Государство Древнего Рима презентация

Содержание


Презентации» Образование» Государство Древнего Рима
Государство Древнего Рима 
 Периодизация истории Римского государства 
 Общественный иПериодизация истории Римского государства 
 1. «Царский период» (753–509 гг. доОбщественный строй царского периода 
 а) патриции (от лат. «pater» -Государственный строй царского периода 
 а) рекс (в «царский» период семиРеформы Сервия Туллия 
 а) разделение населения на 6 разрядов поПереход к республике 
 В 509 г. до н. э. римскийОбщественный строй Римской республики 
 а) граждане (нобили, всадники, средние слоиОбщественный строй Римской республики
 б) перегрины - иностранцы, долгое время проживающиеГосударственный строй Римской республики 
 Форма Римского государства : 
 1)Сенат 
 Главенствующее положение в Риме занимал Сенат (300 человек) -Народные собрания (комиции) 
 Высшим органом государственной власти в республиканском РимеМагистраты 
 Исполнительная власть в Риме была представлена магистратами
 Магистратуры делилисьМагистраты
 Диктатор
  В период чрезвычайных ситуаций (вражеское нашествие, гражданская война,Магистраты
 Преторы. Помощниками консулов были преторы (8 человек), первоначально выполнявшие военныеОсновные причины падения республики
 1) профессионализация римской армии (реформы Гая Мария)Римская империя: принципат 
 В 27 г. до н. э. ОктавианГосударственный механизм принципата 
 Принципат сохраняет видимость республиканской формы правления иГосударственный строй Рима в период домината 
 В целях укрепления государства,Государственный строй Рима в период домината
 Создается разветвленный чиновничий бюрократический аппарат,Причины падения Римского государства 
 1) усиление центробежных тенденций в провинциях;



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Государство Древнего Рима Периодизация истории Римского государства Общественный и государственный строй царского периода Государственный и общественный строй Римской республики Римская империя: принципат и доминат


Слайд 2
Описание слайда:
Периодизация истории Римского государства 1. «Царский период» (753–509 гг. до н. э.) - правление семи рексов - «царей», становление государственности, слияние племен в «populus romanus». 2. Период республики (509–27 гг. до н. э.) 3. Период империи (27 г. до н. э. - 476 г. н. э.): а) принципат (I в. до н. э. - середина III в. н. э.) – «монархия в республиканских одеждах», время, когда императоры-принцепсы вынуждены были маскировать свою монархическую власть; б) доминат (III – V вв. н. э.) – неограниченная, абсолютная монархия императоров-доминусов (dominium – господство).

Слайд 3
Описание слайда:
Общественный строй царского периода а) патриции (от лат. «pater» - отец) - верхушка общества, аристократия, владельцы крупных земельных наделов, монополисты в политической сфере; б) плебеи - чужаки, пришельцы, позже патрициев пришедшие в Рим, ограничены в политических, социально-экономических и личных правах; в) клиенты - обедневшие члены рода, либо чужаки, принятые в родовую организацию, находившиеся в экономической и личной зависимости от патрициев; г) рабы (servi) - рабство носило патриархальный характер, рабов было немного, труд их использовался в домашнем хозяйстве знати.

Слайд 4
Описание слайда:
Государственный строй царского периода а) рекс (в «царский» период семи рексов) - военный вождь, власть его ограничивалась сенатом и народным собранием, и лишь при последних рексах приближается к подлинно монархической; б) Сенат (от лат. «senex» - старец) - совет старейшин, наиболее родовитых, богатых, уважаемых членов патрицианских родов, фактически высший орган государственной власти (олигархическое правление); в) народное собрание (сходка мужчин-воинов) Основные функции: - законодательство, - избрание рексов, - объявление войны и т.д.

