Ковалев В.Н. – к.п.н., доцент кафедры психологии МГУ kovalev vn@mail.ru презентация

Содержание


Презентации» Образование» Ковалев В.Н. – к.п.н., доцент кафедры психологии МГУ kovalev vn@mail.ru
Ковалев В.Н. – к.п.н., доцент кафедры психологии МГУ kovalev_vn@mail.ru
  П Л А Н:
 1. Сущность, структура и особенность толпы какЛ И Т Е Р А Т У Р А:
 АндрееваПонятие толпы 
 
 	Толпа — это бесструктурное скопление людей, лишенныхПсихологические особенности толпы
 
 1. Кратковременное и бесструктурное скопление множества людей.
Виды толпыСлучайная (оказиционная) толпа
     Случайная толпа — неорганизованнаяКонвенционная толпа
     Конвенционная толпа — толпа, поведение
Экспрессивная толпа
    Экспрессивная толпа — общность людей, отличаю-щаясяАгрессивная толпа — скопление людей, стремящихся к уничтожению, разрушению и дажеПаническая толпа
    Паническая толпа — скопление людей, охваченныхПаническая реакция 
    Паническую реакцию делят на: легкуюСтяжательная толпа
    Стяжательская толпа — скопление людей, находящихсяЭкстатическая толпа
    Экстатическая толпа — вид толпы, вСтадии превращения толпы в действующую 
 Границы толпы нечеткие, перемещения людейПриемы управления действующей толпой (используются только правоохранительными органами)
 - Переориентирование вниманияПравила поведения в толпе
 Правила поведения в толпеПравила поведения в толпе 
 5. Если Вы выходите из толпыПрофилактика образования  толпы
 2. Работа спасательных подразделений и информационно-разъяснительная работа:
Профилактика
 Организация и адекватное включе-ние в информационно-разъяснитель-ную работу;
 обеспечение медицинской помощиПрофилактика образования действующей толпы
 
 Организованная информационно-разъясни-тельная работа. Важным аспектом этойПрофилактика образования действущей толпы
 3. Если предполагается, что большое количество людейПрофилактика образования действующей толпы
 4.   Вовлечение людей в активныеПрофилактика образования действующей толпы
 5. Переориентация внимания людей на несколько объектовПрофилактика образования действующей толпы
 7. Передача медицинским работникам пострадавших, физическое состо-яниеИнформационно-разъяснительная 
 работа с пострадавшимиИнформационно- разъяснительная  работа 
   Для ведения информационно–разъяснительной работыСлух – это информационное сообщение, которое распространяется между людьми, как правило,СлухиФакторы, способствующие  возникновению слухов 
    тревожная, напряженная,Факторы, способствующие  возникновению слухов 
    уверенность Информационно-разъяснительная работаПрофилактика слухов
 Своевременное оповещение;
 Централизованная подача информации от официального источника;
 ОперативныйИнформация должна быть:
 Достоверной;
 
 Дозированной;
 
 Лаконичной;
 
 Точной;
 
Периодичность информирования: 
 
   в ситуации ожидания информации оПриемы  информационно-разъяснительной работы 
    
 использовать четкие,Приемы информационно-разъяснительной работы 
    
 поза говорящего должнаПрофилактика слухов 
 Прогнозирование распространения слухов
    Среди какихПрофилактика слухов
 2.  Завоевание доверия аудитории офици-альными источниками информации: «первичностьПресечение слухов: 
 1. Игнорирование неправдоподобных слухов 
 (технология «Бойкот») сПрием «Клиника слухов» — это сбор будоражащих общественное мнение слухов, ихИнформационно-разъяснительная работаСпасибо за внимание!



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Ковалев В.Н. – к.п.н., доцент кафедры психологии МГУ kovalev_vn@mail.ru Лекция № 6 -В «Профилактика образования толпы, основы работы с толпой»


Слайд 2
Описание слайда:
П Л А Н: 1. Сущность, структура и особенность толпы как социально-психологического фено-мена. 2. Виды толпы и их характеристика. 3. Механизмы образования толпы. 4. Приемы управления толпой и правила поведения в ней. 5.Профилактика стихийного поведения. Работа с пострадавшими. 6. Слухи как социально-психологическое явление.

Слайд 3
Описание слайда:
Л И Т Е Р А Т У Р А: Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. 5-е изд., М.,2006. Горбунова М.Ю. Социальная психология. М.: Вла-дос-Пресс, 2006. Назаретян А.П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи. СПб.: Питер, 2004. Мокшанцев Р.И., Мокшанцева А.В. Социальная психология. Учебное пособие. М.: Высшее образование, 2001.

