Градостроительство и типы планировочной структуры городов презентация

Содержание


Презентации» Образование» Градостроительство и типы планировочной структуры городов
Градостроительство и типы планировочной структуры городов
 Запрудский И.И.Градостроительство
 теория и практика планировки и застройки городов (поселений), охватывающая комплексОбъект градостроительства
 Градостроительная система — совокупность пространственно-организованных и взаимосвязанных материальных элементов — техническиЭлементы градостроительной системы 
 1. По характеру расположенных на территории физических объектов:
Факторы формирования планировочной структуры города
 место города в системе расселения;
 природно-климатическаяПланировочные элементы
 К основным планировочным элементам города относят:
 Жилые здания, объединенныеТип планировочной структуры
 Преобладание одного из факторов или суммарное воздействие несколькихСхема уличных сетей города
 В принципиальном плане можно выделить формы планировочных схемРадиальная и радиально-кольцевая
 Радиально-кольцевая (концентрическая) схема содержит два принципиально разных типаШахматная
 Шахматная схема, при которой улицы пересекаются под углом 90°, предполагает относительноЛинейная
 Линейная (ленточная) схема является своего рода шахматной планировкой, сильно вытянутой вКомбинированная и свободная
 Практика застройки новых современных городов чаще всего связанаОсновные принципы планировочной организации города
 гибкость планировочной структуры, обеспечивающая беспрепятственное развитиеЗоны города
 Центр города - относительно небольшая центральная террито­рия города, в которойФункционально-планировочное зонирование 
 разделение территории населенного пункта на зоны с разнымФункциональные зоны города
 Селитебная
 Производственная
 Общественно-деловая
 Транспортная
 Ландшафтно-рекреационная
 Сельскохозяйственная
 Специальная
 МногофункциональнаяСелитебная зона города
 территория, предназначенная для жилья жителей города. На нейСелитебная зона города
 В свою очередь многоэтажную застройку в городах БеларусиПроизводственная зона города
 территория, предназначенная для производственных функций города. Представляет собойПроизводственная зона города
 По функциональному назначению производственная подразделяется на промышленную иОбщественно-деловая зона города
 территория, предназначенная для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли,Общественно-деловая зона города
 Чаще всего в пределах города можно выделить административно-деловуюТранспортная зона города
 Транспортная сеть больших городов это система наземных, надземныхЛандшафтно-рекреационная зона города
 Ландшафтно-рекреационная территория включает в себя городские леса, лесопарки,Ландшафтно-рекреационная зона города
 Ландшафтно-рекреационная зона подразделяется на природоохранную, рекреационную подзоны иСельскохозяйственная и специальная зоны города
 Сельскохозяйственные территории включают в себя луга,Модели развития города
 Модель концентрических зон города (модель Бёрджесса)
 Модель Алонсо
Модель концентрических зон (модель Бёрджесса)I зона — центральный деловой район;
 I зона — центральный деловой район;
 IIМодель города У. Алонсо
 пространственная модель города, разработанная Уильямом Алонсо вМодель У. Алонсо
 концентрические круги основаны на стоимости, которую люди готовыСекторная модель города Хойта
 модель, предложенная Х. Хойотом в 1939 году,Секторная модель Хойта
 развитие города как сектора, образованные ключевыми транспортными осями,Модель городского развития Питера Генри Манна
 модель городского развития, сочетающая вМодель городского развития Питера Генри Манна
 В большинстве городов Британии П.Многоядерная модель города Харриса-Ульмана
 модель роста городов, согласно которой город имеетСовременные концепции градостроительства
 Город-сад
 Зеленый город
 Город будущего
 Висячий город



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Градостроительство и типы планировочной структуры городов Запрудский И.И.


