов. А.


Слайд 2
Описание слайда:
Стандарты качества окружающей среды - это совокупность единых требований к состоянию природных и промышленных объектов. В них предусмотрены меры, позволяющие обеспечить оптимальное состояние окружающей среды, ее качество, которые состоят из технических, экономических, организационных норм, определяющих качественные параметры окружающей среды.

Слайд 3
Описание слайда:
В качестве критериев оценки состояния окружающей среды служат показатели естественного ненарушенного состояния природных комплексов или фоновые параметры среды. В качестве критериев оценки состояния окружающей среды служат показатели естественного ненарушенного состояния природных комплексов или фоновые параметры среды. Нормативные показатели, характеризующие меру возможного воздействия на природу, устанавливают на основе специальных исследований или в результате экспертных оценок. Исключить попадание вредных веществ в окружающую среду в силу экономических и технологических причин невозможно, поэтому приходиться вводить нормы предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ. Все существующие нормы ПДК представляют собой компромисс между допустимым и реально существующим уровнем загрязнения атмосферы, гидросферы и литосферы. Нормативные показатели, использующиеся для мониторинга, делятся на две основные группы: санитарно-гигиенические и экологические.

Слайд 4
Описание слайда:
Санитарно-гигиенические показатели устанавливаются исходя из требований экологической безопасности населения, но они не учитывают реакции других организмов на загрязнение. Санитарно-гигиенические показатели устанавливаются исходя из требований экологической безопасности населения, но они не учитывают реакции других организмов на загрязнение. Поэтому для оценки состояния природной среды используют также экологические критерии, которые рассматриваются как мера антропогенного воздействия на экосистемы и ландшафты. К ним относятся биоиндикаторы состояния воздуха, вод, почв и биогеоценотического покрова в целом. Сочетание разнообразных критериев дает возможность получить комплексную оценку экологической ситуации. Существует много подходов к решению данной задачи, но в целом поиск комплексных показателей состояния окружающей среды остается сложной и до конца не решенной задачей.

Слайд 5
Описание слайда:
Определение ГОСТа ГОСТ — это государственный стандарт, который формулирует требования государства к качеству продукции, работ и услуг, имеющих межотраслевое значение.

Слайд 6
Описание слайда:
Нормирование атмосферных загрязнений ГОСТ Р 56165-2014 Качество атмосферного воздуха. Метод установления допустимых промышленных выбросов с учетом экологических нормативов В данном ГОСТе представлены ряд методик для определения выбросов в атмосферу.

Слайд 7
Описание слайда:
Настоящий стандарт устанавливает метод определения и правила установления нормативов допустимых выбросов с учетом соблюдения экологических нормативов качества атмосферного воздуха и определяет перечень требований к исходной информации, необходимой для установления нормативов допустимых выбросов. Настоящий стандарт распространяется на проектируемые, реконструируемые и эксплуатируемые промышленные предприятия, оказывающие негативное воздействие на сохраняемые естественные экологические системы, в том числе на особо охраняемые природные территории Настоящий стандарт устанавливает метод определения и правила установления нормативов допустимых выбросов с учетом соблюдения экологических нормативов качества атмосферного воздуха и определяет перечень требований к исходной информации, необходимой для установления нормативов допустимых выбросов. Настоящий стандарт распространяется на проектируемые, реконструируемые и эксплуатируемые промышленные предприятия, оказывающие негативное воздействие на сохраняемые естественные экологические системы, в том числе на особо охраняемые природные территории

Слайд 8
Описание слайда:
 При нормировании выбросов с учетом экологических нормативов, выраженных в виде среднегодовых значений концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, необходимо определять средние значения параметров источников выбросов за год, в том числе среднее значение мощности выброса загрязняющего вещества из рассматриваемого источника загрязнения атмосферного воздуха (ИЗА) при разных режимах его работы за год.

Слайд 9
Описание слайда:

Слайд 10
Описание слайда:

Слайд 11
Описание слайда:
Об утверждении гигиенических нормативов ГН 2.1.6.3492-17 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений" (с изменениями на 31 мая 2018 года) В данном ГОСТе прописаны ПДК для 658 загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, например:

Слайд 12
Описание слайда:

Слайд 13
Описание слайда:

Слайд 14
Описание слайда:
Нормирование содержания вредных веществ в почве ГОСТ Р 53381-2009. Почвы и грунты. Грунты питательные. Технические условия. В данном ГОСТе прописаны ПДК для загрязняющих веществ в питательных грунтах, например:

Слайд 15
Описание слайда:

Слайд 16
Описание слайда:
Также в этом ГОСТе представлены количественные значения для качества питательных грунтов (с/х) которые должны соответствовать требованиям, указанным в таблице Например:

Слайд 17
Описание слайда:

Слайд 18
Описание слайда:
ГОСТ Р 50682-94 Почвы. Определение подвижных соединений марганца по методу Пейве и Ринькиса в модификации ЦИНАО ГОСТ Р 50682-94 Почвы. Определение подвижных соединений марганца по методу Пейве и Ринькиса в модификации ЦИНАО Настоящий стандарт устанавливает метод определения подвижных соединений марганца в подзолистых, дерново-подзолистых, серых лесных и других почвах лесной и лесостепной зон. Стандарт не распространяется на карбонатные почвы. Методика детально расписана в ГОСТе.

Слайд 19
Описание слайда:
Нормирование содержания вредных веществ в водных объектах ГОСТ Р 51232-98. Вода питьевая. Общие требования к организации и методам контроля качества. Настоящий стандарт распространяется на питьевую воду, производимую и подаваемую централизованными системами питьевого водоснабжения, и устанавливает общие требования к организации и методам контроля качества питьевой воды. Стандарт распространяется в части требований к методам контроля и на воду питьевую нецентрализованных и автономных систем водоснабжения. Стандарт применяют и при проведении работ по сертификации.

