История народа Тофалары презентация

Содержание


Презентации» Образование» История народа Тофалары
История народа ТофаларыТофалары (самоназвание «тофо» – «человек», прежнее название – «карагасы», то естьТофалары не отказались от своих религиозных верований даже после принудительного обращенияТофалары являются автохтонным населением Тофаларии — исторической области Восточного Саяна. ЭтоОдежда
 Одежда
 Мужской костюм не отличалась разнообразием. Круглогодично мужчины носили кожаныТрадиционная одежда.Религия
 Религия
 Христианство среди тофаларов начало распространяться с 18 по 19Жилище
 Жилище
 Кочевые племена жили в шатрах (чумах). Основанием жилища являютсяОбычаи и праздники тофаларов
 Обычаи и праздники тофаларов
 На северо-восточных склонахТрадиционный праздник «Аргамчи-Ыры»  
 Традиционный праздник «Аргамчи-Ыры»  
 На юге ИркутскойЕда
 Еда
 Рацион тофаларов состоял в основном из мяса диких животных.Охота и что собирали.
 Охота и что собирали.
 Большое значение вСпасибо за внимание.



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
История народа Тофалары


Слайд 2
Описание слайда:
Тофалары (самоназвание «тофо» – «человек», прежнее название – «карагасы», то есть «черные гуси») – коренной народ Южной Сибири, исторически проживавший в долине реки Уды и на северо-восточных склонах Восточных Саян. Тофалары (самоназвание «тофо» – «человек», прежнее название – «карагасы», то есть «черные гуси») – коренной народ Южной Сибири, исторически проживавший в долине реки Уды и на северо-восточных склонах Восточных Саян. Впервые тофы упоминаются в китайских летописях Вэйской династии V века. Племя дубо (туба, туво) проживало восточнее Енисея. Они являлись данниками (платящими дань) различных центральных азиатских империй. Лишь в XVII веке Тофалария вошла в состав Московского государства, став пограничной территорией с Китаем. Тофалары вели в основном полукочевой образ жизни. Согласно Всероссийской переписи населения 2010 года, на территории Иркутской области проживает 678 тофаларов.

Слайд 3
Описание слайда:
Тофалары не отказались от своих религиозных верований даже после принудительного обращения в христианство. Важное значение в их жизни имеют шаманские обряды. Раньше шаман был в каждой родовой общине. Искусство общения с духами передавалось по наследству. Шаман является связующим звеном между людьми племени и божествами. Через него люди узнавали будущее, передавали богам свои просьбы, просили их защитить. Шаман не только исполнял обряды и ритуалы, у него имелся широкий круг обязанностей. Это лечение соплеменников, поиск пропавших вещей, предсказание судьбы, помощь заболевшим домашним животным. Обряды проводились с различными целями: изгнание злых духов из людей или животных, привлечение удачи на охоте, сохранение семьи, рода. Ритуал мог исполнятся всю ночь беспрерывно. Во время обряда читались молитвы, совершались песнопения в определенной тональности. Шаман обращался к духам природы, зверей, птиц за помощью. Традиционным обрядом является посвящение оленя духу гор. Для этого выбирается лучшее животное в стаде, его украшают лентами, шерсть окрашивают в разные цвета. Олень у тофаларов ассоциируется с духовностью, возрождением, чистотой. Его ветвистые рога символизируют древо жизни, которое является основой всего. Кроме того, они олицетворяют солнце, плодородие. Ритуал проводился по указанию шамана в случаях, когда семью постигло какое-либо несчастье, давно не было добычи, кто-то заболел, случился падеж скота. Также поводом было желание расположить к себе хозяина гор — Даг-Ези. От него зависит жизнь тофалара, так как племена преимущественно находятся среди гор. Шамана приглашал тофалар, которого постигла какая-либо неудача. Тот спрашивал у духа, какого оленя он требует, его масть, приметы. Такое животное искали в стаде. Если подходящего не обнаруживалось, смотрели у соседей. После посвящения животное называли «шаман-олень». На него накладывалось табу. Ему нельзя было спиливать рога, ездить на нем. Разрешалось перевозить на нем только мешки с шаманскими вещами, так как они относились к священным. Стадо с посвященными оленями защищал сам Даг-Ези. Тофалары не отказались от своих религиозных верований даже после принудительного обращения в христианство. Важное значение в их жизни имеют шаманские обряды. Раньше шаман был в каждой родовой общине. Искусство общения с духами передавалось по наследству. Шаман является связующим звеном между людьми племени и божествами. Через него люди узнавали будущее, передавали богам свои просьбы, просили их защитить. Шаман не только исполнял обряды и ритуалы, у него имелся широкий круг обязанностей. Это лечение соплеменников, поиск пропавших вещей, предсказание судьбы, помощь заболевшим домашним животным. Обряды проводились с различными целями: изгнание злых духов из людей или животных, привлечение удачи на охоте, сохранение семьи, рода. Ритуал мог исполнятся всю ночь беспрерывно. Во время обряда читались молитвы, совершались песнопения в определенной тональности. Шаман обращался к духам природы, зверей, птиц за помощью. Традиционным обрядом является посвящение оленя духу гор. Для этого выбирается лучшее животное в стаде, его украшают лентами, шерсть окрашивают в разные цвета. Олень у тофаларов ассоциируется с духовностью, возрождением, чистотой. Его ветвистые рога символизируют древо жизни, которое является основой всего. Кроме того, они олицетворяют солнце, плодородие. Ритуал проводился по указанию шамана в случаях, когда семью постигло какое-либо несчастье, давно не было добычи, кто-то заболел, случился падеж скота. Также поводом было желание расположить к себе хозяина гор — Даг-Ези. От него зависит жизнь тофалара, так как племена преимущественно находятся среди гор. Шамана приглашал тофалар, которого постигла какая-либо неудача. Тот спрашивал у духа, какого оленя он требует, его масть, приметы. Такое животное искали в стаде. Если подходящего не обнаруживалось, смотрели у соседей. После посвящения животное называли «шаман-олень». На него накладывалось табу. Ему нельзя было спиливать рога, ездить на нем. Разрешалось перевозить на нем только мешки с шаманскими вещами, так как они относились к священным. Стадо с посвященными оленями защищал сам Даг-Ези.