Слайд 2
Описание слайда:
Градостроительство теория и практика планировки и застройки городов (поселений), охватывающая комплекс социально- экономических, санитарно-гигиенических, технических и архитектурно- художественных проблем. Экономические задачи включают целесообразный выбор, планомерное и экономически оправданное освоение территории для всех видов строительства, эффективное использование природных ресурсов, определение наиболее рациональной системы расселения. К техническим задачам относится инженерная подготовка территории, организация системы улиц и площадей, организация транспортного обслуживания, благоустройство, обеспечение всеми видами инженерного оборудования (канализация, водо-, тепло-, энергоснабжение, связь и т. п.). Санитарно-гигиенические задачи включают создание наиболее благоприятных и здоровых условий для жизни населения (микроклимат, степень озеленения, необходимая инсоляция, чистота воздуха, защита окружающей среды и т. п.). Архитектурно-художественные задачи включают создание своеобразных и запоминающихся композиций как при решении поселения в целом, так и при планировке отдельных его элементов — улиц, площадей, внутриквартальных пространств, создание архитектурно-ландшафтных ансамблей в гармоничном сочетании зданий с природными условиями местности (рельефом, водоемами, растительностью и т. п.). Все эти задачи должны решаться комплексно в тесной взаимосвязи как разные стороны единого процесса, который и является содержанием предмета градостроительства.

Слайд 3
Описание слайда:
Объект градостроительства Градостроительная система — совокупность пространственно-организованных и взаимосвязанных материальных элементов — технически освоенных территорий, зданий и сооружений, дорог и инженерных коммуникаций, совместно с природными компонентами формирующих среду общественной жизнедеятельности на разных территориальных уровнях.

Слайд 4
Описание слайда:
Элементы градостроительной системы  1. По характеру расположенных на территории физических объектов: — зона — район — комплекс 2. По назначению элемента в структуре градостроительной системы: —центр — Ядро — сеть —узел

Слайд 5
Описание слайда:

Слайд 6
Описание слайда:
Факторы формирования планировочной структуры города место города в системе расселения; природно-климатическая характеристика выбранной территории; профиль и величина градообразующей группы предприятий; условия функционального зонирования городской территории; организация транспортных связей между жилыми районами и местами приложения труда; учёт перспективного развития города; требования охраны окружающей среды; условия инженерного оборудования территории; требования экономики строительства; архитектурно-художественные требования

Слайд 7
Описание слайда:
Планировочные элементы К основным планировочным элементам города относят: Жилые здания, объединенные в жилые микрорайоны и кварталы. Здания административно-общественных учреждений и учреждений и предприятий культурно-бытового обслуживания населения. Внеквартальные зеленые насаждения и спортивные сооружения общего пользования. Улицы и площади, набережные, мосты и туннели. Промышленные предприятия. Устройства внешнего транспорта: железнодорожного, водного, воздушного, автодорожного. Коммунальные предприятия и сооружения: устройства внутригородского транспорта, городского водопровода и канализации, электростанции и теплоэлектроцентрали, газовые заводы. Кладбища и крематории. Водоемы естественные и искусственные. Санитарно-защитные зоны.

Слайд 8
Описание слайда:
Тип планировочной структуры Преобладание одного из факторов или суммарное воздействие нескольких определяет тип планировочной структуры: компактный, расчлененный, рассредоточенный и переходные типы. Компактный тип характеризуется расположением всех функциональных зон города в едином периметре. Расчлененный тип возникает при пересечении территории города реками, оврагами или транзитной железной дорогой. Рассредоточенный тип предполагает несколько городских планировочных образований, связанных между собой транспортными линиями. При расчленено-линейной системе, связанной с расположением города по берегу большой реки, город, как правило, не уходит далеко от реки в поперечном к ней направлении и вытягивается вдоль реки на значительные расстояния (до 60-70 км). При линейной планировке основной композиционной осью плана города является продольная линия городского транспорта, проходящая вдоль территории всего города. Удобство линейной планировки города заключается в том, что он может развиваться без коренной реконструкции уже сложившихся районов. Существенный же недостаток города-линии – фактическое расчленение его на ряд населенных мест, в значительной степени обособленных друг от друга.

Слайд 9
Описание слайда:
Схема уличных сетей города В принципиальном плане можно выделить формы планировочных схем города:  радиальная - а, радиально-кольцевая - б, лучевая (веерная) - г, шахматная (прямоугольная) - в, линейная, комбинированная - д, свободную – е, ж.