Слайд 20
Описание слайда:
В данном ГОСТе представлены методы определения содержания некоторых неорганических веществ в питьевой воде В данном ГОСТе представлены методы определения содержания некоторых неорганических веществ в питьевой воде Например:

Слайд 21
Описание слайда:

Слайд 22
Описание слайда:
Также методы определения содержания некоторых органических веществ в питьевой воде Также методы определения содержания некоторых органических веществ в питьевой воде

Слайд 23
Описание слайда:

Слайд 24
Описание слайда:
ГОСТ 17.1.2.04-77 Охрана природы (ССОП). Гидросфера. Показатели состояния и правила таксации рыбохозяйственных водных объектов. ГОСТ 17.1.2.04-77 Охрана природы (ССОП). Гидросфера. Показатели состояния и правила таксации рыбохозяйственных водных объектов. 1. Состояние водных объектов, используемых для рыбохозяйственных целей (далее - водные объекты) характеризуется следующими показателями: качеством воды; качеством донных отложений; гидрологическим режимом; флорой и фауной; группами промысловых организмов, рассматриваемыми с позиций рыбного хозяйства. 2. Качество воды характеризуется следующими показателями: трофо-сапробностью; соленостью и жесткостью; водородным показателем (рН); вредными веществами

Слайд 25
Описание слайда:
В ГОСТе представлены показатели качества воды по трофо-сапробным данным Например:

Слайд 26
Описание слайда:

Слайд 27
Описание слайда:
По показателю жесткости вода подразделяется на следующие группы: По показателю жесткости вода подразделяется на следующие группы: очень мягкая - не более 1,5 мг·экв/л; мягкая - 1,51-3,00 мг·экв/л; умеренно жесткая - 3,01-6,00 мг·экв/л; жесткая - 6,01-9,00 мг·экв/л; очень жесткая - более 9,00 мг·экв/л.

Слайд 28
Описание слайда:
По водородному показателю (рН) пресные, солоноватые и эстуарные воды подразделяются на следующие группы: По водородному показателю (рН) пресные, солоноватые и эстуарные воды подразделяются на следующие группы: ормальные - рН 6,5-8,5; кисловатые - рН 6,4-5,0 (опасны для рыб при следующих условиях: концентрация двуокиси углерода выше 20 мг/л, повышенное содержание солей железа и др.); кислые - рН ниже 5,0 (опасны для рыб всегда); подщелочные - рН 8,6-9,5 (опасны для рыб при длительном действии); щелочные - рН выше 9,5 (опасны для рыб всегда).

Слайд 29
Описание слайда:
Аналитические методы контроля за состоянием окружающей среды Кондратьев М., Усова Д., Акишева С., Федотова М.

Слайд 30
Описание слайда:
Общие сведения Контроль за состоянием окружающей среды требует анализа воды, почвы, грунта и т.д. на содержание в них тяжелых металлов и токсичных элементов. Анализ почвы и воды позволяет оценить общее экологическое состояние и безопасность обследуемой территории, узнать химический состав, качество и пригодность территории для осуществления сельскохозяйственной деятельности или строительства жилого комплекса. Ряд тяжелых металлов и токсичных элементов, таких как ртуть, свинец, мышьяк, кадмий, обладают высокой кумулятивной способностью в организме животных и человека. Поэтому в результате загрязнения этими металлами воды, почвы и растений, наибольшей опасности подвергаются именно конечные звенья пищевой цепи, в том числе человек.

Слайд 31
Описание слайда:
Фотоэлектроколориметрия Метод, основанный на поглощении монохроматического света определяемым веществом в видимой области спектра (400–760 нм). Анализ состоит из следующих стадий: Переведение анализируемого вещества в раствор и отделение при необходимости мешающих компонентов. Фотометрируемый раствор должен быть истинным во всем диапазоне определяемых концентраций. Анализируемый раствор должен обладать сильным селективным поглощением, т.е. быть окрашенным. Если раствор не имеет собственной окраски, его переводят в окрашенную форму

Слайд 32
Описание слайда:
Стадии метода  Приготовление раствора сравнения. Раствором сравнения может быть: 1) растворитель, содержащий все компоненты (ФМР и т.д.), кроме анализируемого вещества.; 2) раствор определяемого вещества, с которым проведены те же фотометрические реакции, что и с анализируемым раствором, но концентрация раствора точно известна. Падающий на анализируемый раствор свет должен быть монохроматическим. Для этого: а) необходимо выделить λопт б) сохранить λ = const при помощи светофильтра. По максимальному светопоглощению выбирают оптимальную длину волны света l и светофильтр. В широком диапазоне длин волн выбирают оптимальную длину волны по самому узкому и высокому пику.

Слайд 33
Описание слайда:
Окраска светофильтра должна дополнять окраску анализируемого раствора до белой (табл. 1). Окраска светофильтра должна дополнять окраску анализируемого раствора до белой (табл. 1). Области поглощения видимого света

Слайд 34
Описание слайда:
Выбор оптимальной толщины поглощающего слоя (длины кюветы). Для выбора оптимальной толщины поглощающего слоя проверяют выполнение закона Бугера – Ламберта. В наборе к фотометрическим приборам имеются кюветы с толщиной поглощающего слоя от 1 до 50 мм. Выбор оптимальной толщины поглощающего слоя (длины кюветы). Для выбора оптимальной толщины поглощающего слоя проверяют выполнение закона Бугера – Ламберта. В наборе к фотометрическим приборам имеются кюветы с толщиной поглощающего слоя от 1 до 50 мм.

Слайд 35
Описание слайда:
 Выбор интервала концентраций, при которых соблюдается закон Бугера-Ламберта-Бера. Готовят серию стандартных растворов и раствор сравнения. Выбирают концентрацию растворов для построения градуировочного графика. Для раствора с минимальной концентрацией, помещенного в выбранную кювету, величина А должна быть не менее 0,1; для раствора с максимальной концентрацией А≤0,8. Растворы, не удовлетворяющие таким требованиям, исключают из серии стандартных. Измеряют оптическую плотность стандартных растворов и строят градуировочный график.

Слайд 36
Описание слайда:
Титриметрический анализ Метод количественного или массового анализа, который часто используется в аналитической химии, основанный на измерении объёма раствора реактива точно известной концентрации, расходуемого для реакции с определяемым веществом. Титрование — процесс определения титра исследуемого вещества. Титрование производят с помощью бюретки, заполненной титрантом до нулевой отметки. Титровать начиная от других отметок не рекомендуется, так как шкала бюретки может быть неравномерной. Заполнение бюреток рабочим раствором производят через воронку или с помощью специальных приспособлений, если бюретка полуавтоматическая. Конечную точку титрования (не следует путать с точкой эквивалентности) определяют индикаторами или физико-химическими методами (по электропроводности, светопропусканию, потенциалу индикаторного электрода и т. д.). По количеству пошедшего на титрование рабочего раствора рассчитывают результаты анализа.

Слайд 37
Описание слайда:
Атомно-абсорбционная спектрометрия Cовременные методики атомно-абсорбционного определения позволяют определить содержание почти 70 элементов Периодической системы) по атомным спектрам поглощения (абсорбции) для определения содержания металлов в растворах их солей: в природных и сточных водах, в растворах-минерализатах, технологических и прочих растворах. Прибором для ААС служит атомно-абсорбционный спектрометр.

