Нравы и обычаи Древней Греции и Древнего Рима

Содержание


Презентации» История» Презентация Нравы и обычаи Древней Греции и Древнего Рима
Роль семьи в Древней Греции
      Считалось,Роль семьи в Древнем Риме
     Уже вВоспитание и образование в Древней Греции
     НачинаяДевочки рано привыкали к труду. Под опекой матери они учились прясть,Воспитание и образование в Древнем Риме
     КакДевочки из богатых семей учились дома, те же, кто победней, ходилиМедицина в Древней Греции
     Изобретение врачебного искусстваМедицина в Древнем Риме
     Родоначальниками медицины вМонетная система в Древней Греции
      ВМонетная система в Древнем Риме.
   В эпоху перехода отПраздники и зрелища в Древней Греции
     МузыкаТрадиционной датой начала Олимпийских игр считается 776 год до н.э. –Праздники и зрелища в Древнем Риме
     КакПервые организованные гладиаторские игры сохранили связь с погребальными обрядами.



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:


Слайд 2
Описание слайда:

Слайд 3
Описание слайда:

Слайд 4
Описание слайда:

Слайд 5
Описание слайда:
Роль семьи в Древней Греции Считалось, что супружество преследует две цели: общегосударственную и частно-семейную. Заключение брака предшествовалось формальное обручение. Обещание жениху давала не сама невеста, а её отец от её имени. В классической Греции свобода женщин подвергалась существенным ограничениям. Даже свободная женщина не имела прав. Почти все дни гречанки проводили на женской половине дома – в гинекее, занимаясь домашним хозяйством и воспитанием детей. Появлением на свет мальчиков было для семьи событием торжественным. Когда рождался мальчик, двери дома украшали оливковыми ветвями, а когда девочка – шерстяными нитками.

Слайд 6
Описание слайда:
Роль семьи в Древнем Риме Уже в древние времена семья была в Риме прочной и сплоченной ячейкой общества, в которой безраздельно властвовал отец семейства – «патер фамилиас». Понятие семьи в римских правовых памятников было иным, чем сегодня, в состав её входили не только отец и мать и незамужние дочери, но и замужние дочери, не переданные формально под власть мужа, сыновья со своими семьями, а также рабы и прислуга. Мать семейства ведала всем домашним хозяйством и занималась воспитанием детей, пока те были маленькими. В канун свадьбы невеста приносила в жертву богам свои детские игрушки и носившееся ею до той поры одежды–точно также поступали и греческие девушки. Хотя римские законы и отстраняли женщину от участия и отстраняли женщину от участия в делах государственных, матери, жены и сестры римских граждан хорошо ориентировались в политике, о многом узнавали от своих мужей, отцов, и даже помогали своим родным. Ухаживать за малышами римлянки доверяли рабыням-гречанкам.

Слайд 7
Описание слайда:
Воспитание и образование в Древней Греции Начиная с семи лет мальчики попадали под опеку отца. Они приобретали навыки обращения с оружием, обучались музыке и танцам. Готовясь к участию в общественной жизни, мальчики овладевали ораторским искусством. Готовили мальчика и к жизни практической: он учился вести хозяйство, наблюдал, как работают в поле и в винограднике, знакомился даже с практической медициной. С 14 лет начиналось систематическое занятие физическими тренировками, что служило подготовкой к воинской службе. Начиная с 18 лет, молодые люди должны были окончить эфебию (военно-спортивное учреждение), в которрой обучались 4 года. Совершенно иную, чем в Афинах, форму обучение мальчиков в Спарте. Семи лет от роду мальчик переходил под опеку государства. Включенный в один из отрядов, называвшихся илами, он мог после 4-летней подготовки, в 12 лет, приступить уже к более серьезным занятиям, которые завершал лишь в 20-летнем возрасте в качестве ирена-зрелого юноши. Интеллектуальная подготовка спартанцев ограничивалась умением читать, писать, знанием нескольких религиозных и военных песен, а также некоторые сведения о традициях Спарты, о её истории, религии и обрядах.

