Изобразительное искусство романтизма

Содержание


Презентации» МХК» Презентация Изобразительное искусство романтизма
Изобразительное искусство романтизмаВ истории мировой живописи романтизм составил яркую и блистательную эпоху. ЖивописныеГерой романтической эпохи: портретная живопись.
     Многие художникиДЕЛАКРУА Эжен французский живописец и график, виднейший представитель французского романтизма вЗапечатленный миг творческого порыва и вдохновения предстает перед нами и вЭжен Делакруа. Портрет Паганини. 1832 год. Мемориальная галерея Филипс. Вашингтон.
 ЭженЖажда вырваться из рамок обыденности влекла романтиков в экзотические страны. Ви знаменитые «Алжирские женщины». Написанная широкими рельефными мазками, картина представляет собойВершиной героического периода романтизма в живописи стала «Свобода, ведущая народ», написаннаяСмысловым центром картины становится фигура Свободы прекрасной женщины с трехцветным знаменемБорьбе греков за национальную независимость посвящены картины «Резня на острове Хиос»ГОЙЯ Франсиско Хосе де (1746-1828), испанский живописец, гравер. Свободолюбивое искусство ГойиЗамечательную галерею портретов своих современников создал великий испанский художник Франсиско ГойяДаже мельчайшие детали не ускользали от внимательного взгляда Гойи. Полностью потерява порой зловещие и отталкивающие.
    а порой зловещиеКрасивая, очаровательная донья Исабель Ковос де Порсель запечатлена на портрете, которыйФрансиско Гойя. Портрет семьи Карла VII.
 Франсиско Гойя. Портрет семьи КарлаТемная, беспросветная ночь опустилась на пустырь площади Манклоа в Мадриде. ЗдесьРусские портретисты также создали немало живописных портретов своих современников. Романтический портретО.А.Кипренский. Автопортрет.
    О.А.Кипренский. Автопортрет.Одним из самых ярких и глубоких романтических портретов О. А. КипренскогоБудучи современником Пушкина, он создал целую галерею образов, входящих в близкоеО.А.Кипренский. Портрет В.А.Жуковского. 1816 г.
 О.А.Кипренский. Портрет В.А.Жуковского. 1816 г.Замечательны и женские портреты художника.
 Замечательны и женские портреты художника.
 МолодыеНемного найдется художников, способных выдержать сравнение с живописными портретами Карла ПавловичаК.П.Брюллов. Портрет археолога М.Ланчи.
 К.П.Брюллов. Портрет археолога М.Ланчи.К.П.Брюллов. Портрет баснописца И.А.Крылова.
 К.П.Брюллов. Портрет баснописца И.А.Крылова.К.П.Брюллов. Портрет переводчика и издателя А.Струговщикова.
 К.П.Брюллов. Портрет переводчика и издателяОдним из шедевров К. П. Брюллова стал портрет писателя  К. П. Брюллов. «Последний день Помпеи».
 К. П. Брюллов. «Последний деньК.П.Брюллов. Всадница.
 К.П.Брюллов. Всадница.К.П.Брюллов. Портрет сестер Шешмаревых.
 К.П.Брюллов. Портрет сестер Шешмаревых.В борьбе со стихией: пейзажная живопись романтизма.
 К началу ХIХ в.ЖЕРИКО Теодор (1791-1824), французский живописец и график. Основоположник романтизма во французскойВ течение двенадцати дней чудом спасшиеся люди неистово боролись за жизнь,Уильям Тёрнер. Дождь, пар, скорость.
    Уильям Тёрнер. Дождь,Тёрнер был убежден, что воспроизведение картин разбушевавшейся природной стихии способно наиболееСовершенно иные подходы в изображении мира природы можно наблюдать в произведенияхУдивительно проста и одновременно грандиозна картина «Монах на берегу моря». ПочтиРусская пейзажная живопись первой половины ХIХ в. развивалась в русле романтизма.И. К. Айвазовский. Прощание. 
 И. К. Айвазовский. Прощание.Но вот первые лучи солнца пронзили воду, осветив ее тысячами яркихИ. К. Айвазовский. Волна.
 И. К. Айвазовский. Волна.И. К. Айвазовский. Синопский бой. 1853.
 И. К. Айвазовский. Синопский бой.ЩЕДРИН Сильвестр Феодосиевич, российский художник, крупный представитель романтизма, выдающийся мастер пейзажнойТаким образом, светопись русской живописи народилась в Италии, в искусстве Щедрина.С. Ф. Щедрин. «Грот в Сорренто». 1895.
 С. Ф. Щедрин. «ГротВопросы и задания:
 «Романтические характеры Брюллова»
 «Пейзажи-катастрофы»
 «Портретное искусство Гойя»
 «Айвазовский