Слайд 38
Описание слайда:
Принцип действия

Слайд 39
Описание слайда:
Масс-спектрометрия с индуктивно-связанной плазмой Отличается высокой чувствительностью и способностью определять ряд металлов и нескольких неметаллов в концентрациях до 10−10% , т.e. одну частицу из 1012. Метод основан на использовании индуктивно-связанной плазмы в качестве источника ионов и масс-спектрометра для их разделения и детектирования. ИСП-МС также позволяет проводить изотопный анализ выбранного иона.

Слайд 40
Описание слайда:
Сущность Индуктивно-связанная плазма (ИСП):Плазма — это газ, содержащий существенные концентрации ионов и электронов, что делает его электропроводным. Плазма, используемая в электрохимическом анализе, практически электронейтральна из-за того, что положительный ионный заряд компенсируется отрицательным зарядом свободных электронов. В такой плазме положительно заряженные ионы преимущественно однозарядны, а число отрицательно заряженных очень невелико, и таким образом, в любом объёме плазмы число ионов и электронов примерно одинаково.

Слайд 41
Описание слайда:
В спектрометрии ИСП поддерживается в горелке, состоящей из трех концентрических трубок, обычно изготовленных из кварца. Конец горелки расположен внутри катушки индуктивности, через которую протекает радиочастотный электрический ток. Между двумя внешними трубами продувается поток аргона (обычно 14-18 л/мин). Для появления в потоке газа свободных электронов на короткое время пропускается электрическая искра. Эти электроны взаимодействуют с радиочастотным магнитным полем катушки, ускоряясь то в одном, то в другом направлении, зависящем от направления поля (обычно 27.12 млн циклов в секунду). Ускоренные электроны сталкиваются с атомами аргона, и иногда эти столкновения приводят к потере aргоном одного из своих электронов. Образовавшийся электрон также ускоряется в быстро меняющемся магнитном поле. Процесс продолжается до тех пор, пока число вновь образовавшихся электронов не компенсируется рекомбинацией электронов с ионами аргона (атомами, от которых уже оторвался электрон). В результате образуется среда, преимущественно состоящая из атомов аргона с довольно небольшим содержанием свободных электронов и ионов аргона. Температура плазмы довольно велика и достигает 10000 K. В спектрометрии ИСП поддерживается в горелке, состоящей из трех концентрических трубок, обычно изготовленных из кварца. Конец горелки расположен внутри катушки индуктивности, через которую протекает радиочастотный электрический ток. Между двумя внешними трубами продувается поток аргона (обычно 14-18 л/мин). Для появления в потоке газа свободных электронов на короткое время пропускается электрическая искра. Эти электроны взаимодействуют с радиочастотным магнитным полем катушки, ускоряясь то в одном, то в другом направлении, зависящем от направления поля (обычно 27.12 млн циклов в секунду). Ускоренные электроны сталкиваются с атомами аргона, и иногда эти столкновения приводят к потере aргоном одного из своих электронов. Образовавшийся электрон также ускоряется в быстро меняющемся магнитном поле. Процесс продолжается до тех пор, пока число вновь образовавшихся электронов не компенсируется рекомбинацией электронов с ионами аргона (атомами, от которых уже оторвался электрон). В результате образуется среда, преимущественно состоящая из атомов аргона с довольно небольшим содержанием свободных электронов и ионов аргона. Температура плазмы довольно велика и достигает 10000 K.

Слайд 42
Описание слайда:
Атомно-эмиссионная спектроскопия (АЭС): самый распространённый экспрессный высокочувствительный метод идентификации и количественного определения элементов примесей в газообразных, жидких и твердых веществах, в том числе и в высокочистых. Метод основан на измерении интенсивности излучения света, испускаемого на определенных длинах волн атомами, возбужденными индуктивно-связанной аргоновой плазмой, и используется для определения концентраций исследуемых элементов. Атомно-эмиссионная спектроскопия (АЭС): самый распространённый экспрессный высокочувствительный метод идентификации и количественного определения элементов примесей в газообразных, жидких и твердых веществах, в том числе и в высокочистых. Метод основан на измерении интенсивности излучения света, испускаемого на определенных длинах волн атомами, возбужденными индуктивно-связанной аргоновой плазмой, и используется для определения концентраций исследуемых элементов. Количественная информация (концентрация) связана с количеством электромагнитного излучения, которое испускается, тогда как качественная информация (какие элементы присутствуют) связана с длиной волны испускаемого излучения. В атомной эмиссионной спектрометрии (АЭС) образец подвергается действию высоких температур, достаточных не только для диссоциации на атомы, но и для реализации значительного числа столкновений, вызывающих возбуждение (и ионизацию) атомов пробы. Атомы и ионы в состоянии возбуждения могут путем термических и радиационных (эмиссионных) передач энергии переходить в состояния с меньшей энергией.

Слайд 43
Описание слайда:
Приоритетные контролируемые параметры природной среды

Слайд 44
Описание слайда:
Контроль качества воздуха

Слайд 45
Описание слайда:
Нормативами качества воздуха определены допустимые пределы содержания вредных веществ как в производственной (предназначенной для размещения промышленных предприятий, опытных производств научно-исследовательских институтов и т.п.), так и в селитебной зоне (предназначенной для размещения жилого фонда, общественных зданий и сооружений) населенных пунктов. Основные термины и определения, касающиеся показателей загрязнения атмосферы, программ наблюдения, поведения примесей в атмосферном воздухе определены ГОСТом 17.2.1.03-84. «Охрана природы. Атмосфера. Термины и определения контроля загрязнения» Нормативами качества воздуха определены допустимые пределы содержания вредных веществ как в производственной (предназначенной для размещения промышленных предприятий, опытных производств научно-исследовательских институтов и т.п.), так и в селитебной зоне (предназначенной для размещения жилого фонда, общественных зданий и сооружений) населенных пунктов. Основные термины и определения, касающиеся показателей загрязнения атмосферы, программ наблюдения, поведения примесей в атмосферном воздухе определены ГОСТом 17.2.1.03-84. «Охрана природы. Атмосфера. Термины и определения контроля загрязнения» Предельно допустимая концентрация среднесуточная (ПДКсс) – это концентрация вредного вещества в воздухе населенных мест, которая не должна оказывать на человека прямого или косвенного воздействия при неограниченно долгом (годы) вдыхании. Таким образом, ПДКсс рассчитана на все группы населения и на неопределенно долгий период воздействия и, следовательно, является самым жестким санитарно-гигиеническим нормативом, устанавливающим концентрацию вредного вещества в воздушной среде. Именно величина ПДКсс может выступать в качестве «эталона» для оценки благополучия воздушной среды в селитебной зоне.

