Оттепель» в духовной жизни презентация

Содержание


Презентации» Образование» Оттепель» в духовной жизни
«Оттепель»  в духовной жизни.
 СССР в 1953 – 1964 гг.«Оттепель» (1953-1964 гг.)
 И.Эренбург в повести «Оттепель» назвал этот период «оттепелью»,Хрущевская «оттепель» конца 50-х-начала 60-х годов - это не весна, вОттепель проявилась не только в снятии наиболее жестких ограничений на деятелейВ 1957 г. после международного фестиваля молодежи на улицах появились стилягиСоветский читатель заново открыл для себя многих авторов, имена которых замалчивалисьХарактерной чертой эпохи стал массовый интерес к поэзии. 
 Характерной чертойШирокую популярность обрел жанр авторской песни, в которой автором текста, музыкиОсобым духом творческих исканий проникнута литература писателей – «шестидесятников»:
 Особым духомВажную роль в литературной жизни 1960-х гг. играли литературные журналы.
 ВажнуюВ произведениях, посвященных Великой Отечественной войне, героически возвышенные образы сменяются изображениемБольшим событием стала публикация в 1962 г. на страницах журнала «НовыйЛучшие фильмы первых лет «оттепели» также показывают «человеческое лицо» войны: 
«Баллада о солдате», режиссер Г.Н. Чухрай.
 «Баллада о солдате», режиссер Г.Н.«Судьба человека» по повести М. А. Шолохова, режиссер С.Ф. Бондарчук.
 «СудьбаОднако внимание властей к литературно-художественному процессу как зеркалу общественных настроений неВ конце 1950-х гг. возник литературный самиздат.
 В конце 1950-х гг.Другим источником знакомства с неподцензурным творчеством стал «тамиздат» - печатавшиеся заВ СССР роман готовили к публикации в «Новом мире», но книгу«Я пропал, как зверь в загоне,
  «Я пропал, как зверьПроцессы обновления затронули и изобразительное искусство. 
 Процессы обновления затронули иСкульпторы работают над созданием мемориальных комплексов, посвященных Великой Отечественной войне.
 СкульпторыВласть искала новые приемы воздействия на интеллигенцию.
 Власть искала новые приемыВ 1962 г. Н.С. Хрущев посетил выставку московских художников-авангардистов в Манеже.



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
«Оттепель» в духовной жизни. СССР в 1953 – 1964 гг.


Слайд 2
Описание слайда:
«Оттепель» (1953-1964 гг.) И.Эренбург в повести «Оттепель» назвал этот период «оттепелью», наступившей после долгой и суровой сталинской зимы. Период «оттепели» характеризовался смягчением политического режима, началом процесса реабилитации жертв массовых репрессий 1930-х – начала 1950-х гг., расширением прав и свобод граждан, некоторым ослаблением идеологического контроля в области культуры и науки.

Слайд 3
Описание слайда:
Хрущевская «оттепель» конца 50-х-начала 60-х годов - это не весна, в том значении, как мы понимаем, но это надежды на весенние перемены в стране. Хрущевская «оттепель» конца 50-х-начала 60-х годов - это не весна, в том значении, как мы понимаем, но это надежды на весенние перемены в стране. Поколение молодых людей стали называть шестидесятниками. Термин впервые появился в заглавии опубликованной статьи С. Рассадина в декабре 1960 г. в журнале «Юность» о молодых писателях, их героях и читателях. Шестидесятников объединяло обостренное чувство ответственности за судьбу страны и убежденность в возможности обновления советской политической системы.

Слайд 4
Описание слайда:
Оттепель проявилась не только в снятии наиболее жестких ограничений на деятелей культуры, но и в постепенном возобновлении культурных связей с зарубежными странами. Оттепель проявилась не только в снятии наиболее жестких ограничений на деятелей культуры, но и в постепенном возобновлении культурных связей с зарубежными странами. 1957 г. – в Москве прошел Всемирный фестиваль молодежи и студентов, положивший начало регулярным контактам советской молодежи с зарубежными сверстниками.

Слайд 5
Описание слайда:
В 1957 г. после международного фестиваля молодежи на улицах появились стиляги – молодежь, одетая по западной моде. В 1957 г. после международного фестиваля молодежи на улицах появились стиляги – молодежь, одетая по западной моде. Власть пыталась держать эти процессы под контролем. Стиляг осуждали и высмеивали.

