Лидерство и руководство презентация

Содержание


Презентации» Образование» Лидерство и руководство
Лидерство и руководствоБ.Д. Парыгин называет следующие различия лидера и руководителя: 
 1) лидерЛидер и руководитель имеют дело с однопорядковым типом проблем, а именно,Лидерство
 Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результатеТеории происхождения лидерства
 Теория черт 
 исходит из положений немецкой психологииК. Бэрд
 список из 79 черт, упоминаемых различными исследователями как «лидерских».Пятифакторная модель личностных черт (Л. Первин и О. Джон)
 Экстраверсия
 Невротизм
Ситуационная теория лидерства
 Лидерство — продукт ситуации. 
 Качество необходимо в4 модели, почему лидеры становятся лидерами Е. Хартли
 Во-первых, если кто-тоСистемная теория лидерства 
 Лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношенийР. Бейлс, Ф. Слеттер
 Одновременно могут существовать лидеры двух типов:
 Инструментальный
Вероятностная модель эффективности руководства Ф. Фидлера
 НПС (ориентация на задачу/межличностные отношения)
Р.Л. Кричевский: концепция ценностного обмена как механизма выдвижения лидера. 
 ЦенностныеСтиль лидерства
 К. Левин 
 Эксперимент на группе детей подростков (11-12Техника и содержание решенийРезультаты эксперимента
 При авторитарном стиле лидерства было обнаружено, у членов группыПринятие группового решения
 Роль групповой дискуссии
 Цель экспериментального исследования Левина состоялаВыводы
 1) групповая дискуссия позволяет столкнуть противоположные позиции и тем самымРазвитие концепции
 активный поиск различных форм групповой дискуссии, стимулирующих принятие решенияЦенность групповых и индивидуальных решений
 Дж. Стойнер, 1961 «сдвиг риска»
 ПримерыДискуссия
 1) сдвиг в сторону риска обусловлен разделением ответственности
 2) рискИ. Джанис: группомыслие
 Стиль мышления людей, которые полностью включены в единуюЭффективность групповой деятельности
 И. Штайнер: вычисление продуктивности индивида в связи сРазвитие малой группы
 Психоаналитический толчок «Групповая психология и анализ Эго»
 ТеорияР. Морленд и Дж. Ливайн «социализация группы»
 Каждая стадия развития группыСистемно-процессуальная модель М. Чемерса
 Стадии в жизни группы соответствуют различным позициямХарактер культуры и общественных отношений 
 Коллективизм-индивидуализм
 Индивидуализм как ценность, свойственнаяМетодологические проблемы больших социальных групп
 Что такое большие группы
 Какова ихЧто же такое «большая социальная группа»?
 Случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременноХарактеристика больших групп
 Регуляторы социального поведения: нравы, обычаи, традиции
 Специфический языкСтруктура больших групп
 Почти все исследователи (Г.Г. Дилигенский, А.И. Горячева, Ю.В.Проблема соотношения психологических характеристик большой группы и сознания каждой отдельной личности,Методы
 Этнография: анализ продуктов культуры
 Социология: статистический анализ
 Языкознание: анализ знакомыхКонцепция социальных представлений С. Московиси
 Социальным представление – обыденное представление какой-либоМеханизм связи группы и социального представления
 Группа фиксирует некоторые аспекты социальнойОбщая характеристика стихийных групп
 Это кратковременные объединения большого числа лиц, частоОбщая характеристика стихийных групп
 Фактор формирования: общественное мнение 
 Во всякомТолпа, масса, публика
 Толпа образуется на улице по поводу самых различныхТолпа, масса, публика
 Масса обычно описывается как более стабильное образование сТолпа, масса, публика
 Публика — это кратковременное собрание людей для совместногоСходные средства коммуникативного и интерактивного процесса 
 Общественное мнение, представленное вСпособы воздействия в стихийных группах
 Заражение
 Внушение
 ПодражаниеДомашнее задание
 Подготовить вопросы по главам 8-14 (прислать до 13.05. включительно)



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Лидерство и руководство


Слайд 2
Описание слайда:
Б.Д. Парыгин называет следующие различия лидера и руководителя: 1) лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации; 2) лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой и является малая группа), руководство — элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношении; 3) лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а, напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры; 4) явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство — явление более стабильное; 5) руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет; 6) процесс принятия решения руководителем (и вообще в системе руководства) значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности; 7) сфера деятельности лидера — в основном малая группа, где он и является лидером, сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе.