Слайд 10
Описание слайда:
Радиальная и радиально-кольцевая Радиально-кольцевая (концентрическая) схема содержит два принципиально разных типа магистралей - радиальные и кольцевые. Радиальные магистрали служат для связи центра города с перифе­рийными районами, а кольцевые улицы соединяют радиальные и обеспечивают перевод транспортных потоков с одного радиального направления на другое. Эта планировка позволяет гармонично рас­положить застройку вокруг центра, где сосредоточены (сконцентри­рованы) основные объекты общественной и деловой застройки. При такой планировке можно достаточно легко попасть в центр города. Достоинством радиально-кольцевой схемы является компактная фор­ма плана, при которой в наименьшей степени нарушается природное окружение города. Данная схема магистралей характерна для исторически сложившихся городов, которые формировались вокруг дединцев, монастырей и ведущих к ним дорог.

Слайд 11
Описание слайда:

Слайд 12
Описание слайда:
Шахматная Шахматная схема, при которой улицы пересекаются под углом 90°, предполагает относительно равномерное освоение территории. Этот тип планировочной структуры широко использовался во все времена. Достоинством шахматной структуры является возможность равномерного распределения транспортных потоков. При такой пла­нировке легко осуществляется размежевание участков. Однако большое число пересечений улиц увеличивает пробег транспорта, удлиняет поездки. Шахматная схема затрудняет форми­рование четко выраженного центрального ядра и системы центров жилых районов города. Прямоугольная схема уличной сети использована во многих крупнейших городах США. Предельный рационализм такого решения оказывает отрицательное влияние на архитектурно-художественную композицию города, развитие внутригородских пространств. Прямоугольная схема может найти позитивное применение в генеральных планах средних и малых городов, характеризующихся невысокой застройкой и хорошим озеленением.

Слайд 13
Описание слайда:
Линейная Линейная (ленточная) схема является своего рода шахматной планировкой, сильно вытянутой в одном направлении. Объекты цен­тральной части города в таком случае располагаются вдоль основной магистрали или вдоль нескольких параллельных магистралей. Линейная схема обеспечивает близость к природному окружению и к иным транспортным магистралям. Такая планировка позволяет обеспечить удобное транспортное сообщение, сокращая затраты на передвижение. Однако, по мере роста города, с удлинением полосы застройки значительная часть территорий оказывается слишком большом удалении от центров различных рангов. Кроме того значительно увеличиваются расстояния между отдельными частями города.

Слайд 14
Описание слайда:
Комбинированная и свободная Практика застройки новых современных городов чаще всего связана с использованием комбинированной либо свободной схемы планировки уличных сетей. Такая схема позволяет располагать городскую застройку, не нарушая естественных природных условий, и сводит к минимуму затраты на вертикальную планировку территории.

Слайд 15
Описание слайда:
Основные принципы планировочной организации города гибкость планировочной структуры, обеспечивающая беспрепятственное развитие города; дифференциация транспортных магистралей; организация эффективной системы обслуживания; создание экологической инфраструктуры города, включая иную систему зеленых насаждений; эффективное и экономичное оснащение города всеми видами инженерного оборудования; композиционные требования к плану города (развитие городского центра, районных центров в городе, создание привлекательного силуэта города и обеспечение зрительного восприятия его главных природных и архитектурных доминант).

Слайд 16
Описание слайда:
Зоны города Центр города - относительно небольшая центральная террито­рия города, в которой находятся участки административных зданий, культурные и деловые объекты, озелененные территории, площади, пешеходные пути, проезды и стоянки. В этой зоне сосредоточены наиболее выдающиеся в архитектурно-историческом отношении со­оружения. Центральная зона, кроме ядра города, включает в себя близлежащую к нему интенсивно застроенную территорию, как правило, охваченную кольцом железных дорог, вокзалов, промышленных и складских территорий. По мере территориального расширения города эта зона все больше перестраивается, подвергается перепланировке, изменяет свой облик и приобретает функции центра. Для нее также характерно значительное превышение численности дневного населения над ночным и постепенное снижение численности постоянного населения. Внешняя зона - это территория города без пригородов, где со­средоточена основная часть населения. В Москве в состав этой зоны включается территория в пределах Московской кольцевой автодорог и Санкт-Петербурге - территория административно подчиненная без населенных пунктов, подчиненных его администрации.  Пригородная зона объединяет окружающие город территории, формирование и развитие которых подчиняется его интересам. Эта зона выполняет важную функцию организации отдыха населения города поддержания экологического равновесия, размещения ряда ктов коммунального хозяйства, внешнего транспорта. В пригородной зоне не размещают часть промышленных предприятий и населенных пунктов, непосредственно связанных с городом, а также в ней едятся резервные территории для развития города.