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Изобразительное искусство романтизма


Слайд 2
Описание слайда:
В истории мировой живописи романтизм составил яркую и блистательную эпоху. Живописные полотна Т.Жерико и Э.Делакруа (Франция), Ф.Гойи (Испания), Д.Тернера, Д.Констебла, У.Блейка (Англия), К.Фридриха (Германия), С.Щедрина, О.Кипренского, К.Брюллова и И.Айвазовского (Россия) – лучшее, что создано в эпоху романтизма. Свободные от всяческих догм, доктрин и школ, художники подчинялись только зову собственной души, уделяли особое внимание выразительному показу чувств и переживаний человека. В истории мировой живописи романтизм составил яркую и блистательную эпоху. Живописные полотна Т.Жерико и Э.Делакруа (Франция), Ф.Гойи (Испания), Д.Тернера, Д.Констебла, У.Блейка (Англия), К.Фридриха (Германия), С.Щедрина, О.Кипренского, К.Брюллова и И.Айвазовского (Россия) – лучшее, что создано в эпоху романтизма. Свободные от всяческих догм, доктрин и школ, художники подчинялись только зову собственной души, уделяли особое внимание выразительному показу чувств и переживаний человека. Любимыми выразительными средствами романтической живописи становится колорит, освещение, внимание к деталям, эмоциональность манеры, мазка, фактуры. Художники часто прибегают к языку намеков и символов, приглашая зрителей дорисовать в воображении все остальное.

Слайд 3
Описание слайда:
Герой романтической эпохи: портретная живопись. Многие художники эпохи романтизма считали, что к пониманию сущности бытия нужно идти через постижение людей, внутреннего мира человека. Каков же он, человек романтического поколения, запечатленный на полотнах выдающихся творцов? Часто он становится свидетелем жестоких кровопролитий и войн, трагических судеб целых народов. Он совершает героические поступки, способные вдохновить окружающих. Это человек, остро чувствующий свою собственную раздвоенность и неустойчивость в этом мире. Он гордится внутренней свободой собственного Я и в то же время страдает из-за этого. Он соединяет в себе протест и бессилие, наивные иллюзии и пессимизм, нерастраченную энергию и разочарованность. Не находя идеала в современном мире, он обращается к прошлому, возводит на пьедестал благородных рыцарей Средневековья. Но, как бы ни был противоречив облик героя-романтика, в нем утверждается исключительная ценность человеческой личности, ее порыв к неограниченной свободе и творческому самовыражению.

Слайд 4
Описание слайда:
ДЕЛАКРУА Эжен французский живописец и график, виднейший представитель французского романтизма в изобразительном искусстве. Дух свободолюбия, активного действия, борьбы выразил во взволнованно-напряженных, проникнутых гуманистическим пафосом, динамичных по композиции, экспрессивных, звучных по колориту произведениях . ДЕЛАКРУА Эжен французский живописец и график, виднейший представитель французского романтизма в изобразительном искусстве. Дух свободолюбия, активного действия, борьбы выразил во взволнованно-напряженных, проникнутых гуманистическим пафосом, динамичных по композиции, экспрессивных, звучных по колориту произведениях .

Слайд 5
Описание слайда:

Слайд 6
Описание слайда:
Запечатленный миг творческого порыва и вдохновения предстает перед нами и в романтическом портрете великого композитора Фридерика Шопена. Запечатленный миг творческого порыва и вдохновения предстает перед нами и в романтическом портрете великого композитора Фридерика Шопена. Измученное, скорбное лицо пианиста становится подлинным символом романтической концепции, требующей, чтобы человек целиком и полностью посвятил себя творчеству. Редкостный дар Делакруа позволил уловить сложнейшее состояние души композитора, его одухотворенность и страдание, грусть и вдохновение.

Слайд 7
Описание слайда:
Эжен Делакруа. Портрет Паганини. 1832 год. Мемориальная галерея Филипс. Вашингтон. Эжен Делакруа. Портрет Паганини. 1832 год. Мемориальная галерея Филипс. Вашингтон.