Слайд 8
Описание слайда:
Девочки рано привыкали к труду. Под опекой матери они учились прясть, ткать, вести домашнее хозяйство, практиковались даже в лечении своих домочадцев, а также учились читать и писать. Девочки рано привыкали к труду. Под опекой матери они учились прясть, ткать, вести домашнее хозяйство, практиковались даже в лечении своих домочадцев, а также учились читать и писать. В Спарте воспитание девочек мало отличалось от воспитания мальчиков. На первом месте стояла физическая сила и выносливость. Девочки занимались гимнастикой, упражнялись в беге, метании диска, даже в борьбе. А также их учили пению и танцам. В VI-V в. до н.э. первые школы ещё отличались между собой системой образования, у истоков многих школ стояли греческие философы. Ничего неизвестно о греческих школах для рабов наподобие римских. Но так как рабы – педагоги должны были водить в школу греческих мальчиков, присутствовать на уроках, делать вместе с детьми уроки, то можно предпоожить, что среди рабов было немало грамотных и образованных людей.

Слайд 9
Описание слайда:
Воспитание и образование в Древнем Риме Как мальчики, так и девочки начинали учиться с семи лет. Девочки из богатых семей – дома, под руководством матери, мальчики имели своего домашнего учителя, а те, кто происходил из семей менее состоятельных, посещали школу. Школы эти были частными, содержали их, чаще всего, греки – вольноотпущенники. Мальчики, ходившие в школу, были под постоянной опекой раба-педагога: он сопровождал их на занятия, а дома выполнял роль воспитателя и учителя одновременно. Римляне охотно отправляли своих детей на учебу за границу. Денег на это не жалели. Учились римляне в Афинах или на острове Родос. В возрасте 17-18 лет молодому человеку предстояло на время оставить обучение и пройти военную службу. Одинаковое значение придавалось развитию интеллектуальных и физических способностей, упражнения и иные занятия не носили военного характера.

Слайд 10
Описание слайда:
Девочки из богатых семей учились дома, те же, кто победней, ходили в школу вместе с мальчиками. Существовало, таким образом, совместное обучение с обязательной общей программой. Образование было необходимо женщинам прежде всего для участия в общественной жизни, в частности в общих собраниях граждан. Девочки из богатых семей учились дома, те же, кто победней, ходили в школу вместе с мальчиками. Существовало, таким образом, совместное обучение с обязательной общей программой. Образование было необходимо женщинам прежде всего для участия в общественной жизни, в частности в общих собраниях граждан. Кроме того, девочки должны были заботиться о своем интеллектуальном развитии как будущие матери. Рабов разделяли на две категории: это те, кто оказался в Риме уже взрослыми людьми, и те, кто родился в доме своего господина. Среди первых было много образованных людей и, овладев латинским языком, они становились секретарями, библиотекарями. Для детей рабов организовывали школы – педагогиум. Программа в таких школах мало отличалась от программы для детей свободных граждан. Иного рода учебным заведением была школа гладиаторов. Сражаясь и умирая в амфитеатрах, они, лучшие ученики этих школ, развлекали богачей и отвлекали, успокаивали народные толпы, пристраиваюшиеся к подобным кровавым зрелищам.

Слайд 11
Описание слайда:
Медицина в Древней Греции Изобретение врачебного искусства греки приписывали богам: Апполону, Асклепию и Артемиде. В VI веке до н.э. в Греции появились многочисленные святилища – больницы, так называемые асклепионы, где жрецы – лекари поддерживали культ великого бога-исцелителя. Расцвет врачебной деятельности жрецов в асклепионах пришёлся на V век до н.э. На рубеже V – VI вв. до н.э. получило известность святилище Асклепия на острове Кос, где сформировалась знаменитая медицинская школа, связанная с именем Гиппократа, «отца медицины», работавшего не только на острове Кос, но и в Афинах, в Фессалии. Методы лечения постоянно обновлялись и уже не сводились только к принятию лекарства. Геродик из Силибрии во Фракии стал применять массажную терапию, лечебную гимнастику. Диокл из Кариста большое внимание уделял вопросам гигиены тела, диете и умению правильно чередовать работу и отдых. Искусство врачевания росло, применялись все новые методы лечения, но независимо от этого сохранялась и народная медицина.

Слайд 12
Описание слайда:
Медицина в Древнем Риме Родоначальниками медицины в Риме считали богов – Апполона и Асклепия-Эскулапа. Однако люди в Италии лечили друг друга еще задолго до того, как там утвердился культ Эскулапа. Практика и теория врачевания развивалась в Риме параллельно. В I веке н.э. Авл Корнелий Цельс, теоретик, сам не занимавшийся лечением больных, написал о различных недугов и методов борьбы с ними. Одним из самых выдающихся врачей древности был Гален. Он был практиком и теоретиком одновременно. В своих медицинских трактатах он касается анатомии, физиологии, гигиены и диететики, патологии и других областей медицины. Постепенно в Риме складывалась четкая специализация: были хирурги, окулисты, ларингологи, специалисты по женским болезням. Женщины в Риме, в отличие от греческих, не были отстранены от лечения, но независимо от этого сохранялась и народная медицина, траволечение, знахарство, а также вера в целительную силу некоторых священных источников.