Слайд 4
Описание слайда:

Слайд 5
Описание слайда:
Тофалары являются автохтонным населением Тофаларии — исторической области Восточного Саяна. Это горная система на юге Сибири. Поселения преимущественно располагаются вдоль рек Ия, Бирюса, Уда, Кан, Гутара. Жители расселены по трем поселкам в центре Тофаларии: Тофалары являются автохтонным населением Тофаларии — исторической области Восточного Саяна. Это горная система на юге Сибири. Поселения преимущественно располагаются вдоль рек Ия, Бирюса, Уда, Кан, Гутара. Жители расселены по трем поселкам в центре Тофаларии: Алыгджер Нерха Верхняя Гутара.

Слайд 6
Описание слайда:
Одежда Одежда Мужской костюм не отличалась разнообразием. Круглогодично мужчины носили кожаны — одежду из выделанных оленьих шкур. Зимой надевали кожаны с мехом внутри. Шкуры сшивали жилами зверей, также использовали подшейные волосы оленя. На мужской кожан прикрепляли черные ленты, выкладывая из них геометрические узоры. Женские расшивались цветными ленточками. Сверху кожан подвязывался поясом. Застежка делалась на правую сторону у мужчин и у женщин. Мужчины носили летом войлочные шапки, зимой — меховые, которые подвязывали под подбородком. Женщины летом носили штаны и платья из тонких материалов, которые покупали у русских купцов. Девушки шили узкие туники, женщины старшего возраста — более короткие и широкие. У платья делали отрезную верхнюю часть, от которой закладывали складки. Полочки, рукава украшали лентами, вышивкой. Кроме платьев, шили юбки в пол, халаты с поясом. Праздничные платья делали из шелка. Женщины покрывали голову платками, обматывая их вокруг головы. Нарядный головной убор представлял собой красный платок с кистями. Богатые тофаларки расшивали головные уборы и одежу бисером, низ одежды и рукавов отделывали мехом. На праздники надевали много украшений: бусы, кольца, браслеты. На ногах носили унты (теплые сапоги мехом внутрь), летом — тонкие сапоги из оленьей кожи.

Слайд 7
Описание слайда:
Традиционная одежда.