Слайд 4
Описание слайда:
Понятие толпы Толпа — это бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.

Слайд 5
Описание слайда:
Психологические особенности толпы 1. Кратковременное и бесструктурное скопление множества людей. 2. Эмоциональная возбудимость. 3. Сходство эмоционального состояния участников. 4. Пространственная близость. 5. Контактность. 6. Общий объект внимания. 7. Высокая степень конформизма.

Слайд 6
Описание слайда:

Слайд 7
Описание слайда:
Виды толпы

Слайд 8
Описание слайда:
Случайная (оказиционная) толпа Случайная толпа — неорганизованная общность людей, возникающая в связи с каким-либо нео-жиданным событием, например дорожно-тран-спортным происшествием, пожаром, дракой и т.д. Случайную толпу образуют зеваки, т.е. лица, испытывающие определенную потребность в новых впечатлениях, острых ощущениях. Основной эмоцией в подобных случаях явля-ется любопытство людей. Случайная толпа может быстро собираться и так же быстро рассеиваться.

Слайд 9
Описание слайда:

Слайд 10
Описание слайда:
Конвенционная толпа Конвенционная толпа — толпа, поведение которой основывается на явных или под-разумеваемых нормах и правилах пове-дения — конвенциях. Собирается по поводу заранее объявленного мероприятия, например митинга, политической демонстрации, спортивного состязания, концер-та и т.д. Людьми движет вполне направленный интерес и они должны следовать нормам поведения, соответствующим характеру мероприятия.

Слайд 11
Описание слайда:

Слайд 12
Описание слайда:

Слайд 13
Описание слайда:
Экспрессивная толпа Экспрессивная толпа — общность людей, отличаю-щаяся особой силой массового проявления эмоций и чувств (любви, радости, грусти, печали, горя, негодования, гнева, ненависти и т.д.). Обычно является результатом трансформации случайной или конвенциональной толпы, когда людьми, в связи с определенными событиями, свидетелями которых они стали, и под воздействием их развития овладевает общий эмоциональный настрой, выражаемый коллективно, часто — ритми- чески. Наиболее характерными примерами экспрессивной толпы являются футбольные или хоккейные бо-лельщики.

Слайд 14
Описание слайда:

Слайд 15
Описание слайда:
Агрессивная толпа — скопление людей, стремящихся к уничтожению, разрушению и даже убийству. Люди, составляющие агрессивную толпу, не имеют рациональной основы для своих действий, часто направляют свой слепой гнев или ненависть на совершенно случайные объекты, не имеющие никакого отношения ни к происходящему, ни к самим погромщикам. Агрессивная толпа относительно редко возникает сама по себе. Чаще всего она является результатом трансформации пассивной толпы. Так, футбольные болельщики, раздосадованные и обозленные проигрышем любимой команды, легко могут превратиться в агрессивную толпу, которая начинает крушить все вокруг, ломать скамейки на стадионе, бить стекла ближайших домов и витрины магазинов, избивать случайных прохожих и т.п.

Слайд 16
Описание слайда:

Слайд 17
Описание слайда:

Слайд 18
Описание слайда:

Слайд 19
Описание слайда:

Слайд 20
Описание слайда:
Паническая толпа Паническая толпа — скопление людей, охваченных чувством страха, стремле-нием избежать некой воображаемой или реальной опасности. Паника — это проявления группового неконтролируемого страха. Основная черта любого панического поведения: стремление к самоспасению.

Слайд 21
Описание слайда:
Паническая реакция Паническую реакцию делят на: легкую (в случа-ях, когда задерживается транспорт, при спешке или внезапном, но не очень сильном сигнале); среднюю (характеризуется значительной дефор-мацией сознательных оценок происходящего, снижением критичности, возрастанием страха, подверженностью внешним воздействиям); полную (паника с отключением сознания, аф-фективная, характеризующаяся полной невменя-емостью - наступает при чувстве ужасной, смертельной опасности).

Слайд 22
Описание слайда:

Слайд 23
Описание слайда:
Стяжательная толпа Стяжательская толпа — скопление людей, находящихся в непосредственном и неу-порядоченном конфликте между собой из-за желания обладать теми или иными ценностями, которых недостаточно для удовлетворения потребностей или жела-ний всех участников этого конфликта.

Слайд 24
Описание слайда:

Слайд 25
Описание слайда:
Экстатическая толпа Экстатическая толпа — вид толпы, в ко-торой люди, ее образующие, доводят себя до исступления в совместных молит-венных, ритуальных или иных действиях. Чаще всего это случается с молодежью во время ярмарок-концертов, с верую-щими, представителями некоторых рели-гиозных направлений или сект.