Слайд 3
Описание слайда:
Лидер и руководитель имеют дело с однопорядковым типом проблем, а именно, они призваны стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач, заботиться о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены. Лидер и руководитель имеют дело с однопорядковым типом проблем, а именно, они призваны стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач, заботиться о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.

Слайд 4
Описание слайда:
Лидерство Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной за-дачи. Таким образом, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми.

Слайд 5
Описание слайда:
Теории происхождения лидерства Теория черт исходит из положений немецкой психологии конца XIX — начала XX в. и концентрирует свое внимание на врожденных качествах лидера. Лидером, согласно этой теории, может быть лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт.

Слайд 6
Описание слайда:
К. Бэрд список из 79 черт, упоминаемых различными исследователями как «лидерских». Среди них были названы такие: инициативность, общительность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность, дружелюбие (позже Р. Стогдилл к ним добавил бдительность, популярность, красноречие). Однако, если посмотреть на разброс этих черт у разных авторов, то ни одна из них не занимала прочного места в перечнях: 65% названных черт были вообще упомянуты лишь однажды, 16-20% — дважды, 4-5% — трижды и лишь 5% черт были названы четыре раза. Разнобой существовал даже относительно таких черт, как «сила воли» и «ум», что дало основание усомниться вообще в возможности составить более или менее стабильный перечень черт,

Слайд 7
Описание слайда:
Пятифакторная модель личностных черт (Л. Первин и О. Джон) Экстраверсия Невротизм Сознательность Доброжелательность Открытость

Слайд 8
Описание слайда:
Ситуационная теория лидерства Лидерство — продукт ситуации. Качество необходимо в данной ситуации лидер. Лидер лучше других может актуализировать в конкретной ситуации присущую ему черту (наличие которой в принципе не отрицается и у других лиц). Выдвижение лидера группой.

Слайд 9
Описание слайда:
4 модели, почему лидеры становятся лидерами Е. Хартли Во-первых, если кто-то стал лидером в одной ситуации, не исключено, что он же станет таковым и в другой ситуации. Во-вторых, вследствие воздействия стереотипов лидеры в одной ситуации иногда рассматриваются группой как лидеры «вообще». И в-третьих, человек, став лидером в одной ситуации, приобретает авторитет, и этот авторитет работает в дальнейшем на то, что данного человека изберут лидером и в другой раз. В-четвертых, отдельным людям свойственно «искать посты», вследствие чего они ведут себя именно так, что им «дают посты».

Слайд 10
Описание слайда:
Системная теория лидерства Лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер — как субъект управления этим процессом. Лидерство интерпретируется как функция группы, и изучать его следует поэтому с точки зрения целей и задач группы, хотя и структура личности лидеров при этом не должна сбрасываться со счетов.

Слайд 11
Описание слайда:
Р. Бейлс, Ф. Слеттер Одновременно могут существовать лидеры двух типов: Инструментальный Эмоциональный.

Слайд 12
Описание слайда:
Вероятностная модель эффективности руководства Ф. Фидлера НПС (ориентация на задачу/межличностные отношения) Уровень социального контроля (высокий-низкий: эффективен при ориентации на задачу)

Слайд 13
Описание слайда:
Р.Л. Кричевский: концепция ценностного обмена как механизма выдвижения лидера. Ценностные характеристики членов группы (значимые свойства личности) как бы обмениваются на авторитет и признание лидера. Лидером рассматривается тот, в ком в наиболее полном виде представлены такие качества, которые особенно значимы для групповой деятельности, т.е. являющиеся для группы ценностями.

Слайд 14
Описание слайда:
Стиль лидерства К. Левин Эксперимент на группе детей подростков (11-12 лет) Лепили маски из папье маше

Слайд 15
Описание слайда:
Техника и содержание решений

Слайд 16
Описание слайда:
Результаты эксперимента При авторитарном стиле лидерства было обнаружено, у членов группы не было пространства для творчества в процессе принятия решений При демократичном стиле лидерства продуктивность детей снижалась в количественном выражении, чем в командах под руководством авторитарного лидера, однако их вклад был более качественным. Члены группы были более мотивированными и включенными в процесс, что способствовало проявлениям креативности. При попустительском стиле лидерства члены группы требовали от своего лидера распоряжений и решений, не умели работать самостоятельно и крайне неохотно и неэффективно трудились сообща.