Слайд 46
Описание слайда:
Предложен ряд комплексных показателей загрязнения атмосферы (совместно несколькими загрязняющими веществами); наиболее распространенным и рекомендованным методической документацией МПР, является комплексный индекс загрязнения атмосферы (ИЗА). Его рассчитывают как сумму нормированных по ПДКсс и приведенных к концентрации диоксида серы средних содержаний различных веществ: Предложен ряд комплексных показателей загрязнения атмосферы (совместно несколькими загрязняющими веществами); наиболее распространенным и рекомендованным методической документацией МПР, является комплексный индекс загрязнения атмосферы (ИЗА). Его рассчитывают как сумму нормированных по ПДКсс и приведенных к концентрации диоксида серы средних содержаний различных веществ: где Yi – единичный индекс загрязнения для i-ого вещества; qcpi – средняя концентрация i-ого вещества; ПДКcсi – ПДКсс для i-ого вещества; ci – безразмерная константа приведения степени вредности i-ого вещества к вредности диоксида серы, зависящая от того, к какому классу опасности  принадлежит загрязняющее вещество (для 1 – 1,7; для 2 – 1,3; для 3 – 1,0; для 4 – 0,9). Одним из показателей также является прозрачность атмосферы. Данный показатель указывает на способность атмосферы пропускать электромагнитную энергию. Аэрозоли могут быть представленными различными дисперсными фазами: в виде пыли, дыма, тумана или смога

Слайд 47
Описание слайда:

Слайд 48
Описание слайда:
Контроль качества почвы

Слайд 49
Описание слайда:
Загрязненность почвы органическими веществами, в частности отходами производств химических продуктов из углеводородов нефти и газа, оценивают по комплексному показателю «санитарное число», представляющему собой отношение количеств почвенного белкового и органического азота. Т.е. данный показатель указывает органическое загрязнение среды. Загрязненность почвы органическими веществами, в частности отходами производств химических продуктов из углеводородов нефти и газа, оценивают по комплексному показателю «санитарное число», представляющему собой отношение количеств почвенного белкового и органического азота. Т.е. данный показатель указывает органическое загрязнение среды. Мониторинг почвы тесно сопряжён с биологическим мониторингом, в частности с фитоаккумуляционными нормативами. Выделяют такие интегральные показатели как фитотоксичность (свойство почвы подавлять рост и развитие высших растений) и генотоксичность (способность влиять на структурно-функциональное состояние почвенной биоты). Характеристика почвы по санитарному числу

Слайд 50
Описание слайда:
Контроль качества продуктов питания

Слайд 51
Описание слайда:
Контроль воздействия физических факторов

Слайд 52
Описание слайда:
Температура.

Слайд 53
Описание слайда:
Вентиляция

Слайд 54
Описание слайда:
Освещённость.

Слайд 55
Описание слайда:
Контроль воздействия неорганических соединений

Слайд 56
Описание слайда:
Концепция и структура системы мониторинга в различных государствах, принципы её функционирования Жукова.О, Огнева. Н.

Слайд 57
Описание слайда:
Экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды) — комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды. Цели: 1) оценить показатели состояния и функциональной целостности экосистем и среды обитания человека; 2) выявить причины изменения этих показателей и оценить последствия таких изменений; 3) создать предпосылки для определения мер по исправлению возникающих негативных ситуаций до того, как будет нанесен ущерб. Задачи: 1) наблюдение за источниками антропогенного воздействия; 2) наблюдение за факторами антропогенного воздействия; 3) наблюдение за состоянием природной седы и происходящими в ней процессами под влиянием факторов антропогенного воздействия; 4) оценка фактического состояния природной среды; 5) прогноз изменения состояния природной среды под влиянием факторов антропогенного воздействия и оценка прогнозируемого состояния природной среды.

Слайд 58
Описание слайда:
Основные проблемы организации экологического мониторинга: эколого-хозяйственное районирование; выбор «информативных показателей» экологического состояния территорий с проверкой их системной достаточности.

Слайд 59
Описание слайда:
Виды экологического мониторинга По пространственному принципу выделяются: локальный, региональный, национальный, глобальный . Последний предполагает экологические исследования взаимодействия человека и природы в масштабах всей биосферы. Национальный, как правило, подразумевает организацию мониторинга в пределах одного государства. Довольно сложно однозначно определить масштабы регионального мониторинга. В нашей стране в нормативных документах экомониторинга как регион рассматривается субъект Российской Федерации. Существуют и более крупные по площади мониторинги акваторий и территорий межгосударственного уровня (Балтийское море, Северное море, Альпы и т.п.) и внутригосударственного (Байкал, Урал и т.п.). Локальный мониторинг включает изучение пространства одного источника при воздействии совокупности предприятий промышленной зоны, муниципального образования (города, района).

Слайд 60
Описание слайда:
По объекту слежения По объекту слежения Фоновый (базовый), Импактный, Тематический, Территориальный, Акваториальный. Под импактным мониторингом понимается наблюдение, оценка и прогноз состояния природной среды в районах расположения опасных и потенциально опасных (АЭС) источников антропогенного воздействия. Тематический мониторинг – мониторинг природных компонентов, объектов, например, лесных или особо охраняемых природных территорий. В значительной мере по явлениям и способам изучения отличается сеть наблюдений на суше и в водной среде.

Слайд 61
Описание слайда:
По природным компонентам выделяется геологический, атмосферный, гидрологический, геофизический, почвенный, лесной, биологический, геоботанический, зоологический. Мониторинг атмосферного воздуха – система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нем природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения. Аналогично можно определить и другие компонентные мониторинги. По природным компонентам выделяется геологический, атмосферный, гидрологический, геофизический, почвенный, лесной, биологический, геоботанический, зоологический. Мониторинг атмосферного воздуха – система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нем природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения. Аналогично можно определить и другие компонентные мониторинги. По организационным особенностям Наблюдения выделяют международный, государственный, местный, общественный и ведомственный мониторинги. К международному относятся системы оценки прогноза, которые организованы межгосударственными организациями глобального характера, например, ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП и т.п. Мониторинг может осуществляться государственными и муниципальными службами. Наконец, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, отрасли ведут ведомственный мониторинг. Экологический мониторинг могут организовать отдельные физические лица, общественные объединения граждан.