Слайд 13
Описание слайда:
Монетная система в Древней Греции В древнейшие времена в Греции, как и повсюду существовала торговля в форме непосредственного обмена. В дальнейшем за товары стали платить кусочками ценных металлов, а на следующем этапе кусочкам придавали форму: бруски, кружочки определенного веса. Пользовались ими до тех пор, пока не начали выпускать, наконец, настоящие монеты с выбитыми на них символами отдельных государств. Ценность бесформенных кусочков металла определялась их весом, и это нашло выражение даже в названиях некоторых мер веса и самих греческих и римских монет. Но когда ценность этих кусочков стала определяться штемпелем, нанесенным на монету, возникла система, близкая к современному денежному обращению. Первые монеты появились в греческих городах на побережье Малой Азии около 700 г. До н.э. Монеты эти чеканили из сплава золота с серебром, с так называемым электроном, или с «белым серебром». Первые золотые монеты начали чеканить в Лидии, именно там было много золотого песка. С появлением монет пришлось ввести устойчивую монетарную систему. Отдельные полисы имели свою монетную систему. Одним из способов наживы было уже в те времена изготовление фальшивых денег. О греческих фальшивомонетчиках упоминает Геродот. Однако крупных размахов этот малопочетный промысел достиг только в Риме.

Слайд 14
Описание слайда:
Монетная система в Древнем Риме. В эпоху перехода от непосредственного обмена товарами и введению денежного обращения главным средством платежа был скот. В дальнейшем за товары стали расплачиваться медными брусками прямоугольной формы. При всех расчетах деньги отмеряли по весу. Настоящие монеты появились в Риме в середине V века до н.э. Но лишь с IV века до н.э. в Риме стали чеканить серебряные монеты. Их появление связано с растущими контактами между Римом и греческими колониями на юге Италии, где деньги из драгоценных металлов были уже в ходу. Золотые монеты вошли в обиход в период, когда Римская республика доживала свои последние годы. Организация монетного дела в Риме произошла в 289 г. До н.э. с учреждением особой коллегии в составе трех человек. Между монетами времен республики и империи заметны различия в знаках. Около 225 г. До н.э. в Римской империи действовала крупная, хорошо организованная шайка фальшивомонетчиков. Их центром была провинция Паннония. Свой преступный промысел они довели до совершенства и нанесли громадный ущерб финансовой системе государства.

Слайд 15
Описание слайда:
Праздники и зрелища в Древней Греции Музыка и пение находились под покровительством трех муз: Эвтерпы, Эрато и Полигимнии. Только танец имел свою музу – Терпсихору. Среди музыкальных инструментов следует отметить большую популярность флейты, арфы, кифары. Изобретение лиры приписывают богу Гермесу. Считается, что в III в. до н.э. в греческих городах появились первые музыкальны школы. Большой интерес у греков вызывали у греков вызывали выступления мимов. Они демонстрировали очень выразительные бытовые сценки, сопровождающиеся легкими песнями и танцами, остроумными импровизациями. В V веке до н.э. триединовая хорея – музыка, пение, танец – породили театр. Это были представления, посвященные богу виноделия, плодородия Дионису. Это были великие Дионисии. Театр Диониса в афинах дошел до наших дней, однако он несколько раз перестраивался и восстанавливался. Театр для греков – это было большое религиозное торжество. Известен всему миру был также и греческий одеон – здание, предназначенное для музыкальных и поэтических состязаний. Главные торжества проходили в Аттике во время Панафинейских празднеств. Великие Панафинеи длились пять дней. Начинались они с торжественной процесии к храму богини Афины Паллады. В эти дни проходили состязания: гонки на колесницах, легкоатлетические состязания. В эти дни праздника проходили также и музыкальные конкурсы, выступления чтецов. Излюбленным развлечением были танцы в полном вооружении (пирриха)