Слайд 5
Описание слайда:
Реформы Сервия Туллия а) разделение населения на 6 разрядов по имущественному признаку. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек. Обладавшие полным наделом входили в первый разряд, тремя четвертями надела - во второй и т. д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан - всадники, а безземельные - пролетарии - объединялись в шестой разряд. б) разбивка каждого разряда на центурии - сотни (всего 193 центурии); в) создание высшего органа государственной власти - центуриантных комиций, где каждая сотня имела при голосовании один голос. г) административно-территориальное деление города и окрестностей на трибы - округа (4 городских и 17 сельских) для упорядочения налогообложения; д) включение плебеев в состав римского народа, допуск богатых плебеев к управлению государством и к ager publicus (общинные земли). Реформы способствовали замене родовой организации общества на экономико-территориальную, объединили римский народ и создали предпосылки для возникновения в Риме республики.

Слайд 6
Описание слайда:
Переход к республике В 509 г. до н. э. римский народ, возмущенный тираничным правлением рекса Тарквиния Гордого, изгнал его и установил республику. Высшая исполнительная власть была передана двум ежегодно избираемым народным собранием консулам. В условиях республики у плебеев появилось больше возможностей для борьбы за уравнение в правах с патрициями. Этапы борьбы: а) 451–450 гг. до н. э. - принятие законов XII Таблиц, писаного права (провозглашалось, что отныне решение народного собрания - закон); б) 445 г. до н. э. - закон Канулея, разрешавший браки между патрициями и плебеями; в) 367 г. до н. э. - закон Лициния-Секстия, установивший мак­симальный размер (125 га) земельного участка, который может на­ходиться в собственности у семьи; изъятие излишков и перераспре­деление их между безземельными и малоземельными гражданами; г) 326 г. до н. э. - закон Петелия, запретивший рабство за долги; д) 284 г. до н.э. - закон Гортензия, признавший за решениями плебейских сходок (плебецистов) силу закона.

Слайд 7
Описание слайда:
Общественный строй Римской республики а) граждане (нобили, всадники, средние слои и люмпены). В Риме граждане по имущественному признаку подразделялись на ряд подгрупп с различным объемом политических прав. Нобили (сенаторское сословие) - наиболее богатая часть общества, годовой доход которых превышал 1 млн. сестерциев. Нобили были владельцами крупных земельных наделов, рабовладельческих латифундий и именно из них формировался Сенат и высшие магистратуры. Всадники (торговцы, ростовщики, откупщики-публиканы) - годовой доход не менее 400 тыс. сестерциев, доминировали в народном собрании и низших магистратурах. Средний слой (мелкие ремесленники, торговцы, крестьяне-фермеры) обеспечивали Риму военную и политическую стабильность. Люмпены, пролетарии - неимущие, но политически полноправные граждане, за голоса которых в народных собраниях боролись политики («хлеба и зрелищ»)

Слайд 8
Описание слайда:
Общественный строй Римской республики б) перегрины - иностранцы, долгое время проживающие на территории Рима. Политических прав перегрины не имели, им было запрещено также приобретать земли в Риме и вступать в брак с римскими гражданами. в) рабы (servi). Рабство в Риме носило классический характер, римское право рассматривало раба как вещь, как говорящее орудие (servi res sunt - рабы - это вещи). Источниками рабства были: - военный плен, - рождение от рабынь, - покупка рабов на международных рабовладельческих рынках (у пиратов), - обращение в рабов за преступления (например, за грабеж). Пекулий - предоставление рабу-пекулисту определенной хозяйственной самостоятельности и заинтересованности в результатах своего труда; г) либертины - вольноотпущенники.

Слайд 9
Описание слайда:
Государственный строй Римской республики Форма Римского государства : 1) форма правления - республика (от лат. res publica - общее дело), большинство государственных должностей - выборные, срочные и сменяемые; 2) форма государственного устройства - полис (унитарное государство с элементами федерации); 3) политический режим - аристократический, т.к. должности, как правило, занимали представители богатых аристократических фамилий (особенно в Сенате).