Слайд 17
Описание слайда:
Принятие группового решения Роль групповой дискуссии Цель экспериментального исследования Левина состояла в том, чтобы сравнить эффективность воздействия на мнение домохозяек традиционной формы, используемой рекламой (лекции), и новой формы — выработки собственного группового решения на основе групповой дискуссии. Было создано шесть групп добровольцев-домохозяек из Красного Креста, каждая группа по 13 — 17 человек. Некоторым из этих групп были прочитаны лекции о пользе субпродуктов и о желательности их покупки, а в других группах была проведена дискуссия по этим же вопросам. Через неделю были проведены интервью с целью выяснить, насколько изменились мнения домохозяек. В группах, слушавших лекции, было зарегистрировано 3% изменения мнений, в группах, где прошли групповые дискуссии, — 32%.

Слайд 18
Описание слайда:
Выводы 1) групповая дискуссия позволяет столкнуть противоположные позиции и тем самым помочь участникам увидеть разные стороны проблемы, уменьшить их сопротивление новой информации, 2) если решение инициировано группой, то оно является логическим выводом из дискуссии, поддержано всеми присутствующими, его значение возрастает, так как оно превращается в групповую норму

Слайд 19
Описание слайда:
Развитие концепции активный поиск различных форм групповой дискуссии, стимулирующих принятие решения Совещания Брейнсторминг А. Осборна Метод синектики У. Гордона

Слайд 20
Описание слайда:
Ценность групповых и индивидуальных решений Дж. Стойнер, 1961 «сдвиг риска» Примеры дилемм: перейти — без гарантий — на новую, высоко-оплачиваемую работу или остаться на старой, среднеоплачиваемой, но зато без риска; сыграть среднему шахматисту в престижном турнире и предпочесть почетное поражение или совершить рискованный ход, за которым может последовать грандиозный успех или полный провал. Члены групп сначала индивидуально выполняли задания, а затем проводили групповую дискуссию и решение принимали коллективно, затем, повторно – индивидуальное решение. Было выявлено, что во втором и в третьем случаях «рискованная» альтернатива выбиралась гораздо чаще.

Слайд 21
Описание слайда:
Дискуссия 1) сдвиг в сторону риска обусловлен разделением ответственности 2) риск вообще интерпретируется как ценность в обществе Европейская традиция: поляризация мнений: нормативное и информационное объяснение Что эффективнее: нахождение/разработка решения

Слайд 22
Описание слайда:
И. Джанис: группомыслие Стиль мышления людей, которые полностью включены в единую группу, где стремление к единомыслию важнее, чем реалистическая оценка возможных вариантов принятия правильного решения. Что формирует: очень высокая сплоченность группы, ярко выраженное наличие «мы-чувства», изоляция группы от альтернативного источника информации, высокий уровень неопределенности одобрения индивидуальных мнений членами группы.

Слайд 23
Описание слайда:
Эффективность групповой деятельности И. Штайнер: вычисление продуктивности индивида в связи с эффективностью руководителя Актуальная продуктивность=потенциальная-нереализованная

Слайд 24
Описание слайда:
Развитие малой группы Психоаналитический толчок «Групповая психология и анализ Эго» Теория развития групп В. Беннис, Г. Шеппард Т-группы Идея развития группы: 2 фазы тренинга (основная цель которого: построение валидной коммуникации для повышения соц-пси компетентности членов группы) Пусть достижения цели =развитие группы 1) вопрос о лидере 2) отношения между рядовыми членами

Слайд 25
Описание слайда:
Р. Морленд и Дж. Ливайн «социализация группы» Каждая стадия развития группы характеризуется по типу отношений группы с каждым новым вступающим в нее членом Критерии, на основе которых можно сравнивать различные стадии в развитии группы, следующие: оценивание (целей группы, ее положения среди других групп, значения целей группы для ее членов); обязательства группы по отношению к членам (степень удовлетворения взаимных ожиданий, последствия этих обязательств); преобразование ролей членов группы (большая или меньшая включенность членов группы, их идентифицированность с ней).