Слайд 8
Описание слайда:
Религия Религия Христианство среди тофаларов начало распространяться с 18 по 19 век. До этого религиозные верования представляли собой анимизм, шаманизм. Большинство древних традиций распространено и сейчас.

Слайд 9
Описание слайда:
Жилище Жилище Кочевые племена жили в шатрах (чумах). Основанием жилища являются длинные жерди, связанные вверху и расставленные по кругу. Летом их покрывали берестой, дранкой. Зимой утепляли звериными шкурами. Вверху оставляли отверстие для выхода дыма. В середине чума делали очаг. Над ним размещался большой котел, чугунный или бронзовый. Традиционно чум делился на мужскую и женскую части (женская — справа от входа). Спальным местом была кошма или шкура животного. Из шкур шили вьючные сумки, в которых хранили вещи. С приходом советской власти племена, перешедшие на оседлый образ жизни, стали делать срубные дома. Появилась возможность разводить коров, лошадей, свиней. Для животных сооружали хлев неподалеку от дома. На участке разбивали огород. Позднее появились деревни с русским типом застройки.

Слайд 10
Описание слайда:
Обычаи и праздники тофаларов Обычаи и праздники тофаларов На северо-восточных склонах Саян, в Прибайкалье, живут тофалары. Их численность составляет немногим более 700 человек. Себя они называют «тофа» или «тоха» в единственном числе и «тубалар» во множественном. Тофаларский язык, близкий тувинскому, относится к тюркской ветви алтайской языковой семьи. Тофалары, будучи охотниками и оленеводами, вели вплоть до недавнего времени кочевой образ жизни. Причем кочевать им приходилось по высокогорной тайге: Тофал ария находится на высоте двух с половиной тысяч метров над уровнем моря. Жизнь в высокогорье наложила заметный отпечаток на культуру тофаларов, в том числе на обычаи горного народа. На шаманских одеяниях у многих народов Сибири можно увидеть вышивки, изображающие человеческие ребра, кости рук и ног. Сходный обычай существовал и у тофаларов, однако на костюме саянских шаманов скелет человека был вышит практически полностью. Отсутствовал лишь череп, но зато на шаманской налобной повязке изображался напоминающий маску лик. Вышитый белым оленьим волосом, он отчетливо выделялся на темной ткани, из которой был изготовлен головной убор тофаларского избранника духов. Лик служил своеобразным завершением скелета, помещенного на его одежде. Возможно, вышивка символически представляла костяк самого шамана. В этом случае она могла восприниматься тофаларами как магический щит от злых духов. Не менее вероятно и другое предположение: скелет был символом умершего шамана, шамана-предка. Эта гипотеза позволяет объяснить отсутствие черепа, замену его изображением личины. По мнению академика А. П. Окладникова, в эпоху неолита у народов Северной Азии существовал культ черепов. Головы умерших шаманов отделялись от туловища, препарировались и сохранялись как могущественные талисманы. Если все было действительно так, мы вправе предположить, что в глухих таежных урочищах Саян сохранились отголоски древнего шаманского культа, во многом забытого другими народами Сибири и Дальнего Востока.

Слайд 11
Описание слайда:
Традиционный праздник «Аргамчи-Ыры»   Традиционный праздник «Аргамчи-Ыры»   На юге Иркутской области в Нижнеудинском районе, на горных хребтах Восточного Саяна находится Тофалария. Только воздушным транспортом или «зимником» по реке можно добраться до поселков Алыгджер, Нерха и Верхняя Гутара.   14 июля 2012 в «столице» Тофаларии, в поселке Алыгджер прошел традиционный общеродовой тофаларский праздник «Аргамчи-Ыры» – «Арканьи игры».   Этнокультурный центр – главный организатор этого события, которое состоялось при поддержке Управления по развитию культурной сферы, библиотечного обслуживания и физической культуры Администрации МО «Нижнеудинский район», Районного Центра народного творчества и досуга, ГБУК «Иркутский областной Дом народного творчества».   В празднике участвовало более 500 человек: старейшины тофаларского народа, молодежь и гости. По традиции в живописном месте, на берегу полноводной горной реки Уда, среди вековых хвойных деревьев расположились чумы (в прошлом – жилище тофов). В больших чанах варился бухулер (густой мясной бульон), на импровизированной сцене звучали тофаларские песни, сказки, исполнялись танцы. По обычаю тофы вязали цветные ленточки на деревья, жгли костер, водили хоровод, соревновались в борьбе и метании большого камня, брызгали крепким напитком «хозяину» – просили благополучия. Здесь же, в одном из чумов, развернулась ярмарка с распродажей изделий, выполненных из традиционных материалов – кожи и меха – мастерами этнокультурного центра п. Алыгджер. Представители родов тофов получили в дар иллюстрированный фотоальбом «Тофалария: прошлое и настоящее» о хранителях народных традиций с описанием обычаев, обрядов, игр, национальной одежды (Изд. ГУК «Областной центр народного творчества и досуга», ныне ГБУК «Иркутский областной Дом народного творчества», автор-составитель Н. Ленкова).   Состоявшийся в п. Алыгджер традиционный тофаларский праздник «Аргамчи-Ыры», аккумулирующий все свои знания многовековой истории взаимоотношений между родами как символа объединения, сохранения и продолжения родов, имеет огромное значение для тофов, как источник духовной силы и мудрости.