Слайд 8
Описание слайда:
Жажда вырваться из рамок обыденности влекла романтиков в экзотические страны. В 1832 в составе французского посольства Делакруа едет в Марокко. Результатом были сотни зарисовок, десятки картин, запечатлевших страну, ее жителей, костюмы, обычаи, в том числе «Марокканец, седлающий коня» Жажда вырваться из рамок обыденности влекла романтиков в экзотические страны. В 1832 в составе французского посольства Делакруа едет в Марокко. Результатом были сотни зарисовок, десятки картин, запечатлевших страну, ее жителей, костюмы, обычаи, в том числе «Марокканец, седлающий коня»

Слайд 9
Описание слайда:
и знаменитые «Алжирские женщины». Написанная широкими рельефными мазками, картина представляет собой подлинное пиршество цвета. и знаменитые «Алжирские женщины». Написанная широкими рельефными мазками, картина представляет собой подлинное пиршество цвета.

Слайд 10
Описание слайда:
Вершиной героического периода романтизма в живописи стала «Свобода, ведущая народ», написанная под впечатлением восстания в Париже в июле 1830. Хотя в картине немного персонажей, создается впечатление, что баррикаду защищает весь Париж. На башне Собора Парижской Богоматери реет трехцветное знамя, такое же в руках прекрасной женщины, олицетворяющей Свободу. Делакруа чувствует себя плотью от плоти свободной Франции, недаром он поместил себя среди защитников баррикады. Его влекут яркие характеры, драматические судьбы, пафос борьбы человека с обстоятельствами, стихиями Вершиной героического периода романтизма в живописи стала «Свобода, ведущая народ», написанная под впечатлением восстания в Париже в июле 1830. Хотя в картине немного персонажей, создается впечатление, что баррикаду защищает весь Париж. На башне Собора Парижской Богоматери реет трехцветное знамя, такое же в руках прекрасной женщины, олицетворяющей Свободу. Делакруа чувствует себя плотью от плоти свободной Франции, недаром он поместил себя среди защитников баррикады. Его влекут яркие характеры, драматические судьбы, пафос борьбы человека с обстоятельствами, стихиями

Слайд 11
Описание слайда:
Смысловым центром картины становится фигура Свободы прекрасной женщины с трехцветным знаменем в руке. В едином порыве она увлекает за собой восставших, придавал силы раненому солдату, воодушевляя на подвиг детей и взрослых. Смысловым центром картины становится фигура Свободы прекрасной женщины с трехцветным знаменем в руке. В едином порыве она увлекает за собой восставших, придавал силы раненому солдату, воодушевляя на подвиг детей и взрослых. Эта сильная женщина... С хриплым голосом, с огнем в глазах, Быстрая, с широким шагом, Наслаждающаяся криками народа, Кровавыми схватками, долгим рокотом барабанов, Запахом пороха, доносящимся издали, Отзвуками колоколов и оглушающих пушек... О. Варбье. Перевод А. Г. .Конюс

Слайд 12
Описание слайда:
Борьбе греков за национальную независимость посвящены картины «Резня на острове Хиос» и «Греция на развалинах Миссолунги» Борьбе греков за национальную независимость посвящены картины «Резня на острове Хиос» и «Греция на развалинах Миссолунги»

Слайд 13
Описание слайда:
ГОЙЯ Франсиско Хосе де (1746-1828), испанский живописец, гравер. Свободолюбивое искусство Гойи отличается смелым новаторством, страстной эмоциональностью, фантазией, остротой характеристики. ГОЙЯ Франсиско Хосе де (1746-1828), испанский живописец, гравер. Свободолюбивое искусство Гойи отличается смелым новаторством, страстной эмоциональностью, фантазией, остротой характеристики.

Слайд 14
Описание слайда:
Замечательную галерею портретов своих современников создал великий испанский художник Франсиско Гойя (1746—1828). В них он прежде всего хотел передать внутренний мир человека, его чувства и переживания. Будучи придворным художником короля, он вынужден был писать многие портреты на заказ, но это не помешало ему создать глубокие и проникновенные произведения. Часто ему приходилось «заглядывать под маску», чтобы разглядеть истинную сущность человека. Замечательную галерею портретов своих современников создал великий испанский художник Франсиско Гойя (1746—1828). В них он прежде всего хотел передать внутренний мир человека, его чувства и переживания. Будучи придворным художником короля, он вынужден был писать многие портреты на заказ, но это не помешало ему создать глубокие и проникновенные произведения. Часто ему приходилось «заглядывать под маску», чтобы разглядеть истинную сущность человека.