Слайд 17
Описание слайда:

Слайд 18
Описание слайда:
Функционально-планировочное зонирование разделение территории населенного пункта на зоны с разным функциональным назначением с целью устранения или уменьшения неблагоприятного влияния окружающей среды на население

Слайд 19
Описание слайда:
Функциональные зоны города Селитебная Производственная Общественно-деловая Транспортная Ландшафтно-рекреационная Сельскохозяйственная Специальная Многофункциональная

Слайд 20
Описание слайда:
Селитебная зона города территория, предназначенная для жилья жителей города. На ней могут размещаться жилые кварталы и микрорайоны, отдельные безвредные предприятия, предприятия культурно-бытового обслуживания, улицы, площади, объекты озеленения, склады, резервные территории, устройства транспорта. Селитебная зона на картах и планах чаще всего отображается оттенками желтого и оранжевого цветов. По характеру застройки селитебная зона в городе чаще всего подразделяется на: Многоэтажную Частную

Слайд 21
Описание слайда:
Селитебная зона города В свою очередь многоэтажную застройку в городах Беларуси по времени и качеству строительства можно условно подразделить на: довоенную застройку сталинки хрущевки брежневки панельное строительство эпохи перестройки современное

Слайд 22
Описание слайда:
Производственная зона города территория, предназначенная для производственных функций города. Представляет собой улицы, площади, зеленые насаждения промышленные предприятия, обслуживающие их культурно-бытовые учреждения. Чаще всего данная зона выделяется оттенками светло-серого, либо коричневого цветов.

Слайд 23
Описание слайда:
Производственная зона города По функциональному назначению производственная подразделяется на промышленную и коммунально-складскую зоны. Промышленная зона включает в себя промышленные предприятия, обслуживающие их культурно-бытовые учреждения, улицы, площади, зеленые насаждения. Коммунально-складская зона — территории разного рода складов, трамвайных и автобусных парков, гаражей, сооружений водопровода и канализации, а также склады торговых и хозяйственных организаций с обслуживающими их транспортными устройствами.

Слайд 24
Описание слайда:
Общественно-деловая зона города территория, предназначенная для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов дошкольного, школьного, среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан. Чаще всего данная зона выделяется оттенками фиолетового либо розового цвета.

Слайд 25
Описание слайда:
Общественно-деловая зона города Чаще всего в пределах города можно выделить административно-деловую (органы управления, финансовой сферы, офисы крупных компаний) и социально-инфраструктурную (объекты здравоохранения, образования, объектов торговли и бытового обслуживания) подзоны.

Слайд 26
Описание слайда:
Транспортная зона города Транспортная сеть больших городов это система наземных, надземных и подземных магистралей, которые пересекаются в нескольких уровнях. В мировой практике уже действует сеть транспортных развязок в пяти уровнях. С увеличением разнообразия и количества транспортных средств возрастает сложность организации транспортной сети городов но, таким образом, улучшается система связей между разными функциональными зонами. Чаще всего данная зона выделяется белым цветом. Выделяют подзоны внутреннего и внешнего транспорта.

Слайд 27
Описание слайда:
Ландшафтно-рекреационная зона города Ландшафтно-рекреационная территория включает в себя городские леса, лесопарки, лесозащитные зоны, водоемы, а также парки, скверы, бульвары, располагаемые на селитебной территории и композиционно связанные с открытыми озелененными пространствами. Чаще всего данная зона выделяется оттенками зеленого и синего цветов.

Слайд 28
Описание слайда:
Ландшафтно-рекреационная зона города Ландшафтно-рекреационная зона подразделяется на природоохранную, рекреационную подзоны и зону водных объектов (зону поверхностных вод).