Слайд 26
Описание слайда:
Системно-процессуальная модель М. Чемерса Стадии в жизни группы соответствуют различным позициям (ролям) членов группы: сочетание стадий и процессов социализации в ней индивида

Слайд 27
Описание слайда:
Характер культуры и общественных отношений Коллективизм-индивидуализм Индивидуализм как ценность, свойственная американской культуре, порождает такие специфические нормы поведения индивида в группе, как ориентацию не на групповые, а на собственные цели, стремление подчеркнуть свой вклад в групповую деятельность, достаточную закрытость в общении, признание относительно низкой цены группы для своего существования в ней. Коллективизм как норматив традиционных обществ также определяет взаимоотношения индивида с малой группой. Он проявляет себя в таких нормативах поведения, как позитивное отношение к целям группы, уважение к уравнительному распределению «благ» в ней, большая открытость в общении, готовность поставить цели группы выше собственных.

Слайд 28
Описание слайда:
Методологические проблемы больших социальных групп Что такое большие группы Какова их структура: основные элементы, из соподчинение, характер взаимосвязи Соотношение психики отдельных индивидов с элементами групповой психики Какие методы использовать?

Слайд 29
Описание слайда:
Что же такое «большая социальная группа»? Случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности, куда относятся толпа, публика, аудитория В точном значении слова социальные группы, т.е. группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и потому долговременные, устойчивые в своем существовании (социальные классы, различные этнические группы (как их главную разновидность — нации), профессиональные группы, половозрастные группы (с этой точки зрения в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и т.д.).

Слайд 30
Описание слайда:
Характеристика больших групп Регуляторы социального поведения: нравы, обычаи, традиции Специфический язык (жаргон) Социальная детерминация процессов: ценности, стереотипы 2 характеристики времени: синхрония/диахрония

Слайд 31
Описание слайда:
Структура больших групп Почти все исследователи (Г.Г. Дилигенский, А.И. Горячева, Ю.В. Бромлей и др.) выделяют две составные части в ее содержании: 1) психический склад как более устойчивое образование (к кото-рому могут быть отнесены социальный или национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы и т.п.) 2) эмоциональная сфера как более подвижное динамическое образование (в которую входят потребности, интересы, настроения). Каждый из этих элементов должен стать предметом спецального социально-психологического анализа.

Слайд 32
Описание слайда:
Проблема соотношения психологических характеристик большой группы и сознания каждой отдельной личности, в нее входящей Психологические характеристики группы представляют собой то типичное, что характерно всем индивидам, и, следовательно, отнюдь не сумму черт, свойственных каждой личности Попытки сконструировать социальный тип личности как тип, свойственный социальной группе

Слайд 33
Описание слайда:
Методы Этнография: анализ продуктов культуры Социология: статистический анализ Языкознание: анализ знакомых систем

Слайд 34
Описание слайда:
Концепция социальных представлений С. Московиси Социальным представление – обыденное представление какой-либо группы о тех или иных социальных явлениях, т.е. способ интерпретации и осмысления повседневной реальности. При помощи социальных представлений каждая группа строит определенный образ социального мира, его институтов, власти, законов, норм. Социальные представления — инструмент группового социального познания, поскольку «представление» вырабатывается на основе опыта, деятельности группы, апеллируя к почерпнутым в этом опыте житейским соображениям (через их анализ познается психологический облик группы)

Слайд 35
Описание слайда:
Механизм связи группы и социального представления Группа фиксирует некоторые аспекты социальной действительности, влияет на их оценку, использует далее свое представление о социальном явлении в выработке отношения к нему. Созданное группой социальное представление способствует интеграции группы, как бы «воспитывая» сознание ее членов, доводя до них типичные, привычные интерпретации событий, т.е. способствуя формированию групповой идентичности. Эта концепция помогает более точному определению такого понятия как менталитет. Обычно под менталитетом понимается интегральная характеристика некоторой культуры, в которой отражено своеобразие видения и понимания мира ее представителями, их типичных «ответов» на картину мира.

Слайд 36
Описание слайда:
Общая характеристика стихийных групп Это кратковременные объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но тем не менее собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. Членами такого временного объединения являются представители разных больших организованных групп: классов, наций, профессий, возрастов и т.д. Такая «группа» может быть в определенной степени кем-то организована, но чаще возникает стихийно, не обязательно четко осознает свои цели, но тем не менее может быть весьма активной.

