Методологические основания науки презентация

Содержание


Презентации» Образование» Методологические основания науки
Методологические основания наукиФ. Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте.
Методологические основания науки
 Становление научного метода: субъект познания выбирает и используетМетодология науки
 учение о способах, формах, процедурах, операциях, правилах познавательной деятельности,Классификация методов 
 Метод - (от греч. мethodos – путь кДва взаимосвязанных уровня научного познания
 Эмпирический уровень включает:  наблюдение, МНОГОУРОВНЕВАЯ КОНЦЕПЦИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
 
 1. Всеобщие (философские) методы 
 2.Философские (всеобщие) методы познания 
 Метафизический подход: объекты и явления окружающегоДиалектический метод
 1. Рассматривать изучаемые объекты в свете диалектических законов:
 а) единстваФилософские (всеобщие методы)
 Герменевтический метод
 …целое понимается из отдельного, но иМетоды исследования, применяемые в общенаучных и частнонаучных  методах познания
 НаЭмпирические методы исследования. Наблюдение 
 Df: целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающеесяЭмпирические методы исследования: Измерение 
 Df: 
 процесс представления свойств реальныхЭмпирические методы исследования. Эксперимент
 Df: искусственное воспроизведение явле­ния, процесса в заданныхЭмпирические методы исследования. Эксперимент.
 В эксперименте выделяются: 
 1) цель эксперимента;Эмпирические методы исследования. Описание. 
 Описание – это фиксация признаков исследуемого объек­та,Теоретические методы 
 а) Формализация 
 б) Аксиоматический метод 
 в)Теоретические методы Формализация
  Df:отображение явления или предмета в знаковой форме какого-либоТеоретические методы. Гипотетико-дедуктивный метод 
 Df: заключается в создании системы дедуктивноТеоретические методы. АКСИОМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД 
 Метод построения теорий, в соответствии сТеоретические методы: Метод «восхождение от абстрактного к конкретному»
 исследователь вначале находитОбщелогические методы 
 а) Анализ и синтез
 б) Индукция и дедукцияМЕТОД АНАЛИЗА 
 1. АНАЛИЗ (др.-греч.— разложение, расчленение) — операция идеальногоМЕТОД СИНТЕЗА  
 1. Синтез (от греч. - соединение, сочетание,Общелогические методы Идеализация 
 Df: мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактныхОбщелогические методы 
 д) Аналогия (соответствие, сходство) - установление сходства вЧастнонаучные методы познания 
 Каждая частная наука ( биология,  химия,



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Методологические основания науки


Слайд 2
Описание слайда:
Ф. Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте. Ф. Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте. Р. Декарт методом называл "точные и простые правила", соблюдение которых позволяет отличить ложное от истинного.

Слайд 3
Описание слайда:
Методологические основания науки Становление научного метода: субъект познания выбирает и использует тот или иной инструмент познания, устанавливая и фиксируя взаимосвязь познавательной цели и средств ее достижения. Методологическое знание - это знание о способах постижения объекта. «Субъект не просто знает нечто, он также знает способ, в силу которого он знает это нечто» (Крымский С.Б.)

Слайд 4
Описание слайда:
Методология науки учение о способах, формах, процедурах, операциях, правилах познавательной деятельности, которое организует и направляет процесс познания на получение нового знания; 2) учение о закономерных, оптимальных связях между средствами научного познания и его результатами.

Слайд 5
Описание слайда:
Классификация методов Метод - (от греч. мethodos – путь к чему-либо, прослеживание, исследование) способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности. Методы различаются в зависимости от роли и места в процессе научного познания можно выделить

Слайд 6
Описание слайда:
Два взаимосвязанных уровня научного познания Эмпирический уровень включает: наблюдение, эксперимент, измерение; Теоретический уровень, базируясь на эмпирическом методе (уровне) имеет своим результатом гипотезы, теории, законы.