Слайд 16
Описание слайда:
Традиционной датой начала Олимпийских игр считается 776 год до н.э. – под этим годом они впервые упоминаются в источниках. Игры в Олимпии проходили в священной роще Зевса. С Олимпийскими играми связаны великие достижения древнегреческой цивилизации, а также новые традиции страны. Например, экехирия – запрет всем греческим государствамвести войны в период проведения игр. В 708 г. До н.э. было введено пятиборье – пентатлон: прыжки, бег, метание диска, метание копья, борьба. Устраивались ли соревнования по плаванию неизвестно. Как бы то ни было, среди греков были великолепные пловцы. Традиционной датой начала Олимпийских игр считается 776 год до н.э. – под этим годом они впервые упоминаются в источниках. Игры в Олимпии проходили в священной роще Зевса. С Олимпийскими играми связаны великие достижения древнегреческой цивилизации, а также новые традиции страны. Например, экехирия – запрет всем греческим государствамвести войны в период проведения игр. В 708 г. До н.э. было введено пятиборье – пентатлон: прыжки, бег, метание диска, метание копья, борьба. Устраивались ли соревнования по плаванию неизвестно. Как бы то ни было, среди греков были великолепные пловцы. Известно, что к участию в играх не допускались рабы, иностранцы и замужние женщины. Лишь одной женщине позволено было наслаждаться зрелищем: это была жрица богини Деметры, святилище которой находилось в Олимпии. Игры проходили пять дней. В Афинах олимпионикам ставили памятники, они могли занимать в театре и на всю оставшуюся жизнь был освобожден от уплаты налогов. В Спарте победителей чествовали по-своему, по-военному: во время войны олимпиники сражались в первых рядах бок о бок со спартанским царем.

Слайд 17
Описание слайда:
Праздники и зрелища в Древнем Риме Как и в Греции, в Древней Италии ни один праздник не обходился без музыки, пения и танцев. И здесь существовала триединая хорея. Из ударных инструментов римляне знали кимвал, систр (разновидность трещотки), крупесиорны. Широко распространены были кифара, лира, самбук (небольшая арфа треугольной формы), флейта. Без танцоров и танцовщиц в Риме так же не обходились ни пиры, ни публичные зрелища, ни торжественные шествия, как и без музыки и пения. Как и в Греции, происхождение римских празднеств и зрелищ неотделимо от истории местных верований, культов и религиозных обрядов. Говоря о римском театре, следует отметь, характер театральных представлений в Риме был совершенно иным, чем в Греции. Здесь заметно сказалось влияние этрусков, а затем и греков. Старейший считается малый театр в Помпеях (80 в. до н.э.) вместить он мог около 15 тысяч человек. Новинкой римского театра был занавес. По окончанию представления занавес поднимался. Помимо театра в Помпеях, Рим славился еще двумя театрами: театр Бальба, сооруженный при Октавиане Августе , театр Марцелла, начатый при Юлии Цезаре, но открытый только 11 году до н.э. Древнейшими в Риме считались Таврские игры в честь подземных богов. Впервые они были проведены царем Тарквинием Гордым. Важнейшими играми считались Великие игры. Они были посвящены Юпитеру и длились 4 дня. Каждую весну, в середине мая, в Риме устраивали Амбарвалии, праздник в честь бога Марса;

Слайд 18
Описание слайда:
Первые организованные гладиаторские игры сохранили связь с погребальными обрядами. Первые организованные гладиаторские игры сохранили связь с погребальными обрядами. Само слово «гладиатор» образовано от слово «гладиус» - меч. Со временем для гладиаторских боев стали строить амфитеатры. И бои стали устраивать по разным поводам: будь то похороны или праздники. Гладиаторов отбирали главным образом из военнопленных, преступников, осужденных на смерть. Первоначально вооружение гладиатора состояло из копья, шлема, длинного прямоугольного щита и ножных доспехов. Постепенно вооружение менялось и становилось все более разнообразным. Особое удовольствие безжалостной публике доставляло, когда на арену выходил гладиатор в глухом шлеме, спускавшимся на лицо и лишенных отверстий для глаз. Как известно, жизнь раненного бойца зависела от воли зрителей: большим пальцем они указывали жить раненному или нет, поднимая палец или опуская его вниз. Некоторые гладиаторы были особенно популярны в Риме: Гермес, Гелий, Адволант. Со временем на аренах амфитеатров стали устраиваться бои гладиаторов с дикими зверями.

Слайд 19
Описание слайда:


Презентация на тему Нравы и обычаи Древней Греции и Древнего Рима доступна для скачивания ниже:

Похожие презентации