Слайд 15
Описание слайда:
Даже мельчайшие детали не ускользали от внимательного взгляда Гойи. Полностью потеряв слух в 1792 г., он еще пристальнее всматривается в лица своих современников и анализирует их характеры. Короли и светские красавицы, философы и ценители искусств, поэты и ученые, актрисы, тореро, простолюдины и нищие становятся героями его полотен. Он создает яркие и запоминающиеся образы, иногда прекрасные и чарующие, Даже мельчайшие детали не ускользали от внимательного взгляда Гойи. Полностью потеряв слух в 1792 г., он еще пристальнее всматривается в лица своих современников и анализирует их характеры. Короли и светские красавицы, философы и ценители искусств, поэты и ученые, актрисы, тореро, простолюдины и нищие становятся героями его полотен. Он создает яркие и запоминающиеся образы, иногда прекрасные и чарующие,

Слайд 16
Описание слайда:
а порой зловещие и отталкивающие. а порой зловещие и отталкивающие.

Слайд 17
Описание слайда:
Красивая, очаровательная донья Исабель Ковос де Порсель запечатлена на портрете, который художник не случайно считал одной из лучших своих работ. Несомненно, перед нами личность яркая и незаурядная, уверенная в своей красоте и полная собственного достоинства. В ее облике выразительно подчеркнуты горделивая осанка, естественность и живость. Легкий поворот головы, непокорные пряди золотистых волос, полуоткрытые губы, мечтательный взгляд придают образу особую прелесть и очарование. Матовый персиковый румянец щек контрастирует с блеском черной шелковой мантильи и кружев, под которыми неожиданно вспыхивает красное платье. Несомненно, перед нами настоящая испанка, яркое романтическое воплощение испанского национального характера. Красивая, очаровательная донья Исабель Ковос де Порсель запечатлена на портрете, который художник не случайно считал одной из лучших своих работ. Несомненно, перед нами личность яркая и незаурядная, уверенная в своей красоте и полная собственного достоинства. В ее облике выразительно подчеркнуты горделивая осанка, естественность и живость. Легкий поворот головы, непокорные пряди золотистых волос, полуоткрытые губы, мечтательный взгляд придают образу особую прелесть и очарование. Матовый персиковый румянец щек контрастирует с блеском черной шелковой мантильи и кружев, под которыми неожиданно вспыхивает красное платье. Несомненно, перед нами настоящая испанка, яркое романтическое воплощение испанского национального характера.

Слайд 18
Описание слайда:
Франсиско Гойя. Портрет семьи Карла VII. Франсиско Гойя. Портрет семьи Карла VII.

Слайд 19
Описание слайда:
Темная, беспросветная ночь опустилась на пустырь площади Манклоа в Мадриде. Здесь 3 мая 1808 г. безликая, серая толпа солдат выполнила страшный приказ — расстреляла без суда и следствия ни в чем не повинных людей. Контрасты света и тени усиливают драматизм происходящего. В эти последние минуты перед смертью их мысли и чувства напряжены до предела. До крови сжаты кулаки не покорившихся, до боли закушены пальцы в немом и отчаянном крике. Застыл в последней судороге убитый, ощупывает землю смертельно раненный. Монах в серой рясе сдержанно взывает к Богу. Кто-то отшатнулся, закрывая лицо руками... Темная, беспросветная ночь опустилась на пустырь площади Манклоа в Мадриде. Здесь 3 мая 1808 г. безликая, серая толпа солдат выполнила страшный приказ — расстреляла без суда и следствия ни в чем не повинных людей. Контрасты света и тени усиливают драматизм происходящего. В эти последние минуты перед смертью их мысли и чувства напряжены до предела. До крови сжаты кулаки не покорившихся, до боли закушены пальцы в немом и отчаянном крике. Застыл в последней судороге убитый, ощупывает землю смертельно раненный. Монах в серой рясе сдержанно взывает к Богу. Кто-то отшатнулся, закрывая лицо руками...