Слайд 62
Описание слайда:
Уровни мониторинга Низшим иерархическим уровнем является уровень детального мониторинга реализуемого в пределах небольших территорий (участков) и т. д. Локальный мониторинг предназначен обеспечить оценку изменений системы на большей площади: территории города, района. Системы регионального мониторинга могут объединяться в пределах одного государства в единую национальную (или государственную) сеть мониторинга, образуя, таким образом, национальный уровень системы мониторинга. В рамках экологической программы ООН поставлена задача объединения национальных систем мониторинга в единую межгосударственную сеть — «Глобальную систему мониторинга окружающей среды» (ГСМОС). Это высший глобальный уровень организации системы экологического мониторинга. Её назначение — осуществление мониторинга за изменениями в окружающей среде на Земле и её ресурсами в целом, в глобальном масштабе.

Слайд 63
Описание слайда:
Правовой механизм обеспечения экологической безопасности должен быть основан на следующих принципах: 1. Обеспечивать увязку в масштабах страны законопроектной работы в единую систему правовых актов на основе концепции правового регулирования охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. 2. Повышать эффективность применения природоохранительного законодательства, осуществлять систематизацию и обновление нормативной базы. 3. Пересматривать налоговую политику в направлении рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Слайд 64
Описание слайда:
4. Включать учет долгосрочных й краткосрочных задач обеспечения экологической безопасности в состав планов устойчивого развития. Так, центр тяжести в осуществлении реабилитационных мер должен постепенно смещаться с федерального на местный уровень (например, указание конкретных сроков такого перехода может означать директивность и необходимость заблаговременной подготовки на местах, их отсутствие — свободу действовать по ситуации), В соответствующем законодательстве могут быть жестко зафиксированы долгосрочные идеи и направления обеспечения экологической безопасности, но не указаны конкретные рычаги политики, которые со временем меняются (например, налоговые схемы). 4. Включать учет долгосрочных й краткосрочных задач обеспечения экологической безопасности в состав планов устойчивого развития. Так, центр тяжести в осуществлении реабилитационных мер должен постепенно смещаться с федерального на местный уровень (например, указание конкретных сроков такого перехода может означать директивность и необходимость заблаговременной подготовки на местах, их отсутствие — свободу действовать по ситуации), В соответствующем законодательстве могут быть жестко зафиксированы долгосрочные идеи и направления обеспечения экологической безопасности, но не указаны конкретные рычаги политики, которые со временем меняются (например, налоговые схемы). 5. Нацеливать на безусловное выполнение определенного комплекса требований при максимальной свободе средств достижения поставленных целей. Так, соображения экологической безопасности не могут быть проигнорированы, а экономическое развитие не должно встречать искусственных барьеров. Может возникнуть необходимость закрепления за загрязненными территориями статуса льготной экологической зоны или иного статуса, если регионы не смогут проводить требуемую экологическую политику в рамках Действующего законодательства. Иными словами, нужно стремиться к мобильности в оперативной свободе при максимальной защите стратегических интересов (интересы экологической безопасности, экологически ориентированное социально-экономическое развитие и др.). 6. Предусматривать конкретные формы участия населения, что будет действенным каналом защиты и реализации прав жителей. Изложенное требует развития демократичности, гласности, учета общественного мнения, экологического мышления.

Слайд 65
Описание слайда:
Система экологической безопасности Законодательство и практика страхования рисков загрязнения окружающей среды различаются по странам и регионам, но на современном этапе развития сама система обеспечения экологической безопасности стремится к единой схеме. Экологическая оценка на основе которой выносится решение о возможности реализации или продолжения функционирования того или иного проекта. На данном этапе развития в условиях нарушения экономических взаимосвязей и общей разобщенности говорить о некоей единой мировой системе экологической безопасности невозможно, однако на уровне Европейского союза, а также на уровне других региональных и экономических объединений стран такая ситуация вполне реальна. Непосредственно экологическое страхование, которое, должно вводиться как обязательное условие выдачи разрешения (лицензии) на реализацию того или иного проекта (вида деятельности). Экологический контроль или мониторинг. Данный этап также крайне важен, так как не только позволяет отследить .выполнение проекта согласно принятым нормам, но и собрать достаточный статистический материал для более детальной и полной оценки экологических рисков, расчета премий и необходимых сумм покрытий.

Слайд 66
Описание слайда:
Экологическая оценка Экологическая оценка (ЭО) — важный инструмент экологической политики и безопасности, который используется практически во всем мире. Экологическая оценка носит превентивный, т. е. предупреждающий, характер. Она направлена на недопущение и предохранение от возможных негативных последствий той или иной деятельности для окружающей среды и здоровья человека. Таким образом, экологическая оценка сосредоточена на всестороннем анализе возможного воздействия планируемой деятельности на окружающую среду и использовании результатов этого анализа для предотвращения или смягчения экологического ущерба. Под экологической оценкой мы понимаем процесс систематического анализа и оценки экологических последствий намечавши деятельности, консультаций с заинтересованными сторонами, а также учет результатов этого анализам консультаций в планировании, проектировании, утверждении и осуществлении данной деятельности.

Слайд 67
Описание слайда:
В общепринятой международной терминологии ЭО делится на: В общепринятой международной терминологии ЭО делится на: 1) ЭО проектов, 2) стратегическая ЭО (стратегический, страновой или глобальный уровень). Согласно российской практике процесс оценки возможных влияний на окружающую среду включает в себя: 1) оценку воздействия, проводимую заказчиками, в том числе в рамках процедуры оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС); 2) экологическую экспертизу; 3) ряд согласований с государственными органами. Таким образом, оценка воздействия на окружающую среду (в смысле, принятом в российском законодательстве) представляет собой лишь часть общего процесса учета экологических факторов в принятии решений по намечаемой деятельности.

Слайд 68
Описание слайда:
История развития экологической оценки делится на три этапа: История развития экологической оценки делится на три этапа: 1) в США (конец 1960х гг.) принимается Закон о национальной политике в области окружающей среды; 2) в 1970х гг. экологические оценки начинают использовать все англоязычные страны и Западная Европа; 3) оценки в том или ином виде распространяются повсеместно. В настоящее время наибольшее значение придается стратегической экологической оценке. В каждой стране на законодательном уровне данный вопрос регулируется по разному, но серьезным достижением является то, что вопросы экологической оценки выделены и законодательно закреплены. Общими принципами экологической оценки вне зависимости от конкретной системы, которая принята в той или иной стране, являются превентивность, комплексность и демократичность.