Слайд 29
Описание слайда:
Сельскохозяйственная и специальная зоны города Сельскохозяйственные территории включают в себя луга, пастбища и пашню в пределах города. Чаще всего данная зона выделяется светло-зеленым либо салатовым цветами. Специальные территории включают кладбища и прочие земли в пределах города. Чаще всего данная зона выделяется темно-серым цветом.

Слайд 30
Описание слайда:

Слайд 31
Описание слайда:
Модели развития города Модель концентрических зон города (модель Бёрджесса) Модель Алонсо Модель Хойта (секторная модель) Модель Манна Модель множества центров Многоядерная модель Харриса-Ульмана

Слайд 32
Описание слайда:
Модель концентрических зон (модель Бёрджесса)

Слайд 33
Описание слайда:
I зона — центральный деловой район; I зона — центральный деловой район; II зона — переходный район, где размещаются конторы и лёгкая промышленность; III зона — рабочий район, место проживания рабочего класса, который вытеснен из переходной зоны, но поселился вблизи места работы; IV зона — район резиденций, особняков для одной семьи; V зона — пригородный район (города-спутники), находится в получасовом-часовом доступе от центра города.

Слайд 34
Описание слайда:
Модель города У. Алонсо пространственная модель города, разработанная Уильямом Алонсо в 1964 году на основе модели Тюнена, адаптированная к рынку городской земли по аналогии с сельской, где город рассматривается как центральный деловой район, вокруг которого расселяются рабочие, и в нём идёт конкуренция за землю между различными видами её применения: офисы, магазины и жильё. У фирм и домохозяйств есть своя функция ставки аренды — готовность платить за расположение относительно центра города

Слайд 35
Описание слайда:
Модель У. Алонсо концентрические круги основаны на стоимости, которую люди готовы платить за землю

Слайд 36
Описание слайда:
Секторная модель города Хойта модель, предложенная Х. Хойотом в 1939 году, описывающая развитие городских территорий вдоль транспортных коридоров за счет однородных видов экономической деятельности, представляет город в качестве круга, разделенного на сектора с различными видами землепользования. Виды землепользования, образуясь в центре города или на границе центрального делового района, развиваются вдоль сектора по направлению к границе города

Слайд 37
Описание слайда:
Секторная модель Хойта развитие города как сектора, образованные ключевыми транспортными осями, отходящими от центра города

Слайд 38
Описание слайда:
Модель городского развития Питера Генри Манна модель городского развития, сочетающая в себе секторную модель и модель концентрических зон. Город состоит из четырёх основных зон (центрального делового района, переходного района, района танхаусов и пригорода), в которых проживают средний класс, низший средний класс, рабочий класс и низкоквалифицированный рабочий класс. Модель городской социологии объясняет структуру социальных групп в городе, и впервые предложена профессором социологии Питером Генри Манном в 1965 году в учебном пособии «Введение в городскую социологию».

Слайд 39
Описание слайда:
Модель городского развития Питера Генри Манна В большинстве городов Британии П. Г. Манн обнаружил разделение восток — запад, при котором западная часть города считается экологически чистой, благополучной зоной, а восточная — сосредоточением промышленности. Это согласуется с тем фактом, что многие промышленные районы создавались и развивались на востоке городов из-за того, что преобладающие ветры и течения рек переносили загрязнения в восточном направлении. Примерно похожие контрасты обнаруживаются между исторической частью города и загородными концентратами — развитие маятниковых периферий

Слайд 40
Описание слайда:
Многоядерная модель города Харриса-Ульмана модель роста городов, согласно которой город имеет несколько центров, каждый из которых специализируется в каком-то конкретном виде деятельности и накладывает ярко выраженный отпечаток на окружающие районы города. Формирование многоядерной системы городского центра происходит в процессе развития деловой активности на периферии при удержании некоторых видов активности в центре

Слайд 41
Описание слайда:

Слайд 42
Описание слайда:
Современные концепции градостроительства Город-сад Зеленый город Город будущего Висячий город


Скачать презентацию на тему Градостроительство и типы планировочной структуры городов можно ниже:

Похожие презентации