Слайд 20
Описание слайда:
Русские портретисты также создали немало живописных портретов своих современников. Романтический портрет стал настоящим признанием художника Ореста Адамовича Кипренского (1782—1836). Что же особенно привлекало современников в его портретах, ведь в русской школе было немало корифеев портретной живописи? Чем так покорил зрителей талантливый мастер? Русские портретисты также создали немало живописных портретов своих современников. Романтический портрет стал настоящим признанием художника Ореста Адамовича Кипренского (1782—1836). Что же особенно привлекало современников в его портретах, ведь в русской школе было немало корифеев портретной живописи? Чем так покорил зрителей талантливый мастер? На большинстве созданных им портретов лежит печать необычности, подчас загадочности. Художник не ставит перед собой цель дать достоверную, точную характеристику героев. Главное для него — передать томление героя по далекому, порой несбыточному идеалу, воплотить внутренний разлад души, неудовлетворенность, трагическую надломленность, затаенную печаль и дух сомнения. Вот почему в галерее портретных образов значительное место занимают мечтатели, люди высоких и благородных стремлений, которым чужды обыденность и повседневность.

Слайд 21
Описание слайда:
О.А.Кипренский. Автопортрет. О.А.Кипренский. Автопортрет.

Слайд 22
Описание слайда:
Одним из самых ярких и глубоких романтических портретов О. А. Кипренского является портрет Е. В. Давыдова, двоюродного брата поэта и гусара Дениса Давыдова. Это образ человека бурной и героической эпохи, требующей «отчизне посвятить души прекрасные порывы». Перед нами противоречивая личность, в характере которой соединились внешняя бравада и воинская удаль лихих гусар, чувство долга и душевное благородство, дух весельчака и сосредоточенность глубоко мыслящего человека. Это естественный, живой человек, особенно высоко ценящий личную свободу и независимость. Художником удачно найдена взаимная гармония оттенков цветов: желтоватого тона лица, ярко-красного мундира, белых лосин, золотых позументов, серебряных шнуров портупеи и черного лака сапог, динамизм образу придает романтический пейзаж: Давыдов стоит возле сломанного дерева, испытавшего на себе силу ветра и молнии. Над ним сгущаются клубы белых облаков, несущихся по синему небу. Одним из самых ярких и глубоких романтических портретов О. А. Кипренского является портрет Е. В. Давыдова, двоюродного брата поэта и гусара Дениса Давыдова. Это образ человека бурной и героической эпохи, требующей «отчизне посвятить души прекрасные порывы». Перед нами противоречивая личность, в характере которой соединились внешняя бравада и воинская удаль лихих гусар, чувство долга и душевное благородство, дух весельчака и сосредоточенность глубоко мыслящего человека. Это естественный, живой человек, особенно высоко ценящий личную свободу и независимость. Художником удачно найдена взаимная гармония оттенков цветов: желтоватого тона лица, ярко-красного мундира, белых лосин, золотых позументов, серебряных шнуров портупеи и черного лака сапог, динамизм образу придает романтический пейзаж: Давыдов стоит возле сломанного дерева, испытавшего на себе силу ветра и молнии. Над ним сгущаются клубы белых облаков, несущихся по синему небу.

Слайд 23
Описание слайда:

Слайд 24
Описание слайда:
Будучи современником Пушкина, он создал целую галерею образов, входящих в близкое окружение поэта: П. А. Вяземского, Н. И. Гнедича, И. А. Крылова, К. Н. Батюшкова, К. Ф. Рылеева, В.А.Жуковского. Ему принадлежит знаменитый портрет А. С. Пушкина (1827) — «питомца чистых муз», исполненный творческого порыва и вдохновения.

Слайд 25
Описание слайда:
О.А.Кипренский. Портрет В.А.Жуковского. 1816 г. О.А.Кипренский. Портрет В.А.Жуковского. 1816 г.

Слайд 26
Описание слайда:
Замечательны и женские портреты художника. Замечательны и женские портреты художника. Молодые дамы, запечатленные на них, кокетливо-милы и чувственны, обаятельные старушки величаво спокойны и благородны. Портреты Е. Растопчиной и Е. Авдулиной принадлежат к подлинным шедеврам Кипренского.