Слайд 37
Описание слайда:
Общая характеристика стихийных групп Фактор формирования: общественное мнение Во всяком обществе идеи, убеждения, социальные представления различных больших организованных групп существуют не изолированно друг от друга, а образуют своеобразный сплав, что можно определить как массовое сознание общества. Выразителем этого массового сознания и является общественное мнение. Оно возникает по поводу различных событий, может быстро изменять оценки, строится по принципу похожести «моих» взглядов и взглядов других людей Динамичность общественного мнения, включенность в него эмоцинальных оценок действительности, непосредственная форма его выражения могут послужить в определенный момент стимулом для создания стихийной группы и ее массовых действий.

Слайд 38
Описание слайда:
Толпа, масса, публика Толпа образуется на улице по поводу самых различных событий: дорожно-транспортного происшествия, поимки правонарушителя, недовольства действиями представителя власти или просто проходящего человека. Длительность ее существования определяется значимостью инцидента: толпа зевак может разойтись, как только элемент зрелищности ликвидирован. Толпа может все более и более возбуждаться и переходить к действиям. Ее эмоциональный накал может при этом возрастать, порождая агрессивное поведение участников, в толпе могут возникать элементы организации, если находится человек, который сумеет ее возглавить. Но если даже такие элементы возникли, они очень нестабильны: толпа легко может и смести возникшую организованность. Стихия остается основным фоном поведения толпы, приводя часто к его агрессивным фор-мам.

Слайд 39
Описание слайда:
Толпа, масса, публика Масса обычно описывается как более стабильное образование с до-вольно нечеткими границами. Она может оказаться в значительно большей степени организованной, когда определенные слои населения достаточно сознательно собираются ради какой-либо акции: манифестации, демонстрации, митинга. Высока роль организаторов: они обычно выдвигаются не непосредственно в момент начала действий, а известны заранее как лидеры тех организованных групп. В действиях массы более четки и продуманы как конечные цели, так и тактика поведения. Вместе с тем, как и толпа, масса достаточно разнородна, в ней тоже могут как сосуществовать, так и сталкиваться различные интересы, поэтому ее существование может быть неустойчивым.

Слайд 40
Описание слайда:
Толпа, масса, публика Публика — это кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем — на трибуне стадиона, в большом зрительном зале, на площади перед динамиком при прослушивании важного сообщения. В более замкнутых помещениях, например в лекционных залах, публику часто именуют аудиторией. Публика всегда собирается ради общей и определенной цели, поэтому она более управляема, в частности в большей степени соблюдает нормы, принятые в избранном типе организации зрелищ. Достаточно и здесь какого-либо инцидента, чтобы публика стала неуправляемой. Известны драматические случаи, к которым приводят неуемные страсти, например болельщиков футбола на стадионах и т.п.

Слайд 41
Описание слайда:
Сходные средства коммуникативного и интерактивного процесса Общественное мнение, представленное в них, дополняется информацией, полученной из разных источников. С одной стороны, из официальных сообщений средств массовой информации, которые в условиях массового поведения часто произвольно и ошибочно интерпретируются. С другой стороны, в подобных группах популярен иной источник информации — различного рода слухи и сплетни. У них — свои законы распространения и циркулирования, что выступает предметом специальных исследований в социальной психологии. Образовавшийся таким образом сплав суждений и утверждений начинает функционировать в массе или толпе, играя роль побудителя к действиям. При этом утрачивается необходимость собственной интерпретации информации, происходит групповое стимулирование действий. Возникает особый эффект доверия именно к той информации, которая получена «здесь и теперь» без всякой потребности проверки ее достоверности.

Слайд 42
Описание слайда:
Способы воздействия в стихийных группах Заражение Внушение Подражание

Слайд 43
Описание слайда:
Домашнее задание Подготовить вопросы по главам 8-14 (прислать до 13.05. включительно) Проанализируйте основные различия между понятиями: «заражение», «внушение», «подражание». Опишите возможности психолога при воздействии на толпу с целью минимизации эмоционального возбуждения (прислать до 13.05. включительно)


Скачать презентацию на тему Лидерство и руководство можно ниже:

Похожие презентации