Слайд 12
Описание слайда:
Еда Еда Рацион тофаларов состоял в основном из мяса диких животных. Домашние олени использовались в транспортных целях, их забивали крайне редко. Рыба не играла большой роли, хотя ее вялили, ели сушеную и свежую. Зимой ели строганину (сырая рыба, нарезанная тонкими полосками). Мясо главным образом варили в котле, одновременно готовя похлебку. Жарили его нечасто, мелкую дичь запекали целиком. Рацион разнообразили засушенными кореньями, грибами, орехами. На основе ржаной муки, которую покупали у русских, пекли лепешки. Также готовили талкан (обжаренная мука) и заваривали его в кипятке. Пили травяной чай, оленье молоко. Из молока готовили простоквашу, сыр, сметану. Молоко замораживали на зиму, наливая его в кишки животных. С переходом на оседлый образ жизни меню тофаларов значительно разнообразилось. На столе появилась свинина, телятина, овощи, картофель.

Слайд 13
Описание слайда:
Охота и что собирали. Охота и что собирали. Большое значение в жизни тофаларов имела охота. Охотились на пушного зверя: белок, соболей, лисиц, выдр. Также стреляли тетеревов, глухарей, куропаток. Основным объектом охоты были крупные животные: медведи лоси косули маралы. На пушных зверей охота начиналась в сентябре и заканчивалась с образованием снега. Для этого образовывали небольшие группы (2-4 человека), каждый брал свою собаку. Верхом на оленях уезжали в поисках добычи. Когда собака брала след, шли по нему несколько часов или даже дней, пока не находили животное. На крупных животных охотились круглогодично. Их добывали с помощью ловчих ям, облавным способом. Помимо этих промыслов, занимались рыболовством, собирательством. Рыбу ловили с помощью ловушек, острог. Крупную могли бить из ружья. Женщины собирали сарану, черемшу, съедобные коренья. Их засушивали на зиму. Также занимались сбором грибов, ягод, кедровых орехов. В Тофаларии применяются разнообразные способы охоты на лосей. Здесь не только высятся горы, но и протекают реки, большие и средние, — в их долинах и охотятся на трофейного лося. Поиск идет с использованием верховых лошадей. Тихая охота верхом не только полна очарования сама по себе, но и помогает преодолевать значительные расстояния в поисках. Лоси всегда тяготеют к воде, будь то реки или озера. Именно здесь для них богатая кормовая база в виде древесной, околоводной и водной растительности. На прилегающих территориях ежегодно самцы лосей устраивают свои турнирные поединки, и здесь можно их вабить — охота на «стон». В Тофаларии в настоящее время существует два сезона зверовой охоты: весенний и осенний. Весной можно охотиться на медведей. Весенних медведей стреляют на солнцепеках или, как говорят местные охотники, «на мысах», безлесных горных склонах, обращенных к югу. Эти склоны освобождаются от снега первыми, и почва на них быстро прогревается. Именно сюда выходят покормиться свежей травой вставшие из берлог звери. И здесь на них успешно можно охотиться с подхода.

Слайд 14
Описание слайда:
Спасибо за внимание.


Скачать презентацию на тему История народа Тофалары можно ниже:

Похожие презентации