Слайд 27
Описание слайда:
Немного найдется художников, способных выдержать сравнение с живописными портретами Карла Павловича Брюллова (1799—1852). Среди множества очень разных по манере исполнения портретов (их около восьми десятков) Брюллов особенно выделял портреты людей, близких ему духовно. Лучшие из них — портреты поэтов В. А. Жуковского, А. С. Пушкина и Т. Г. Шевченко, баснописца И. А. Крылова, поэта, переводчика и издателя А. Струговщикова, скульптора Немного найдется художников, способных выдержать сравнение с живописными портретами Карла Павловича Брюллова (1799—1852). Среди множества очень разных по манере исполнения портретов (их около восьми десятков) Брюллов особенно выделял портреты людей, близких ему духовно. Лучшие из них — портреты поэтов В. А. Жуковского, А. С. Пушкина и Т. Г. Шевченко, баснописца И. А. Крылова, поэта, переводчика и издателя А. Струговщикова, скульптора И. Витали, археолога М. Ланчи. для него не имела значения внешняя красота портретируемого, гораздо важнее была внутренняя красота, жизнь души человеческой. К лицам прекрасным, но бездушным художник оставался холоден к безразличен.

Слайд 28
Описание слайда:
К.П.Брюллов. Портрет археолога М.Ланчи. К.П.Брюллов. Портрет археолога М.Ланчи.

Слайд 29
Описание слайда:
К.П.Брюллов. Портрет баснописца И.А.Крылова. К.П.Брюллов. Портрет баснописца И.А.Крылова.

Слайд 30
Описание слайда:
К.П.Брюллов. Портрет переводчика и издателя А.Струговщикова. К.П.Брюллов. Портрет переводчика и издателя А.Струговщикова.

Слайд 31
Описание слайда:
Одним из шедевров К. П. Брюллова стал портрет писателя Н. В. Кукольника, особенно популярного в начале ХIХ в. Автор пяти романов, 26 повестей, шести драм и множества стихотворений, среди которых известный романе «Сомнение» на музыку М. И. Глинки, он испытывал глубокое внутреннее разочарование, чувствовал приближение забвения и пустоты. Все реже его узнавали в толпе на Невском в черном романтическом платье, в цилиндре и с тростью в руках. Лучшая пора жизни, кажется, уже миновала.. - Брюллов показывает человека настороженного, замкнувшегося в своих мыслях и переживаниях. Вечно сомневающийся, недоверчивый, остро чувствующий трагический разлад мечты и действительности, — настоящий романтический герой. Его мучает сознание собственной ненужности, ощущение бесплодности борьбы.

Слайд 32
Описание слайда:
К. П. Брюллов. «Последний день Помпеи». К. П. Брюллов. «Последний день Помпеи».

Слайд 33
Описание слайда:
К.П.Брюллов. Всадница. К.П.Брюллов. Всадница.

Слайд 34
Описание слайда:
К.П.Брюллов. Портрет сестер Шешмаревых. К.П.Брюллов. Портрет сестер Шешмаревых.

Слайд 35
Описание слайда:
В борьбе со стихией: пейзажная живопись романтизма. К началу ХIХ в. пейзажная живопись имела давние и прочные традиции, однако именно романтики научили видеть в природе нечто одухотворенное — не просто среду человеческого обитания, а зеркало космоса, маленькой частицей которого является человек. В то же время природа нередко противостоит человеку с его суетностью бытия и тщеславными желаниями. Излюбленный тип романтического пейзажа — затянутое темными тучами небо, сквозь которое пробивается лунный свет, или мрачное бушующее море, где все напоминает о неустойчивости человеческой жизни. Трагическое понимание зыбкости бытия передано в многочисленных сценах кораблекрушений и стихийных природных катаклизмов, грозящих человеку неотвратимыми катастрофами.

Слайд 36
Описание слайда:
ЖЕРИКО Теодор (1791-1824), французский живописец и график. Основоположник романтизма во французской живописи. Драматично-напряженные произведения («Плот Медузы», 1818-19) отличаются актуальностью и психологизмом, экспрессией живописи, контрастами светотени; бытовые сцены, пейзажи («Дебри в Эпсоме», 1821) повлияли на реалистов сер. 19 в. ЖЕРИКО Теодор (1791-1824), французский живописец и график. Основоположник романтизма во французской живописи. Драматично-напряженные произведения («Плот Медузы», 1818-19) отличаются актуальностью и психологизмом, экспрессией живописи, контрастами светотени; бытовые сцены, пейзажи («Дебри в Эпсоме», 1821) повлияли на реалистов сер. 19 в.