Слайд 7
Описание слайда:
МНОГОУРОВНЕВАЯ КОНЦЕПЦИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 1. Всеобщие (философские) методы 2. Общенаучные подходы и методы исследования: эмпирические методы исследования; теоретические методы познания; общелогические методы и приемы исследования 3. Частнонаучные методы 4. Дисциплинарные методы 5. Методы междисциплинарного исследования

Слайд 8
Описание слайда:
Философские (всеобщие) методы познания Метафизический подход: объекты и явления окружающего мира рассматриваются изолированно друг от друга, без учета их взаимных связей и как бы в застывшем фиксированном, неизменном состоянии. Диалектический подход: изучает объекты и явления со всем богатством их взаимосвязей, с учетом реальных процессов их изменения, развития. Синергетический подход Например, в естествознании общее для всех эволюциониру-ющих систем: неравновесность, спонтанное образование новых микроскопических (локальных) образований, изменения на макроскопическом (системном) уровне, возникновение новых свойств системы, этапы самоорганизации фиксации новых качеств системы

Слайд 9
Описание слайда:
Диалектический метод 1. Рассматривать изучаемые объекты в свете диалектических законов: а) единства и борьбы противоположностей; б) перехода количественных изменений в качественные; в) отрицания отрицания. 2. Описывать, объяснять и прогнозировать изучаемые яв­ления и процессы, опираясь на философские категории: обще­го, особенного и единичного; содержания и формы; сущности явления; возможности и действительности; необходимого и слу­чайного; причины и следствия. 3. Относиться к объекту исследования как к объективной реальности. 4. Рассматривать исследуемые предметы и явления: а) всесторонне; б) во всеобщей связи и взаимозависимости; в) в непрерывном изменении, развитии; г) конкретно-исторически. 5. Проверять полученные знания на практике.

Слайд 10
Описание слайда:
Философские (всеобщие методы) Герменевтический метод …целое понимается из отдельного, но и отдельное может быть понято только из целого…(Ф.Шлейермахер) Метод постмодернизма: маргинальность деконструкция Эклектичность и т.д.

Слайд 11
Описание слайда:
Методы исследования, применяемые в общенаучных и частнонаучных методах познания На эмпирическом уровне применяются: наблюдение, эксперимент, измерение На теоретическом уровне применяются: абстрагирование и идеализация (далеко зашедшее абстрагирование), формализация, индукция, Дедукция На эмпирическом и теоретическом уровнях всех методов познания применяются: анализ, синтез, аналогия, моделирование

Слайд 12
Описание слайда:
Эмпирические методы исследования. Наблюдение Df: целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств; систематическое и целенаправленное накопление фактических данных Выделяются: 1) объект и субъект наблюдения; 2) средства; 3) условия наблюдения; 4) систему знания; 5)требование интерсубъективности: наблюдение должно быть осуществлено так, чтобы его мог повторить любой другой наблюдатель с одинаковым результатом. 6)наблюдения разделяются на непосредственные и косвенные.

Слайд 13
Описание слайда:
Эмпирические методы исследования: Измерение Df: процесс представления свойств реальных объектов в виде числовой величины. определение численного значения неко­торой величины путем сравнения ее с эталоном Дает точные, количественные определенные сведения об окружающей действительности. Важнейшим показателем качества измерения, его научной ценности является точность

Слайд 14
Описание слайда:
Эмпирические методы исследования. Эксперимент Df: искусственное воспроизведение явле­ния, процесса в заданных условиях, в ходе которого проверяется выдвигаемая гипотеза. Позволяет варьировать, видоизменять условия протекания предпринимательских процессов, которые подлежат изучению в целях их приближения к предполагаемым условиям действительности.

Слайд 15
Описание слайда:
Эмпирические методы исследования. Эксперимент. В эксперименте выделяются: 1) цель эксперимента; 2) объект экспериментирования; 3) условия, в которых находится или помещается объект; 4) средства эксперимента; 5) материальное воздействие на объект Виды эксперимента Поисковый Проверочный Мысленный и др.

Слайд 16
Описание слайда:
Эмпирические методы исследования. Описание. Описание – это фиксация признаков исследуемого объек­та, которые устанавливаются, например, путем наблюдения или измерения. Описание бывает: 1) непосредственным, когда исследователь непосредствен­но воспринимает и указывает признаки объекта; 2) опосредованным, когда исследователь отмечает призна­ки объекта, которые воспринимались другими лицами Сравнение – это сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего, осуществляемое как органами чувств, так и с помощью специальных устройств.

Слайд 17
Описание слайда:
Теоретические методы а) Формализация б) Аксиоматический метод в) Гипотетико-дедуктивный метод г) Восхождение от абстрактного к конкретному.