Слайд 6
Описание слайда:
Советский читатель заново открыл для себя многих авторов, имена которых замалчивались в 1930-1940-е гг. : заново вошли в литературу С.А. Есенин, М.И. Цветаева, А.А. Ахматова Советский читатель заново открыл для себя многих авторов, имена которых замалчивались в 1930-1940-е гг. : заново вошли в литературу С.А. Есенин, М.И. Цветаева, А.А. Ахматова

Слайд 7
Описание слайда:
Характерной чертой эпохи стал массовый интерес к поэзии. Характерной чертой эпохи стал массовый интерес к поэзии. В это время появилась целая плеяда замечательных поэтов – «шестидесятников»: Е. А. Евтушенко, А.А. Вознесенский, Б.А. Ахмадулина, Р.И. Рождественский.

Слайд 8
Описание слайда:
Широкую популярность обрел жанр авторской песни, в которой автором текста, музыки и исполнителем являлся, как правило, один человек. Широкую популярность обрел жанр авторской песни, в которой автором текста, музыки и исполнителем являлся, как правило, один человек. А.А. Галич, Б.Ш. Окуджава, В. С. Высоцкий – настоящие властители дум молодежи 1960-1970-х гг.

Слайд 9
Описание слайда:
Особым духом творческих исканий проникнута литература писателей – «шестидесятников»: Особым духом творческих исканий проникнута литература писателей – «шестидесятников»: Д.А. Гранина «Иду на грозу», Ю.П. Германа «Дорогой мой человек», писателя – фантаста И.А. Ефремова «Туманность Андромеды».

Слайд 10
Описание слайда:
Важную роль в литературной жизни 1960-х гг. играли литературные журналы. Важную роль в литературной жизни 1960-х гг. играли литературные журналы. 1955 г. – вышел первый номер журнала «Юность». Особую популярность среди читателей обрел журнал «Новый мир», главный редактор А.Т. Твардовский

Слайд 11
Описание слайда:
В произведениях, посвященных Великой Отечественной войне, героически возвышенные образы сменяются изображением тяжести военных будней. В произведениях, посвященных Великой Отечественной войне, героически возвышенные образы сменяются изображением тяжести военных будней. Новую правду о войне раскрывали в своих произведениях Ю.В. Бондарев «Батальоны просят огня», М. А. Шолохов «Судьба человека», К. М. Симонов «Живые и мертвые».

Слайд 12
Описание слайда:
Большим событием стала публикация в 1962 г. на страницах журнала «Новый мир» повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», где автор на основании собственного лагерного опыта размышлял о жертвах сталинских репрессий. Большим событием стала публикация в 1962 г. на страницах журнала «Новый мир» повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», где автор на основании собственного лагерного опыта размышлял о жертвах сталинских репрессий.

Слайд 13
Описание слайда:
Лучшие фильмы первых лет «оттепели» также показывают «человеческое лицо» войны: Лучшие фильмы первых лет «оттепели» также показывают «человеческое лицо» войны: «Летят журавли» по пьесе В. Розова «Вечно живые», режиссер М.К. Калатозов.

Слайд 14
Описание слайда:
«Баллада о солдате», режиссер Г.Н. Чухрай. «Баллада о солдате», режиссер Г.Н. Чухрай.

Слайд 15
Описание слайда:
«Судьба человека» по повести М. А. Шолохова, режиссер С.Ф. Бондарчук. «Судьба человека» по повести М. А. Шолохова, режиссер С.Ф. Бондарчук.

Слайд 16
Описание слайда:
Однако внимание властей к литературно-художественному процессу как зеркалу общественных настроений не ослабевало. Однако внимание властей к литературно-художественному процессу как зеркалу общественных настроений не ослабевало. Цензура тщательно отыскивала и уничтожала любые проявления инакомыслия. Так рукопись романа В.С. Гроссмана «Жизнь и судьба», о судьбе, жертвах и трагедии ввергнутого в войну народа, была изъята у автора органами госбезопасности. По сохранившимся в списках двум экземплярам роман был опубликован в СССР только в годы перестройки.