Слайд 37
Описание слайда:
В течение двенадцати дней чудом спасшиеся люди неистово боролись за жизнь, Вдруг они увидели на горизонте, в узком просвете между сумрачяыми облаками, едва различимую точку далекого корабля. В отчаянном и страстном порыве изможденные и обессиленные люди тянутся к ней, хватаясь друг за друга. Они приподнимаются, ползут на коленях, жадно вытягивают вперед руки к спасительному кораблю. Мощный порьтв чувств и отчаяния неудержимо нарастает, он передан в фигуре негра, забравктегося на бочку. Поддерживаемый руками людей, он яростно машет красным платком, пытаясь подать знак кораблю. В течение двенадцати дней чудом спасшиеся люди неистово боролись за жизнь, Вдруг они увидели на горизонте, в узком просвете между сумрачяыми облаками, едва различимую точку далекого корабля. В отчаянном и страстном порыве изможденные и обессиленные люди тянутся к ней, хватаясь друг за друга. Они приподнимаются, ползут на коленях, жадно вытягивают вперед руки к спасительному кораблю. Мощный порьтв чувств и отчаяния неудержимо нарастает, он передан в фигуре негра, забравктегося на бочку. Поддерживаемый руками людей, он яростно машет красным платком, пытаясь подать знак кораблю.

Слайд 38
Описание слайда:

Слайд 39
Описание слайда:
Уильям Тёрнер. Дождь, пар, скорость. Уильям Тёрнер. Дождь, пар, скорость.

Слайд 40
Описание слайда:
Тёрнер был убежден, что воспроизведение картин разбушевавшейся природной стихии способно наиболее полно и ярко передать смятение человеческого сердца, порыв его духа и мысли. «Пейзажи-катастрофы» и «пейзажи-очарования», удивительным образом сотканные с помощью света и цвета, создавали фантасмагорические зрительные эффекты. Тёрнер был убежден, что воспроизведение картин разбушевавшейся природной стихии способно наиболее полно и ярко передать смятение человеческого сердца, порыв его духа и мысли. «Пейзажи-катастрофы» и «пейзажи-очарования», удивительным образом сотканные с помощью света и цвета, создавали фантасмагорические зрительные эффекты.

Слайд 41
Описание слайда:
Совершенно иные подходы в изображении мира природы можно наблюдать в произведениях немецкого художника Каспара Давида Фридриха (1774—1840). Он любил писать горные, морские и лесные пейзажи, давая почувствовать безграничность и беспредельность высей и далей. Необъятные просторы с царящей в них тишиной завораживают зрителя, настраивают его на молчаливое общение с природой. Если он вводит в свои пейзажи человека, то создается впечатление, что человек заброшен сюда какими-то случайностями или превратностями судьбы. Мы почти никогда не увидим его лица, чаще он показан со спины. Совершенно иные подходы в изображении мира природы можно наблюдать в произведениях немецкого художника Каспара Давида Фридриха (1774—1840). Он любил писать горные, морские и лесные пейзажи, давая почувствовать безграничность и беспредельность высей и далей. Необъятные просторы с царящей в них тишиной завораживают зрителя, настраивают его на молчаливое общение с природой. Если он вводит в свои пейзажи человека, то создается впечатление, что человек заброшен сюда какими-то случайностями или превратностями судьбы. Мы почти никогда не увидим его лица, чаще он показан со спины.

Слайд 42
Описание слайда:
Удивительно проста и одновременно грандиозна картина «Монах на берегу моря». Почти всю ее композицию составляют разноцветные горизонтальные полосы. Внизу узкая полоска почти белого прибрежного песка, затем — черно-синего, свинцово-серого моря и затем — светлеющего в вышине мрачного неба. Линия горизонта уводит взгляд зрителя вдаль, в самую глубину картины, открывая беспредельность мироздания. Удивительно проста и одновременно грандиозна картина «Монах на берегу моря». Почти всю ее композицию составляют разноцветные горизонтальные полосы. Внизу узкая полоска почти белого прибрежного песка, затем — черно-синего, свинцово-серого моря и затем — светлеющего в вышине мрачного неба. Линия горизонта уводит взгляд зрителя вдаль, в самую глубину картины, открывая беспредельность мироздания. На этом необычном фоне художник изображает маленькую фигурку монаха, оказавшегося один на один е величественной Природой. Одинокий монах-скиталец воплощает романтический идеал художника, раскрывает тему трагической затерянности человека в бесконечном пространстве.