Слайд 69
Описание слайда:
В каждой стране на законодательном уровне данный вопрос регулируется по разному, но серьезным достижением является то, что вопросы экологической оценки выделены и законодательно закреплены. В каждой стране на законодательном уровне данный вопрос регулируется по разному, но серьезным достижением является то, что вопросы экологической оценки выделены и законодательно закреплены. Общими принципами экологической оценки вне зависимости от конкретной системы, которая принята в той или иной стране, являются: превентивность (экологическая оценка проводится до принятия основных решений по реализации намечаемой деятельности и что ее результаты используются при выработке и принятии решений); комплексность (совместное рассмотрение и учет факторов воздействия намечаемой деятельности и связанных с ними изменений во всех природных средах, а также в социальной среде); демократичность (отражает тот факт, что экологическая оценка не сводится к научно-техническому исследованию, а является инструментом принятия взаимоприемлемых решений).

Слайд 70
Описание слайда:
Общая схема проведения экологической оценки учитывает 1) Краткое описание проектов; 2) Выбор проектов с участием и консультациями с общественностью; 3) определение необходимости проведения полноценной экологической оценки. После проектные стадии оценки проектов, обусловленные планами стратегического менеджмента, тесно связаны с мониторингом окружающей среды. Хотя мониторинг имеет более широкое значение, нежели отслеживание воздействия определенного предприятия на окружающую среду, он включает в себя эти функции.

Слайд 71
Описание слайда:
Экологические риски для здоровья населения 1. Загрязнение воздушного бассейна. Наиболее показательно взаимосвязь между экологией и здоровьем населения можно проиллюстрировать на примере Москвы с ее повышенной загрязненностью атмосферы оксидами азота и углерода, фенолом, аммиаком, формальдегидом, ксилолом и толуолом: уровень заболеваемости в столице болезнями органов дыхания у населения на 25—40% выше чем средний показатель по России. Анализ загрязнения атмосферного воздуха канцерогенами в Воронеже свидетельствует, что величина индивидуального пожизненного канцерогенного риска находится на уровне 10"—10" Эта величина характерна для крупных промышленных центров. Среди канцерогенов преобладают такие ингредиенты, как сажа, бензол, формальдегид, трихлорэтилен. 2. Загрязнение водного бассейна Анализ степени экологической безопасности поверхностных и подземных водо-источников показывает, что качество питьевой воды, подаваемой населению Российской Федерации, оказывает заметное влияние на жизнедеятельность и состояние здоровья населения. Установлено, что повышенный уровень заболеваемости населения хроническими нефритами и гепатитами, высокая мертворождаемость, врожденные аномалии развития детей в Кемерове, Юрге Обусловлены загрязнением питьевой воды азотсодержащими и хлорорганическими соединениями.

Слайд 72
Описание слайда:
3. Загрязнение зон отдыха и рекреации. 3. Загрязнение зон отдыха и рекреации. Здоровье населения, как коренного, так и приезжающего на отдых и лечение, в большой мере зависит от качества окружающей среды на рекреационных территориях. Это относится к субъектам Российской Федерации Северного Кавказа, Прибалтики и Дальнего Востока. Наиболее неудовлетворительными показателями экологической безопасности характеризуются прибрежные морские воды в Ростовской области (Азовское море) и в Республике Дагестан (Каспийское море). Высок уровень микробного загрязнения морской среды Черного моря в районе Большого Сочи. 4. Загрязнение почв 3агрязнение почв и земель оказывает негативное воздействие на здоровье населения по двум причинам: выращивания сельскохозяйственной продукции с высоким содержанием вредных ингредиентов техногенного происхождения и производства сельскохозяйственных и градостроительных работ на территориях с низкой степенью экологической безопасности. Уровень загрязнения почв стает высоким в Оренбургской, Вологодской, Ярославской областях, Республике Чувашии, Красноярском крае. 5. Физические факторы окружающей среды На здоровье россиян влияет ряд физических факторов окружающей среды, к которым относятся акустические, электромагнитные, вибрационные, инфразвуковые, тепловые, световые, радиационные.

Слайд 73
Описание слайда:
6. Наибольший вклад в шумовое загрязнение окружающей среды вносят: 6. Наибольший вклад в шумовое загрязнение окружающей среды вносят: - автомобильный транспорт (70—78%); - на железнодорожный транспорт приходится 5—6%; - авиационный — 2—3%; - электрический муниципальный — 3—6%; - на промышленные предприятия и строительные организации — 4—5%; - прочие источники — 2—11%. Под действием шумовой нагрузки снижается острота слуха, повышается кровяное давление, ухудшается качество переработки информации и усвоения знаний, снижается производительность умственного труда.

Слайд 74
Описание слайда:
Система экологического мониторинга должна накапливать, систематизировать и анализировать информацию: Система экологического мониторинга должна накапливать, систематизировать и анализировать информацию: - о состоянии окружающей среды; - о причинах наблюдаемых и Вероятных изменений состояния (т.е. об источниках и факторах воздействия); - о допустимости изменений и нагрузок на среду в целом; - о существующих резервах биосферы.

Слайд 75
Описание слайда:
Единая информационно аналитическая система природопользования и охраны окружающей среды призвана обеспечить следствие основные направления государственного управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды: • государственное регулирование и координация работ по изучению, охране, воспроизводству и использованию природных ресурсов, сохранению биоразнообразия; • управление государственным фондом недр водным и лесным фондом, обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности; • реализацию задач, поставленных Федеральной целевой программой «Экологии и природные ресурсы России», утвержденной Постановлением Правительства РФ № 860, и других целевых программ, связанных с вопросами природопользования и охраны окружающей среды; • функционирование государственной системы лицензирования пользования природными ресурсами (объектами) и воздействия на окружающую среду; • государственный учет и государственную регистрацию работ по изучению и использованию природно-ресурсного потенциала страны; • обеспечение сбора, учета, сохранности и упорядочения использования природно-ресурсной и природоохранной информации, полученной за счет государственных средств и других источников финансирования, как общенационального достояния России!

Слайд 76
Описание слайда:
ЕИАС природопользования и охраны окружающей среды создается в целях: • создания информационных ресурсов по природопользованию и охране окружающей среды, необходимых для обеспечения устойчивого развития Российской Федерации; • ускорения процедур прохождения информации от стадии сбора первичной информации до анализа преобразованных сведений; • повышения качества обработки и обеспечения надежности хранения природно-ресурсной информации; • достижения открытости, прозрачности и управляемости информационных процессов в отрасли.