Слайд 26
Описание слайда:

Слайд 27
Описание слайда:
Стадии превращения толпы в действующую Границы толпы нечеткие, перемещения людей толпе напоминают броуновкое движение. Границы ядра толпы четко не выделяются; Эмоциональное заражение людей, при котором активизируется перемещение людей от пери-ферии толпы к ее ядру. В результате ядро толпы расширяется и уплотняется, его границы становятся более четкими. Активизация лидера или лидеров толпы, появляется объект общего внимания; Активизация людей дополнительным сти-мулированием, чаще всего это делает лидер. Оно побуждает приступить к конкретным действиям. Толпа становиться действующей.

Слайд 28
Описание слайда:

Слайд 29
Описание слайда:

Слайд 30
Описание слайда:

Слайд 31
Описание слайда:

Слайд 32
Описание слайда:
Приемы управления действующей толпой (используются только правоохранительными органами) - Переориентирование внимания (как только внимание людей в толпе оказывается распределенным между несколькими объектами, сразу же образуются отдель-ные группы); - Объявление по громкоговорителю о том, что скрытыми камерами осуществляется видеосъемка участников толпы; - Обращение к участникам толпы с назва-нием конкретных фамилий, имен, отчеств, наиболее распространенных в данной местности;

Слайд 33
Описание слайда:

Слайд 34
Описание слайда:
Правила поведения в толпе Правила поведения в толпе

Слайд 35
Описание слайда:
Правила поведения в толпе 5. Если Вы выходите из толпы с ребенком – возьмите его на руки. 6. Помните об эмоциональном заражении и рег-рессе в толпе – если у людей, выходящих с Вами, негативно изменяется состояние можно использовать директивные указания или юмор. 7. Вы, как человек находящийся в толпе, тоже подвержены эмоциональному заражению. Лучшее средство этому противостоять – четко следовать Вашей цели: выйти из толпы и по возможности вывести с собой других людей.

Слайд 36
Описание слайда:
Профилактика образования толпы 2. Работа спасательных подразделений и информационно-разъяснительная работа: Подготовка руководящего состава форми-рований, спасателей к действиям в подоб-ных ситуациях; Четкое управление, постоянный контакт руководящего состава с оперативными и вспомогательными силами, участвующими в ликвидации;

Слайд 37
Описание слайда:
Профилактика Организация и адекватное включе-ние в информационно-разъяснитель-ную работу; обеспечение медицинской помощи душевнобольным, работа с острыми стрессовыми реакциями; исключение из обихода слов и фраз «паника», «катастрофа», «спасайся, кто может».

Слайд 38
Описание слайда:
Профилактика образования действующей толпы Организованная информационно-разъясни-тельная работа. Важным аспектом этой работы простые и понятные указания о действиях и правилах поведения, воз-можных способах и средствах защиты в возникшей ЧС; 2. Разделение больших групп пострадавших в пространстве или по времени.

Слайд 39
Описание слайда:
Профилактика образования действущей толпы 3. Если предполагается, что большое количество людей соберется в здании, помещении, ограниченном пространстве, то нужно предусмот-реть отдельный вход и отдельные выходы. Вход и выход людей должен быть организован и проконтро-лирован во избежание возникно-вения давки.

Слайд 40
Описание слайда:
Профилактика образования действующей толпы 4. Вовлечение людей в активные действия. Если позволяет ситуация, то можно использовать профессио-нальные знания и опыт постра-давших: помощь поваров на пун-ктах питания, педагогов для ор-ганизации досуга детей и т.д.

Слайд 41
Описание слайда:
Профилактика образования действующей толпы 5. Переориентация внимания людей на несколько объектов для разде-ления уже собравшихся людей на малые группы 6. Если позволяют технические воз-можности в ряде случаев уместно использование соответствующей музыки.

Слайд 42
Описание слайда:
Профилактика образования действующей толпы 7. Передача медицинским работникам пострадавших, физическое состо-яние которых вызывает опасения, оказание помощи пострадавшим с острыми стрессовыми реакциями, характеризующимися эффектом заражения (истероидная реакция, агрессия, психомоторное возбуждение).

Слайд 43
Описание слайда:
Информационно-разъяснительная работа с пострадавшими

Слайд 44
Описание слайда:
Информационно- разъяснительная работа Для ведения информационно–разъяснительной работы необходимо знание и понимание ситуа-ции, понимание надежд и страхов пострадавших, учет культурных и гендерных различий. При отсутствии объективной информации люди прогнозируют развитие событий на основе своих субъективных ощущений, страхов, надежд, в связи с чем, вероятность возникно-вения слухов возрастает.