Слайд 17
Описание слайда:

Слайд 18
Описание слайда:
В конце 1950-х гг. возник литературный самиздат. В конце 1950-х гг. возник литературный самиздат. Так назывались ходившие в списках в виде машинописных, рукописных или фотокопий издания не прошедших цензуру произведений переводных иностранных и отечественных авторов. В самиздатовских копиях распространялись стихи М.И. Цветаевой, А.А. Ахматовой, Н. С. Гумилева, молодых современных поэтов.

Слайд 19
Описание слайда:
Другим источником знакомства с неподцензурным творчеством стал «тамиздат» - печатавшиеся за границей произведения отечественных авторов, возвращавшиеся затем окольными путями на родину к своему читателю. Другим источником знакомства с неподцензурным творчеством стал «тамиздат» - печатавшиеся за границей произведения отечественных авторов, возвращавшиеся затем окольными путями на родину к своему читателю. Так произошло с романом Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго», который с 1958 г. распространялся в самиздатовских списках в узком кругу заинтересованных читателей.

Слайд 20
Описание слайда:
В СССР роман готовили к публикации в «Новом мире», но книгу запретили как «проникнутую духом неприятия социалистической революции». В СССР роман готовили к публикации в «Новом мире», но книгу запретили как «проникнутую духом неприятия социалистической революции». В центре внимания – судьбы интеллигенции в вихре событий революций и Гражданской войны. После присуждения Б.Л. Пастернаку в 1958 г. Нобелевской премии по литературе в СССР развернулась кампания по травле писателя. Пастернак был исключен из Союза писателей СССР. Писатель категорически отверг требования властей покинуть страну, но был вынужден отказаться от премии. Конфликт губительным образом сказался на здоровье писателя – 30 мая 1960 г. его не стало.

Слайд 21
Описание слайда:
«Я пропал, как зверь в загоне, «Я пропал, как зверь в загоне, Где-то воля, люди, свет. А за мною шум погони, Мне наружу хода нет… Что ж посмел я намаракать, Пакостник я и злодей? Я весь мир заставил плакать Над красой земли моей»

Слайд 22
Описание слайда:
Процессы обновления затронули и изобразительное искусство. Процессы обновления затронули и изобразительное искусство. Шестидесятые годы – время становления так называемого «сурового стиля» в советской живописи. В полотнах Д. Д. Жилинского «Молодые скульпторы», В.Е. Попкова «Строители Братской ГЭС» реальность предстает без обычной в 1940-1950-е гг. лакировки, нарочитой праздничности и парадности.

Слайд 23
Описание слайда:

Слайд 24
Описание слайда:
Скульпторы работают над созданием мемориальных комплексов, посвященных Великой Отечественной войне. Скульпторы работают над созданием мемориальных комплексов, посвященных Великой Отечественной войне. В 1960-е гг. были возведены памятник – ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане (1963-1967 гг., скульптор Е.В. Вучетич), Мемориал на Пискаревском кладбище в Ленинграде (1960 г., скульпторы В.В. Исаева, Р.К. Таурит).

Слайд 25
Описание слайда:

Слайд 26
Описание слайда:

Слайд 27
Описание слайда:
Власть искала новые приемы воздействия на интеллигенцию. Власть искала новые приемы воздействия на интеллигенцию. С 1957 г. стали регулярными встречи руководителей ЦК КПСС с деятелями искусства и литературы. На этих встречах подвергалось «зубодробительной» критике все, что не вписывалось в официальную идеологию режима. Заодно отрицалось и все, что было лично не понятно самому Хрущеву. Личные вкусы руководителя страны вновь приобрели характер официальных оценок.

Слайд 28
Описание слайда:
В 1962 г. Н.С. Хрущев посетил выставку московских художников-авангардистов в Манеже. В 1962 г. Н.С. Хрущев посетил выставку московских художников-авангардистов в Манеже. Авангардная живопись и скульптура вызвали у первого секретаря ЦК КПСС резко отрицательную реакцию. Жесткая критика за «формализм» и «безыдейность», развернувшаяся в печати после скандала на выставке в Манеже, загнала этих художников в «подполье» - на квартиры (отсюда появился феномен «квартирных выставок» и название «другого искусства» - андеграунд от англ.Underground – подземелье). Скульптор Э. Неизвестный покинул страну.

Слайд 29
Описание слайда:

Слайд 30
Описание слайда:

Слайд 31
Описание слайда:


Скачать презентацию на тему Оттепель» в духовной жизни можно ниже:

Похожие презентации