Слайд 77
Описание слайда:
Основными принципами создания ЕИАС природопользования и охраны окружающей среды являются: • создание и разработка должны проводиться с использованием средств и технологий обработки информации на основе соответствующих государственных стандартов; • межведомственный характер ЕИАС природопользования и охраны окружающей среды, обусловленный местом МПР России в структуре органов федеральной власти и управления; • учет и сбалансированность интересов Российской Федерации в целом, ее субъектов и территорий, производителей, владельцев и пользователей природно-ресурсной и природоохранной информацией; • преемственность и управляемость перехода от действующей, системы сбора и хранения природно-ресурсной и природоохранной информации в федеральных и территориальных фондах (центрах), в архивах и хранилищах подведомственных и других организаций к информационной компьютерной системе, базирующейся на современных информационных технологиях и программно-технических средствах; • использование научных и практических результатов ранее выполненных работ по созданию систем мониторинга и оценке природных ресурсов и окружающей среды, в том числе с использованием данных дистанционного зондирования Земли из космоса; • информационная совместимость элементов ЕИАС природопользования и охраны окружающей среды на основе стандартизации и унификации программно-технического и нормативно правового обеспечения ее создания и функционирования;

Слайд 78
Описание слайда:
• нормативно правовых и методических документов МПР России, включая регламенты взаимообмена информацией на различных уровнях ЕИАС природопользования и охраны окружающей среды; • нормативно правовых и методических документов МПР России, включая регламенты взаимообмена информацией на различных уровнях ЕИАС природопользования и охраны окружающей среды; • соглашений между МПР России и федеральными органами исполнительной власти, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; • лицензионных условий и или договоров на природопользование, • нормативно правовых и методических документов МПР России, включая регламенты взаимообмена информацией на различных уровнях ЕИАС природопользования и охраны окружающей среды; • соглашений между МПР России и федеральными органами исполнительной власти, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; • лицензионных условий и или договоров на природопользование.

Слайд 79
Описание слайда:
Проектирование, создание и эксплуатацию ЕИАС природопользования и охраны окружающей среды финансируют МПР России, заинтересованные федеральные министерства и ведомства, субъекты Рф, предприятия, организации и институты, занимающиеся изучением и использованием природных ресурсов, за счет средств: федерального бюджета; бюджетов суктов РФ; внебюджетных фондов, создаваемых за счет платежей природопользователей и иных поступлений; коммерческих и других негосударственных структур и природопользователей, а также российских и международных фондов, проектов, грантов и др. Проектирование, создание и эксплуатацию ЕИАС природопользования и охраны окружающей среды финансируют МПР России, заинтересованные федеральные министерства и ведомства, субъекты Рф, предприятия, организации и институты, занимающиеся изучением и использованием природных ресурсов, за счет средств: федерального бюджета; бюджетов суктов РФ; внебюджетных фондов, создаваемых за счет платежей природопользователей и иных поступлений; коммерческих и других негосударственных структур и природопользователей, а также российских и международных фондов, проектов, грантов и др. Состав мероприятий, сроки их осуществления и объемы финансирования определяются программой работ по созданию и развитию Единой информационно аналитической системы при, природопользования и охраны окружающей среды.

Слайд 80
Описание слайда:
Роль мониторинга в анализе и предупреждение опасного развития последствий глобальных антропогенных воздействий Багрова В, Матиишена Е.

Слайд 81
Описание слайда:
Комплексный экологический мониторинг окружающей среды - это организация системы наблюдений за состоянием объектов окружающей природной среды для оценки их фактического уровня загрязнения и предупреждения о создающихся критических ситуациях, вредных для здоровья людей и других живых организмов.

Слайд 82
Описание слайда:
Экологический мониторинг включает в себя наблюдения, оценку и прогноз как антропогенного воздействия, так и ответных реакций природных систем на это воздействие. Экологический мониторинг включает в себя наблюдения, оценку и прогноз как антропогенного воздействия, так и ответных реакций природных систем на это воздействие. Наиболее важный вид воздействия -загрязнение окружающей среды, которое теперь носит глобальный характер.

Слайд 83
Описание слайда:
Главные задачи экологического мониторинга - информирование президента и правительства, полномочных представителей президента, а также глав администраций, субъектов федерации и общественности о состоянии окружающей среды, а также о планировании мероприятий по охране окружающей среды, ее рациональному использованию и эффективному контролю за загрязнением природной среды. Главные задачи экологического мониторинга - информирование президента и правительства, полномочных представителей президента, а также глав администраций, субъектов федерации и общественности о состоянии окружающей среды, а также о планировании мероприятий по охране окружающей среды, ее рациональному использованию и эффективному контролю за загрязнением природной среды.

Слайд 84
Описание слайда:
При проведении комплексного экологического мониторинга окружающей среды: - проводится постоянная оценка экологических условий среды обитания человека и биологических объектов (растений, животных, микроорганизмов и т.д.), а также оценка состояния и функциональной целостности экосистем; - создаются условия для определения корректирующих действий в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются.

Слайд 85
Описание слайда:
Система комплексного экологического мониторинга предусматривает: o выделение объекта наблюдения; o обследование выделенного объекта наблюдения; o составление для объекта наблюдения информационной модели; o планирование измерений; o оценку состояния объекта наблюдения и идентификацию его информационной модели; o прогнозирование изменения состояния объекта наблюдения; o предоставление информации в удобной для использования форме и доведение ее до потребителя.

Слайд 86
Описание слайда:
Основные цели комплексного экологического мониторинга состоят в том, чтобы на основании полученной информации: 1) оценить показатели состояния и функциональной целостности экосистем и среды обитания человека (т.е. провести оценку соблюдения экологических нормативов); 2) выявить причины изменения этих показателей и оценить последствия таких изменений, а также определить корректирующие меры в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются (т.е. провести диагностику состояния экосистем и среды обитания); 3) создать предпосылки для определения мер по исправлению возникающих негативных ситуаций до того, как будет нанесен ущерб, т.е. обеспечить заблаговременное предупреждение негативных ситуаций.