Слайд 10
Описание слайда:
Сенат Главенствующее положение в Риме занимал Сенат (300 человек) - формально совещательное учреждение. Сенат, в состав которого входили наиболее богатые, умудренные жизненным опытом (старше 40 лет) нобили, не был выборным учреждением - раз в пять лет коллегия особых должностных лиц (цензоров) осуществляла ротацию Сената, исключая из него обедневших, либо запятнавших себя преступлениями граждан и включая новых. Компетенция Сената: 1) предварительное рассмотрение законопроектов, выносимых в народное собрание; 2) исполнение законов; 3) распределение армий среди полководцев и выделение средств на содержание армии; 4) составление и исполнение бюджета; 5) издание сенатусконсультов (мнение Сената по тому или ино­му правовому вопросу, имевших силу закона); 6) назначение диктатора (экстраординарная магистратура) и ряд иных полномочий

Слайд 11
Описание слайда:
Народные собрания (комиции) Высшим органом государственной власти в республиканском Риме провозглашались народные собрания (комиции): 1) куриатные (древние, утратившие в период республики перво­начальное значение) - в основном церемониальные функции; 2) трибутные (собрание в округах) - избрание низших должностных лиц, рассмотрение жалоб на действие должностных лиц; 3) центуриатные (всенародные) - имели в период республики главное значение. Функции центуриатных комиций: - принятие законов; - объявление войны; - избрание должностных лиц; - предоставление гражданства; - решение вопросов о помиловании приговоренных к смерти римских граждан

Слайд 12
Описание слайда:
Магистраты Исполнительная власть в Риме была представлена магистратами Магистратуры делились на: • ординарные (обычные), к которым относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.; • экстраординарные (чрезвычайные), которые создавались в чрезвычайных обстоятельствах - тяжелая война, восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки. Основными принципами деятельности должностных лиц были: 1) выборность; 2) сменяемость; 3) срочность (как правило, не более одного года); 4) коллегиальность (с возможностью интерцессии - отмены одним магистратом постановления другого, равной или низшей компетенции); 5) безвозмездность; 6) подотчетность.

Слайд 13
Описание слайда:
Магистраты Диктатор В период чрезвычайных ситуаций (вражеское нашествие, гражданская война, мятеж) по представлению Сената консул мог назначить диктатора. Диктатура устанавливалась на срок не более, чем на 6 месяцев. Полномочия диктатора - отмена законов казни римских граждан без суда и следствия. Консулы Главными магистратами были два Консула, ежегодно избираемые народным собранием на годичный срок (без возможности переизбрания). Полномочия консулов: а) командование вооруженными силами; б) право вынесения смертных приговоров (с возможностью обжалования в народном собрании); в) заключение перемирия, распределение военной добычи и другое.

Слайд 14
Описание слайда:
Магистраты Преторы. Помощниками консулов были преторы (8 человек), первоначально выполнявшие военные функции, а впоследствии обязанности организации судопроизводства. Особое значение для римского права имела деятельность перегринского претора (рассматривал споры между иностранцами). Цензоры. Два цензора избирались раз в 5 лет для составления списков римских граждан, распределения их по трибам и разрядам и для составления списков сенаторов. Квесторы ведали финансами и расследовали некоторые уголовные дела. Эдилы наблюдали за общественным порядком в городе, торговлей на рынке, организовывали празднества и зрелища. Плебейские трибуны, ежегодно избирались плебеями на своих особых сходках как защитники римской бедноты. Дверь дома плебейского трибуна всегда (и днем, и ночью) должна была быть открытой, чтобы любой плебей мог обратиться к своему защитнику за помощью. Власть трибуна основывалась на праве вето (от латинского «veto» - я запрещаю) - возможность приостановить исполнение распоряжения любого должностного лица и даже Сената. Плебейский трибун был вправе арестовать любого римского гражданина и публично его допросить.

Слайд 15
Описание слайда:

Слайд 16
Описание слайда:
Основные причины падения республики 1) профессионализация римской армии (реформы Гая Мария) приводит к тому, что армия утрачивает связь с народом, становясь игрушкой в руках недобросовестных политиков; 2) гражданские войны приводят к расколу господствующего класса и всего общества в целом; 3) массовые восстания рабов показали, что республика неспособна эффективно и быстро решать сложные внутренние задачи; 4) увеличение числа полноправных граждан приводит к тому, что прямая демократия, рассчитанная на управление городом-полисом в рамках огромного государства, становится неэффективной; 5) массовое разорение свободного крестьянства, мелких ремесленников и торговцев (люмпенизация) приводит к фактически полному исчезновению среднего класса граждан - главной военной и политической опоры республики; 6) военные диктатуры постепенно приучают общество к мысли о том, что единовластие – лучший способ управления государством.