Слайд 45
Описание слайда:
Слух – это информационное сообщение, которое распространяется между людьми, как правило, в устной форме, без предоставления доказательств его достоверности.

Слайд 46
Описание слайда:
Слухи

Слайд 47
Описание слайда:
Факторы, способствующие возникновению слухов тревожная, напряженная, трудная обстановка, содержащая проблемы, угрозы, опасности, в которой пострадавшие ищут пути обезопасить себя и своих близких. стремление предупредить наступление неприятных событий. наличие эмоционального заражения, подражания, группового давления, стремления обезопасить себя вместе со всеми.

Слайд 48
Описание слайда:
Факторы, способствующие возникновению слухов уверенность в достоверности сообщения. психологические особенности людей, предрасполагающие к восприятию слухов. социально-психологические особен-ности групп и совместной деятель-ности: бездеятельность, однообразие, скука.

Слайд 49
Описание слайда:
Информационно-разъяснительная работа

Слайд 50
Описание слайда:
Профилактика слухов Своевременное оповещение; Централизованная подача информации от официального источника; Оперативный обмен информацией между силами по ликвидации; Дифференцированная подача информа-ции.

Слайд 51
Описание слайда:
Информация должна быть: Достоверной; Дозированной; Лаконичной; Точной; Своевременной; Периодичной.

Слайд 52
Описание слайда:
Периодичность информирования: в ситуации ожидания информации о судьбе родственников периодичность информирования 3 - 4 часа в дневное время. в ситуации медленно развивающейся ЧС пер-вые дни 2-3 раза в день с третьего-четвертого дня 1-2 раза в день. Информатором может быть уполномо-ченное лицо (администрация, духовен-ство, авторитетный родственник постра-давших, врачи, представители силовых структур и др.)

Слайд 53
Описание слайда:
Приемы информационно-разъяснительной работы использовать четкие, короткие фразы (не более 11 слов в предложении), с элемен-тами внушения; темп, ритм и громкость речи должны быть удобны для восприятия пострадавшими; интонация речи должна быть утвердитель-ной; исключить из речи слова и фразы «пани-ка», «катастрофа», «спасайся, кто может» и т.п.;

Слайд 54
Описание слайда:
Приемы информационно-разъяснительной работы поза говорящего должна быть открытой; жесты должны соответствовать смыслу сообщения; не давать невыполнимых обещаний; при построении сообщения можно использовать прием «слоеного бу-терброда».

Слайд 55
Описание слайда:
Профилактика слухов Прогнозирование распространения слухов Среди каких социальных групп распрос-траняются слухи? Каковы виды и содер-жание слухов? Какие чувства отражают слухи? 1. «Прививка от слухов» наиболее вероят-ных объектов-мишеней. Первоначальное представление аудитории малой порции инфор-мации о событии, «переваривание» ее людьми, выработку ими определенной позиции принятия или непринятия с последующим предъявлением основного массива информации. Оперативное информирование «группы риска» по темам возможной дезинформации, т.е. превен-тивные опровергающие действия.

Слайд 56
Описание слайда:
Профилактика слухов 2. Завоевание доверия аудитории офици-альными источниками информации: «первичность сообщения», «авторитетный коммуникатор» и др. 3. Обеспечение доступности информации. 4. Поддержание эффективного руковод-ства на всех уровнях, повышение авто-ритета руководителей и доверия к ним.

Слайд 57
Описание слайда:
Пресечение слухов: 1. Игнорирование неправдоподобных слухов (технология «Бойкот») с одновременной демон-страцией опровергающих фактов. 2. Активное разоблачение слухов с использова-нием технологий «Контраргументация», «Таблица слухов», «Клиника слухов». «Таблица слухов» оформляется таким образом, чтобы в ней в одной колонке были перечислены «бродившие» некоторое время слухи, а в другой — реально наступившие события. Такая таблица может публиковаться в СМИ и отражаться в настенной информации.

Слайд 58
Описание слайда:
Прием «Клиника слухов» — это сбор будоражащих общественное мнение слухов, их обсуждение с группой пострадавших. 3. Снижение авторитета распространителей слухов.

Слайд 59
Описание слайда:
Информационно-разъяснительная работа

Слайд 60
Описание слайда:
Спасибо за внимание!


Скачать презентацию на тему Ковалев В.Н. – к.п.н., доцент кафедры психологии МГУ kovalev vn@mail.ru можно ниже:

Похожие презентации