Слайд 43
Описание слайда:
Русская пейзажная живопись первой половины ХIХ в. развивалась в русле романтизма. Вольная стихия природы выступала как олицетворение духа свободы и независимости. Русская пейзажная живопись первой половины ХIХ в. развивалась в русле романтизма. Вольная стихия природы выступала как олицетворение духа свободы и независимости. Иван Константинович Айвазовский вошел в историю мировой живописи как «моря пламенный поэт». Этой теме он посвятил всю свою жизнь и не изменял ей никогда. В созданных маринах он остался верен романтическому идеалу прекрасной и одухотворенной природы. Если в молодые годы его больше интересовала безмятежная тишина моря, то позднее он обращается к образу могучей, разбушевавшейся стихии, предвещающей грандиозные катастрофы.

Слайд 44
Описание слайда:
И. К. Айвазовский. Прощание. И. К. Айвазовский. Прощание.

Слайд 45
Описание слайда:
Но вот первые лучи солнца пронзили воду, осветив ее тысячами ярких бликов и тончайших оттенков цветов. Вода кажется прозрачной, она как будто светится изнутри, вбирая в себя клокочущую ярость волн, а значит, давая хрупкую надежду на спасение. По поверьям моряков, девятый вал предвещает последний порыв шторма. Смогут ли устоять люди? Выйдут ли они победителями из смертельной схватки с разбушевавшейся стихией? Трудно ответить на этот вопрос, но колористический строй картины, полный оптимиама, вселяет такую уверенность. Но вот первые лучи солнца пронзили воду, осветив ее тысячами ярких бликов и тончайших оттенков цветов. Вода кажется прозрачной, она как будто светится изнутри, вбирая в себя клокочущую ярость волн, а значит, давая хрупкую надежду на спасение. По поверьям моряков, девятый вал предвещает последний порыв шторма. Смогут ли устоять люди? Выйдут ли они победителями из смертельной схватки с разбушевавшейся стихией? Трудно ответить на этот вопрос, но колористический строй картины, полный оптимиама, вселяет такую уверенность.

Слайд 46
Описание слайда:
И. К. Айвазовский. Волна. И. К. Айвазовский. Волна.

Слайд 47
Описание слайда:
И. К. Айвазовский. Синопский бой. 1853. И. К. Айвазовский. Синопский бой. 1853.

Слайд 48
Описание слайда:
ЩЕДРИН Сильвестр Феодосиевич, российский художник, крупный представитель романтизма, выдающийся мастер пейзажной светописи. ЩЕДРИН Сильвестр Феодосиевич, российский художник, крупный представитель романтизма, выдающийся мастер пейзажной светописи.

Слайд 49
Описание слайда:
Таким образом, светопись русской живописи народилась в Италии, в искусстве Щедрина. Особого художественного совершенства мастер достиг в циклах «Гавани в Сорренто» — светоносные красочные гаммы, гармоничные сочетания пейзажных и жанровых мотивов (Щедрин не любил полной безлюдности, человек у него всегда присутствует, хотя бы в виде следов своих трудов и дней) формируют здесь радостные образы «полуденного рая» —впрочем, вполне реального и лишенного чрезмерной, отвлеченной идилличности. Таким образом, светопись русской живописи народилась в Италии, в искусстве Щедрина. Особого художественного совершенства мастер достиг в циклах «Гавани в Сорренто» — светоносные красочные гаммы, гармоничные сочетания пейзажных и жанровых мотивов (Щедрин не любил полной безлюдности, человек у него всегда присутствует, хотя бы в виде следов своих трудов и дней) формируют здесь радостные образы «полуденного рая» —впрочем, вполне реального и лишенного чрезмерной, отвлеченной идилличности.

Слайд 50
Описание слайда:
С. Ф. Щедрин. «Грот в Сорренто». 1895. С. Ф. Щедрин. «Грот в Сорренто». 1895.

Слайд 51
Описание слайда:
Вопросы и задания: «Романтические характеры Брюллова» «Пейзажи-катастрофы» «Портретное искусство Гойя» «Айвазовский – «моря пламенный поэт» «Шедевры портретного творчества Кипренского» «Романтические характеры Брюллова»


Презентация на тему Изобразительное искусство романтизма доступна для скачивания ниже:

Похожие презентации