Слайд 17
Описание слайда:
Римская империя: принципат В 27 г. до н. э. Октавиан Август становится единовластным правителем-принцепсом, объединяя в своих руках полномочия консула (верховное командование армией), диктатора (право казни гражданина), цензора (право изменять персональный состав Сената). Установление в Риме монархии повлекло изменения в общественной сфере: а) рост числа свободных землевладельцев (за счет воинов-ветеранов, а также варваров, селившихся на территории империи); б) временное улучшение положения рабов (такой источник рабства, как военный плен иссякает, на первое место выходит естественное воспроизводство рабов, для которого необходимо было создать соответствующие условия - запрет убивать рабов, жестоко с ними обращаться, разлучать при продаже их семьи); в) увеличение числа «полноправных» граждан (в 212 г. император Каракалла своим эдиктом даровал права римских граждан всем свободным жителям империи, но нужно отметить, что «гражданские права» в условиях монархии - зачастую фикция, главными стали не права, а обязанности - платить налоги, служить в армии); г) формирование нового слоя господствующего класса - провинциальной знати (греческой, гальской, германской).

Слайд 18
Описание слайда:
Государственный механизм принципата Принципат сохраняет видимость республиканской формы правления и почти все учреждения республики: созываются народные собрания, заседает сенат, по-прежнему избираются консулы, преторы и народные трибуны. Фактически принципат был монархией, поскольку при сохранении старых республиканских учреждений власть была сосредоточена в руках одного человека - первого сенатора, то есть принцепса. Переход управления государством к принцепсу произошел вследствие наделения его высшей властью, избрания на важнейшие должности, создания им отдельного чиновничьего аппарата и командования всеми армиями. Император-принцепс соединял в своих руках полномочия всех главных республиканских магистратур: диктатора, консула, претора, народного трибуна. Права сената были лишь почетными, а его полномочия - ограниченными. Законопроекты, поступавшие на одобрение в сенат, исходили от принцепса, и их принятие обеспечивалось его авторитетом. Народные собрания пришли в упадок. Обыкновенными явлениями стали подкуп, разгон собраний, насилие над их участниками

Слайд 19
Описание слайда:

Слайд 20
Описание слайда:
Государственный строй Рима в период домината В целях укрепления государства, упорядочения управления провинциями, императором Диоклетианом проводится комплекс реформ: 1) административная реформа - разделение империи на Западную и Восточную, территория империи разделяется на 10 диоцезов (120 провинций); 2) налоговая реформа - вместо косвенных налогов вводится единый поземельно-подушный налог в денежной или натуральной формах; 3) финансовая реформа - введение полноценной золотой монеты (наряду с находящейся в обороте серебряной и медной); 4) военная реформа: разделение армии на внутренние войска, пограничные войска и преторианскую гвардию; увеличение численности армии на треть; введение рекрутских наборов; пополнение армии за счет варваров.

Слайд 21
Описание слайда:
Государственный строй Рима в период домината Создается разветвленный чиновничий бюрократический аппарат, Римская империя все более приобретает черты восточной деспотии. Старые республиканские учреждения исчезают. Управление империей сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств. Руководство ими осуществляют сановники, находящиеся в непосредственном подчинении императора. Особое положение среди этих ведомств занимали: • государственный совет при императоре; • финансовое ведомство; • военное ведомство. При сыновьях императора Феодосия I в 395 г. произошло разделение Римской империи: • Западная Римская империя со столицей в Риме; прекратила свое существование в 476 г., когда глава германских наемников Одоакр сверг римского императора Ромула-Августула и занял его место; • Восточная Римская империя со столицей в Константинополе; существовала еще около 1000 лет под названием Византии.

Слайд 22
Описание слайда:
Причины падения Римского государства 1) усиление центробежных тенденций в провинциях; 2) кризис рабовладельческого способа производства, появление элементов феодального общества (колонат); 3) нашествие варваров (германцев, гуннов); 4) падение уровня жизни граждан из-за ужесточения налоговой политики.


Скачать презентацию на тему Государство Древнего Рима можно ниже:

Похожие презентации