Слайд 18
Описание слайда:
Теоретические методы Формализация  Df:отображение явления или предмета в знаковой форме какого-либо искусственного языка (например, логики, математики, химии) и изучение этого явления или предмета путем операций с соответствующими знаками. Использование формализации позволяет устранить недостатки естественного языка: многозначность, неточность, неопределенность. Формализация позволяет получать новое знание без эмпирики (новые фомулы). Формализация является основой для алгоритмизации.

Слайд 19
Описание слайда:
Теоретические методы. Гипотетико-дедуктивный метод Df: заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утвержения об эмпирических фактах. Гипотеза - предположение о свойствах, причинах, структуре, связях изучаемых объектов. Истинная гипотеза может не только давать объяснение известным данным, но и направлять исследование открытие новых явлений.

Слайд 20
Описание слайда:
Теоретические методы. АКСИОМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД Метод построения теорий, в соответствии с которым разрешается пользоваться в доказательствах лишь аксиомами и ранее выведенными из них утверждениями. Аксиома может иметь статус утверждения, предположения Аксиома –утверждение очевидного , не требующее экспериментальной проверки и не имеющее исключений. Создание неевклидовой геометрии, обсуждение вопросов типа «какая геометрия истинна?» Способствовало осознанию двух новых статусов аксиом: Аксиом как описаний (классов возможных универсумов рассуждений) и аксиом как предположений, а не самоочевидных утверждений.

Слайд 21
Описание слайда:
Теоретические методы: Метод «восхождение от абстрактного к конкретному» исследователь вначале находит главную связь изучаемого предмета (явления), затем прослеживает, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи Сущность отображается наиболее полно, Результатом использования этого метода является конкретное знание, обогащенное знанием всех основных элементов целого и их существенных связей.

Слайд 22
Описание слайда:
Общелогические методы а) Анализ и синтез б) Индукция и дедукция в) Абстрагирование - процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением свойств, интересующих исследователя.

Слайд 23
Описание слайда:
МЕТОД АНАЛИЗА 1. АНАЛИЗ (др.-греч.— разложение, расчленение) — операция идеального или материального расчленения целого (вещи, свойства, процесса или отношения между предметами) на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно-практической деятельности человека. Аналитические методы в математике: разложение функции в ряды, дифференциальное и интегральной исчисление; Аналитические методы в физике: спектральный анализ На производстве – конвейерная технология изготовления. 2. Декомпозиция – операция разложение системы на отдельные элементы, который может последовательно выполняться несколько раз.

Слайд 24
Описание слайда:
МЕТОД СИНТЕЗА 1. Синтез (от греч. - соединение, сочетание, составление) — операция идеального или материального соединения различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания. 2. Операция агрегирования — установление отношений между элементами, объединение нескольких элементов в единое целое Результатом агрегирования (синтеза) является система, называемая агрегатом. Эмерджентность (от англ. emergent – внезапно возникающий): система обладает свойством или свойствами, отсутствующими у ее компонентов. Например: в биологии: свойства биологического вида или биологической популяции не представляют собой свойства отдельных особей; в антропологии: понятия рождаемость, смертность, неприменимы к отдельной особи, но применимы к народу в целом; в почвоведении: эмерджентным свойством почвы является плодородие

Слайд 25
Описание слайда:
Общелогические методы Идеализация Df: мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных , т.е. идеализированных объектов, условий, ситуаций принципиально не осуществимых в действительности. Идеализация включает абстракцию, но не ограничивается ею.

Слайд 26
Описание слайда:
Общелогические методы д) Аналогия (соответствие, сходство) - установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами. е) Моделирование - метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте – модели.

Слайд 27
Описание слайда:
Частнонаучные методы познания Каждая частная наука ( биология, химия, геология и т. д. ) имеют свои специфические методы исследования. Частнонаучные методы содержат в различных сочетаниях те или иные методы познания, базируются на них и могут включать наблюдения, измерения, индуктивные или дедуктивные умозаключения и т. д. Характер сочетания различных методов и его использования зависит от условий исследования, природы изучаемых объектов


Скачать презентацию на тему Методологические основания науки можно ниже:

Похожие презентации