Слайд 87
Описание слайда:
В системе экологического мониторинга важное значение имеют вопросы мониторинга откликов биоты на антропогенное воздействие на фоновом уровне, который предназначен для биосферных заповедников. Основой оценки и прогноза состояния экосистем может служить связь «доза - эффект воздействия» для тестируемых видов, исследованных в лабораторных условиях совместно с натурными наблюдениями и математическим моделированием для экосистем, сгруппированным по классам. В системе экологического мониторинга важное значение имеют вопросы мониторинга откликов биоты на антропогенное воздействие на фоновом уровне, который предназначен для биосферных заповедников. Основой оценки и прогноза состояния экосистем может служить связь «доза - эффект воздействия» для тестируемых видов, исследованных в лабораторных условиях совместно с натурными наблюдениями и математическим моделированием для экосистем, сгруппированным по классам. Соотношение между натурными наблюдениями и исследованиями тест-объектов должно быть оптимизировано, исходя из требуемой надежности прогноза состояния экосистем и затрат на мониторинг. Например, в системе мониторинга экосистем морей особое внимание должно уделяться микробиологическому компоненту, играющему важную роль в деструкции некоторых загрязняющих веществ и взаимодействию веществ с гидробионтами.

Слайд 88
Описание слайда:
Вследствие циркуляции вредных веществ в биосфере, последние накапливаются в диких и домашних животных , птицах, грызунах, хищных млекопитающих, рыбах и моллюсках. Ряд видов живых организмов может служить индикатором загрязняющих веществ в окружающей среде. Так, например, моллюски являются индикаторами загрязнения морской среды. Вследствие циркуляции вредных веществ в биосфере, последние накапливаются в диких и домашних животных , птицах, грызунах, хищных млекопитающих, рыбах и моллюсках. Ряд видов живых организмов может служить индикатором загрязняющих веществ в окружающей среде. Так, например, моллюски являются индикаторами загрязнения морской среды.

Слайд 89
Описание слайда:
Благодаря экологическому мониторингу можно решить вопросы миграции и циркуляции антропогенных веществ в окружающей среде. Вещества транспортируются подвижными средами и включаются в геохимические, трофические и другие пути миграции. Пройденный при этом путь, накопление или рассеяние веществ зависят как от условий внешней среды, так и от свойств этих веществ. Благодаря экологическому мониторингу можно решить вопросы миграции и циркуляции антропогенных веществ в окружающей среде. Вещества транспортируются подвижными средами и включаются в геохимические, трофические и другие пути миграции. Пройденный при этом путь, накопление или рассеяние веществ зависят как от условий внешней среды, так и от свойств этих веществ. Накопление токсичных, в частности канцерогенных веществ типа 3,4-бензпирена, в высших звеньях трофических цепей может иметь особенно неблагоприятные последствия. Постоянный выброс его в атмосферу создает вокруг человека определенный фон, поэтому мониторинг 3,4-бензпирена является весьма актуальным. Данные по миграции тяжелых металлов в системе «атмосфера -речной сток - морская лагуна» в Сихотэ-Алинском заповеднике очень полезны для организации фонового мониторинга.

Слайд 90
Описание слайда:
В основе комплексного мониторинга лежит интегрированный подход, предусматривающий не только наблюдения за загрязнением всех сред , но и выявление реакций на это воздействие со стороны биологических, экологических и других систем. В основе комплексного мониторинга лежит интегрированный подход, предусматривающий не только наблюдения за загрязнением всех сред , но и выявление реакций на это воздействие со стороны биологических, экологических и других систем. Поэтому наблюдения за изменением состояния окружающей среды и источниками воздействия включают в себя следующее: геофизические, геохимические, физико-географические данные, а также данные о составе и характере загрязнений всех сред; наблюдения за источниками загрязнений и другими факторами воздействия, наблюдения за реакцией биоты на различные воздействия и изменения в природной среде; наблюдения за реакцией крупных систем (погоды, климата, озонового слоя).

Слайд 91
Описание слайда:
Обобщение Задача экологического мониторинга - изучение биосферы как целостной системы и формирование банка данных о процессах, происходящих в среде обитания живых организмов. Наличие достоверной информации будет содействовать повышению точности экологических прогнозов и комплексной оценки состояния окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов. Эффективность экологического мониторинга во многом зависит от технического уровня развития и внедрения в практику систем контроля за состоянием экосистем и биосферы в целом. Важнейшим условием сбора информации является принцип синхронности наблюдений экологических переменных. Экологический мониторинг включает в себя мониторинг атмосферного воздуха, воды, почв, растительного и животного мира, природных и экологических катастроф.

Слайд 92
Описание слайда:
В системе экологического мониторинга важное значение имеет обнаружение, слежение и прогнозирование природных катастроф. Например, для смягчения воздействия тайфунов на население и экономику российского Дальнего Востока, планирования и проведения подготовительных защитных мероприятий с целью предотвращения человеческих жертв и уменьшения ущерба необходимо получение точных и своевременных предупреждений о тайфунах и ожидаемых эффектах в зависимости от силы ветра, количества выпавших осадков, интенсивности наводнений. Для этого необходима хорошо развитая сеть стандартных гидрометеорологических наблюдений, а также спутниковых и радиолокационных измерений в атмосфере, гидросфере и литосфере. В системе экологического мониторинга важное значение имеет обнаружение, слежение и прогнозирование природных катастроф. Например, для смягчения воздействия тайфунов на население и экономику российского Дальнего Востока, планирования и проведения подготовительных защитных мероприятий с целью предотвращения человеческих жертв и уменьшения ущерба необходимо получение точных и своевременных предупреждений о тайфунах и ожидаемых эффектах в зависимости от силы ветра, количества выпавших осадков, интенсивности наводнений. Для этого необходима хорошо развитая сеть стандартных гидрометеорологических наблюдений, а также спутниковых и радиолокационных измерений в атмосфере, гидросфере и литосфере. Проведение работ по предотвращению наводнений (строительство дамб, водохранилищ и других водозаградительных систем) должно проводиться с учетом естественных и антропогенных изменений климата. Без климатического мониторинга невозможно дать оценку экологических последствий в результате изменения климата. Необходима интеграция всех видов специализированных мониторингов в единый глобальный экологический мониторинг.

Слайд 93
Описание слайда:
Конечной целью экологического мониторинга является создание единой автоматизированной системы управления природными ресурсами, качеством природной среды, включая систему прогнозирования изменений в биосфере на 5-10 лет вперед и более отдаленное будущее. Конечной целью экологического мониторинга является создание единой автоматизированной системы управления природными ресурсами, качеством природной среды, включая систему прогнозирования изменений в биосфере на 5-10 лет вперед и более отдаленное будущее.


Скачать презентацию на тему ГОСТ можно ниже:

Tags ГОСТ
Похожие презентации